Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Феодор I, епископ Ростовский и Суздальский
День памяти: 8 / 21 июня 20 августа / 2 сентября (в день переложения мощей), в Соборах Владимирских и Ростово-Ярославских святых Родом грек, был первым епископом Ростовским. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского, и был рукоположен в 990 или 992 году. Прибыв в Ростов, вместе со святителем Михаилом он основал здесь первую христианскую церковь – деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, простоявший 168 лет, и при ней учредил клир церковный[293]. Здесь он проповедовал Евангелие, но приобрел мало верующих. Язычники изгнали его, и в 992 году он поселился в Суздале, бывшем тогда лишь небольшой деревней входившей в его обширную епархию. В кратком рукописном сказании, сохранявшемся о святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, так говорится о его благовестнических трудах здесь: Когда в 1010 году святой равноапостольный великий князь Владимир прислал сына своего святого Бориса управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1014 году великий князь заболел и вызвал Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 года. Мощи и почитание Святые мощи его были положены в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 года. Так как после первых двухсот лет её истории, Суздальская земля была выделена из состава Ростовской в собственную епархию, память святителя сделалась местной для обеих. Если в Ростове она ослабела, то в Суздале почитание архипастыря Феодора как святителя и чудотворца не прерывалось сквозь века. Так, над гробницей святителя в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089, молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь[294]: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». С 1635 года над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Однако, в XVIII веке согласно Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), стали изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их благодатных останков. К тому же, святители Феодор и Иоанн Суздальские почитались в то время только в Суздале и окрестностях, а сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось. Но народ отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Епископ Суздальский Порфирий потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся сведения о святителях и послал их на рассмотрение в Святейший Синод, предлагая освидетельствовать святые мощи. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 / 30 апреля 1755 года, в котором говорилось: В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского Виктора, при котором Суздальская епархия была присоединена к Владимирской, нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборе. 20 августа / 2 сентября 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование. Служба святителю Феодору, а также его житие были написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре[295]. В 1922 году собор, где пребывали мощи святителя, подвергся разграблению под предлогом «изъятия церковных ценностей». В 1923 году уездный исполком Суздаля издал распоряжение, в котором говорилось: " Рождественский собор с оградой, колокольней и бывшим архиерейским домом передаются в распоряжение музейного отдела вместе со всем находящимся в соборе имуществом". В 1933 году в нём начались исследовательские работы, которыми руководил искусствовед и реставратор А. Д. Варганов, ставший директором Суздальского музея. После Великой Отечественной войны были организованы Владимирские научно-реставрационные мастерские, сотрудники которых уделяли большое внимание изучению Богородице-Рождественского собора и поддержанию его в удовлетворительном состоянии. В 1950-1960-х годах реставраторы занялись освобождением от поздних пристроек, в итоге храму практически вернули тот вид, который он имел в ХVI веке. От более поздних времён оставили только луковичные главы со звёздами. На центральном барабане восстановили имевшие ранее кокошники. В 1958 году собор стал частью Владимро-Суздальского музея-заповедника, и его открыли для посетителей. Уже в конце 1980-х годов в храме прошли работы по перекрытию глав и кровли собора медью, золочению крестов, звёзд и подзоров куполов. Вплоть до начала 1990-х годов храм исполнял исключительно музейную функцию: никаких богослужений в нём не проводилось. Картина изменилась в 1991 году, когда в соборе возобновились службы. Спустя год было подписано соглашение, согласно которому храм перешёл в совместное ведение Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Русской Православной Церкви. 10 сентября 1995 года торжественную службу в соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году собор вместе с ещё девятью объектами музея-заповедника оказался включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО - под названием " Белокаменные памятники Владимира и Суздаля". В 1998 году собор полностью закрыли для туристов. В течение последующих семи лет в нём отреставрировали фрески и заменили систему отопления. В это время мощи святителя перенесли в Суздальский храм Казанской иконы Божией Матери (построен в 1739 году, в 1923 году закрыт и использовался, как музей, но в 1977 году был снова открыт), где пребывают и ныне. В августе 2005 года Богородице-Рождественский собор снова открыли для посещений. Бослужения в соборе совершаются по крупным церковным праздникам. В остальное время он работает как музей. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы