Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Филарету Милостивому, прав



Аврааму в вере подражая, /Иову же в терпении последуя, /отче Филарете, /благая земли разделял еси неимущим /и лишение сих терпел еси мужественне. /Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, /Егоже моли спастися душам нашим.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́ льшим.

8И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона

именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20 И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

И снова рассуждение о Христе, как о ПЕРВОСВЯЩЕННИКЕ, который ниспослал совершенно новый Завет. Ветхозаветные жертвы и обряды лишь напоминали о грехе, тогда как Господь своей ЖЕРТВОЙ очистил грех людей и даровал всякому человеку спасение и возможность очищения греха, притом, не символического, а истинного. Если ветхозаветные священники были просто людьми, то Господь, став человеком, не перестал быть Богом, по своей Божественной силе имея власть очищать грех. Об этом-то апостол и пишет, пытаясь объяснить это соплеменникам, не все из которых внимают его словам….

Евангелие (от Луки): 1В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7И отвечали: не знаем откуда.

8Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

9И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Иудейские вожди, озлобленные обличениями, решили поймать Христа на слове. Если бы Он призвал не подавать подать Риму, то они бы имели повод донести на него римским наместникам, как на возмущающего народ против них, дабы их руками избавиться от Него (притом, что сами они успешно сотрудничали с римскими властями). Если же Он бы напротив, призвал бы подавать подать, то они имели бы повод дикредитировать Его пред народом, который ненавидел завоевателей, сообщив, дескать, этот Проповедник призывает повиноваться завоевателям, врагам Отечества и веры. Но Господь успешно отбивает их атаку. Монета отчеканена римлянами, а стало быть, это римские деньги, значит, их им и должно отдавать. А сей факт служить Богу не мешает, как не мешало и самим иудейским вождям в их религиозной деятельности активное сотрудничество с оккупанатами (притом, что они еще и пользовались народной ненавистью к захватчикам в своих целях). Да и всякие житейские дела угождению Богу не мешают (кроме прямо греховных). Здесь впору привести слова святителя Феофана Затворника на эту тему: « " Кесарево - кесарю, а Божие - Богу"; всякому, значит, свое. В наше время вместо " кесарево" поставить надо " житейское", и сказать: житейское своим чередом, а Божеское - своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, - в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том, что Божие - не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию? »

И чтения праздника праведного Филарета. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2о горнем помышляйте, а не о земном.

3Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

4Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

17И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

И снова апостол призывает к любви, вознося читателя на головокружительную высоту, которой, без сомнения, достиг сам. Речь идет не только о том, чтобы отложить гнев и злобу, но в делах любви уподобляться Богу, не делая различий ни для кого. Человек любой национальности и социального положения одинаково призван ко спасению, и является образом Божиим. Бог любит всех и всем желает спастись, к такой же любви апостол призывает и паству. «И да царствует в сердцах ваших мир Божий» - здесь апостол желает, чтобы читающие это послание стяжали Благодать Божию, которая и низводит на человека этот мир, который неспособна поколебать никакая скорбь века сего. Как это все далеко от нашего состояния! Но именно поэтому все это и читается, дабы мы имели перед глазами тот идеал, к которому призваны стремиться. Тем более, что перед нашими глазами – пример праведного Филарета, не на словах, а на деле исполнившего все это….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских[445] и Сидонских[446], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от

болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27Но вам, слушающим, говорю: люби́ те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

31 И ка́ к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́ к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́ те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

И еще слова о любви. Господь призывает к любви, которая равно объемлет всех, для нее нет врагов. Мы впадаем в недоумение от этих слов, а некоторые пускаются в рассуждения, дескать, такой-то человек – такой негодяй! Как же его прощать и как о нем заботиться? Но это – мышление падшего человека, для которого естественно гневаться и осуждать. Нам, потомкам согрешившего Адама, такое мышление, увы, куда ближе, чем то, что нам советует Господь, просто потому что грех для нас стал естественным и нормальным. А Господь нас призывает не к житию по естеству (читай – по греху), но к житию сверхъестественному, то есть, житию по законам Горнего мира, в который Он хочет нас возвести. Поэтому Он и призывает не ненавидеть своих врагов, но любить. Некто сказал: «ничего нет общего у нас только с диаволом, а с людьми у нас много общего». Еще некто сказал: «враг у нас один – диавол». То есть, врагом христианин призван считать только диавола, людей же – братьями, образом Божиим, достойным любви уже потому что его сотворил Бог. Господь призывает подражать самому Богу, заботящемуся обо всех (даже и о тех, кто хулит Его и даже не признает Его существование), дабы делаясь подобными Ему, люди приближались к Нему, созидая тем Царство Божие в себе, так как, творя добро, человек становится более близок Богу, и Благодать Его поселяется в нем, преображая человека. Это высоко, и кажется несбыточным, но к этому мы призваны стремиться. Разумеется, своими силами человеку этого не добиться, но с помощью Божией возможно все…

Суббота 15 декабря.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь