Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные этапы развития вышивания. Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней
Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к 4-5 векам до н.э.. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, а также волосом, золотыми и серебряными нитями. В древней китайской вышивке использовался шелк, так как китайцы уже до этого узнали, как получать шелковые нити из личинок шелкопряда. Интересно, что в индустрии китайской вышивке поначалу работали одни мужчины. Лишь спустя годы китайские мужчины поняли, что нежные руки их женщин лучше подходят для этой работы. С возникновением государства и классовым расслоением вышивка первоначально была направлена на удовлетворение запросов феодальной знати и духовенства. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, пеньковые и льняные ткани. Это был распространенный вид рукоделия среди знатных женщин. В гробницах фараонов на мумиях была найдена вышитая одежда, а на саркофагах и памятниках - изображения вышитых облачений древних египетских фараонов. В древности по рисункам и пышности вышивки можно было определить социальное положение человека. Самая красивая, разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде только у особ царского рода - фараонов, у низших слоев общества она была намного скромнее или вообще отсутствовала. Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю, то стали расшивать ее шерстяными, хлопчатобумажными и золотыми нитями. В Японии, вышивали цветными шелками. В переливах нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы. Традиционным видом японской вышивки является «сашико» - в переводе «мелкий укол». На Востоке в вышивке использовали блестящих цветных жучков, птичьи перья и змеиную кожу. Индейцы вышивали даже окрашенными в различные цвета травами по березовой коре. По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон, где был изобретён способ вышивки ткани нитями разных цветов. Славились пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью и драгоценные вавилонские скатерти и ковры Вавилонские вышивки, а также египетские и фригийские, вывозились финикиянами, в древние времена являвшимися посредниками между Востоком и Западом, в Грецию и Рим. Фригийцам приписывается изобретение вышивания золотом. Оно также получило широкое распространение в Иране, Индии, Турции, Китае и Японии. Во времена походов Александра Македонского греки познакомились с искусством азиатских народов. Их поражал роскошная одежда персов, украшенная золотыми вышивками и осыпанная драгоценными камнями, а также тонкие индийские ткани, расшитые разноцветными нитками. Победив царя Дария, Александр Македонский завладел его шатром. Великолепные вышитые узоры на этом шатре привели Александра в такой восторг, что он захотел иметь так же богато украшенный плащ и заказал его изготовление искусным киприоткам Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительство пыталось запретить или хотя бы несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Свидетельства о богатых вышивках античного мира можно найти у поэтов того времени. Гомер в своей поэме упоминает пурпурный плащ, который носил Одиссей. Плащ был украшен золотой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах пятнистого оленя. Греческие вышивки боле позднего – классического периода отличались сравнительно большей простотой. Вышивка в виде строгого орнамента располагалась преимущественно по вороту, рукавам, на поясе, на подоле, по периметру пеплоса или хламиды. Роскошно вышитые ткани в Грецию привозили с Востока, из Египта и Малой Азии. Появились орнаменты из виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известна стилизованная волна – меандр. Подражая Греции, широко использовала роскошные вышивки римская знать, затрачивая на них огромные, иногда баснословные средства. Римские императоры украшали свои пурпурные тоги вышивкой золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем большое место заняли этрусские мотивы, переданные более свободными, по сравнению с греческой традицией, линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке. Значительно больше, чем о вышивках античного мира, известно о вышивках христианской Византии. Все римско-эллинские традиции нашли свое развитие в Византийской империи, откуда искусство вышивки распространилось по всей Европе В узорах византийских вышивок применялись греко-римские орнаменты и азиатские мотивы – львы, тигры, слоны, мифические грифоны, вписанные в круг. На занавесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись композиции на религиозные и исторические темы. Церковные облачения и предметы культа украшались сценами из Нового Завета и знаками христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся языческий рисунок “древа жизни” с фигурами зверей и птиц. Этот мотив был заимствован с Востока и сохранился в течении всего средневековья. В народном творчестве варианты этого мотива сохранились в Европейской вышивке до нашего времени. Древнейшие образцы византийских вышивок восходят к III веку нашей эры, причем до XI века вышивка производилась волоченым золотом, то есть тонкой металлической проволокой, которая только местами пришивалась к ткани. После XI века волоченое золото начинает заменяться золотом пряденым, в котором вместо проволоки из металла идет льняная нить, обвитая тонкой металлической полоской. Часть византийских вышивок была вывезена крестоносцами в Европу после взятия Константинополя. Всемирно известен гобелен из Байе, вышитый королевой Матильдой, женой Вильгельма Завоевателя, в честь завоевания Англии нормандцами в 1066 году и представляющий собой «рукодельный» рассказ об этом походе. Гобелен этот - льняное полотно (или точнее - громадная лента) размером 70 метров на 50 сантиметров, вышитое шерстью в весьма условной манере. Символика античной мифологии и литературы буквально пронизывает работы мастериц, начиная с гобелена из Байе. Так, саламандры символизируют огонь, а птицы обозначают воздух. Охота на оленя в вышивках этого периода символизирует радость жизни перед ее концом. Крестовые походы на Ближний Восток познакомили жителей Западной Европы с особенностями восточного искусства. В Англии в V11 веке искусство вышивания уже достигло довольно высокого уровня. Вышиванием занимались представительницы как высших, так и низших слоев общества. Для простых женщин вышивание было одним из средств существования, а аристократки, включая королеву викторию и ее дочерей, занимались этим искусством ради престижа, стараясь перещеголять друг друга в мастерстве. Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях. В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные. Для работы же настоящей даме, как рассказывается в одной из средневековых поэм, нужны были только украшенные дорогими камнями инструменты: расшитые кошельки, изящные резные ножи и украшенные эмалью золотые игольницы. НАИЛУЧШИЕ церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных. Войны, турниры в XI- XII веках обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в “Книге ремесел” Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год. В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами В XV ВЕКЕ в моду входят вышитые одежды - как мужские, так и женские. Вышивка становится делом уже не домашним, а общественным. Возникают первые мастерские, берущие заказы. Появляются и первые печатные образцы узоров. XVI век стал переломным в истории вышивки, ибо символизировал переход от вышивки религиозной к вышивке светской. Самой распространенной во всех странах Европы становится вышивка крестом, которая имитировала дорогие гобелены того времени. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров. В XVI веке появляются и первые руководства по самостоятельному нанесению рисунка на канву - с этого времени рукодельница могла перенести в вышивку любой понравившийся ей рисунок. Довольно часто в этот период применяется особая техника: сначала элементы композиции вышиваются на канве, а затем переносятся на основу картины или панно - дорогостоящие бархат и дамаск. В это время появляется и силуэтная вышивка (стебельчатым швом черными нитками по белому фону), которая впоследствии станет столь популярна в вышивке крестом и бисером. В эпоху Возрождения при дворе флорентийского правителя Лоренцо Великолепного (Медичи) вышивание было в особом почете. Рисунки для вышивания создавались лучшими художниками, даже сам Рафаэль интересовался этим искусством. В период раннего Возрождения техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. В XV – XVI веках большое место занимают филейные белые и цветные вышивки по полотну – борта полотенец, скатерти, подзоры и т.д. Одним из очень популярных новых узоров становиться гранатовое яблоко в различных композиционных вариантах. В это же время вышивками покрывались и другие части одежды – головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки. В 16-17 веках в Франции, Италии и других европейских странах появились новые сюжеты вышивки. Начали создавать декоративные панно с изображениями людей и животных на фоне пейзажей с замками, Популярны были мифологические сюжеты и сцены охоты. Вышивки Испании немного отличались по сюжету – основными мотивами было изображение разнообразных растений, животных и птиц. Начинают применяться новые материалы, увеличивается интенсивность расцветок, отличающихся мягкостью сочетания тонов, пышностью, вычурной декоративностью. Акантовые завитые листья в сочетании с крупными натуралистическими цветами становятся одним из наиболее распространенных мотивов, особенно на вышивках большого размера для внутреннего убранства помещений В XVIII ВЕКЕ вышивки становятся более формальными, упрощёнными, с чётко геометризованными композициями, с одной стороны, а с другой - в них очень заметно влияние искусства Индии и Китая. Произошло это в результате «наводнения» Европы предметами восточного искусства благодаря торговле голландской Ост - индийской компании - со странами этого региона, что не могло не найти отражения в вышивках. В XVIII веке художественная вышивка, подчиняясь канонам стиля рококо, возникшего в условиях абсолютизма, окончательно порывает с симметричными рисунками Возрождения. Вышивка лентами - достояние Франции. Она появилась во второй половине XVIII века и являлась очень любимым занятием Людовика XV. Во второй половине XVIII века в условиях дальнейшего обострения всех социальных противоречий, характерных для эпохи перехода от феодализма к капитализму, в искусстве Франции, а затем и в других странах возникает новое направление – классицизм., отмечается стремление к простоте и естественности и в рисунках для прикладного искусства. Вводятся классические архитектурные мотивы, вместо раковин применяются свисающие гирлянды цветов, овальные медальоны и т.п. Светлые тона красок заменяются более темными оттенками. Рисунки становятся скупее и строже. В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, пастушечьих атрибутов – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами. Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются вышивки по канве, крестом и полукрестом. В XIX веке в Англии при правлении королевы Виктории широкую популярность набирает шитье белым по белому. Изящные цветы и листья почти незаметны на ткани но создают причудливую игру фактур. Во второй четверти XIX века широко распространяется новое направление в искусстве – романтизм, одним из характерных моментов которого был подчеркнутый интерес к истории, особенно средневековой, различных стран и народов. В художественных изделиях этого периода преобладает стилизация под мотивы прошлого и народного искусства. Если не считать копий со старинных изделий, от второй половины XIX и начала XX века сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы. Вышивание на Руси Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, дошедших до нас с 13-14 веков и дающих представление о характере вышивок, можно считать, что вышивание как вид рукоделия начало развиваться на Руси именно в это время. В России больше всего было распространено вышивание по полотну с выдергиванием ниток. В некоторых губерниях такую технику называли мережкой. Умение вышивать и узоры для вышивки передавались из поколения в поколение в течение многих веков, совершенствуясь и приобретая новые черты. Во все времена на Руси этим видом рукоделия занимались в основном только женщины. Среди дам высшего сословия вышивка считалась благородным занятием. Однако и простые женщины и девушки должны были владеть этим искусством, так как умение вышивать, создавая красоту и уют в доме, было одним из обязательных требований к хорошей хозяйке. Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотом и серебряными нитями. До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями, сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки. Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая. С XVIII века вышивание становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета. Во все времена вышивка была тесно связана с историческими и культурными особенностями эпохи и различных периодов развития каждого народа, а также с его трудовой деятельностью, в ее основу положены национальные мотивы, колорит и орнаменты. В народной вышивке сохранились следы времен, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что тем самым приносят в свой дом благополучие. Так, часто народная вышивка выполнялась красной нитью, поскольку этот цвет в народном представлении был связан с солнцем, дарующим тепло и свет, которые необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все 4 стороны солнце; ромб почитали символом плодородия. Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов. Сегодня искусство вышивания переживает второе рождение. Стало модным вышитое столовое и постельное белье, панно и картины для интерьера, отделка одежды различных стилей. Так же, как и раньше, вышиванием создаются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, занимающие достойное место в музеях и на выставках всего мира. В наши дни искусство вышивания продолжает развиваться на основе комбинирования старинных приемов и новых способов вышивания, добавления новых мотивов к традиционным узорам.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы