Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 27 октября / 9 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских



Преподобномученик Сергий (Чернухин), игумен

В миру Сергей Савельевич Чернухин, родился 3 /16 февраля 1879[109] году в селе Семеновка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьянина. При крещении получил имя Симеон.

Получил " низшее" образование.

В 1900 году поступил послушником в Свято-Данилов монастырь в Москве.

15 / 28 мая 1910 года был пострижен в мантию с именем Сергий и был поставлен на клиросное послушание.

В 1911 году был рукоположен во иеродиакона.

В 1915 году – во иеромонаха.

В 1923 году был возведен в сан игумена и служил в Троицком соборе и церкви Покрова Божией Матери Данилова монастыря.

В 1930 году, после закрытия монастыря, состоял сверхштатным священником в храме Воскресения Словущего рядом с обителью.

В декабре 1930 года в Москве прошли массовые аресты духовенства и монашествующих. 28 декабря сотрудники ОГПУ провели обыск в квартире, где жил игумен Сергий.

13 января 1931 года отец Сергий был допрошен. Основной вопрос следователя был об отношении священника к советской власти. Не отрицая того, что в «настоящее время Церковь переживает большие гонения», отец Сергий, однако, заметил, что все это посылается за наши грехи, а насчет власти-то всякая власть от Бога, и ей нужно подчиняться.

До приговора оставался на свободе под подписку о невыезде.

8 февраля 1931 года по обвинению " антисоветская агитация" был приговорен к трем годам ссылки в Северный край[110].

Сначала был отправлен этапом в Архангельск, затем в небольшой городок Пинегу, а оттуда – в село Кулой Пинежского района, где прожил до окончания срока ссылки.

28 февраля 1934 года игумен Сергий возвратился в Москву, но здесь ему жить, как бывшему в ссылке, не разрешили, и он поселился в Кашире.

После того, как был назначен служить в Никольскую церковь в селе Никольское-Головинское Шаховского района Московской области, переехал туда. В Никольской церкви отец Сергий служил до наступления массовых арестов в 1937 года.

24-го и 25 ноября 1937 года против него свидетелями обвинения выступили к тому времени бывший и занявший эту должность вслед за ним председатели сельсовета. Они утверждали, что игумен Сергий отказался подписываться на заем и при этом говорил: «Отвяжитесь вы от меня, ироды, не буду я платить советской власти ни одной копейки. Советская власть у нас последние доходы отбирает, не разрешает нам ходить по приходу, обдирает разными налогами, и помогать мне советской власти совершенно не за что, так как кроме надругательства над духовенством я от нее ничего хорошего не видел».

1 декабря 1937 года был арестован, заключен в волоколамскую тюрьму и на следующий день допрошен. Следователь заявил, будто следствию известно, что священник вел среди населения контрреволюционную агитацию.

– Никакой контрреволюционной агитации против советской власти и против проводимых мероприятий партии и

советской власти я не вел, — ответил игумен Сергий.

– Следствию известно, что весной 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти в части реализации государственных займов.

– Никакой контрреволюционной агитации против реализации займов я нигде и никогда не вел.

3 декабря 1937 года, по обвинению " кулацкая агитация против власти и ее постановлений, отказ платить за облигации гос.займа" тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

5 февраля 1938 года отец Сергий прибыл с этапом в исправительно-трудовой лагерь в Амурской области.

30 декабря 1940 года был этапирован в Бушуйский лагерь в той же области, 1 марта 1941 года – в Свободненский лагерь.

9 ноября 1942 года скончался в Свободненском исправительно-трудовом лагере Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

9 февраля 1994 года был реабилитирован Генеральной Прокуратурой РФ по 1931 году репрессий.

23 июня 2008 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • наперсный крест (1920)

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. Преподобномученик Сергий (Чернухин) // Московские Епархиальные Ведомости, 2008, № 11-12
    • http: //www.fond.ru/userfiles/person/1608/1297003175.pdf
  • БД ПСТГУ " Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/? HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...BE*

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, были совершены обычная вечерня и утреня (без Великого славословия) в честь мученика Нестора Солунского. служил о.Александр Корниенко при пении верхнего хора.

Литургия.

В начале литургии.

И вот, наступает этот праздничный день. Праздник 6 ноября в соборе прошел скромно, так как центром торжеств был храм в Гайдуке. Но этот день должен быть особенно торжественным. Потому я просто не могу пропустить такое торжество. Итак, утро. О том, что служба должна начаться раньше, ничего не говорилось, потому я собираюсь, дабы попасть в храм к указанному ранее времени. На улице довольно прохладно, однако погода солнечная. Вот, и храм. Несмотря на ранний час, улица Гладкова уже вся заставлена машинами. Вниз по улице быстрым шагом идет, направляясь к храму, о.Андрей Трофимов. У одной из машин стоят несколько незнакомых священников. Еще одна группа стоит у верхних ворот. Посреди двора собора стоит еще одна группа священников, среди которых – о.Евгений Кузнецов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в поселке Гайдук, а также о.Николай Ларионов, некогда служащий в храме Новомучеников, потом – в соборе, а сейчас – где-то в Крымском благочинии. В самом храме пока пусто. Мощей, приезд которых ранее был анонсирован, в храме нет, однако в притворе стоит столик, за которым сидит женщина с видом монастырской послушницы, принимающая требы в монастырь. Позже выяснилось, что на время службы мощи были куда-то унесены и возвращены в центр лишь после службы, так что ваш покорный слуга приложился к ним именно тогда. В центре храма уже поставлен архиерейский амвон, на который уже при мне был положен орлец. На амвоне обычном иподиаконы раскладывают орлецы и ставят аналои с иконами для чтения входных молитв. В храм то и дело входят священники, которые постепенно группируются в центре храма. Служба, тем временем, уже идет. Еще читается третий час, а уже открывается завеса, и диакон (кто-то из гостей) кадит храм, что обозначает окончание проскомидии[111]. Еще в конце чтения 3 часа в храме загорается весь свет. Священников в храме собралось уже много. Среди них, например, настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода в поселке Нижнебаканском (в этот приход входит и храм в Горном), игумен Филарет (Соколов). Теперь же все они выстраиваются в центре храма в две шеренги. Начинается чтение 6 часа. Еще читаются псалмы, а в центр храма выходит ключарь собора, о.Антоний Новицкий с подносом с напрестольным крестом, а с ним и прочее духовенство, которое должно сослужить архиерею: секретарь епархии, протоиерей Александр Абрашкин, благочинный Крымска, протоиерей Сергий Карпец, благочинный Геленджика, иеромонах Митрофан (Ворона), благочинный Новороссийска, протоиерей Максим Карпов, благочинный Темрюка, протоиерей Виктор Колмык. Также среди них был протоиерей Сергий Лукин, настоятель храма Святых Жен-Мироносиц на кладбище Кабахаха, протоиерей Андрей Шамро, настоятель Свято-Троицкого храма Новороссийска, а также еще один незнакомый священник. Все они выходят в притвор. Вместе с ними выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и мантией. Начинается благовест. Чтец продолжает читать, дочитывая до тропарей, когда начинается трезвон, что может означать прибытие архиерея. В этот момент в центр храма выходят диаконы: протодиакон Евгений Габов и архидиакон Сергий Пугач с кадилами, а также диакон Иоанн Князькин из Крымска, и еще один – незнакомый – с дикирием и трикирием. Наконец, архиерей, благословляя людей, поднимается по паперти и входит в храм. У входа его приветствует секретарь епархии, о.Александр Абрашкин. Затем на него надевается мантия и вручается архиерейский жезл.

«Премудрость! » - возглашает один о.Сергий (Пугач). После этого начинает петь хор духовенство, а за литургией поет именно он. И он громко и величественно поет: «От Восток Солнца до Запад хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! » Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, тя величаем! » «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». В этот момент архиерей целует Крест, а затем все духовенство целует Крест из его рук. Когда все духовенство (в том числе и те, кто просто стоят в храме) приложилось ко Кресту, то Владыка Феогност под пение «Достойно есть...»[112] входит в храм, поклонившись образу в центре храма, а затем идет к амвону. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» Архиерей восходит на архиерейский амвон и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Хор красивым и величественным распевом начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[113], поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль[114] и поручи[115], после чего надевается палица[116], саккос[117] и большой омофор[118], а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам,

причесывается, и наконец, митра (отмечу, что все облачение архиерея было не синим, а белым с синими узорами). Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся! » - Возглашает о.Сергий и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

При этих словах облачившееся духовенство выходит на солею и поклонившись архиерею, выходит в центр.

Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Александр Абрашкин) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Если у греков на двунадесятые Богородичные праздники литургия служится с праздничными антифонами, то в Русской Церкви поются обычные изобразительные. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

После этого хор духовенства поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем сразу несколько диаконов с кадилами, старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды держатся над Евангелием. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. А затем хор духовенства пропевает тропарь Успению Божией Матери, тропарь мученику Нестору, чтимому ныне, а затем кондак мученику. А в конце духовенство в алтаре пропело вместо кондака Успения, кондак «Взбранной Воеводе…». И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

3Ибо, когда будут говорить: " мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

4Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

5Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.

6Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

7Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

8Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, 9потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, 10умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

14Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

15Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

16Всегда радуйтесь.

17Непрестанно молитесь.

18За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

19Духа не угашайте.

20Пророчества не уничижайте.

21Все испытывайте, хорошего держитесь.

22Удерживайтесь от всякого рода зла.

23Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 25Братия! молитесь о нас.

26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

Мы созданы не для ада и не для погибели, но для славы. Однако человек злоупотребил данной ему свободой и был отвержен от этой славы. Но во Христе мы имеем возможность снова обрести эту славу. Главное – воспользоваться этой возможностью. Господи, на Тя уповах, спаси мя!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все

раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

В эти словах апостола содержится самая суть внутреннего труда христианина. Он призван к брани не против людей, но против духов тьмы, восстающих на нас и желающих погубить. «… Ничего общего у нас нет только с диаволом ….» - говорит некто из Отцов. Людей же мы призываемся любить и об этом много раз говорит и сам Господь, призывая даже к любви к врагам. Но любовь к человеку не значит солидарность со всеми его делами, ибо и мать, любя своего сына, не может одобрять все его шалости, но стремится отвратить его от них. Грех подобает ненавидеть, но человека согрешающего – любить, пусть для нас, склонных ко греху, это сложно, ведь гнев и осуждение стали для нас естественны. Но тем более для нас необходимо стяжать эту любовь, начиная с дел любви, чтоб Господь, видя усердие человека, даровал ему и саму любовь. А вот, с диавольскими наветами подобает бороться, отражая их силой Креста Господня, но также отсекая греховные влечения (чего, увы, мы с вами не делаем в той мере, в какой это необходимо, отчего в нашей духовной работе не видно результата)…

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый (его проносит через центр один из диаконов, сразу же унося в алтарь), в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Нам снова приводятся слова Христа из речи, обличающей клевещущих на Него фарисеев. В Евангелии от Матфея она приводится довольно подробно, приведенные здесь слова идут в самом конце.… Так или иначе, но здесь читаются слова, встречающиеся в двух Евангелиях. Они важны, потому что разъясняют нам определенные правила духовной жизни. Человек, вступивший в борьбу с грехом, должен делать это постоянно, так как диавол, потерпев одно поражение, захочет взять реванш, а видя, что человек расслабился, сейчас же нападает с новой силой и застав человека врасплох, снова наверстывает упущенное. Тогда власть его над человеком даже усугубляется. Потому наши успехи на пути этом так скромны, ведь мы с вами, повоевав немного, через небольшой промежуток времени снова расслабляемся, а враг этим и пользуется…. Об этом Господь нас и предупреждает. Эти слова касаются не только бывших бесноватых, но и всех нас, так как, согрешая, человек

отдаляется от Бога и попадает во власть духов злобы. Итак, слова эти очень важны для нас с вами…

Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет, - 19терпением вашим спасайте души ваши.

20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

Слова о разрушении Иерусалима и последних днях мира. Здесь Господь снова говорит ученикам своим о том, что им, да и всем верующим придется столкнуться с гонениями, этим настраивая на твердое свидетельстве о вере своей и о Евангелии, которое они возвещают…. С самого начала мира начало очередных гонений на христиан многие воспринимали, как признак наступления последних времен. Однако наша вера для мира – безумие, а потому гонению она подвергалась всегда и вероятно, будет подвергаться до самого конца этого мира. Потому для христиан самое время определиться – с кем они, с Богом или с миром…. Не всем придется претерпеть все то, о чем говорит Господь, но поношения нашей веры претерпевать нам приходится часто, а потому вера наша и верность Богу часто проходит испытание на твердость…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). На сей раз, помимо указанных прошений, в ектению были включены особые благодарственные прошения в связи с днем рождения правящего архиерея. Также была прочитана особая благодарственная молитва. После нее, а также традиционной молитвы о мире на Украине, была совершена и ектения с призывом о молитве об усопших (день рождения правящего архиерея является также и днем смерти его отца). После нее следует традиционная ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. После этого диакон выходит на амвон с поднятым орарем, возглашая: «И всех и вся». Хор повторяет эти слова и после этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После этого протодиакон начинает так называемую выкличку, призывая верующих к молитве, сперва – о правящем архиерее, «приносящем Святыя Дары сия Господеви Богу нашему» (при этом он входит в алтарь, указывая орарем на престол), а также о священноначалии «о преосвященнейших митрополитех, архиепископех и епископех», о всех верующих, болящих, путешествующих и «о всех, иже и кийждо (каждый) в помышлении имать и о всех и за вся». Хор громогласно повторяет последние слова. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет ряд избранных песнопений. Вообще, на литургии сегодня звучало очень много необычных и красивых песнопений, так что все и не запомнишь. Много было песнопений греческого распева.

После окончания пения хора чтец начинает было читать молитвы ко святому причащению. Однако после прочтения третьей молитвы на амвон выходит о.Сергий Лукин. Отметив, что сегодня стол торжественная служба совершается ради дня рождения правящего архиерея, он говорил проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Сегодня нам читался очень важный Евангельский текст. О очень короткий, но емкий. Начинается он словами Христа: « Кто не со Мной, тот против Меня, кто не собирает со Мной, тот расточает ». То есть человек может быть или со Христом или против Христа. Третьего не дано. Он или пребывает с Богом, собирая Благодать его, либо против Христа. Иные могут сказать, дескать, как же мы можем быть против Христа. Однако же, мы, даже регулярно посещая храм, считая себя христианами, часто не умеем в храме себя вести, не умеем молиться, не умеем нормально готовиться к исповеди и Таинству евхаристии. Еще Господь говорит: « Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого ». что же понимается под «безводной пустыней»? Человек на 70% состоит из воды…. Итак. дух злобы, проскитавшись, возвращается, находя внутренний храм человека подметенным и убранным, и тогда берет с собой семь духов, злейших себя, и они живут там, так последнее бывает хуже первого. Эти слова сказаны о причащении, хоть прямого указания нет. Но при внимательном прочтении видно, что здесь пропущено важное – дом подметен, убран, но не вымыт. А омывается душа ЖИВОЙ ВОДОЙ Крови Христовой, то есть, через причащение. Творя покаяние, исповедуясь, человек очищает душу, выметая из нее все зло, что обитало в нем. Значение исповеди велико, ибо это не то же самое, что каяться в грехах наедине с Богом, например, во время чтения утренних и вечерних молитв, хоть и такую молитву Господь принимает. Но для подлинного разрешения от грехов нужен посредник, каким бы был священник, перед которым человек и называет свои грехи, уязвляя свою гордость. Но, отказываясь о причащения, он очищается не до конца, а потому вскоре духи злобы возвращаются, с новой силой вводя человека в грех. Это надлежит помнить нам, не игнорируя причащение Тела и Крови Христовых. Диавол хитер, притом, потерпев один раз поражение, он попытается взять реванш. Далее о.Сергий говорил о делах диавольских, упомянув, в частности, раскол на Украине, и попытку Константинопольского патриархата поддерживать этот раскол... Диавол ловко использует людей, заставляя их выполнять свою волю, так что согрешая, человек служить диаволу, а не Богу. Это надлежит помнить всем нам и тем более важно, что мы склонны привязываться к нашим земным делам, забывая о небесном. Нам лень читать утренние молитвы, нам тяжело читать вечерние, так как мы поздно ложимся из-за наших дел, на которые мы тратим все наши силы, не оставляя места Богу в нашей жизни. А в этом отношении должно быть равновесие. И здесь снова надлежит вспомнить указанные ранее слова « Кто не со Мной, тот против Меня, кто не собирает со Мной, тот расточает ». Не случайно, поэтому, мы читаем молитву Святому Духу по нескольку раз в день: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся иссполняяй! Сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, блаже, души наша! »… Мы просим, чтобы Дух Божий вошел в нас и САМ направлял нас. Итак, если мы не с Богом, то мы с диаволом. Поэтому, желая жить с Богом, мы должны сделать определенные выводы о том, что нам в ней изменить. Да даст и нам Господь вести правильную духовную жизнь.

Причастников на службе этой было относительно немного, так что причащал верующих один правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Хор величественно пропевает двухкратно «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».

Молебен и поздравления.

Благодарственный молебен

После произнесения отпуста и пения многолетия все духовенство выходит в центр храма. Помимо сослужащих архиерею на литургии, в молебне участвует присутствовавший в храме, но не участвовавший в служэбе иеромонах Флегонт (Токарев). Начинается краткий молебен. После всеобщего пения «Царю Небесный…» начинается пение «Бог Господь…», а затем тропарь, содержащий благодарение Богу, взятый из Чина Торжества православия, а также общий кондак Богородице:

Тропарь Благодарственный, глас 4-й:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, / славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие/ и рабски любовию вопием Ти: // Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.

Кондак Богородице.

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.

После этого диакон выходит на амвон с Евангелием, по обе стороны от которого стоят иподиаконы с дикирием и трикирием и диаконы с рипидами. Возглашается прокимен. На общем молебне этот чин сходен с таковым на полиелее. Правда, на практике чаще пение «Всякое дыхание да хвалит Господа» опускается. Опущено оно было и на сей раз. После этого Евангелие неется в центр и епископ Максим читает. В данном случае, это Евангелие, повествующее об исцелении Христом десяти прокаженных. Итак, Евангелие (от Луки): 11Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

была произнесена сугубая ектения с особыми тропарями и воззваниями благодарения Богу, а также призывом о молитве о ныне чествуемом епископе Феогносте. После этого предстоятель произнес особую молитву благодарения. Наконец, молебен заканчивается. Многолетий на сей раз не возглашалось. После этого Владыка Феогност сказав пару слов благодарности за совместную молитву, начал давать Крест на целование, при этом всем, духовенству и всем верующим раздавались плитки шоколада. При этом Владыка просил помолиться об упокоении его родителей, так как сегодня – годовщина смерти его отца – Михаила. Уже после этого правящего архиерея поздравлял крымский благочинный, о.Сергий Карпец, отметив его усердие на ниве церковного строительства, тем более, что он несколько лет назад стал во главе новоучрежденной епархии, которой всего несколько лет. И все равно он все время печется о епархии, строит храмы. А в конце о.Сергий пожелал ему всего самого наилучшего. В ответ Владыка Феогност сказал, что сам он не справился бы с поставленными перед ним задачами. Помощники были у апостолов – о них вскользь упоминает апостол Павел. Также и у Христа, наряду с учениками Его, были и те, кто служили Ему от имений своих. Разумеется, в Евангелии не пишется о том, кто страл Ему одежду, кто шил и так далее. Все эти люди, преимущественно, женщины, упоминаются совсем коротко. С точки зрения преподавания Слова Божии это действительно не нужно, однако для назидания важно и это.… Далее он благодарил тех, кто помогал ему, начиная с тех времен, когда он, будучи в сане иеромонаха, приехал в Дивноморск и заканчивая нынешними временами. Теперь, кроме того, появились новые помощники. В качестве таковых он благодарил и благочинных, которые помогают ему управлять епархией. Наконец, поблагодарив и благословив всех, он ушел в алтарь. После разоблачения он в притворе совершил панихиду, преимущественно, по своим усопшим родственникам. Совершалась она несколько более полно, нежели совершается обычно, однако начало все равно было сокращено. Пело при этом духовенство. После этого, поблагодарив всех за совмечстную молитву, он ушел в алтарь. Праздник заканчсивается, и мы расходимся, кто по домам, кто – по делам.

Суббота 10 ноября.

Этот день изобилует праздниками, но как ни парадоксально, торжественного служения у нас даже не планируется. А среди этих праздников есть два полиелейных – святителя Димитрия Ростовского, а также праздник преставления преподобного Иова Почаевского. Из прочих отдельно стоит отметить праздник прп. Стефана Савваита [119]. О нем указывается лишь то, что он жил в IX веке, подвизавшись в лавре прп. Саввы Освященного, а также то, что он написал много богослужебных канонов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь