Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы развития вышивания



Лекция 2/4

Тема 2.1.1

история и традиции вышивания

Возникновение вышивания

Основные этапы развития вышивания

Вышивание в белорусской народной культуре

Композиционные и технологические особенности белорусской вышивки

 

Возникновение вышивания

Издревле вышивка украшала одежду человека и тканевые изделия домашнего обихода (скатерти, полотенца, занавески, салфетки). Для женщины — матери и хозяйки — вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Страсть к украшению своей одежды и предметов быта с целью выделиться среди других людей была свойственна человеческой природе даже в самые древние времена. Например, лапландцы вышивали на своей одежде из оленьей кожи различные узоры, а краснокожие индейцы украшали вышивками одеяла.

Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позже стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного искусства.

Историки утверждают, что на территории нашей страны костяная иголка с ушком бытовала в обиходе человека периода позднего палеолита, т.е. девятнадцать тысяч лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступает своим сегодняшним сестрам.

Революция в изготовлении иголок произошла в четырнадцатом веке, когда было изобретено волочение проволоки. История российской промышленной иголки идет от Петра I. По его указу от 1717 года русские купцы построили две игольные фабрики.

На настоящий момент точно не известно, где впервые зародилась вышивка. Хотя, вполне возможно, этот вид прикладного искусства начал существовать сразу в разных местах независимо друг от друга. Самые ранние образцы китайской вышивки существовали в Китае еще во времена правления династии Чжоу (1027 г. до н. э. - 221 г. до н. э.). Ранние примеры вышивки были обнаружены также в древнем Египте и северной Европе. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок различных времен и народов.

Вышивание на Руси

Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, дошедших до нас с 13-14 веков и дающих представление о характере вышивок, можно считать, что вышивание как вид рукоделия начало развиваться на Руси именно в это время. В России больше всего было распространено вышивание по полотну с выдергиванием ниток. В некоторых губерниях такую технику называли мережкой.

Умение вышивать и узоры для вышивки передавались из поколения в поколение в течение многих веков, совершенствуясь и приобретая новые черты. Во все времена на Руси этим видом рукоделия занимались в основном только женщины. Среди дам высшего сословия вышивка считалась благородным занятием. Однако и простые женщины и девушки должны были владеть этим искусством, так как умение вышивать, создавая красоту и уют в доме, было одним из обязательных требований к хорошей хозяйке.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотом и серебряными нитями.

До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки.

Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая.

С XVIII века вышивание становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета.

Во все времена вышивка была тесно связана с историческими и культурными особенностями эпохи и различных периодов развития каждого народа, а также с его трудовой деятельностью, в ее основу положены национальные мотивы, колорит и орнаменты. В народной вышивке сохранились следы времен, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что тем самым приносят в свой дом благополучие. Так, часто народная вышивка выполнялась красной нитью, поскольку этот цвет в народном представлении был связан с солнцем, дарующим тепло и свет, которые необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все 4 стороны солнце; ромб почитали символом плодородия.

Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов.

Сегодня искусство вышивания переживает второе рождение. Стало модным вышитое столовое и постельное белье, панно и картины для интерьера, отделка одежды различных стилей. Так же, как и раньше, вышиванием создаются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, занимающие достойное место в музеях и на выставках всего мира. В наши дни искусство вышивания продолжает развиваться на основе комбинирования старинных приемов и новых способов вышивания, добавления новых мотивов к традиционным узорам.

 

Нитки

На белорусских свадьбах о невесте пели, что она шила, вышивала шелком, золотом и серебром. Фрагменты такой вышивки найдены в археологических раскопках древних городов. Дорогие материалы привозили из Византии. Однако самым распространенным материалом для орнаментации одежды были нитки домашнего прядения из волокон льна, конопли и шерсти, которые окрашивали растительными и минераль­ными красителями.

Белорусский народный костюм, а также обрядовые ручники — «набожники» уже в первой половине XIX в. вышивали преиму­щественно красными хлопчатобумажными нитками Хлопчатобумажные вышивальные нитки — «бумага» распространились на Беларуси с XVII в., о чем известно из архивных документов. Красную пряжу на территорию России и Беларуси привозили из Крыма и Турции через Украину. Вы­шивальные нити промышленного произ­водства повсеместно распространились в среде белорусских крестьян в XIX в. с расширением торговых связей, развитием текстильной промышленности в Цен­трально-промышленном районе России и восточной Польше.

Крестьянки покупали нитки для вышивки в ближайших местеч­ках на ярмарках, в галантерейных лавках, у разъезжих торговцев — коробейников. Женщины приобретали нитки за деньги или обменивали на продукты питания, ко­торыми они распоряжались: яйца, молоко, масло. Во второй половине XIX в. покуп­ные хлопчатобумажные нитки полнос­тью вытеснили из вышивки пряденый и окрашенный растительными красками в домашних условиях лен. В традиционной белорусской вышивке использованы нитки, окрашенные преиму­щественно в красный, синий или черный цвет, а также белые. В вышитых орнамен­тах наиболее устойчивы следующие со­четания цветов: красный + белый, белый + красный + синий или черный. Полихромия не характерна для вышивки традиционного белорусского костюма, она распространи­лась в украшении народной одежды только в 1930—1950-е годы

Белые нитки назывались «бель», «бель­ка», хлопчатобумажные нитки красного цвета имели такие названия: «горань», «забалаць», «запалач», «балхва», «бавэлна», «бавоуна». Название «горынь» бытует в Брестской, Гродненской областях, наряду с другими названиями оно встречается в Минской, Гомельской, Могилевской областях..

Распространенным термином для обо­значения хлопчатобумажных ниток для вышивания и узорного ткачества красного, черного и синего цветов было название «блахва» или «бэльхва» (Западное Полесье), «балхва» или «баухва» (Витебщина). Эти­мология этого слова лингвистам не ясна.

Выразительность декора, выполненного белорусскими мастерицами иголкой, до­стигалась умелым использованием нитей различного качества. В вышитых узорах они выразительно сочетали хлопчатобу­мажные нити фабричного производства разной мягкости, толщины и степени кручения с льняными нитками домашнего прядения.

Семантика цвета

Устойчивое цветовое решение традици­онного крестьянского костюма — сочета­ние белого и красного — является одной из наиболее выразительных особенностей этнической культуры белорусов. В домини­рующей цветовой гамме черный или синий цвет играл лишь дополнительную роль. Эта традиция передавалась и сохранялась из поколения в поколение. Предпочтение белого и красного цветов в одежде и обря­довых тканях явилось символическим во­площением общих представлений белорус­ского народа о космосе, силах добра и зла, о жизни и смерти. Семантика цвета, его символическое значение долгий историче­ский период были универсальным кодом народной культуры

Белый цвет — любимый цвет белорусов. Натуральный белый цвет — основной в традиционном белорусском костюме. До­полненный красным орнаментом, белый цвет всегда остается доминирующим, главным в одежде белорусов. У мужчин и женщин традиционно белыми были по­лотняные сорочки, у женщин — фартуки, головные уборы: наметки, верхняя суконная одежда, свитки.

Белый цвет у многих народов является символом чистоты, святости, невинности. Вышивкой белыми нитями украшали одежду. Есть такие примеры и у белорусов. В некоторых районах Поднепро­вья в крестьянской среде существовал обы­чай, когда невеста шла под венец в специ­альной сорочке с белой вышивкой. Древнее происхождение имеет традиция д. Неглюбка Ветковского р-на Гомельской обл., когда невеста дарила своей свекрови «бялявую» сорочку, рукава и подол которой украшала вышивка только белыми нитями. Этот по­дарок был символическим свидетельством того, что мать, оженивши сына, переходит в другой возрастной статус — старухи, репродуктивный период жизни которой завершается свадьбой сына и появлением в доме молодой женщины — невестки. Жен­щины старшего возраста надевали такие белые сорочки по праздникам, в церковь, в них же их хоронили. Эти обычаи, сохра­нявшиеся в Неглюбке до середины XX в., свидетельствовали о большом значении цветовой символики в одежде, когда ее цвет был знаком, маркером социальных и половозрастных ролей женщины в тради­ционном обществе.

Красный цвет. Традиционная одежда девушек и моло­дых женщин в Беларуси была богато укра­шена красным орнаментом. Более всего красного декора имел свадебный костюм.

Красный цвет вобрал в себя представ­ления человека о животворности солнца и огня, он символизирует жизнь. В его охра­няющее значение верили многие народы. Красный цвет использовался во всех об­рядах предохраняющей магии, очищения, в лечебных целях. По этнографическим данным, белорусы носили на руке красную шерстяную или льняную нитку, которая являлась оберегом от болезни, несчастных случаев и даже смерти. В белорусских свадебных песнях о не­весте-рукодельнице поется, что она «вышывала красненька», и это может иметь двоякое значение: вышивала красными нитками и одновременно вышивала краси­во. Смысловое равенство между «красным» и «красивым» свидетельствует об эстети­ческих предпочтениях славянских народов, у которых с древности красный цвет был эталоном красоты и вобрал в себя понятие «красивое».

Для белорусских крестьянок было важно, какой именно оттенок имел красный цвет. В основном для вышивки использовались не яркие нитки, а приглушенных темных тонов красного цвета. Чтобы получить более темные оттенки, покупные красные нитки проваривались в настое дубовой коры или ольхи. Предпочтение темного красного цвета, по всей видимости, связано с древней традицией окрашивания льня­ных ниток растительными красителями, среди которых были трава морена и червец, позволяющие получить преимущественно красно-бурые, красно-коричневатые цвета.

В XIX в. количество красного орнамента на одежде девушек и молодых женщин сви­детельствовало также о мере зажиточности крестьянской семьи: чем больше вышитого или тканого узора, тем богаче была семья, которая могла себе позволить покупку такого количества красной «забалаци». Наи­более богато орнаментированные сорочки и фартуки происходят из тех районов Беларуси, где имелись плодородные земли и крестьяне жили более зажиточно, чем в заболоченных и лесистых районах.

Синий и черный цвета

Черный цвет в вышивке традиционного белорусского костюма, за редкими локаль­ными исключениями, не используется. Лишь в нескольких деревнях, расположен­ных по реке Буг в Брестской обл., в таказываемом домачёвском строе в начале XX в. нитками черного цвета выполняли вышивку набором на женских сорочках и фартуках. Возможно, в древние времена черный цвет в одежде был отлничительным знаком балтского племени ягвягов, которое жило на этих славянских землях, и сохра­нился в крестьянской вышивке как тради­ция их этнической культуры.

Черный лишь дополняет основной крас­ный цвет вышивки. Он присутствует в ор­наментированных декоративно-конструк­тивных швах, в вышивке по сборкам, обрамляет вышитые бордюры, намечает их середину.

Исследователи полагают, что синий цвет в вышивке появился раньше, нежели черный. Например, в некоторых районах Беларуси в XIX в. принято было подпоясывать умершего синим поясом. На­метки, которые носили женщины во время траура, также украшались не красной, а синей полосой. Темный синий цвет пряжи можно было получить путем окрашивания ее природными красителями, например ко­рой крушины или ольхи с добавлением же­леза, болотной рудой.

Роль черного цвета в белорусской вышив­ке усилилась в конце XIX в, с распростра­нением техники «крест» и печатных узоров для вышивания, которые с учетом светоте­невой моделировки растительно-геометризированного орнамента выполнены в два цвета — красный и синий или черный.

Вышивальные принадлежности

Иголки Металлическая иголка, которой сшивают ткань и выполняют вышивку, всегда была ценимым и дорогим предметом в крес­тьянской культуре. Не случайно в песнях называли иголку «золотой». Для девушки, которая начинала готовить себе при­даное, иголка становилась необходимым инструментом и была с нею всю жизнь. Иголка с ниткой являлись предметами погребального инвентаря. Так, в д. Насимковичи Чечерского р-на Гомельской обл. археологами было открыто женское захоронение, в котором на груди костяка была найдена иголка с нанизанными на нее бисерными бусинками и обвитая ниткой. Не исключено, что это захоронение при­надлежит вышивальщице, которую ее родные снарядили в дорогу на «тот свет» с любимым и необходимым ей рукодельным инструментом. Этнографы XIX в. отмеча­ли распространение у белорусов обычая класть в гроб женщине иголку с ниткой, которая может ей потребоваться для шитья и вышивания на «том свете».

Иголки из металла изготавливали в Германии, Испании, Англии, а с начала XVIII в. — в России. Крестьяне приоб­ретали их в галантерейных лавках или у разъездных торговцев, которые завозили в деревню мелкий галантерейный товар. Часто иголки не покупались, а обменива­лись на продукты питания, отходы пряжи или отрепье.

Отношение к иголкам в крестьянской культуре всегда было очень бережное, особое и не только потому, что это был по­купной предмет. Иголка наделялась магической силой. была способна посредством шитья и вышивки воздействовать на судьбу, здоровье человека. С иглой связано много поверий, она фигурирует в народное и загадках. Очень осторожно относились крестьянки к одалживанию иглы. Считалось, что давая иголку, надо слегка уколоть того, кому даешь, иначе можно поссориться с этим человеком. Жители Полесья считали нельзя давать иголку «голую», а сначала нужно вдеть в нее длинную нитку. На Витебщине верили, что на «том свете для тех, кто крал иголки, уготовано испытание: если его душа не сможет пролезть сквозь игольное ушко, то она останет мучиться в аду до тех пор, пока не истончится до нитки. Крестьянин старался не поднимать найденную иглу, особенно ту, которая лежала острием к нашедшему ее человеку. Если и поднимали иглу, то во избежа домашней ссоры нужно было сразу ее переломить и бросить в щель в полу

При шитье и вышивке соблюдали определенные правила. Во время шитья игла двигалась основном справа налево. Наотмашь, от себя, шили только погребальный саван

Ножницы

Если иголка служит в вышивке для на­несения узора на ткань, соединения двух краев, создания декоративных рельефов, то ножницы выполняют противоположную функцию — этот предмет предназначен для разрезания, разделения ткани или нитки на части. Однако более архаичный прием раскроя ткани — разрывание ее по утку или по основе без использования ножниц. В народном быту это приспособление для раскроя и шитья ткани появляется до­статочно поздно. Ножницы были одним из наиболее ценных предметов в крес­тьянском быту. Их, как и иголки, тщатель­но берегли. С ножницами связывались определенные предписания: лезвия ножниц нельзя оставлять открытыми, их не подают лезвиями берущему человеку, стараются не одалживать и не дарить.

Приспособления

Белорусские крестьянки в основном вышивали на руках, без каких-либо допол­нительных приспособлений. Это позволяло заниматься вышиванием в любую свобод­ную минуту, брать с собой работу на по­сиделки — «вячорки», «супрядки». Вышивая по счету нитей набором, женщина зажимала один край полотна между коленями или прижимала его к столу тяжелым предметом, а другой конец натягивала левой рукой.

Пяльцы — специальное приспособление для закрепления и натягивания ткани для вы­шивания — в обиходе белорусских крестья­нок появились только в конце XIX — начале XX в. с распространением тканей промышленного изготовления и канвы, которая позволяла наносить вышивку по счету нитей «крестом» и другими техниками на ткани промышленного изготовления со слабо выраженной структурой переплете­ния нитей в отличие от льняного полотна домашнего изготовления. При изготовлении сборок и декоративно-конструктивных со­единительных швов в традиционной одежде крестьянки также обходились без каких- либо дополнительных приспособлений.

Лекция 2/4

Тема 2.1.1

история и традиции вышивания

Возникновение вышивания

Основные этапы развития вышивания


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь