Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Права человека в истории политико-правовой мысли: Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим. Средние века. Новое время.



В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпал с возникновением новой (монотеистической) религии – ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. На Востоке ислам оказывал колоссальное влияние на умы и поведение людей. И с этой позиции весьма важно знать концепцию прав человека заложенную в исламе.

Исходным началом исламской концепции прав человека является положение о том, что именно Аллах является единственным правителем всех мусульман. Несмотря на то, что институт прав человека известен шариату, однако, основу мусульманского права составляют обязанности, возложенные на человека самим Аллахом.

В основании первых политико-правовых учений лежат мифологические представления. К числу наиболее известных и внесших исключительно большой вклад в формирование взглядов на общество, политику, право мифов относится знаменитый цикл древнегреческих мифов о богах, а также не менее знаменитые «Илиада» и «Одиссея» Гомера (конец II тысячелетия до н.э.). В Древней Греции впервые были провозглашены не права человека, а права граждан. Древнегреческие воззрения о правах человекасформировались на основе представлений о том, что полис (город – государство), его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Население города составляли экономически и политически свободные граждане. Занятие политикой для них было правом и обязанностью, а участие в обсуждении общественных дел – основной чертой политической жизни. Пифагор. Солон. Гераклит. Протогор. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур.

Наиболее ранние взгляды на эти проблемы в Древнем Риме выразили представители римской школы стоицизма в лице, прежде всего Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Естественноправовая концепция Сенеки (Младшего) (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) покоится на понятии «закон судьбы», под которым он понимает признание свободы и равенства всех людей, то есть их природных человеческих прав, отвечает природе всей Вселенной, самой Природе. В числе древних римлян, внесших наибольший вклад в учение о праве и правах человека, был, несомненно, Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Как и греки, Цицерон считал, что в основе права лежит справедливость. Справедливость при этом рассматривалась им как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство природы в целом, в том числе и человеческой природы. Космос (природа), весь окружающий человека физический и социальный мир, сам человек, внутреннее бытие его духа и тела и есть источник справедливости, а тем самым и права. И еще важно: Цицерон всемерно приветствовал политическую и правовую активность граждан государства, что имеет особое значение для отстаивания ими своих гражданских, политических и иных прав.

 

Средневековые воззрения на права человека, в целом на государство и право, неразрывно связаны с христианством. Поэтому уместно кратко обратиться к истории христианских политико-правовых воззрений.

Наибольший вклад в христианскую модель политико-правового мышления, в том числе модель прав человека, внес знаменитый Фома Аквинский (1225-1274), носивший и другое имя, церковное, - Аквинат (по названию города в Италии, в котором он родился). На учение Аквината о государстве и праве сильнейшее влияние оказывали взгляды великого Аристотеля на этику, политику, политическую природу человека, естественное право и право волеустановленное (т.е. государственное право), правовом равенстве людей.

Немалый, хотя и достаточно противоречивый в становление современной теории прав человека внесли и такие представители европейского средневековья, как Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Мартин Лютер (1483-1546) - один из первых провозвестников новой исторической эпохи под названием Реформация и Возрождение.

Кроме того, Лютер, и вот в этом его еще одна ограниченность, преодоление которой потребовала у будущих поколений немалых усилий, полагал, что неравенство людей естественно: одни люди могут и должны править, другие - подчиняться. Поэтому идея прав человека, естественное право в учении Лютера не нашли должного отражения, хотя отдельные элементы, как можно было видеть, имеются. Законы Лютер оценивал с консерватистских позиций, а не с позиций будущего.

Швейцарский богослов Кальвин Жан (1509-1564) - один из виднейших идеологов и деятелей эпохи Реформации. Основной труд Кальвина - «Наставление в христианской вере». Отличительная черта кальвинистского учения о государстве и кальвинизма вообще – жестокая, религиозная нетерпимость ко всякого рода иным воззрениям и установкам, что нашло свое практическое воплощение в свирепой политической деятельности Кальвина в 1541-1564 гг. Тем самым можно говорить о резком расхождении идеологии Кальвина как мыслителя и его практической деятельности как политического и военного деятеля.

Эпоха перехода от феодализма к капитализму, от традиционного общества к обществу индустриальному, не могло не повлечь и соответствующие трансформации политико-правовой научной мысли, в том числе и учения о правах человека. Новое юридическое мировоззрение все более настойчиво утверждало и новые представления о свободе человека в контексте идей о господстве естественно-правового начала как в публично-правовых, так и в частных отношениях.

Выдающийся голландский юрист и политический мыслитель Гуго Гроций (1583 - 1645 гг.), один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистской доктрины естественного и международного права Нового времени. В целом политико-правовое учение Гуго Гроция нацелено на утверждение правовых начал в жизни общества и достижение мира. Война, по Гроцию, несовместима совершенно с правом. В то же время война не противоречит естественному праву: «...по природе каждый является защитником своего права, для чего и даны нам руки».

Томас Гоббс (1588 - 1679 г.) - выдающийся английский философ-материалист, политический мыслитель, чья жизнь и деятельность относится к периоду Английской революции середины XVII века. Основные труды Т. Гоббса: «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В этих трудах в систематизированном виде разработана светская теория политической власти, государства и права.

Политико-правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения государства и политической власти в целом.

Последний крупнейший политический мыслитель Англии XVII века, подведший в своих трудах итоги исканий эпохи первых буржуазных революций, учреждения конституционной монархии в Англии - Джон Локк (1632-1704).

Основные труды Локка: «Два трактата о гражданском правлении», «Опыт о человеческом разуме».

В работах Локка своеобразно сочетаются теологизм и рационализм, но теологические понятия он использует только как вспомогательный инструментарий.

Единственный законный источник политической власти, по Локку, - это согласие народа, т.е. общественный договор. Этот общественный договор - методологическая база всей политической системыЛокка.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755 гг.) - Основные произведения: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов», «Защита». Философская база - сумма воззрений деистов и материалистов XVIII века. Он решительно отвергал теологическую картину мира и давал, по сути дела, ее материалистическую трактовку.

В своем учении о государстве Монтескье выступает сторонником договорного происхождения государства. Но он отрицает договорные теории, в которых упор делает на договоре как гражданской сделке, где две стороны (государство и народы) определяют свои взаимные права и обязанности.

Идея правления законов - центральная в учении Монтескье. Не люди правят в государстве, а законы.

Уроженец Швейцарии Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) вошел в политико-правовую мысль как представитель революционно-демократического крыла просветительского движения во Франции XVIII века. Особый интерес в произведениях Руссо представляет идея эгалитаризма (всеобщей уравновешенности), органически вплетенная в диалектику связи исторического и логического. Именно эгалитаристская методология рассуждений и учения Руссо обусловила в значительной мере радикальный демократизм его политико-правовых взглядов и их значимость и в наши дни. По Руссо, цель всякой системы законов - свобода и равенство. Свобода же вообще не может существовать без равенства: «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его».

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804 гг.) был первым в Германии, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма - идейной платформы класса буржуазии, выделившейся в основном из третьего сословия, осознавших свое место в обществе и стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободу.

Кант пытался подвести под либерализм, казавшейся ему единственно разумной платформой философско-этический фундамент, а тем самым оправдать ее.

Гениальный немецкий мыслитель, один из основоположников диалектики, - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) Им мы завершим интересующий нас аспект анализа политико-правовой мысли Нового и новейшего времени. Теоретическая заслуга Гегеля и в том, что он дает четкую принципиальную постановку вопроса о взаимоотношении и взаимосвязи (а не просто об отличии) социально-экономической и политической сфер жизни общества, гражданского общества и политического государства, о необходимом, диалектическом характере их связей и отношений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь