Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научитесь видеть, что все вещи, Вызванные к жизни причинами, Подобны звезде, Соринке в глазу, Светильнику, иллюзии, Росе, пузырю на воде, Сновидению или молнии, Или же облаку.



 

Ниже следуют комментарии Чоней Ламы; как всегда, слова оригинала даются жирным шрифтом. Хорошо видно, что он обнаруживает в этих стихах не только наставления по непостоянству, но и сильную связь с концепцией скрытого потенциала вещей, или пустотой.

 

Далее следует заключительное обобщение, которое показывает, что все вещи, вызванные к жизни причинами, пусты, то есть не имеют собственной природы, а также непостоянны. Всё это содержится в строфе о «звезде, соринке

в глазу, светильнике...».

Рассмотрим для примера пять составных частей личности физическое тело и так далее или что-то в этом роде. Все они могут быть описаны с помощью следующих метафор.

Звёзды появляются ночью, утром они исчезают, и днём их нет. Составные части личности и другие вещи, вызванные к жизни причинами, ведут себя точно так же. Если ум личности полон мрака неведения, то эти составные части появляются подобно звёздам и выглядят как обладающие конечным, или присущим им самим, существованием. Однако предположим, что всходит солнце солнце мудрости, постигающей, что нет ничего существующего само по себе или имеющего причину своего существования в самом себе. Тогда эти объекты

перестают выглядеть как обладающие конечным существованием. И в этом смысле мы должны рассматривать такие вещи как подобные звезде.

Предположим, что вам в глаза попала соринка, пыль или что-то в этом роде. В этом случае та вещь, на которую вы пытаетесь взглянуть, расплывается, выглядит не такой, какая она есть на самом деле. То же самое происходит, когда ваш ум засорен пылью неведения. Вещи, вызванные к жизни причинами, кажутся такому уму реальными, то есть не такими, какие они есть.

Пламя масляного светильника, вспыхнув в темноте, освещает множество вещей. Оно мерцает, коптит, вещи отбрасывают тени и, кажется, живут своей жизнью. Но вот фитиль догорел или масло кончилось, и вещи, жизнь которых имела своей причиной неровное пламя светильника, тоже исчезают.

Иллюзия есть нечто, что выглядит не таким, какое оно есть на самом деле. Вещи, вызванные к жизни причинами, тоже кажутся заблуждающемуся уму существующими и имеющими причину своего существования в самих себе.

Роса высыхает быстро, вещи, имеющие причину, — тоже; они стремительно увядают, в один миг: вот они есть, а вот уже их нет.

Пузыри на воде во время дождя неожиданно возникают то здесь, то там, и так же неожиданно лопаются и исчезают.

Вещи, имеющие причину, ведут себя так же: когда созревают и собираются вместе все необходимые причины и условия, эти вещи вдруг появляются, а потом вдруг исчезают.

Сновидение есть пример ошибочного восприятия, вызванного состоянием сна. Вещи, обусловленные причинами, осознаются превратно: уму, находящемуся под влиянием неведения незнания скрытого потенциала, — кажется, что они истинно существуют.

Молния вспыхивает и гаснет мгновенно. Обусловленные причинами вещи тоже рождаются и умирают быстро, в зависимости от условий, которые сошлись, чтобы вызвать их к жизни.

Облака собираются и тают в небе по воле змееподобных существ нагов и других сходных с ними созданий. Вещи, вызванные к жизни различными причинами, ведут себя точно так же; под влиянием ментальных отпечатков то одних и тех же для различных членов группы, то разных они рождаются и умирают.

Каждая из приведённых метафор, кроме того, подразумевает, что никакой объект, вызванный к жизни причинами, не имеет никакого самостоятельного существования и причин для него.

Приведённое здесь объяснение относится к порождённым причинами вещам, составляющим целую группу. Процитируем более узкое перечисление из сутры Учителя Нагарджуны:

 

Твоё физическое тело это пузырь, принимающий форму,

А чувства напоминают морскую пену;

Умение различать есть всего лишь мираж,

А другие составляющие пусты, как тростник;

Осознавание же подобно иллюзии

Так говорил Солнцеподобный.

 

[Это и есть упомянутые выше пять составных частей личности; « Солнцеподобный » — эпитет Будды. ]

Учитель Камалашила относит последние три метафоры к трём временам [прошлому, настоящему и будущему]; это слегка отличается от нашего объяснения, но в целом не противоречит ему.

Короче говоря, Господь Будда учит нас « видеть, что всё и каждая вещь, порождённые причинами, непостоянны и пусты не обладают собственной природой, именно как в девяти приведённых выше примерах ». Кроме того, мы должны рассматривать эти строки, как указание на отсутствие врождённой природы у людей и отсутствие такой природы у вещей.

 

Только что процитированная строфа относится главным образом к непостоянству личности к тому факту, что, как индивидуумы, мы должны прийти и к концу нашей карьеры, и к концу нашей жизни. На значительно более глубоком уровне ( хотя речь идёт сейчас и не об этом )

непостоянство может быть объяснено в терминах ментальных следов и скрытого потенциала. То есть в нашем уме существуют отпечатки, которые создают наше восприятие, самый мир вокруг нас и даже наше собственное тело и ум. Эти отпечатки похожи на любую другую форму энергии на всё, что было когда-либо приведено в движение в силу неких обстоятельств или благодаря соответствующим условиям.

Скажем прямо, тот факт, что вещи приведены в движение, тот факт, что одни вещи ментальные отпечатки определяют появление других вещей, окружающего нас мира и даже нашего тела и ума, непременно

означает, что эти последние должны в какой-то момент остановиться,

закоптиться, уже только потому, что они начались. Согласно буддизму, чтобы вещь закончилась, не требуется ничего, кроме того, что она началась. В тот момент, когда вы бьёте по мячу бейсбольной битой, вы уверены, что этот мяч где-то и как-то докатится до остановки. Ваша коммерческая карьера закончится, потому что вы получили свою первую работу. Ваша жизнь закончится, потому что вы родились, и никаких других причин не требуется. Успех вашей попытки удостовериться, что ваша личная жизнь и коммерческая карьера по-настоящему состоялись, зависит от вашей абсолютной уверенности в том, что в один прекрасный день они обе закончатся.

В тот день, когда я вошёл в « Андин » в поисках моей первой настоящей работы, я столкнулся с Ширли; это было нетрудно, так как она была единственной сотрудницей на тот момент. Я тогда только что оставил за плечами восемь лет напряжённых занятий в маленьком тихом монастыре с моим Ламой по теории буддизма и практики медитации, поглощающих всё моё время и внимание. Пока я каждое утро в течение двух часов добирался до работы, грохот и зловоние Нью-Йорка буквально доводили меня до тошнотворного состояния, но потом я целый день любовался Ширли, и это примиряло меня с жизнью. Она была сильной гордой уроженкой Ямайки с ниспадающими на плечи чёрными волосами и улыбкой размером с комнату. Я вырос в штате Аризона и никогда прежде не встречал островитянок, поэтому был в полном восторге, когда увидел, как это живое солнышко разгуливает по коридорам, напевая мелодичные песенки в живом британском ритме.

Ширли и её муж Тед быстро стали для меня как семья; вместе с владельцами фирмы, Офером и Аей, мы переживали все взлеты и падения « Андин », пока, наконец, ежегодно удваивая и утраивая уровень продаж, мы не достигли его текущего объёма, превышающего 100

миллионов долларов в год. Мы с ней одновременно управляли большими подразделениями: она отделом доставки, а я алмазным.

Неизменное чувство юмора и любовь, которую она изливала на окружающих, были поистине легендарными; мы могли проработать до часу ночи, а то и до двух, а она всегда оставалась всё такой же весёлой и приветливой, как и в начале дня. Её губы всегда что-то напевали, даже когда ей приходилось управлять почти сотней подчинённых или упаковывать и доставлять высококачественные ювелирные изделия количеством до десяти тысяч штук ежедневно, соблюдая немыслимо сжатые сроки. Она всегда приходила первой, а уходила последней и готова была насмерть биться за своих сотрудников. Эти и другие черты её характера завоевали ей исключительную преданность и любовь всех, кто с ней работал. Внутренняя мощь, которую излучали её глаза, и глубокие религиозные убеждения деятельная христианская позиция

делали её оплотом силы для всех нас.

Помню, как пришла первая неприятность; нам сказали, мол, что-то не так с Ширли и не хотим ли мы навестить её в госпитале. Это был тот самый шок, который всегда переживаешь, когда кто-то, казавшийся незыблемым, вдруг оказывается более чем уязвимым и хрупким. Такое же чувство я испытал, когда у моей матери обнаружили опухоль в груди или когда мой отец на охоте потерял сознание и почти сорвался со скалы, а я, совсем ещё пацан, пытался удержать его огромное тело от падения в пропасть. У Ширли был довольно серьёзный случай диабета, но всё могло бы ещё быть хорошо, если бы она слегка сбавила темп, питалась хорошо и регулярно и вовремя глотала все эти разноцветные пилюли.

Но ей было не до этого. Вы должны понять, что компания в те дни стремительно набирала обороты, завоёвывая рынок; мы были неуловимы, управляя по всему миру своими филиалами, которые не могли без нас обойтись. Мы с Ширли вышли на такой уровень, на котором играючи управлялись с сотнями тысяч или даже миллионами долларов в час.

Наши заработки выросли почти пропорционально объёму работы и количеству подчинённых; мы стали маленькими богами в своих офисных королевствах, походя, за десертом решая судьбы своих подданных оптом и в розницу, как будто те были нашими куклами или игрушечными солдатиками, и перетасовывая их по своей прихоти. « Андин » была для нас и всепоглощающей страстью, и повелительницей; компания предъявляла к нам немыслимые требования и выводила нас на такой уровень интенсивности труда, который наголову превышал наши возможности. А наградой за всё были только деньги, которые мы и во сне не мечтали увидеть. И вот Ширли стала задерживаться всё позже и позже, приходя от работы в тот транс, в котором все мы до некоторой степени пребывали.

Ничего не было важнее работы. Иногда она забывала поужинать, иногда пообедать, потом стала всё чаще пропускать еду. Иногда она принимала свои лекарства, иногда нет, ведь важнейший заказ для J. С.

Penney не мог запоздать ни на минуту. Тяжелейшая нагрузка и невнимание к своему здоровью начинали уже взимать свою неизбежную дань, но она и не думала останавливаться или хотя бы притормозить.

Думаю, что именно в то время я усвоил один из наиболее важных корпоративных уроков: действительно хороший работник будет подгонять сам себя до тех пор, пока не загонит совсем, и требуются величайшая мудрость и самоконтроль со стороны его начальника, чтобы понять, когда следует заставить этого работника снизить обороты, даже если в результате пострадает производство.

Настало время, когда Ширли по состоянию здоровья уже не могла руководить большой группой людей, но просто из-за большой привязанности к ней владельцы компании создали под неё отдел обслуживания клиентов, с которым она могла ещё управляться в сниженном темпе. А потом она уволилась и переехала в штат Нью Гемпшир, чтобы отдохнуть и начать дорогостоящее лечение почечного диализа. « Андин » продолжала раскручиваться, и мне трудно было поддерживать связь с Ширли; мой рабочий день мчался со скоростью тысячу миль в час, иногда я одновременно говорил по трём-четырём телефонам, драгоценные камни летали по отделу уже не в маленьких конвертах, а в мусорных мешках и корзинах уже не сотнями, а тысячами и десятками тысяч. А вот день Ширли всё замедлялся.

Последний раз я говорил с ней, когда случайно позвонил ей в тот самый момент, когда она только что вернулась из госпиталя, где ей ампутировали обе ноги. Как всегда, она была невероятно весела и внимательна, больше спрашивала обо мне, чем рассказывала о себе; а потом первый раз вслух проявила свою озабоченность собственным будущим, — мол, что же с ней теперь будет? Вскоре она умерла.

Узнав о её смерти, поняв, что женщины, с которой мы столько лет провели бок о бок, с которой с утра до позднего вечера делили всевозможные радости и печали, больше нет и никогда не будет с нами, мы первый раз оглянулись на свою жизнь в компании, посмотрев на неё глазами человека, который достиг последнего пристанища. Мы стали неизбежно задаваться вопросом наверное, впервые, — чего вообще стоят все наши усилия. Это было даже занятно, да более чем занятно

эти размышления полностью захватили нас тогда; при этом иллюзия грандиозности и важности нашего бизнеса как-то сразу растаяла перед самим явлением смерти, задуматься о котором нас вынудил уход Ширли.

Титаническая борьба за деньги уже никогда не будет такой, как прежде.

Так значит, это серьёзно? Так значит, это навсегда? Мы проживаем здесь настоящую жизнь, а в конце мы с ней расстанемся. Несмотря на то что наша компания набирала вес и силу на рынке, несмотря на то что наш авторитет и денежные накопления выросли вместе с ростом « Андин », ни один из нас не мог больше игнорировать тот факт, что всё это забудется как страшный сон через пару дней после выхода на пенсию. Мы вынуждены были задаться вопросом, а почему мы вообще до сих пор там.

Буддийский подход к бизнесу гласит, что каждое утро мы должны входить в офис, задавая себе вопрос: « Как бы я провёл свой день, если бы знал, что вечером умру? » Нет, это не способ загнать себя в депрессию и не патологическая навязчивая идея. Это чрезвычайно практический метод; такая установка освобождает вас; этот приём способствует превращению вашего бизнеса в достойнейшее занятие, дело, которым вы действительно сможете гордиться, когда придёт конец вашей коммерческой карьере и настанет пора оглянуться назад и подвести итог.

Вот как это работает.

В тибетских монастырях существует практика, которая называется « Созерцание смерти ». Когда вы слышите эту фразу, вы, возможно, видите себя лежащим где-то на холодном тротуаре, пытаетесь представить себе хлопочущих врачей, кучу трубок в носу, капельниц в венах, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, рыдающих рядом родственников и то, как кривая сердечных сокращений на мониторе с печальным писком превращается в прямую. Но это совсем не то. В двух словах это выглядит так: проснувшись утром, вы продолжаете лежать в постели с закрытыми глазами и говорите себе: « Сегодня вечером я умру. Как же мне лучше всего распорядиться оставшимся временем? »

К вам в голову тут же придут самые разные мысли. Это как получить неожиданный выходной день, ну а раз вечером вы собираетесь умереть, то почему бы не попробовать что-нибудь экстравагантное или даже небезопасное, ведь вам всегда этого хотелось. Риск? Ну и что, вам всё равно сегодня умирать. Поэтому не удивляйтесь, если испытаете страстное желание прыгнуть с парашютом, или даже решимость спеть, наконец, в баре с караоке, или, может быть, отважитесь купить самые дорогие билеты на бродвейский мюзикл ( если, конечно, будет дневной спектакль, до вечернего-то вы не доживёте ).

Практику Созерцания смерти нужно делать регулярно в течение длительного периода времени вот тогда она будет действовать наиболее эффективно. Очень скоро вы обнаружите её первый результат упрощение вашей жизни: вы избавитесь от вещей или привычек, которые вам мешают, снижают ваш темп. Сколько у вас пар обуви? И где фотографии из вашего старого отпуска, которые вы уже больше не смотрите? Когда вы слышите эти вопросы, вы начинаете мысленно представлять все различные туфли, кроссовки, шлепанцы, которые у вас есть: ваш ум входит в гардеробную и видит как минимум те, которые вы носите чаще всего. А потом ваш мысленный взор переходит в кабинет или на журнальный столик и видит несколько стопок фотоконвертов;

открывает один, другой и даже в общих чертах припоминает, что изображено на некоторых фотографиях.

Всё это доказывает, что где-то, на некотором уровне, вы храните мысленную опись всех своих вещей. Это, кроме того, означает, что часть пространства вашей памяти занята этими деталями; помните, что ум подобен жёсткому диску компьютера у него тоже ограниченная ёмкость. Вы знаете, как начинают работать компьютеры, когда их жёсткий диск заполнен почти до отказа: программы перестают работать, всё тормозит, операционная система зависает. Вы также знаете, как здорово подключить новый компьютер, на котором полно свободного дискового пространства, — всё летает. Смысл Созерцания смерти в том, чтобы пересесть со старого компьютера на новый. Быстрый, грубый способ достичь этого заключается в том, чтобы начать попросту выбрасывать из дома вещи, которые вам больше не нужны или которые вы давно не используете. Таких вещей в вашем доме процентов семьдесят пять. Есть хорошее правило: если вы не использовали вещь в течение последних шести месяцев смело несите её на помойку. Не стоит, впрочем, летом выбрасывать зимнюю одежду, а зимой летнюю: всякое может случиться, вдруг вы всё же не умрёте.

Когда вы ещё дольше позанимаетесь этой практикой, вы начнёте проделывать с вашими занятиями то же самое, что вы сделали уже с вещами. Если вы действительно собираетесь вечером уйти из жизни, разве вы станете от корки до корки читать воскресную газету или большинство журналов, на которые подписаны, или разгадывать кроссворды? Вы что, действительно будете переключать телевизионные каналы в безнадёжных поисках чего-нибудь поинтереснее рекламы? Вы будете тратить два часа на обед или ужин, перемывая косточки другим менеджерам? Примите уже решение: если бы я не стал делать этого в

день своей смерти, то и сейчас не стоит. Между нами говоря, вы действительно можете умереть сегодня.

На каком-то этапе этого процесса вы начнёте всматриваться в свою карьеру как таковую. Ну неужели это та работа, которую вам хотелось бы делать, перед тем как умереть сегодня вечером? Может быть, есть что-то такое, чем вам действительно хотелось бы заняться, но вы не решались, потому что не были уверены, что сможете заработать и прокормить семью, или сомневались, что способны заняться чем-то совершенно для себя новым, или просто потому, что вы несколько ленивы и тяжелы на подъём? Жизнь и вправду очень коротка, а работоспособные годы ещё короче годы максимального здоровья, энергии и интеллектуальной силы. Может быть, всё-таки стоит слегка поступиться деньгами ради того, чтобы каждый день заниматься любимым и очень важным для вас делом.

В конечном своём развитии данной практики Созерцание смерти

перерастает в инстинктивное влечение к тем вещам в человеческой жизни, которые действительно наиболее прекрасны, полны высокого смысла и всё такое. С помощью практики внутренних раздумий и медитации вы направили своё мышление вперёд, к тому его состоянию, в котором оно с большой долей вероятности окажется в конце вашей карьеры и жизни. Возможно, у вас уже есть неплохие сбережения. Вы уже удовлетворили свои основные потребности, а может, и больше

добились комфорта для себя и своей семьи. С профессиональной точки зрения вы человек на своём месте. Несмотря на то что ваша физическая энергия и до некоторой степени интеллектуальный потенциал, возможно, с годами слегка снизились, ваш богатый опыт всё же позволяет вам с успехом справляться почти с любыми задачами.

Именно в такой период своих размышлений удачливые бизнесмены в возрасте начинают интересоваться благотворительностью. Это происходит не оттого, что им нечем заняться; скорее эти люди в течение всей своей жизни обрели такую мудрость, которая помогла им безошибочно выделить ту единственно важную вещь, на которую действительно стоит направлять накопленные деньги, обретённую власть и богатый опыт. Такие люди пребывают в том самом размышлении, о котором мы недавно говорили; оглядываясь на свою карьеру с точки зрения её неизбежного конца, они непременно начинают задаваться вопросом: « А стоило ли? »

Идея заключается в том, чтобы представить, где вы окажетесь через несколько лет, и уже сейчас принять нужные решения, которые позволят вам оглянуться на эти несколько лет с радостью и глубоким удовлетворением. Знание того, что вы будете иметь такую возможность, делает не только цель, но и само путешествие к цели бесконечно более радостным и интересным. Поэтому попробуйте Созерцание смерти

сейчас; я думаю, что вы придёте к тому состоянию ума, которое мы рассмотрим в следующей главе, — это то, что мы называем « поменяться местами с другими ».

Вы должны пройти через весь процесс мысленного путешествия вперёд во времени и, оглянувшись на свою жизнь, с удовлетворением констатировать, что вы сделали наиболее важные и значимые вещи, причём не только в своей карьере, но и во всём бизнесе как таковом.

Компании как люди: рождаются, взрослеют, проживают свою жизнь, затем стареют и умирают в силу самой природы вещей. Вы должны научиться оценивать свой бизнес с той же точки зрения, с которой вы оценивали свою жизнь, — вы должны представить его смерть и оглянуться назад.

А любой бизнес обязательно умрёт, и бизнесмен, который действительно осознаёт этот факт даже в разгар ошеломляющего успеха, неизменно находится в гораздо более выгодной коммерческой позиции.

Такое понимание сохраняет вашу голову ясной, а жизненные приоритеты правильными. Да что там говорить, сам Будда ясно предвидел конец своего собственного бизнеса закат буддизма как такового и часто говорил об этом, чтобы сохранить свою ясность и ясность ума своих последователей. Алмазный огранщик приводит большой фрагмент одной из таких бесед; обмен мнениями начинается с вопроса, с которым к Будде обращается Субхути бог мудрости, прикинувшийся простым монахом:

 

— О Победоносный, что произойдёт в будущем, в те дни


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь