Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вышивальные принадлежности ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Иголки Металлическая иголка, которой сшивают ткань и выполняют вышивку, всегда была ценимым и дорогим предметом в крестьянской культуре. Не случайно в песнях называли иголку «золотой». Для девушки, которая начинала готовить себе приданое, иголка становилась необходимым инструментом и была с нею всю жизнь. Иголка с ниткой являлись предметами погребального инвентаря. Так, в д. Насимковичи Чечерского р-на Гомельской обл. археологами было открыто женское захоронение, в котором на груди костяка была найдена иголка с нанизанными на нее бисерными бусинками и обвитая ниткой. Не исключено, что это захоронение принадлежит вышивальщице, которую ее родные снарядили в дорогу на «тот свет» с любимым и необходимым ей рукодельным инструментом. Этнографы XIX в. отмечали распространение у белорусов обычая класть в гроб женщине иголку с ниткой, которая может ей потребоваться для шитья и вышивания на «том свете». Иголки из металла изготавливали в Германии, Испании, Англии, а с начала XVIII в. — в России. Крестьяне приобретали их в галантерейных лавках или у разъездных торговцев, которые завозили в деревню мелкий галантерейный товар. Часто иголки не покупались, а обменивались на продукты питания, отходы пряжи или отрепье. Отношение к иголкам в крестьянской культуре всегда было очень бережное, особое и не только потому, что это был покупной предмет. Иголка наделялась магической силой. была способна посредством шитья и вышивки воздействовать на судьбу, здоровье человека. С иглой связано много поверий, она фигурирует в народное и загадках. Очень осторожно относились крестьянки к одалживанию иглы. Считалось, что давая иголку, надо слегка уколоть того, кому даешь, иначе можно поссориться с этим человеком. Жители Полесья считали нельзя давать иголку «голую», а сначала нужно вдеть в нее длинную нитку. На Витебщине верили, что на «том свете для тех, кто крал иголки, уготовано испытание: если его душа не сможет пролезть сквозь игольное ушко, то она останет мучиться в аду до тех пор, пока не истончится до нитки. Крестьянин старался не поднимать найденную иглу, особенно ту, которая лежала острием к нашедшему ее человеку. Если и поднимали иглу, то во избежа домашней ссоры нужно было сразу ее переломить и бросить в щель в полу При шитье и вышивке соблюдали определенные правила. Во время шитья игла двигалась основном справа налево. Наотмашь, от себя, шили только погребальный саван Ножницы Если иголка служит в вышивке для нанесения узора на ткань, соединения двух краев, создания декоративных рельефов, то ножницы выполняют противоположную функцию — этот предмет предназначен для разрезания, разделения ткани или нитки на части. Однако более архаичный прием раскроя ткани — разрывание ее по утку или по основе без использования ножниц. В народном быту это приспособление для раскроя и шитья ткани появляется достаточно поздно. Ножницы были одним из наиболее ценных предметов в крестьянском быту. Их, как и иголки, тщательно берегли. С ножницами связывались определенные предписания: лезвия ножниц нельзя оставлять открытыми, их не подают лезвиями берущему человеку, стараются не одалживать и не дарить. Приспособления Белорусские крестьянки в основном вышивали на руках, без каких-либо дополнительных приспособлений. Это позволяло заниматься вышиванием в любую свободную минуту, брать с собой работу на посиделки — «вячорки», «супрядки». Вышивая по счету нитей набором, женщина зажимала один край полотна между коленями или прижимала его к столу тяжелым предметом, а другой конец натягивала левой рукой. Пяльцы — специальное приспособление для закрепления и натягивания ткани для вышивания — в обиходе белорусских крестьянок появились только в конце XIX — начале XX в. с распространением тканей промышленного изготовления и канвы, которая позволяла наносить вышивку по счету нитей «крестом» и другими техниками на ткани промышленного изготовления со слабо выраженной структурой переплетения нитей в отличие от льняного полотна домашнего изготовления. При изготовлении сборок и декоративно-конструктивных соединительных швов в традиционной одежде крестьянки также обходились без каких- либо дополнительных приспособлений. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы