Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные категории цигуна и их задачи



А. Цигун для ученых. Направления этой категории разрабатывались учеными-философами, и их основная задача — поддержание здоровья. Они делают упор на обеспечение эмоционально нейтральной, здоровой психики и плавной циркуляции ци.

В. Врачевательный, медицинский цигун. Эта категория создавалась главным образом китайскими врачами. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции ци в конкретных каналах для излечения конкретных заболеваний.

С. Боевой цигун. Эта категория ставит перед собой цель поднять энергию физического и энергетического тел до такого состояния, чтобы повысить боевые способности. Большинство упражнений этой категории создавались теми мастерами цигуна, которые были одновременно и мастерами боевых искусств.

D. Религиозный цигун. Этот тип цигуна разрабатывался, в основном, буддийскими и даосскими монахами. Изначальной целью религиозного цигуна является просветление, или достижение «состояния буддовости». Позднее, когда тренировочные методы открылись мирянам, было обнаружено, что этот вид цигуна можно очень эффективно использовать для достижения долголетия. Среди всех направлений цигуна теория и тренировочные методы этой разновидности являются наиболее сложными. Основное внимание уделяется направлению ци в костный мозг для поддержания его свежести и здоровья, а также в головной мозг — для его питания. Чтобы обеспечить необходимое для занятий обильное поступление ци, необходимо, чтобы она не только плавно циркулировала по всем двенадцати каналам, но этой энергией должны быть наполнены и восемь сосудов. Для монахов направление ци в головной мозг для поднятия шэнь — ключ к просветлению.

 

3. Общие цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина  

Прежде чем обсуждать цель каждого учения, вам следует получить представление о некоторых основных моментах.

A. Оба эти классические направления созданы буддийской школой, а позднее непрерывно развивались как буддистами, так и даосами.

B. Изначальной целью учения являлось просветление. Для достижения этой конечной цели ученик прежде всего должен был обладать крепким физическим телом и обилием ци. Эта ци должна направляться в костный и головной мозг, чтобы обеспечить их питание. Ицзинь-цзин направлен на укрепление физического тела и создание энергетического тела (тела ци ), тогда как сисуй-цзин имеет дело с использованием этой ци для питания костного мозга и для достижения цели взращивания духа (шэнь ).

С. В последнее время секреты обучения были раскрыты для широкой публики и используются главным образом для достижения здоровья и долголетия.

В источниках есть раздел, где излагаются основные цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина. Ниже мы приводим отрывок из него. С более полным переводом и комментариями к нему вы сможете познакомиться во второй части этой книги.

 

Ицзинь-гунфу в состоянии изменять сухожилия и формы, сисуй-гунфу в состоянии изменять костный мозг и шэнь (дух). В частности, (они) могут повышать духовное мужество, духовную силу, духовную мудрость и духовный разум. Их тренировочные методы, по сравнению с даосскими лянь цзин  (тренировкой семени), лянь ци (тренировкой ци ) и лянь шэнь (тренировкой духа), различным образом взаимосвязаны, и цели этих практик полностью одни и те же.

Однако (при буддийском подходе) тренируют внешнее, тогда как приверженцы Эликсира[15] (то есть даосы) тренируют внутреннее. Совершенствование жизни (то есть физического тела) является основной опорой совершенствования Дао, это лестница и путь к буддизму. Оно служит той же цели, что и «методы» (совершенствования). Как только вы достигнете цели, от жизни и методов вы вынуждены будете отказаться; очень важно не колебаться.

 

Как только вы поймете основные цели ицзинь-цзина и сисуй-цзина, вы поймете, как каждый из них вписывается в общую систему вашей практики.

 

4. Цель ицзинь-цзина  

Основной целью практики ицзинь-цзина является изменение физического тела и превращение его из слабого в сильное, из больного в здоровое. Для достижения этой цели необходимо стимулировать и упражнять физическое тело и регулировать ци энергетического тела. Основные задачи практики следующие.

А. Открыть каналы ци и поддерживать должный уровень плавной циркуляции ци в двенадцати основных каналах ци. Эго обеспечит поддержание здоровья и правильное функционирование соответствующих органов. Кроме того, плавная циркуляция ци открывает возможность очень сильного укрепления физического тела.

В. Заполнить ци два основных резервуара ци — Сосуд Зачатия и Сосуд Управления (жэнь май и ду май ). Сосуд Зачатия отвечает за регулирование шести каналов Инь, тогда как Сосуд Управления управляет шестью каналами Ян. Когда в обоих этих сосудах хранится обильное количество ци, обеспечивается эффективное регулирование всех двенадцати основных каналов.

С. Открыть малые каналы[16]ци, ответвляющиеся от основных каналов к поверхности кожи, и поддерживать здоровое состояние мышц и кожи.

D. Для тех, кто хочет практиковать сисуй-цзин и достичь более высокого уровня, практика ицзинь-цзина необходима для обеспечения требуемого уровня ци.

 

5. Цель сисуй-цзина  

Основной целью практики сисуй-цзина является использование обильной ци, порожденной в результате практики ицзинь-цзина, для промывания костного мозга, питания головного мозга и пополнения ци в других шести сосудах. Основные задачи практики следующие.

А. Поддерживать высокий уровень ци и продолжать повышать этот уровень, пополняя ци из других источников. Обильное количество ци — ключ к успешному промыванию костного мозга и питанию головного мозга, что обеспечивает повышение духа. Опыт показывает, что важным источником дополнительной ци могут быть половые органы. Поэтому в качестве одной из своих основных задач практикующий сисуй-цзин должен научиться повышать образование семени-цзин и эффективность его преобразования в ци.

В. Для поддержания обильного снабжения ци необходимо сохранять, защищать и уплотнять топливо (изначальное семя — цзин ). Следовательно, второй задачей сисуй-цзина является регулирование использования изначального семени-цзин.

С. Научиться направлять ци в костный мозг — с целью поддержания его свежим, и в головной мозг — для поднятия своего духа и жизненной силы. Костный мозг — это фабрика, где производятся ваши красные и белые кровяные тельца. Когда костный мозг свежий и чистый, кровь будет здоровой. Когда такая кровь течет во все части вашего тела, она замедляет разрушение ваших клеток. Следовательно, практика сисуй-цзина может замедлить процесс старения. Когда есть достаточно ци для питания головного мозга, у вас появляется возможность поддерживать нормальное функционирование своего мозга и поднимать свой дух и жизненную силу. Когда дух поднимается, вы можете эффективно управлять ци в своем теле.

D. Для убежденных буддийских и даосских монахов конечная цель сисуй-цзина состоит в достижении просветления, или «состояния буддовости». С их точки зрения, все перечисленные выше цели являются промежуточными и временными. Это лишь этапы процесса создания «духовного зародыша» (лин тай ) и вскармливания его до обретения им независимости и вечной жизни.

Из этого краткого описания ясно, что как ицзинь-цзин, так и сисуй-цзин могут изменять ваши физические и духовные качества и переносить вас на более высокие уровни физической и духовной жизни. Но для того, чтобы по-настоящему понять, как эти две техники цигуна могут помочь вам в достижении этих целей, вы должны глубоко понимать взаимосвязь между своими ци, физическим телом и духовным телом. Только тогда вам удастся овладеть ключом к успеху. С этой целью мы советуем вам хорошо изучить первую книгу из специальной цигуновской серии издательства YMAA, «Корни китайского цигуна: секреты цигун-тренировки».

 

 

1-3. Влияние Ицзинь-цзина и Сисуй-цзина на китайскую культуру

Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин со времени своего возникновения около 550 г. н. э., в течение более чем 1400 лет оказывают значительное влияние на всю китайскую культуру. Поскольку Ицзинь-цзин был доступным широкой публике, а Сисуй-цзин — более секретным, влияние первого, очевидно, было сильнее. Давайте рассмотрим, какое воздействие эти два трактата оказали на три различные сферы: религиозные круги, военно-политические круги и сообщество врачей.

 

Религиозные круги

А. Буддизм и религиозный даосизм существовали до появления двух наших «цзинов» уже около 500 лет. Все это время, хотя уже проповедовалась философия достижения просветления, или «состояния буддовости», и преподавались методы его достижения с помощью медитации и духовного совершенствования, основной упор делался на духовное совершенствование, а физическая сторона практики игнорировалась. Поэтому большинство монахов отличались слабыми физическими телами и плохим здоровьем. Естественно, жизнь их была коротка, и очень немногие из них действительно достигали поставленной перед собой цели. И только после того, как Да Мо создал свои два трактата, монахи получили более полную теорию и более эффективные тренировочные методы, которые давали возможность развивать как физическое, так и духовное тела. Для китайских религиозных кругов это было революцией. Эта два трактата обеспечили монахам эффективный способ достижения здоровья и продления жизни, что позволило им продолжать свое духовное совершенствование.

В. Да Мо считают родоначальником чань-(дзэн-)буддийской медитации в Китае. Чаньская медитация оказала существенное влияние не только на китайское буддийское общество, но также на культуры нескольких азиатских стран, в том числе Японии и Кореи. Она входит как составная часть в практику ицзинь-цзина и сисуй-цзина.

С. Методики Да Мо заставили китайский буддизм расколоться на две основные группы, которые придерживались различных представлений о практике, необходимой для достижения «состояния буддовости». Хотя ицзинь-цзин и сисуй-цзин родились в буддийском обществе, многие буддисты отказывались использовать эти методы. Основной причиной было то, что многие монахи не могли согласиться с тем, что, борясь за достижение «состояния буддовости», они должны придавать своему физическому телу такое же значение, как и духовному. Если духовное тело — это то единственное тело, которое они должны развивать для достижения вечной жизни, почему они должны тратить время на совершенствование своего физического тела? Еще одна важная причина состояла в том, что упражнения ицзинь-цзина и сисуй-цзина в Шаолиньском монастыре, месте их возникновения, использовались для улучшения бойцовских качеств. Многие монахи считали, что борьба и убийство должны быть полностью запрещены и поэтому упражнения, которые вносят вклад в это дело, приносят зло. В большинстве своем буддийское сообщество считало Шаолиньский монастырь неправедным.

D. Поскольку ицзинь-цзин и сисуй-цзин возникли в Китае, их тренировочные теории тесно переплетались с теориями традиционной китайской медицины. Так, например, в дошедших до нашего времени документах имеется много мест, где теория и тренировочные методы объясняются с точки зрения китайской медицинской теории ци — в частности, понятий основных каналов и сосудов ци. Такое сочетание давало лучшее научное и логическое объяснение того, как достичь просветления, или «состояния буддовости».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь