Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Спасение Налакувары и Манигривы



 

 Царь спросил: О учитель, за что же почтенный Нарада проклял Налакувару и Манигриву? Какое деяние должен совершить смертный, чтобы вызвать гнев святого мудреца?

 Блаженный Шука отвечал: будучи сынами Куверы, младшего брата Шивы, Налакувара с Манигривою были допущены к игрищам в тайном саду Всеблагого у подножия горы Кайласы, на берегу истока Ганги Мандакини. Эти двое были молоды, красивы и сказочно богаты. Они любили хмельные напитки, песни, и веселые пиры в обществе доступных дев.

Как-то раз юноши веселились с двумя красавицами в чудесной роще на склоне Кайласы. Девы пели песни и танцевали, а захмелевшие сыновья Куверы ими любовались. Потом все четверо спустились на берег реки и, сбросив одеяния, стали плескаться в светлых водах дочери Гималаев, точно обуяные вожделением слоны со слонихами в весеннюю пору.

 Случилось, что в то время по берегу Ганги шествовал своими путем святой странник Нарада. Неожиданно взору его предстали забавы сыновей Куверы.

 Заметив старца, девы застыдились, поспешили к берегу и прикрыли свою наготу одеждой, а самодовольные и опьяненые медом и похотью Налакувара и Манигрива продолжали веселиться и не оказали должного почтения первому из мудрецов.

 Тогда великий Нарада разгневался на сыновей Куверы и молвил назидательно.

 Нарада сказал: воистину, ничто так не развращает душу, как богатство, благолепие и знатное происхождение. Хотя обладатель этих достояний и находится в более выгодном положении, нежели прочие смертные, однако, дав волю гордости, он непременно растратит эти благоприобретения на женщин, игры и вино.

  Высокомерие – мать жестокости. Всякое высокомерие оканчивается безжалостным истреблением слабых. И нет такого преступления, на которое не пошел бы самовлюбленный гордец, дабы отдалить смертный час своей обреченной на гниение плоти.

 Высокомерные невежды, задумайтесь о том, что есть ваша плоть, которую вы столь нежно пестуете? Предмет вашей гордости скоро обратится в испражнение червей и в придорожную пыль. Дабы насладить свою плоть и самолюбие вам приходится постоянно творить насилие над слабыми, за что вы неизбежно обрекаете себя на адовы страдания.

 Даже при жизни плоть ваша не есть ваша собственность. Множество живых существ пользуются ею как предметом своего наслаждения и выгоды – родители и дети, работники и хозяева. Так передавая из рук в руки столь любимую вами плоть они в конце концов вручают ее погребальному служке или вовсе бросают на съедение собакам и червям.

Однажды восстав из непроявленной природы, плоть ваша вновь изчезнет в непроявленном. И нет имени и собственника вашему телу, как нет имени и собственника у кучи испражнений. Однако объявив безымянный прах своею собственностью, вы принуждены отвечать за злодеяния, что творите с помощью него над другими существами.

 Кто влюблен в свою внешность, в свое имя и богатство, тот не способен видеть вещи в истинном свете. Потому, лишив вас предмета гордости, я исцелю вашу слепоту. Узрев чужие страдания, вы не станете более делать того, что заставит вас страдать в будущем.

 Кто однажды испытал боль от занозы, тот прочтет эту боль в лице товарища по несчастью. Но от баловня судьбы не дождешься сострадания.

 Чтобы излечиться от гордыни, неимущему не обязательно изнурять себя духовными подвигами. Сама жизнь бедняка есть непрерывное воздержание. А воздержание, как известно – лучшее средство от ложного самомнения.

 От голода и неустройства дряхлеет плоть и слабнут члены, чувства усмиряются, из ума уходит возбуждение. Так нищий сам того не ведая, получает плоды, коих молитвами и покаяниями, тяжко и долго добиваются ревностные подвижники и отшельники.

 Да и святые охотнее стучатся в дверь бедняка, обходя стороною хоромы вельмож и богачей. В обществе святых смертный сознает ценность неимения и сердце его очищается от зависти и желания стяжать.

 Разве найдут что либо ценное для себя беспрестрасные слуги Спасителя в обществе ослепленных богатсвом и самодовольных гордецов? Да и чем святые странники могут помочь надменным глупцам? На что богачу Спаситель, лишающий его иллюзии собственности?

 Призрачные дары совсем вскружили вам голову, но не долго осталось, о дети Куверы, пребывать вам в плену дурмана. Вскоре я исцелю вас от вашего наваждения.

 Коль скоро, Налакувара и Манигрива, вы похваляетесь богатством, юностью и благолепием и бесстыдно нарушаете обычай почитания старших, быть вам отныне существами, которым не нужно ни движение, ни одежда.  

Так по проклятию Нарады гордые небожители обратились в неподвижные деревья. Но, уходя, Нарада сказал им, что, если через много сотен лет сын Васудевы, потомка доблестного Яду, их чем-нибудь коснется, они снова станут прекрасными юношами и вернутся в небесное царство своего родителя Куверы.

 Блаженный Шука сказал: С этими словами великодушный мудрец продолжил свой путь, а Налакувара с Манигривой обратились в неподвижные деревья.

 Итак, дабы завершилось проклятие святого старца, Кришна, волоча за Собою огромную и тяжелую ступу, направился во двор к деревьям Арджуне и Ямале.

 Коль скоро слуга Мой верный привлек Меня к своему проклятию, хотя бы и без Моего согласия, Я обязан подчиниться Нараде и искоренить гордыню в сердцах этих двух сластолюбцев.

 Когда Кришна проходил между деревьями, ступа, что волоклась за Ним, застряла и царевичу пришлось с силой потянуть веревку. 

 Рывок оказался столь сильным, что ступа с корнем вырвала деревья, и раздался такой грохот, как будто небеса разверзлись и обрушили на землю громы и бурю.

 И тотчас перед Кришной появились два блистающих неземной красотой мужа. Они склонили головы перед сыном Яшоды, и поднесли Ему благодарственные молитвы.

 О Кришна, о великий чародей, непостижима тайна Твоего промысла. Ты - предвечное Существо, сущее до начала и после конца мира, а совокупность проявленного и непроявленного – есть Твой чарующий облик.  

 Ты — верховный владыка бытия. Ты – жизнь, самость, чувства и облик всякого существа. Ты — вседержитель, Ты — время, Ты – природа. Ты – вездесущий, первопричина, Ты – душа наших душ и всеведущий свидетель наших помыслов.

 Ты - сущий ныне, до и после. Непостижимый для разума и неодолимый для силы.

Ты скрываешь себя завесой Своей обманчивой природы. Ты — Санкаршана, источник мироздания, Ты — Васудева, вместилище бытия, и Ты - Брахман, вездесущий дух.

  Даже в вещественном мире образы Твои бестелесны. Воплощаясь в вещественной природе, Ты не подчиняешься ее законам. Дела Твои чудны, власть безгранична, облик неотразим, пути свободны. И ныне, о Дарователь всех благословений, Ты явил нам Свои свойства во всей полноте.

  Мы склонемся пред Тобою, Господи Всеблагой, счастье счастливых, славный отпрыск семейства Яду, великодушный сын Васудевы.

 Мы в вечном долгу перед верным рабом Твоим Нарадою за то, что проклятием своим позволил нам лицезреть Тебя.

 Пусть отныне язык нашь будет живописать о Тебе, уши наши внимать о Твоих играх, руки наши трудиться в угоду Тебе, а мысли наши упокоятся у Твоих лотосных стоп. Пусть очи наши созерцают Твои образы, а головы наши склоняются пред Твоими рабами, чьи сердца принадлежат Тебе.

 Блаженный Шука сказал: вознеся восторженные хвалы Душе мироздания и Владыке земли коров, связанному веревкою со ступою, небожители склонились к Его ногам.

 Всевышний молвил: воистину не ведает границ милосердие Моих слуг, чьи проклятия оборачиваются благословением. Высоко вознесла вас гордыня над обычными смертными, но святой Нарада живо отрезвил ваш разум.

 Кто однажды узрел солнце, того не обманет тьма. Чьего сердца коснулась милость раба Божьего, тот более не обманется гордынею.

 А теперь, Налакувара и Манигрива, возвращайтесь домой. Пусть помыслы ваши впредь всегда будут обо Мне, и обещаю, Я никогда не покину вас и уберегу от всяческих несчастий.

  Блаженный Шука сказал: и сыны Куверы обошли вокруг ступы Кришны, поклонились своему Избавителю и счастливые вернулись в небесные пределы - обитель своего отца.

 

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Детские забавы Кришны

 

 Блаженный Шука сказал: Тем временем, напуганные громом и исчезновением Кришны, Нанда с супругою, пастухи и пастушки спешили туда, где стояли деревья-близнецы.

Когда они прибежали во двор, то с изумлением обнаружили Кришну, привязанного к ступе, и лежащие на земле могучие деревья, кем-то вырванные с корнем.

С радостью глядели жители Враджи на живого и невредимого Дитятю и никак не могли уразуметь, как Царевич оказался на этом месте, и что случилось с деревьями Арджуною и Ямалою.

 Дети пастухов, игравшие неподалеку, им сказали:

«Это Кришна вырвал из земли деревья. Он бежал по двору, волоча за собою ступу, а когда она застряла между деревьями, Он потянул веревку и раздался ужасный грохот, а вырванные с корнем из земли деревья упали. А потом откуда-то появились два блистающих красотой мужа в светлых одеждах».

 Но пастухи не поверили их рассказу.

 «Откуда может быть у ребенка столько силы, — говорили они друг другу, — чтобы вырвать такие могучие деревья из земли вместе с корнем»?

 А Нанда был счастлив, что с Кришной не случилось ничего дурного, и он, радостно улыбаясь, отвязал царевича от ступы.

 В играх и забавах протекали детские годы Кришны в Гокуле. И не было на свете большей радости для женщин вольного пастушьего племени, чем любоваться на Сына своей госпожи.

 «Станцуй нам, Кришна, и спой - мы дадим Тебе вкусных сладостей», говорили пастушки, и Кришна с улыбкой хлопал в ладоши, лепетал что-то на детском языке и притоптывал ножкой.

 А потом Яшода ласково обнимала своего сына.

 «Теперь сынок, - целовала она Кришну, - отнеси эти сандалии своему отцу», - и Кришна охотно исполнял поручение матушки. " А теперь принеси сюда ту деревянную ступу, которую волочил однажды по двору".

 И Кришна мчался к ступе и едва приподняв ее на два вершка ставил на место и, подбоченившись и высоко задрав голову, показывал женщинам, какой он силач.

Никто не устоит перед силой Любви, даже Всесильный Господь Бог. Даже Он, Владыка всех миров, становится игрушкой в руках Госпожи Любви.

 Однажды Кришна услыхал, как торговка фруктами, расположившаяся при дороге под тенистым деревом, нахваливает свой товар, прилежно уложенный в корзине.

 «Эй жители Враджи, кто хочет спелые и свежие драгоценности леса, подходите сюда, и несите мне взамен свои драгоценности! »

 И Кришна, прихватив из мешка пригоршню риса, поспешил за обещанными дарами.

По дороге Он успел рассыпать почти весь рис из ладони, но когда торговка увидела своего первого покупателя, она была так очарована Его красотою, что не задумываясь отдала Ему все плоды своих сборов. В следующий миг, взглянув в свою корзину,

 она обнаружила, что та доверху наполнена золотом и самоцветами.

Как то раз матушка Рохини окликнула на обед увлеченных игрой со сверстниками Кришну и Баладеву.

Но мальчики и не думали покидать своего веселья. «Сестрица, позови наших детей, - обратилась Рохини к Яшоде, - они скорее послушаются твоего слова, нежели моего, ведь всем известно, как сильно Кришна с Баладевою любят тебя».

И как только Яшода произнесла имена своих детей, платье на груди ее намокло от молока.

И Кришна бежал что было сил к Своей любимой матушке и прильнув к ее груди, насыщался живительною влагою.

«О Баладева, - продолжала Яшода, - должно быть в играх с товарищами ты изрядно утомился. Довольно с тебя, возвращайся скорее и раздели с нами трапезу.

 Ты ведь знаешь, что отец не садится за стол покуда вся семья не соберется вместе. И пусть друзья ваши тоже возвращаются по домам. Им тоже давно уж пора обедать».

 В день, когда Кришне исполнилось пять лет, Нанда и Яшода устроили в доме большой праздник. Они омыли своего сына пятью благодатными жидкостями, надели на Кришну нарядные платья, и брахманы прочитали в Его честь священные молитвы.

 Затем счастливый Нанда наделил благочестивых мужей богатыми дарами и коровами, а Кришна сбросив с себя наряды и украшения и побежал на реку играть со старшим братом и друзьями.

 Кришна, высшая Истина - Само Совершенство во плоти - был для Яшоды обычным земным ребенком, которого она отмывала от пыли и грязи, заговаривала от напастей и кормила молоком из груди. Любовь затмевает видение Истины, Любовь порабощает Истину. 

Блаженный Шука сказал:

- Однажды собрались старейшины вольного племени пастухов у своего владыки Нанды и стали размышлять о том, как уберечь и умножить свои богатства, как сохранить благополучие и здоровье государя и его потомства.

И был среди них один старик по имени Упананда, который превосходил других и мудростью, и жизненным опытом. И он души не чаял в Кришне и Баладеве.

  «Все мы очень любим наш город, - молвил Упананда, - но, видно, нам надо уходить отсюда. Оставаться в Гокуле стало опасно. Нам следует подумать о том, чтобы сохранить сына нашего государя.

 Одна беда за другой ходят за ним следом. Едва он успел родиться, как напала на него кровожадная ведьма. Потом же, спасибо Вседержителю, Кришна избавился от новой опасности — его чуть не задавила повозка.

Затем Кришну унес в небо оборотень-вихрь и если бы ни милость богов, не избежать государеву Сыну ужасной смерти.

Теперь же кто-то пытался раздавить Кришну деревьями, и опять Он только чудом спасся от гибели. Так мало времени прошло со дня рождения Кришны, и так много обрушилось на него несчастий.

  Лучше нам всем с нашими детьми уйти отсюда в другое место, ибо устроитель всех этих напастей не успокоится, ведая, что наш любимый Кришна живет в Гокуле.

  Я знаю большой лес, который называется Вриндаван. В нем прекрасные луга и поляны, он изобилует травою и плодами, по нему бегут ручьи с чистою и прохладною водою, и не будет нам в этом лесу ни в чем недостатка.

Нам нужно не мешкая положить весь наш скарб на повозки, усадить в них стариков, детей и женщин и направиться в благословенный лес.

И все старейшины во главе с государем согласились с мудрым Упанандою и повелели пастухам собирать свои пожитки, запрягать волов и готовиться к отъезду.

Рассадив по повозкам своих стариков, женщин и детей, мужчины вольного пастушьего племени затрубили в рожки и тронулись в путь. С тугими луками и колчанами полными острых стрел за спиною, пастухи гнали перед собою бесчисленное стадо. Воздух наполнился бычачьим мычанием. И далеко вытянулся пастуший обоз по полю. И много досталось бежать тому, кто бы захотел пробежать от хвоста до головы его.

 Женщины облачились в лучшие наряды и надели лучшие украшения, осыпав грудь свою алою румяною. И усевшись в тяжелые повозки запели песни о подвигах своего прекрасного Царевича.

Дабы ни на миг не разлучаться с Кришною и Баладевою, Яшода и Рохини посадили к себе на колени своих сыновей и нежно прижали к сердцу.

И вскоре вольное племя Нанды прибыло на левый берег Ямуны и расположилось в обширном лесу, именуемом Вриндаван. Пастухи широким полумесяцем, как стеной, оградили повозками лагерь, соорудили для коров и телят навесы, поставили высокие шатры и поместили в них стариков, детей и женщин. А Кришна с Баларамою, оглядев окрестности своего нового жилища, запрыгали от восторга.

Здесь, на широких и вольных берегах Ямуны, Кришна и Баладева росли быстро и привольно на радость Своим родителям и скоро сами стали пастухами.

Они пасли телят на зеленых лугах Вриндавана и весело играли со Своими друзьями. Из тростника Они вырезали для себя свирели, крутили волчки, сделанные из орехов, и бегали на четвереньках.

Точно обыкновенные дети Всевышний и Его первая ипостась предавались самозабвенным забавам в благословенном краю Враджи среди пастухов и пастушек. Они играли на самодельных свирелях, пленяя сердца соплеменников, сбивали пращами кокосовые орехи и гоняли их как мяч, наполняя улицу звоном своих ножных колокольчиков. А иногда, укрывшись разноцветными одеялами, бегали по траве наперегонки и мычали, подражая быкам и коровам.

Как-то раз, когда Кришна и Баладева пасли телят на зеленом берегу Ямуны, туда явился посланный Камсой еще один кровожадный демон. Он обернулся теленком, и пощипывая траву, пробрался в середину стада и стал дожидаться темноты, чтобы напасть на сыновей Рохини и Яшоды. Но Кришна приметил приблудного чужака, незаметно подкрался к нему и, схватив его за хвост и задние ноги, стал крутить над головою с такою силою, что тот не выдержал и околел. Тогда Кришна подбросил оборотня высоко в воздух, и тот, приняв в полете свое истинное обличие, рухнул на вершину дерева, повалив его вместе с собою.

И когда пастушата подошли к нему поближе, то увидели перед собой не теленка, а огромного демона-людоеда с широкой пастью, острыми клыками и рыжей всклокоченной шевелюрою. С небес пролился дождь из благоухающих цветов, а товарищи Кришны несказанно изумились содеянному Им и радостно воскликнули: " Какое счастье, что Ты есть у нас, дорогой Кришна! "

 А потом мальчики позавтракали на цветущей поляне и продолжили безмятежно пасти свое стадо на берегу Ямуны.

Затем они повели свое стадо на водопой, напоили телят, напились сами, и когда собрались обратно на луга Вриндавана, то увидели на отмели необыкновенную цаплю.

Она стояла на мелководье на таких длинных ногах и была такая большая, что казалась вершиной горы, которую молния отделила от подножия и подняла в воздух.

У цапли той была необычайно длинная шея и мощный клюв, которым она с легкостью, как тростник, перекусывала могучие деревья. То был оборотень-людоед по имени Бака, который принял обличье птицы.

Когда Бака увидел сына Яшоды, он мгновенно бросился на Него с широко раскрытым клювом и проглотил Его, как маленькую рыбку. Баладева и друзья Кришны от ужаса окаменели и не могли вымолвить ни слова.

Но цапля почему-то вдруг завертелась на месте, словно горло ее обожгло огнем, раскрыла клюв и, отрыгнув, выпустила Кришну на волю, будто невмоготу было огромной птице удержать Владыку вселенной в своей глотке. Затем Бака снова кинулся на сына Васудевы, стремясь убить его ударом клюва.

 Но Кришна, изловчившись, схватил клюв любезного друга Камсы руками и легко, как соломинку, расщепил демона пополам, и тот рухнул на землю бездыханным.

 Тотчас, чествуя подвиг Кришны, небожители осыпали своего Героя цветами, собранными в райском саду наслаждений, чем заставили немало дивиться мальчиков-пастушат.

 Придя в себя, Баладева с товарищами обняли Кришну, и вместе они погнали стадо домой, в свой лагерь. А когда они отдохнули, умылись, поели и надели чистые одежды, то рассказали родителям про удивительные подвиги, совершенные их приятелем Кришною.

 Все мужчины и женщины несказанно этому удивились и стали говорить друг другу: «Видно, сын Яшоды - необыкновенный мальчик. Должно быть, Ему покровительствуют боги.

Вот уже сколько раз Он был в зубах неотвратимой смерти, но всегда оставался живым и невредимым, а враги Его погибали. Наверное, ни демоны, ни оборотни не в силах одолеть сына Яшоды, и все они гибнут точно бабочки, летящие на огонь.

  Поразительно, как мудрый Гарга предвидел все, что ныне происходит с нами. Воистину, постигший природу Духа, видит прошлое, настоящее и будущее мира вещей.

И Нанда с пастухами принимались с упоением вспоминать происшедшее с Кришною и Баларамою, и в беседах о двух необычных мальчиках забывали о повседневных тревогах.

На благословенной земле Враджи в играх и развлечениях протекали детские годы Кришны и Баладевы. Вместе с детьми пастухов Они играли в прятки, лазали по деревьям и, подражая обезьянам из древних сказаний, строили мосты через ручьи, и бегали по ним наперегонки.

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Убиение Агхи

 

 Блаженный Шука продолжал:

 - Каждый день на рассвете Кришна и Баладева вместе с другими сыновьями пастухов из вольного племени выходили пасти телят на цветущие луга Вриндавана. Но однажды Кришна против обыкновенного решил не возвращаться к завтраку, а устроить трапезу с Нратом и товарищами в лесу.

 Объявив о своем намерении пастушатам, Он просил их приготовить себе кушания загодя в корзинках и узелках, и утром следующего дня друзья, снаряженные пастушьими рожками и посохами, погнали перед собою телят к тучным пастбищам на берега Ямуны.

Сбив своих семейных телят в одно общее стадо мальчики шагали вместе, распевая по дороге веселые песни, и подыгрывая друг другу на свирелях.

 К украшениям, что повесили на них матери, пастушата добавляли венки из полевых цветов, перья диковинных птиц, и ожерелья из ракушек, лесных плодов и орехов, разукрашивая свои лица разноцветною глиною.

 Отпустив стадо пастись, дети расположились на лугу и достали узелки со снедью. Тут кто-то из них выхватил завтрак у товарища и перебросил третьему, тот - четвертому. Так, шутя друг над другом, пастушата перекидывали чужие узелки с едою и когда кто-то из них вконец выбивался из сил, ему возвращали его собственность.

  А если Кришна вдруг прятался за деревьями, друзья, крича и смеясь, пускались вслед за Ним напрегонки.

  А потом в обеденный час пастушата погнали телят домой. По пути они опять украшали себя цветами, дудели в рожки, подражали крику лесных птиц, дергали за хвосты детенышей обезьян, сидящих на деревьях, и корчили им рожи, задорно смеялись над своей собственной тенью и слушали гулкое эхо, которое откликалось на их громкие крики. Кто-то вдруг останавливался и точно цапля замирал на месте, подняв ногу. Другой пускался в павлиний танец, задрав кверху полы своей одежды. Третий величаво выгнув шею, подражал движению лебедей. Четвертый сбегал к ручью и прыгал по камням точно лягушка, хохоча над своим отражением. Блаженные плоды, коих алчут праведные миряне, премудрые подвижники и властители тайных сил, пастушата Вриндавана срывали в беззаботных играх со своим возлюбленным другом Кришною.

Даже подчинив себе ум и плоть, обуздав чувства, проникнув в тайну бытия и осознав Истину всех истин, душа не ощутит и крупицы того счастья, что испытывали пастушата Вриндавана, играя со своим любимым Другом.

 Но в тот веселый день Кришну и Баладеву выследил в лесу другой воин Камсы, оборотень по имени Агха. И был он столь могуществен и коварен, что даже испившие нектар бессмертия боги боялись его и грезили о его смерти.

 Демон этот Агха был младшим братом Путаны и Баки, и, когда он увидел Кришну, который шел позади стада, играя на свирели, он сказал себе: " Вот идет Он, убийца моей сестры и моего брата. Сегодня я отправлю и Его, и Баладеву, и всех Их товарищей в царство смерти.

 Я сделаю из Кришны и Его друзей погребальное подношение моим любезным братцу и сестрице. И тогда все племя Нанды сгинет с лица земли, ибо лишившись этого Мальчика, в Ком они души не чают, обитатели Враджи не смогут существовать более.

 Агха быстро обернулся огромным, длиною в целую йоджану змеем, улегся вдоль дороги и распахнул широкую пасть. Нижнюю челюсть Агха положил на землю, а верхнюю воздел в небо, и она нависла над вершинами деревьев. В глубине его пасти царил мрак, как в горной пещере; по краям пасти торчали клыки, подобные каменным утесам, а широкий язык его шевелился в пыли на дороге. Дыхание его было смрадным, глаза пылали гневом и метали искры.

 Юные пастухи в изумлении остановились перед змеем и, приняв его за божество здешнего леса, стали спрашивать друг друга: " Что это за существо перед нами, доброе или злое? И зачем оно здесь появилось? Уж не задумал ли этот змей погубить наше стадо? Или, быть может, он хочет нас самих лишить жизни? Или, напротив, приполз в наш лес для нашего развлечения?

Любопытно узнать, какие сокровища таятся в этой пещере, чьи своды налились красным цветом в ярких лучах солнца, а подступы закрыты острыми утесами.

  И куда приглашает нас этот бархатный трепещущий ковер – в увлектельное приключение или на погибель в смрадной утробе?

 Кто знает, что ждет нас в неведомом мраке. Лучше будет, если мы обойдем стороной зловещее пещеру и целыми и невредимыми вернемся домой к своим семьям.

 Да и что хорошего ожидает нас в огнедышащей утробе, из которой доносится зловоние разложившихся трупов, коими отобедало диковинное чудище? "

 Но тут мальчики вспомнили, что с ними рядом Кришна и Баладева, и без страха погнали телят прямо в пасть разлегшегося на дороге змея и сами шагнули вслед за своим стадом.

 И едва переступили они порог мрачной пещеры, как тотчас лишились чувств от зловония, источаемого зловещею утробою.

 Но пасть змея за ними не замкнулась. Видно, аспид ожидал, когда последует за товарищами Кришна. А Сын Яшоды не успел удержать своих друзей на месте и, помедлив всего лишь одно мгновение, Сам решительно шагнул прямо в смрадную пасть Агхи, в которой точно соломинки в огне изчезли Его милые сердцу друзья.

  Не мог Кришна убить змея тем же способом, коим убил оного брата, ибо не желал предавать смертельной опасности Своих товарищей и телят.

  Как только Кришна оказался в пасти злобного змея, с небес из-за облаков раздались горесные стенания. То боги сокрушались о печальной судьбе прекрасного Пастушка. Но Кришна сразу стал расти в ширину и в высоту, да так быстро, что целиком закупорил глотку змея и уперся головой ему в нёбо. Тогда демон тоже принялся увеличиваться в размерах, но Кришна поспевал за ним, не давая злодею опомниться. И Агха стал задыхаться. Скопившиеся в его утробе ветры не находили выхода и распирали демона. От удушья и напора утробного воздуха тело змея лопнуло, душа его выскочила из макушки, а голова отлетела далеко в сторону от дороги.

 Тогда Кришна вышел на волю вместе с Баладевою, и взглядом вернув в чувства своих друзей и телят, снова стал таким, как прежде. А потом все они вместе весело погнали свое стадо домой по зеленым лугам Вриндавана.

 Душа демона еще некотороее время висела яркой звездочкой между небом и землею, а потом на глазах у изумленных богов устемилась за Кришной и изчезла в Его теле.

  Тут же с небес посыпался дождь цветов, грянул бой барабанов и литавров. Райские девы закружились в веселом танце, ангелы принялись петь благодарственные молитвы. Радовалась земля и поднебесное царство, радовалась вся вселенная.

  Звуки веселого торжества привлекли внимание Брахмы и он удивленный спустился на землю, дабы взглянуть на виновника вселенского празника.

  А шкуру Агхи мальчики очистили от плоти, высушили на солнце, и она еще долго им служила как пещера для потехи.

  Лишь год спустя пастушата поведали родителям о своем чудном спасении, да и то словно это приключилось с ними только нынешнем утром.

  Непостижима милость Всевышнего, явившегося в ту пору в облике сына Нанды и Яшоды. Коварный Агха, задумавший погубить жителей Вриндавана, в конце концов был допущен в самый близкий круг спутников Неотразимого - Кришны.

  Злой демон обрел вечное спасение в царстве Всевышнего, единожды подумав о Кришне хотя бы со страхом и ненавистью. Что до тех, кто ни на мгновение в мыслях своих не расстается с Кришною, то их удача вовсе не подлежит описанию.

 Досточтимый Сута сказал:

- О мудрые мужи, услышав о том, что пастушата поведали родителелям о случае со змеем вечером того же дня, но те узнали об этом лишь через год, Парикшит немало удивился:

- О учитель, как же такое возможно, что одно и то же событие одним существам представляется произошедшим сегодня, а другим – год назад?

  Бога; эва — поистине; майа — иллюзия; бхавати — становится; на анйатха — не иначе.

 Кто из них – дети или взрослые - стали жертвою умопомрачения?

 Поведай мне эту тайну, ведь у меня не осталось в жизни иных радостей, кроме сказаний о чудесных играх Неотразимого Кришны.

 Сута продолжал:

- о Шаунака, вопрос царя привел мудрого Шуку в замешательство. На несколько мгновений, казалось, он утратил связь с внешней действительностью. Но потом, снова обретя душевное равновесие, он продолжил свой рассказ.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь