Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика представлений о родительстве
Представление о родительстве - наглядный образ явления ро-дительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщеное и схематизированное. По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом. В юношеских мечтах формируется образ желаемого родительства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контрасте с воспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, наоборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих - этот образ возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют в целостное представление о родительстве и являются мощным мотивирующим фактором. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях: 1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе; 2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе; 3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе. 98 Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и женщины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей. За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, и в большей степени занимаются воспитанием ребенка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной. Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть - с серьезными изменениями социальных стереотипов. В целом в обществе бытуют следующие представления об идеальном отце: успешный, обеспечивающий материальное благосостояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпетентности. Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство исследователей полагают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери. Идеал матери у женщины из неполной семьи заимствуется из идеала матери и отца и будет противоречивым или гармоничным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств. Возможен «перекос идеала» в сторону преобладания «мужских качеств», так как часто одинокие матери считают, что не могут заменить ребенку отца или проявляют излишнюю мягкость и не справляются с воспитанием там, где бы справился мужчина. 99 Идеалом матери у женщин из неполной семьи, скорее всего, будет более успешная в глазах ребенка, обеспечивающая материально на высоком уровне, имеющая авторитет и уважение ребенка, властная, строгая, независимая, малоэмоциональная, сотрудничающая и зависимая; чем идеал матери у женщин, воспитывающих ребенка в полной семье. Образ включает противоположности или дополнения - независимая (внешне сильная) и зависимая (образующая симбиоз, получающая от ребенка поддержку). Если первый ребенок выступает для родителей полем для «экспериментов», для поиска себя как родителя, то при воспитании второго ребенка они чувствуют себя более уверенно, используют имеющийся опыт воспитания и стараются учитывать и исправлять те ошибки, которые они допустили с первым ребенком. Родители второго ребенка имеют более сформированные представления о себе как о родителе, развитую родительскую сферу: родительские чувства, знания, умения и навыки по уходу, воспитанию и общению с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительской роли. Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют другие представления об идеальном родителе, чем они же при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что данные представления должны стать более реалистичными, так как при рождении первого ребенка человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, появившийся после первого ребенка некоторый негативный или неприятный опыт может деформировать прежний более гармоничный образ идеального родителя. Таким образом, при сравнении представлений одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, потом второго ребенка, следует рассчитывать на значимые различия между ними. Что касается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми) мы вряд ли найдем различия: для одних, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель. Следуя за утверждением Е. А. Климова, о том, что профессионалам разного типа свойственен различный образ мира и, возможно, различный идеал человека, мы предполагаем наличие у 100 людей разных типов профессии отличные друг от друга представлений об идеальном родителе. Считается, что чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества. Можно предположить, что люди с высшим образованием будут иметь более андрогинный и более разнообразный идеал родителя, чем люди со средним образованием, которые будут стремиться к традиционным идеалам. Точка зрения ребенка на психологический климат в семье является отражением его родителей, их отношения к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, чем их сверстники из семей с менее благоприятным климатом. Вероятно, человек с тем или иным стилем взаимодействия (кооперации или конкуренции) в образе идеального родителя будет стремиться избегать своих недостатков, но в то же время тип идеального родителя будет сходен с реальным типом межличностного взаимодейстивия родителя, причем представления об идеальном родителе будут сильнее отличаться между типами, чем внутри данных групп. Семейно-обусловленное состояние — состояние человека, обусловленное взаимодействием человека с семьей, нахождением дома. То, как ощущает себя человек дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление родителя о себе самом и на образ идеального родителя. Если человек неудовлетворен обстановкой в семье, отношениями с супругом(ой) или детьми, тревожен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным. В результате проведенного исследования с помощью проективной методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, модифицированной методики Т. Лири («Я-реальный» и «Я-иде-альный» родитель), авторской методики «Представления об идеальном родителе» были выявлены следующие представления об идеальном родителе. Идеальный родитель — уверенный в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительностью, не имеет навязчивых страхов, умеет подавлять сопротивле- 101 ние, расположен к сотрудничеству с детьми и умеет устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависимый от детей, не всегда умеет открыто выразить свои чувства, неагрессивен по отношению к детям, гибкий при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремится помогать детям и стать другом, заслужить внимание и любовь, дорожит своими отношениями с детьми, добрый, мягкий, проявляет сострадание, ласку, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей. В целом усредненный образ идеального родителя можно охарактеризовать как более или менее гармоничный за исключением того, что он некритичен к детям, излишне доверчив, нереалистичен в суждениях и поступках по отношению к детям. Идеальный родитель сочетает в себе как неконформные тенденции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства — конформные тенденции, зависимость и пассивность (табл. 4). Проведенные исследования выявили следующие особенности в представлениях об идеальном родителе. 102 На макроуровне • В целом испытуемые представляют себе позитивный образ идеального родителя. • В представлениях о родительстве примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В аспекте чувств представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем в плане знаний и мыслей. • Испытуемые более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях, что он думает. • Идеальный родитель, по мнению людей, воспитывающих ребенка в полной семье, более агрессивный, застенчивый, зависимый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя людей, воспитывающих ребенка в неполной семье. • Люди, воспитывающие одного ребенка, представляют себе идеального родителя более авторитарным, недоверчиво-скептическим и зависимым, чем люди, воспитывающие двух детей. • Люди типа «человек - знак» представляют себе идеального родителя менее застенчиво-покорным и зависимым, чем люди «человек — техника»; менее независимо-доминирующим и недоверчиво-скептическим, чем люди «человек - человек». • Люди со средним образованием представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим, независимо-доминирующим и застенчиво-покорным, чем люди с высшим образованием. На микроуровне • Люди из семей с неблагоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более альтруистичным, чем люди из семей с очень неблагоприятным климатом; люди из семей с умеренно благоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более сотрудничающим и альтруистичным, чем люди с очень неблагоприятным психологическим климатом. • Люди с независимо-доминирующим типом межличностных отношений представляют идеального родителя как зависимого. • При увеличении общей неудовлетворенности семьей уменьшается недоверчивость и скептицизм в образе идеального родителя. 103 На индивидуальном уровне • Люди властно-лидирующего типа представляют себе идеального родителя более независимо-доминирующим и сотрудничающим, чем люди альтруистического типа и более сотрудничающим, чем люди прямолинейно-агрессивного и зависимого типа, а также более независимым, чем люди застенчивого типа; • Люди прямолинейно-агрессивного типа представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим, 1 независимо-доминирующим, более прямолинейно-агрессивным, зависимым, сотрудничающим и альтруистичным, чем люди застенчиво-покорного типа и более сотрудничающим, чем люди альтруистичного типа. Идеальный родитель в представлениях сельских жителей должен быть советчиком и наставником для ребенка, уверенным в себе и независимым человеком, настойчивым в достижении цели. В то же время он отличается скромностью, нуждается в сотрудничестве с окружающими, стремится к нему сам и готов помогать и сопереживать детям. Образ «сельского идеального родителя» более демократичен. Идеальный родитель в представлениях городских жителей характеризуется как настаивающий на своем, доминирующий, бескомпромиссный, берущий ответственность на себя, требующий доверия к себе, гиперсоциализированный, стремящийся к сотрудничеству с социумом. Образ «городского идеального родителя» более авторитарен. 104 Представление об образе идеального родителя сельских мужчин и женщин отличаются практически по всем параметрам. Анализ среднего арифметического, стандартного отклонения и разброса данных, а также сравнение этих показателей, позволили сделать заключение, что реальный тип межличностных отношений схож с идеальным как у мужчин, так и у женщин (табл. 5 — 6). 105 Идеальный родитель в представлениях мужчин более властный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям. Идеальный родитель в представлениях женщин более искренний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекающий. Однако между идеалом и реальной практикой родительства как в городских, так и сельских семьях существуют расхождения (табл. 7 - 10). 106 Особенно существенны различия между реальным и желаемым показателям, характеризующим 3, 7, 8 октанты по тесту Т. Лири. Это означает, что реальные сельские родители отличаются от своих идеалов по уровню гиперсоциализированности, сотрудничества, конформизма, настойчивости в достижении целей. Сельские матери, недовольные эффективностьюродительства, часто не достигают родительских целей, они больше нуждаются в помощи при реализации своих родительских функций, а сельские 107 отцы более реалистичны, скромны, гиперсоциализированы, чем их идеальные прототипы. В результате исследования было также установлено, что в ответах городских и сельских жителей (мужчин и женщин), примерно в равной степени выражены когнитивный и эмоциональный компоненты, при этом наблюдается незначительное преобладание эмоционального компонента над когнитивным. Из этого был сделан вывод: испытуемые представляют образ идеального родителя — знающего, чувствующего и делающего; в плане чувств представления об идеальном образе родителя более позитивны и реалистичны по сравнению с тем, что идеальный родитель знает и думает. Прослеживается тенденция сходных представлений представителей обоих полов о том, что чувствует и делает идеальный родитель. И несколько проблематично представление мужчин и женщин о том, что он думает (табл. 11-13). 108 109 При проведении сравнительного анализа восприятия роди-тельства городскими и сельскими жителями, было выявлено, что и сельская, и городская семья в числе родительских приоритетов называют: любовь к ребенку, нормативность семейного воспитания, родительскую ответственность и терпеливость. Сельские и городские родители полагают, что важными условиями эффективного родительства являются любовь и понимание детей, внимание к ребенку, хорошие детско—родительские взаимоотношения и родительская поддержка. Различия наблюдаются во взглядах родителей на родительский авторитет, использование наказаний. Сельские родители менее требовательны к себе и своим детям, чем городские (табл. 14). 110 В представлениях образа идеального родителя среди сельских и городских жителей обнаружены тендерные различия. В представлениях сельских мужчин, идеальный родитель выступает фигурой более авторитарной, стремящейся к большей строгости в воспитании детей, большое значение придающей материальной обеспеченности и защищенности своей семьи. Сельские женщины представляют идеального родителя следующим образом: более внимательный, заботливый, уделяющий много времени своим детям, придающий большое значение воспитанию детей. Городские мужчины представляют образ идеального родителя более властным, авторитарным и агрессивным, придают большее значение строгости воспитания. Женщины в городе считают, что идеальный родитель должен быть более мягким, добросердечным, альтруистичным, уделять много времени и внимания своему ребенку, придавать больше значение не строгости, а правильности воспитания (табл. 15). Представления молодежи о родительстве в первую очередь связаны с чувством ответственности, любви и заботы (в исследовании приняли участие студенты трех возрастных подгрупп (младшая, средняя и старшая) от 17 до 22 лет). Одновременно с этим молодые люди предполагают столкнуться с различными трудностями в процессе воспитания детей. Они полагают, что им понадобится терпение и воля, понимание, доверие и принятие. В тоже время родительство, в представлении многих, принесет радость, счастье и удовлетворенность. В изучении представлений молодежи о родительстве нас также интересовали выделяемые приоритеты семейного воспитания и трудности предстоящего родительства. 111 На основе анализа результатов методики «Незаконченное предложение» были сделаны следующие выводы: • самое важное для родителей: — быть строгим, но справедливым (73 %); — быть любящим (71 %); — понимать своего ребенка (63 %); — быть внимательным к своему ребенку (58 %); — уделять время своему ребенку (42 %); • самое важное для детей: — чтобы родители их понимали (87 %); — уделяли им больше времени и внимания (77 %); 112 — чтобы между родителями (матерью и отцом) были хорошие взаимоотношения (54%); — чтобы их любили (47%); • в отношениях с детьми родителям нельзя: — наказывать, бить ребенка (89 %); — давить на ребенка (56 %); — срываться на детях (44%); — во всем потакать детям (38%); — разрушать семью (35 %). Отвечая на предложенные вопросы, студенты не выделяют такую важную проблему, как умение правильно воспитывать детей, педагогическую и психологическую готовность к родитель-ству. В ответах в основном отмечается только то, какими родители должны быть по отношению к детям. В них нет упоминания о том, какие личностные качества необходимо развивать в себе, как работать над собой, нужно ли вообще работать над собой, для того чтобы стать хорошим родителем. Это отражает узость представлений молодежи о родительстве, недостаточную психологическую готовность к нему. Анализ результатов методики «Незаконченное предложение» показал, что молодые люди, принявшие участие в исследовании, слабо дифференцируют представления о родительстве вообще и представление о своем будущем родительстве. Оказалось, что для испытуемых роль абстрактного родителя и роль себя в роли родителя представляются практически тождественными. Результаты использования двух вариантов методики Т. Лири позволяют отметить следующее: «Я-реальное» (по оценкам молодых людей) отличается от «Я» в роли родителя: значения по первому октанту в среднем увеличиваются на 3, 6 балла, по третьему - увеличиваются на 1, 9, по четвертому октанту значения уменьшаются на 2, 6, по пятому - уменьшаются на 1, 3, по восьмому - увеличиваются на 3, 0 балла. Это означает, что молодые люди представляют себя в роли родителя более доминирующими, властными, авторитетными, требовательными, строгими, альтруистичными и менее подозрительными, критичными, сомневающимися, подчиняющимися и покорными. Подробнее данная информация представлена в табл. 16. 113 Молодые люди с 17 до 22 лет считают, что родительство — это как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени, и считают, что необходимо быть готовым к нему. Они полагают, что им понадобятся такие качества, как терпение, воля, понимание, доверие и доброта. По их мнению, придется много заботиться о своих детях, испытывать финансовые затруднения и обеспечивать им хорошее будущее. Представители данной возрастной группы считают, что родительство потребует от них проявления любви, но и они в, свою очередь, будут получать ее от сво- \ их детей. В роли отца и матери молодые люди должны быть стро- 114 гими, но справедливыми, более авторитарными, агрессивными, альтруистичными и менее скептистичными и подчиняющимися. Хорошие отношения между родителями в семье по представлению молодых людей, также необходимы. В результате исследования представлений молодежи о роди-тельстве мы можем выделить два обобщенных типа представлений о родительстве: 1) как трудном, сложном, тяжелом и требующем больших затрат сил, энергии, времени и финансов; 2) как приносящем радость, счастье, удовольствие и вызывающим интерес. Разница в представлениях о родительстве молодежи разного возраста заключается в различной оценке значимости некоторых характеристик родительства. Старшая молодежь на первое место ставит радость, заботу, трудности и ответственность. Младшая — ответственность, любовь, понимание и заботу. Представления о родительстве юношей отличается от представлений о родительстве у девушек. В представлениях последних на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей. Также они говорят о большей альтруистичности родителя по сравнению с неродителем. Юноши предпочтение отдают проблемам обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета (табл. 17).
115 Исследование влияния личностных особенностей молодежи на представления о родительстве на основе методики «Незаконченное предложение» и двух вариантов методики Т. Лири позволило выделить три группы молодежи. 1. Молодые люди, которые оценивают родительство как процесс трудный и тяжелый (требует больших затрат времени и сил, связан с финансовыми проблемами и эмоциональным напряжением). 2. Вторая выборка составлялась из тех, кто оценивает родительство как приносящее радость и счастье (связано с переживанием положительных эмоций, вызывает интерес, дает ощущение счастья и смысла жизни). 3. Третья выборка включала молодых людей, у которых выраженность властно-лидирующего, непосредственного и альтруист-ского стилей межличностных отношений в «Я-реальном» достаточно сильно отличается от этих же стилей в «Я-родительском». Эти люди представляют, что в будущем родительство потребует от них изменений, указанных выше стилей межличностных отношений. Следующей исследовательской задачей было соотнесение типов представлений о родительстве с личностными характеристиками студентов: — гармоничность образа жизни; — гармоничность базовых стремлений; — гармоничность жизненных предназначений; — экстраверсия; — интроверсия; — доверие здравому смыслу; — доверие интуиции; — руководство логикой; — руководство эмоциями; — рассудительность; — импульсивность; — властно-лидирующий стиль межличностных отношений; — независимо-доминирующий стиль межличностных отношений; — непосредственно-агрессивный стиль межличностных отношений; — скептический стиль межличностных отношений; — застенчиво-покорный стиль межличностных отношений; — зависимый стиль межличностных отношений; — сотрудничающий стиль межличностных отношений; — альтруистичный стиль меж- личностных отношений. 116 Опираясь на результаты факторного анализа, можно заключить, что молодые люди, которые представляют родительство как сложный процесс, обладают следующими качествами (табл. 18): — способны реально планировать свое будущее (на основе того, что они имеют гармоничный набор жизненных предназначений, склонны намечать промежуточные цели, планировать, принимать решения, основывать свои взгляды на реальности, доверять здравому смыслу, сомневаться и не доверять окружающим); — склонны к разумному лидерству, так как проявляют властно—лидирующий и непосредственный стиль в межличностных отношениях, открыты для общения с людьми и стремятся к межличностному взаимодействию, в своем поведении опираются на логику; — ранимы, так как их образ жизни негармоничен, в своей жизни они руководствуются эмоциями, предпочитают «думать сердцем», проявляют застенчиво-покорный стиль в межличностных отношениях. 117 Таким образом, для молодых людей, представляющих роди-тельство как трудное и тяжелое, характерны четыре общих фактора: реальное планирование, разумное лидерство, социабильность и ранимость. Рассмотрим результаты факторного анализа в выборке молодых людей, представляющих родительство как приносящее радость и счастье(табл. 19). 118 Опираясь на результаты факторного анализа, можно утверждать, что молодые люди, которые представляют родительство как приносящее радость и счастье, обладают следующими качествами: — склонностью к коллективизму (поскольку у них выражена экстраверсия, они проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, не стремятся лидировать и в отношениях опираются на эмоции); — упрямством (так как эти люди импульсивны, склонны предчувствовать и доверять интуиции, стремятся к независимости и самостоятельности и негармоничны в своих стремлениях). Молодые люди, представляющие родительство как приносящее радость и счастье, характеризуются такими общими качествами: коллективизмом, упрямством, альтруизмом, непоследовательностью мыслей и поведения. Рассмотрим результаты факторного анализа выборки молодых людей, представляющих, что в будущем родительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений. Таким образом, социабильны (так как проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, их стремления не противоречат друг другу, и они во взаимоотношениях опираются на интуицию) (табл. 20). 119 Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем сказать, что молодые люди, которые представляют, что в будущем ро-дительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений, обладают следующими качествами: — альтруизм (так как у них выражен альтруистический стиль в межличностных отношениях и гармоничность внутриличностных факторов осуществления жизненных предназначений); — непоследовательность мыслей и поведения (так как эти люди не опираются на логику, импульсивны, проявляют скептический стиль в межличностных отношениях и у них сформирован негармоничный образ жизни); — доминирование (так как они проявляют властно-лидирующий и непосредственно-агрессивный стиль в межличностных отношениях, экстравертированы и импульсивны); — исполнительность (так как они проявляют застенчиво-покорный и альтруистический стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на чувства и эмоции); — наивность (доверчивость) (так как они в межличностных отношениях проявляют доверие и склонны принимать все, что им говорят, руководствуются эмоциями и несклонны к рассудительности); — негармоничность (так как им не свойственен гармоничный образ жизни, и их базовые стремления также не гармоничны); — социальное прогнозирование (так как они проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на интуицию). Эти молодые люди характеризуются пятью общими факторами: доминирование, исполнительность, наивность (доверчивость), негармоничность и социальное прогнозирование. 120 Итак, молодые люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовым к нему. Работа по изменению и корректировке существующих представлений об идеальном родителе должна строиться на осознании общественных стереотипов идеального отца и матери и трудностей родительства, мешающих получить удовлетворение родительскими функциями. Так как не обнаружено существенных расхождений между типом межличностных отношений родителя и типом межличностных отношений в образе идеального родителя, можно предположить, что эти типы находятся в некоей взаимосвязи. Следовательно, работа по коррекции идеального образа может вестись через изменение реального доминирующего типа межличностных отношений и, наоборот, изменение реального типа может идти через коррекцию образа идеального родителя. Зная зависимость представлений о родительстве от конкретных особенностей личности, можно корректировать и формировать положительный образ родительства, работая с этими особенностями. Работу с людьми, имеющими одного и двух детей, как и работу с родителями, воспитывающими ребенка в полной и неполной семье, с людьми разного уровня образования, с различным типом межличностных отношений рекомендуется проводить по-разному, подбирая для данных групп свои методы. Изменение в образе идеального родителя может вестись через решение проблемы семейной удовлетворенности. Помогая человеку стать более удовлетворенным в семье, мы сможем изменить образ идеала. И наоборот, меняя идеал, мы поможем человеку получать больше удовлетворения от семьи. Работать над изменением образа идеального родителя можно через налаживание отношений родителя с ребеннком, изменение психологического климата в семье с точки зрения ребенка. Необходимо повышать у родителей уровень развития когнитивного компонента, т. е. уровень знаний о родительских функциях, уровень осознания родителями родственной связи с детьми, осознание себя как родителя, осознание образа об идеальном родителе, осознание реального и идеального образа супруга(и) как родителя общего Ребенка, осознание реального и идеального образа ребенка. 121 3.2. Психологическая готовность к материнству Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнста несовершеннолетних (С. О. Ка-шапова, 1999); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (А. И. Захаров, 1995; Г. В. Скобло, А. А. Северный, 1995; Г. В. Козловская, 1995 и др.); в филогенетическом аспекте (Г. Г. Филиппова, 1995 — 1999). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющие отношение родителей к неродившемуся ребенку (Н. В. Боровикова, С. А. Федоренко, 1999), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (С. Н. Копыл, Л. Л. Баз, 1994; В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, 1995). В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (Ю. И. Шмурак). В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще неродившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Основными составляющими структуры психологической го- | товности к материнству являются: • особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве; • переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще неродившемуся ребенку; • ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить 122 по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по наличию предпочтения к детям того или иного возраста. Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему мысленной или вербальной адресованное™, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, будет ли следовать строгому режиму, предлагать соску, т. е. ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о необходимом ему. По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству: Низким уровнем готовности к материнству (23 % от всей выборки) чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Матери скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ребенком, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонниками «строгого» воспитания. Также мамы чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет. Высокий уровень наблюдался у 27 % испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, 123 охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими—либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста. Средний уровень составили 50 % матерей; их ответы были частично сходны с ответами первой группы и частично — со второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина женщин из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки—матери», половина отмечала, что любит детей до года, остальные — постарше. Выделенные три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах. Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. В последующем также дети отличаются яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к людям, высокой любознательностью. Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации. Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо владеют речью, плохо умеют играть. У младенцев из третьей группы матерей отмечался более низкий уровень общения с матерью, чем у второй. Они менее ини- 124 циативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами прекращают общение. По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и не готовые к материнству имеют различные представления о роли матери. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Мотивы сохранения беременности. По причинам происхождения беременность разделяют на случайную и запланированную. Случайной является беременность, когда она является нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная беременность делится на запланированную обоими партнерами и беременность, планируемой одной женщиной. Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н. В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами. 1. Беременность ради ребенка (6 %) — наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте. 2. Беременность от любимого человека (3 %) — мотив способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к бе- 125 ременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь. 3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) - мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (т. е. такие женщины рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины. 4. Беременность как протест (12 %) — это беременность «назло» значимому мужчине или родителям. Свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых, и является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям. 5. Беременность ради сохранения отношений (16 %) — женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом. 6. Беременность как отказ от прошлого (8 %) — в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Часто символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым. 7. Беременность как уход от настоящего (5 %) — преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, «заменить» свою жизнь его жизнью. 8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — мотив обусловлен боязнью причинения вреда своему здоровью абортом или потерей возможности деторождения в будущем (табл. 21). 126 Кроме того, можно выделить получивший в последнее время распространение мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды. Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимодополняют друг друга с доминированием одной из них. Кроме того, их присутствие дополняется особым мотивационным фоном. Были выделены три вида такого фона. Для молодых женщин роль такого рода часто играют привлекательность неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности материнства, что обусловливается прежде всего незрелостью и несформированностью личности. При условии наличия в целом благоприятной атмосферы социального окружения женщины, беременность может протекать в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов поведения. Для женщин старшего (после 25 лет) возраста решение сохранить беременность может составлять стремление «не быть хуже Других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет 127 состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со своим новым положением. Самоутверждение через беременность. Основную характеристику этого фона составляет его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса, прививаемых ей с детства психологических установок. Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечить заботу о нем именно материнской особью. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую по-требностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционное назначение — обеспечение со стороны матери адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями, которые выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним. На субъективном уровне для матери выполнение ее материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как системообразующая для материнской сферы. Исследования позволили выделить в гештальте младенчества три компонента: • физический (внешний вид, запах, звуки и т. п.); • поведенческий (инфантильный стиль движений); • инфантильную результативность (результаты жизнедеятель ности, двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возраст ную динамику, требуют разной реакции и ресурсных затрат мате ри. 128 Стиль переживания беременности включает: • физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности; • переживание симптоматики беременности; • динамику переживания симптоматики по триместрам беременности; • преимущественный фон настроения в эти периоды; • переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности; • содержание активности женщины в третий триместр беременности. В психологии беременности особый интерес представляет прогнозированияе отклонений от адекватного материнского поведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности. Г. Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стилей переживания беременности. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; выражены соматические ощущения от состояния беременности. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности. Во втором триместре благополучное эмоциональное состояние. В третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям. Активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16 — 20 недель, сопровождается положительными эмоциями; последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния. Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное. Во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре эти проявления усиливают- 129 ся. Активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период. Первое шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя. Характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, как доставляющих физическое неудобство. Активность в третьем триместре повышается и направлена на содержание, не связанное с ребенком. Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражается страхом за ребенка или за исход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена. Женщина считает беременность карой, помехой и т. п. Шевеление 130 окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью. К концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. С. Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражающую меру сознательного и бессознательного принятия ребенка: 1) идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка); 2) холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие); 3) амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с бессознательным его отвержением); 4) катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение). При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, показано, что отсутствие, сильное снижение или повышение выраженности симптоматики беременности характерно для «отказниц» (В. И. Брутман, М. С. Радионова). В психоанализе при исследовании отношения к беременности также обращали внимание на переживание женщиной шевеления ребенка (Г. Роттман, Т. Верни, С. Фанти). Эти исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний женщиной шевелений ребенка и интерпретации своих физических и эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка может иметь прогностическое значение. Психология беременной женщины. Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности — это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами: На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания 131 себя беременной. Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью. Часто первое время женщины «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме как принять себя в новом качестве. Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения. Для которого характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: «Я» и беременность. В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке. Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я — в положении» (симптом нового «Я»), который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. Speilberger и Jacobs показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей. По мнению авторов, эти изменения носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Такие изменения создают особый тип психологического стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушения аппетита. Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональ- 132 ная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения — от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности. С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Этот амбивалентный комплекс включает опасения, связанные с предстоящими родами; неуверенность в своих.способностях родить и стать полноценной матерью; страх за здоровье и судьбу будущего ребенка; обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности. Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. 133 Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «соединство», «сроднение». Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем. В этот период беременности явно прослеживается изменение конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить как симптом завышенных притязаний по отношению к другим. Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин, подсознательно ожидая изменение социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней. Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный 134 голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающимся духовным отчуждением. Начиная с периода в 20 - 25 недель, возникает еще одна проблема, заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее полноценную сексуальную жизнь невозможной, что создает или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной неполноценности периода беременности. Одним из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании родить, а с другой — избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашается на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка. Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью и испытывает непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период появляются характерные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденно пассивную роль беременной. Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от его фантастического образа к реальному образу. Описанный 135 выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности. Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе. • Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами - носителями материнских функций). У человека это практически вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества). • Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в «дочки-матери», в семью основных компонентов материнской сферы. • Этап нятанъя. На этом этапе происходит формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы «потребности в материнстве». Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Этот этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5 — 6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. 136 • Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения. В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте деятельности — до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа-кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения. • Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. • Послеродовый этап. Он характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и интереса к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родитель-ская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит продление потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. В содержании материнской сферы можно выделить три блока: потребностно-эмоциональный содержит потребность в контакте с ребенком как объектом-носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального блока происходит 137 поэтапно и включает образование эмоциональной реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний; операциональный состоит из двух частей: операции по уходу, охране и общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализаций и мимики; ценностно-смысловой включает отношение к ребенку как к самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-дет-ских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Ценность материнства в свою очередь связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве. Девиантное материнство. В последние десятилетия в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту такое социальное явление, как «скрытый инфантицид» — отказ матери от ребенка. Существуют ли какие-то специфические характерологические особенности личности, которые нарушают естественное формирование готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией. Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как источник принуждения и страдания. Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревож- 138 ностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка худшие свои качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали. С точки зрения В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. По его исследованиям будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в. материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. По его мнению, для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация. Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных исследований, в частности, С. О. Кашаповой, свидетельствуют об искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и инфантильным отношением к беременности у девушек-подростков, ожидающих ребенка. В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству: 1) эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов; 2) неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости; 3) сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви; 4) неразрешенность детских и пубертатных конфликтов; 5) неполная собственная семья, отсутствует отец, часто воспитывается отчимом; 6) в ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки; 7) эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными; 8) мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и 139 холодная; она либо не знает о беременности дочери, либо против нее; 9) ребенок для нее — источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, незначительным и далеким от нее самой. Психологические особенности беременных женщин, готовых и не готовых к материнству*. Большинство готовых к материнству женщин подходят к процессу планирования детей сознательно: 85 % женщин запланировали свою беременность, причем 30 % совместно с мужем; для 15 % испытуемых беременность была не запланирована, но желательна. У всех присутствуют позитивные мотивы сохранения беременности: для 95 % женщин это желание иметь детей, для 26 % — желание любимого человека. Женщины отмечают позитивный коммуникативный опыт в детстве: привязанность к матери, ласковое и заботливое отношение родителей и сейчас чувствуют поддержку и внимание с их стороны, благодарны за свое воспитание. Все отмечают, что любят детей младенческого возраста, в детстве предпочитали играть в куклы и игры, связанные с семьей и воспитанием, любили нянчиться с младшими детьми. Многие указывают на заботливое отношение, внимательность мужа, его включенность в процесс беременности. Женщины испытывают положительные эмоциональные реакции во время шевеления плода: «Я испытываю радость и интерес», «Я испытываю нежность, хочется согреть его своей любовью». Описывая свои переживания, они прибегают к чрезвычайно образным сравнениям: «мягко зашевелился», «мягкие прикосновения». Присутствие ребенка вызывает у них чувство нежности и любви. Периодически возникающие ощущения вызывают у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством. Они постоянно прислушиваются, с нетерпением ждут этих сигналов, активно общаются с ребенком (разговаривают с ним, поют песни, читают книжки и т. д.); прислушиваясь к его шевелению, стараются понять и учесть желания, потребности ребенка. Их по- * Исследование проведено под нашим руководством Ю. К. Абдрахмановой (2000 -2002 гг.). 140 веденческие реакции можно охарактеризовать как игровые, с преобладанием детских паттернов поведения. Данная категория женщин ориентирована на стратегию «мягкого» воспитания: кормление по потребности (причем предпочтение отдается грудному вскармливанию), чаще брать на руки, мягкое пеленание и т. п. Женщин, не готовых к материнству, характеризует недопонимание степени ответственности, их мотивы сохранения беременности нельзя назвать позитивными: 36 % женщин указывают на давление со стороны окружающих; для 30 % ребенок - способ изменить жизнь в лучшую сторону; 36 % испытуемых сохранили ребенка ради собственного здоровья; желание иметь детей присутствует лишь у 20 %. Следует отметить, что 35 % женщин из этой выборки «проживают» процесс беременности и собираются воспитывать ребенка без участия отца ребенка. Большинство испытуемых имели негативный коммуникативный опыт в детстве: указывали на конфликтные отношения в семье (у 30 % семья неполная), на отсутствие привязанности к матери: испытывают обиду по отношению к ней, считают, что мать «не понимала», «мало уделяла внимания», «не смогла дать материнского тепла». Данные женщины предпочитают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторые испытывают негативные ощущения в период беременности, не имеют дифференцированного отношения к шевелению ребенка, занимают пассивно-созерцательную позицию. У большинства образ ребенка игнорируется либо размыт. Этот тип женщин не представляют себе малыша либо не могут его представить, не придумывают имя, не переживают чувства общности с ребенком. Для них ребенок - это крушение их надежд, помеха осуществлению личных планов. Для 26 % женщин ребенок - это возможность проявить любовь к кому-либо, спасение от одиночества. Они чрезмерно озабочены физиологической стороной беременности, соблюдают умеренный режим, ограничивают передвижение и физические нагрузки, но психической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяют. Многие не задумываются о том, как будут воспитывать своего ребенка, смутно представляют его рождение. 141 Корреляционный анализ Спирмена показал, что существует средняя положительная корреляционная связь уровня психологической готовности к материнству и запланированностью ребенка (0, 5708, достоверная на 1% уровне значимости), с увеличением возраста женщины возрастает уровень готовности к материнству (0, 504, достоверно на 1% уровне значимости). Психоэмоциональное состояние беременных женщин, готовых и неготовых к материнству: • испытуемые из выборки, готовых к материнству, характеризуются более высокими значениями по показателям психоэмоционального спокойствия и стремления к действию и активности; • испытуемые из выборки, не готовых к материнству, имеют более высокие значения по показателям психического беспокойства, страхов и опасений, подавленности и депрессии, удрученности и тоскливости. Качественный анализ актуальных тревог и страхов показал, что для беременных женщин, готовых материнству, характерны следующие страхи: • предстоящие роды, родовая боль (47 % испытуемых); • потеря ребенка (42 %); • социальные страхи (отношения между людьми, войны, нестабильность в обществе) присутствуют у 21 % женщин; • потеря мужа (16 %); • темноты (16%). Для матерей, не готовых к материнству, характерны следующие страхи и тревоги: • неизвестность в будущем (79 %); • неопытность в обращении с ребенком (42 %); • страх одиночества (38 %); • предстоящие роды (38 %); • индивидуальные страхи: отношение окружающих к ней, ее беременности, ее ребенку (38 %); • здоровье ребенка (28 %). Представления о материнстве у беременных женщин, готовых и не готовых к материнству. В выборке женщин, готовых к материнству, были получены следующие группы ассоциаций: 1) любящая — 95 % (например, «любящая», «любовь»); 142 2) понимающая — 79 % («понимающая», «справедливая»); 3) добрая, нежная, ласковая — 58 % («улыбка», «ласковые руки», «пушистая, как кошка», «доброта», «ласка»); 4) учитель, воспитатель, помощник — 53 % («знающая», «мудрая», «наставник», «учитель», «совет»); 5) заботливая — 47 % («оберегающая», «заботливая»); 6) хранительница домашнего очага — 37 % («дом», «семья», «уют»). Для испытуемых этой выборки характерно позитивное отношение к материнской роли и к функциям женщины в семье, ярко выражены такие качества матери, как принятие (76 %), отзывчивость (63 %), предпосылки субъекта обучения составляют 53 %. В их ассоциациях можно проследить самостоятельную ценность ребенка как объекта материнской сферы (потребность в контакте, в заботе о нем). В выборке женщин, не готовых к материнству, ассоциации следующие: 1) млюбящая — 43 %; 2) живущая ради ребенка - 36 % («живущая ради ребенка», «самое важное — это ребенок», «готова отдать все для своего ре- " бенка»); 3) чрезмерноопекающая — 29 % («постоянная опека», «огромная ответственность»); 4) игнорирующая ребенка — 29 % («не должна вмешиваться в дела ребенка»); 5) учитель, советник — 7 % («готова дать совет», «научить самостоятельности»). Следует отметить, что женщины последней выборки с трудом находили ассоциации, а их количество во много раз было меньше, чем у женщин, готовых к материнству. Анализ их ассоциаций свидетельствует о невыраженности таких качеств матери, как принятие и отзывчивость, а представление о том, что надо развивать ребенка с первых месяцев жизни, незначимо. Ярко прослеживается представление о сверхценности ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка. 143 Родительские позиции по отношению к будущему ребенку беременных женщин, готовых и не готовых к материнству: • испытуемые, готовые к материнству, характеризуются более высокими значениями по показателю товарищеских отношений с ребенком; • испытуемые, неготовые к материнству, имеют более высокие значения по показателям: оберегание ребенка от трудностей, страх причинить ребенку вред, зависимость ребенка от матери. Они больше ощущают свою «жертвенность» по отношению к ребенку, чаще испытывают раздражение и избегают общения с ним, больше указывают на невнимательность мужа и необходимость посторонней помощи в воспитании. В целом, для женщин, готовых к материнству, характерно: • повышенное внимание со стороны мужа (42 %) и чрезмерное стремление к товарищеским отношениям с ребенком (42 %). Для женщин, не готовых к материнству, характерны: • ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки дома; • большое количество супружеских конфликтов и «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка; • стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред; • предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком; • склонность к неподавлению сексуальности, агрессивности ребенка, нежелание ускорить его развитие и способствовать его активности. Факторы формирования материнства в выборке женщин, готовых к материнству: Фактор 1. Гиперопека (16%). Эти матери стремятся создать зависимость ребенка от родителей, при этом испытывая психическое беспокойство, снижение силы и энергии. Фактор 2. Учет субъективности ребенка (16 %) выражается в неограниченности интересов женщины рамками семьи, ненавяз- 144 чивостью родителей, в стремлении не подавлять агрессивность, сексуальность и волю ребенка. Фактор 3. Демократичность (12%) показывает направленность родителей на товарищеские отношения с ребенком, равенство родителей и ребенка, стремление к действию и активность. Фактор 4. Принятие родительских функций (10 %) проявляется в нестрогости и нераздражительности родителей, которые при этом испытывают психическое спокойствие, отсутствие ощущения «мученичества» в роли родителя, указывая на самостоятельность в воспитании. Фактор 5. Традиционная функционально—ролевая согласованность супругов (9, 8 %) проявляется в редких супружеских конфликтах, недоминантности матери и внимательность мужа, его включенностью в дела семьи. В выборке женщин, не готовых к материнству, были получены следующие результаты: Фактор 1. Негативное представление о родительстве (20 %) выражается в ограниченности интересов женщины рамками семьи, ощущении «мученичества» в роли родителя, доминировании матери, чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и нетоварищеских отношениях с ребенком, в страхе причинить ребенку вред и необходимости в посторонней помощи в воспитании. Фактор 2. Эмоциональная неустойчивость в воспитании (17 %) проявляется в раздражительности и психическом беспокойстве родителя, в стремлении подавлять сексуальность ребенка. Фактор 3. Переживание неразделенной родительской ответственности (11%) выражается безучастностью мужа, его невключенностью в дела семьи, психическом беспокойстве, повышении тоскливости, стремлении не подавлять агрессивность ребенка. Фактор 4. Игнорирование ребенка (10 %) проявляется в нестрогости родителя, стремлении не подавлять волю ребенка, в избегании общения с ним, отсутствии страхов. Фактор 5. Гиперопека (9 %) выражается в поощрении неактивности ребенка и чрезмерной заботе о нем. Механизм формирования психологической готовности к материнству. Традиционная функционально-ролевая согласованность сУпругов, их внимательность друг другу, неконфликтность в обще- 145 нии способствует становлению у них позитивного принятия роди тельских функций: самостоятельности в воспитании, нестрогости i нераздражительности по отношению к ребенку, отсутствии ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. Это выражается в дальнейшем, в стремлении к демократическим отношениям с ребенком и связано с учетом субъективности ребенка, его потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное, на наш взгляд, является благоприятными факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного опыта (одна из предпосылок готовности к родительству), сохранения и развития доброжелательных и внимательных отношений супругов и в целом создания благоприятного психологического климата в семье. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают: а мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния: психическое спокойствие, стремление к действию и активность; - образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность; - а повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремление к товарищеским отношениям с ребенком; - а гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в отношениях с ребенком; принятие родительских функций, традиционная функционально-ролевая согласованность супругов. Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны: а демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния: психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и тоскливость, страхи и опасения; а невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка; 146 а ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки дома; а большое количество супружеских конфликтов и безучастность мужа, его невключенность вдела семьи; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка; □ стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред; □ предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком; □ склонность к неподавлению сексуальности, агрессивности ребенка, нежелание ускорить его развитие и способствовать его активности; □ негативное представление о родительстве, эмоциональная неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской ответственности, игнорирование ребенка или гиперопека. Таким образом, субъектное отношение к ребенку является стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству, она проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании. Для большинства женщин беременность является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным смыслом материнства, но и в значительной степени - необходимостью соответствия социальным требованиям. Разрешение проблемы сохранения беременности находится прежде всего в личности будущей матери в системе ее отношений с внешним миром. Следовательно, психопрофилактическую работу можно начинать задолго до беременности и направить ее на систему отношений, ценностных ориентации женщины. Значительным средством психопрофилактики может быть психологическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание. Неготовность к материнству - это основной фактор психологического риска, лежащий в основе неадекватного обращения матери с младенцем. 147 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы