Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 25 октября / 7 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Дивеевских и Нижегородских святых



В миру Матрона Григорьевна Власова, родилась в 1889 году в селе Пузо (Страхово-Пуза, ныне село Суворово) Нижегородской губернии, в крестьянской семье. Шести лет от роду она осталась сиротой и была отдана на воспитание в Серафимо-Дивеевский монастырь[82]. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала её послушанием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого её закрытия в 1927 году.

Инокиня Матрона вместе с тремя дивеевскими сёстрами поселилась в селе Кузятове Ардатовского района. Сестры прислуживали в церкви, зарабатывали рукоделием, вели жизнь тихую и мирную, но и это вызывало недовольство местной власти. Их арестовали в апреле 1933 года по обвинению в антисоветской агитации. 21 мая 1933 года инокиня Матрона была приговорена к трём годам заключения в Дмитровском лагере Московской области.

После отбытия срока заключения она устроилась при церкви в селе Веригине Горьковской области и исполняла обязанности певчей, сторожа и уборщицы храма. 10 ноября 1937 года матушку арестовали во второй раз, обвинили в принадлежности к «контрреволюционной церковно-фашистской организации» и приговорили к десяти годам заключения в Карлаг, где она работала в больнице уборщицей.

Начальство отмечало её добросовестную работу и скромное поведение. После освобождения инокиня Матрона поселилась в селе Выездном близ Арзамаса. Главным занятием её по-прежнему было служение в церкви.

19 октября 1949 года инокиню Матрону вновь арестовали по материалам старого дела 1937 года. Ее обвинили в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священника церкви села Веригина. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется».

Матушку отправили в ссылку в село Каменка Луговского района Джамбульской области Казахской ССР. Её брат Андрей в 1954 году написал ходатайство о помиловании сестры. Последние годы жизни инокиня Матрона проживала у брата в родном селе Пузо.

Прп. Матрона (Власова)
Преподобноисповедница Матрона (Власова), инокиня

Односельчане вспоминают, что матушка была очень смиренной, тихого нрава. Большую часть дня она молилась. Храм был закрыт, и службы дивеевскими сестрами «правились» по домам, несмотря на многие запреты и преследования. Инокиня Матрона мирно скончалась 7 ноября 1963 года. Её похоронили слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских.

6 октября 2001 года решением Священного Синода была причислена к лику святых. Мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены 5 сентября 2007 года, после чего были положены в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Скорби, гонения, болезни многия / в годину лютых испытаний претерпевшая/ и верою твердою первым мучеником христианским уподобившися, / преподобноисповеднице Матроно, / молися ко Господу/ о спасении душ наших.

Кондак, глас 6

Днесь пророчество преподобного Серафима исполнися: /множество новомученик Престолу Божию со Ангелы предстоит, / с нимиже и преподобноисповедница Матрона в Дивееве Небеснем молится непрестанно о земном Отечестве своем.

Использованные материалы

  • " 7 ноября – память преподобномученицы Матроны (Власовой), " официальный сайт Нижегородской епархии, 7 ноября 2005:
    • http: //www.nne.ru/news_pr.php? id=2220
  • Страница сайта Псковского Васильевского храма на Горке:
    • http: //hramnagorke.ru/orthodox_icons/2125
  • Житие преподобноисповедницы Матроны (Власовой) (1889 – 1963)
    • http: //canonization.l-up.org/matrona.html (материал использован частично)
  • Страница сайта Дивеевские чудеса исцеления:
    • http: //diveevo52.ru/index27.htm - использованы молитвы

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, 2ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; 4чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, 5а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, 10ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать 11и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; 12чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

13Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

14Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

18Итак утешайте друг друга сими словами.

«Воля Божия – есть освящение ваше». Господь никому не хочет погибели, но всех желает спасти, а потому не желает, чтобы человек утопал в грехе, исполняя волю врага, жаждущего увести человека за собой в ад, а потому заботящийся о своем спасении – исполняет волю Божию. Об этом и пишет апостол и к этому призывает, будучи действуя в Духе Господнем и желая пастве того же, что и сам Бог желает – спасения.

Евангелие (от Луки): 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9 И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Если кажется, что Бог не слышит молитвы, то не стоит роптать и утверждать, что «Бог нас оставил». Просто Господь знает, что и когда кому дать, а потому ищущий – найдет, если только ищет доброго. Здесь слова Христа передаются более кратко, зато в ряде нюансов – более точно. Так в других Евангелиях говорится просто о «благе», что человеком понимается достаточно широко, то здесь звучит: « Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него », то есть Господь говорит, преимущественно о прошениях о благах небесных, а не земных. Мы же чаще просим о земном, нежели небесном. Но здесь мы должны понимать, что Бог не даст камень вместо хлеба, даже если мы сами его просим…. О земных же нуждах в другом месте Господь говорите: « не ищите, что вам есть или во что одеться, ибо Отец ваш Небесный знает, что вы имеете в этом нужду прежде вашего прошения…. Ищите же прежде Царства Небесного и правды его и тогда все прочее приложится вам ». То есть, мы призываемся всецело доверять Богу, а трудясь, заботу о результате вверять Богу, заботящемуся о нас, сами же думая, в первую очередь, о спасении нашем. Как это далеко от нас, ибо все наши мысли заняты земными нуждами, а потому мы часто просим того, что вредно для нас. Но Господь, призывая доверять Ему, призывает нас стремиться и к идеалу этому, призывает и нас печься о спасении своем, заботу о земных наших нуждах доверив Ему.

И чтения праздников. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9 А " восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27и не давайте места диаволу.

28Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

И снова слова о братолюбии и… о Благодати Божией, которая – одна, но в каждом человеке действует по-разному, исходя из ее духовного состояния, ведя человека по пути спасения.… Здесь как раз тот случай, когда писать по поводу этих слов просто нечего….

Евангелие (от Матфея): 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[83]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Господь посылает апостолов на проповедь впереди Себя в города, куда Он планировал идти в будущем. И апостолам от 12 он, прежде чем давать прочие наставления о поведении среди тех, кому они должны были проповедовать, а также предупреждать о том, что не все их встретят с радостью, он говорит о самом их служении. Перед ними пока не стояла задача проповеди всем людям, но тем, к кому Господь пришел, а потому Господь пока призывает их не ходить ни к язычникам, ни к самарянам, исполняя предписания Закона Моисеева, запрещающие общение с необрезанными, а также приравненными к ним (вроде самарян, чей иудаизм отличается от еврейского и которых евреи потом считали и считают еретиками). Пока иудеи не отвергли Христа, а потому проповедовать ученики должны, прежде всего, иудеям. При этом им дана власть совершать чудеса. Но одновременно это и повеление творить дела милосердия: исцелять больных, очищать прокаженных и так далее. Совершая все это, они получали урок любви. К этому же приучает и призыв не пользоваться этим ради собственной выгоды, не делать товаром дар, который им не принадлежит. И сегодня, человеку, не имеющему любви к ближнему, рекомендуется сначала творить дела любви, чтобы Бог, видя усердие человека, разжег в нем огонь этой любви. Этому должны были научиться и сами апостолы – тогда еще слабые и маловерные люди, по своим страстям подобные нам. Этим Господь указывает важность любви, ибо любящий исполнит все заповеди. К этому призываемся и мы с вами, сегодня далекие от той нормы, к которой призывает нас (и меня) Господь.

Четверг 8 ноября.

Это – день памяти Великомученика Димитрия Солунского, полиелейный праздник святого, в память о котором с помощью греческого общества города при храме Новомучеников была сооружена часовня в его честь. Когда-то в ней в этот день совершались молебны в память о нем, предполагалось и сооружение в ней престола с возможностью совершения в некоторые дни литургии, но потом об этой теме благополучно забыли и даже молебны в часовне в этот день совершать перестали (они совершаются в часовне, преимущественно, летом), а она осталась лишь, как крестильня. Также в Свято-Успенском соборе в мощевике хранится частица мощей великомученика Димитрия, некогда подаренная о.Димитрием Поваляевым… Но праздник остался и что бы там ни было, а статья об этом дне в моих книгах будет всегда, а потому я и пишу об этом. Также в этот день отмечается память некоего землетрясения, бывшего в Константинополе в 740 году, обозначенного в календаре, как « Воспоминание Великого и страшного трясения в Царьграде ». И хоть это событие в календаре стоит вторым после праздника святого Димитрия, но о нем не пишется почти ничего. Лишь кое-где пишется, что в Константинополе и ряде городов прошло сильное землетрясение, принесшее большие разрушения и через несколько месяцев после этого скончался византийский император, один из самых жестоких гонителей – один из вождей иконоборчества, Лев Исавр.

Тропарь трясения. Глас 8

Призираяй на землю и творяй ю трястися, / избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, / и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь