Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 24 ноября / 7 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Уфимских святых.
Родился 1 / 14 мая 1858 года в с. Кирсановка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне с. Кирсаново Пономарёвского района Оренбургской обл.) в семье сельского священника Самарской епархии. В семье сельского батюшки сыновей было несколько, еще Александр и Геннадий (+ 1937), также принявшие священнический сан. В 1873 году окончил Бугурусланское духовное училище, в 1879 году - Самарскую духовную семинарию. Преподавал в Самарском духовном училище русский и церковнославянский языки. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 16 / 28 августа того же года определен помощником инспектора Уфимской духовной семинарии. Женился на Анне Васильевне, дочери священника. В семье родилось 15 детей (трое умерли в младенчестве): Александра (1888-1984), Василий (1897г.р.), Сергей (1893г.р.) Екатерина (1895г.р.), Николай (1896г.р.), Мария (1897г.р.), Иван (1899г.р.), Александр (1903г.р.), Алевтина (1905г.р.), Алексей (1906г.р.), Анна (1909г.р.) и Варвара. 24 мая / 6 июня 1887 г. рукоположен во диакона Уфимским и Мензелинским епископом Дионисием (Хитровым), а 25 мая / 7 июня - во иерея к Уфимскому кафедральному Воскресенскому собору. 30 января / 12 февраля 1900 г. возведен в сан протоиерея. Как церковный историк о. Евграф с 1900 по 1917 г. избирался действительным членом губернского статистического комитета, в 1916 г. вошел в состав только что учрежденной губернской ученой архивной комиссии. Отец Евграф был трудолюбив, обладал энциклопедическими знаниями, организаторским талантом, даром слова и умением вести полемику. Проповедовал слово Божие, вплоть до 1917 г. являлся благочинным кафедрального собора (с 1897) и домовых церквей Уфы (с 1902); цензором проповедей, «Уфимских Епархиальных Ведомостей» и других епархиальных изданий (с 1896); преподавал; неизменно избирался председателем созданной им эмеритальной кассы Уфимского епархиального ведомства (с 1893), делопроизводителем (с 1891), в 1900-х гг.- председателем епархиальных съездов духовенства. Продолжая педагогическую деятельность в Уфимской духовной семинарии, в 1887-1917 гг. состоял в должности преподавателя обличительного богословия, истории и обличения русского раскола. Член правления Уфимской духовной семинарии от духовенства по педагогической и распорядительной части. В семинарии о. Евграф исполнял обязанности инспектора (в 1891, 1894-1896), библиотекаря (до 1903) и ректора (1903-1905). Временно преподавал в семинарии гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. Кроме того, преподавал Закон Божий в землемерном училище Уфы. Епархиальный катехизатор (1888-1898), председатель уездного отделения Епархиального училищного совета (1889-1899), председатель Уфимского епархиального училищного совета (1900-1905), председатель Епархиальной экзаменационной комиссии для ищущих священно- и церковнослужительских степеней (1906-1914). С 1890-х гг. состоял членом, в 1904-1917 гг.- казначеем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского общества, в 1896-1904 гг. член совета и миссионерского отдела епархиального братства Воскресения Христова. С 1905 г. начальник противораскольнической миссии. Член-соревнователь Попечительства о народной трезвости (с 1898), член Комитета по устройству народных чтений, член-учредитель Восточно-русского культурно-просветительного общества в г. Уфе (1916). Принимал участие в работе множества благотворительных комитетов и обществ: являлся членом Уфимского отделения Попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых и Попечительства при училище глухонемых (основано на церковные средства в 1902); членом Уфимского отделения Комитета великой княгини Елизаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1915); членом совета Попечительства при Иоанно-Златоустовской церкви Уфимской ДС для вспомоществования бедным воспитанникам (почетный благотворитель); членом Общества вспомоществования нуждающимся учащимся землемерного училища. В 1907-1909 гг. и в 1911 г. состоял депутатом Уфимской городской думы от духовного ведомства. Внешностью о.Евграф обладал примечательной: высокого роста, благообразный, красивый, с проницательными глазами и " орлиным" взором. Был музыкален. Во время гражданской войны участвовал в устройстве при кафедральном соборе лазарета, в организации сбора одежды, белья и денежных средств для воевавшей с большевиками Народной Армии, созданной Сибирской директорией. После взятия Уфы Красной Армией в начале 1919 г. был арестован в первый раз, но освобожден незадолго до прихода в марте войск адмирала А. В. Колчака. Перед повторным взятием Уфы Красной Армией в июне 1919 г. с благословения Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) из города уехала большая часть духовенства, о. Евграф отказался оставить паству и продолжал служение в соборе. Четыре сына о.Евграфа служили в Армии Колчака: двое из них пошли добровольцами, двое были мобилизованы. С Армией Колчака ушли две дочери о.Евграфа - одна была замужем за прокурором Суда Западной Армии Колчака, вторая - замужем за инженером, офицером при Армии Колчака. 18 ноября 1919 г. был арестован по распоряжению Особого отдела Восточного фронта, помещен в уфимскую тюрьму. На многочасовых допросах подвергался издевательствам: его били, таскали за бороду, плевали ему в лицо. 30 ноября Коллегией Особого отдела при Реввоенсовете Восточного фронта был приговорен к расстрелу. Из обвинительного заключения, составленного заведующим следственной частью Особого Отдела при Реввоенсовете Восточного фронта: "... гр. Евграф Еварестов обвиняется 1) как член монархической организации Михаила Архангела, вина эта его удваивается ибо он поп; 2) как член и учредитель агитационного Просветительного Общества течения Колчака, что являлось определенной Правительственной агитацией в пользу Колчака и затемнение Народных масс, которые он и без того затемнял как поп; 3) в добровольных пожертвований на Народную Армию...; 4) участник сборов разного имущества как то: одежды и белья в своем приходе на Народную армию; 5) в родственных связях с активными белогвардейцами; 6) в ложно злостных показаниях при допросе. Находя Е.Еварестова врагом Советской власти, принесша много вреда и способного его приносить, предлагаю его РАССТРЕЛЯТЬ" Расстрелян в период с 4 по 8 декабря 1919 года в Уфе. По некоторым данным, о.Евграф был расстрелян где-то за Сергиевским кладбищем. Его вели на расстрел в одном нижнем белье, босиком по снегу он встретил смерть в бесконечном смирении. Место погребения неизвестно. В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии. В августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви его имя внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ в. для общецерковного почитания. Награды набедренник (1888), скуфья (1889), камилавка (1892), наперсный крест (1895), орден св. Анны 3-й степени (1901), орден св. Анны 2-й степени (1903), орден св. Владимира 4-й степени (1906), орден св. Владимира 3-й степени (1914), палица (1911) митра Труды Автор более 40 церковно-исторических работ, статей, проповедей и поучений. Один из наиболее значительных трудов о. Евграфа - «Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном соборе» (в 90-х гг. XX в. труд Евграфа Еварестова помог узнать историю и восстановить почитание чудотворной святыни Уфимской епархии, утраченной после 1917). Публикации
Литература, документы
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы