Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сострадания, учебник совершенной мудрости.



 

Мы должны сразу сказать, что именно делает этот учебник бизнеса непохожим на любой другой, который вы когда-либо читали. Это его источник старинная книга буддийской мудрости, именуемая Алмазный

огранщик. Она начинается со строк, приведённых вверху.

В Алмазном огранщике сокрыта древнейшая мудрость, к помощи которой мы прибегали, чтобы превратить « Андин Интернэшнл » в компанию с годовым оборотом свыше 100 миллионов долларов. Вначале было бы неплохо кое-что узнать об этой важной книге, чтобы уяснить ту роль, которую она играла в истории восточного мира.

Алмазный огранщик это первая из известных на Земле книг, которая была напечатана, а не написана от руки. В Британском музее есть копия, датируемая 868 годом н. э., то есть выпущенная почти за 600 лет до Библии Гуттенберга.

Алмазный огранщик содержит запись учения, изложенного Буддой около 2500 лет назад. Сначала оно передавалось изустно, а потом с развитием письменности было начертано на длинных пальмовых листьях.

Сначала слова книги писали иглой на этих прочных листьях, а затем в царапины, оставленные иглой, втирали сажу. В Южной Азии можно до сих пор обнаружить вполне читаемые книги, изготовленные таким способом.

Обычно эти пальмовые страницы скрепляли вместе одним из двух способов. Иногда середину пачки листьев протыкали шилом и связывали, пропустив нить сквозь получившееся отверстие. Другие книги заворачивали в ткань.

Будда проповедовал Алмазного огранщика на санскрите, древнем языке Индии, которому, по нашему предположению, около четырёх тысяч лет. Около тысячи лет назад эта книга попала в Тибет и была переведена на тибетский язык. На протяжении сотен лет её вырезали на деревянных досках, покрывали эти доски краской и печатали на длинных полосках рукодельной бумаги, прижимая её к доске и прокатывая валиком. Эти длинные бумажные листы ксилографы хранятся завернутыми в шафрановую или бордовую ткань, так же как и во времена книг на пальмовых листьях.

Алмазный огранщик распространился и по другим великим странам Азии, включая Китай, Японию, Корею и Монголию. За последние двадцать пять веков её многократно перепечатывали на языках этих стран, а её мудрость передавалась в непрерываемой устной традиции от учителей к ученикам, из поколения в поколение. В Монголии книгу считали такой важной, что каждая семья обязательно имела её копию, бережно хранимую в домашнем алтаре. Один-два раза в год домой приглашали местных буддийских монахов, которые вслух читали этот текст с целью передать благословение его мудрости.

Постичь мудрость Алмазного огранщика не так просто. Истинный его смысл, так же как и во множестве других учений Будды, скрыт мистической завесой сверхсекретного языка, приподнять которую может только живой учитель, используя искусные объяснения, которые записываются в течение веков. На тибетском языке у нас имеется три таких ранних наставления, возраст которых колеблется от почти шестнадцати веков до чуть ли не одиннадцати сотен лет.

Но, что ещё более важно, недавно мы обнаружили ещё один комментарий к этому произведению, более современный и вполне доступный для понимания. В течение двенадцати последних лет мы с группой коллег занимаемся Проектом по сохранению азиатского литературного наследия ( Asian Classics Input Project ACIP ), цель которого сберечь старинные книги по тибетской мудрости. В прошедшем тысячелетии эти книги содержались в великих монастырях и библиотеках Страны Снегов, защищённой от войн и нашествий непреодолимой природной стеной Гималайских гор. С изобретением аэроплана ситуация изменилась, и в 1950 году Тибет был захвачен коммунистическим Китаем.

Во время вторжения и последующей оккупации, которая продолжается по сей день, около пяти тысяч библиотек и монастырских школ, хранящих эти великие книги, было уничтожено. Только очень небольшую их часть вынесли с собой беженцы, совершившие опасный переход через Гималаи в районе горы Эверест. Чтобы ощутить степень нанесённого ущерба, представьте, что некая могущественная держава атаковала Соединённые Штаты и сожгла почти все колледжи и университеты, а также все книги во всех их библиотеках. Представьте, что остались только те книги, которые вынесли с собой беженцы, за несколько недель или месяцев пешком добравшиеся до Мексики.

В рамках проекта ACIP тибетские эмигранты в лагерях Индии научились заносить эту литературу, которая стоит перед угрозой исчезновения, на компьютерные диски. Затем информация попадает на CD-ROM или в Интернет и бесплатно распространяется между тысячами учёных по всему миру. На сегодняшний день мы сохранили таким способом около 150 тысяч страниц ксилографов, отправляясь в отдалённые уголки мира, чтобы обнаружить книги, которые ранее можно было найти только в Тибете.

В глубинах покрытой пылью веков коллекции манускриптов Санкт-

Петербурга нам посчастливилось отыскать копию замечательного комментария к Алмазному огранщику, привезённую в Россию одним из первых исследователей Тибета. Этот трактат под названием Солнечный

свет на пути к свободе был написан великим тибетским ламой по имени Чоней Дракпа Шедруп, жившим с 1675 по 1748 год. Так совпало, что он выходец из того же тибетского монастыря Сера Мей, где я и сам получил своё научное образование. Он вошёл в историю под прозвищем Чоней Лама или « Лама из Чоней » — области на востоке Тибета.

На всём протяжении этой книги мы будем пользоваться не только подлинными цитатами из Алмазного огранщика, но и текстом из трактата Солнечный свет на пути к свободе. Этот столь важный комментарий впервые переведён на английский язык. Кроме избранных мест из этих двух великих работ мы будем включать объяснения, передаваемые устно на протяжении последних двух с половиной тысячелетий, в том виде, в каком я получил их от моих наставников. В завершение мы рассмотрим реальные случаи из моей жизни в загадочном мире международного алмазного бизнеса, демонстрирующие, как древняя мудрость может сделать ощутимо более успешной вашу собственную жизнь и работу.

 

 

Глава 2

 

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ

КНИГИ

 

 

Уже в самом полном названии Алмазный огранщик сокрыта секретная мудрость высокого уровня, и прежде чем по-настоящему вникнуть в то, как с её помощью добиться успеха, нам хорошо бы разобраться, в чём смысл этой мудрости. Сперва обратимся к тому, как сам Чоней Лама объясняет санскритское название.

 

Исходный текст начинается словами: « На древнем языке Индии это учение называется Arya Vajra...» Приведём эквивалент для каждого санскритского слова названия. Аrуа

означает « высокородный, благородный », vajra переводится как « алмаз ». Chedaka — это « огранщик », a prajnya значит « мудрость ».

Раrаm переводится как « на другой берег », a ita значит « ушедший », вместе оба дают « совершенство ».

Nama — это « называемая ». Слово Maha — « великое » —

относится к понятию « сострадание », уаnа означает « путь », a sutra — « старинная, или древняя, книга ».

 

Здесь « алмаз » — самое важное слово для объяснения того, как достичь успеха в бизнесе и жизни. В древнем тибетском понимании алмаз представляет собой скрытый потенциал всех вещей, который обычно называют « пустота ». Бизнесмен, который полностью осознаёт этот потенциал, поймёт и все ключевые моменты для достижения успеха в любой деятельности, как в финансовой, так и в личной. В следующей

главе мы объясним это гораздо более подробно, а сейчас достаточно узнать три признака, по которым этот потенциал во всём напоминает алмаз.

Прежде всего, алмаз чистой воды приближается к абсолютно прозрачному физическому веществу. Представим большой лист оконного стекла, такой, например, как стоит у нас на двери, ведущей в сад. Стекло выглядит совершенно прозрачным, настолько, что бывали случаи, когда гости по ошибке входили прямо через него, разбивая вдребезги. Но если посмотреть на него сквозь кромку, то есть вдоль, а не поперёк, то оно, как и большинство других стёкол, будет иметь тёмно-зелёный цвет.

Такой цвет объясняется эффектом накопления мельчайших вкраплений примеси железа, разбросанных по всему объёму, и лучше всего проявляется, когда смотришь через толстый массив стекла.

Взгляды на чистоту алмаза различаются. В торговле мы определяем ценность алмазов прежде всего по отсутствию в них цвета: полностью бесцветные алмазы самые редкие и дорогие. Мы относим такие алмазы к классу « D », что само по себе является отчасти исторической ошибкой. Когда была придумана современная система классификации алмазов, уже существовало несколько таких конкурирующих систем.

Литера « А » широко использовалась для бесцветных алмазов очень высокого качества, за ними следовали алмазы чуть похуже класса « В » и так далее по латинскому алфавиту.

К сожалению, у каждой компании были свои представления о том, каким алмазам присваивать литеры « А », « В » и другие, и это, конечно же, доставляло покупателям множество проблем. Один и тот же класс « В »

могли получить почти бесцветный алмаз в одной фирме и камень желтоватого оттенка в другой. Поэтому разработчик новой системы решил просто начать с незанятой буквы по алфавиту и присвоил лучшему, или самому бесцветному, камню класс « D ».

Если бы существовал алмаз класса « D » такой величины, чтобы из него можно было сделать оконное стекло, то, как ни смотри сквозь такое стекло вдоль или поперёк, через плоскость стекла или его кромку, —

оно будет одинаково прозрачным. Такова природа всего того, что полностью чисто или прозрачно. Если перед двумя людьми поставить такую алмазную стену в несколько футов шириной с не отражающей свет поверхностью, то они её вообще не увидят.

Потенциал успеха, скрытый в Алмазном огранщике, такой же, как этот экран из алмазного стекла. Он всегда, везде и во всём окружает нас, им обладает каждый объект и все живые существа. Чтобы добиться ощутимого личного или коммерческого успеха, нужно задействовать именно его. По злой иронии судьбы, несмотря на то что этим потенциалом буквально пропитаны любая вещь и каждый человек вокруг нас, сам он остаётся невидимым: нам его просто не разглядеть.

Назначение Алмазного огранщика именно в том, чтобы научить нас видеть его во всём.

Второй важный признак алмаза заключается в том, что он попросту самая твёрдая вещь во Вселенной. Ничто из существующего не может его поцарапать, кроме другого алмаза. Согласно одному из методов измерения твёрдости, шкале Кнупа, алмаз втрое твёрже, чем следующий сразу за ним природный минерал рубин. Сами же алмазы могут царапать друг друга только в том случае, если на том, который царапают, имеется так называемое мягкое направление.

Именно так и происходит огранка алмазов. Хотя алмаз и нельзя поцарапать, его можно расколоть или расщепить вдоль грани, как полено топором при колке дров. Для огранки мы берём отходы осколки от огранки других алмазов или кусок отбракованного необработанного камня, недостаточно чистого для изготовления бриллианта, разбиваем и перемалываем их в порошок.

Этот алмазный порошок тщательно просеивают через набор сит или металлических ячеек, пока он не станет очень мелким, и затем хранят в стеклянной бутылочке. Далее готовят большой стальной диск высшей закалки и делают его поверхность рифлёной, прочерчивая узкие бороздки до тех пор, пока вся она не покроется сетью тонких насечек. На это колесо наносят очищенное масло. Чаще всего это оливковое масло, но у каждого огранщика есть свой собственный секрет единственно правильной смеси.

Стальной круг закрепляют на оси, соединённой с мотором на массивном столе, усиленном крепкими стальными распорками. Это необходимо для того, чтобы избежать любой вибрации, ведь колесо начинает вращаться со скоростью в сотни оборотов в минуту. Затем масло посыпают алмазным порошком до тех пор, пока не образуется серая паста.

Необработанный алмаз часто выглядит не более эффектно, чем речные камушки прозрачная льдинка, угодившая в оболочку грязно-

коричневого или оливково-зелёного цвета. Бывает, что камень весь состоит из одной такой оболочки воистину не ваш день! — это означает, что вы наполовину сточили его только для того, чтобы обнаружить, что сырьевой камень, за который заплачено так много, не стоит вообще ничего.

Этот булыжник закрепляется в небольшом держателе оправке на конце ограночной головки кронштейна, который выглядит как подвесной звукосниматель в старых проигрывателях грампластинок.

Камень фиксируют в оправке специальным термостойким клеем, который не размягчается от нагревания алмаза при огранке.

Когда я впервые попал в ученики к мастеру-огранщику по имени Сэм Шмулев, в качестве клея использовали пасту, приготовленную из воды и асбеста. Когда камень нагревался, смесь высыхала и спекалась, хорошенько зажимая алмаз в оправке. Мы делали эту пасту, разжёвывая асбест; никто тогда не знал, что даже небольшой кусочек асбеста может вызвать рак. Я помню одного резчика, который таким образом заработал себе большую опухоль в горле.

Мотор включается, и круг должен тронуться и вращаться без малейшего следа вибрации: балансировка круга на некоторых старых ограночных станках всегда отнимала у нас несколько часов. И вот огранщик сидит на высоком сиденье, которое выглядит как детский стульчик, и склоняется над станком. Он берёт рычаг ограночной головки с приклеенным необработанным камнем в её оправке и слегка прикасается им к разогнавшемуся кругу.

Алмаз неизмеримо твёрже стали, поэтому если мастер слишком сильно прижмёт необработанный камень с острой гранью, то он начнёт разрезать сам ограночный диск. Вы аккуратно проводите камнем по кругу и затем, перевернув рычаг, подносите его к глазам. В другой руке у вас увеличительное стекло огранщика, или лупа. Опытный огранщик поднимает камень к лицу, проверяет шлифовку алмаза и возвращает его на круг одним плавным движением, повторяя его несколько раз в минуту.

В это время он похож на ловкого жонглера с тростью.

Когда вы переворачиваете камень вверх для проверки, то вытираете его перекинутым через плечо полотенцем, чтобы удалить смесь масла и алмазного порошка, собравшуюся на его поверхности. За одну-две минуты круг проточил на поверхности крошечное плоское пятнышко, которое станет вашим « окном » в нутро камня. Вы вглядываетесь в это окно через увеличительную лупу, чтобы увидеть, нет ли там внутри пятен, включений или трещин, с целью в дальнейшем попытаться расположить их так, чтобы либо сточить их на нет, либо хотя бы поместить как можно ближе к алмазной кромке, пока камень принимает форму. Чёрная крапинка на остром кончике бриллианта, например, отразится от его придонных граней целым множеством пятен, в то время как на самом деле есть только одно, — такой брак превратит стоимость готового ювелирного камня почти в ничто.

Этот процесс разглядывания через окно и попыток точно представить себе, как будет сориентирован готовый бриллиант, очень похож на планирование и разметку куска мрамора для скульптуры с целью наилучшего использования природных зон его оттенков и текстуры.

Распланировка большого камня может включать шлифование нескольких окон сквозь его оболочку, чтобы потом изучать камень в течение недель или даже месяцев, делая наброски геометрических моделей, которые позволят получить из заготовки изделие максимально возможного размера.

Чёрные крапинки, которые иногда видны внутри алмаза, — на самом деле чаще всего тоже маленькие кристаллы алмаза, захваченные большим кристаллом по мере его роста. Алмаз это простой уголь, который сначала расплавился при высокой температуре в жерле вулкана, а потом оставался под землей в условиях огромного давления, что и превратило атомную структуру сырого угля в кристаллическую решётку алмаза. Вообще-то крошечные алмазы могут быть выращены в довольно-

таки различных условиях, например сформироваться в самой точке столкновения метеорита, содержащего уголь, с поверхностью Земли; при взрыве образуется кратер порядочного размера с алмазной россыпью в центре.

Эти симпатичные маленькие « алмазы в алмазе » могут появиться как чёрные вкрапления либо, если они выстроятся вдоль соответствующей оси, образовать невидимый карман внутри необработанного камня. В обоих случаях они доставляют большие неприятности огранщику, создавая крошечные области напряжения внутри. Когда камень опускается на шлифовальный круг и резчик начинает воплощать свой план по превращению его в бриллиант, то кажется, будто алмаз сопротивляется этой процедуре.

Несмотря на смазку, алмаз начинает визжать на стальном диске как резаный. Чаще всего алмазогранильные мастерские на нью-йоркской 47-

й улице это серые, слабо освещённые огромные комнаты без перегородок на верхних этажах зданий. Но это ещё и каналы, пропускающие через себя алмазы на миллионы долларов, по которым втекает река американского алмазного импорта, а вытекают бриллиантовые потоки к производителям ювелирных украшений.

Представьте себе сплошные ряды огранщиков, склонившихся над своими гранильными кругами. Они с силой прижимают плоскость обрабатываемого алмаза к стальному диску, и каждый алмаз визжит, как очень плохие тормоза. И в центре такого скрежещущего циклона сидят привыкшие к этому хаосу огранщики, со спокойными, глубоко сосредоточенными лицами.

Трение между камнем и шлифовальным кругом производит столько тепла, что обрабатываемый алмаз вскоре раскаляется и начинает флуоресцировать тёмно-малиновым цветом, об него можно серьёзно обжечься. Как только жар достигает очага напряжения вокруг инородного включения, камень может разорваться на мелкие кусочки, с огромной скоростью разлетающиеся с колеса по всей комнате. Если камень был большим, то вы получите возможность увидеть, как несколько тысяч долларов рассыпаются в горстку алмазного песка.

Почему же так важно то, что алмаз является прочнейшим минералом во Вселенной? Что это вообще значит быть абсолютным, быть самым-

самым самым высоким, самым коротким, самым длинным, самым большим? Наш разум отказывается принять эту идею, потому что на деле нет ничего настолько высокого, к чему нельзя добавить ещё полметра, нет ничего настолько короткого, от чего нельзя отрезать хотя бы чуточку.

А вот твёрже алмаза быть действительно нельзя!

Ни один физический предмет не способен быть таким по-настоящему абсолютным, каким является тот скрытый потенциал, о котором мы говорили. Это высшая природа каждой вещи, это абсолютная истина каждой личности и каждого объекта. Твёрдость алмаза есть именно та характеристика, которая позволяет ему ближе всего подойти к абсолюту в природе: он обладает величайшей твёрдостью, какая только может быть. Вот в чём суть второго важного признака алмаза: он может служить метафорой для обозначения той единственной вещи, которая поистине абсолютна.

А теперь вспомним о тех кусочках алмаза, которые рассыпались по полу гранильной фабрики, после того как камень взорвался изнутри и разлетелся во все стороны со шлифовального диска. Они напоминают о третьем важном качестве алмаза. Каждый алмаз на атомарном уровне очень прост и является чистейшим углеродом. Углерод карандашного грифеля и углерод бриллианта есть одно и то же химическое вещество.

Атомы углерода в грифеле соединены друг с другом слабо связанными слоями, подобно пластинам сланцевых пород или картам в колоде. Когда вы водите острием карандаша по листу бумаги, эти слои сдвигаются друг относительно друга и остаются на бумаге один за другим. Специалисты называют это « рисовать карандашом ».

Атомы чистого углерода в алмазе соединены между собой совсем по-

другому, образуя совершенную симметрию во всех направлениях, что препятствует появлению свободных слоёв материала и делает алмаз самым твёрдым среди известных нам веществ. Однако самое интересное заключается в том, что каждый алмаз, любого происхождения, состоит из того же простого углерода, скреплённого в такую же атомарную решётку. Это означает, что любой, даже самый крошечный алмазный осколок на молекулярном уровне идентичен любому другому куску алмаза.

Какое отношение это имеет к скрытому потенциалу вещей? Ранее мы говорили, что у каждого отдельного объекта во Вселенной от неодушевлённых вещей, типа булыжников и планет, до одушевлённых, типа муравьев и людей, — есть свой собственный скрытый потенциал или собственная изначальная природа. Всё дело в том, что каждый из потенциалов в этих примерах, каждый отдельный образчик изначальной природы точно такой же, как и все остальные. И в этом смысле скрытый потенциал вещей единое их качество, которое может обеспечить как внутренний, так и внешний успех, — тоже походит на алмаз.

Вот именно поэтому в названии книги есть слово « алмаз ». Алмазы совершенно прозрачны, почти невидимы, и скрытый потенциал всего, что нас окружает, также трудно увидеть. Оба эти понятия близко подошли к тому, чтобы быть чем-то абсолютным: самая твёрдая вещь из существующих и скрытый потенциал вещей, который есть их чистая и абсолютная истина. Вещество любого алмазного осколка в любой точке Вселенной везде одно и то же стопроцентно чистый алмаз, и это верно для скрытого потенциала вещей: каждый экземпляр этого потенциала точно такая же чистая и точно такая же абсолютная реальность, как и любой другой.

Теперь выясним, почему книга называется « Алмазный огранщик ». На деле некоторые из первых переводчиков этой работы на английский язык просто опускали вторую часть названия1, не понимая, насколько решающим она является для смысла книги.

Мы должны совсем кратко упомянуть здесь о том, что существуют два способа увидеть скрытый потенциал вещей, их изначальную природу.

 

1 В результате на английском языке книга называлась просто « Алмаз » ( The Один из них заключается в том, чтобы « узреть » эту природу, прочитав объяснения о ней вроде тех, что можно найти в этой книге, — а потом сидеть и усердно размышлять о прочитанном до тех пор, пока не осознаёшь потенциал и не сумеешь его использовать. Второй способ состоит в том, чтобы войти в состояние глубокой медитации и на этот раз « узреть » потенциал непосредственно, глазами своего разума.

Хотя второй способ и обладает большей мощью, использовать потенциал может любой, кто хотя бы понимает его принцип.

Те, кто увидел этот потенциал непосредственно, вскоре понимают, что увидели нечто изначальное. Они ищут в своём сознании что-нибудь, с чем это можно сравнить. Ближайшая к этому изначальному потенциалу вещь из нашего обычного мира обычная вещь, ближайшая к тому, чтобы быть чем-то изначальным, — это алмаз, единственная вещь, твёрже которой нет.

Однако, хотя алмаз и является самой изначальной вещью обыденного мира, его и рядом нельзя поставить со скрытым потенциалом, о котором мы говорим и который опишем более полно в следующих главах, потому что он есть нечто воистину изначальное. В этом смысле получается, что алмаз не является полностью адекватной метафорой, ведь его совершенство может улучшить « огранщик », превосходя его твёрдость силой того, что на самом деле изначально. Вот именно поэтому древняя книга мудрости называется Алмазный огранщик, она говорит нам о таком потенциале, который является, если можно так выразиться, более изначальным, чем сам алмаз, наитвердейшая вещь, ближайшая к изначальности в окружающем нас нормальном мире.

Если всё это трудно воспринимается, не переживайте. Задача Алмазного огранщика в том и состоит, чтобы помочь нам прорваться через это. Секрет истинного устройства вещей, секрет достижения настоящего и непреходящего успеха в повседневной жизни и коммерческих начинаниях запрятаны глубоко, и открыть их без серьёзных усилий нелегко. Но это открытие стоит таких усилий.

 

Diamond ). — Примеч. ред.

 

 

ГЛАВА 3

 

КАК ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ

АЛМАЗНЫЙ ОГРАНЩИК

 

 

Можно сказать, что мы с вами собираемся отправиться в путешествие по совершенно неизведанным землям ведь этот новый подход к идеям управления нашим бизнесом и нашей жизнью никогда ещё не был описан в современной литературе такого типа. Чтобы облегчить нашу задачу, послушаем немного о том, где и когда проповедовали эту мудрость.

Для начала обратимся к первоисточнику самому Алмазному

огранщику. Время более двух тысяч лет назад, место древняя Индия. Богатый человек, принц по имени Сиддхартха, завоёвывает сердца жителей своей страны, подобно тому, как это сделает пять столетий спустя плотник по имени Иисус. Принц вырос в богатстве и роскоши дворца, но после того как увидел человеческие страдания

после того как понял неизбежность расставания с самыми дорогими для нас предметами и людьми, — он покинул дворец и в одиночестве отправился на поиски причин, вызывающих наши страдания, и способов устранить эти причины.

И он достиг полного понимания этого, и стал учить людей своему пути. И многие покинули свои дома, чтобы следовать за ним, соглашаясь вести простой образ жизни жизнь монаха, свободного от собственности. И были их мысли свободны от бремени забот о том, что и кому принадлежит.

Много лет спустя один из учеников рассказал о том, как впервые была изложена проповедь Алмазного огранщика. Он называет Будду, своего Учителя, Победоносным.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь