Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 23 октября / 5 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родилась в 1883 году в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии и в семье крестьянина. В анкетах советского времени Евфросиния значилась как “малограмотная”. В семье, кроме нее, было три сына и дочь Фекла.

В 1903 году стала послушницей Московского Алексеевского монастыря[24]. После закрытия обители Евфросиния вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращенных распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием.

29 декабря 1930 года была арестована по обвинениню в “антисоветской агитации”, во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме.

Допрашивал ее в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись практическим занятием, необходимым для получения диплома. Курсант школы ОГПУ отчетливо прочитал напечатанные в анкете арестованной графы и подробно записал ее ответы. На вопрос о партийности и политических убеждениях Евфросиния Тимофеевна ответила ему: " Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом" . На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: " Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом" .

После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Выслушав его, Евфросиния Тимофеевна сказала:

" В монастырь я поступила в 1903 году... В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных... только потому, что они веруют в Бога... Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви бывшего Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью!.. об этом я не скрываю и буду говорить об этом" .

3 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорена к трем годам высылки в Северный край[25].

По окончании срока ссылки Евфросиния Тимофеевна поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района.

Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали, что " она проживает в... церковной сторожке, без прописки в районе и без определенных занятий. Ведет активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове нового попа. Когда сельсоветом в прописке попа было отказано, Тимофеева привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы прописали попа, при этом она упирала на то, что сельсовет, не прописывая попа, нарушает 124 статью конституции" .

21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире о.Димитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они постановили на их основании выделить дела монахинь " в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности". О Евфросинии Тимофеевне лжесвидетель сказал:

" В селе Суково Озерского района проживают монашки Евфросиния и Прасковья. Все монашки... имеют тесные связи между собой, постоянно общаются... устраивают сборы... где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне" .

30 сентября 1937 года Евфросиния Тимофеевна была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена.

– Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте

правдивые показания, – потребовал от нее следователь.

– Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила, – ответила она.

10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала:

" В августе 1937 года Тимофеева в разговоре со мной рассказала, что у них в селе Суково не хотят прописывать попа, верующие обращались в сельсовет, чтобы он прописал попа, а сельсовет прописать отказался. При этом Тимофеева мне заявила: “Большевики конституцию выпустили для обмана народа, все, что в ней написано – это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики – это не люди, а посланцы сатаны”. Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской попа в райисполком, она мне ответила: “А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придет конец и этой антихристовой власти”.

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Евфросинию Тимофеевну к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг.

Скончалась в лагере 5 ноября 1942 года.

26 июля 1994 года была реабилитирована Генеральной Прокуратурой РФ по 1931 году репрессий.

Была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). " Преподобномученица Евфросиния (Тимофеева)"
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...093
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/? HYZ9EJ...c**

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь апостола Иакова, брата Господня. Служил о.Александр Корниенко при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот[26], - таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

И снова мы читаем о том, как Господь восстанавливает апостола Петра в его звании. Как он некогда трижды отрекся от Учителя, так Господь теперь трижды заставил его признаться в любви. При этом Господь, восстанавливая его в звании, указывает ему на то, что кончина его будет мученической. Однако того это не пугает, ведь это будет позднее, а сейчас важнее то, что он снова со Христом. А позднее на него, как и на прочих апостолов сойдет Дух Божий, который укрепит его, так что и страдания он, как и все прочие апостолы, будет вменять в ничто…

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Корниенко, без диакона (который исполнял обязанности псаломщика), при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; 2но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

9Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

10Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, 11потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 12мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

13Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́ к слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих.

14Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, 15которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.

17Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́ льшим желанием старались увидеть лице ваше.

18И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.

19Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?

20 Ибо вы - слава наша и радость.

Глава 3.

1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

9Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, 10ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

11Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

12А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, 13чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

Апостол радуется о своей пастве в Фессалониках, благодаря за усердие в следовании Евангелию. Поистине, сегодня редко кто из архиереев может так возликовать. Ликование слышно из уст тех из них, кому посчастливилось жить в крупных центрах, куда съезжаются паломники из всего региона и даже со всей страны, а потому храмы, где они служат, всегда переполнены. А остальным – не до ликования, так как храмы там пусты, а если храмы пусты, то и приходы бедна, а значит бедна и епархиальная казна. Впрочем, паства, к которой обращается апостол, также не была многочисленна, но радость в апостоле возбуждало не число верующих, а качество их веры. Что сказать? Христиане первых веков настолько искренне воспринимали Слово Божие, что иной из них мог бы ничего не говорить, не проповедовать, жить тихо, но сама жизнь его была бы лучше всякой проповеди, поражая неверующих и маловерующих, возбуждая их интерес к вере, ради которой человек ТАК живет. Вероятно, сегодня тоже такие есть, но в общей массе паствы число их настолько невелико, что их не видно вовсе. А к такой жизни призываемся все мы.

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Сына не знает никто, кроме Отца. Эти слова Господь говорит о своем Божестве и о том, что сущность Его, как части Божества, непознаваемо. Лишь то становится известно людям, что Бог сам открывает им. А все, что нам нужно знать, нам уже открыто и не стоит допытываться об остальном. Решив потешить свою гордость и стремиться познать то, что Бог скрыл от людей, либо просто недоступно нам для познания, человек часто бывает посрамлен. Сколь много людей стали на этот путь…. и погибли. А потому да не дерзаем считать себя умнее Бога, но довольствуемся тем, что уже есть у нас и что открыто нам в Священном Писании и писаниях Святых Отцов (во многом, основывавшихся на Священном предании – том, что не было записано, однако с благоговением содержится Церковью (подчас, вопреки нападкам многих рационалистов, в том числе, из числа богословов) доныне). …. Достойно воспринявший это сокровище в конце пути войдет в обетованное Царство, где увидит духовный мир лицом к лицу и познает многое из того, что было от него скрыто…

И чтения праздника апостола Иакова. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским[27]: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.

6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

20А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.

21После сего отошел я в страны Сирии и Киликии[28].

22Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - 24и прославляли за меня Бога.

Начало послания апостола Павла к Галатам. Здесь, обличая паству, апостол отвечает поносящим его, говоря, что если бы он искал похвал у людей, то не был бы апостолом христовым. Он был одним из фарисеев, ревностный гонитель христиан, бывший в почете у соплеменников, однако вдруг все оставил, начав проповедовать Христа. Достаточно почитать Книгу Деяний Апостольских, чтобы понять, что почет сразу сменился непрестанными гонениями, в ходе которых он постоянно находился в смертельной опасности. Какая уж тут погоня за славой?! Тем более, обвинение нелепо, ведь и христиане, зная его, как ревностного гонителя, относились к нему с недоверием, так что понадобились многие труды, чтобы недоверие сменилось уважением….

Евангелие (от Матфея): 24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́ к, Господи!

52Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Господь приходит в свой родной город и проповедует здесь. Однако земляки глухи к слову Его. Они, даже слыша, какую силу обрело Его слово, не верят. Для них Он – лишь Иисус, сын местного плотника. Евангелист Лука еще добавляет к этому, что Господь обличает их за это, а тех озлобляет это обличение и они прогоняют Его, едва не убив. Поистине, неверующие делятся на тех, кто не верят по убеждениям, а есть те, кому неверие просто удобно, так как не тревожит совесть. Здесь, вероятно, был именно такой случай….

По окончании службы о.Александр поздравил всех с праздником и пожелал всем всего наилучшего. Проповеди он не говорил.

Вторник 6 ноября.

И вот, наступает новый день. Главным праздником этого дня является праздник в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» - престольный праздник малого храма при Свято-Успенском соборе. Напомню, что построен он по обету, некогда данному бывшим настоятелем собора, протоиереем Георгием Федоренко, и освящен в 1993 году. Если праздник Казанской иконы Божией Матери раньше торжественно не отмечался, то этот праздник, как престольный, раньше всегда отмечался с особым торжеством. Со сменой в храме руководства этот праздник стал как-то отходить на второй план, но так как он является престольным (пусть и малого храма), то не забывать о нем нельзя. Некогда чтимый образ этого типа был в Свято-Троице-Скорбященском соборе, бывшим до войны на месте нынешнего Свято-Троицкого храма, так что этот праздник для нас особо важен. В этом году начал функционировать храм в поселке Гайдук, также посвященный этому празднику. Так или иначе, но чтя ту или иную икону Божией Матери, не стоит забывать, что все они – лишь изображения одной и той же Пресвятой Богородицы. Как нет разницы – через какой телефонный аппарат звонить тому или иному человеку, так нет разницы и перед какой иконой молиться Ей. Таким образом, все почитание этой или иной иконы мы возводим к Пречистой Деве Мариам, Матери Христа, Спасителя нашего и Бога.

Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость''

Икона Божией Матери ''Всех скорбящих Радость''

День памяти: 24 Октября / 6 Ноября

История иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» берет начало в XVII веке. С 1643 г. икона находилась в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке (если быть точным, то храм построен в 1683 – 1685 году на месте храма преподобного Варлаама Хутынского, возведенного в конце XVI века). Она была написана на кипарисной доске, на наложенном поверх нее загрунтованном холсте. Богоматерь предстает на ней с Младенцем на левой руке, в окружении страждущих[29] и ангелов. С обеих сторон помещена надпись: «Тя, исплетшую мирови венец, песнословим! Радуйся, Лествице небесная, по Ней же сниде Бог! Радуйся, неувядаемая Розго! »

Прославление этой иконы началось в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, с тех пор как в 1688 г. от нее совершилось чудесное исцеление Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима (1674-1690). Евфимия жестоко страдала от раны в боку и уже ждала смерти, но не теряла надежды на Божественную помощь. Однажды, после приобщения Святых Тайн, она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице: «Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится, и все приемлют нескудныя милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но накажи меня не гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня». После этой молитвы больная услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? »

Храм на Ордынке. Церковь была перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове.

 «Где же найти мне такую Целительницу? » – отвечала изумленная Евфимия. И был ей ответ: «Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый " Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась.

В память совершившегося, в день исцеления, 24 октября (6 ноября по новому стилю), установлено празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Событие получило широкий отклик (так как Евфимия была родной сестрой покойного патриарха), помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки. Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

 О дальнейшей судьбе иконы автор XIX века пишет так: «Есть мнение, что первоначальный образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» перевезен был в Петербург царевной Натальей Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в Скорбященской церкви, на Шпалерной, что в Санкт-Петербурге. Но, кажется, ближе к истине те, которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве».

Как бы то ни было, в 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна, родная сестра императора Петра Великого, привезла в строящийся Петербург. Во время войны с турками этот образ находился в рядах русского войска. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

На поклонение чудотворному образу Божией Матери «Всех скорбящих Радость» со всех сторон стекались ищущие покрова Владычицы, двери храма были открыты для богомольцев с раннего утра до позднего вечера. К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

В ХХ веке, в советское время, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена в Спасо-Преображенский Собор[30].  А в храме на Шпалерной (в 1920 году был захвачен обновленцами, а в 1932 году закрыт, затем службы возобновлены с 1992 года) ныне находится другая икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», датируемая приблизительно серединой XVII века.

Тропарь Иконе Божией Матери ''Всех скорбящих Радость''

Ко источнику приснотекущему милосердия / пречистей Деве Богородице / притецем людие вси, священницы же и иноцы / мужие, и жены и чада здравии и болящии / в покаянии вопиющи и умильно глаголющее: / Владычице, помози грешным рабом Твоим, / яви, яко Благая, славу Твою, / присно потщися умилосердитися на ны, испроси душ и телес наших / от источника жизни нашея, Бога / егоже родила еси, едина Благословенная.

Второй тропарь.

Днесь пресветло красуется славнейший град Москва, /имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы: / та бо верным являющи чудеса, / низпосылает дары целебныя / Сего ради и мы с верою припадающи, молимся, / и на Тоя пречистый образ взирающее, яко истинную самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородиццуу, / и умильно глаголем: / воззри, Мати Божия оком милости, / простри к нам руце Твоя пречистыя, / якоже на иконе Твоей сие зрится, / и подаждь нам, скорбящим радость, / больным – от всех недугов избавление, / яко ты еси скорая предстательница о душах наших.

Стихира, часто исполняемая вместо тропаря:

Всех скорбящих Радосте, /и обидимых Заступнице, /и алчущих Питательнице, /странных Утешение, /обуреваемых Пристанище, /больных посещение, /немощных покров и заступнице, /Жезл старости, /Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: /потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость" (с грошиками)

День памяти: 23 Июля / 5 Августа

Икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость" (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. На месте часовни в 1898 году была построена церковь.

По преданию, в давние времена в деревне Клочки, где после построили Стеклянный завод, волны Невы вынесли на берег образ Богородицы «Всех скорбящих Радость». Первоначально она находилась в имении купцов Куракиных, но потом те решили построить часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери, но однажды

наводнение

Икона Божией Матери Всех скорбящих радость

вынесло часовню в окрестности деревни Клочки, где она и осталась. 23 июля / 5 августа 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями (напр., расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели).. 1-е исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 / 19 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7/ 20 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина. После посещения часовни в 1893 г. царской семьей началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней по проекту А.И. фон Гогена и А. В. Иванова, завершенное в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для нее был устроен специальный киот справа от иконостаса. Множество точных списков, сделанных с иконы, находились в храмах Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии и в других местах. Так, местночтимые списки находились в церкви Иоанна Богослова в с. Рохлине Бельского уезда Смоленской губернии[31], в церкви Вознесения в Екатеринбурге[32].  В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена, а часовня закрыта (сохранилась в перестроенном виде; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург), расположена по адресу проспект Обуховской Обороны, д. 235. Построена в стиле русского классицизма. Полное название — Церковь Святой Троицы Живоначальной, известна также под названием «Кулич и пасха», которое дано ей по архитектурному решению — ансамбль церкви выполнен в форме пасхальных блюд — кулича и пасхи. Храм этот был построен в 1785 – 1790 году и в даже в советские годы закрывался лишь с 1938 по 1946 годы.

Храм Святой Троицы в Санкт-Петербурге, где ныне находится икона.

1. Православие.ру

2. http: //www.bcex.ru/? page=0310

И другие праздники дня.

Таковых великое множество, хоть и намного меньше, чем обычно. Абсолютное большинство среди них – памятные даты в честь святых, прославленных в последние 20 лет, преимущественно, новомучеников Российских. О них речь пойдет ниже.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь