Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСПОВЕДНИК ГЕОРГИЙ СЕДОВ.



Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 3 / 16 Декабря.

Инна Менькова
" Памяти исповедника Георгия Седова"

3/16 декабря Русская Православная Церковь вспоминает исповедника Георгия Седова. Его верность

Церкви (каждодневная, будничная, но от этого не менее стойкая и непоколебимая, чем верность тех, кто шел умирать за Церковь), как и верность Церкви и стойкость многих и многих православных, помогла Церкви выжить в годы гонений. Георгий Седов помогал выживать и преследуемому советской властью епископу Афанасию (Сахарову), о котором долгие годы заботился и за которого хлопотал.

Егор Егорович (так всю жизнь его звали близкие) Седов принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, остались верными до конца. Их крепостью устояла Россия в годы невиданных по жестокости испытаний.

Родился Егор Седов в 1883 году в семье крестьянина деревни Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него были две младшие сестры – Мария и Евдокия. Отец, Егор Седов-старший, унаследовал и утвердил в своей семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. И делал он это не потому, что так полагалось, а по сердечному расположению – любил он богослужение. Ближайший храм был в деревне Лыково, в трех километрах от дома, он был для семьи приходским. Но особенно любил Егор Седов молиться в соборе города Владимира. Ходил туда довольно часто, хотя до города было 40 километров. Как дети подросли, брал их с собой. Бывало, идут дети, а отец их обгоняет, так стремилась к храму, спешила его душа.

Единственный сын в семье, Егор-младший стал, подобно отцу, прихожанином Лыковской церкви и, подобно отцу, с радостью ходил молиться во Владимирский собор. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники из Владимира и монахи. Учился Егор грамоте, как все крестьянские дети, в семье и с юности занимался крестьянским трудом.

В 1907 году Егор Егорович женился на Анастасии Степановне. С годами в их семье родилось пятеро детей: дочери Анна, Мария, Анфиса, Серафима и сын Михаил. В церковь ходили все. Егор Егорович запрягал лошадь, сажал малышей в сани и вез в Лыково. В воскресные дни и в дни церковных праздников даже при советской власти не работал никогда, исполняя заповедь Божию: «Так не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12: 29–31). Сам Егор Егорович всякое дело делал с молитвой.

В послереволюционные годы церковность семьи Седовых вызывала насмешки. Егора Егоровича прозвали монахом. «Монахи не женятся», – отвечал он резонно. В конце 1920-х годов он был избран старостой лыковской церкви.

Егор Егорович был высокого роста, крепкого сложения и здоровья, хорошим хозяином и заботливым семьянином. Хозяйство у него было большое: две лошади, корова, огород, пасека. По советским меркам оно оценивалось как середняцкое. Оно требовало постоянного приложения труда. Работали тоже всей семьей, дети сызмала помогали взрослым. Урожаи на их участке всегда были лучше, чем у соседей. «У всех не уродилось, а у нас уродилось», – вспоминала его дочь.

Когда начались аресты духовенства, дом Седовых еще чаще стали посещать священники и монахи, в основном изгнанные из храмов и монастырей, в поисках временного крова и утешения. Приходили в сумерках, чтобы никто не увидел. Егор Егорович привечал всех; Анастасия Степановна накормит, напоит, а то и оденет, и ночевать оставит. Огород у Седовых был очень большим. Гости уходили на пасеку и молились там без свидетелей.

Егор Егорович был человеком, глубоко преданным Церкви. События, происходившие в ней, его волновали. И получилось так, что Господь послал ему кормчего в надвигавшейся буре. В 1918 году во Владимирскую епархию священноначалием был направлен иеромонах Афанасий (Сахаров), проходивший свое послушание сначала в должности преподавателя Владимирской духовной семинарии. В 1920 году он был в возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Рождественского монастыря[524]. Неизвестно, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Егора Егоровича с отцом Афанасием, но для церковного старосты,

неустанно помогавшего духовенству храмов и монастырей, оно должно было произойти неизбежно. Очень скоро между ними сложились отношения глубокой взаимной любви. Егор Егорович стал близким и преданным духовным сыном отца Афанасия. Более чем через 30 лет он будет писать письма владыке Афанасию с тем же чувством горячей сыновней любви: «Христос посреди нас, наш родной и дорогой папочка, приветствую с праздником…» (28 октября/10 ноября 1954 г.); «Дорогой наш возлюбленный п.[преосвященный] в.[владыка]!..» (8 мая 1956 г.).

27 июня 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии и менее чем через год начался его исповеднический путь. Егор Егорович сразу принял на себя заботу о владыке, стремясь в периоды заключений чем только можно облегчить его положение и оказывая возможную материальную помощь. Почти на 30 лет он стал неустанным «опекуном» (по словам самого владыки) епископа, сопровождавшим его сердечным и деятельным участием во всех многочисленных скорбях и испытаниях.

В промежутках между тюрьмами и ссылками владыка возвращался на служение во Владимир. Несомненно влияние епископа Афанасия на формирование церковной ориентации Егора Егоровича. Они были одного духа: лыковский храм никогда не был обновленческим, и несколькими годами позже Егор Егорович станет относить себя к непоминающим.

Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался на ночь в доме владыки. И епископ Афанасий, когда позволяли дела, приезжал к Седовым. Служил в лыковской церкви, гостил в Чурилово. «Он благословлял детей, учил их молиться, говорил: на клиросе петь надо. Мы, дети, его очень любили. Какой он хороший был! Папа его звал “Владыко святый”. И все мы стали так его звать. А теперь он прославлен Церковью»[525], – вспоминала Сима – Серафима Егоровна Седова.

В один из таких приездов, в день ангела Егора Егоровича, на службе в Лыково, епископ Афанасий в проповеди о великомученике Георгии Победоносце говорил о мужестве исповедания веры, о верности Христу, о неприятии обновленчества. 2 января 1926 года, когда владыку арестовали в девятый раз, эту проповедь ему поставили в вину. 20 января епископ Афанасий писал из тюрьмы своей матери Матроне Андреевне Сахаровой: «…В заключение следователь Ефимов спросил, не могу ли я указать свидетелей, которые опровергли бы обвинение по 69-й статье (антисоветская агитация в проповеди в Лыково. – И.М.). Я, конечно, никого не указал: зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там [в Лыково] кто-нибудь нашелся добрый человек, который бы не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно. Может быть, как-либо сумеете дать знать в Лыково». Матрона Андреевна сама дважды обращалась с заявлениями во Владимирское ОГПУ. И в Лыково «добрый человек» нашелся. 15 февраля на приходском собрании церкви села Лыково под председательством старосты Егора Седова было решено ходатайствовать перед Владимирским ОГПУ об освобождении из заключения епископа Афанасия. Егор Егорович был уполномочен собранием отвезти это прошение граждан во Владимир. 5 марта следственное дело было прекращено, и владыка освобожден.

Но с 1927 года началось многолетнее непрерывное заключение епископа Афанасия. Участие и помощь Егора Егоровича сопутствовали владыке все эти годы. Связь между ними никогда не прерывалась, они регулярно переписывались, Егор Егорович был в курсе событий многострадальной жизни заключенного епископа, посылал ему необходимые вещи, продукты и деньги.

Наступило время, когда люди стали скрывать веру, боялись приходить в храм, исключали из своей жизни всякое общение с духовенством, жены и дети отрекались от преследуемых властями своих мужей и отцов-священников. Тогда Егор Егорович счел своим долгом как члена Церкви заботиться о священнослужителях, заключенных в тюрьмы города Владимира, и голодающих священниках на приходах во Владимире и Юрьеве-Польском. Он узнавал о них и привозил им мед со своей пасеки, картофель и другие продукты. Бывало, подъезжает он к дому, стучит. Матушка выглядывает с испугом: «Кто это? » Отец посмотрит и говорит: «Отворяй, свой». А Егор Егорович сбросит с телеги привезенное у дверей или у калитки и – дальше в путь.

А в доме его запасы не убавлялись, на всех хватало, и семья была всегда сыта. Бог посылал достаток.

В колхозы Егор Егорович никогда не вступал. В период коллективизации его двоюродный брат служил уполномоченным от сельсовета по деревне Чурилово. Церковность Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь брата-уполномоченного, и она была так велика, что в 1932 году брат ходатайствовал о том, чтобы Егору Егоровичу было дано такое твердое задание, выполнить которое он бы не смог и после этого был бы раскулачен. Ходатайство было удовлетворено, и Егор Егорович осужден на один год исправительно-трудовых работ, а все его хозяйство конфисковано. Семья осталась без кормильца и без средств существования. Анастасии Степановне пришлось искать помощников пахать землю.

Старшая дочь Егора Егоровича Мария вышла замуж за прихожанина лыковской церкви. Они венчались, несмотря на издевательства и насмешки жителей села. Зять советовал Анастасии Степановне уехать из Чурилова. Предложил поселиться в Ярославле. Семья переехала, дом нашли за Волгой. Но жить там оказалось очень тесно и трудно, и работа нашлась только на другом берегу. Зять пошел советоваться к батюшке: куда переехать? Тот сказал: «Переезжайте в Тутаев, у меня там знакомые есть. Купят они вам дом, деньги отдадите после». Так и сделали.

В 1933 году, после окончания срока заключения, Егор Егорович тоже не захотел возвращаться в деревню Чурилово, но не поехал и к родным. В деревне Козлово Ростовского района Ярославской области он нашел работу, позволившую выплатить долг за покупку дома в Тутаеве: он нанялся в пастухи и работал столько времени, сколько потребовалось для собрания необходимой суммы. В 1936 году на заработанные деньги он выкупил дом и сам переселился туда. В Тутаеве его дочь Анфиса работала на фабрике «Тульма». Егор Егорович также устроился на эту фабрику – ухаживать за лошадьми. Серафима Егоровна рассказывала: «Бывало, придет он на конюшню, а лошади, как услышат его голос, так все заржут! Его и лошади любили».

Поселившись в Тутаеве, Егор Егорович стал прихожанином Воскресенского собора. В отличие от многих непоминающих, он никогда не оставлял церковное богослужение и храм, более того, хорошо читая по-церковнославянски, он часто, особенно в будние дни, прислуживал псаломщиком. Тогда же познакомился Егор Егорович с членами подпольной общины старо-тихоновской ориентации (непоминающих) при храме в селе Котово Угличского района. Когда в Котово переехал епископ Василий (Преображенский), Егор Егорович стал иногда участвовать в тайных богослужениях архиерея.

Егор Егорович не заблуждался в оценке церковных событий военного времени. «Сейчас дали некоторую свободу Церкви, – говорил он. – Разрешили Собор, выбрали патриарха. Но во всем этом чувствуется, что сделано неискренне. Собор и выборы были заранее подготовлены, проведены без согласия и присутствия других патриархов. Все эти отступки власти не нравятся партийцам…». В его доме по-прежнему останавливались изгнанные монахи и репрессированные священники. Любили ходить к нему и нищие; Анастасия Степановна их кормила.

Повторно Егор Седов был арестован 24 декабря 1943 года сотрудниками 2-го отдела УНКВД. Причиной ареста и основанием для обвинения явились показания ранее арестованного иеромонаха Дамаскина (Жабинского), очень часто бывавшего у него в доме, и собранные после этого агентурные сведения. Егора Егоровича обвинили в антисоветской деятельности, участии в работе контрреволюционного подполья, нелегальном сотрудничестве с епископом Василием (Преображенским), в проведении нелегальных религиозных обрядов.

Он был допрошен шесть раз. Следствие длилось 11 месяцев, а допросы – от двух до шести часов. Но ни в какой форме не согласился Егор Егорович приписать себе проведение антисоветской деятельности.

«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Ни в какой антисоветской организации церковников я не был и антисоветской пораженческой агитации не проводил, клеветы на руководителей советского правительства не высказывал, ничего плохого против соввласти не говорил и фашистскую Германию не восхвалял. <...>
Я говорю правду и еще раз подтверждаю, что никакой антисоветской работы не проводил, и соработников у меня не было. <...>
Я говорю правду и больше мне говорить нечего, так как никакой антисоветской деятельностью я не занимался. <...>
Виновным себя ни в чем не признаю», – свидетельствовал он на каждом допросе.

Не назвал он также никого из своих знакомых: «Близких знакомых у меня нигде нет». Следствие настаивало:
«– Кто такая Анна Федоровна, проживающая по адресу: г. Загорск, Горбушинская, д. 18?
– Я не знаю.
– Адрес записан вами, почему вы не знаете своих знакомых?
– Да, адрес записал я, но не знаю, зачем его записал, и кто такая Анна Федоровна, сказать не могу.
– Назовите церковников, с которыми вы вели антисоветскую работу.
– Таких знакомых у меня нет, так как антисоветской работы я не проводил».
Когда встал вопрос о епископе Афанасии (Сахарове), Егор Егорович, не скрывая того, что всем известно, предложил версию, полностью скрывающую подлинную историю и содержание дорогих ему отношений:
«– Кто такой Сахаров Афанасий Григорьевич?
– Сахаров Афанасий Григорьевич – священник. До войны он проживал в Карело-Финской АССР и затем при эвакуации переехал на жительство в г. Ишим Омской области. С ним я познакомился лет 20 назад, когда он служил священником в г. Владимире Ивановской области. Тогда я возил продавать картошку и останавливался в их доме ночевать. Его мать всегда покупала у меня картошку, и через нее я познакомился с Сахаровым».

Однако Егор Егорович не счел возможным даже перед следствием покривить душой относительно своего отношения к репрессированному владыке:
«– Следствию известно, что епископа Афанасия вы намеревались взять на содержание и добивались разрешения на въезд его в Ярославскую область, выдавали за своего родственника. Какую цель вы этим преследовали?
– Да, действительно, я имел намерение взять Сахарова к себе на содержание, чтобы облегчить его материальное положение, так как он писал мне, что в Омской области он живет плохо. Пропуск я ему получил и послал в г. Ишим. В заявлении о выдаче пропуска Сахарову на проезд ко мне я назвал его родственником, но с какой целью это сделал, не знаю сам.
– Вы уклоняетесь от ответа и не хотите рассказать правду о своей связи с Сахаровым по антисоветской работе. В чем же заключается в действительности причина намерения Сахарова приехать в Тутаев?
– С какой целью Сахаров намеревался приехать на жительство в Ярославскую область, мне не известно. Оказывая ему помощь в этом, я преследовал только одну цель: обеспечить спокойную старость своему близкому

знакомому, которого я ценил не менее, чем близкого родственника».

Несмотря на давление, следствию не стало известно ничего нового ни о том, что в доме Седовых постоянно бывали репрессированные священники, ни о совершении тайных богослужений, ни о помощи репрессированному духовенству. Таким образом, самое главное в жизни Егора Егоровича – его служение Церкви – осталось сокрытым. Так и не удалось следствию собрать сколько-нибудь достаточных оснований для осуждения Егора Егоровича. 7 октября 1944 года по приговору Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР Седов Егор Егорович был освобожден, срок предварительного заключения был зачтен в наказание.

Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий был арестован в Ишиме незадолго до него и все хлопоты о переводе владыки в Тутаев остались напрасными. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного архиерея. Еще 10 лет искал Егор Егорович возможности избавить его от бесконечных страданий. Освобожденный из тюрьмы, он не затворился в доме, чтобы неслышно и не видно никому дожить век. Но, добиваясь освобождения епископа, продолжил свою энергичную деятельность: писал ходатайства во все инстанции, консультировался с юристами.

Через три года епископ Афанасий был признан инвалидом, но содержался в лагере. 5 марта 1952 года, по окончании срока заключения, Особое совещание при МГБ СССР приняло постановление об освобождении владыки и направлении его в дом инвалидов под надзор МГБ. Но лишь еще через два года, 18 мая 1954 года, епископ был перевезен в Зубово-Полянский дом инвалидов. Егор Егорович поехал к владыке. Наконец увиделись. Сидели на бревнышках, переговорили обо всем, что наболело. После свидания в доме инвалидов владыка Афанасий писал ему: «Милость Божия буди с Вами, мой милый, мой дорогой Георгий Георгиевич!.. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам и мою благодарность, и мою признательность, и мою любовь к Вам. Поистине можно сказать вместе с церковным песнописцем: " Се коль добро и коль красно самобратная любовь рабов Твоих, Христе Боже: ихже бо рождество плотское братий не сотвори, но братолюбная вера православная крепче плотского родства соедини..." ».

Вернувшись, Егор Егорович сразу стал прилагать все усилия, чтобы наконец исполнить свое горячее желание освободить епископа, начал вновь ездить в Москву, подавать ходатайства, уповая на благоволение Божие. С владыкой переписывался каждые несколько дней. Много раз казалось, что все хлопоты опять остались без результата. «Ваше Рождественское письмо получил, – писал он владыке 14 января 1955 года, – но не радостное [оно]. [Дело] едет на волах, да на черепахе, а Вы все поете: " Не отврати лица Своего от отрока Твоего, яко скорблю, вонми души моей… и избави ю...", а пора бы запевать: " Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса..." Если ничего [в ответ] не будет, то я напишу в Саранск, что они молчат, задерживают [решение]. Не затеряли ли это письмо».

Наконец в марте 1955 года ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из дома инвалидов, взяв его на поруки. Епископ был в полном изнеможении, едва ходил. Егор Егорович бережно привез его в Тутаев, к себе домой. До конца октября прожил владыка в его доме, окруженный любовью и заботой Анастасии Степановны и ее дочерей Анфисы и Серафимы.

После отъезда епископа Афанасия во Владимирскую епархию погрустили в семье Седовых: «везде стало пусто», «вроде потеряли [что-то]». Но главное, как всегда, забота о том, чтобы владыке было лучше: «От всего нашего семейства пожелания Вам от Господа доброго здоровья и хорошего благоустроения...» на новом месте (письмо от 31 октября 1955 г.). Связь их по-прежнему не прерывалась. Когда мог, ездил Егор Егорович во Владимир, привозил все необходимое для владыки. Когда не мог, писал письма и посылал посылки. И владыка писал в ответ, посылал и посылочки к праздникам, которыми Егоровы очень дорожили.

В 1950-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского собора в Тутаеве. С любовью заботился он о храме. Порядок был во всем: и ремонт производил, и в хозяйстве все имел, и денег в храме было достаточно. Не легко и не просто давалось ему это служение. Много тяжелых скорбей и искушений принесло оно. Хотел ли Егор Егорович заказать иконостас, купить дом для причта, сделать ремонт в храме – во всем встречал противодействие. «Уже и я изнемогаю, – писал он епископу Афанасию, – ни спокою, ни мира...» (письмо от 2 мая 1956 г.), «наболело уже очень много…» (письмо от 14 мая 1956 г.), «до чего надоели эти свары, хуже всего на свете» (письмо от 20 ноября 1956 г.). А на праздник Рождества Христова «меня как дубинкой [настоятель] ударил в голову… весь праздник болела голова… надо самому отказаться, подать заявление об уходе. Только вроде самому отказаться от Спасителя страшно, и народ не велит…» (письмо от 15 января 1957 г.). Обо всех своих делах, новостях и бедах писал Егор Егорович в Петушки епископу Афанасию, прося совета и молитвенной помощи: «Я многогрешный прошу Ваших святых молитв и благословения и целую Вас, сердечно горячо любящий Вас Егор». И владыка помогал советом, делом и молитвой.

Когда после смерти Егора Егоровича старостой собора предлагали стать его дочери Анфисе Егоровне, сестра Серафима усиленно отговаривала ее: «Не вставай, – говорю, – будешь плакать, как тятя».

В 1959 году во время ремонта стены храма Егору Егоровичу на голову упали три связанные между собой лестницы. Он домой дошел сам, но после слег. Проболел около года. Сначала надеялся поправиться, писал епископу Афанасию о том, что очень хочет приехать, но не может – нет сил, звал владыку в гости, просил прислать рецепт сердечного лекарства, а то что-то у врачей не получалось подобрать, как следует… Владыка написал в ответ, его письму были очень рады, читали и «все четверо плакали».

Выздороветь не удалось. Анастасия Степановна скорбела, а Егор Егорович ее уговаривал: «Видно, так Богу угодно». «Тятя… болел очень шибко, – писала владыке дочь Сима, – он у нас никогда не охнул, был большой терпеливец. А было ему ни сидеть, ни лежать – была водянка и нарывы. Тятя все просился: " Отпустите, отпустите меня", а я ему говорю: " Куда тебя отпустить? " Говорит: " Домой, на тот свет", все говорил, не один раз, все просился, говорил: " Мне здесь надоело, там лучше". В 10 часов вечера кричал: " Ангел! Ангел! ", а на другой день помер».

Скончался Егор Егорович 16 декабря 1960 года. Отпевали его на Николу два священника, диакон и все певчие. В начале отпевания от иконы Спасителя[526] («отколь взялась? »[527]) вылетела большая красивая бабочка. Она пролетела перед священником и опустилась на руки, сложенные на груди усопшего. Отец Иоанн, служивший отпевание, любил порядок. «Уберите бабочку», – сказал он. Но никто ее не тронул. Бабочка сидела, трепеща крылышками, затем поднялась и полетела к иконе Спасителя, а от иконы полетела обратно и села на левое плечо Егора Егоровича. Затем она снова взлетела и опять полетела к образу Спасителя и в третий раз подлетела к усопшему, но лишь покружилась над ним и улетела к той же иконе. «Очень все дивились, что такового чуда [никогда еще] не было»[528]. Во время поминок бабочка летала по дому. На сороковой день и в годовщину смерти она прилетала опять и в храм, и домой. Позже ее не видели.

15/28 октября 2000 года, в день памяти священноисповедника Афанасия (Сахарова), во Владимире состоялось торжественное перенесение его святых мощей. Во время этого торжества в Государственном архиве Ярославской области, на столе перед одним из архивистов, лежало огромное следственное дело 1943–1944 года. Желая просмотреть материалы дела, он открыл его и сразу попал на страницу, где было написано до того неизвестное имя заключенного: «обвиняемый Седов Егор Егорович». Словно в час своего прославления святитель Афанасий сказал с заботой: «А Егор Егорович где? Хочу, чтобы он разделил со мной и радость церковную» – и вызвал его из забвения. Вскоре после этого Русской Православной Церковью Егор Егорович был причислен к лику святых исповедников. Прославлен в лике Новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской православной Церкви 27 декабря 2000г. по представлению Ярославской епархии.

Осенью 2001 года последняя дочь Егора Егоровича Серафима однажды увидела во сне своего отца. Он шел – так быстро и радостно – от кладбища к храму. А утром ее пригласили участвовать в обретении его святых мощей.

Ныне мощи исповедника Георгия, обретенные 1 декабря, покоятся в Воскресенском соборе Тутаева.

Основные источники:
ГАЯО. Ф. Р–36987. Оп. 2. Д. С–11916; Молитва всех нас спасет. М: Издательство ПСТБИ, 2000
Опубликовано; Православие.Ru / Интернет-журнал, 15 декабря 2008 г.




















События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Димитрий Осипов. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко. Пели оба хора собора. Воскресная служба была совмещена со службой пророку Божию Софонии.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Каноны читались: воскресный (два тропаря), Божией Матери и пророку Божию Софонии (по одному тропарю). Пение стихир было сведено к минимуму.

В конце службы о.Димитрий сообщил дальнейшее расписание служб (вплоть до 19 декабря).

Литургия.

В сам день я был на поздней литургии в Свято-Успенском соборе. Литургию совершали о.Антоний Новицкий и о.Александр Корниенко (который, впрочем, половину службы принимал исповедь) при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Отрывок из первого послания апостола Павла к Тимофею: 1Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

3Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Эфесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

8А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников, ) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

12Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; 14благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.

17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

18Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Апостол дает наставления ученику, призывая бороться с лжеучителями. Он также, призывая к борьбе с искажения истин веры, говорит о том, что заповеди даны не для того, чтобы связывать и карать, но исправлять человека. Здесь же он говорит о Христе, не упуская случая вспомнить о собственном прошлом, выражая благодарность Богу за то, что он не презрел его, но направил на путь спасения. И хоть Господь очистил и поставил его на великую высоту, но он, вспоминая о своих прегрешениях, называет себя первым из грешников. Таково смирение. Дело не только в воспоминании своего прошлого, как гонителя веры, но в том, что Благодать Божия, живущая в человеке, просвещает его ум. Состояние души человека подобно какой-нибудь комнате. Пока в ней темно, то кажется, что в ней все хорошо, грязи не видно, если только человек не падает, спотыкаясь о то, что там лежит. Но когда в комнату входит свет, то мусор и грязь, находящиеся в них, становятся видны. Когда же комната озаряется лучами света, то в этих лучах становятся видны и пылинки. Именно поэтому люди, которых мы называем святыми, считали себя великими грешниками. И за снисхождение к нему апостол и благодарит Бога.

Евангелие (от Луки): 1Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Ко Христу приходит некий человек. Он, как и многие, задает вопрос о том, как спастись. Господь как бы укоряет его – почему он называет Его Благим. При этом, замечая, что благ только Бог, Господь не отказывается от этого эпитета, но как бы испытывает его – согласен ли он исповедовать Его Христом. И тут же Господь напоминает ему заповеди, хорошо известные иудеям. И он хвалится, дескать, он все это уже исполнил, но ему надо еще что-то. Иудеи исполняли внешние заповеди Закона во всех мелочах, однако часто внутреннее содержание оставляли без внимания. И Господь говорит ему, призывая, чтобы он оставил все свое имение и следовал за Ним. И тут выясняется, чего стоят все слова этого человека. Как и все иудеи, исполняя внешние правила во всех мелочах, духовную составляющую он оставил без внимания, живя так, как живут все. Выяснилось, что главным в его жизни было не Царство Божие, не Бог, но богатство. Меж тем, если что человек почитает главным, то все остальное отходит на второй план и ради того он готов пожертвовать. Мы уже читали слова Христа: « никто не может служить двум господам, ибо об одном начнет заботиться, а о другом – нерадеть, или одного возлюбит, а другого – возненавидит. Не можете служить Богу и мамоне ». Это, как раз об этом. И видя, как человек этот ушел в печали, ибо Господь повелел ему сделать, как казалось, невыполнимое, Господь резюмирует, говоря, что трудно богатому войти в Царство Божие, как верблюду в игольное ушко. Одни трактуют эти слова, называя игольным ушком ворота, некогда бывшие в Иерусалиме, через которые мог свободно пройти только пеший, а верблюды должны были буквально проползать. Другие напоминают, что в старину «верблюдом» назывался корабельный канат, то есть, богатому войти в Царство Божие – как канат продеть через игольное ушко. Так или иначе, но суть остается одна. Для иудеев эти слова были чем-то новым, противоречащим их представлениям о спасении, ведь их представления основывались на словах из книг Притч и Премудростей Соломоновых, где богатство называется воздаянием за праведность и признаком праведности. Так и в глазах иудеев богатый человек считался Божиим избранником, праведником. И вдруг Господь говорит эти слова. Но кто имел хоть маленький заработок, тот знает, как деньги притягивают к себе. Проще говоря, искушение любостяжанием испытывал каждый из нас. Притом, грешный человек побеждается и иным искушением – пустить полученное достояние на себя любимого, на удовлетворение своих страстей и похотей. Именно эти два искушения и побеждают богатых. Притом, одержимый духом стяжательства думает лишь о том, как копить деньги, потому и получается, что чем богаче человек, тем он жаднее, тем труднее он расстается хотя бы с одной копейкой, поскольку для него лучше эту копейку положить в загашник, либо пустить в какое-нибудь дело, которое завтра даст рубль, нежели отдать ее ближнему. Как пишет святитель Николай (Велимирович), богатому трудно войти в Царство небесное, потому что редко кто выдерживает связанный с богатством искушения, и не покупает себе вместо рая адские муки. Увы, дух любостяжания и скупости побеждает не только людей богатых, но всякого, кто хоть что-то зарабатывает, потому тут уместны другие слова Христа: «… берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ». Далее следует притча о безумном богаче. Имущество свое человек на небо не возьмет, тогда как его страсти любостяжания и скупости уйдут с ним в загробный мир, и будут есть его, мучая пуще огня. Такого человека ожидают муки еще и потому что главным объектом его поклонения стал не Бог, а деньги, а место Богу в нем не нашлось. Любостяжатель, как Иуда Искариот, неизбежно поворачивается к Богу спиной, в особенности, если заповеди Господни становятся преградой на пути к стяжанию материальных благ. А это уже путь в погибель. Но да не будет этого с нами! В конце Господь открывает тайну, касающуюся спасения человека. Суть ее в том, что никто не может спастись сам по себе. Человек склонен ко греху и непрестанно согрешает, так что греховные влечения стали для него естественными. Желая не грешить, он лишь познает свою немощь, взывая о помощи к Богу. И лишь с помощью Божией человек оказывается способен к спасению. Проще сказать, что не человек сам спасается, но Бог спасает его. Впрочем, без желания самого человека Бог не совершает спасения, уважая свободу воли у человека. Потому для своего спасения человек сам должен проявить желание и сам приложить усилие. Итак, да возжелаем спасения сего!

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником. Далее он говорил на тему нынешнего Евангельского чтения. Ко Христу приходит некий человек, юноша, «законник», как пишется в тексте, искушая Христа вопросом: что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. В среде иудеев в то время были распространены суждения и споры о Законе, о заповедях – какие из них важнее. Поэтому этот человек и приходит ко Христу задавая вопрос. Господь же отвечает ему: « что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; наешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою ». Господь напоминает ему хорошо известные ему, да и всем иудеям и нам заповеди. Ну, а тот отвечает, что все это он сохранил от юности своей. И Господь тогда говорит ему: « еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною »… И юноша сразу опечалился, поник, так как был очень богат. Он хвалился, что сохранил все заповеди, но Господь, как Сердцевец, сразу надавил на больное место. О том, насколько он был богат, не уточняется, но факт остается фактом – он был привязан к своему богатству, которая и была для него наиважнейшей ценностью. Таким образом, вопрос продемонстрировал то, насколько он на самом деле оказался способен жить ради Бога, жертвуя чем-то. И пожертвовать своим материальным достатком он оказался не готов. Он думал, что будет и дальше жить в комфорте и достатке, сочетая это с совершенным, как ему казалось, исполнением заповедей. Разумеется, уже хорошо, что он озаботился тем, что же ему сделать, дабы войти в Царство Божие. Сегодня многие юноши думают совсем о другом (здесь о.Антоний говорил о своих посещениях студентов в ВУЗах и СУЗах) Но его слова о заповедях: «все это я сохранил от юности своей» отдают самоуверенностью. Если я никого не ограбил и не убил, то это не значит, что я уже исполнил все заповеди, а потому праведен. Притом, убить можно и словом. Что же касается воровства, то желание чужого имущества и желание совершения греха есть уже грех. Так, желая присвоить чужое имущество, я уже виновен пред Богом в этом грехе. Так и с прелюбодеянием. Как говорил сам Господь, смотрящий на противоположный пол с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем с ним. Так и со многими грехами. Как же можно хвастаться, дескать, я соблюл все заповеди? И вот, юноша уходит, а Господь говорит ученикам своим: « Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ». Учеников эти слова поразили, ведь для иудеев человек богатый – это Божий избранник, а богатство – дар Божий за праведный образ жизни. Но если уж богатый не может спастись, то кто, вообще, способен спастись? И Господь говорит о том, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Не человек устраивает свое спасение, но Бог, разумеется, не без желания самого человека. Но кто же тогда может говорить, что он исполнил все заповеди? Любые такие слова есть ложь и самообольщение. Начало исполнения заповедей есть любовь к Богу. Многие из нас считают, что любят Бога. Но если бы это было так, то наша жизнь была бы иной. И тут вспоминаются слова святителя Димитрия Ростовского, который говорил, что искал того человека, который бы любил Бога, но не нашел ни в среде верующих, ни в среде священников и архиереев. Святитель Димитрий – благочестивейший человек своего времени, но и он говорит, что не нашел того, кто бы любил Бога. Что же касается, богатства, материального достатка, то он привязывает, приковывает человека к земле, мешая поднимать взор к небу, к Богу. Слыша все это, иной может сказать, дескать, мы ведь не являемся богатыми. Но всем нам дан тот или иной достаток. Всем нам что-то дано от Бога, дано на по заслугам нашим. У многих из нас есть семья, дети, да и многое. Но готовы ли мы пожертвовать этим, хотя бы на время, хотя бы ради того, чтобы в воскресный день пойти в храм Божий. Многие не готовы и на это, оправдываясь то нехваткой времени, то еще чем-то, дескать, сегодня я не могу, а в следующий раз я обязательно пойду. Но и в следующий раз он тоже «не может». И так простой поход в храм откладывается раз за разом, а преодолеть это для человека все тяжелее и тяжелее. Но если мы желаем достичь Царства Божия, то мы должны преодолевать зависимость от материальных, земных благ, взирая на небо, к Богу. Без этого подлинное угождение Богу невозможно. Нарушение духовных законов, как и законов материального мира, приводит к катастрофам. Но да не будет этого с нами! Для достижения Царства Божия нам подобает соблюдать заповеди Господни не формально, но подлинно…

По окончании службы он напомнил расписание служб, а также призвал верующих помочь привести храм в порядок к празднику Рождества Христова. Также он сообщил, что в некий из дней в здании Морского вокзала города состоится ярмарка изделий, изготовленных воспитанниками гостиной милосердия имени преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы. Все эти изделия дети изготовили своими руками. Все вырученные средства пойдут на помощь малоимущим семьям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.108 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь