Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский
День памяти: 24 Октября / 6 Ноября
Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1311), в миру Алексий, был родом из Адрианополя (нынешний Эдирне в Турции, на границе с Болгарией). Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Латрийскую гору[33] близ города Милет[34], где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда он перешел на Авксентиеву, а затем на Галесийскую гору близ Эфеса[35] в монастырь блаженного Лазаря, где прожил восемь лет и принял великий ангельский образ (здесь речь идет о мантии, а не о Великой схиме, ибо монах в Великой схиме не может, будучи архиереем, управлять епархией) с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом (ответственный за порядок богослужений). Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, призывавший его к пастырскому служению. Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе, в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору[36]. Но и здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Так на месте этом образовался женский монастырь[37]. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут времен Патриарха Иоанна Векка. По предложению благочестивого императора Андроника Палеолога, Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия на кафедру Вселенской Церкви. Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений (так, он обличал некоторых провинциальных архиереев, оставивших свою паству и постоянно проживающих в Константинополе, требуя от них, дабы они вернулись в свои епархии) вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в уединении[38]. Покидая патриаршую кафедру, патриарх написал отлучение на царское семейство, архиереев, клириков и простой народ и спрятал грамоту в трещине стены собора Святой Софии, где она была найдена спустя год и вызвала большое волнение в столице. В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, поводом к чему послужило сбывшееся предсказание святителя о землетрясении, поразившем столицу. Этот крест он достойно нес еще 7 лет. Он развил широкую благотворительную деятельность, особенно во время голода. Патриарх стремился усилить значение монашества в жизни Церкви и общества, старался поднять значение Патриархата в общественном строе империи. Его антилатинская позиция повлияла на внешнюю политику Восточной Римской империи, приведя к ограничению контактов с римо-католическим Западом. В 1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, Предстоятеля Русской Церкви (память 21 декабря / 3 января). В 1309 году патриарх отправил посланца к митрополиту Петру в связи с ложным доносом, посланным на русского митрополита Тверским епископом Андреем. Патриарх повелел рассмотреть на Соборе Русской митрополии дело по обвинению святителя Петра в симонии[39] и благословении неканонических браков. И вновь из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью и ушел в свою обитель[40], всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет. Почитание почившего патриарха Афанасия святым началось в монастыре Ксиролоф в Константинополе вскоре после его кончины. Известны два жития святителя Афанасия, написанные в XIV веке: Феоктиста Студита и Иосифа Калофета. Перу Феоктиста Студита принадлежат также краткое синаксарное житие, похвальное слово и описание посмертных чудес Афанасия. В XVII веке жития святого дважды перерабатывались - Агапием Ландом в сборнике " Новый рай" (Ν έ ο ς Π α ρ ά δ ε ι σ ο ς ) и Игнатием с Хиоса[41], иноком монастыря Дионисиу. Житие из «Нового рая» было переведено на русский язык в составе Афонского патерика. Древнейший список жития и службы святому помещены под 24 октября / 6 ноября, но во всех других греческих Четьях-Минеях и сборниках житий - под 28 октября / 10 ноября. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, 24 октября / 6 ноября является днем кончины патриарха, а 28 октября / 10 ноября - днем его погребения. В русских календарях память святителя Афанасия указывается под 24 октября / 6 ноября, ее внесение связано с распространением на Руси одной из редакций Иерусалимского устава - " Ока церковного". По мнению архиепископа Сергия (Спасского), память святого была целенаправленно включена в месяцесловы " соименным ему Афанасием Высоцким, который в 1401 г. перевел Иерусалимский устав в Константинопольском монастыре Перивлепто». О нетленных и прославившихся исцелениями мощах святителя Афанасия говорится в хождении Игнатия Смольнянина (1389-1393): " И идохом в монастырь святаго Афонасия патриарха, ему же вдала посох на патриаршество святая Богородица, и целовахом мощи его в теле". |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы