Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иван Грозный в учебнике 7-ого класса.



Актуальность

Актуальной задачей изучения истории является формирование гражданской общероссийской идентичности молодёжи, позитивного образа своей родины - России, формирование межкультурных компетенций школьников.

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Историю надо знать. Знание истории собственной страны – это самоуважение. М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, будущего».  Каждая страна должна знать своих героев. «Все новое - это хорошо забытое старое». Изучение истории великолепно развивает память, способствует формированию эрудиции, кроме того, это очень и очень интересно!

Проблема.

 В 7-ом классе как на уроках истории я подробно изучила период правления Ивана Грозного.  У меня сложилось устойчивое впечатление, что этот царь был жестоким, властным тираном. Познакомившись с литературным произведением М.Ю. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», я изменила своё мнение. Оказывается Иван Грозный обладал многими положительными качествами. Неужели исторические факты и литературные произведения противоречат друг другу?

Гипотеза.

Я думаю, что если в литературном произведении встречается описание исторического события или исторической личности, то не следует полностью доверять мнению автора, а опираться на исторические источники. В то же время я предполагаю, что литературные произведения помогают глубже раскрыть особенности характера исторической личности.

Цель:  изучить связь между литературой и историей.

Задачи:

1) Проанализировать информацию по истории курса 7 класса.

2) Дополнить имеющиеся знания по истории.

3) Проанализировать характер Ивана Грозного в литературных произведениях, написанных в разные периоды.

4) Сделать выводы.

5) Рассказать ученикам 7-ого класса о проведённой мною работе.

Исследовательская часть

Иван Грозный в учебнике 7-ого класса.

На изучение темы «Правление царя Ивана Грозного» в учебнике 7-ого класса отводится 47 страниц. Но о личности говорится только в одном очень маленьком абзаце(118 слов). В последней главе описывается тема «Опричнина». Именно в этой главе раскрывается жестокий характер Ивана Грозного.

ЦИТАТЫ:

«Царь никогда не забывал, как в 1553 г. после возвращения из Казанского похода он внезапно тяжело заболел…После выздоровления Иван очень изменился. Он стал подозрительным и жёстким.»

«Спасаясь от гнева Ивана VI, получившего в народе прозвище Грозный, некоторые знатные люди бежали за границу.»

«В Александрову слободу выехала делегация духовенства и бояр. Царь заявил, что вернётся только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению.»

«В 1659 г. царь расправился со своим двоюродным братом удельным князем Владимиром Старицким. Услышав, что удельный князь якобы замышляет его отравить, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери.»

«Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван VI в припадке гнева в ноябре 1581 г. убил своего сына и наследника престола- царевича Ивана.»

Создается впечатление, что задача учебника по истории - это четкое описание событий. Учебники ориентированы в основном на факты и персоналии, а не на связи между ними. В результате  школьник воспринимает историю как набор более или менее интересных событий, не очень понимая какое значение они имеют для наших дней. Мне кажется, что после изучения материалов учебника, Иван Грозный воспринимается, в первую очередь, как очень жестокий человек.

Я обратилась к дополнительным историческим источникам, чтобы получить дополнительные сведения об Иване Грозном

Иван Грозный в истории

Краткая биография

Ива́ н IV Васи́ льевич, прозванный Гро́ зным— старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской, государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси. Родился в селе Коломенском  под Москвой 18 марта 1584 года. Номинально Иван стал правителем в 3 года. Был первым царём, кто венчался на царство(1546), после восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, были проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы), были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. А также была проведена опричнина.

Период опричнины

В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного.

Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин, П. И. Горенский-Оболенский, князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский и др. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские и княжеские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти, освященным собором и Боярской Думой. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1556 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни.

К посвящению в сан митрополита Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять»[128]. По версии Р. Г. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. 22 марта 1568 года в Успенском соборе Филипп отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь.

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название.

Неудачные действия против Девлет-Гирея в 1571 году привели к окончательному уничтожению опричной верхушки первого состава. Причём расправы не утихли даже после битвы при Молодях — отмечая победу в Новгороде, царь топил в Волхове «детей боярских», после чего был введён запрет на само имя опричнины.

Иван Грозный в литературе

Для анализа Ивана Грозного как личности я взяла такие литературные произведения:

В. Артамонов «Кудеяр»

А.К. Толстой «Князь Серебряный»

М.Ю. Лермонтов «Песнь про купца Ивана Калашникова…»

Предания об Иване Грозном

Образованность, ум

Нет, он не дите несмышленое. В книгохранительнице отца изучены им история древней Иудеи и Византии, Игтхий и Новый завет, жития святых отцов, труды византийских богословов. Он может по памяти повторить ил писанное в той или иной книге. Все говорят, что Василий Михайлович Тучков прочитал множество книг. Так, может быть, он ведает, что надобно сделать, чтобы стать настоящим великим князем? Только вот смеяться бы не стали над ним, если он спросит об этом. (В. Артамонов «Иван Грозный»)

Равнодушие

Вправду ли Иоанн не ведал о смерти Серебряного или притворился, что не ведает, чтоб этим показать, как мало он дорожит теми, кто не ищет его милости бог весть! Если же в самом деле он только теперь узнал о его участи, то пожалел ли о нём или нет, это также трудно решить; только на лице Иоанна не написалось сожаления. Он, по-видимому, остался также равнодушен, как и дополученного им ответа. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Щедрость, милость

— Небось некого в Сибири по дорогам грабить? — сказал Иоанн, недовольный настойчивостью атамана.— Ты, я вижу, ни одной статьи не забываешь для своего обихода, только и мы нашим слабым разумом обо всем уже подумали. Одежу поставят вам Строгоновы; я же положил мое царское жалованье начальным и рядовым людям. А чтоб ты, господин советчик, не остался без одежи, жалую тебе шубу с моего плеча!

По знаку царя два стольника принесли дорогую шубу, покрытую золотою парчой, и надели ее на Ивана кольцо.

— Язык-то у тебя, я вижу, остер, — сказал Иоанн, — есть ли острая сабля?

— Да была недурна, великий государь, только поиступилась маленько о сибирские головы!

— Возьми из моей оружейной саблю, какая Тебе боле приглянется, да смотри,, выбирай по сердцу, которая покраше. А впрочем, ты, я думаю, чиниться не будешь!

Глаза атамана загорелись от радости.

— Великий государь! — воскликнул он, — изо всех твоих милостей эта самая большая! Грех было бы мне чиниться на твоем подарке! Уж. выберу в твоей оружейной То ни на есть лучшее! Только, — прибавил он, немного подумав, — коли ты, государь, не жалеешь своей сабли, то позволь лучше отвезти ее от твоего царского имени Ермолаю Тимофеичу!

— Об нем не хлопочи, мы и его не забудем. А коли ты боишься, что я не сумею угодить на его милость, то возьми две сабли, одну себе, другую Ермаку.

-— Исполать же тебе, государь! — воскликнул Кольцо в восхищении.— Уж мы этими двумя саблями послужим твоему царскому здоровью!

— Но сабель не довольно, — продолжал Иоанн.— Нужны вам еще добрые брони. На тебя-то мы, примеривши, найдем, а на Ермака как бы за глаза не ошибиться. Какого он будет роста? (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Способность к раскаянию

Того быть не может, чтобы Серебряный вольною волей что-либо учинил на меня.

 Это вы, окаянные, — продолжал царь, обращаясь к Грязному и к Басмановым, — это вы всегда подбиваете меня кровь проливать.

- Не поздно, государь, — сказал Годунов, возвращаясь в палату.— Я велел подождать казнить Серебряного.

 Боже, помилуй мя, грешного! Помилуй мя, смрадного пса! Помилуй мою скверную голову! Упокой, господи, души побитых мною безвинно!

У преддверия храма Иоанн упал в изнеможении. (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

Подлость

-Афанасий, -продолжал царь, я этими днями еду молиться в Суздаль, а ты ступай в Москву к боярину Дружине Морозову, спроси его о здоровье, скажи, что я-де прислал тебя снять с него мою опалу…Да возьми, - прибавил он значительно, -возьми с собой, для почёту, поболе опричников!

— Как отчаялся ты на это: 1 —сказал он, устремив на яземского строгий взор, — разве я дозволяю разбойничать моим опричникам?

— Ты знаешь, государь, — ответил Вяземский, еще более удивленный, — что дом разграблен не по моему указу,

что я увез боярыню, на то было у меня твое дозволение!

— Мое дозволение? —произнес царь, медленно выго­варивая каждое слово.— Когда я дозволял тебе? (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Непостоянство характера

Разве ты думаешь, — сказал он строго, — что я без убойства жить не могу? Иное злодеи, подрывающие государство, иное Никита, что Афоньку порубил. А из станичников посмотрю, кого казнить, кого помиловать. Пусть все, с Никитой, соберутся перед Красным крыльцом на дворе. Когда выйду из опочивальни, увижу, что с ними делать!

Годунов пожелал царю доброго отдыха и удалился с низким поклоном.

Bce зависело теперь от того, в каком расположении проснётся Иоанн.(А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Братия! сказал он, обращаясь к собранию, — свидетельствуюсь вами, что я хотел узнать истину. Не в обычае моем судить, не услышав оправдания. Но в одном и том же деле две стороны не могут крест целовать. Один из противников солживит свою присягу. Я же, яко добрый пастырь, боронящий овцы моя, никого не хочу допустить до погубления души. Пусть Морозов и Вяземским судятся судом божиим. От сего числа через десять ден назначаю им поле, здесь в Слободе, на Красной площади. Пусть явятся с своими стряпчими и поручниками. Кому бог даст одоление, тот будет чист и передо мною, а кто не вынесет боя, тот, хотя бы и жив остался, тут же примет казнь от рук палача! (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Самодурство

— Баба бабе рознь! — заметил Иоанн и, схватив Онуфревну за душегрейку, — вот тебе хозяйка! — сказал он и выдвинул мамку вперед.— Возьми ее, старина, живи с ней в любви и в совете, да детей приживай! (А.К. Толстой «Князь Серебряный»)

 

Я пришла к выводу, что существенных противоречий нет, поскольку после изучения дополнительных исторических источников, что Иван Грозный был неоднозначной личностью, обладал как положительными, так и отрицательными качествами.

Актуальность

Актуальной задачей изучения истории является формирование гражданской общероссийской идентичности молодёжи, позитивного образа своей родины - России, формирование межкультурных компетенций школьников.

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Историю надо знать. Знание истории собственной страны – это самоуважение. М.В. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, будущего».  Каждая страна должна знать своих героев. «Все новое - это хорошо забытое старое». Изучение истории великолепно развивает память, способствует формированию эрудиции, кроме того, это очень и очень интересно!

Проблема.

 В 7-ом классе как на уроках истории я подробно изучила период правления Ивана Грозного.  У меня сложилось устойчивое впечатление, что этот царь был жестоким, властным тираном. Познакомившись с литературным произведением М.Ю. Лермонтова  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», я изменила своё мнение. Оказывается Иван Грозный обладал многими положительными качествами. Неужели исторические факты и литературные произведения противоречат друг другу?

Гипотеза.

Я думаю, что если в литературном произведении встречается описание исторического события или исторической личности, то не следует полностью доверять мнению автора, а опираться на исторические источники. В то же время я предполагаю, что литературные произведения помогают глубже раскрыть особенности характера исторической личности.

Цель:  изучить связь между литературой и историей.

Задачи:

1) Проанализировать информацию по истории курса 7 класса.

2) Дополнить имеющиеся знания по истории.

3) Проанализировать характер Ивана Грозного в литературных произведениях, написанных в разные периоды.

4) Сделать выводы.

5) Рассказать ученикам 7-ого класса о проведённой мною работе.

Исследовательская часть

Иван Грозный в учебнике 7-ого класса.

На изучение темы «Правление царя Ивана Грозного» в учебнике 7-ого класса отводится 47 страниц. Но о личности говорится только в одном очень маленьком абзаце(118 слов). В последней главе описывается тема «Опричнина». Именно в этой главе раскрывается жестокий характер Ивана Грозного.

ЦИТАТЫ:

«Царь никогда не забывал, как в 1553 г. после возвращения из Казанского похода он внезапно тяжело заболел…После выздоровления Иван очень изменился. Он стал подозрительным и жёстким.»

«Спасаясь от гнева Ивана VI, получившего в народе прозвище Грозный, некоторые знатные люди бежали за границу.»

«В Александрову слободу выехала делегация духовенства и бояр. Царь заявил, что вернётся только при условии предоставления ему права казнить «изменников» по своему усмотрению.»

«В 1659 г. царь расправился со своим двоюродным братом удельным князем Владимиром Старицким. Услышав, что удельный князь якобы замышляет его отравить, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери.»

«Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван VI в припадке гнева в ноябре 1581 г. убил своего сына и наследника престола- царевича Ивана.»

Создается впечатление, что задача учебника по истории - это четкое описание событий. Учебники ориентированы в основном на факты и персоналии, а не на связи между ними. В результате  школьник воспринимает историю как набор более или менее интересных событий, не очень понимая какое значение они имеют для наших дней. Мне кажется, что после изучения материалов учебника, Иван Грозный воспринимается, в первую очередь, как очень жестокий человек.

Я обратилась к дополнительным историческим источникам, чтобы получить дополнительные сведения об Иване Грозном

Иван Грозный в истории

Краткая биография

Ива́ н IV Васи́ льевич, прозванный Гро́ зным— старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской, государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси. Родился в селе Коломенском  под Москвой 18 марта 1584 года. Номинально Иван стал правителем в 3 года. Был первым царём, кто венчался на царство(1546), после восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц — «Избранной Рады». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, были проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы), были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. А также была проведена опричнина.

Период опричнины

В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного.

Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Б. Горбатый-Шуйский с сыном Петром, его шурин Пётр Ховрин, окольничий П. Головин, П. И. Горенский-Оболенский, князь Дмитрий Шевырёв, С. Лобан-Ростовский и др. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские и княжеские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти, освященным собором и Боярской Думой. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1556 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни.

К посвящению в сан митрополита Филиппа, произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять»[128]. По версии Р. Г. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. 22 марта 1568 года в Успенском соборе Филипп отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь.

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Москва была сожжена. В результате, во время нового нашествия в 1572 году, опричное войско было уже объединено с земским; в том же году царь вообще отменил опричнину и запретил само её название.

Неудачные действия против Девлет-Гирея в 1571 году привели к окончательному уничтожению опричной верхушки первого состава. Причём расправы не утихли даже после битвы при Молодях — отмечая победу в Новгороде, царь топил в Волхове «детей боярских», после чего был введён запрет на само имя опричнины.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь