Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воспоминания хористов-крыловцевСтр 1 из 7Следующая ⇒
Я, ХОР и КРЫЛОВ Воспоминания хористов-крыловцев О годах жизни в любимом Хоре Ленинградского Технологического института, руководимого выдающимся хоровым дирижёром, профессором Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории, почётным профессором ЛТИ им. Ленсовета - Александром Ивановичем Крыловым В период с 1951 по 1998гг
ГАЛИНА БОРУЦКАЯ (АГУРЬЯНОВА) – альт, Хор ЛТИ (1964-74; 1975-78; 1991-2002)гг– староста хора. Попробую повспоминать про А. И. Крылова. Как, правда, вспоминать, когда знаю, что он всегда со мной и во мне. Это такой родной и значимый для меня человек, что я вижу его всегда. Вернее сказать, что, благодаря встрече с В январе 1964 года я пришла на репетицию хора в актовый зал с подругой просто так, посмотреть. И тут же мы " попали в руки" Риты Балашовой, которая была в то время концертмейстером у А. И. Она нас прослушала, и мы попали в Сколько смеха всегда было на репетициях, особенно когда А. И. " сводил" Раньше я слушала только классическую музыку, а А.И. открыл мне красоту хорового пения. Концерты хоров Свешникова, Минина, Сандлера стали просто необходимыми, мы старались ходить всегда, когда были их выступления. Дорогой наш А. И., каждый из хористов знал, что не останется без его внимания. А. И. всегда интересовался нашими делами. Поразительно, как он всех помнит, и даже через несколько лет узнаёт, если эти хористы уезжали, закончив институт. Он был в курсе их дел даже там, потому что они не могли с ним расстаться и писали ему письма. Как староста хора, я получала от А.И. адреса " старых" хористов, чтобы пригласить их на наши концерты или отправить им поздравления Такой теплый, уютный, домашний коллектив сложился благодаря его щедрой душе и любвеобильному сердцу, его хватало на всё и всех, хотя музыка, конечно, была на 1 месте. Это видели и знали все, и ещё больше его за это любили и ценили, потому что он щедро всё нам старался отдать, научить, подарить и сделать нас соучастниками этого удивительного творчества. В скольких незабываемых концертах, конкурсах и фестивалях удалось принять участие хоровому коллективу под управлением А.И. Крылова за 47 лет! Сколько наград, медалей, кубков, почетных грамот и званий завоевал хор ЛТИ имени Ленсовета! Но А.И. никогда не останавливался на достигнутом, и всё время стремился сделать ещё больше. Сколько интересных, сложных, красивейших произведений удалось воплотить А.И. в жизнь, работая с хором ЛТИ! А как весело, тепло, интересно проходили хоровые праздники по случаю дня рождения хора, Нового года или хоровых свадеб! Сколько импровизации в капустниках! А.И. всегда очень восхищался и удивлялся таланту, безудержной фантазии и безграничному юмору, который был вложен его " певцами" в эти праздники. Это ещё больше роднило и сплачивало коллектив. А.И. всегда был с нами. А уж как любили хористы все вместе выезжать в походы, А.И. и здесь был с нами: посидеть у костра, попеть под гитару, попить " чайку с дымком". Иначе, как дети А.И., мы себя и не ощущали, да ещё и любимые дети. А уж между собой мы вообще - братья и сёстры, и это теперь на всю жизнь. Благодаря А.И., мы стали душевно щедрее и духовно богаче. У нас у каждого за эти годы совместного творчества сложилась своя компания близких и даже родных друзей, с которыми мы так и идём по жизни, вместе встречая трудности, помогая друг другу и весело проводя множество совместных праздников. А Александра Ивановича мы не вспоминаем, мы его просто забыть не можем. ИРИНА ЖУКОВСКАЯ (ИРА БЕЛОВА) Хор ЛТИ, 1975-1990гг МОЗАИКА ХОРОВОЙ ЖИЗНИ 1975 год, весна, замираю от восторга и почти физически ощущаю прикосновение к себе волшебных звуков музыки. Ведь я, студентка Ира Белова, первый раз сижу на репетиции хора Техноложки, на сцене замечательного актового зала института (из-за которого, кстати, актер А. Мягков сюда и поступал), и для меня, новичка, звучит эта чарующая музыка! «Вечер» Танеева!!! Это было мое первое погружение в МИР дирижера Александра Ивановича Крылова, которое запомнилось на всю жизнь. Оно пленило меня сразу и навсегда. Замечательная традиция хора в конце репетиции исполнять для новеньких какое-нибудь уже хорошо сделанное произведение!
Эпизод первый После окончания музыкальной школы я поступила в музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». Поступила легко, но, честно говоря, никакого серьёзного представления о своей будущей профессии не имела. По специальности я попала в класс педагога Ирины Сергеевны Крыловой. От студентов старших курсов узнала, что это очень сильный и строгий преподаватель, жена профессора консерватории Александра Ивановича Крылова. Для меня – тогдашней пятнадцатилетней девчонки – их имена были абсолютно неизвестны, и я, конечно, не могла знать, что с этими прекрасными музыкантами и замечательными людьми буду связана всю свою жизнь, вплоть до их кончины. Занятия в училище шли своим чередом, и как-то Ирина Сергеевна рассказала, что её супруг – Александр Иванович – руководит двумя любительскими студенческими хорами и пригласила на концерт хора ЛТИ. Мы с подругой пришли в актовый зал Технологического института и окунулись в удивительно дружелюбную атмосферу, царящую вокруг нас. Начался концерт, который меня поразил. В исполнении любительского хора прозвучала сложная и очень разнообразная программа, которая под силу, разве что, профессиональным исполнителям. Певцы были эмоциональны и безукоризненно подчинялись руке маэстро, который сотворил это чудо. Так я впервые в качестве слушателя познакомилась с заслуженным деятелем искусств, профессором А. И. Крыловом. Эпизод второй Быстро пролетели годы учёбы в училище, и вот уже Государственные экзамены. Экзамен по специальности состоял из трёх этапов, и на каждом присутствовал кто-нибудь из консерватории. На одном из этапов – дирижирование под рояль – председательствовал Александр Иванович. У меня была сложная программа, состоявшая из произведений Чайковского, Вик. Калинникова и Свиридова, и, конечно, я очень волновалась. Однако спокойствие и доброжелательность комиссии и особенно её председателя меня немного успокоили, и всё прошло хорошо. После экзамена Александр Иванович высказал свои пожелания, при этом сначала отметив все положительные моменты исполнения, а затем объяснил, над чем следует поработать при поступлении в ВУЗ. Всё это говорилось мягко, деликатно, с пониманием психологии начинающего музыканта. Отлично окончив училище, я поступила в Институт культуры (ныне Университет культуры и искусств) на дирижёрско-хоровое отделение и осенью зашла навестить родную alma mater. Ирина Сергеевна предложила мне придти петь в хор ЛТИ, чтобы пройти на нём практику и в дальнейшем подготовить дипломную программу. «И вообще, – сказала она, – я думаю, тебе у нас понравится, а нам нужны высокие сопрано с хорошим голосом». И я пришла в хор и осталась в нём на долгие двадцать пять лет. Эпизод третий. Хор ЛТИ Хор Технологического института был одним из самых известных и знаменитых студенческих хоров города. Лауреат множества международных и всесоюзных конкурсов и фестивалей, неизменный участник всех городских концертов. Коллектив часто выезжал в поездки по Союзу и за рубеж. Но самое главное, что это был не просто хор – это была настоящая хоровая семья. И эта семья сразу приняла меня, а я нашла в ней многих замечательных друзей. Александр Иванович разрешил мне участвовать в занятиях с новичками. Дело в том, что новенькие приходили на репетицию на час раньше и учили произведения, так как у хора была очень большая программа. Многие ребята даже не знали нот, хотя хор пел по партиям. Я тогда никак не могла понять, как удавалось Александру Ивановичу из таких певцов создать столь великолепное звучание хора, исполняющего всю программу a cappella. Но для того чтобы это осознать, надо было видеть работу изнутри, находясь в хоре в качестве певца. Репетиции проходили удивительно живо и интересно. Маэстро, подобно скульптору, «лепил» художественный образ каждого произведения, находил удивительные исполнительские тонкости. И ещё мы все получали прививку интеллигентности в обращении, которая была так свойственна Александру Ивановичу. На последнем курсе мне предоставили возможность разучивать с новенькими произведения из своей дипломной программы, а на основном хоре Александр Иванович выделял время, чтобы можно было продирижировать каким-либо из её фрагментов и всегда помогал мудрыми замечаниями и советами. Наступил день дипломного концерта. У меня была сложная программа, венцом которой являлся концерт для хора Березовского. Хористы очень старались, были внимательны, а их глаза говорили: «Не бойся, мы всё споём»! Комиссия поставила оценку «отлично», но никакими оценками нельзя измерить всё то, что я получила за время практики на хоре ЛТИ, всё то, что мне дал Александр Иванович. Конечно, в институте были замечательные педагоги, научившие меня очень многому, но только в хоре ЛТИ я до конца поняла, что такое профессия хорового дирижёра. Поэтому сейчас, по прошествии многих десятков лет, смело скажу: всё, что знаю и умею в работе с хором, я получила здесь, наблюдая за работой Александра Ивановича, впитывая его мудрость и удивительную преданность своему делу. А чего стоили наши поездки по Союзу и за рубеж, наши концерты в Капелле и Большом зале Филармонии! Спасибо Вам, маэстро, за всё!!! Эпизод последний Закончив с отличием институт, я стала растить свой хор – студию «Гармония», но, несмотря на занятость, продолжала приходить в хор ЛТИ. Для меня это было просто необходимо, как необходим человеку свежий воздух или глоток воды. Хор жил интересной концертной жизнью, а репетиции были ярки и увлекательны. Александр Иванович находил возможность поинтересоваться делами каждого из нас, всегда мог дать совет, порекомендовать что-то. Когда моя студия отмечала свой пятнадцатилетний юбилей на сцене Малого зала Филармонии, Александр Иванович не мог присутствовать на концерте, но каково же было моё удивление, когда он появился за кулисами задолго до начала концерта с цветами и поздравлениями. В этом весь наш маэстро! Осенью 1998 года Александр Иванович готовил большой концерт к своему 80-летнему юбилею. По его замыслу в первом отделении должны были петь хоры его учеников. Участвовать в этом хоровом празднике он пригласил и мою студию. Мы подготовили программу из произведений Рахманинова, Хиндемита и Гершвина. Это был необыкновенный концерт. Большой зал Капеллы был полон, а любимый дирижёр сидел в ложе, слушал наши хоры, принимал поздравления. Во втором отделении на сцену вышел хор ЛТИ, в котором соединились поколения хористов разных лет. Мы не просто пели; кажется, что мы растворились в звуках. А над всем этим царил наш волшебник – Александр Иванович. После выступления все радовались и безудержно веселились, а наш дирижёр ещё нашёл возможность с каждым из нас поговорить и поблагодарить за участие в концерте. Всё было прекрасно, но… Это был последний концерт под руководством нашего маэстро. Через несколько месяцев 5 апреля 1999 года Александра Ивановича не стало. Светлая ему память и вечная благодарность!
ХОРОМАНИЯ Как я пришла в хор
Набор в хор очень больная тема для руководителя. Ведь студенты разъезжались по городам и весям, получая диплом и распределение на работу. Состав хора нужно было пополнять новыми силами. И вот цитата из Л. Лебедева: «В начале года (1966-го, год 15-летия коллектива, это моя пометка) посещаемость репетиций вызывала неудовольствие Крылова. Провели собрание на тему, как привлечь студентов в хор. Было решено устраивать пение на лестнице перед репетицией и в перерыве». Да уж, причем пение в перерыве в коридоре во все времена Иванычем не поощрялось – берегите себя! И на какие ухищрения только не шли. Истории известны факты, как Александр Иванович посещал общежитие, завлекая парней в хор, мол, там – ах, какие девушки! Так вот, оказывается, я – результат вот этакого решения о наборе в хор, причем узнала сие за 2 часа до набора данного текста, перечитав записки Лени Лебедева. А дело было так. Шли мы с девочками домой после лаборатории количественного анализа и, входя в главный корпус, услышали очень знакомую мелодию: «А искры улетают из топки паровоза и, тихо замирая, гаснут у столбов. В глазах твоих тревожно вспыхивают слезы, а губы шепчут, что же делать мне с тобой». Это же песня, что в походах поем! А звучит издалека что-то необыкновенно красивое – на голоса, необычное для нашей туристской песни! Подходим к вестибюлю, на ступеньках под часами стоят эти замечательно поющие ребята и поодаль такие же заслушавшиеся как мы. Уже поздно, служители просят покинуть институт. И тут к нам навстречу и как-то присев немного выходит Федя Сергеев с широко распахнутыми руками и говорит: «Девчонки, а приходите к нам в хор! Репетиции три раза в неделю, воскресенье с 4 до 7, среда, пятница с 8 до 11 вечера после занятий». Так и пошло. Спасибо, Федя! Хороший способ завлечения в хор придумали ребята с Крыловым! Повседневные «мелочи» Лыжные ботинки» Когда это было, когда это было? А было в 1969 году, от 30 сентября по 8 октября – Германия, Дрезден. Об этом немало написано, говорено: Саксонская Швейцария, Бастай, Пильнитц - красоты неописуемые; путешествие по Эльбе на колесном старом пароходике к старинным замкам в горах, Зеленая кладовая, Дрезденская галерея, Цвингер, где пели на открытой эстраде, Майсенский собор. Смотритель, впуская нас, почти каждому успевал сказать по-русски: «Собор готицкий – обман оптицкий». И, входящий сразу, поднимая голову, замирал от стройной высотности линий, бесконечной устремленности вверх (а ведь бывали уже и в Риге, и в Таллинне). Загляделись ввысь и… вдруг тихо-тихо запели, из ниоткуда полилось: «А-лле-лу-и-йя…». Звуки завораживающе невесомо охватывали необъятное пространство… Александр Иванович просто стоял рядом с поющими хористами, погруженными в волшебное настроение всей обстановки. Столько впечатлений музыкальных, эмоциональных, зрительных, зрительских! И даже просто земных. Нам, людям из Союза, досталось изучать, как потратить свои марки. Много неведомого в магазинах, где ах – чего только вдруг не увидели: одежда – бадлоны в моде, сумочки затейливые и пр. И вот в обувном отделе я с Олями (Маркова и Курочка), еще кто-то из наших. Все меряем пару за парой, мучаемся, одним словом. Я вижу туфли – прямо-таки «осенняя мечта», ну очень немецкенькие: выворотка, кожа, рантик, темный беж. Кручусь, изучая картинку в зеркале. И тут вдруг звучит голос Иваныча, который с Ириной Сергеевной тоже в этом отделе что-то подбирали, неодобрительный такой голос: «Римма, ну зачем вам эти лыжные ботинки? ». Так критично отечески, но с сарказмом. Я смутилась, мне сказать нечего, ну уж так они мне нужны «эти ботинки». Недавно, уже в сегодняшей жизни, с Гелей Петровой говорили о разностях, связанных с Дрезденом, первым путешествием за рубеж. Она, не зная выраженной Иванычем критики, напомнила про эти туфли: « Я тогда подумала, какие Римма хорошие туфли купила». Так не совпали наши мнения с Александром Ивановичем. Концерт двух хоров Май, 8-е 1987 года. День концерта 2-х хоров – ЛТИ и ЛЭТИ – Александра Ивановича Крылова в большом зале филармонии. Вечером иду, а утром этого дня слышу по радио сообщение о концерте. Такая гордость охватила! И вот я – в зале: там кивок, там – улыбка, приветствие – «…всюду родные и добрые лица…». Занимаю свое место, кто-то опускается в кресло рядом, «что, да как и почему…» А через 2 или 3 места еще кто-то очень знакомый. Начался концерт. На сцене хор, Иваныч, полилась музыка, много новой, я давно уже только околохоровое лицо. И этот вроде знакомый, сидящий через несколько кресел слушатель, внимательно присмотрелся! … Но не может быть – Антон Антов, болгарин, который был сопровождающим и переводчиком хора и группы «Пасаремос» дрезденского технического ун6иверситета, когда те приезжали к нам, и постоянно присутствовал при технологах в Дрездене. Оказалось, что он в командировке, услышал то самое сообщение о концерте по радио и не мог не прийти послушать, посмотреть на любимые с тех давних пор (18 лет тому! ) лица дирижера и хористов. А после концерта – волшебство уже светлого длинного теплого весеннего вечера, долгий медленный путь большой группой по Невскому. 7. Концерт на ул. Рубинштейна в июне 1992 г. * У кого-либо из хористов наверняка сохранился немецкий журнальчик «Magazin», проводящий линию здоровой и полной жизни, издаваемый Розмари Шнайдер, связанный с учением «Наука разума» Нам он интересен тем, что на третьей странице обложки размещена фотография 7*12: хор, перед хором Розмари, Александр Иванович Крылов с большим букетом роз? и дама-организатор. Ниже подпись: «Для приветствия Розмари Шнайдер в Санкт-Петербурге этот хор исполнял народные песни Украины и Германии». А что же это за хор знаем только мы, хористы ЛТИ. Концерт состоялся в 27 или 28 июня 1992 года, в субботу или воскресенье. Стояли невероятно жаркие дни. Вспомним наступившее в стране время. Страна уже пришла в состояние наполненных магазинов с колбасой за 100 руб./кг – наша месячная зарплата! Ощущение непонятности, шаткости во всем, построение новых связей, отношений, контактов, приемов жизни. Была волна, казалось, доброго интереса к нашей стране Запада. И возник такой вот западный контакт, Галя Свешникова содействовала, занимаясь этой самой «Наукой разума», рассуждая, что хору нужна была новая аудитория слушателей, поддержка. Эти немцы здесь у нас устраивали конференцию на ул. Рубинштейна в ДХС («Дом художественной самодеятельности», теперь – театр «Зазеркалье»). Хор мог выступить в завершении деловой программы. Вернемся к фотографии. На сцене - 40 певцов. Однако как это не характерно для хора ЛТИ! Александр Иванович очень переживал за выход на сцену с составом непривычного количества, хористов. И вообще очень непросто было собрать людей: самый конец июня, жарища, выходные, студенты на каникулах, народ в отпусках, дачные участки (будь они неладны, но жизнь сурово диктовала свое – выживать). Вот и набралось всего-то сорок человек – ПЕРВОЕ выступление хора в камерном составе! Для Крылова и для нас, хористов, невероятно сложно, волнительно, чрезвычайно ответственно. Непросто было Александру Ивановичу. А мы старались, как могли, помочь ему пройти это испытание, внимательно слушаясь жеста, отвечая настроению и вдохновению Крылова. И вот фотография! Все лучшее, что можно было показать, ожидать от выступления – сделано! Отзвучали аплодисменты слушателей, произнесены благодарственные слова Розмари и организаторами концерта. Этап пройден. * Мнение автора может не совпадать с какими-то иными. Но взгляд на одно и то же событие, его трактовку у каждого участника свой (вспомним фильм А.Куросавы «Расёмон»). А что же за народные песни, с какими произведениями хор выходил на сцену в тот раз? Несомненно «немецкими народными» была «Ах, Анна-Сусанна», украинскими – «Дударик» Леонтовича. Однако навряд ли были только две вещи, а что еще – история умалчивает, жаль, все складывается из разных маленьких мелочишек… Вечером во ржи» Учим новое произведение, что-то никак не двигается у сопрано. Виктор Плешак, слова Р. Бернса, перевод С Маршака. «Вечером во ржи». Небольшое произведение, а вот никак. Трогательная лирическая нежная зарисовка. Образ не получается. И вот Александр Иванович обращается к девушке, такая застенчивая милая девушка из герценовского института из II сопрано: «Выйдите, пожалуйста, Оля, станьте здесь». И поставил ее перед хором. Нужен образ той девчонки, Дженни, замерзшей, вымокшей, что пробиралась вдоль калитки: Пробираясь до калитки Полем вдоль межи, Дженни вымокла до нитки Вечером во ржи. Во втором куплете на фоне текста у сопрано повторяется: «Очень холодно, очень холодно», …а Иваныч не видит, не слышит этого «холодно», тем более «очень». Тут он говорит: бедняга вымокла, роса, юбка холодная по ногам полощется, замерзшая вся, что же делать? Она же поднимает юбчонку свою, вынуждена, так же, да? Неожиданное Оле: «Ну, поднимай, выше, выше, » - и это говорит Александр Иванович, первый стесняющийся и смущающийся всегда! (было время миди и макси «юбчонок»! ) Весь женский хор от недоумения замер. Олечка опешила, но поддалась на его «уговоры», мягко улыбаясь. По тексту: Очень холодно девчонке, Бьет девчонку дрожь: Замочила все юбчонки, Идя через рожь. И получилось! Поверил ОН этой юной милой девчушке, что бежала через рожь! Добился нужной интонации! Далее полилась кантилена: Если кто-то звал кого-то Сквозь густую рожь И кого-то обнял кто-то Что с него возьмешь? И какая нам забота, Если у межи Целовался с кем-то кто-то Вечером во ржи! Хочу добавить, что в поисках текста и т. п. этого произведения попалось в аннотации к нему, что эта миниатюра В. Плешака предназначена для хорового коллектива, обладающего «достаточно развитыми хоровыми навыками», каковые и были у хора ЛТИ!
Псков, октябрь 1995 г. Поехали. Идет жизнь новая, приспосабливаемся ко всему, что вокруг, да еще и в Псков едем! А там – Концерт в музыкальном училище! С уже «привычным» для Крылова составом хора 40-50 человек. Все в наилучших традициях: общение, экскурсии по городу, по Кремлю, кто-то и в Пушгоры сгонял. Я и плюс двое или трое нас поживали у одноклассницы Лени Лебедева с размещением на полу (ура! все замечательно! ). Обратный путь – ночь в поезде, хор – платцкарт, а в соседнем вагоне получили на двоих! купе Ирина Сергеевна с Александром Ивановичем, где состоялись посиделки, + 10 «спокойно» разместились. И это был незабываемый вечер! Пробыли в гостях далеко за полночь я, Валя Власенко, Верочка Богданова, кажется Эдик Левин... И слушали, слушали … Как на войну ушел, как служил музыкантом, как ранили, до Берлина дошел. Скупой рассказ очень скромного человека, много пережившего в такие юные годы. И Ирина Сергеевна – о чудесной семье своей, где папа – руководитель предприятия, мама - музыкант. В любящей атмосфере росли она и два брата, которые ушли на фронт, один погиб в начале войны… Я впервые была вот в такой теплой атмосфере у Крыловых. Это и сумерки купе, и стук колес, благостное состояние и наполненность впечатлениями поездки, отключение от непростых повседневных дел и покачивание поезда – как будто бы все это располагало к задушевным разговорам, которые раскрывали новые стороны наших замечательных дорогих Крыловых, ставших еще более понятными и близкими. Кореец Юн Хо Чжин
Был у нас в хоре замечательный человек из Южной Кореи – студент Александра Ивановича, очень талантливый, необычайно трудолюбивый, исполнительный. Настали времена после 1991 года, когда в страну свободно приезжают люди из любых уголков мира на учебу. Юн Хо Чжин приехал в Санкт-Петербург совершенно без музыкальной подготовки. Год до поступления он проучился на подготовительном отделении. И вот вступительный экзамен. Надо сказать, что знания русского языка и музыкальное образование определялись вот этим объемом 1 года обучения. Вопрос к экзаменуемому: «Назовите, пожалуйста, балеты П. И. Чайковского». В ответ наш, невероятно волнуясь и не только, Юн Хо Чжин показывает-отвечает: взмах рук-крыльев – «Лебединое озеро»; второй балет: складываются к щеке ладони – «Спящая красавица»; третий: изображает раскалывание ореха – «Щелкунчик». «Как я буду его учить? Не представляю…» - говорил Крылов. А все получилось великолепно. Очень удачно нашли друг друга корейский студент и наш, Андрей Мазницин, студенты класса Крылова, которые взаимообучались русско-английскому. Даже фортепиано кореец освоил. И в хоре в тенорах пел, Андрей - в басах. Юн Хо Чжин приехал сюда с семьей, жена, двое маленьких детей. Позже его жена закончила консерваторию по классу вокала. А Юн Хо Чжин или Юсин, так его Александр Иванович называл, работает в сфере культурных связей Южной Кореи и России. Заболел Александр Иванович заболел вскоре после юбилейного концерта. Поликлиника, обследования и пр. А после перенесенного гриппа «зацвели» застарелые болячки. Мы, хористы, ходили часто, стремясь освободить Ирину Сергеевну от хлопот, что-то поделать, помочь, посидеть с Александром Ивановичем. В марте у меня получалось часто, будучи на курсах, рано освобождалась. Та весна с теплом проходила. Пятница, 2 апреля, тоже смогла пораньше уехать на Удельную. Ирина Сергеевна к кухонной возне не допустила, предложила побыть с Александром Ивановичем. Он был в полусне, немного оживился, увидев меня. Пожаловался, что кисти рук болят и болят. Я стала потихоньку поглаживать, массировать очень осторожно снизу вверх по каждой руке. Процедура не впервые, при каждом визите он просил об этом. Тихо поговорили о хоре, о репетициях, как их проводит Николай Хомич, какая посещаемость. Этот вопрос его всегда мучил. Совсем не то количество народа, что было прежде, и в составе хора, и на репетициях. Оглядываясь на то время, трудно представить, как он-то сам отправлялся в такие дальние дали, на работу в консерваторию, потом в Техноложку. Александр Иванович вдруг сказал: «Я не встану». «Ну, что вы, лечение не сразу сказывается, идет подбор медикаментов, накопление положительного эффекта от препаратов…». Я все это время потихоньку перебирала пальчики, массировала ладони, тыльную поверхность кистей рук. Стало легче ладошкам. Немного поспав, попросил дойти вместе до балкона, постояли, помолчали. Потом к нашей с Ириной Сергеевной радости немного поел. 5-е апреля вечер. Около 19 часов каким-то упавшим голосом Любаша позвала меня к телефону. Люда Владимирова говорит…. С нами осталась душа его, навсегда! Пора-пора забыть все страсти Оргкомитету и накал, Что заседания и встречи, Весь год последний зажигал! В руках у каждого Программка, И с ней идем в прекрасный зал, В котором пели не однажды - Крылов же хором управлял!
Когда по мановенью пальца, Мизинчика, слегка, чуть-чуть… Мы замирали в «Амарили», Боясь и платьем шевельнуть.
А начиналось все непросто: «Нет, не пойдут в хор, что вы, бросьте, Не музыка должна быть тут…» Ан нет – движенье хоровое - Технологи в свой хор идут!
И полилась из ВУЗа песня… – Так нежно песня родилась!.. А как звучала она стройно – До всех пластинка донесла!
Где пели? Москва и Рига, Таллинн, Дрезден, Петрозаводск, уютный зал Каунаса, На конкурсе в котором мощно «Лесов» «шумели» голоса.
Наш «Алелександрас», наш «Крыловас» Жюри народной покорил! Там за литовский «Жибурелис» Четыре приза получил!
В ТИ на Загородном и коллеги Ценили мастера. О, Да! Как трогательно, что соперник Крылову Сандлер руку жал.
А выступлений и концертов Иваныч множество провел… Последние поездки с хором: Был снова Киев, потом Псков.
Венец – концерт, что помним все мы! Маэстро – вдохновенный. Свой! Создатель музыки - пред хором! Любимый всеми, наш, родной… ………………………………………. Прошли года... Иваныч, видишь, Какая ныне жизнь идет: Хор имени А. И. Крылова Живет достойно и поет.
Второе детище – в ЛЭТИ, Главенствующий среди прочих Коллектив. Хор «Возрождение» ведет А. Н. Чернов, Ваш ученик, Маэстро А. Крылов! Хор «Консонанс» – Ваша в нем основа: Руководитель - «внучечка» Крылова. (Ирина –дирижёр в нём)
Так вместо 2х хоров поют 4 хора!
НАДЯ СЕЛЮТИНА (МОЛЕВА) – Хор ЛТИ (1966-1971) Впервые я услышала Академический хор ЛТИ им. Ленсовета и увидела А.И.Крылова весной 1964 года на Дне открытых дверей - в Актовом зале Ленинградского Технологического института шел концерт для будущих абитуриентов. Мне очень понравилась манера исполнения, репертуар, солисты, красивое многоголосное а’капелльное звучание, масштаб хора (около 100 человек) и, конечно, дирижер. Я решила тогда, что обязательно стану участником этого замечательного коллектива. И стала, как только представилась возможность, а именно в период моего обучения в Технологическом институте в 1966-71гг. После прослушивания Александр Иванович направил меня в партию первых альтов, а также в класс сольного пения, который вела Зинаида Антоновна Лаурен. За последнее я ему особенно признательна! НАДЕЖДА ШЛЯКОВА (2 СОПРАНО) ХОРОВЫЕ МЕМУАРЫ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Хоровые поездки
Культурная жизнь хора
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Нади уже нет с нами. Будем читать её мемуары и вспоминать с благодарностью за её интересный рассказ о буднях и праздниках Хора ЛТИ, созданного и руководимого нашим незабвенным дирижёром-педагогом Александром Ивановичем Крыловым.
ЗИНИНА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА Хор ЛТИ им. Ленсовета (1955-1969гг)
Я ВСПОМИНАЮ ХОР У меня зазвонил телефон… В трубке я услышала голос, который позабыть или перепутать с другим, я не могла. В Академическую Капеллу на свой Юбилейный концерт хора меня приглашал его руководитель Александр Иванович Крылов. В хоре я пела 15 лет, с первого курса ТИ до избрания на должность доцента в соседний ВУЗ. Сейчас с уверенностью могу отметить, что хор для меня стал настоящей школой коллективизма, научил внутренней самодисциплине. Кроме того, хор - это широкий круг общения, интересный досуг, приобщение к культурному наследию, интересные поездки по стране и зарубежные гастроли, яркая полоса жизни. Ещё многое другое: умение вживаться в коллектив, понять других и не потерять себя в сложных жизненных ситуациях, брать ответственность на себя. И что ещё очень важное, чему научил хор, руководимый нашим УЧИТЕЛЕМ А.И.Крыловым – смирению, терпению, НИКОГДА не рубить «правду-матку» с плеча! ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА Впервые я услышала выступление хора 5 декабря 1954г. Страна отмечала День Сталинской Конституции. В институте проходил концерт художественной самодеятельности для первокурсников. В зале на 600 мест свободных кресел не было. Приятно удивило присутствие профессора Евстропьева Константина Сергеевича, ведущих профессоров и даже академиков. Концерт предварялся выступлением хора. На сцене я насчитала 78 человек вместе с руководителем. Пели хористы весело, задорно, «с подначкой» (термин А.И.Крылова). Особенно зажигал «Комсофлотский марш». Его бисировали дважды. После выступления руководитель хора, обращаясь к слушателям, пригласил желающих присоединиться к «поющему братству» и назвал место и время репетиций. Я решила сразу: «Это-моё! ». Однако впереди замаячила зачётная и экзаменационная сессия, устройство с жильём и т.д.
КОГДА ДУША ПОЁТ» В хоре пели девочки из нашей академгруппы. На мои расспросы живее всех откликнулась и поддержала меня в моём стремлении Людмила Шелковникова. Она назначила мне встречу около института и повела на прослушивание. Обычно по воскресным дням проходили занятия сольфеджио, постановке дыхания и голоса. Руководитель хора Крылов Александр Иванович встретил нас благожелательно. Был он среднего роста с хорошей осанкой; типичная славянская внешность, каштановые волосы гладко зачёсаны к затылку и внимательные серо-голубые глаза, которые менялись от ярко голубых, в минуты доброго расположения, до серо-стальных напряжённых, в моменты, когда он был огорчён или раздосадован. В большинстве же случаев, он умело сдерживал эмоции, подавляя негодование. Но в целом, его можно характеризовать, как человека обаятельного, контактного, наделённого редким даром быстро завоёвывать сторонников. В тоже время это ему никак не мешало держать строгую дисциплину во время репетиции, и, тем более, на концертах, когда он следил и за звучанием, и за внешним видом, и за мимикой хористов, их настроением. Крылов повёл меня к роялю и попросил пропеть гаммы. От волнения и зажима я издала какой-то писк. Его правая бровь удивлённо поползла вверх, и он ещё раз нажал на клавиши. Пения не получалось. Тогда он попросил рассказать, где я пела и какой у меня голос. Внимательно выслушал, что пела я в школьном хоре, выступала на городском смотре-конкурсе, что в домашнем кругу пели мои родители, а тётушка обучалась в «культпросвет»-училище. Подумав, Крылов направил меня в I сопрано, посоветовал прислушиваться к соседкам. Справа от меня пела Жаворонкова Лена, с ровным пробором гладких волос, будущий технолог по взрывчатым веществам, спокойная тихая девушка. Слева – Букреева Валя, с пышной копной непокорных волос. Репетиции проходили в аудитории № 44 (теперь там помещение музея) по средам и пятницам после занятий с 9 до 11 вечера. Потом все вместе ехали в студенческое общежитие на Яковлевском переулке. В воскресение репетиции проходили с 2-х до 4-х часов, иногда чуть дольше. Оказалось, время до начала репетиции успешно проводить в читальном зале института: выполнять домашние задания, чертить эпюры, искать в учебниках нужные для обучения разделы. К стати, институтская столовая работала с 8 утра до 21 часа. Крылов удивительно активно проводил репетиции, чередуя пение сопрано, альтов, мужских партий, подбирал интересный репертуар, так что скучно не было даже, когда приходилось разучивать обязательные славословия Партии (КПСС). Очень трудно разучивали китайскую народную песню «Аламухань» о девушке-передовике производства. Понятны были слова, но мелодия и скачущий ритм не удавались. И, хотя зрители принимали её тепло, отдавая дань дружбе «СССР-Китая», в репертуаре она продержалась не долго.
ДЕБЮТ По совету Крылова я прислушивалась к звучанию хора, лишь изредка пела вместе со всеми. Самым первым полновесным участием в концерте было выступление в Большом зале Консерватории, когда Александр Иванович защищал свою дипломную работу. Не все приняли и поняли его намерение защищать выпускной диплом с самодеятельным хором при действующем в Консерватории профессиональном коллективе. Готовились мы долго, тщательно и скрупулёзно. В программу входили произведения русской и зарубежной классики и народные песни. Кроме постановки голоса, мы работали над интонацией, строем, нюансировкой, произношением, в т.ч. иностранных слов (итальянских). К нам на репетиции приходили преподаватели итальянского для постановки речи. И вот – экзамен. На экзамене присутствовали профессора и преподаватели Консерватории, а также Технологического института, сокурсники Крылова и любители хорового пения. Равнодушных в зале не было. Болели за Крылова и за хористов-технологов. В начале 60-х годов хоры создавались повсеместно: в школах, клубах, ПТУ, ВУЗах. Уверенно звучали хоры ЛГУ п/у Григория Сандлера и ЛПИ п/у Александра Раковицкого. Намерение Крылова – организовать хор в ЛТИ им. Ленсовета не все поняли и восприняли скептически, даже отговаривали, считая технологов «сухарями», воспринимающими мир через пробирки и громоздкие формулы. Напротив, руководство института активно поддержало молодого дирижёра. Несмотря на особый режим объекта, Крылову был открыт доступ в учебные корпуса, на лекции, в лаборатории, студенческие общежития. Крылов был так активен и убедителен, что в хоре вскоре собралось около 80 студентов. Всех их привлекала в коллектив, прежде всего, хорошая музыка, прекрасные песни и хоры, которые выбирал для исполнения дирижёр. Мир большого искусства оказался близким и доступным каждому хористу, а ведь среди нас было много таких, которые впервые для себя открывали серьёзную музыку, впервые «вживую» слушали оперу, симфонические произведения отечественных и зарубежных классиков. Для нас выступление в Большом зале Консерватории было большим праздником и огромной ответственностью. Мы старались достойно представить труд нашего руководителя. Пели звонко, мощно, самозабвенно, на подъёме… и потеряли тональность. Свою оплошность мы поняли по бисеринкам пота на лбу Крылова и его свинцовому взгляду. Неведомыми путями мы вернулись в тональность и весьма успешно завершили своё выступление. Наградой нам были горячие аплодисменты зрительного зала, а строгая экзаменационная комиссия работу руководителя отметила отличной оценкой и рекомендовала совершенствовать своё мастерство в аспирантуре при Консерватории, ибо Крылов проявил себя как отличный специалист в области хороведения, глубокий музыкант и организатор хорового коллектива. В этом концерте участвовало 143 хориста, и ни одного с музыкальным образованием. Успех выступления заключался в нашей искренности и задушевности исполнения полюбившихся произведений при огромной кропотливой работе А.И.Крылова над интонацией, строем, нюансировкой, шлифованием дикции, фраз, тона. После концерта мы не расходились, настроение было приподнятым, и мы пошли гулять по прекрасным улицам и площадям вечернего Ленинграда, любовались громадами дворцов, гранитом набережных рек и каналов и пели-пели-пели. Не помню, кто выбирал маршрут, но прогулки стали нашей традицией завершения концертов.
4. КОЛЛЕКТИВ НАДО СПЛАЧИВАТЬ Успешное выступление в Большом зале консерватории открыло нам двери в самые престижные концертные залы города, в том числе, Академической капеллы, а также в Большой и Малый залы филармонии. Нас приглашали выступать на торжественных мероприятиях в БКЗ Октябрьский; в годовщину 50-летия Октябрьской революции мы пели в составе сводного хора в Большом оперном театре им. С.М.Кирова. В 1969 году город делегировал хор на празднование 20-летия ГДР в город-побратим Дрезден. Но для этого нужно было напряжённо и много репетировать, выступать даже в небольших аудиториях: в больнице, матросском клубе, заводских «красных уголках», на «праздниках песни» в парках города. Уже с 1960 года хор успешно выступал на ленинградских хоровых ассамблеях, всесоюзных конкурсах художественной самодеятельности. В 1963 году Хору ЛТИ им. Ленсовета присвоено почётное звание «Народный коллектив», а позже «Академический». Бывший студент Крылов А.И. (в 1985г.) стал профессором кафедры Ленинградской консерватории, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Особенностью студенческого хора является его «сезонность»: два раза в году у студентов экзаменационные сессии, а через 5 лет – закономерная смена состава, когда уезжали в другие города выпускники ВУЗа – хорошо подготовленные хористы, и приходили новички- первокурсники. Помимо этой проблемы, трудности возникали и с формированием мужского состава хора. Однажды даже была задумана организация чисто мужского хора. Пришло около 40 студентов, были организованы репетиции, подобран «убойный» репертуар и прошло выступление на одном из мероприятий института. Принимали выступление тепло, а на обсуждении концерта слушатели отмечали мужество и уверенность звучания, но сожалели об отсутствии лирических нежных голосови советовали объединить оба хора, тем более, что руководитель был единый. Хористы-студенты общались друг с другом не только на репетициях. Этому способствовало и совместное проживание в общежитиях института, и встречи в читальных и танцевальных залах, в кинотеатре общежития, в частых гуляниях по городу с непременным пением студенческих песен, загородных поездках, общих праздниках. И в наших совместных мероприятиях всегда участвовал наш руководитель – наш Александр Иванович. Нам разрешалось проводить хоровые свадьбы в столовой института, и разрешения подписывал сам ректор, справедливо полагаясь на ответственность Крылова. С первых дней создания хора Александр Иванович Крылов проводил организационную работу по формированию коллектива. Прежде всего, он интересно выстраивал репетиции., сопровождая их рассказами о разучиваемых произведениях, о жизни и творчестве композиторов, помогая нам глубже проникать в существо исполняемой музыки. Он часто устраивал для нас прослушивания симфонических произведений в консерватории. Заботился о том, чтобы праздники мы проводили вместе в одном из общежитий, студенческой столовой или в подшефной школе. Постепенно формировались традиции: проводы выпускников с выездом на природу, концерты для первокурсников в общежитии и в Актовом зале института, прогулки по нашему прекрасному городу. Кроме того, непременными были поздравления с «Днём рождения» хористов с вручением памятных сувениров о Ленинграде или книг. Ну, и конечно, самой важной традицией хора были ежегодные Отчётные концерты, проводимые 5 декабря. Как опытный руководитель, Крылов понимал, что успех обеспечивают совместные усилия. С первых дней он установил прочный контакт с руководством института, которое во главе с ректором, шло навстречу нашим просьбам: для хористок были сшиты концертные белые кашемировые платья, заменяемые через 4-5 лет, разработаны и отпечатаны в типографии ЛТИ членские билеты хористов, дающие право посещения культурных мероприятий, проводимых в институте, изготовлены нагрудные значки с логотипом института. К слову заметить, в юбилейные годы института концерты (в консерватории, в Таврическом дворце и др.) всегда открывал ХОР. А.И.Крылову было присвоено звание «Почётный профессор ЛТИ им. Ленсовета» с вручением памятной нагрудной медали. Руководство института всегда оплачивало гастроли хора в Москву, Ригу, Таллин, Харьков, Киев, Каунас, Вильнюс, Петрозаводск, Дрезден, Краков, Дебрецен и др. Ежегодные отчётные концерты хора в актовом зале института собирали бывших хористов, многие из которых специально приезжали из разных городов страны. Были и такие, которые по окончании института не расставался с любимым коллективом. Выпускница института Нина Вагина в газете «Комсомольская правда» так охарактеризовала своё участие в хоре: «Ещё в студенческие годы меня поразила самоотверженность и самоотдача, с которой Александр Иванович занимался с нами, формировал личность каждого и взращивал Академический хор, учил понимать музыку. Тёплые воспоминания о хоре, дни совместной работы навсегда запали в душу».
5.О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ В 1958 вышел путеводитель-справочник «Музыкальный Ленинград" в котором отмечена и успешная деятельность хора Технологического института им. Ленсовета п/у опытного педагога-дирижёра А.Крылова и солистов хора Олега Модестова и Аллы Арутюновой. Олег Модестов под руководством проф. Петржака К.М. осваивал технологию мирного атома на факультете ядерной физики. В хор пришёл с первых дней его существования. Олег обладал глубоким бархатным басом. В его репертуаре было всегол 2 произведения – «Амазонка» и «Спи, мой бэби» (вспомним «Sleep my baby" Поля Робсона). Зал замирал от восторга, когда Олег призывал «уснуть бэби». Бисировать приходилось по 2 и 3 раза. Проф. консерватории Е.П.Кудрявцева приглашала Олега в свой класс, но он остался верен избранной профессии и работал по специальности. Голос Аллы Арутюновой звенел, как серебряный колокольчик, звонко, призывно, уверенно. Студентка химико-технологического факультета участвовала в прослушивании в консерватории среди других 8 претенденток. Её заметили… но она уже была студенткой, и ей надлежало продолжить.освоение инженерной профессии. Вышла замуж за нашего тенора Ваню Чекшина. По распределению они уехали в город Дзержинск, работали на оборонном предприятии. Ивана сразу приняли в городскую филармонию. Вместе воспитывали дочь. Аналогичная история произошла с Виталием Фоминым. Пианист-виртуоз, победитель всевозможных конкурсов: районных, городских, зональных и пр. поступил в ЛТИ им. Ленсовета на факультет органических производств по технологии пластических масс. В хоре он стал аккомпаниатором. Его абсолютный слух и чуткие пальцы творили чудеса, порой заменяя роялем целый оркестр, когда мы пели «Летите голуби", «Бухенвальдский набат», «Лесной царь», «Гимн великому городу" и др. По окончании института он был распределён на Охтинский хим. Комбинат. Все попытки продолжить образование в консерватории наталкивались на букву закона – «обязан отработать по избранной специальности 3 года». С превеликим трудом Виталий поступил на заочное отделение, получил специальность искусствовед, а в последствии стал стал художественным руоводителем Ленинградской филармонии. Больше повезло выпускнику ЛТИ им. Ленсовета из театральной мастерской ТИ Андрею Мягкову. Он поехал на кастинг в Москву и стал известным актёром кино и театра. Олег Всеволодович Мазурин, обладатель бархатного баритона, интеллигентный ленинградец с высоким уровнем культуры, доброй улыбкой, пел в хоре со дня его основания. Он сразу стал добрым другом Крылова и своеобразным камертоном настроения в хоре. По окончании института успешно рос по карьерной лестнице: КТН, доктор, профессор, зав. Лабораторией в одном из НИИ РАНСССР. Мазурин был постоянным слушателем наших концертов, к мнению которого внимательно прислушивался Александр Иванович. Евгений Иванович Сурженко обладал сильным, но «трескучим» тенором, часто солировап в патриотических песнях, которые были обязательны в репертуаре хора, особенно на официальных праздниках. Активный, амбициозный, целеустремлённый он вырос в руководителя Лен. Совнархоза, также постоянно бывал на концертах родного хора, вплоть до своего последнего часа (ушёл в «мир иной» прямо за рабочим столом. Женя (Евгений Абрамович Беркман) обладал лирическим тенором, солнечный человек-оркестр. На всех хоровых праздниках неизменно исполнял на ф-но микс из джазовых и классических произведений. Играл довольно лихо, имея музыкальное образование в объёме муз. школы-десятилетки. Женя вырос в профессорской семье, получил хорошее домашнее воспитание. В ЛТИ им. Ленсовета поступил сходу, без репетиторов и без подготовительных курсов…был отчислен после первого курса за неуспеваемость. Поступать в институт пришлось во второй раз, сразу пришёл в хор и в студенческое научное общество (СНО) на кафедре. Добрый, спокойный, уравновешенный он никогда не участвовал в спорах-разборках, не торопился навязывать окружающим свою точку зрения, напротив стараясь снизить накал страстей, в то же время не уходил от ответа на острые вопросы. После окончания института был оставлен на кафедре для научной работы. Научная работа была отмечена Гос. Премией, один из разработчиков получил звание «Герой Соцтруда СССР" (бывший секретарь комитета комсомола ЛТИ – Валентин Никольский), а научная группа была преобразована в научную лабораторию. О серьёзности разработок говорит тот факт, что Беркман и его группа участвовали в запуске на орбиту космического корабля с гражданином МНР на борту. Однако, научных степеней Женя не защищал… по легкомыслию. Толя Егоров – лирический тенор, добрый мягкий характер, увлекающийся, готовый помогать всем, всегда и во всём: в организации загородных поездок, хоровых праздников, был всегда «на подхвате". Он пел так, как тургеневские певцы в повести классика. Голосом, мимикой, внутренним настроем он отражал всю глубину музыкального произведения, вызывая восторг слушателей. Он, как взрослый ребёнок до конца своих дней имел неосуществлённую мечту – просолировать на концерте. Валера Майков – наш неформальный лидер, будущий главный инженер ФГУП «Завод им. Морозова». Внешне такой, как все – копна волос цвета пожухлой соломы, щедрая россыпь конопушек, средний рост, но очень мужественный взгляд, угадывалась в нём базовая нравственная сила, привлекающая к нему окружающих. В хоре ежегодно избиралось бюро во главе со старостой, но советы по главным вопросам держали с Валерой: организация хоровых вечеров, загородных поездок, распорядка дня в дальних турне. Летом он собирал вокруг себя наиболее активных хористов, которые отправлялись в качестве агитбригады в малые города и сёла. Он мастерски исполнял городские романсы, туристские и студенческие песни, аккомпанируя на гитаре, заводил и привлекал к этому друзей-хористов, которые всегда «свитой» сопровождали его. Никогда не ввязываясь в разборки, он, тем не менее, умел твёрдо и настойчиво отстаивать справедливость. Случалось, что и с Крыловым он не всегда соглашался в бытовых вопросах. Тогда каждый из них оставался при своём мнении. По окончании института был направлен на Гос. Завод им. Морозова, где проявил себя как грамотный специалист с высокими организаторскими способностями. Стал главным инженером предприятия, награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» (и не только! ). В лихие 90-е вместе с единомышленниками защитил завод от грабительской «растащиловки-приватизации». В полной мере можно сказать, что свою жизнь он положил на алтарь справедливости. В последний путь его провожали все сотрудники завода и жители поселения. О друзьях-товарищах, которые появились рядом со мной за 15 лет, я вспоминаю в хмурые осенние вечера. Валя Кудрявцева – «Бабетта», шагнувшая с киноэкрана, с роскошной золотой волной волос, с широко распахнутыми васильковыми глазами, сильным сопрано, невероятной доброты, будущий КТН. Володя Васильев – тихий, скромный баритональный тенор, мой водитель мотоцикла в агитпоездках, незаменимый костровой и хозмужичок-помощник. Мила Плавник – моя подруга, сопрано, интеллигентная ленинградка, кристально-честная в делах и помыслах. Может быть, о многих других мне случится написать позже. На свой Юбилейный концерт (80 лет) в 1998году Крылов пригласил меня по телефону, назвал место и время и попросил пригласить Тамару Иванову, добавив: «Это моя первая любовь». Она была старостой нашей академгруппы и моей подругой. В хор пришла с первогодня пребывания в институте. Тогда нам было по 18 лет, Крылову – 36 (т.е. вдвое старше нас). Мы все обожали его за профессионализм, самоотверженность, самоотдачу. Он всегда и всюду был с хором – это была его семья. В начале 2-го курса мы с Тамарой получили приглашения от ГК ВЛКСМ (Горком комсомола) в Таврический дворец на городской студенческий бал, посвящённый началу учебного года. Помпезный белоколонный зал, залитый светом тысяч ламп, очаровал меня своим великолепием. После напутственных речей полилась чарующая мелодия вальса «Амурские волны», приглашая присутствующих к танцу. Мы с Тамарой выглядели весьма скромненько, без косметики, с косами на затылках. Вдруг передо мной возникла галантная фигура Крылова. Он приглашал на вальс. - Я не танцую (и это была правда). Жёсткий вопрос: «Зачем пришла? ». «Я музыку слушаю». Крылов пригласил Тамару, которая стояла рядом. Они танцевали весь вечер, я слушала музыку. В танце он уверенно вёл её по залу. Она легко и плавно подчинялась его уверенной руке. Домой мы возвращались втроём. Также мы гуляли втроём по городу после воскресных репетиций. Ухаживал он старомодно, церемонно, бережно. Дарил наборы конфет,, которые можно было «достать» в ресторане или театральном буфете. Она тихо, молчаливо принимала ухаживания. Молчаливой она была от природы. Её настроение выдавали тихие медовые глаза. Она не была речистой. Во время наших прогулок разговаривали мы с Крыловым, она шла молча. Потом началась осень с дождём, зима, сессия. Встречались только во время репетиций. Увлечённый творчеством, нацеленным на успех, Александр Иванович подчас не не замечал романтических отношений в хоре, узнавал о них, когда отмечали очередную хоровую свадьбу, как правило, в столовой института (где ещё вместить хор? ). Однажды Крылов попросил меня о Тамаре рассказать поподробнее. Я «рубанула правду-матку с плеча». Он огорчился и перестал со мной общаться. Общения возоьновились, когда меня, вопреки его мнению избрали старостой хора. Частенько общения с его стороны были «колючими», но он внимательно следил за моим карьерным ростом. С приходом в хор Ирины Сергеевны Лысенко отношения наши стали более добрыми и частыми, ибо она умела своим женским чутьём разглядеть «кто есть кто», и цементировала хор не только по голосам, но и по внутреннему складу. В хор пришёл сладкоголосый тенор с лицом ярмарочного Петрушки, лопоухий, с хохолком русых волос – Виктор Шипикин – «злой гений» Крылова. Легко, шутя, играючи он оказывал внимание Тамаре. В перерывах между репетициями, оказывался рядом на концертах, рассказывал студенческие байки. Потом попросил Тамару показать его отцу, приехавшему в гости, город и пригороды Ленинграда.. Была весна, белые ночи, «любовь закралась в сердце – никто не знает как»… Крылов узнал о свадьбе Тамары и Виктора последним, проходила она в кафе, с приглашением узкого круга гостей На Крылова было больно смотреть, он почернел от нанесённого удара, но мужественно вёл репетиции, готовил нас к отчётному концерту, только чаще на репетициях делал замечания Шипикину. Тамара приняла решение, и они оба ушли из хора. В учёбе Виктор делал большин успехи, был распределён в НИИ по профилю полученной специальности, активно прлодвигался по карьерной лестнице до директора института. Тамара обеспечивала семейный тыл, воспитывала сына - АЛЕКСАНДРА, была на хозяйстве Виктор частенько задерживался на службе – совещания, конференции, презентации, защиты диссертаций, с обязательными фуршетами, на которых подхалимы обязательно предлагали спеть любимому шефу. Однажды, Тамара собрала ему чемодан и проводила до порога. Сын вычеркнул его из своей жизни… На Юбилейном концерте мы с Тамарой подошли к маэстро в антракте. Она мало изменилась, и в свои 62 года была также поттянута, в строгом концертном платье и туфельках, стройна, элегантная с косой, цвета опавших листьев. После неудачной операции она потеряла голос, и передала свои поздравления и пожелания в виде красочного послания, после чего быстро прошла в зал. Мы говорили «за жизнь». Звонок настойчиво приглашал слушателей в зал. Я напомнила: «Вам пора». Он отрешённо спросил: «Куда пора? ». Его хор завершал праздничное торжество. Александр Иванович дирижировал строго, сосредоточенно, скупыми жестами Хор пел вдохновенно, на подъёме, отдавая Маэстро всю свою любовь, уважение и признание за вложенный труд…Вскоре онпочувствовал себя плохо, выяснилось, что у него застарелая неизлечимая болезнь, которая на его творческом подъёме не давала себя знать. Расслабление после очень напряженного труда при подготовке к Юбилею послужило катализатором к резкому прогрессу заболевания. В апреле следующего 1999 года мы проводили Александра Ивановича Крылова в последний путь.
Дело, которому Крылов посвятил свою жизнь, свои мысли и сердце, продолжают хористы ЛТИ (ныне СПбГТИ(ТУ)) в хоре, носящем имя Маэстро, а также хор «Консонанс» под руководством Ирины Шишкиной (Нарижней), названной внучки Крылова (он сам в шутку её так называл). Родители, крыловские хористы принесли в хор будущего дирижёра сразу после рождения, она, можно сказать, выросла на репетициях, концертах и «капустниках» хора ЛТИ. И её путь, таким образом, был предопределён - абсолютным слухом от природы, воспитанием в хоровой семье и получением высшего музыкального образования по классу хорового дирижирования. По-прежнему активен хор ЛЭТИ. Энтузиасты – ветераны-крыловцы ЛЭТИ, ЛТИ, ЛГПИ объединились в коллектив «Возрождение под руководством ученика Александра Ивановича – Чернова Александра Николаевича.
Я, ХОР и КРЫЛОВ Воспоминания хористов-крыловцев О годах жизни в любимом Хоре Ленинградского Технологического института, руководимого выдающимся хоровым дирижёром, профессором Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории, почётным профессором ЛТИ им. Ленсовета - Александром Ивановичем Крыловым В период с 1951 по 1998гг
ГАЛИНА БОРУЦКАЯ (АГУРЬЯНОВА) – альт, Хор ЛТИ (1964-74; 1975-78; 1991-2002)гг– староста хора. Попробую повспоминать про А. И. Крылова. Как, правда, вспоминать, когда знаю, что он всегда со мной и во мне. Это такой родной и значимый для меня человек, что я вижу его всегда. Вернее сказать, что, благодаря встрече с В январе 1964 года я пришла на репетицию хора в актовый зал с подругой просто так, посмотреть. И тут же мы " попали в руки" Риты Балашовой, которая была в то время концертмейстером у А. И. Она нас прослушала, и мы попали в Сколько смеха всегда было на репетициях, особенно когда А. И. " сводил" Раньше я слушала только классическую музыку, а А.И. открыл мне красоту хорового пения. Концерты хоров Свешникова, Минина, Сандлера стали просто необходимыми, мы старались ходить всегда, когда были их выступления. Дорогой наш А. И., каждый из хористов знал, что не останется без его внимания. А. И. всегда интересовался нашими делами. Поразительно, как он всех помнит, и даже через несколько лет узнаёт, если эти хористы уезжали, закончив институт. Он был в курсе их дел даже там, потому что они не могли с ним расстаться и писали ему письма. Как староста хора, я получала от А.И. адреса " старых" хористов, чтобы пригласить их на наши концерты или отправить им поздравления Такой теплый, уютный, домашний коллектив сложился благодаря его щедрой душе и любвеобильному сердцу, его хватало на всё и всех, хотя музыка, конечно, была на 1 месте. Это видели и знали все, и ещё больше его за это любили и ценили, потому что он щедро всё нам старался отдать, научить, подарить и сделать нас соучастниками этого удивительного творчества. В скольких незабываемых концертах, конкурсах и фестивалях удалось принять участие хоровому коллективу под управлением А.И. Крылова за 47 лет! Сколько наград, медалей, кубков, почетных грамот и званий завоевал хор ЛТИ имени Ленсовета! Но А.И. никогда не останавливался на достигнутом, и всё время стремился сделать ещё больше. Сколько интересных, сложных, красивейших произведений удалось воплотить А.И. в жизнь, работая с хором ЛТИ! А как весело, тепло, интересно проходили хоровые праздники по случаю дня рождения хора, Нового года или хоровых свадеб! Сколько импровизации в капустниках! А.И. всегда очень восхищался и удивлялся таланту, безудержной фантазии и безграничному юмору, который был вложен его " певцами" в эти праздники. Это ещё больше роднило и сплачивало коллектив. А.И. всегда был с нами. А уж как любили хористы все вместе выезжать в походы, А.И. и здесь был с нами: посидеть у костра, попеть под гитару, попить " чайку с дымком". Иначе, как дети А.И., мы себя и не ощущали, да ещё и любимые дети. А уж между собой мы вообще - братья и сёстры, и это теперь на всю жизнь. Благодаря А.И., мы стали душевно щедрее и духовно богаче. У нас у каждого за эти годы совместного творчества сложилась своя компания близких и даже родных друзей, с которыми мы так и идём по жизни, вместе встречая трудности, помогая друг другу и весело проводя множество совместных праздников. А Александра Ивановича мы не вспоминаем, мы его просто забыть не можем. ИРИНА ЖУКОВСКАЯ (ИРА БЕЛОВА) Хор ЛТИ, 1975-1990гг МОЗАИКА ХОРОВОЙ ЖИЗНИ 1975 год, весна, замираю от восторга и почти физически ощущаю прикосновение к себе волшебных звуков музыки. Ведь я, студентка Ира Белова, первый раз сижу на репетиции хора Техноложки, на сцене замечательного актового зала института (из-за которого, кстати, актер А. Мягков сюда и поступал), и для меня, новичка, звучит эта чарующая музыка! «Вечер» Танеева!!! Это было мое первое погружение в МИР дирижера Александра Ивановича Крылова, которое запомнилось на всю жизнь. Оно пленило меня сразу и навсегда. Замечательная традиция хора в конце репетиции исполнять для новеньких какое-нибудь уже хорошо сделанное произведение!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы