Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция истории детства Л.Демоза.



Л. Демозо (2000) выделяет шесть трансформаций по отноше­нию к детству, которые могут выступать в качестве моделей родительской любви на различных социокультурных этапах развития общества:

1. Инфатицидный стиль (с древности до IV в. н. э.). Характеризу­ется массовыми детоубийствами и насилием над детьми.

2. Бросающий стиль (IV — XIII вв.). Характеризуется тем, что ре­бенок остается объектом агрессии. Родители стремятся сбыть его с рук в монастырь, кормилице или в чужую семью либо держат угне­тенным в собственном доме..

3. Амбивалентный стиль (XIV — XVII вв.). Характеризуется тем, что ребенок не является отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи. Ему дозволено войти в эмоциональную жизнь родите­лей, однако отказано в индивидуальности и самостоятельности. В вос­питании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподда­ющийся такой «лепке» ребенок подвергается избиениям.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.). Характеризуется тем, что ребенок становится ближе к родителям, но его поведение, внутренний мир, мысли, воля и чувства контролируются ими. При этом усиливается конфликт отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX в. — середина XX в.). Характеризуется тем, что ребенок становится объектом воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и под­готовку ребенка к самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время). Характеризуется тем, что родители стремятся обеспечить индивиду­альное развитие ребенку; преобладает сочувствие и эмоциональный контакт. Так как предполагается, что ребенок лучше, чем родители, знает, что ему нужно на каждом жизненном этапе.

10. .«Заметки по этнографии родительства» по И.Кону.

Родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым: родители - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие родительских чувств - это нарушение универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают демографы (А.И. Антонов, А.Г. Вишневский и другие), причем широкое распространение приобрела идея о наличии у человека специфической " потребности в родительстве", " в отцовстве", " в материнстве" или просто " потребности в детях". С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери приносили выкуп. С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. " Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Во многих архаических обществах распространен был инфантицид (детоубийство). Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или социально неполноценными, по ритуальным соображениям и т. п. Даже такие развитые общества, как античное, весьма избирательны в своей заботе о детях. Отец медицины Гиппократ и родоначальник гинекологии Соран Эфесский деловито обсуждают вопрос о том, какие именно новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали. Аристотель считает вполне справедливым и разумным закон, что ни одного калеку-ребенка кормить не следует. Ребенок рассматривается как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям, как прочая собственность. Положение детей в античности и в средние века было ужасным. Их безжалостно избивают, морят голодом, продают. Разумеется, фактическое положение детей и способы их воспитания во все времена были неодинаковыми. Наряду с воспоминаниями о тяжелом детстве средневековье донесло до нас и память о нежных, любящих матерях и т. п. В раннем средневековье младенцев зачастую подолгу не крестили, многие из них так и умирали некрещеными. Между тем душа новорожденного, не прошедшего обряда крещения, была обречена попасть в ад. Дискриминировали детей и в похоронном обряде. В средневековой Франции знатных и богатых людей обычно хоронили в церкви, а бедных - на кладбище. Однако юных отпрысков знати, особенно маленьких детей, также хоронили на кладбище. Это не значит, что детей " не любили". Средневековые хроники, жития святых и документы 16 - 17 вв. донесли до нас множество трогательных историй о самоотверженных и ласковых матерях и воспитателях. Однако целый ряд объективных причин затруднял формирование устойчивой эмоциональной близости между родителями и детьми.

Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось институтом " воспитательства" этого времени - обычаем обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Во многих случаях детей воспитывали не столько их родители, сколько деды и бабки. Также ребенок, с раннего детства, выраставший в чужой семье, был психологически гораздо ближе к ней, чем к собственным родителям, а родители, в свою очередь, не могли чувствовать к нему ту привязанность. Их взаимоотношения регулировались социальными нормами, сознанием долга, родственных обязанностей и правил этикета.

Сама ролевая структура патриархальной семьи была жесткой и иерархической, основанной на принципе старшинства. Детям в ней отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить " безо всякие пощады". Жестокими были и методы воспитания. Таким образом, родительские чувства, роли и поведение, каковы бы ни были их " естественные" предпосылки, требуют конкретно-исторического исследования, которое несовместимо с пошлым морализированием на тему об " извращении" " естественных норм" родительства в одну эпоху и об их " возрождении" или " очищении" в другую историческую эпоху.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь