Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Динамика содержания представлений родительской любви у мужчин в зависимости от возраста
Учитывая особенности отцовской любви, мы полагаем, что данное чувство в своем развитии проходит некоторые этапы: 1) готовность любить. Для формирования готовности любить своих детей основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций в семье отца. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин, и не определяется физиологическим созреванием; 2) любовь — ожидание. Включает ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущего ребенка. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполниться состоянием ожидания; 211 3) послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которым, как правило, занимается мать. Так как забота о потомстве не заложена в инстинктах отца, подчас в возне вокруг младенца ему видится нечто неприличное. В связи с этим часто время, проведенное с младенцем, отцы считают потраченным зря. Им нужны достижения ребенка, чтобы появился повод любить, а до этого все отношения к ребенку порой сводится к элементарному самовнушению: «Ты должен любить его! Это же твой ребенок! »; 4) заинтересованное наблюдение. Когда с младенцем становится возможным играть и общаться, отцовское чувство становится более эмоционально окрашенным. Маленькие достижения ребенка (первая улыбка, хватательный рефлекс и т. д.) значительно обогащают эмоциональную сферу отца положительными переживаниями; 5) заинтересованное сотрудничество. Характеризуется выбором формы проявления отцовской любви. Достаточно часто на данном этапе взаимодействие между отцом и ребенком проявляется именно в форме «заинтересованного сотрудничества». Если материнская любовь необходима ребенку для получения сострадания (безусловность чувства), то отцовская любовь дает ребенку пример для подражания или совет. Когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, для него становится необходимым чтобы отец находился рядом. Отцовская любовь на данном этапе становится зрелым и богатым чувством, так как удовлетворяет ведущую потребность мужчин: «учить, передавать себя». Когда повзрослевший ребенок отделяется от семьи, становится самостоятельным, отцовская любовь видоизменяется, но форма ее проявления остается такой же. В этих условиях отцовская любовь носит дружественный характер. Любовь отца также является неотъемлемой частью жизни ребенка. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность ощутить себя защитником и продемонстрировать родительскую любовь. Психологические исследования показывают, что при сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что вырос - 212 шие без отцов дети, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и с детьми из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000) [75, 138, 191]. Отцовская любовь оказывает влияние на качество развития личности ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может мужчина проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим его людям. Любовь отца обусловлена преимущественно социальными причинами (культуральные особенности, социальные нормы, существующие в данном обществе и другие). Любовь отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна — в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. Э. Фромм (2001) считает, что любовь отца можно заслужить. Ребенок может постараться что-то сделать для того, чтобы добиться ее, то есть может управлять любовью отца. При невыполнении определенных условий любовь отца можно легко потерять. Главная добродетель — послушание, главный грех — непослушание. Последнее влечет за собой наказание в виде лишения любви отца. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксация на природе. Подчинение отцу - созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью [174]. В традиционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны, отношения подчинения, с другой — бунта и содержат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную 213 любовь, то есть отец любит ребенка в большей степени потому, что тот живет в соответствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию — совесть, долг, закон. Отцовская любовь измеряется не эмоциональностью, а заботой о благополучии семьи, о том, чтобы все было хорошо устроено, чтобы жена и дети ни в чем не нуждались. У отцов меньше искренних чувств к ребенку, больше умозрительно сконструированных «систем» и «приемов». У мужчин ведущей является потребность научения и передачи опыта, поэтому отцовскую любовь характеризует такое качество как авторитетность: проявляя свою любовь, отец старается избегать «откровенного сюсюканья», что бы сохранить дистанцию между собой и ребенком. Эта дистанция обеспечивает сохранение сильного, мужественного, идеального образа, необходимого ребенку для чувства безопасности. Отцовская любовь вбирает в себя долг (заботу, ответственность, руководство ребенком в учении и так далее) и особую теплоту, близость (Д.С.Акивис, 1989) [4]. Любовь матери и отца в различной степени детерминирована природными (органические побуждения родителя, телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие между родителем и ребенком) и социальными (социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) причинами. При этом и материнская, и отцовская любовь в равной степени детерминирована причинами психологического характера. Органические побуждения представляют собой природный базис, предполагающий наличие имманентной, органически обусловленной потребности любить своего ребенка. М. Мид (1989) отмечает, что материнская любовь к ребенку настолько глубоко заложена в реальных условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления, что только сложные социальные установки могут полностью ее подавить. Общество должно настолько исказить самосознание матери, врожденные закономерности развития, совершить целый ряд надругательств над ней при воспитании, чтобы она перестала заботиться о своем ребенке [95]. Побуждение отца к зачатию ребенка, к заботе и защите жены и детей возникло с появлением моногамной семьи. Органические 214 побуждения отца менее устойчивы и более сексуально детерминированы по сравнению с органическими побуждениями матери в направлении зачатия, вынашивания рождения ребенка и заботы о нем [74]. В отличие от материнской любви любовь отца не отвечает требованиям врожденного побуждения к заботе о сохранении своего потомства. Природа отцовской любви заключена в побуждении к продолжению рода и своеобразии социального опыта (ролевые позиции родителей, оценивающий взгляд отца как взрослого человека). Для развития родительской любви мужчине необходимо преодолеть путь от бессознательного побуждения к продолжению рода к сознательному устремлению видеть в детях свое продолжение (Ф. Хорват, 1982.) [178]. Таким образом, любовь отца нужно воспитывать в большей степени, чем любовь матери. В большинстве случаев органические побуждения отца проявляются менее сильно, чем органические побуждения матери. Это обусловлено тем, что телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие ребенка с отцом (особенно на начальном этапе развития малыша) не являются столь же тесными как с матерью. В жизненном цикле мужчины нет аналога такому событию как вынашивание, кормление и роды. Большая устойчивость материнских органических побуждений объясняется тем, что генетическая функция самки заключается в обеспечении рождения детей и в сохранении потомства, так как вскармливание и уход за маленькими детьми повсеместно входит в функции женщины [64]. Мать в телесных ощущениях, в телесном контакте более тесно связана с ребенком, по сравнению с отцом. Их контакт начинается с момента зачатия и укрепляется в дальнейшем. Плод является ультразвукочувствительным рецептором материнской психосоматики и окружающей среды. Мать и ребенок взаимосвязаны в телесных ощущениях. Посредствам физиологического взаимодействия она передает ребенку как осознаваемые, так и неосознаваемые психические состояния, мать подчиняет ребенка своим ощущениям, восприятиям и биологическим функциям (С. Фанти, 1995). Функции состояний заключаются в их специфическом влиянии на формирование психических свойств и на протекание пси- 215 хических процессов, а также в их влиянии на организацию структуры личности ребенка в целом (А. О. Прохоров, 1996). Мать может транслировать ребенку как «позитивные» состояния: хорошее настроение, радость, спокойствие, вдохновение и другие, так и «негативные» состояния: утомление, раздражительность, печаль, досада и другие. Следовательно, возможна трансляция матерью ребенку любви своей собственной, а также любви отца. Между новорожденным и матерью существует физиологическая связь, что подтверждается экспериментально: новорожденный лучше берет грудь матери, чем кормилицы, может узнавать свою мать по запаху. Матери также способны отличить запах, голос своего ребенка, они, как правило, не испытывают чувства брезгливости (в отличие от отцов) в процессе непосредственного ухода за ребенком. Следует отметить, что эта физиологическая связь, по мнению социобиологов, весьма существенна для установления впоследствии эмоциональной связи. В ряде работ приводятся результаты исследований показывающие, что матери, по тем или иным причинам не общающиеся со своим ребенком в первые недели его жизни, в среднем проявляют меньшую привязанность к нему в дальнейшем, с меньшей готовностью принимают самоограничения и трудности, связанные с материнством. Наиболее сильным проявление материнских чувств бывает в тех случаях, когда контакт матери с ребенком устанавливается в первые же часы после родов. Физиологический контакт с отцом у ребенка раннего возраста не наблюдается. «Биохимический контакт», по выражению социобиологов, не играет сколько-нибудь заметной роли в отношениях отцов с детьми (В. А. Рамих, 1997) [124]. Природа предопределяет безусловный характер материнской любви. Связь матери и ребенка — это своеобразное неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает ее альтруистично и бескорыстно. Э. Фромм (2001) считает, что специфика материнской любви заключается в её безусловном характере, который проявляется в том, что мать любит своего ребенка здорового и больного, успешного и безуспешного, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания, она любит его не потому, что он выполнил какое-либо социальное условие или оправдал надежды, а потому, что это ее дитя. «Заслуженная» любовь вызывает сомнения и страх того, что она может 216 исчезнуть; она оставляет чувство, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь [174]. Э. Бадинтер (1999) занимая крайнюю социоцентристскую позицию в отношении проблемы материнской любви, считает, что чувства и поведение матери чрезвычайно изменчивы в зависимости от влияния культуры и амбиций женщины. Женщина выполняет три главные социальные роли, которые взаимосвязаны между собой: 1) мать; 2) жена; 3) свободно реализующаяся женщина. В разное историческое время та или иная роль становится доминирующей. В зависимости оттого ценится ли материнская любовь к ребенку или обесценивается в ту или иную эпоху, женщина становится любящей или «холодной» матерью [цит. по 74]. Развитие и проявление материнской любви также обусловлено детским опытом взаимодействия с собственной матерью, связями, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, игрой на основе взаимодействия с реальными или воображаемыми маленькими детьми (Д. В. Винникот, 1998; Ж. Годфруа, 1992; В. А. Рамих, 1997; Г. Г.Филиппова, 1999). Кроме этого, на развитие и проявление материнской и отцовской любви в социальном плане значительное влияние оказывают взаимоотношения между всеми членами родительской семьи, а не только отношения между ребенком и матерью, ребенком и отцом. Существующая патогенная ситуация (В.Н. Мясищев, 1995) в семье при которой могут наблюдаться глобальная семейная неудовлетворенность, семейная тревога, семейно-обусловленное непосильное нервнопсихическое и физическое напряжение, состояние вины связанное с семьей, а также психологическое и физическое насилие. Данные факторы обусловливают наличие двух полярных типов отношения потенциальной матери (отца) к своему ребенку [104]: /. Отсутствие любви. Женщина (мужчина) остается эмоционально холодной (холодным) по отношению к своему ребенку. 2. Избыток любви. Женщина (мужчина) компенсирует отсутствие любви со стороны своей матери (отца) избытком навязчивой родительской любви по отношению к собственному ребенку. Различия в материнской и отцовской любви обусловлены более поздним возникновением «института отцовства». Исторически сложилось так, что на ранних этапах развития человека духов- 217 но-воспитательное влияние мужчин в определенном смысле было вторичным. Оно проистекало из первоначального влияния матерей. Женщины-матери имели определяющее значение для формирования духовного облика человека, так как мужчины еще не участвовали в индивидуальном воспитании детей, то есть не выполняли функции отцов. В традиционной патриархальной семье отец выступает в роле кормильца, воплощения власти и высшего авторитета, примера для подражания и основного наставника для детей в их дальнейшей семейной жизни и общественно-производственной деятельности (И. С. Кон, 1988) [74]. Во всех случаях присутствует одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго вертикальны - отец прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок бесприкословно будет подчиняться (Л.Б. Шнейдер, 2000) [191]. В настоящее время происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, изменяются социокультурные стереотипы маскулинности и феминности, которые задаются сменой культурной парадигмы в современных условиях. Современная ситуация в области отцовства такова, что переплетаются традиционные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся полярными и взаимоисключающими (И. С. Кон, 1988; В. А. Ра-мих, 1997) [74, 138]. Вследствие этого, у отцов появляется более широкий спектр возможностей для проявления родительской любви. Учитывая то, что любовь отца — это огромная сила в развитии и воспитании ребенка, начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при котором отец психологически и эмоционально принимает участие в родах, беременности, кормлении, уходе и воспитании ребенка. Отец может транслировать ребенку свою любовь не только по средствам матери, но и напрямую общаясь с ним, так как ребенок в зародышевом состоянии способен воспринимать звуки, особенно низкие звуковые сочетания. С момента рождения ребенок испытывает острую нужду в заботе со стороны родителей, которая подразумевает кормление, телесный контакт. Помимо этого, малыш испытывает потребность в эмоциональном 218 контакте и общении. Данные потребности может удовлетворить не только мать, но и отец. Это способствует возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку, которая впоследствии перерастает в родительскую любовь (В. А. Рамих, 1997) [138]. Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, чем увлеченнее и активнее он это делает, тем сильнее и глубже становится его любовь к ребенку, которую он начинает испытывать во всей полноте с момента его рождения. В этот период отец ощущает зависимость младенца от его заботы и внимания. Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, как крепнет детское доверие к отцу, он испытывает чувство радости, гордость, уверенность в себе и ощущение своей незаменимости. Таким образом, эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины очень чувствительны, играет значительную роль, пробуждая в мужчине привязанность, значимую для будущих отношений между отцом и ребенком (И. С. Кон, 1988) [74]. При этом любовь отца должна руководствоваться принципами и ожиданиями, быть терпеливой, а не угождающей и авторитарной. Она должна давать взрослеющему ребенку растущее чувство компетентности и в конце концов привести к тому, что он станет полагаться лишь на себя и перестанет нуждаться в отцовском авторитете. Сущность материнской и отцовской любви характеризуется физическим, физиологическим, чувственным, эмоциональным, познавательным, когнитивным, мыслительным, действенным, деятельности ым содержанием. /. Физический, физиологический, чувственный аспект предполагает всеобъемлющий физический контакт, возможность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения. Любовь к ребенку, особенно в течение первых двух лет жизни, лучше всего проявлять в постоянном физическом общении с ним (брать на руки, гладить ручки, ножки, головку) (А. Фромм, 1991) [174]. Как правило, в первые годы жизни ребенка мать проводит больше времени рядом с ребенком, физически взаимодействуя с ним. 219 Между отцом и ребенком существует большая дистанция (Б. И. Кочубей, 2000; И.С. Кон, 1988; Л.Б. Шнейдер, 2000), [74, 191]. 2. Эмоциональный аспект предполагает эмоциональное содержание (эмоции: радость, возбуждение, интерес, восхищение, нежность и другие). Кроме этого, в любви представлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разочарование, уныние и другие. Согласно исследованиям, женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию. Вследствии этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире, более четко и адекватно реагируют на его потребности. Отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане [75]. Большинство матерей более эмоционально вербально и невербально выражают свою любовь по отношению к ребенку, по сравнению с большинством отцов, В то время как внутреннее переживание родительской любви обоих родителей может быть равным по силе. 3. Познавательный, мыслительный, когнитивный аспект. Материнская и отцовская любовь имеет познавательное содержание. Это определенный объем знаний о том, что такое родительская любовь, каковы способы ее выражения, какими должны быть любящие родители, а также знание индивидуальных особенностей ребенка. Данные знания и представления в сознании родителя отражены в когнитивных репрезентациях. Согласно позиции Е.А. Серженко (2002), понятие репрезентация означает «представлять себе», то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся картина мира, социума, самого себя, своего ребенка. Когнитивные структуры — это не копии образцов, а обобщенно-абстрактные репрезентации, схемы, включающие возможность не только получения знаний, но и способы их получения. Таким образом, в когнитивных репрезентациях родителей заложены возможность и способы получения и научения родительской любви. 220 В когнитивных репрезентациях матери и отца, формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать (любящий отец) и каким образом она (он) может проявлять свою любовь по отношению к ребенку. Как правило, мать представлена заботливой, нежной, мягкой, так как эти качества способствуют вынашиванию и выращиванию потомства. Отец представлен защитником семейства, физически сильным, готовым к бою, так как женщина уязвима и нуждается в защите (И.С. Кон, 1987; Л.Б. Шнейдер, 2000), [73, 191]. В зависимости от этого у каждой женщины (мужчины) формируется индивидуальный «портрет» матери (отца), вообще, и любящей (любящего) матери (отца), в частности. 4. Действенный, деятельностный аспект предполагает деятель-ностную озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии ребенка (любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности). И.С. Кон (1988) отмечает, что наблюдения за поведением родителей по отношению к новорожденному в естественной ситуации показывают, что психофизиологические реакции мужчины и женщины на младенцев сходны, а поведенческие реакции различны: женщина стремится приласкать ребенка, тянется к нему; мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с ребенком эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком. Матери, успокаивая ребенка, используют невербальный канал общения (тактильное взаимодействие: берут на руки, гладят). Отцы используют вербальный канал (успокаивают словами) [74]. М. Лэм (1979) наблюдая за тем, как играют и контактируют родители с 7-13 месячными младенцами, выявил, что мать больше ласкает ребенка, играет в привычные для него игры, развлекает игрушками. Отец чаще вовлекает его в силовые игры, а также в игры необычные и стихийно возникающие. Различаются и мотивы, по которым родители берут ребенка на руки. Мать чаще делает это, ухаживая за ним, стараясь успокоить, ограничить активность, тогда как отец берет младенца для игры или потому что ребенок сам просит взять его на руки [цит. по 74]. 221 Рис. 3. Сущность родительской любви Поведенческая специфика любви отца и матери обусловлена совокупностью многих факторов: природные, социальные и психологические детерминанты. Сущность и детерминанты родительской любви отражена на рисунке 3. Считаем, что материнская и отцовская любовь не должна препятствовать взрослению ребенка, не должна извлекать выгоду из его беспомощности. Одной из основных задач родителей должно быть стремление к тому, чтобы их ребенок стал самостоятельным и в последствии отделился от них. При исследовании феномена ро- 222 дительской любви необходимо учитывать специфику любви отца и любви матери, особенности влияния данных сторон родительской любви на развитие личности ребенка, а также их взаимодополняемость. Любовь матери безусловна, она любит ребенка таким, каков он есть. Любовь отца более условна и взыскательна, он гордится реальными достоинствами и успехами ребенка. Ребенку необходимы обе стороны родительской любви, ему важно, чтобы его объективно оценивали за реальные жизненные достижения, не менее важно, чтобы его безусловно принимали. Таким образом, родительская любовь - это базовое человеческое чувство, формирующееся в процессе ожидания и воспитания ребенка. Она является сложным структурным образованием. В научном знании существуют следующие взгляды на проблему детерминированности родительской любви причинами природного, социального и психологического характера. К природным детерминантам относятся органические потребности родителя: половое побуждение, потребность в продолжение рода (побуждение к зачатию, вынашиванию, рождению ребенка, заботе о нем - для женщины; побуждение к зачатию ребенка и к заботе о жене и детях - для мужчины); телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие родителя и ребенка. К социальным детерминантам относятся социокультурное развитие общества; социальное и жизненное пространство личности родителя; опыт родительской любви, приобретаемый человеком при взаимодействии с собственными родителями. К психологическим детерминантам относятся личностные особенности родителя, способствующие возникновению и проявлению родительской любви (положительное отношение к себе: самооценка, самопринятие; темперамент; экстраверсия; характер; нравственность; объективность; вера; плодотворность личности во многих жизненных сферах и другие). Теоретический анализ проблемы детерминированности родительской любви показал, что развитие родительской любви обусловлено комплексным воздействием причин природного, социального и психологического характера. 223 4.2. Родительская позиция как система отношений родителя* Понятие «отношение» выступает базовой категорией психологической науки. Оно находит конкретное воплощение в любых контактах, т. е. взаимодействиях человека с человеком, материальными и идеальными вещами и явлениями. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека. Таким образом, отношение — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием. Категория отношения может рассматриваться и как готов ность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект». Субъект-субъектные отношения включают не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т. е. самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение. Согласно концепции отношений В. Н. Мясищева, ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения [104; с.35 — 39]. Позиция личности означает, в сущности, интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. В. Н. Мясищев выделил три области проявления этих отношений: явления природы (мир вещей); люди и общественные явления; сам субъект — личность. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер по- * В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследования С. С. Жигалина, выполненного под нашим руководством [60]. 224 веденческих реакций на внешние воздействия. Все составляющие психической организации человека так или иначе связаны с отношениями, причем функциональные возможности человека в организации деятельности могут быть определены лишь на уровне активно положительного отношения к ее задаче. Отталкиваясь отданных положений, можно трактовать родительскую позицию как систему отношений личности родителя к особому роду деятельности — воспитанию детей. Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских позиций (установок), которая, по сути, отражает тип родительского отношения, предложена О. Коннер (табл. 32). Таблица 32 Типология родительских позиций (О. Коннер, 1937)
225 Родительская позиция в данной таблице сформулирована в форме характерных для родителя словесных конструктов и способов поведения. Е. Шеффер и Р. Белл (1965) вкладывают в понятие «установка» помимо отношения к ребенку отношение к семейной роли (мужа — отца — хозяина, жены — матери — хозяйки дома). Они выделяют четыре фактора, характеризующие родительские установки: авторитарность, демократичность, опеку и супружеские отношения [цит. по НО]. Е. Е. Ромицына (1999) исследовала восприятие воспитательной практики родителей глазами самих подростков. Она взяла за основу положения Е. Шеффера и Р. Белла (1965) о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие — эмоциональное отвержение», «психологический контроль — психологическая автономия», «скрытый контроль — открытый контроль». Специфика этого подхода заключается в том, что исследуются все три компонента родительских позиций, в частности, поведенческий, который реализуется в воспитательной практике родителей. Кроме того, оценка факторов производится самими детьми-подросткам и дифференцированно (отец-мать). Е. Е. Ромицыной выделено пять основных родительских позиций по отношению к подросткам: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность [140 ]. А. С. Спиваковская (1981) рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам (А. С. Спиваковская, 2000): • Адекватность — степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соот- 226 ношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком. • Динамичность — степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться: а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом; б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка; в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия. Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций. • Прогностичность — способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению дальнейшего взаимодействия с ним. Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, т. е. поведенческий компонент родительской позиции. Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам (адекватность, динамичность, прогностичность) родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии: родители —дети [158]. С точки зрения Т. В. Архиреевой (1990), родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействий и характере обращения с ребенком. Она выделила три основных фактора, характеризующих родительские позиции: «гиперопека — отсутствие родительской опеки», «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком — демократичность», «диктат в воспитании — отказ от авторитарности [12]. 227 А. А. Чекалина (1991) указывает, что родительские позиции — система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения. В свою очередь родительские установки определяются автором как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации [181]. Т. В. Брагина (2000) определяет родительскую позицию как характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку и выделяет шесть типов позиций (табл. 33) [36]. Таблица 33 Виды родительских позиций по Т. В. Брагиной
Родительская позиция может быть осознаваемой, когда есть отношения и взаимодействие с ребенком, отрефлексированные родителем, и неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинены влиянию неосознаваемой мотивации родителя (Е. А. Савина, 2001) [143]. Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, М. О. Ермихина (2004) отмечает следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позициях и относительно взаимодействия родители — дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком [59]. 228 Типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противоположность ему ребенок — физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания (А. С. Спиваковская, 2000) [158].В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для формирования личности подростков (А. В. Желтова, 2002): попустительско-снисходительная позиция; демонстративная позиция; жестко-авторитарная позиция; увещевательная позиция; отстраненно-равнодушная позиция; потакающая позиция; непоследовательная позиция. В зарубежной психологии существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские установки (Е. А. Савина, 2003). В первом подходе родительские установки отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение [143]. Происхождение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и с историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями обусловливает конкретные воспитательные практики (Dix & Gruesec, 1985). Родительские установки рассматриваются в русле ииформаци-онио-процессуального подхода. Согласно этой модели родительские представления рассматриваются как медиатор, который фильтрует опыт взаимодействия с ребенком и затем результирует в определенные родительские стратегии (Mills, Rubin, 1990). Rubin & Mills утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителями детских характеристик. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в 229 первые годы жизни ребенка. Таким образом, установки остаются достаточно стабильными во времени. Третий подход, в рамках которого изучаются родительские установки, это конструктивистский подход. В отличие от предыдущих, здесь родительские установки рассматриваются как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные источники (McGillicuddy-De Lisi, 1980). Наконец, четвертый подход, транзактный, подчеркивает роль культуры как источника родительских установок и представлений (Palacios, 1990). J. Palacios, в частности, выделил традиционный, современный и парадоксальный типы в зависимости от образа жизни родителей. Традиционный наблюдается для сельских жителей, для которых характерны пессимистические ожидания и минимальная вера в возможность влиять на развитие ребенка. Для современного городского типа родителей характерна вера в возможность влиять на развитие ребенка. Родители парадоксального типа не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят в детерминизм среды. Втранзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста в семейной системе. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские установки рассматриваются как часть семейного кода (Samcrorff & Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу родительские установки рассматриваются как достаточно статичные феномены, мало открытые для изменений. Большинство зарубежных исследователей (Rubin & Mills, Rubin, 1990; Samcrorff & Fiese, 1992) указывают на относительную статичность родительских позиций в их трактовке как системы установок. Тем не менее эмпирические данные об эффективных родителях подростков указывают на динамичность их родительских позиций по отношению к ребенку (Т. Gordon, 1993, R. & D. Bayard, 1996). Анализ теоретических работ показывает, что термины: родительская позиция, представления, установки, отношение, воспита- 230 ние употребляются как синонимы, а это представляется не совсем корректным и указывает на отсутствие исследований, посвященных определению сущностных характеристик данного психологического феномена. Тенденция трактовки родительских позиций на основе категории отношения является устойчивой. Однако в каждом из подходов отражается какой-то один тип отношений родителя. С нашей точки зрения родительская позиция может быть рассмотрена как целостная система отношений родителя. Родительская позиция - это система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери), родительской роли, родительству в целом и к воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье. Отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как: счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации. Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери), при этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие роли отца приводит к изменению родительской позиции матери. Сначала она становится неустойчивой в плане социально-ролевой адекватности, а затем перверсивной. Подобный механизм срабатывает и у отцов. Отношение к себе как родителю, как показало наше исследование, во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный-неуверенный, уступчивый-доминантный, добросердечный-требовательный, доверчивый-недоверчивый. Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо 231 отстранение равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами. Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности. Согласно теоретическим положениям системного подхода и накопленным эмпирическим фактам, очевидно, что все виды отношений родителя, трансформируются в родительскую позицию как систему отношений, в которой изменение любого элемента приводит к изменению других элементов и системы в целом. Другими словами, если меняется отношение к ребенку, то это отражается на отношении к родительской роли, родительству, воспитательной практике, себе как родителю и т. п. При изменении родительских позиций подвергаются трансформации все другие отношения родителя. На основании критериев отношений родителя можно представить типологию родительских позиций родителей подростков (табл. 34). 232 233 В таком случае адекватная родительская позиция будет характеризоваться эмоционально уравновешенным отношением отца и матери к подростку и принятием ими дифференцированных родительских ролей. Родители этой категории воспринимают роди-тельство как счастливое, приносящее радость, гордость за своих детей. Они характеризуют себя как уверенного, добросердечного, доверяющего ребенку, но требовательного родителя. Этот тип позиции обусловливает ответственное, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике. Неадекватные родительские позиции находятся на противоположных полюсах - потакающая и отстраненная. Кроме того, у части родителей позиция несформирована. Она может носить противоречивый характер - неустойчивая позиция. Ее главными признаками является противоречивое отношение к ребенку; амбивалентность в принятии роли одним или обоими родителями; неуверенность родителя; амбивалентное отношение к родитель-ству как приносящему радость и счастье и требующему больших усилий по саморазвитию, самоизменению. Этот тип позиции обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике. Потакающая родительская позиция характеризует неуверенного, добросердечного, уступчивого, недоверяющего ребенку родителя; она связана с гипертрофией родительской роли, приводит к излишней концентрации внимания на ребенке. Такие родители определяют родительство как тяжелое, приносящее неприятности. Этот тип позиции также обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике. Излишне требовательная родительская позиция связана с концентрацией внимания на ребенке, .гипертрофией родительской роли, восприятием родительства как сферы самоутверждения, недоверчивостью, доминантностью, излишней требовательностью родителей. Этот тип позиции обусловливает повышенную моральную ответственность, последовательное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике, которую они считают правильной. Отстраненная родительская позиция обнаруживает себя в равнодушном отношении к ребенку; доминантности и недоверчиво- 234 сти родителя; отвержении родительской роли. Родителям свойственно рассматривать родительство как требующее саморазвития или слишком больших изменений в себе. Этот тип позиции обусловливает последовательно безответственное и уверенное отношение родителей к воспитательной практике. Последний тип неадекватной родительской позиции связан с путаницей ролей отца и матери, тенденцией к доминированию, излишней концентрацией на ребенке одного и неуверенностью, отстраненностью другого родителя. Этот тип позиции мы назвали перверсивный, он обусловливает непоследовательное, безответственное уверенное у одного родителя и неуверенное у другого родителя отношение к воспитательной практике. На наш взгляд, адекватная родительская позиция обусловлена целями развития личности подростка и родителей, самореализации в родительстве. Ее ведущими мотивами являются: сохранение отношений с ребенком и другим родителем, помощь, сотрудничество. Главная ценность - личность. Родительская установка может быть выражена формулой «Вместе мы можем и должны.... Воспитательная практика семьи характеризуется позитивным настроем. Потакающая родительская позиция обусловлена целями сохранения отношений с ребенком и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее ведущими мотивами являются мотивы страха, избегания неудач, конкуренции с другим родителем, консолидации с ребенком, мотивы помощи. Личность ребенка является сверхценностью для родителя при низкой ценности его собственного «Я». Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель должен, ребенок сам не может...». Воспитательная практика семьи характеризуется гиперпротекцией, ин-фантилизацией ребенка. Отстраненная родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализации ребенка и самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы - это мотивы конкуренции родителей между собой, превосходства родителей над ребенком. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и сверхценность родителей. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребенок должен и может...». Воспитательная практика семьи характеризуется автономностью детей. 235 Неустойчивая родительская позиция обусловлена конкурирующими целями: гиперсоциализацией ребенка и самоутверждением отца и/или матери через родительство. Ее ведущие мотивы: избегание неприятностей и компенсация собственных недостатков. Наблюдается сверхценность родителя при низкой ценности ребенка. Родительская установка может быть выражена формулой «Родитель и ребенок должны, но не всегда могут...». Воспитательная практика семьи характеризуется непоследовательностью. Перверсивная родительская позиция обусловлена целью самоутверждения отца и/или матери через родительство. Ее главные мотивы: конкуренция родителей между собой, власть, избегание неудач. Имеет место конкуренция ценностей: низкая ценность ребенка и одного из родителей, сверхценность другого родителя. Родительская установка может быть выражена формулой «Ребенок должен, один родитель не может, другой родитель обязан...». Воспитательная практика семьи характеризуется враждебностью. Итак, родительская позиция может быть рассмотрена как система отношений родителя, которая обусловливает характер воспитательной практики в семье. В качестве этих отношений выступают: отношения родителя (отца, матери) к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери) и родительству в целом. Как система отношений родительские позиции включают также совокупность родительских установок и мотивов, которыми он руководствуется в воспитании ребенка - это система целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание. На основе критериев отношения можно выделить одну адекватную и пять неадекватных родительских позиций (потакающая, излишне требовательная, отстраненная, неустойчивая и перверсивная). Различные типы родительских позиций как системы отношений родителя обусловлены определенными родительскими целями, ценностями, установками и мотивами. В свою очередь они придают воспитательной практике семьи специфичный характер. Таким образом, родительская семья является важнейшим фактором социализации и развития личности ребенка. Она обладает определенными механизмами влияния на подрастающую личность. Влияние семьи зависит от ее воспитательного потенциала и других объективных и субъективных факторов. При этом родительские позиции в семейном воспитании выполняют регулятивную функцию. 236 4.3. Особенности семейного воспитания в неполной семье* Одним из отрицательных последствий трансформации брач-но-семейных отношений в ходе адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число разводов, неполных семей, одиноких матерей. Семья, в которой ребенок воспитывается одним родителем, в наше время стала обычным явлением. Сегодня женщина не так нуждается в поддержке мужа в социальном и экономическом плане. Общество давно уже не осуждает матерей-одиночек. Энергичные, предприимчивые женщины добиваются ничуть не меньших профессиональных успехов, чем мужчины. Поданным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья — неполная. В семьях без одного или обоих родителей живут более 5 млн. детей, или 13 % от общей численности детей до 18 лет. Однако более детальный научный анализ статистических данных показывает, что в России при существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи (А. С. Синельников, 1994). Основаниями возникновения неполных семей являются: — развод родителей; — рождение и воспитание ребенка одинокой матерью; — смерть одного или обоих родителей; — лишение родительских прав одного или обоих родителей; — фактический уход из семьи одного родителя. Неполной семьей признается семья, состоящая из одного родителя (либо их заменяющего лица) и детей. Наиболее распространенной формой неполной семьи является семья без супружества, когда только один из родителей, обычно мать, воспитывает детей. Согласно переписи населения 1989 года, в нашей стране 4 890 тыс. неполных семей — это матери с детьми, и 403 тыс. — отцы с детьми. При анализе влияния структуры семьи на воспитание и формирование личности ребенка учет внутренних различий неполных семей является существенным. * В этом параграфе использованы материалы диссертационного исследования И. В. Борисовой, А. М. Демидова, М. В. Нуховой [34, 54, 110]. 237 Среди неполных материнских семей следует различать: — семьи, потерявшие отца в результате его смерти; — семьи с матерью-одиночкой; — семьи после развода. Семьи, распавшиеся вследствие смерти члена семьи, составляют особую группу неполных семей, стоящих несколько особняком, поскольку распад здесь непреднамеренный. По мнению В. А. Юницкого (1992), психологические особенности детей, воспитывающихся в таких семьях, детерминированы фактом переживания горя, а не воспитанием в неполной семье. Однако и в этом случае не удается избежать последствий, общих для всех распавшихся семей: — удар по эмоциональной защищенности; — уменьшение эффективности семьи из-за утраты члена семьи с его специфической ролью и обязанностями; — появление отклонений от нормальной семейной модели с точки зрения окружающих. Второй распространенной причиной возникновения неполной семьи является рождение внебрачного ребенка. Одинокая мать обычно не поддерживает связей с отцом ребенка, чаще испытывает чувство одиночества и ощущает повышенную ответственность за ребенка, превращающуюся в сверхопекающее поведение. Наиболее частая причина появления неполной семьи — развод. Отношение ученых к проблеме влияния развода на развитие личности ребенка не является однозначным. Так, сторонники теории привязанности, уделяющие особое внимание взаимоотношениям ребенка с матерью, считают, что развод для детей не имеет большого значения, поскольку львиная доля ухода за детьми даже в полных семьях обеспечивается не отцом, а матерью. Роль отца, как правило, ограничивается игрой и развлечениями. Накапливающиеся в психологии факты не только подтверждают влияние развода родителей на последующее развитие и поведение детей, но и указывают, что это воздействие может оказаться даже более значительным, чем смерть родителя. Под разводом обычно понимаются тот момент, когда супруги прекращают совместное проживание, и один из них уходит из дома. Однако более точным было бы отношение к разводу как к процессу, который 238 разворачивается во времени, начинается задолго до разрыва. Во многих случаях это довольно продолжительный период конфликта между супругами. Ученые высказывают предположение, что именно конфликты и дисгармония в семье, а не распад ее как таковой, является источником отрицательного воздействия на ребенка. Влияние хронических конфликтов в семье на эмоциональное благополучие ребенка в предразводной ситуации анализируются в исследованиях Б. А. Титова и Л. Т. Машковой (1990). По их мнению, в конфликтных семьях нарушаются главные условия полноценного развития ребенка: защита, любовь и забота близких, обстановка сердечной привязанности и доброжелательности друг к другу. Дефицит безопасности, переживаемый ребенком как чувство страха, тревоги и беспокойства, угнетает его активность, деформирует чувства и мысли, порождает подавленность или агрессивность как ведущие черты личного и социального поведения. При неблагоприятных условиях, по мнению авторов, ситуативная эмоциональная реакция страха может превращаться в стойкую черту характера. Боязнь одного из родителей часто вызывает невротическую привязанность к другому в поисках недостающего тепла. Все это формирует искаженный образ «Я» и низкую самооценку ребенка. Дети, втянутые в ссоры родителей, попадают в тяжелый «конфликт лояльности». С одной стороны, они как и прежде любят своих родителей, с другой — вынуждены опасаться, что не оправдают ожиданий, могут потерять любовь одного из них (Г. Фигдор, 1995). Дж. Валлерштейн и Дж. Келли (1989) свидетельствуют, что решению родителей развестись часто предшествует длительный период неуверенности ребенка, приводящий к резкому прерыванию процесса его развития, которое может способствовать значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка. Таким образом, на развитие личности ребенка оказывают влияние не только развод и воспитание в неполной семье, но и его жизнь в семье до развода, поскольку разведенная семья задолго до разделения родителей уже не является благополучной семьей. Однако следует признать ошибочным мнение, что отсутствие 239 отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль. Необходимо признать, что отсутствие отца не может не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком. В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый тип определяется желанием матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда и не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать даст доступные ребенку объяснения, тем лучше. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и никогда не было, вряд ли разумно. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления детей в такой семье, вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, они начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать и фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье. Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у ребенка представления об отце как обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это трудная позиция для 240 матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, преодоления горечи от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок может спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств. Правильная позиция по отношению к отсутствующему отцу — это только одна из сторон специфичности воспитания в неполной семье. Помимо этого, одинокой матери необходимо разрешать и другие задачи. Как известно, в полной семье мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создает теплую семейную атмосферу близости, доверительности и понимания. А отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В семье, где единственный воспитатель — мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Следует помнить, что попытка все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей чаще всего оказывается безуспешной. Правильнее, осуществляя воспитание, позаботиться о наиболее полном воплощении именно материнской функции, поскольку при попытке выполнять все задачи, как правило, ни одна не выполняется успешно. Все это означает, что в неполной семье матери особенно внимательно следует относиться к созданию и поддержанию с ребенком (любого возраста) подлинного, глубокого контакта и понимания. Исследования неизменно подтверждают, что положение матерей-одиночек по силе стресса находится рядом с такими профессиями, как авиадиспетчер и редактор газеты. Одинокие работающие матери особенно сильно переживают из-за того, что им целый день приходится проводить вне дома, и поэтому они стараются тратить на себя как можно меньше времени. Из-за своей занятости одинокие матери лишают себя общения со взрослыми в нерабочее время, тем самым лишая себя возможности получить сочувствие 241 и одобрение. Также они перекладывают роль «доверенного лица» на детей, что приводит к быстрому взрослению детей, дети берут ответственность за счастье матери на себя. Одинокие родители, в частности, матери-одиночки, склонны к расширению сферы родительских чувств, предпочитают видеть в подростке детские качества, испытывают страх потерять ребенка, предпочитают видеть в ребенке мужские или женские качества в зависимости от пола ребенка. Возможно, идеалом матери будет очень сотрудничающая мать, мать-подруга, одновременно зависимая от детей, образующая симбиоз с ними. Родитель-одиночка для детей — мать, и отец, и часто единственный источник дохода семьи. У одинокого родителя нет рядом взрослого, на поддержку которого он мог бы рассчитывать. Одинокая мать берет на себя больше обязанностей и ответственности, чем мать из полной семьи, возлагая на себя функции как матери, так и отца. Одинокой матери необходимо быть особенно внимательной к выбору средств воздействия на ребенка. Надо помнить, что следует быть чрезвычайно внимательной к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку мать является единственным источником социального научения ребенка. Необходимо стремиться к взаимному сближению, следует следить за тем, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения. В неполных семьях многие естественные для любой семьи экономические проблемы приобретают особый психологический оттенок. Правильно поступают родители, которые постепенно знакомят детей с уровнем финансовых возможностей своей семьи. Однако некоторые одинокие матери с ранних лет пытаются внушить своим детям мысль о том, что, поскольку у них нет отца, дети многое не могут себе позволить. Этого делать не следует, так как ребенок не всегда может правильно осознать истинные причины, ограничивающие его желания, и может почувствовать свою непохожесть, свое отличие от других детей, у него может сложиться представление о собственной исключительности. Существует и противоположная неблагоприятная тенденция, переходящая порой в крайность. Одинокая мама видит свою родительскую задачу в том, чтобы максимально дать своему ребенку то, 242 что есть у детей из полных семей, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Не приученные ни в чем себе отказывать, они могут начать неприязненно относится к своим родителям, категорично требуя выполнения всех своих желаний. При отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят. Все это приводит к глубоким внутрисемейным проблемам. А материнские силы к тому времени начинают иссякать, потому что ребенок требует все больше и больше, и даже если мать во всем ограничивает себя, ее возможности не позволяют удовлетворить все запросы ребенка. Мать начинает понимать, что ее жертвы были напрасными. Для того чтобы избежать подобных проблем будет лучше, если мать, воспитывающая ребенка одна, постарается не столько возмещать экономические недостатки, сколько усиливать другие стороны воспитания: она должна постараться обеспечить ребенка духовными, непреходящими ценностями, не покупать, а созидать свою материнскую любовь. Следует обратить внимание еще на одну трудность воспитания в неполной (материнской) семье. Действительно, воспитание - дело нелегкое, оно требует самоограничения, больших духовных затрат, умения отдавать всю себя. Очень часто в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители полагают, что жертвуют своей собственной жизнью ради детей. Особенно часто формируется подобная позиция в неполной (материнской) семье. Одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создании культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарности за появление на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать за его постоянным развитием и взрослением, формированием его личности, — огромное человеческое счастье. Материнство (независимо от того, полная или неполная семья) дает возможность любой женщине познать полную чашу человеческого счастья. Для некоторых одиноких матерей наиболее сильным переживанием становится испуг, растерянность, им кажется, что они чего-то недодают ребенку. Иногда такое ощущение 243 возникает от обостренного одиночеством чувства повышенной родительской ответственности или от излишней привязанности к «тому единственному, что у нее есть». Ребенок воспитывается в атмосфере повышенной родительской тревоги, родительской вины. Такое отношение может вызвать трудности у ребенка, так как для полноценного развития детям необходимо ощущать чувство жизненной уверенности и безопасности. Весьма распространенная ошибка одиноких матерей — это попытка заполнить ребенком всю свою жизнь. Одинокой женщине необходимо серьезно и беспристрастно отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ее ребенок должен будет пойти своим путем, найти свое место среди других людей, создать свою собственную семью. Если же мать пыталась заполнить свою жизнь только выполнением своей материнской роли, если ей удалось настолько сильно привязать к себе ребенка, что у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой, то это может означать только одно: мать испортила жизнь своему ребенку. Принося в жертву себя, она заставила ребенка принести свою жизнь в жертву. Одинокая мать должна проникнуться сознанием, что воспитание в неполной семье на основе внимательного отношения к ребенку и подлинной любви может не только ничем не отличаться от воспитания в полной семье, но даже быть более гармоничным и здоровым, чем в иных полных семьях только внешне благополучных. Воспитание ребенка в неполной (материнской) семье — это такое же обычное, нормальное воспитание. Матери, воспитывающей ребенка без отца, следует быть устойчивой и критичной к оценкам малокомпетентных людей, которые склонны видеть причины недостатков поведения ребенка в неполноте семьи или же склонны обвинять мать, отдающую время своей работе или личной жизни, в том, что она якобы «забывает о своих материнских обязанностях». Очень разумно поступает одинокая мать, если понимает, что воспитание ребенка для нее связано с некоторыми дополнительными трудностями, но при этом не впадает в панику, а спокойно осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет наиболее правильные пути и формы воспитания своего ребенка. Здесь нужно быть 244 очень критичной, поскольку многое из того, что может показаться одинокой маме препятствием и трудностью, в действительности таковым не является. Необходимо знать, что нет и не может быть какой-то единственно верной воспитательной методики и нет непосредственной зависимости успешности воспитания от полноты или неполноты семьи. Несомненно одно: родители (не важно, отец или мать), должны быть счастливы! Несчастный, озабоченный, переполненный тревогами родитель не в состоянии правильно воспитывать ребенка, создать условия для благополучного развития личности. Слепая жертвенная самоотдача не делает ребенка счастливым. Одинокая мать, конечно же, должна много думать о своем ребенке, делать очень многое для него. Однако, искренне любя своего малыша, она должна думать не только о нем, но и о самой себе и о других людях. Семья, состоящая из двух человек — ребенка и мамы, должна стать открытым содружеством, которое находится в постоянном творческом (контексте) контакте с окружающим миром. Открытые, честные, доброжелательные контакты и отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему развитию и воспитанию ребенка, помогают созданию поистине гармоничного союза, превращают неполную семью в полную. Рассматривая психическое развитие ребенка в неполной семье, мы исходим из положения Л. С. Выготского об определяющей роли конкретной «социальной ситуацией развития». И. Лангмейер и 3. Матейчик считают, что в неполной семье возникает ситуация психической депривации ребенка, который в ней воспитывается. Авторы определяют ситуацию психической депривации как жизненную ситуацию ребенка, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей [93]. Тяжелая и продолжительная депривация обычно вызывает в психическом развитии ребенка глубокие изменения, особенно в эмоциональной атмосфере (И. В.Дубровина, М. И.Лисина, В. С. Мухина). Согласно Ч. Райкрофту (1996), депривация, перешедшая определенный порог, вызывает необратимые последствия, замедляя развитие либо провоцируя появление защиты. 245 Однако границы депривации, за которыми ребенок уже не чувствителен к ее воздействию, неопределены. Отмечается, что депривация может играть и положительную роль. Этим объясняется то, что во многих семьях без отца дети растут психически здоровыми и общественно хорошо адаптированными, а в некоторых случаях ребенок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает и более успешно участвует в общественной жизни. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка в неполной семье, разные сочетания которых имеют разные последствия, приводя к нормальному либо к депривационному развитию. Состав семьи. В семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет определенные жизненные потребности ребенка. Если отсутствует один из родителей, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять. Отец является для ребенка объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности. Считается, что ребенок, выросший без отца, может иметь неадекватную половую идентификацию, низкую самооценку, излишнюю привязанность к матери. Причины, по которой семья стала неполной — смерть, развод, незамужняя мать. Общество оказывает давление на одинокую мать, и ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца. Однако отношение это постепенно меняется в лучшую сторону, что имеет важное значение для компенсации де-привационного развития ребенка, который в ней воспитывается. Среди факторов, влияющих на развитие ребенка в неполной (материнской) семье, выделяют: состояние здоровья, психологические трудности, финансовые и домашние проблемы одинокой мамы. М. Ричарде (1994) пришел к выводу, что все факторы, усугубляющие трудности родителей, — очень плохое жилье, экономические проблемы, частая смена жительства, плохое физическое и психическое здоровье — оказывают неблагоприятное воздействие на детей. Особо выделяют эмоциональные отношения матери и ребенка. Семьи с неблагоприятным отношением к ребенку признаются неблагополучными. В неполной семье по сравнению с полной существует вероятность возникновения и усиления тенденций к 246 крайностям в воспитании. В неполной семье повышается опасность отвергающего отношения матери к ребенку, которая переносит на него свои негативные чувства. Существует опасность появленияи других крайностей — гиперпротекции, ведь ребенок часто становится для одинокой мамы «тем единственным, что ей в жизни осталось». Среди внутренних факторов, оказывающих огромное влияние на ребенка в неполной (материнской) семье, выделяют: возраст, пол, индивидуальные особенности ребенка. Д. И. Исаев, В. Е. Каган (1988), изучающие половую идентификацию, указывают, что наиболее опасна для ребенка неполная семья на самых ранних этапах его жизни, когда идет интенсивная половая социализация, освоение половых ролей [66]. Для мальчиков воспитание в семье без отца, как правило, связано с отсутствием возможности найти импонирующий мужской пример, удовлетворить спортивные и другие интересы. Е. М. Хе-тьерингтон отмечает, что влияние отсутствия отца выражается в некоторой феминизации мальчика: в том смысле, что мальчикам свойственен «феминный» тип поведения, они менее агрессивны, чем мальчики, имеющие отцов, а агрессивность чисто маскулинная характеристика. Для девочек отсутствие в семье отца также создает ряд сложностей, в частности, отсутствие возможности создать адекватное представление о своем будущем партнере. В. А. Юницкий (1992), изучавший детей из неполных (материнских) семей выявил, что для таких детей характерно наличие повышенной личностной тревожности и чувства неполноценности. Возникает вопрос о том, как неполная семья влияет на самосознание ребенка, воспитывающегося в ней. М. Лившиц (1992) считает, что Я-концепция находится в тесной зависимости от последовательных сопоставлений ребенком самого себя с отцом и матерью. Автор считает, что самовосприятие в нормальной семейной ситуации опосредованно восприятием двух противоположных образов: отца и матери. При отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка концентрируется вокруг того из родителей, который живет с ним и заботится о нем. По данным зарубежных исследователей, среди мужчин, не имеющих длительные эмоциональные привязанности или не 247 вступающих в брак, большинство дети одиноких матерей. Причем интересно отметить, что показатель образовательного уровня для этой группы лиц выше, чем в среднем у мужчин; годовой доход у этой группы мужчин в целом превышает средний; показатель сексуальной активности достаточно высокий; ни алкоголизмом, ни наркоманией большинство из них не страдало. Таким образом, это вполне социально и психологически адаптированные и успешные люди, единственное, что их отличает от остальных — нежелание вступать в брак. Воспитание в неполной семье влияет на интеллектуальное развитие ребенка, отсутствие отца в семье (с чем бы оно не было связано), наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. Б. И. Кочубей (1990) утверждает на основании проведенных исследований, что в основе недоразвития этих способностей лежит отсутствие специфики интеллектуальной сферы, создаваемой мужчиной. Данные о влиянии неполной семьи на интеллектуальное развитие мальчика содержатся в исследованиях Л. Карясмит. Она отмечает феминизацию когнитивных навыков. Мальчики, воспитывающиеся без отца, обнаружили типично женский интеллектуальный паттерн: они более успешны в вербальных заданиях, чем в точных науках. Мальчики, имеющие отцов, обнаружили более типичный маскулинный паттерн, т. е. они более успешны в точных науках, чем в вербальных. Лишенные в детстве достаточного общения с отцом, мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможностей стать психопатами, лишенными угрызений совести. Такие 248 мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки [цит. по 34]. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. В свою очередь у матери несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство. B.C. Мухина утверждает, что в неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна, поэтому одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями. Л. Ковар выделяет следующие типы отношений мать-сын. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, может бросить его ради нового мужчины, сын заброшен и забыт. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарование и т. д. С ранних лет он попадает в компании сверстников, стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто нарушает школьную дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при общении с педагогом. «Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него когда нужно ей, а не ему. Это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Его тянет к общению с маленькими детьми, он воображает себя девочкой, к нему прилипает кличка 249 «маменькин сынок». Часто он бунтует против матери и учителей. Характерен уход в мир фантазий, стремление к всемогуществу. Исследования Л. Б. Шнейдер показали, что одиноких отцов, воспитывающих детей, приблизительно 10 %. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и с детьми из неполных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерью. Автор утверждает, что последствия разводов (или других обстоятельств, разделяющих семью) сильнее сказываются на мальчике. Они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряющими самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность. Их поведение как в школе, так и дома более инфантильно, чем у детей из полных семей. Эта особенность поведения проявляется от двух месяцев до одного года со времени развода, но по прошествии этого периода многие трудности сглаживаются. Ряд авторов (А. Г. Антонян, М. Земска, 3. Метейчек, В. Г. Тита-ренко и др.) указывают, что существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и преступным поведением. Многие исследователи (3. Матейчек, М. Раттер и др.) отмечают связь воспитания ребенка в неполной семье с различными психическими заболеваниями. Было выявлено, что эта взаимосвязь более выражена у детей, переживших развод родителей, чем у детей, переживших смерть одного из родителей. Согласно исследованию М. Розен-берга, у разведенных супругов высокая самооценка характерна для меньшего процента детей, чем в полных семьях, где нет одного из родителей из-за смерти или раздельного проживания. Приведенные данные можно объяснить различием социальных ситуаций, возникающих после изменения состава семьи из-за смерти или развода, причем не в пользу последнего. В исследованиях было установлено, что дети из неполных семей более склонны испытывать чувства личностной тревоги и собственной неполноценности, чем дети из полных семей; у них наблюдается повышенная опасность возникновения психических заболеваний и криминогенного поведения. Отсутствие отца отражается на половой идентификации как мальчиков, так и девочек, на взаимоотношениях с противоположным полом, на будущих супружеских отношениях. 250 Ребенок, воспитанный в неполной (материнской) семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни. Вероятность распада брака у выходцев из неполных семей значительно выще по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная (материнская) семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т. д. В качестве решающей причины называется отсутствие одного из родителей — отца. Наличие в семье обоих родителей представляет чрезвычайно важную предпосылку нормального эмоционального и нравственного развития ребенка в семье. Распад семьи отрицательно влияет не только на отношения между супругами, но откладывает отпечаток и на взаимоотношения родителей и детей. Их можно разделить на два типа. Первый тип: в связи с разводом нарушается эмоциональное равновесие матери. Ей не хватает душевных сил, чтобы помочь сыну в трудный для него период. Эта ситуация осложняется тем, что потеряв душевную, доверительную связь с ребенком в подростковом возрасте, для матери есть опасность не восстановить ее еще долгие годы. А поскольку по законодательству дети остаются с матерью, то возникают особые последствия ситуации мать-сын. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной (материнской) семье в большинстве случаев может рассматриваться какдепривирующая. Ряд авторов отмечают отрицательное влияние повторного брака матери на ребенка. Существует мнение, что повторный брак матери может принести ребенку новые психологические травмы. Й. Лангмейер, 3. Матейчек (1984) считают, что повторный брак — это один из путей решения проблем, которые неизбежно возникают в процессе воспитания ребенка в неполной (материнской) семье. Мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей. Вероятно, вопрос о пользе или вреде повторного брака матери для каждой неполной семьи должен рассматриваться индивиду- 251 ально. Необходимо учитывать целую систему факторов — возраст ребенка, отношение к ребенку нового члена семьи и др. Лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, совсем маленькие дети или юноши, чем подростки. Исследования показали, что наиболее остро переживали изменения в составе семьи дети в возрасте от 9 до 13 лет. Положение осложнялось, если обе стороны, вступавшие в брак, приводили в новую семью собственных детей. Психологи еще долго будут обсуждать вопрос о том, что хуже скажется на развитии мальчика: последствия развода или конфликты и ссоры в семье. Наблюдения показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем из конфликтных. Подводя итоги сказанному выше, можно констатировать, что к основным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на развитие ребенка, исследователи относят: — отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности; — отсутствие влияния сферы взаимоотношений между супругами, неустойчивое эмоциональное и психологическое состояние матери, ее ошибочное поведение; — ранний возраст ребенка при потере отца; — негативное отношение значимого социального окружения. Однако следует отметить, что сравнительные исследования трех типов семей (неполной, полной конфликтной и полной благополучной) обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей. Результаты сравнительного исследования особенностей роди-тельства в полной и неполной (материнской) семье.* У одиноких мам более выражено стремление к улучшению своего материального положения, сохранению своей независимости, к реализации своих способностей, нежели у женщин из полных семей. Одинокие * Исследование проведено под нашим научным руководством Е. А. Пузыре - вой (2002). 252 мамы больше времени уделяют своим увлечениям и в то же время отдают много времени и сил решению проблем своей семьи, так как считают, что семейное благополучие — это главное в жизни (табл. 35). Таблица 35 Показатели ценностных ориентации родителей
Одинокие матери более склонны оберегать ребенка от трудностей, испытывают страх нанести вред ребенку. Значительно выше зависимость ребенка от матери и поощрение этого с ее стороны в неполных (материнских) семьях: в отношениях преобладает товарищество, равенство по сравнению с полными семьями (табл. 36). Таблица 36 Показатели родительских установок в структуре родительства
Исследования показали, что в неполных (материнских) семьях заинтересованность матери в делах и планах ребенка значительно выше, чем в полных. Одинокая мама более активно занимается ребенком, интересуется его делами. Тревога за ребенка, стремление оградить его от жизненных трудностей и, как следствие — строгий контроль, дисциплина, требования безоговорочного подчинения 253 в неполных (материнских) семьях выражены более значительно, чем в полных (табл. 37). Таблица 37 Показатели родительского отношения к детям в структуре родительства
Более высокие показатели способности к сопереживанию, безусловного принятия ребенка, эмоциональной поддержки к близости зафиксированы в неполных (материнских) семьях (табл. 38). Таблица 38 Показатели родительских чувств в структуре родительства
В неполной (материнской) семье по сравнению с полной излишне много времени и сил уделяется ребенку, его воспитанию. Ребенок становится смыслом жизни матери, она балует ребенка, многое позволяет ему, стремится отдать ему все. Мать желает удержать ребенка возле себя любой ценой, игнорируя его взросление, наблюдается 254 выраженный страх утраты ребенка. В целом все эти показатели значительно выше в неполных (материнских) семьях (табл. 39). Таблица 39 Стиль семейного воспитания в структуре родительства
В нашей культуре социальной ценностью и значимостью, несомненно, обладает полная семья. Несмотря на то что число неполных семей и, в частности, материнских, в последнее время катастрофически возрастает, согласно статистике, - это явление выглядит уже как вариант нормальных социальных обстоятельств, однако в общественном сознании они все еще воспринимаются как отклонение от нормы. Социальная депривация оказывает давление как на одиноких матерей (ставшими таковыми вследствие вдовства, развода, либо отсутствия брака), так и на детей. Матери вынуждены доказывать окружающим, себе, что могут справиться с проблемами и с воспитанием ребенка. У детей из неполных (материнских) семей при сравнении себя со сверстниками, остро проявляется желание «быть как все», т. е. реализовать потребность в социальном статусе, потребность находиться в семье, иметь обоих родителей. Теоретический обзор литературы показал, что, несмотря на рост научных исследований проблем неполных (материнских) семей, широких обобщений, подтвержденных серьезными эмпирическими исследованиями, все-таки представлено мало. 255 Теоретические положения нередко являются односторонними и противоречивыми. Ученые еще далеки от построения модели, которая позволила бы предсказать последствия воспитания в неполной (материнской) семье для детей и их мам в каждом конкретном случае. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы