Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Права человека как особая область философского и научного знания. Многофункциональный характер прав человека.



Права человека и государство. Либеральная доктрина: от человека к государству.

Взаимоотношения индивида и государства — одна из ведущих проблем политико-правовой мысли, имеющая многовековую историю. Каким бы ни было государство по ϲ ʙ ᴏ ей природе, какой бы режим в нем ни господствовал — взаимодействия человека и государства всегда представляли интерес не только теоретический, религиозный, философский, но и при­кладной, поскольку без учета ϶ ᴛ ᴏ го взаимодействия невозмож­но было установить в обществе порядок, необходимый для гос­подствующей элиты или для демократически избранных пра­вителей. Подлинным открытием в данной области стала либераль­ная доктрина прав человека, сформировавшаяся в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII — XVIII вв. Стоит заметить, что она определила новые ориентиры во взаимоотно­шениях государства и человека — ϲ ʙ ᴏ боду, юридическое ра­венство, верховенство закона, универсальные права человека. Стоит отметить, что основой буржуазно-либеральной доктрины явилась естественно-правовая концепция, выдвинувшая в качестве главных прин­ципов ϲ ʙ ᴏ боду и неотъемлемые, неотчуждаемые права челове­ка, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Государство обязано признавать данные пра­ва, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Отметим, что тем самым был положен предел бесконтроль­ности п произволу государственной власти, определены грани­цы ее воздействия, выдвинут критерий оценки государства и его цель — осуществление " всеобщего блага", защита прав человека. Буржуазно-либеральная доктрина в ее классическом вари­анте, развитая в учениях Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Спинозы, В. Гумбольдта и др., не была однородной по ϲ ʙ ᴏ ему содержанию; она получала ϲ ʙ ᴏ еобразное звучание у различных буржуазных идеологов. При этом при всем различии подходов она была объединена главным — идеей ϲ ʙ ᴏ боды личности, ее автономии, возможности пользоваться неотъемлемыми права­ми — на жизнь, неприкосновенность личной сферы, собствен­ность, самоопределение. Трудно переоценить значимость таких подходов к человеку, его правам, ϲ ʙ ᴏ бодам, определявшим прин­ципиально новые параметры взаимоотношения человека н госу­дарства, выдвигавшим принцип гуманизма в качестве важней­шего фактора государственно-правовой деятельности.
 

В заключении следует сказать, что развитие прав и свобод человека и их защита – это результат осуществления научной государственной политики, достижение научного права и политическо-правовой культуры общества.

Право каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Свобода труда (ст. 24 Конституции) - возможность любого лица
распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый
имеет право:

- на свободный выбор рода деятельности и профессии;

- не заниматься никаким видом труда.

Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на соци­альную защиту от безработицы



Право каждого на отдых.

Право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

Потенциально институтами, способами и процедурами защиты и контроля за соблюдением прав человека в Казахстане можно считать только те, которые относятся к трем группам: государственные, смешанные, неправительственные.

Институтом защиты являются: судебная защита, прокуратура, Республиканская комиссия по правам человека при Президенте РК которая, «является консультативно-совещательным органом при главе государства», одним из новых институтов является защиты прав и свобод человека является Национальный омбудсмен, который был введен 19 сентября 2002 году. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, так же обеспечение развития законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы. По-нашему мнению, данный институт надо расширять, так как:

« Сильный и уважаемый омбудсмен - это стратегическая цель государства, потому что «успешная деятельность по защите прав граждан может помочь изменить осторожное отношение граждан к государственным структурам »

Таким образом, в заключении хотела бы отметить, что, несмотря на пробелы в области защиты прав человека, в целом для молодого государства мы достигли не плохих результатов.

Об административной юстиции

 Указом Президента республики Казахстан от 24 августа 2009 года была принята Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы. С этого момент начался новый этап строительства правового государства. Направлениями Концепции являются дальнейшее укрепление режима законности, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление казахстанской государственности.

При этом отмечается, что эффективность реализации Концепции «зависят от конструктивного взаимодействия всех ветвей государственной власти, качества применяемых органами власти решений и ответственности должностных лиц».

В настоящее время поднимаются вопросы совершенствования механизмов защиты прав и законных интересов граждан в процессе рассмотрения административно-правового спора и в создании специализированных органов административной юстиции.

На данном этапе административное судопроизводство осуществляется в рамках гражданского процесса или его разновидностей, что осталось у нас еще с постсоветского периода. Жалобы на незаконные действия исполнительных органов (должностных лиц) рассмотрение и разрешение споров осуществляется в судебном порядке.

В судах выделена судейская специализация по административным делам, однако она существенно отличается от института «административной юстиции», так как «административная юстиция» может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством, тогда споры между двумя органами исполнительной власти, либо привлечение граждан к административной ответственности нельзя отнести к административной юстиции.

Одной из проблем административного судопроизводства является отсутствие принципа состязательности, а также четкого разграничения между судом и внесудебными инстанциями.

Формирование института административной юстиции должно опираться на достаточно регламентированное административное законодательство. Поэтому для полноценного развертывания института административной юстиции необходимо принятие законодательного акта, призванного закрепить процессуальные правила деятельности органов государственного управления по рассмотрению административных дел.

Административно-процессуальный кодекс должен стать единым законодательным актом, содержащим в определенном систематизированном порядке нормы административного права и регламентирующим порядок рассмотрения не только дел об административных правонарушениях, но порядок обжалования гражданами действий должностных лиц в административных и судебных органах.

Так в рамках административного судопроизводства, возможно рассматривать дела по обжалованию гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, нарушающих их права преимущественно публичного характера, в случаях отказа предоставить публичную информацию, определенные документы, провести регистрацию юридических действий, препятствиях к занятию должности и т.д., споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов, споры по вопросам оказания государственных услуг.

Развития института административной юстиции будет способствовать созданию и развитию в Республике Казахстан эффективного административного судопроизводства и авторитетных административных судов, а механизмы административной юстиции буду способствовать защите прав и законных интересов граждан и повышению уровня доверия у граждан.

№45 Правоохранительные органы РК - гарант прав и свобод человека и гражданина.

Статья 32.

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Здесь закреплена возможность гражданина РК прямо или опосредованно влиять на политику государства. Также здесь регулируется право граждан РК участвовать в выборах, голосовать и выдвигать свои кандидатуры.

86.

 

Известно, что защита прав и свобод граждан - не единственная функция государства: помимо всего прочего оно заинтересовано в своей целостности, неприкосновенности, суверенитете, в экономическом процветании и политической стабильности[2, с.52]. Обусловленная асимметричной структурой общества роль государства как социально-политического арбитра заключается в предоставлении определенных гарантий одним и установлении ограничений для других[2, с.52]. Поэтому и судебная власть всей своей деятельностью, в том числе применением к виновным наказания, осуществляет защиту основ конституционного строя и безопасности государства от преступных посягательств, что не дает оснований для противопоставления судебной защиты прав и свобод личности защите основ государственного строя и безопасности государства! Л, с.28-40].

В такой ситуации возрастает потребность в развитии общественных институтов, в той или иной мере реализующих правозащитную функцию.

Ярким примером решения данного вопроса является деятельность неправительственных организаций (НПО). На современном этапе развития правовых отношений НПО являются неотъемлемой частью непосредственной и представительной демократии развитых и развивающихся стран.

Термин « неправительственнаяорганизация » воспринят из зарубежной правовой практики и соответствует принятому в международной жизни неправительственному движению поддержки социальных программ населения[3, с. 11].

Существует подтвержденный практикой демократического строительства тезис, что в условиях, когда демократическая система государства еще не получила своего развития, гражданское

87. Правовое государство и некоторые особенности его формирования

Правовое государство является одной из центральных и актуальных тем юридической науки. В последние годы ей посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. В прошлом отношение к государству и праву было иное, был классовый подход к этим категориям. Правовое государство было государством «антисоциалистическим», «буржуазным». И только в 80-е годы ХХ века вновь приобретает популярность теория правового государства. Но это социалистическое правовое государство, где оно выступает в качестве формы и внутренняя структура новых экономических отношений социализма, в центре которых – социалистический производитель, он же – социалистический потребитель. В условиях перестройки идея социалистического государства означала освобождение гражданского общества от тоталитарного огосударствления, становление его как свободной от государственной опеки, самоуправляющейся ассоциации свободных производителей.

В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах правовое государство может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка.

88.
В соответствии с Конституцией Казахстан позиционирует себя как социальное государство, гарантирующее социально-экономические и культурные права граждан и строящее свою политику с учетом интересов всех социальных слоев и групп.

Конституция РК декларирует нормы и принципы социального государства, провозглашает социальные права как неотъемлемый атрибут свободного развития личности, тем самым обусловливая значительную ответственность государства в решении социальных проблем [1].

Появление в Конституции норм социального государства обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, сегодня подобные положения прямо или косвенно зафиксированы в Конституции многих стран и подобная форма записи является данью требований времени со стороны Казахстана; во-вторых, социальная трансформация и, прежде всего, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикальных изменений, принципов социальной политики, а также подходов к их реализации; в-третьих, казахстанцам, пережившим шок радикальных реформ, наиболее привлекательна идея такого общества, в котором была бы раскрепощена личная инициатива, позволяющая достигать высокого материального и социального статуса, и при этом гарантировалось бы качественное социальное обеспечение и высокая степень социальной защищенности.

Несмотря на то, что нынешняя экономическая ситуация не позволяет говорить о том, что в Казахстане уже сформировано социальное государство, сам факт провозглашения республики социальным государством говорит о том, что интересы, потребности граждан, народа в целом являются главным приоритетом в преобразовании общественной жизни.

Можно сказать, что деятельность социального государства, прежде всего, связывается с удовлетворением материальных, социальных, духовных потребностей и интересов личности. В свою очередь, удовлетворение последних предполагает реализацию всех прав и свобод человека. Только такой подход в решении социальных вопросов может характеризовать Республику Казахстан как социальное государство [2].

В Конституции РК нет приоритета осуществления прав и свобод граждан в какой-то определенной сфере жизни, будь то политические или социальные. Как это и принято в цивилизованном обществе, все права и свободы, закрепленные государством, должны обеспечиваться в полном объеме. Становление социального государства в Казахстане — это провозглашение и реализация «второго поколения» (нового поколения) прав человека — социально-экономических и культурных.

Исходным критерием социального государства стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Государство берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Становление и развитие такого социально-политического и правового феномена, как социальное государство, является закономерным этапом в развитии человеческой цивилизации, знаменующим собой не просто расширение социальных функций государства, но и принятие современным государством на себя ответственности за благополучие своих граждан.

Рассматривая эволюцию и перспективы развития социального государства, необходимо обратить внимание на те положительные и отрицательные эффекты деятельности государства в решении социальных проблем, что в дальнейшем позволяет определить критерии, формирующие оптимальный уровень социальной ответственности.

Сторонники и идеологи различных моделей социального государства отмечают, что рыночный механизм, не обеспечивая относительное равенство шансов и возможностей в стремлении к высокой экономической эффективности, провоцирует социальную напряженность в имущественной, трудовой, экологической сферах, что впоследствии угрожает перспективе развития страны, в том числе создает угрозу смены политического курса и политической элиты. Государство вынуждено брать на себя «бразды правления» — и в этом положительный эффект государственного вмешательства в экономику.

Но есть и противоположный взгляд на социальное государство, то есть в целом негативное отношение к нему. Так, российский исследователь А.А. Алексеев, критикуя социальное государство с либерально-демократических позиций, квалифицирует его как аналог социалистического государства. Другой российский исследователь Ю. Кузнецов отмечает, что социальному государству свойственна тенденция к увеличению численности получения пособий и росту суммарных выплат, то есть к отвлечению всевозрастающего количества людей и ресурсов от производительной деятельности к непроизводительному потреблению [3].

Социальное государство не является абсолютным благом. Одной из опасностей, таящихся в социальном государстве, является чрезмерно активный и всеобъемлющий государственный патернализм, который резко снижает склонность к риску и принятию самостоятельных решений, требующих собственных инвестиций. Одним из ярких примеров такой ситуации является Германия конца ХХ в. Немцы не желают менять работу и

место жительства (чтобы получить лучшую работу) и даже в безвыходной ситуации не соглашаются на плохо оплачиваемые рабочие места, предпочитая не работать вообще.

Среди безработных Германии особенно велика доля лиц с низким уровнем образования (14, 2%) или вообще без образования (около 20%), тогда как среди закончивших университеты безработных всего 2, 6%. Но это происходит не потому, что для лиц с низким уровнем образования вообще нет работы, а потому, что они не согласны получать адекватную этой работе низкую зарплату и предпочитают жить лишь за счет пособия по безработице. Стремясь помочь безработным и создать для них достойные условия жизни, социальное государство отбило желание искать работу. Программы обучения и повышения квалификации, повышение эффективности служб занятости и прочие ничего не дадут, если пособие по безработице составляет две трети прежней зарплаты и выплачивается до трех лет [4]. Таким образом, в социальном государстве актуальным становится вопрос о том, является ли в современных условиях оно благом.

Для Казахстана наиболее приемлемо следующее понимание:

Социальное государство — государство, обязанностью которого является создание достойных человека условий жизнедеятельности, реализация закрепленных в Конституции и других законодательных актах Республики Казахстан прав и свобод, воплощающих интересы и потребности граждан и руководствующихся принципами гуманизма и взаимной ответственности [5].

Сегодня, по всей вероятности, сложно говорить о казахстанской модели социального государства, но вместе с тем можно отметить некоторые особенности ее становления:

во-первых, казахстанская модель модернизации по принципу «сначала — экономика, а затем — политика» способствовала «смягчению» шоковой терапии рынка на разных этапах его появления и функционирования. Формирование рыночной экономики в Казахстане и процесс трансформации прежней социальной политики были синхронны;

во-вторых, несмотря на то, что в ходе шоковых реформ проявились разрушительные экономические и социальные тенденции, оптимизм вызывает то обстоятельство, что реформирование казахстанского общества заложило определенный фундамент модернизации социальной политики. Сегодня в Казахстане принят целый пакет законов, содержащих в себе гарантии осуществления прав и свобод граждан. Наличие законодательных актов — это еще не показатель благополучия, однако их содержание и начатая в стране реализация позволяют говорить, что работа по формированию социального государства уже начата;

в-третьих, одним из принципиальных просчетов проводимой в 1990-е гг. социальной политики является то, что человек труда практически выпал из поля ее зрения. Возможность полноценного экономического роста ограничена, если не будет осуществляться активная социальная политика,

направленная на качественное развитие человеческого капитала. Это означает необходимость признания государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого фактора (в первую очередь путем установления справедливых условий и гарантий оплаты труда). Пока не будут созданы условия для высокоэффективного и производительного труда, невозможно решение проблем семейной политики, пенсионного обеспечения, выплат различного рода пособий, реформирования образования, здравоохранения и др.;

в-четвертых, уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня значительно превышает его реальные возможности. В связи с этим власть должна постоянно разъяснять гражданам изменившуюся роль государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров ее ответственности, разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой, демонстрируя при этом политическую и финансовую открытость.

Сегодня социальная политика, как правило, сводится к распределению и перераспределению государственных бюджетных средств, оказанию разного рода социальных услуг, установлению нормативов, стандартов и т.д. Как подчеркивает Президент РК Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050», государство должно нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества, в том числе и за те риски и негативные последствия, которые являются неизбежными спутниками реализации любых социальных программ, так как мощные и дорогостоящие социальные программы поддержки малоимущих, безработных, других социально ущемленных групп плодят настроения иждивенчества, нежелания включаться в систему общественно полезной деятельности [6].

В моделях экономического поведения отдельных индивидов и социальных групп населения Казахстана можно выделить три основных типа стратегии: выживание, адаптация и преуспевание. Очевидно, что большая часть населения балансирует между двумя первыми стратегиями экономического поведения, и лишь незначительный слой строит свои жизненные планы на экономических стратегиях преуспевания [7].

Сегодня социальная политика не сложилась еще как важнейший социальный институт казахстанского общества, обеспечивающий целостность, устойчивое функционирование и развитие общественного организма, а также личностную самореализацию каждого индивида. Она, по существу, не интегрирована в экономическую, политико-идеологическую и ценностные структуры нашего общества, что, в свою очередь, порождает отсутствие эффективных механизмов принятия и исполнения управленческих решений.

Социальное государство ориентировано на развитие рыночного хозяйства частной собственности конкуренции предприимчивости. Не уравнительное распределение благ, а обеспечение каждому достойных

условий жизни, в первую очередь за счет развития производства, его эффективности, индивидуальной ответственности и активности.

Перед социальным государством и социальной политикой, в рамках которой осуществляются его принципы, не стоит задача создания абсолютной социальной справедливости. Они призваны обеспечить социальную компенсацию в такой степени, чтобы вследствие неравномерного распределения ресурсов не возникали социальные конфликты, не происходила правовая, социальная и культурная изоляция определенных социальных групп.

Глава государства отмечает, что в Казахстане заложено социально-ориентированное общество. Как показывает мировой опыт, идеальной и универсальной модели социальной политики нет, так же как и нет ни одного общества, где все граждане были бы удовлетворены существующей социальной системой [8].

Становление и развитие социального государства для каждой страны индивидуально, но в целом можно отметить, что государство должно поощрять у своих граждан инициативность и способность к автономному существованию, а не создавать посредством пособий и компенсаций «тепличные условия», функционирование которых в конечном итоге приводит к неспособности страны выживать в сложные периоды. Необходима социальная помощь, поощряющая активность и поиск работы (особенно у молодежи). Помощь должна не заменять заработок, а дополнять его, если он слишком низкий. Должно быть так, что при любой зарплате работать существенно выгоднее, чем просто получать социальные пособия. В противном случае социальное государство будет и далее разрушительным образом воздействовать на экономику и предпринимательскую среду.

Глава государства в программе «План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» указывает на оптимизацию социальной помощи через усиление ее адресного характера. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации [9].

Таким образом, социальное государство является залогом обеспечения гражданам достойных условий жизни, но может и негативно влиять на социальное благополучие, поэтому важно, чтобы социальное государство шло в ногу со временем, отвечая требованиям условий функционирования современных стран [10].

89. 89. Проблемы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Проблем нет

90. Права человека и политика. Приоритет прав человека по отношению к политике.

Надо разграничить понятия

 

 


Права человека как особая область философского и научного знания. Многофункциональный характер прав человека.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание учащихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации и гуманитаризации всей системы образования. " Человек становится созидателем осмысленного бытия, а тем самым познание объективного мира превращается в познание характеристик самого субъекта". Одной из таких важнейших характеристик человека и являются его основные права, свободы и обязанности, реализация которых является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных исторических условиях.

Как подчеркнул Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в связи с 50-летием Всеобщей декларации прав человека; -- " Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создает священный дом для человеческого достоинства... Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека".

2. Понятие и генезис прав человека. Права человека и цивилизация.

Права человека — это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, они выражают неотъемлемые свойства человека, а, с другой, являются духовно-нравственной основой права и прав гражданина. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть, как уже подчеркивалось, — с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов, i

Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация — уровень материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны. Английский историк Эдуард Тейлор писал, что культура — это сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманность, солидарность и т.д.

 

3. Возрастание социальной роли прав человека – историческая закономерность развития человечества. овой мысли

Теория и практика прав человека имеют долгую и поучительную историю. Современная постановка вопроса о правах человека — при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, — опирается на богатый предшествующий опыт человечества прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений.

Права человека — явление социально-историческое. Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически (логически) каждая исторически данная система права включала и включает в себя (явно или латентно) определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права и правовых учений — это вместе с тем и история формирования и эволюции представлений о правах человека: от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных.

В самом общем виде можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право вообще и права человека — это не различные (по своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия и выражения) — это необходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно субъектно-человеческий) аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции. Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь