Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дни памяти: 30 ноября /13 декабря
Священномученик Иоанн родился 30 января / 12 февраля 1874 года в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова.
Из-за невозможности постоянно платить большой налог, который безбожная власть накладывала на служителей Церкви, у отца Иоанна в феврале 1930 года в счет причитающихся недоимок была конфискована корова и часть имущества. Не имея постоянного жилья, он был вынужден просить архиерея перевести его на другой приход. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2002 года. Протоиерей Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Источник: http: //www.fond.ru События дня. Вечерня и утреня. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, на манер служб, совершаемых вечером в воскресные дни Великого поста, а также утреня с полиелеем в честь апостола Андрея Первозванного. Службу совершал о.Александр Корниенко при пении бокового хора. Евангелие на утрени (от Матфея): 1Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею[437] 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. 17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия[438], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Выход Христа на проповедь, а также призвание на проповедь первых учеников. Впрочем, описанные здесь события произошли несколько позже, нежели ученики узнали о Христе. О знакомстве их можно прочитать в первой главе Евангелия от Иоанна. Тогда Господь не требовал от учеников бросить все свои дела и идти за Ним. Но теперь Он призывает их идти за Ним и воспринять служение, которое Он желал поручить им. Но сперва они. следуя за Ним, должны будут и сами многому научиться, слушая Его проповедь и видя дела Его…. Нам с вами тоже надлежит многому научиться и в плане познания истин веры нашей, да и в духовном плане. Но что же нам может сказать этот текст. Здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста: «… те, желая следовать за Христом, оставляли дома и родных своих. Но мы и этого от тебя не требуем. Оставь только злые привычки, и ты можешь, оставаясь дома, со своими (родными) удобно спастись …». На поверку то, о чем пишет святитель, грешному человеку дается не так легко, поскольку на оставление злых привычек у него уходит целая жизнь, так что хоть какой-то успех приходит лишь к концу жизни. Притом, желая сделать это своими силами, человек понимает, что не может этого сделать, и лишь с помощью Божией он обретает силы побеждать грех. Но Бог без желания самого человека не помогает ему, а стало быть, ему нужно и самому приложить усилия. Мы и сами призваны быть светом для мира, не в плане проповеди, ибо это задача священников и епископов, но в плане жития, дабы оно служило примером для окружающих. Но если мои дела расходятся с тем, что учат наша вера, то я не проповедую мою веру, а скорей, дискредитирую ее. Но да не будет этого! Утреня прошла, как обычно. Каноны читались Божией Матери и апостолу Андрею Первозванному (по два тропаря). Стихиры пелись в каждой подборке на вечерне и утрене всего по две – три. По окончании службы о.Александр Корниенко поздравил всех с праздником и поблагодарил за совместную молитву, а также пожелал помощи Божией на предстоящую ночь. Литургия. В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Корниенко, без диаконов (диакон исполнял обязанности отсутствующего псаломщика), при пении верхнего хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́ льшим. 8И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Апостол рассуждает на тему упоминаемого в Книге Бытия священника-царя Мелхиседека. Многих эти слова смущают (как смущали еще в древние времена), но смущаться тут не следует. О Мелхиседеке пишет он так не потому что тот действительно был бессмертным и вечным, но употребляет иносказание. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, у одного (Мелхиседека) нет родословия, потому что оно не упоминается в Писании, а Господь воистину не имеет его, будучи вечен. Точно также дело обстоит и с началом и концом жизни. Главное же в том, что апостол разъясняет отличие ветхозаветного священства от новозаветного, ибо сам Господь стал новым СВЯЩЕННИКОМ по благодати, будучи САМ начальником ЕЕ. Так и, вообще, новозаветное священство поставляется не по принципу принадлежности к какому-то роду, как в Ветхом Завете, а по данной от Бога Благодати (кандидат испытывается и если его находят достойным, то через возложение рук епископа на него низводится Благодать Божия, которая и сообщает ему сан священника). Евангелие (от Луки): 1В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? 3Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков? 5Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? 6а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. 7И отвечали: не знаем откуда. 8Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. 9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. Известная притча о злых виноградарях. Еще в Ветхом Завете народ еврейский уподобляется винограднику. Здесь же Господь обличает вождей этого народа. Как хозяин виноградника насаждает его, так и Бог создал человека, а из множества людей избрал себе один народ, поселил его за оградой в виде Закона и вверил виноградарям – священникам и законоучителям народа еврейского. Однако эти делатели, привыкнув к своей роли, упивались своей властью над людьми, которых, подчас, презирали, а потому приводили народ этот не к Богу, а к себе, наслаждаясь почитанием со стороны народа. Желая вразумить этот народ, Бог посылал к нему пророков и проповедников. Однако, вместо покаяния и осознания отступления, народ этот и его вожди стремились заставить замолчать этих обличителей их злых дел. Такова гордость, которая не сознает греха, но озлобляется на обличителя, считая, что тот оскорбляет его. И в последние дни Бог послал Сына своего для спасения людей. И здесь под Сыном хозяина Господь разумеет Себя. Здесь Господь в очередной раз говорит о своих грядущих страданиях. Фарисеи и священники иудейские в очередной раз пришли в ярость от таких слов Христа. Казалось бы, какое отношение это имеет к нам? Но и сегодня проблемой является, когда поставленные пасти стадо Христово начинают приводить людей не к Богу, а к себе, делая в Церкви секту, которая подчас и со священноначалием разговаривает свысока, мол, мы сами лучше знаем, что делать. Впрочем, об этом и без меня на епархиальных собраниях архиереи много говорят, увещевая священство. Но если для священства плоды – это сама паства, приводимая к Богу, то для нас это дела веры. Разумеется, никакие дела сами по себе не могут спасти человека, но помощь Божия делает возможным все… И чтения праздника. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 5Посему не суди́ те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. 6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! 9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. 14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости? Апостол обличает свою паству в Коринфе за царящие среди них распри, указывая главную причину распрей – превозношение одних над другими. Но чем человеку хвалиться, когда все, что он имеет, дано ему от Бога, посему и похвальбы человека выглядят безумными. Притом, апостол напоминает, что сами их наставники – апостолы пребывают в смирении и уничижении, будучи попираемы от людей. А тут люди, еще ничего из себя не представляющие, изображают из себя неизвестно что. Потому апостол призывает подражать им, то есть, апостолам. Речь даже не об уничижении. а о любви, ибо там, где есть превозношение одних над другими, распри и нестроения, там нет любви. А апостол призывает к любви и заботе друг о друге. В другом месте он уподобит членов Церкви органам человеческого тела, намекая на то, что все они призваны быть едиными. « По тому вас будут узнавать, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой » - говорит Господь, и в этом выражается вся суть того, что пишет и апостол в посланиях своих. Суть любви же состоит в подражании Богу, заботящемуся о своем творении, потому любящий и заботящийся о ближнем становится более близок к Богу, а значит, созидает в себе Царство Божие. К этому, собственно, апостол призывает (коринфян, а через них – и нас). Евангелие (от Иоанна): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2Оно было в начале у Бога. 3Все чрез Него на́ чало быть, и без Него ничто не на́ чало быть, что на́ чало быть. 4В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10В мире был, и мир чрез Него на́ чал быть, и мир Его не познал. 11Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. 19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? 20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. 21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. 22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? 23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. 24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? 26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. 27Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. 28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 30Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. 35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, - что значит: учитель, - где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). 43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Если в других Евангелиях повествование начинается с призвания апостолов на служение, то здесь описывается само знакомство учеников со Христом. Первыми знакомятся с Ним апостолы Андрей и Иоанн, а уж потом Андрей приводит к нему брата Симона. И именно в этот момент Господь впервые нарекает его камнем. Заметьте, что апостол подчеркивает, что назвал Господь Симона именно арамейским словом «Кифа», означающим «камень», а вовсе не греческим «Π ε τ ρ ο ς ». Просто греческий язык был первым европейским языком, на который было переведено Евангелие, потому греческое слово, обозначающее камень, стало основным словом, которым назван апостол. Так или иначе, но первые из учеников узнали о Христе. Призваны на служение свое они будут позже, и уж тогда они оставят свою прежнюю жизнь, последовав за Ним…. По окончании службы о.Александр поздравил всех с праздником и пожелал все помощи Божией, семейного и прочего благополучия, а также поздравил всех именинников… Проповеди он не говорил. * * * В этот день газета «Новороссийский рабочий» сообщила об обновлении иконостаса в храме Святых Жен-Миронсиц на кладбище Кабахаха. В него устанавливаются новые иконы, вместо отпечатанных типографским способом – написанные иконописцами, как и положено… |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы