Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 1 / 14 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.



Родился 25 мая / 7 июня 1877 года в деревне Малые Подберёзы[250] Свияжского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Киприана Васильевича Овечкина.

6 / 19 мая 1896 года окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики.

С 1 / 14 сентября 1896 года по 1 / 14 сентября 1902 года был помощником учителя Ординского училища Министерства народного просвещения Пермской губернии.

Перед свадьбой переехал на родину будущей жены - город Оса той же губернии. Преподавал математику в селе Буткееве Красноуфимского уезда.

С 1 / 14 сентября 1902 года по 1 / 14 сентября 1903 года работал учителем Деменёвского земского училища.

Был женат. Жена - Ольга Григорьевна Китаева (1882-1961), дочь благочестивых уральских купцов, преподавательница русского языка. Будущие супруги познакомились в Казани. В семье родились семеро детей: Елена (1903 г.р.), Геннадий (1906 г.р.), Валериан[251] (1907 г.р.), Августа (1909 г.р.), Лидия (1911 г.р.), Алексей (1913 г.р.) и Ангелина.

Во многом под влиянием родителей жены - людей глубоко верующих - принял решение стать священником.

12 / 25 октября 1903 года был рукоположен во диакона к Христорождественской церкви села Рождественского Осинского уезда Пермской губернии.

С 17 / 30 октября 1903 года по 1 / 14 сентября 1910 года работал законоучителем церковно-приходской школы при Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии.

Учился в Вятской духовной семинарии. С 1 / 14 по 17 / 30 сентября 1908 года занимался на миссионерских курсах.

27 января / 9 февраля 1909 года рукоположен в сан священника. Служил в Успенском соборе города Осы[252] и в церкви села Кузнечиха Осинского уезда.

Дети с малых лет помогали отцу в храме: Геннадий - чтецом, Елена, Августа и Лидия пели в хоре. Вся семья отличалась музыкальностью и красивыми голосами. Семья часто собиралась вместе, и тогда звучал домашний хор в сопровождении гитары, балалайки. Дети помогали родителям не только в храме, но и по хозяйству.

Детей в семье учили жить по-евангельски. Однажды дочь Ангелина нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец, выслушав её, нахмурился и сказал: " Ты, Аличка, пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя. Тот, кто потерял, придет и возьмет".

Ангелина Дмитриевна Овечкина впоследствии также вспоминала:

" Потом, когда немного подросла, помню, любила сидеть с подружками на лавочке, а мимо, по дороге, ходили барышни и дамы с детьми, хорошо одетые. Время было тяжелое, иногда и надеть было нечего, почти весь город в лаптях ходил, а тут - первые сандалии у богатых девочек появились. Увидела я их однажды, пришла домой и говорю маме: " Девочки ходят в таких красивых сандалиях - как бы мне такие! " Папа услышал и сказал: " Аличка, это называется зависть. Завидовать никогда никому не надо. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Придет время, будет и у тебя что-нибудь хорошее" .

Много таких уроков дал мне отец. Когда я пошла учиться в школу, со мной вместе учились дети из разных семей, в том числе и других национальностей. Коля Бабынин, с которым я занималась как с отстающим, дразнил одну мою подружку " еврейкой", другую - " татаркой", и это меня очень огорчало. Увидев это, отец однажды сказал: " Аличка, скажи Коле и сама знай, что каждый человек Богом создан, еврей ли он, татарин, русский - все люди одинаковые…" .

С 7 / 20 октября 1909 года по 1 / 14 ноября 1912 года был на должности законоучителя в Северном земском училище. Состоял заведующим и законоучителем в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 / 14 сентября 1911 года по 1 / 14 ноября 1912 года. Состоял учителем пения в той же школе с 27 ноября / 10 декабря 1911 года по 1 / 14 сентября 1912 года.

Проходил должность законоучителя в Пьянковском земском училище с 27 ноября / 10 декабря 1911 года по 1 / 14 ноября 1912 года. Состоял законоучителем и учителем вечерней церковно-приходской школы для взрослых обоего пола с 1 / 14 декабря 1911 года по 12 / 25 октября 1912 года.

12 / 25 октября 1912 года перемещен к Вознесенской церкви села Буткеева. Состоял законоучителем в Редькинско-Буткеевском народном земском училище с 28 ноября / 11 декабря 1912 года по 8 / 21 июля 1913 года.

Перемещен к Прокопиевской церкви села Кузнечихи 8 / 21 июля 1913 года. Состоял законоучителем и заведующим в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 / 14 сентября 1913 года.

С 1916 года[253] служил в Успенском соборе города Осы. С 1917 года служил в Троицком соборе того же города. Строительство этого храма было только что закончено при большой поддержке горожан и крестьян из окрестных сел.

В 1922 году был осужден решением местного ГПУ на 6 месяцев заключения условно за отказ работать в комиссии по изъятию церковных ценностей, но находился в тюрьме почти год. После освобождения работал бухгалтером в одном из советских учреждений.

В 1923 году ему было разрешено вернуться к обязанностям священнослужителя. После того как в том же году был закрыт Успенский храм города Осы, священник вместе иеромонахом Александром (Копейко) при поддержке прихожан сорвал печати и продолжал проводить богослужения.

В январе 1923 года присутствовал на собрании градо-осинского духовенства, которое постановило не принимать назначенного обновленческим епархиальным управлением в город Осу «епископа» Михаила Бирюкова и священника И. Шешина, от управления отделиться, " приискать" другого православного епископа, учредить в Осе самостоятельную кафедру. В мае 1923 года вошел в состав Осинского церковного совета, учрежденного собранием. Стал благочинным Градо-Осинского округа.

В начале 1920-х годов неоднократно вызывался в Осинский отдел ОГПУ, где ему предлагали сотрудничать с властями, а в 1925 году даже предложили стать обновленческим архиереем. Все эти предложения были решительно отвергнуты.

Власти постоянно проводили обыски. Семью выселили из дома церковного причта, она была вынуждена снимать квартиры.

В конце 1920-х годов единственный из местных священнослужителей участвовал в трех (больше не допустили) диспутах с пропагандистами атеизма, организованных властью в Перми. Жена отговаривала его: " Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем? "

В 1929 году был арестован, заключен в тюрьму города Осы, а имущество было конфисковано.

21 марта 1930 года осужден Особой тройкой при Постоянном представительстве ОГПУ по Уральскому краю[254] и приговорен по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соликамске на соляных шахтах.

Жена отца Димитрия, дочь Аля и сын-инвалид Алексей (в детстве повредил ногу и с тех пор ходил на костылях) переселились в маленькую избушку в три окна. Остальные дети повзрослели и разъехались. Вскоре и Аля уехала к сестре Августе в село Бикбарда Куединского района Пермского края и там доучивалась, так как продолжать обучение дочь " врага народа" в своем родном городе не могла.

В 1933 году, став инвалидом с больными ногами и поврежденным позвоночником, жил на поселении в Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного округа. Туда приехала жена с сыном Алексеем. В 1936 году они переехали к старшей дочери в Майкоп. Супруга скучала по родине и не раз говорила мужу: " Дмитрий, поедем умирать в Осу".

Осенью 1937 года жена уговорила о.Димитрия вернуться в Осу.

После возвращения служил священником Спасо-Преображенской церкви села Богомягково Осинского района.

Был арестован 21 октября 1937 года по обвинению " в участии в контрреволюционной повстанческой организации, проводившей антисоветскую пропаганду и агитацию" .

После ареста неоднократно допрашивался начальником Осинского РО НКВД сержантом Касаткиным. В одном из протоколов допросов зафиксировано:

- Следствию известно, что вы являетесь членом контрреволюционной повстанческой фашистской группы в Осинском районе. Признаете ли вы это?

- Не признаю. Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и не состою.

- Вы были вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию бывшим священником Осинской кладбищенской церкви Вострецовым. Признаете ли вы это?

Сщмч. Димитрий Овечкин. Икона. Кон. XX в.

- Не признаю. Никогда у меня с Вострецовым о контрреволюционной деятельности разговоров не было.

- Вы лжете. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.

- Я следствию дал правдивые показания и больше добавить ничего не могу.

- Зачитываем вам выдержку из показаний обвиняемого Вострецова Афанасия Григорьевича за 9 и 12 сентября 1937 года по этому вопросу. " Мною завербованы следующие лица Овечкин Димитрий Киприянович, бывший священник, осужден за контрреволюционную деятельность в 1929-1930 годах, завербован мною в январе месяце 1937 года. Овечкин Д.К. – бывший священник, проживающий в г. Оса, завербован мною в январе месяце 1937 года в очереди за хлебом на площади перед раймагом в г. Оса." Признаете ли вы это?

- Не признаю.

4 ноября Особой тройкой УНКВД по Свердловской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 14 ноября 1937 года. Сведений о месте расстрела и захоронения не сохранилось.

Семья не знала ни о приговоре, ни о расстреле. В 1957 году, на запрос вдовы священника был дан заведомо ложный ответ, согласно установленной форме:

" Овечкиной Ольге Григорьевне объявить устно, что Овечкин Дмитрий Киприянович 4 ноября 1937 года осужден на 10 лет ИТЛ, находясь в местах заключения умер 5 декабря 1941 года от пеллагры. Смерть зарегистрировать в ЗАГСе Осинского райисполкома" [255].

Пермская епархия назначила вдове священника пенсию - дети, сами в то время живущие бедно, мало чем могли ей помочь. Умерла Ольга Григорьевна в 1961 году. Похоронили ее за кладбищенским Казанским храмом в Осе, за алтарем справа, там, где хоронили священников.

Димитрий Киприанович Овечкин реабилитирован в 1958 году (по делу 1937 года) и в 1989 году (по делу 1930 года).

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания[256].

Награды

  • набедренник (26 июня 1914)
  • серебряная медаль в память 25-летия церковных школ
  • крест и медаль в память 300 летия Дома Романовых

Архивные материалы и литература

  • ГКБУ " Государственный архив Пермского края" (ГКБУ «ГАПК»):
    • Ф. 109. Оп. 1. Д. 176. Л. 110 об. - 112 об; Оп. 1. Д. 177. Л. 64 об.- 66 об., 119 об.- 121 об.; Д. 184. Л. 117 об. – 119 об.
    • Ф. Р-359. Оп. 1. Д. 71. Л. 54;
  • Пермский государственный архив новейшей истории (ГКБУ " ПермГАНИ" ):
    • Ф. 1. Оп. 1. Д. 12783
    • Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12783. Л. 6, Л. 44 об.- 45, Л. 42–82.
    • Ф. 2. Оп. 1. Д. 26559.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. Кн. 2. С. 144-146
  • Агафонов П. Н. Пермская епархия в 20-е гг. ХХ в. // Вехи христ. истории Прикамья: Сб. ст. Пермь, 2003. С. 76-77.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь