Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 4 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ



4.1. Родительская любовь как основа воспитания*

Родители являются первой социальной средой развития ре­бенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его по­требностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ре­бенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей (А. Адлер, 1999; Р. Берне, 1986; Дж. Боул-би, 1991; Д.В. Винникот, 1998; А. Лоуэн, 1998; В.А. Рамих, 1997; А.С. Спиваковская, 2000; 3. Фрейд, 1989; Э. Фромм, 2001; Э. Эрик-сон, 1996).

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуж­дается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувствен­ного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» лю­бовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации ро­дительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.

* В данной главе использованы материалы диссертационного исследования Е. В. Милюковой, выполненного под нашим руководством (2004) [96].

181

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент им­провизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить ра­дость, удовлетворять все потребности ребенка.

Существуют психологические (А.Я. Варга, 1983; А. С. Спива-ковская, 2000; Л.Б. Шнейдер, 2000) и педагогические (В. А. Сухом-линский, 1988) трактовки понятия «родительская любовь».

А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержа­ния телесного и душевного здоровья [ 158].

Родительская любовь это глубокое и осмысленное не раз чув­ ство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, ви­деть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться прини­мать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983) [45].

Близким к понятию родительская любовь является термин «чадолюбие» (Л.Б. Шнейдер, 2000), которое рассматривается как результат усвоения человеком положительного отношения к де­тям; условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям — элемен­тарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в за­боте о воспитании детей.

По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим под­держивая и развивая ее.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рас­сматривают физический, эмоциональный, познавательный, дей­ственный аспекты родительской любви.

182

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребен­ка в эти отношения, между ними наблюдается не только макси­мальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возмож­ность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные прояв­ления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удоволь­ствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней пред­ставлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разо­чарование и другие (М. Аргайл, 2002; К.Е. Изард, 2000; А.Н. Сиза-нов, 1989; Л.Б. Шнейдер, 2000).

Для родительской любви характерно познавательное содер­жание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а прони­кает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное про­никновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982; Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

В. Франкл (1990) говорит о когнитивной функции родитель­ской любви, которая заключается в способности понять человека в его сути, конкретности, уникальности и неповторимости, по­нять его ценность и необходимость. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникаль­ные возможности любимого человека и видит его во всей непо­вторимости.

183

Знание своих личностных особенностей, как родителя, личност­ных особенностей ребенка, преодолевает иллюзорные, иррациональ­но искаженные образы себя и ребенка и родителя, и дает объективное знание. Любовь как деятельность направляется знанием.

Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ре­бенка. Родительская любовь является действенной силой в роди­теле. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности ((М. Джеймс, 2002; А. Фромм, 1991; Э. Фромм, 2002).

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания, которое связано с противоречивым эмоциональным отражением предмета, явления, внутреннего состояния (в данном случае с об­разом ребенка) и выступает как непосредственная данность.

Переживание представляет субъективное отражение мира, взятого в отношении к субъекту с точки зрения предоставляемых миром возможностей удовлетворения актуальных потребностей субъекта. Переживание представляет собой наряду с внешней практической деятельностью особый тип деятельностных процес­сов, которые специфицируются своим продуктом. Это внутрен­няя работа родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности, он начинает думать по-новому о себе как о родителе, о смысле родительской любви и своем ребенке.

Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) лич­ность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким обра­зом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое про­является в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступ­ки) и является действенным способом выражения своих чувств (Л. Я. Гозман, 2002; Н. Л. Карпова, 1998; Н. Н. Обозов, 2002; А. Фромм, 1991). [46, 122, 162] Согласно В. Н. Мясищеву (1995), этот подход помогает объединить объективное с субъективным, внешнее с внутренним [104].

184

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифициру­ется как феномен родительской любви (Э. Фромм, 2003), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное от­ношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь.

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпа­тия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения лич­ностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных не­достатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в ти­пах отношений, существующих между определенными фрагмен­тами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, роди­тельская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

/. Контекстуальность — родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация дет-ско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту си­туацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и транс­формациям в ней.

2. Интенциональность - целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление - на Ребенка.

185

Согласно В.В. Налимову (1989), смыслы делают человека ак­тивным, психологически здоровым, но если они не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то они могут играть не­гативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека. Исходя из этого, родительская любовь (в том случае, если она предполагает творчество, импровизацию, соответствующую ме­няющимся условиям детско-родительских отношений) она будет играть положительную роль, в противном случае, она будет высту­пать источником конфликтности в отношениях.

Рассматривая родительскую любовь как высшее чувство, мы признаем, вслед за П.Я. Гальпериным (1976) и другими исследова­телями, отсутствие инстинктов у человека и признаем как развитие, так и формируемость родительской любви. Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в со­циальном контексте прижизненно. Родительская любовь форми­руется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства. Как правило, любовь видоизменяется по мере взросления ребенка, родители учатся любви и на собственном родительском опыте. Эмпирические факты указывают на то, что родители по-разному любят своих детей разного пола и возраста.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преоб­ражаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, при­сущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психоло­гические переживания.

Мы полагаем, что родительская любовь как психическая ре­альность обладает способностью к развитию, которое, согласно взглядам Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова (2000), включает ее становление, формирование и преобразование.

/. Становление — возникновение и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осущест­вленного и потенциально возможного.

2. Формирование — оформление, совершенствование роди­тельской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление

186

социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

3. Преобразование — саморазвитие родительской любви. Пре­ображение - кардинальное преодоление сложившегося режи­ма родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя; акт творчества и импровизации.

Таким образом, мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отноше­ние к нему, данное родителю в особого рода переживании кров­ного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в ро­дительской любви можно выделить следующие уровни развития [104]:

/. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что проис­ходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, фор­мируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем вос­приятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

//. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально по­ложительные и отрицательные реакции вызываются условно. Инте-грируясь речевым аппаратом, они выливаются прежде всего в отно­шениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды [104]. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некото­рую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-роди­тельских отношений, так и личности ребенка и родителя.

///. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сме­няются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уро-

187

вень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональ­ным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской люб­ви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в ка­честве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией дет-ско-родительских отношений и развития ребенка, а также инди­видуальными особенностями родителя и ребенка.

В психологии и педагогике выделяют типы родительской люб­ви (А. С. Спиваковская, 1986; В. А. Сухомлинский, 1988).

А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родитель­ской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула вос­питания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време­ни для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исклю­чительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии,

188

излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ре­бенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, боль­шая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Не­благополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душев­ном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ре­бенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличност­ная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ре­бенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в под­держке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего поло­жительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель пере­живает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергивани­ем, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, муча­юсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно при­сутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих про­явлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию об­щественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих

189

мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это! ».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя про­сматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребен­ку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродли­вой родительской любви, это:

/. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребен­ка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Ре­зультат такой любви — у ребенка с малых лет извращается пред­ставление о добром начале в человеке, он перестает верить в чело­вечность и ожесточается.

З.Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными за­тратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пусто­ты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосер-

190

дие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невеже­ственным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родитель­ская любовь» обозначается сложная и многогранная психологи­ческая реальность, которая охватывает родителей и детей, их от­ношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое дру­гое.

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания и выступает как непосредственная данность. С другой стороны, ро­дительская любовь рассматривается в качестве отношения, осно­ванного на переработке внешних воздействий, которое проявля­ется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки).

Сущность родительской любви составляют: чувственный, фи­зический, физиологический; эмоциональный; мыслительный, познавательный, когнитивный; действенный, деятельностный аспекты.

Мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продол­жении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подвержен­ное динамическим изменениям в процессе осуществления роди-тельства.

Правомерно выделение природных, социальных и психологиче­ских детерминант ее развития.

1. Природные детерминанты развития родительской любви.

Поскольку родительская любовь, как любое психологиче­ское образование, имеет уровневое строение, то согласно теории системного подхода, правомерно выделение ее базового уровня. К данному уровню мы относим природные детерминанты развития родительской любви: органические потребности (внутренние по­буждения) родителя, телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие.

Органические потребности (внутренние побуждения). А. Г. Асмо-лов (1990) относит к органическим побуждениям индивида, имею­щим видотипический характер, побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осущест­вления деятельности.

191

В данном случае речь идет о половом побуждении и потреб­ности в продолжение рода (побуждение женщины к зачатию, вы­нашиванию, рождению ребенка и заботе о нем; потребность муж­чины в зачатии ребенка и заботе о жене и детях).

Телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие между матерью и ребенком существует изначально с момента за­чатия ребенка, определяясь пренатальным периодом его развития. Между отцом и ребенком они появляются с момента рождения. Телесный контакт (пространственная близость) становится осно­вой для возникновения психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком, которое в последствии трансфор­мируется в эмоционально-чувственные отношения между ними в постнатальный период.

Психофизиологическое взаимодействие между родителем и ре­бенком: проприоцептивные и перцептивные ощущения матери, синхронизация физиологического ритма матери и ребенка, вза­имность, совместное изменение поведения, уравновешивание ма­тери и младенца, настроенность друг на друга, кинестетическая, тактильная, слуховая и зрительная стимуляция активности ребен­ка родителями.

М. И. Лисина (1986) считает, что в период новорожденное™ общения детей с окружающими не происходит, ребенок находится на стадии нормального аутизма. Этот этап является этапом физи­ческой адаптации и формирования потребности в общении.

Во многих социально-психологических концепциях влия­ние новорожденного ребенка как биологического организма на взрослого недооценивается. Однако система «родитель-ребенок» является взаимосвязанной и включает в себя двух и более человек, отличающихся по степени зрелости, но не по способности влиять друг на друга.

С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в процессе этого взаимодействия.

Среди явных сигналов готовности младенца к взаимодействию исследователи выделяют вокализации, улыбку, поворот головы в

192

сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движения ко­нечностей. Сигналами, свидетельствующими о потребности мла­денца прервать взаимодействие, считают сжатие губ, гримасу на лице, отвод взгляда, хмурость во взгляде; хныканье, икоту; соеди­нение рук или поднесение их к голове (шее, горлу, уху), цепляние; напряженное вытягивание рук и ног.

Таким образом, младенец появляется на свет со значительны­ми сенсорно-перцептивными и моторными способностями и об­ладает широким набором сигналов, необходимых для взаимодей­ствия с близкими людьми.

Считается, что целью взаимодействия матери и ребенка яв­ляется получение удовольствия или достижение некоторого аф­фективно- положительного уровня внимания и возбуждения. Это основные потребности, которые удовлетворяются в их взаимо­действии и требуют постоянной взаимной регуляции поведения. От матери требуется частое изменение модальности, темпа, ин­тенсивности для достижения оптимального уровня стимуляции и коррекции младенца. Мать подстраивает свое поведение под по­ведение младенца для адекватной стимуляции и тем самым под­держания необходимого уровня его возбуждения. При оптималь­ном взаимодействии аффективное поведение и физиологический ритм матери и младенца синхронизируются.

Однако удовлетворение потребности ребенка в положитель­ных эмоциях и поддержании оптимального уровня возбуждения требует разной деятельности пре- и постнатально. Постоянство и общая интенсивность внутриутробной слуховой, тактильной, ве­стибулярной и проприоцептивной стимуляции несравнима с тем, что имеет ребенок после рождения.

Как указывает Г. Г. Филиппова (1999), несмотря на то, что уже пренатально у ребенка формируются потребностные состояния, после рождения условия изменяются так, что собственных воз­можностей их удовлетворения он не имеет, а может это сделать только с помощью взрослого. Этот этап развития заканчивается тем, что ребенок начинает воспринимать мать как объект, участву­ющий в удовлетворении его потребностей [170].

Согласно теории привязанности Дж. Боулби и М. Аинсворт (1958, 1991), наличие фигуры привязанности в лице матери исензи-

193

тивности матери к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Целью поведения привязанности является уменьшение не­приятных ощущений посредством взаимодействия с фигурой при­вязанности. Фигура привязанности лучше утешает и успокаивает ребенка, в ее присутствии ребенок испытывает меньше страха и тому подобное.

Ключевым моментом в сенситивном взаимодействии с ре­бенком является способность родителя действовать в гармонии с сигналами и поведением ребенка. В связи с этим изменяется по­ведение матери.

Представитель поведенческой психологии Дж. Гевирц (1968) считает, что в качестве безусловных положительных подкрепле­ний, помимо стимулов, удовлетворяющих органические потреб­ности ребенка (в пище, воде, устранении неблагоприятной стиму­ляции — холода, влаги), могут выступать кинестетические стиму­лы, включающие контакт кожей и тепло; изменение среды в на­правлении новизны, сложности и разнообразия; тактильные, слу­ховые, зрительные и ольфакторные стимулы. В свете выдвинутых положений взаимодействие матери и ребенка есть набор стиму­лов, реакций и подкреплений. Такой стимуляционный комплекс, как любовь (внимание, материнская ласка и привязанность) при­обретает свое значение лишь в процессе научения, а младенец не имеет врожденной потребности в любви и родительской заботе. Чувство материнской любви возникает в процессе заботы и ухода за малышом, разнообразные реакции малыша — улыбка, смех, во­кализация - могут быть сильными подкрепляющими стимулами для родителей, вступающих с ним во взаимосвязь. Реакции плача младенца дискомфортны для взрослых вообще.

Р. Сире (1957) полагает, что с первых дней жизни оперантное поведение ребенка ограничивается в основном сосанием, ощупы­вающими движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые помогают взрослому брать ребенка на руки и перемещать его. Постепенно репертуар поведения ребенка рас­ширяется.

Оперантное поведение матери направлено на достижение це­лого комплекса целей, связанных с уходом за ребенком. Кормле-

194

ние и купание, смазывание и согревание, прижимание к себе ре­бенка, ласки, прислушивание, восприятие его запаха и даже вку­са, ощущение прикосновений - таков далеко не полный перечень действий матери по отношению к ребенку.

В литературе используется ряд терминов для характеристики положительного взаимодействия между матерью и младенцем: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца, настроенность друг на дру­га. Цикличность, ритмичность и периодичность выделяются как основные характеристики поведения младенца, требующие изме­нения и подстраивания со стороны матери. Таким образом, взаи­модействие матери и младенца представляет собой сложный про­цесс взаимной адаптации и синхронизации.

Природные детерминанты формирования родительской люб­ви не являются абсолютным императивом. Они выступают как органические предпосылки реализации родительской любви и со­ставляют физиологическую основу ее формирования.

Дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало упо­требляться реже. Появились новые понятия для описания пове­дения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение, драйв и другие.

Современные отечественные психологи, ссылаясь на анализ фактов социального сиротства, придерживаются отрицательного мнения в отношении вопроса о роли инстинктов в развитии роди­тельской любви (И. В.Дубровина, И. С. Кон, И. В. Равич-Щербо). Однако, с точки зрения системного подхода, нельзя полностью отрицать влияние органических побуждений на способы осущест­вления поведения человека, в данном случае родителя.

Другая точка зрения на проблему развития родительской люб­ви свидетельствует о том, что природных законов, заставляющих человека иметь и любить детей не существует.

Иначе, если бы природный механизм действовал безотказно и постоянно, то каждое зачатие заканчивалось бы сохранением беременности, вынашиванием и рождением ребенка. Кроме это­го, родительская любовь у разных родителей может значительно различаться, существуют случаи открытого террора родителей по

195

отношению к своим детям (насилие, избиения, детоубийства), детские дома переполнены детьми-отказниками. Следовательно, ставится под сомнение тот факт, что родительская любовь детер­минирована исключительно природными причинами. Помимо природных, существуют социальные и психологические детерми­нанты, обуславливающие ее развитие.

2. Социальные детерминанты развития родительской любви. Не смотря на большую значимость природных детерминант, феномен родительской любви является результатом длительного историче­ского развития.

И.С. Кон (1987) отмечает, что как ни существенны филогене­тические предпосылки родительства, биология не объясняет спе­цифику родительского поведения, его мотивации и институцио-нализации у человека. Сравнительно-исторические данные убе­дительно показывают, что современные житейские представления на этот счет не являются универсальными и родительская любовь - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития. Родительские чувства отличаются большой пластичнос­тью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истин­ного предрасположения. Так, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этот ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт с но­ворожденным; чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опы­том и привычкой. Это также верно и по отношению к отцам [75].

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В от­ечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают де­мографы (А. И. Антонов, 1980; В. А. Борисов, 1976; А. Г. Вишнев­ский, 1982; Л. Е.Дарский, 1979 и другие), причем широкое распро­странение приобрела идея о наличии у человека специфической «потребности в родительстве», «в отцовстве», «в материнстве» или просто «потребности в детях».

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические причины: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работ­никами, а за дочерей взимался выкуп (калым).

196

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. Потребность в детях является социально-психологическим свой­ством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность. Дети нужны для удовлетворения по­требности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потреб­ности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы.

Человек как социальное, общественное существо по своей природе имеет своеобразную форму ориентировки — направлен­ность на психический облик другого человека. Потребность «ори­ентиров» в эмоциональном настрое или «перцептивных крючков» (М. Р. Битянова, 2001) является необходимой основой эмоцио­нального контакта. Под «перцептивными крючками» понимаем признаки, с помощью которых в той или иной культуре традици­онно транслируются психологические свойства и состояния. При их использовании совершается двухсторонний эмоциональный контакт, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чув­ствами. А.С. Спиваковская (2000) считает, что потребность в та­ком созвучном эмоциональном контакте испытывает каждый здо­ровый человек независимо от возраста, образования и ценностных ориентации [158].

Без учета культурно-символической стороны невозможно понять, как объективные потребности социума в определенном уровне рождаемости и воспроизводстве половозрастной структу­ры населения претворяются в мотивационные силы индивидуаль­ного поведения. Тот тип родительской любви, который считается универсальным, на самом деле продукт весьма специфических исторических условий. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опы­том родителей [80].

К социальным детерминантам формирования родительской любви относим социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретенный человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями.

197

Социокультурное развитие общества. Формирование роди­тельской любви является результатом «окультуривания» общества и отдельно взятого человека.

Социализация как одна из форм «окультуривания» — аккуму­лирование личностью в процессе жизни и деятельности опыта со­циального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества [73].

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедея­тельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производствен­ную (создание средств материального жизнеобеспечения - ору­дий труда, пищи, одежды, жилища), духовную (язык, речевая де­ятельность, мировоззрение, этическая деятельность), социальную (коммуникация, социальные отношения) [80].

Социокультурные традиции развиваются согласно своим за­конам и определяют «культурное» содержание родительской люб­ви, обуславливающее поведенческие, социально приемлемые стереотипы ее проявления. Понятие «родительская любовь» эво­люционирует, наполняясь в каждый исторический период в раз­ных обществах и культурах качественно различным содержанием. Таким образом, социокультурное содержание в самых существен­ных чертах находит свое отражение и определяет родительскую любовь, при этом сказывается влияние всего уклада данной обще­ственно - исторической формации.

Каждая культура порождает определенную модель родитель­ской любви, включающую в себя элементы: мать, отец, их прояв­ление любви по отношению к своему ребенку. Эта модель предпо­лагает распределение родительской любви между матерью и отцом, ее выражение посредством соответствующих способов, которые являются социально приемлемыми и одобряемыми. Определен­ная модель родительской любви является продуктом историче­ских условий. Она характеризуется социальными, историческими и межкультуральными особенностями. Эти особенности обуслав­ливают потребности социума, которые воплощаются в мотивах индивидуального поведения конкретного родителя [74].

198

Л. Демоз (2000) выделяет шесть трансформаций по отноше­нию к детству, которые, как мы считаем, могут выступать в каче­стве моделей родительской любви на различных социокультурных этапах развития общества [цит. по 74].

/. Инфатицидный стиль (с древности до IV в. н.э.). Характери­зуется массовыми детоубийствами и насилием над детьми.

2. Бросающий стиль (IV-XIII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок остается объектом агрессии. Родители стремятся сбыть его с рук в монастырь, кормилице или в чужую семью, либо держат угнетенным в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок не является отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи. Не смотря на то, что ему дозволе­но войти в эмоциональную жизнь родителей, он получает отказ в индивидуальности и самостоятельности. В воспитании преобла­дает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» ребенок подвергается избиениям.

4. Навязчивый стиль (XVIII в. н.э.). Характеризуется тем, что ребенок становится ближе к родителям, его поведение, внутрен­ний мир, мысли, воля и чувства контролируются ими. При этом усиливается конфликт отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX - середина XX вв.). Характери­зуется тем, что ребенок становится объектом воспитания и науче­ния, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время). Характеризуется тем, что родители стремятся обеспечить инди­видуальное развитие ребенку, преобладает сочувствие и эмоцио­нальный контакт. Так как предполагается, что ребенок лучше, чем родители, знает, что ему нужно на каждом жизненном этапе.

Таким образом, в ходе социальной эволюции общества, эво­люционирует и культурное содержание родительской любви, определяющее стиль детско-родительских отношений, начиная от насилия и детоубийств в древних общностях и заканчивая обе­спечением защищенности ребенка и его личностной свободы на современном этапе.

199

Социокультурное развитие общества определяет социальное и жизненное пространство личности родителя, в котором реализует­ся родительская любовь.

Жизненное пространство личности родителя (С. К. Нартова-Бо-чавер, 2002) — это единство психосоциофизического пространства человека (родителя), с которым он себя отождествляет, которое он воспринимает как необходимую предпосылку своего сущностного выражения, отличающую его от других людей, обладающую субъ­ективной ценностью и охраняемую физическими и психологиче­скими средствами [95].

Операционально жизненное пространство родителя может быть представлено как состоящее из пространства, которое он мо­жет контролировать; вещей, принадлежащих ему; членов семьи; привычек и вкусов, которыми он дорожит; мироотношения, ко­торое он защищает; супружеских отношений; психологического климата.

Социальное пространство, в котором реализуется родительская любовь — это условия развития и бытия человека, которые вво­дят его в сферу прав и обязанностей (В. С. Мухина, 2002). В каче­стве таких условий выступают место, где протекает жизнь челове­ка; стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как к целостному, исторически обусловленному явлению [102, с. 19].

Опыт родительской любви, приобретаемый человеком в про­цессе взаимодействия с собственными родителями. Для того, что­бы испытать чувство родительской любви, необходима способ­ность любить, развитие которой должно происходить с детства (Д.В. Винникот, 1995; Ф. Хорват, 1982). В психоаналитических теориях (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг) родительское по­ведение связано с детским опытом. Эмоциональное содержание детства родителя оказывает влияние на его отношение к своим детям. Таким образом, в последующей жизни проявляется «драма раннего детства». Критический момент «драмы раннего детства» наступает при возникновении «Эдипова комплекса» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. В этот момент ребенок испыты­вает противоречивые чувства по отношению к родителям. Пере-

200

живания ребенка вытесняются из сознания в область бессозна­тельного и продолжают оказывать влияние на поведение и жизнь человека (3. Фрейд, 1989). В последующем, когда человек сам ста­новится родителем, вытесненные переживания детства усилива­ются, определяя при этом стиль его отношения к своему ребенку и особенности взаимодействия с ним [46, 133].

По мнению А.С. Спиваковской (2000) в основе представлений о том, что социальный опыт оказывает значительное воздействие на родительскую любовь лежит противопоставление мира ребенка враждебному миру взрослых. Развиваясь, ребенок демонстрирует реакции, защищающие его от травмирующего родительского воз­действия. В качестве таких поведенческих реакций могут выступать отказ, оппозиция, имитация, отрицательная имитация, компенса­ция, гиперкомпенсация (Р. М. Грановская, 2000; В.В. Ковалев, 1985; А. Е. Личко, 1983; И. М. Никольская, 2000), а также подростковые поведенческие реакции: группирование со сверстниками, эман­сипация, увлечение - хобби реакция (А. Е. Личко, 1983), реакции демобилизации, пессимизма, отрицательного баланса, дезоргани­зации, эмоционального дисбаланса (А. Г. Амбрумова, 1985).

В последствии данные реакции закрепляются, образуя стере­отипы поведения — «стилевые защитные автоматизмы», которые понимаются как постоянная на длительных отрезках времени и индивидуально очерченная у каждого человека система внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «сня­тие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитив­ного отношения к своему «Я» (В.В. Николаева, 1995; Е. Т. Соко­лова, 1995), [цит. по 101].

Способность к родительской любви рассматривается как со­циальная потребность, формирующаяся в ходе приобщения чело­века к различным формам любви, предлагаемым обществом.

Считаем, опираясь на концепцию «персонализаци» (А. В. Пе­тровский, 1984) где личность выступает как идеальная представ-ленность в других людях, как ее «инобытие» в них, «продолжение себя в другом», что родитель представляет свою личность, а также и свою родительскую любовь в личности ребенка. При этом про­исходят личностные преобразования и родителя, и ребенка [134].

Следовательно, характер любви, транслируемой родителем,

201

в значительной степени зависит от того, что он мог наблюдать и переживать в поведении со стороны своих родителей. Детские впечатления человека находят свое проявление тогда, когда он сам становится родителем. Таким образом, родитель, адресуя свою любовь ребенку, учит его любви к собственным детям. В этом про­является так называемое социальное научение родительской люб­ви посредством демонстрации ее модели родителями.

Рассматривая процесс формирования опыта родительской люб­ви, используя позицию Г. П. Предвечного (1989), отметим, что он состоит из трех этапов:

1) превращение внешнего воздействия со стороны родителя в факт сознания ребенка — интериоризация опыта;

2) аккумуляция и сохранение превращенного внешнего воз­действия в сознании ребенка;

3) превращение опыта родительской любви в действие (в мо­мент собственного становления родителем) — экстериоризация опыта.

Следовательно, опыт родительской любви — это итоговая со­вокупность фиксированных внешних воздействий родителей, преломленных через призму внутреннего мира ребенка.

3. Психологические детерминанты развития родительской люб­ви. К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и про­явлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие).

Положительное отношение к себе является необходимым усло­вием положительного отношения к другим людям (к своему ребен­ку). Это основа, на которой строится отношение к другим людям (Ю.Е. Алешина, 1982; Л.Я. Гозман, 1982; К. Роджерс, 1954; В. А. Сысенко, 2002; Э, Фромм, 2002; К. Хорни, 1943), [цит. по 136].

Согласно позиции К. Роджерса (1954), отношение к себе под­разделяется на самооценку (оценка себя как носителя определен­ных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоин­ствами, но и недостатками). Высокий уровень принятия себя об-

202

уславливает положительное отношение к другим.

Темперамент, характер и нравственность создают ткань для любовного чувства (Ю. Б. Рюриков, 2002). Темперамент передает­ся по наследству и включает в себя ряд характеристик:

1. Общая психическая активность включает двигательную активность: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и другие (В. М. Русалов, 1985).

2. Эмоциональность человека - богатство и разнообразие аф­фектов и настроений человека: впечатлительность, импульсив­ность, эмоциональная возбудимость, лабильность, доминирование одного из ведущих настроений радости, гнева, страха или печали (В.Д. Небылицын, 1985). В характеристиках эмоциональности от­ражаются, прежде всего, свойства психики, обобщенные под вли­янием природных особенностей человека (факторы гармональной и телесной сферы, свойства нервной, лимбической системы и так далее). Эти свойства психики в обобщенной форме выражают от­ношение человека к себе, другим людям, предметному миру [цит. по 136].

У флегматика не бывает романтического полыхания страсти, такого как у холерика, зато его любовь длиннее и надежнее. Лю­бовь меланхолика содержит тонкость полутонов. Любовь сангви­ника яркая и жизнерадостная.

У интровертов сильнее психологические слои любви, у экстра­вертов — физические. У бивертов они уравновешенны. Но многое зависит от духовного уровня (Ю. Б. Рюриков, 2002).

Темперамент проявляется в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, окрашивая различные поведенческие акты родителя, в том числе и проявление родительской любви, создавая тот или иной стиль взаимоотношений. Склад любовных чувств зависит от склада нравственности, от я-центризма, альтруизма или эгоаль-труизма человека (Ю. Б. Рюриков, 2002), [цит. по 136].

Экстраверсия коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью. Если экстраверсию условно поделить на компоненты — общительность и импульсивность, то можно прийти к выводу о том, что компонентом, определяю­щим счастье человека, является общительность. Люди, предрас­положенные к экстраверсии, в течении жизни чаще вовлекаются

203

в благоприятные ситуации и события в сфере взаимоотношений (М. Аргайл, 2002), [цит. по 123].

Таким образом, родитель, обладающий данным качеством (экстраверсия), может более легко продемонстрировать свою лю­бовь по отношению к ребенку, чем родитель, не обладающий дан­ным качеством.

Объективность. Важным качеством для развития способности любить является объективность, как главное условие преодоления нарциссизма и развития способности видеть людей и вещи таки­ми, какие они есть. Важно уметь отделять эту объективную карти­ну от той, которая складывается под влиянием собственных стра­хов и желаний [174].

Вера в человека также способствует развитию родительской любви. Верить в другого, значит быть уверенным в его надежности и неизменности его главных установок, сути его личности и любви (Э.Фромм, 2002), [174].

Плодотворность личности во многих сферах жизни. Способ­ность любить требует энергии, высокой жизнеспособности, кото­рые могут возникать в результате плодотворной и активной ори­ентации личности во многих других сферах жизни. Если человек не является плодотворной личностью в других сферах, он не будет плодотворным в любви [174].

Таким образом, сводить целостное человеческое существо к абстракции тела, значит игнорировать в человеке то, чем он отли­чается от животного. Поведение животного полностью определя­ется инстинктами, поэтому в животном мире нет ни целомудрия, ни разврата. Явление любви принадлежит достижениям человека, так как его жизнь регулируется нормами морали. Человек - су­щество социальное, духовное. Тело — предпосылка человеческо­го бытия, а не само бытие. Тело является инструментом духа. По­средством тех или иных телесных проявлений человек реализует свою моральную и духовную сущность. Кроме того, каждый чело­век имеет присущие только ему индивидуальные психологические особенности.

Полноценный анализ феномена родительской любви невоз­можен без исследования ее ипостасей, в качестве которых высту­пают любовь матери и отца (табл. 30).

204

205

В процессе культурно-исторического развития человека, его ан-тропосоциогенеза любовь к своим детям осваивается при доминиру­ющей роли матери. Любовь матери - первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Материнская любовь приоб-

206

ретает наиболее важное значение на начальном этапе жизни ребен­ка, этот период является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности, отношения к миру и к самому себе. Ма­теринская любовь жизненно необходима ребенку (А. Адлер, 1999; Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; Д. Винникот, 1998; К. Е. Йзард' 2000; В. А. Рамих, 1997; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996),.

Материнская любовь, преданное отношение матери к ребенку, постоянная забота, ее слова, мимика, жесты, весь комплекс эмо­циональных проявлений вызывают даже в самом маленьком ре­бенке позитивные ответные реакции, перерастающие со временем в прочные духовные связи с матерью и другими людьми. Материн­ская любовь отражается в дальнейшем в эмоциональном богат­стве ребенка, уравновешенности, способности к привязанностям (А. Я. Варга, 1986), [45].

Материнская любовь обеспечивает идентификацию как меха­низм развития личности, в процессе которой происходит эмоцио­нальное и иное самоотождествление ребенка с матерью, а позднее с группой, образом.

В. С. Мухина (1985) различает два вида идентификации: /. Интериоризационная идентификация — обеспечивает «при­своение» и «вчувствование» в другого.

2. Экстрариоризационная идентификация — обеспечивает пере­нос своих чувств и мотивов на другого.

В процессе идентификации отношений между матерью и мла­денцем у ребенка начинает вырабатываться паралингвистическая знаковая система. Новорожденный ребенок современного чело­века сохранил этологические признаки лица, которые обуслов­ливают возникновение защитных форм поведения у его матери. Кроме этого, у младенца очень быстро вырабатывается паралинг­вистическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и так далее) [101]. Такие образования формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифици­рующего поведения взрослого. Так, уже в первые недели жизни ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. С первых недель появления на свет ребенка учат эмоционально-выразительному отождествлению с другим человеком.

207

Эта элементарная знаковая система, которой овладевает ребе­нок, стимулирует определенные реакции у матери - она начинает пользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребен­ком. Мать и младенец отождествляют средства общения и дости­гают определенной степени идентификации. Ребенок сам начина­ет побуждать мать на улыбки и воспроизведение его жестов. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной идентифика­ции, которая обеспечивает формирование у ребенка базального чувства доверия сначала к матери, а позднее и к миру взрослых в целом (К. Хорни, 2001).

Таким образом, мать выступает в качестве посредника, со­единяющего ребенка с окружающим миром, именно она подго­тавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Мать по­средством любви способствует возникновению у ребенка чувства доверия к миру, что необходимо для его нормального психическо­го развития и является основой для формирования отношения к окружающим людям.

Мать способствует развитию у ребенка «социального интере­са» (А. Адлер, 1999). Мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка, оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса, который воз­никает в их отношениях. Задача матери состоит в воспитании у ребенка чувства сотрудничества, стремления к установлению вза­имосвязей и товарищеских отношений. В идеале истинная мате­ринская любовь - это любовь, сосредоточенная на благополучии ребенка, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоро­вая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает воз­можность матери воспитывать у своего ребенка социальный ин­терес. Выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психологического здоровья личности.

Согласно взглядам Ф. Хорвата (1982), материнская любовь воспитывает чуткость, внимание к людям, умение сострадать и по­могать им, быть надежным и верным человеком. Воспитать у де­тей такие качества может только отношение матери к своим детям и окружающим людям. Благодаря материнской любви, в ребенке развивается способность любить, появляются истоки альтруизма, позитивных духовных наклонностей [178],

208

Депривация материнской любви негативно влияет на ум­ственное, физическое, эмоциональное и социокультурное разви­тие ребенка. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмо­циональная холодность и собственная неспособность к любви и привязанности (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996).

В психологии исследования материнской любви ведутся в русле двух направлений. К первому относятся исследования, свя­занные с изучением роли матери в развитии личности ребенка (Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; К. Хорни, 1967; Э. Эриксон, 1996). Для второго направления характерным является изучение материнской любви в связи с нарушением психического развития ребенка (Д. Винникот, 1998; А.Фрейд, 1993).

В отечественной психологии в рамках второго направления изучаются детско-родительское взаимодействие и материнское отношение к ребенку (А. С. Спиваковская, 2000; Э. Г. Эйдемиллер, 1999), [141, 172].

Согласно Э. Фромму (2001) специфика материнской любви за­ключается в ее безусловном характере. Каждый человек испытывает потребность в безусловной материнской любви. Мать любит своего ребенка здорового и больного, успешного и неуспешного, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания. Мать любит своего ребенка не потому, что он выполнил социальное условие или оправдал надежды, а потому что это ее дитя. Заслуженная любовь вызывает сомнения и страх того, что она может исчезнуть; она оставляет чувство, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь.

Отсутствие материнской любви, либо ее депривация имеет негативные последствия для1 личностного развития ребенка, на­рушается умственное, физическое, эмоциональное и социокуль­турное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и собственная неспособность к люб­ви и привязанности (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эриксон, 1996 и др.).

Материалы медицины, психологии и социологии позволяют предположить, что развитие материнской любви проходит не­сколько этапов:

209

1) готовность любить. Данный этап может наступить в доста­точно юном возрасте. Условием готовности к материнской любви может выступать физическая и психическая зрелость. Немаловаж­ное значение имеет и окрашенное родительской любовью детство будущей матери;

2) любовь — ожидание. Данное чувство возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап вклю­чает надежды, связанные с зачатием ребенка и его образом (ожида­ния), и длится в течение практически всего срока беременности;

3) предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмоциональной окрашенности материнского чувства происходит вследствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдаления, связанная со страхом, и т. д.);

4) лимеренция. Эмоционально окрашенное послеродовое со стояние «наполненности» и удовлетворения, связанное с ощуще нием «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых кормлений грудью;

5) сформированность родительского чувства. Этап характери­зуется выбором матерью специфических форм проявления роди­тельской любви.

Вторая составляющая родительской любви — это любовь отца. Еще непоявившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие отцовского инстинкта, ощутить себя защитником, продемонстрировать роди­тельскую любовь и привязанность. Любви отца принадлежит зна­чительная роль в развитии личности ребенка независимо от пола и возраста.

Так, психологические исследования показывают, что эмоцио­нальная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детьми из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, про­являли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

210

Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует пове­денческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Любовь отца, как правило, необходимо воспитывать.

Отцовская любовь со временем становится более эмоциональ­но насыщенной. В зрелом возрасте (36 — 58 лет) авторитетная дис­танция между родителем и ребенком сохраняется, однако чувство любви носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявле­ний позитивной направленности (Табл. 31).

Таблица 31


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.159 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь