Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА (ВЕРХОВСКИЙ)
Память 24 октября / 6 ноября, в Соборах Брянских, Екатеринбургских, Кемеровских, Московских святых В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта / 6 апреля 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Родоначальник российского рода Верховских - Адам Верховский, в 1620 году эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году Верховские приняли православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский (+ 1784), относился к пятому поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т.ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна (+ 1786) происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома. 1 / 14 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 / 16 апреля того же года, получил в наследство две деревни. Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря[46] иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком[47]), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь[48]. По совету насельников - " Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная! " - он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.
В Коневецком монастыре
Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), Захария практиковал регулярное откровение помыслов строителю монастыря о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году, во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на остров Коневец старца Василиска. Иеромонах Адриан построил в лесу в 3 верстах (3, 2004 км.) от монастыря 2 кельи - для Зосимы и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников Зосима составил большую рукопись - " Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска" - описание 75 " действий" Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 году о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре[50]. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более " глубокую пустыню". Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая / 3 июня 1799 года, в котором он сообщал адресату о своих планах[51]. Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года они покинули Коневецкий монастырь. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы