Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 24 октября / 6 ноября, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Родился 5 / 18 января 1878 года в селе Ильинское-на-Югу Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье диакона.

К 1895 году окончил духовное училище и ярославскую певческую школу.

В 1896 году поступил псаломщиком в храм села Старо-Петровское Пошехонского уезда Ярославской губ.

С 1903 по 1906 год служил псаломщиком Троицкого собора г. Пошехонье.

С 1906 года работал учителем в сельских школах. С 1916 по 1918 год работал письмоводителем.

В 1918 года возвратился к церковному служению, служил псаломщиком Успенского кладбищенского храма г. Пошехонье.

Священник Петр Богородский

В 1926 году рукоположен в сан священника, служил в Сохотском женском монастыре[74] Ярославской губернии.

После закрытия монастыря в 1930 году перешел служить в церковь села Федоринского Пошехоно-Володарского района Ярославской обл.

23 декабря 1930 года был арестован и 31 января 1931 года приговорен к ссылке в Северный край[75].

В ссылке жилось очень тяжело, голодно, часто приходилось питаться одной травой: многие болели тифом и умирали.

В 1933 года возвращаясь из ссылки, шел пешком 500 км. Поселился в г. Пошехонье-Володарске. Помогал материально ссыльному духовенству, старался поддержать и духовно - в частности, епископа Стефана (Виноградова).

Отец Петр помогал верующим разобраться в обновленческом движении и освободить от обновленцев Успенскую кладбищенскую церковь. В 1935 году с разрешения властей в этой церкви начала действовать " тихоновская" православная община, возглавляемая о.Петром, а храм был " поделен" с обновленцами. Обновленцы пытались вновь отобрать Успенский храм у " тихоновцев", строча доносы в органы власти. Отец Петр поддерживал и другие " тихоновские" общины в Пошехонье-Володарском районе, помогая им отстаивать храмы от обновленцев. Не менее энергичным был он и в служении. Никому не отказывал в совершении необходимых треб. Несмотря на запрет властей, крестил " взрослых" детей (в возрасте от 1 до 13 лет), и это был поставлено ему в вину.

11 ноября 1936 года был арестован по обвинению в организации контрреволюционной группы церковников, распространении террористических настроений, проведении нелегальных сборищ, противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству, антисоветских проповедях. Участие в контрреволюционной деятельности священник категорически отрицал. 15 августа 1937 года был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал в Севвостлаге (бухта Нагаева, Магаданская обл.).

Скончался 6 ноября 1938 года в Севвостлаге.

28 сентября 1989 года был реабилитирован по 1931 году репрессий, 27 октября 1989 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/? HYZ9EJ...U**

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, вместо бдения под престольный праздник (служба престольного праздника по умолчанию предусматривает служение всенощного бдения) была совершена обычная вечерня и утреня с полиелеем в честь праздника иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Евангелие на утрени (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Традиционное для Богородичных праздников чтение на утрени. Пречистая Дева Мариам получила благую весть о том, что ОНА станет Матерью Спасителя мира. И теперь услышав, что ее родственница, праведная Елисавета беременна, будучи уже в преклонном возрасте, Мариам решает посетить ее. И та первой прославляет ЕЕ, как Матерь Божию, а будущая Матерь Божия прославляет Бога, предрекая будущее свое прославление. Но это прославление будет потом, когда ОНА с телом будет взята на небеса. А на земле ее ждут гонения и поношения. Тем более, дав согласие на воплощение от НЕЕ Сына Божия, она подвергает себя смертельной опасности, ведь она, давшая обет девственности, могла быть обвинена в блуде или даже прелюбодеянии (ведь она формально была обручена праведному Иосифу, который, правда, фактически был лишь хранителем ЕЕ девства), а тогда ее могли побить камнями. Но ОНА повинуется воле Божией, несмотря ни на что… Пример для нас. Нас ради соблюдения заповедей Господних никто не заставляет рисковать жизнью, но временные неудобства при попытке исполнить заповеди Господни нас нередко ожидают, и многие из нас не желают их терпеть, мол, покаюсь, и Бог простит. А этот пример Матери Божией призывает нас к твердости…

Литургия.

В этот день у меня был выбор – в какой из двух храмов-именинников отправиться. И я отправился в собор. Здесь служба проходила малом храме собора. Службу совершал о.Антоний Новицкий, уже по ходу службы к нему присоединился о.Александр Корниенко. Служба проходила без диаконов, при пении бокового хора. Сама служба проходила, в целом, очень скромно, даже ектения об усопших после чтения Евангелия не отменялась. Да. и народу, в сравнении с обычным числом верующих, было очень невелико. Видимо, большая часть из них отправилась в Гайдук. Очевидно, там в этот день служил архиерей….

Чтения литургии. Сначала рядовые. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

4Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

5Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

6Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, 10ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, 13чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

И еще одна порция похвал, которыми осыпает апостол свою паству. Поистине, какой из архиереев сегодня смог бы написать послание к своей пастве, столь изобилующее похвалами?! И здесь апостол пишет о том, что непрестанно благодарит Бога за такую верность и усердие паствы из Фессалоник, молясь о том, чтобы Бог еще утвердил их веру.… Вот, он, пример любви к ближним своим…

Евангелие (от Луки): 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9 И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

О молитве. Начинается текст образцом молитвы, которую дает Господь, молитву, так и называемой: МОЛИТВА ГОСПОДНЯ. В противовес нашим молитвам, по преимуществу, посвященным нашим суетным земным нуждам, эта построена по-другому: мы просим Бога поспособствовать тому, чтобы имя Его прославлялось в нас (« так да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, который на небесах » - говорит Господь, так и здесь говорится не только о том, чтобы наши уста и умы славили Бога, но чтобы Бога славили и наши дела) и Царство Его было и здесь, на земле, как царствует Бог на небе, то есть, снова, чтобы Бог царствовал в нас, по слову самого Христа: « Царство Божие внутри вас …». Все же наши земные нужды умещаются в одной фразе: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», то есть, на этот день. Впрочем, некоторые толкователи (кажется, преподобный Никодим Святогорец), настаивают, что и здесь Господь имеет в виду не обычный хлеб, но Тело и Кровь свои, которые Он вскоре даст людям в пищу, обосновывая это тем, что в греческом тексте вместо «насущный», то есть, «необходимый в жизни», стоит «НАДсущественный», то есть, сверхъестественный, коим, собственно, является причащение Святых Таин. Но, кажется, оба смысла для христианина, повторяющего эту молитву много раз на день, имеют право на жизнь, иначе вряд ли бы она пелась на литургии перед раздроблением Агнца для последующего причащения духовенства и мирян. А еще мы просим прощения грехов, ставя это в зависимость от того, прощаем ли мы сами прегрешения наших ближних, по сути, клянясь в этом. А если это не так? Тогда получается, что мы лжем? Увы, на словах простить ближних часто легче, чем на практике, потому в нашем брате подчас ненависть к брату по вере может жить годами, что не мешает ему со спокойной совестью творить эту молитву. Но эти слова должны заставить нас подумать над этим, а если нам не хватает сил сделать это, то с помощью Божией возможно все. А еще в этой молитве мы просим не предавать нас на посмешище врагам, не дать им погубить нас. Здесь вспоминаются слова из псалма: « Не предавай меня, Господи по желанию моему, грешнику »…. По сути, этот образец дает нам ориентир – о чем молиться. В одном из Евангелий приводятся и другие слова, сказанные Христом в пояснение к этой молитве: «а молясь – не говорите лишнего, как язычники, которые думают, что в многословии своем услышаны будут. Итак, не уподобляйтесь им, ибо Отец ваш небесный знает, в чем вы имеете нужду….». То есть, Бог лучше нас знает о том, что нам нужно, а потому нет нужды говорить лишнего, как, увы, делаем мы, прося много суетных вещей. Но Бог не даст камень вместо хлеба и змею вместо рыбы, даже если мы сами себе их просим. Потому наши молитвы часто не исполняются, ведь мы не отдаем себе отчет в том, чего просим... Просящий же себе доброго – не будет посрамлен…

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

И снова нам приводится традиционное для Богородичных праздников чтение, где апостол пишет о братолюбии, приводя в пример Христа, ради спасения падшего человека, ставшего человеком и даже принявшего смерть, притом мучительную и позорную. Подразумевается призыв к тому, чтобы и христиане были готовы всецело истощать себя ради ближних своих, даже до готовности отдать жизнь, при этом не деля людей на своих и чужих, праведных и неправедных, как и Христос умер ради спасения не одних апостолов, но всех людей. Мы, увы, до этого далеки. В нас нет этой истинной любви христианской, которая является действием Духа Божия, а есть лишь пристрастия, меняющиеся, как ветер. Поэтому нам эти призывы кажутся дикостью. Но это – норма, к которой мы призваны стремиться. Отцы призывают совершать дела любви сперва через силу, а потом Господь, видя усердие человека, пошлет и любовь в душу его. Но для нас в нашем жестокосердии и начать делать такие дела тяжело. Но именно поэтому этот текст и читается.

Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

И снова традиционный для Богородичных праздников текст, составленных из двух разных отрывков. Первый из них – традиционный текст о Марфе и Марии – тех самых сестрах праведного Лазаря. Одна из них хочет устроить пышную трапезу и… суетится, хлопоча о столах. Она, вероятно, даже не слышит того, что говорит Господь. Зато она прекрасно видит, что ее сестра ей не помогает, даром, что она слушает Христа, стремясь все внимание обратить к словам Учителя. Но Господь укоряет Марфу за эту суету, по большей части, пустую. И так часто бывает – либо мы ленимся трудиться, либо уходим в дела так, что за суетой и заботами совершенно забываем о Боге, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), мечась от заботы к заботе, пока без сил не падаем глубокой ночью, не находя себе времени ни на молитву, ни даже мысль о Боге. Человек носится от дела к делу, доверяя не Богу, а лишь своей гордости, которая говорит: «я сам все смогу сделать! »…. Но опыт показывает, что дела. к которым человек устремляется в своих горделивых мечтах, рассыпаются. Но дай место Богу в своей жизни – и Он даст тебе то. что тебе на самом деле нужно (а это подчас не то, о чем ты мечтаешь). Но прежде нам с вами придется на первое место поставить не наши суетные дела, а спасение души своей. Лишь тогда все прочее приложится нам. Почему это читается в Богородичные праздники? Потому что Божия Матерь, как считается, успешно сочетала в себе усердие к молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания, с трудолюбием. В нас же все это, подчас, друг другу противоречит. Но, да не будет так! Мы призываемся этим текстом сочетать все это, не создавая противоречий…

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с престольным праздником малого храма при соборе, назвав храм «кельей Божией Матери», а храм – маленьким, но уютным, вместительным. Далее он рассказал о предыстории праздника, о чем более точно и подробно можно прочитать выше.… К Божией Матери мы всегда прибегаем, как дети к родителям, как дети к МАТЕРИ. И никто, прибегающий к НЕЙ не останется не услышан. Даже самый страшный грешник будет услышан, и Бог будет внимать его мольбам, ибо он сначала будет просить Божию Матерь, а она не будет презирать его с его просьбами. Никто не будет не услышан в скорби своей. Увы, скорби бывают у всех нас, ибо только в скорбях мы начинаем по-настоящему просить Бога, а будучи избавлены от них – по-настоящему благодарить Его. Если же у нас все прекрасно, то мы имеем привычку о Боге забывать, всецело погружаясь в наши земные дела. Но в скорбях наших мы не остаемся одни, ибо у нас есть Заступница усердная. Пресвятая Богородице, помогай нам!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь