Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


учебной деятельности обучающихся .



(1—4 классы)

Тема Кол- во часов Содержание Виды учебной деятельности обучающихся

1 класс (33 часа)

 

«Всегда пусть му- зьтка звучит! » 3 Истоки возникновения музыки. Мир звуков, который нас окружает. Музыка — искусство звуков. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека: музыкальные и немузыкальные звуки, музыкальные и речевые интонации, изобрази- тельные интонации в музыке, изобразительные и музыкальные образы природы (осени). Потребность человека через музыку, танец выражать свое отношение к миру: музыкально-двигательная активность учащихся при исполнении песен и во время игр. Выразительное пение и изобразительные интонации. Эмоциональный отклик на звучащую музыку   Иметь представления об истоках возникновения музыки, о ее значении в жизни человека. Различать музыкальные и немузыкальные звуки, музыкальные и речевые интонации. Выражать свое мнение: что дает нам музыка, что выражает и зачем она нужна. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Обмениваться впечатлениями с учащимися о звучащих музыкальных интонациях. Сопоставлять звуковые и изобразительные впечатления. Формировать слушательские умения и навыки. Владеть навыками создания простейшего аккомпанемента с помощью ударов в ладоши. Выявлять отличия в высоте звучания голоса при исполнении мелодии. Соотносить прослушанное музыкальное произведение с настроением, образами, изображенными на картинах. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы посредством детского художественного творчества: рисование музыки, услышанных музыкальных образов, интонаций. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении. Двигаться под музыку, владеть простейшими танцевальными навыками и навыками танцевальной импровизации под звучащую музыку, двигаться в хороводе.
«Музы- кальная азбука» 6 Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад (мажор-минор). Музыка и эмоциональное со- стояние (настроение) человека, Выразительное пение и изобразительные интонации. Ритмический аккомпанемент и ритмические импровизации. Музыкально-двигательная активность учащихся при исполнении песен и во время игр. драматизация музыкального произведения Различать и описывать основные средства музыкальной выразительности. Определять ладовые различия при прослушивании музыкальных произведений (определять на слух мажор и минор), определять и сравнивать разные длительности (донотный уровень: ритмослоги). Объяснять музыкальные термины: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад. Определять различные настроения, отображаемые в музыке. Запоминать и различать голоса различных музыкальных инструментов (тембровое многообразие музыкальных инструментов). Повторять заданные ритмические рисунки в ладоши и на простейших ударных музыкальных инструментах, создавать ритмический аккомпанемент ритмической линии песни, ритмический аккомпанемент в разном темпе и с разными динамическими оттенками, простейшие ритмические импровизации, изображать образы героев песен на музыкальных инструментах. Приобретать навык чистого интонировакия, проявлять творческую активность при создании ритмического сопровождения к песне на ложках. Вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения и передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы: через выразительное пение — сюжет песни, драматизацию, театрализацию, музыкальнопластическую импровизацию
«На роди- мой сто- ронке» 7 Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Историческое прошлое в музыкальных и литературных произведениях: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, за гадки, игры-драматизации. Сказка -мудрость народная. Традиции празднования Рождества на Руси (колядование). Музыкальные инструменты в культуре русского народа. Ударные народные инструменты: ложки, трещотка, шаркунок, бубен, рубель, колотушка и др. Тембр -окраска звучания музыкального инструмента. Приобретение навыков игры на народных ударных инструментах. духовые русские народные инструменты (рожок, жалейка, кугиклы). Ансамбль. Ансамбль ложкарей. Ансамбль ударных на- родных инструментов Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоатического творчества (песни, прибаутки, скороговорки, колядки, загадки, хороводы). Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности. Воплощать художественнообразах образное содержание народной музыки в пении, слове, игре на музыкальных инструментах, пластике, рисунке. Разыгрывать на- родные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам. Проявлять инициативу в музыкально-театрализованных действиях, создавать костюмы к ним. Эмоционально откликаться через собственную изобразительную деятельность после прослушанной музыки. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Развивать музыкально-ритмические навыки при игре на ударных инструментах сольно и в ансамбле. Исполнять импровизированную пляску под звучащий инструментальный наигрыш. Определять на слух, анализировать и заломикать характерное звучакие, тембры изучаемых ударных и духовых народных инструментов. Приобретать простейшие исполнительские навыки игры на ложках: игра двумя ложками, которые ученик держит за черенки и внешними сторонами черпаков ударяет друг о друга; игра двумя ложками (прием игры «лошадка ) — исполняет ритмические рисунки,

 

«Праздник круглый год»   9 Выразительность и изобразительность в музыке: интонация как отзвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека, различных состояний природы. Интонации: музыкальные и речевые. Динамическая нюансировка(диминуэндо, крещендо) Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: былины и былинщики, игровые русские народные песни. Праздники русского народа. Элементарное детское сочинительство, инструментовка изученных и песен, музицирование в ансамбле народных инструментов Проявлять эмоциональную отзывчивость на звучащую  Музыку, передающую различные образы. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте человека, пении. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы детского художественного творчества: рисование музыки. Подбирать палитру красок и  передавать через рисунок определенные настроения, сезонные изменения в природе. Сравнивать краски (интонации) прослушанных музыкальных  произведений и краски палитры для отображения образов, различать звучание различных инструментов. Сопоставлять звуковые и зрительные впечатления: настроение от  услышанного музыкального произведения с изображенными на картинах образами. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Передавать изобразительные интонации через выразительное пение. инструментов.  Развивать музыкально-ритмические навыки при игре на ударных инструментах сольно и в ансамбле. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов: исполнять весенние календарные песни, заклички, приговорки, весенние свистулечные наигрыши, участвовать в постановке весеннего праздника; воплощать  во время исполнения песен их художественно-образное  содержание, создавать музыкально-пластические  импровизации, выбирать музыкальные инструменты в соответствии с характерами героев исполняемых песен,  придумывать новые куплеты к исполняемым песням; выполнять правила народных игр, взаимодействовать с другими детьми во время проведения массовых  музыкально-театрализованных праздников  

 

«Творчес- кая мастер- ская музы- какта» 8 Изобразительные интонации в музыке. Сопоставление звуко- вых и зрительных впечатлений. Музыкальные импровизации. Интонационно-мелодические особенности народного музы- кального творчества, народных музыкальных инструментов. Историческое прошлое в музы- кальных и литературных обра- зах: малые формы песенного фольклора (частушка), кол- лективная музыкально-твор- ческая деятельность русского народа (народные праздники, потешный театр, танцы), пас- тушьи инструменты в системе традиционной культуры. Ударный музыкальный инструмент своими руками. Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком. Понятие «концерт» Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы посредством детского художественного творчества: рисование музыки. Передавать через рисунок и подобраяную палитру красок определенные настроения, сезонные изменения в природе. Передавать изобразительные интонации через выразительное пение, театрализацию, драматизацию песен. Выполнять задания на повтор ритмов, небольших мелодий, сочинять звукоимитации на народных инструментах. Передавать настроение музыки, сюжет исполняемой песни: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных ин- струментах, участвовать в народных играх, передавать содержание игры через музыкально-пластические движения, выполнять роль водящего. Исполнять несложные народные танцы, пляски-импровизации и пляски-соревнования, передавать свое эмоциональное отношение к музыке через танец, придумывать несложные танцевальные движения. Придумывать припевки, прибаутки для исполнения их во время танца. Создавать погремушки с желаемым определенным звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками погремушках, участвовать в ансамблевом музицировании. Знать пастушьи музыкальные инструменты русского народа (пастушья барабанка, свирель, жалейка, рожок) и их применение в прошлом русского народа. Праздник Егория, традиции празднования. Формировать патриотические качества, бережное отношение к истории своего народа  

2 класс (34 часа)

«Всегда пусть музыка звучит» 5

Колыбельная песня —

древнейший жанр фольклора.

Интонации в музыке

Песня, танец, марш и их раз-

Разновидности песенных

жанров (народные, авторские,

Понятие «композитор».

размер (двух-

трехдольный).

Закрепление музыкальных по-

нятий: «интонация», «выра-

и изобразительные

«музыкальный

«средства музыкаль-

ной выразительности», «ак-

компанемент».

Образы русской природы в

творчестве композиторов, ин-

связь с русской

народной музыкой

 

Определять по характеру музыки колыбельпуст ную. Сравнивать произведения разных жанров. Различать на слух виды маршей: военный, свадебный, спортивный — и разновидности танцев: вальс, польку, плясовую. Определять характер звучащего танца. Закреплять понимание музыкальных произ ведений разных жанров через двигательную активность и игру на музыкальных инстру ментах: осуществлять музыкально-пласти ческие импровизации под танцевальную му- зыку, передавать через движение четкий ритма марша, создавать ритмический акком панемент для звучащих музыкальных произ ведений с помощью ударов в ладотши, на лож ках или на других ударных музыкальных инструментах. Формировать мотивацию к эмоциональному отклику на звучащую музыку, поэзию, про- изведения изобразительного искусства, пере дающие различные образы. Приобретать опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия темп, ритм, тембр, динамика, лад) звучащего инструмента. Формировать умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства. Отличать музыкальные произведения с трехдольным (3/4) и двухдольным размерами (2/4). Проявлять творческую активность при передаче художественного образа народных песен во время выразительного пения, при сочинении (продолжении) мелодии, начатом учителем, придумывании на музыкальном инструменте ритмического сопровождения, осуществлении драматизации разученных песен  
«Музыкальная азбука» 4 Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементарная нотная грамота. Термины: нота, длительность нот; пауза, длительность пауз; музыкальные доли, такт, тактовая черта, нотный стан, скрипичный ключ, музыкальный размер. Названия нот. Понятия: запев, припев и куплет в песне. Различные виды хоров: однородный (женский, мужской, детский) и смешанный, а так- же народный, академичес- церковный хор. Правила нения в хоре.

Ориентироваться и понимать элементарную нотную запись, музыкальные термины. Записывать ноты и исполнять мелодии с ориентацией на ноткую запись. Иметь представление о расположении нот на клавиатуре фортепиано. Исполнять различные ритмические рисунки с использованием четвертей, восьмых и шестнадцатых в двухдольном или трехдольном размере, дидактически применять ритмослоги для показа длительностей («та» — четверть, «ти» — восьмая, «ту»—«ру» — шестнадцатые), создавать ритмический аккомпанемент для звучащего произведения.

Узнавать певческие голоса: детские, муж-

ские, женские — и определять на слух разкий

личные виды хоров.

Дифференцировать мелодии с различными

вариантами направлений движения: восходящее

нисходящее, смешанное.

Определять на слух произведения, исполняемы

в различных музыкальных жанрах: песня

танец, марш. Сравнивать произведения

по применяемым основным средствам музыкально

выразительности (мелодия, темп,

ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов)

динамика, лад).

Эмоционально воспринимать, сопереживать

и откликаться на музыку, определять характе

и жанры прослушиваемых музыкальных

произведений.

Передавать художественный образ песни чере

выразительное пение, владеть навыками

чистого интонирования мелодии, создавать

ритмический аккомпанемент к исполняемом

музыкальному произведению

«На родимой сторонке» 7 Многоликость русской песенной культуры. Интонации русской народной песни. Жанры русской народной песни: трудовые, лирические, плясовые, хороводные, календарные, частушки, колыбельные, солдатские. Тембровая природа музыки. Единство интонаций голоса и музыкального инструмента. Тембр духовых народных инструментов (искусство рожечников) и связь с русскими напевами. Роговая музыка, роговой оркестр. Русская музыкальная народная инструментальная культура: струнный народный инструмент балалайка (история, эволюция развития, музыкальные возможности); гармоники различных областей России (ливенская, саратовская, тульская, вятская, татарская и др.). Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: былины и былинщики, сказители, былинный эпос (связь речевых и музыкальных интонаций), искусство скоморохов на Руси (синтез музыки и театра). Народные праздники русского народа: традиции рождественских колядок

Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальную культуру русского народа. Принимать участие в создании и проведении народных праздников. Проявлять творческую активность через пение, инструментальную, тавцевальную импровизации, драматизацию музыкального произведения, прядумывакие малых песенных форм (попевок, колядок, частушек), создание костюмов для театрализации. Воплощать во время выразительного и интонационно чистого исполнения песен их художественно-образное содержание, выбирать музыкальные инструменты в соответствии с характерами героев исполняемых песен, придумывать продолжение куплетов к исполняемым песням; выполнять правила народных игр, взаимодействовать с другими детьми и проявлять инициативу во время коллективной творческой деятельности. Отличать названия музыкальных инструментов: балалаек (прима, контрабас), рожков — по соотношению размеров инструментов и высоты и силы их звучания. дифференцировать музыкальные инструменты различных классификационных групп (рожок, балалайка, гармоника), определять их на слух, анализировать и запоминать характерное звучание, тембровые характеристики.

Владеть навыком игры в ансамбле народ- ных инструментов, придумывать ритмическое сопровождение к исполняемым музыкальным произведениям. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам.

«Путе- шествие в мир музыка- льных шедев- ров» 9 Музыкальная речь, выразительные и изобразительные интонации в музыке, средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи и созданных в сочинениях композиторов музыкальных образов. Песенность, танцевальность, маршевость. Их значение в музыке. Опера, либретто, сюита, мини- атюра, скерцо, пьеса. Образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики в музыке русских композиторов (М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков). Значение выразительных и изобразительных интонаций. Героико-патриотические образы в произведениях русских композиторов (М.П. Мусоргский). Образы русской природы в творчестве композиторов, интонационная связь с русской народной музыкой Образы русской природы в творчестве композиторов, интонационная связь с русской народной музыкой.

Эмоционально откликаться на звучащую музыку. Приобретать опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности, сравнивать их применение в различных музыкальных произведениях (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.), определять изобразительные интонации у прослушиваемых музыкальных произведений. Различать песенность, танцевальность, маршевость в музыке.

Размышлять о созданных русскими композиторами героико-патриотических, сказочных, эпосных образах.

Передавать выразительные и изобразительные интонации песни, содержание художественных образов музыкальных произведений через выразительное пение, мелодекламацию стихов под музыку, ритмическое сопровождение на ударных инструментах, драматизацию, импровизированное музыкально-пластическое движение (танцевальная импровизация под музыку).

Создавать инструментальное сопровождение или ритмический аккомпанемент на ударных инструментах звучащего музыкального произведения.

Обнаруживать общность истоков народной и композиторской музыки.

Узнавать музыкальные произведения на слух, анализировать их. Формировать умение передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства (детское художественное творчество)

«Творче ская мас- терская музыканта» 9 Симфонический оркестр и группы: струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолоичель, деревянные и медные духовые инструмен- симфонического оркестра кларнет, труба, валторна, тромбон, туба), ударные инструменты (малый барабан, литавры, ксилофон), одиночные нструменсимфонического оркестра фортепиаво, орган). Тембр — краска музыкального инструмента. Интонационная выразительность исполнения и создаваемый музыкальный образ. Музыкальная речь. Музыкаль- ный образ. Передача образов музыкального  произведения через звучание музыкальных инструментов, их тембров (С.С. Прокофьев «Петя и волк»). «Этот день мы приближали, как могли! » История двух песен о Великой Отечественной войне. Ударный музыкальный инструмент своими руками (погремушка). Простейшие технологии изготовления. Экспериментмрование со звуком

Делать общий анализ и выявлять характер-

ные музыкальные интонации музыкального

произведения. Определять на слух основные

средства музыкальной выразительности

(мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад

и др.). давать характеристику создаваемым

с помощью музыкальных инструментов образам в музыкальных произведениях.

Определять на слух музыкальные инстру

менты различных групп симфонического ор

кестра, сравнивать их друг с другом и давать

характеристику звучания.

Передавать художественный образ песни че

рез выразительное и интонационно чистое

пение. Осуществлять собственный музыкаль

но-исполнительский замысел в пении и имп

ровизации на музыкальных инструментах и

в танце. Сочинять несложные песенные тек

ты (частушки; задание на придумывание

окончания текста).

Создавать погремушки с желаемым опреде-

ленным звучанием. Создавать ритмическое

сопровождение к песне на сделанных своими

руками погремушках, ансамблевое музицирование

         

3 класс (34 часа)

Тема Кол- во часов Содержание Виды учебной деятельности обучающихся
«Всегда пусть музыка звучит! »   3 Выразительность и изобразительность в музыке и в живописи. Интонации в музыке — интонации в живописи   Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Анализировать услышанные образные музыкальные интонации. Находить взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Анализировать музыкальное произведение по применяемым основным средствам музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Формировать умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства
«Музыкальная азбука» 5 Музыкальное развитие. Основные приемы развития музыки: повтор, контраст. Варьирование. Варьирование в народном песенном творчестве. Музыкальное развитие и танцевальность в музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного со- держания произведений. Музыкальные построения: музыкальная фраза, предложение, период. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы, рондо, вариация Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Слышать, определять, сравнивать разные приемы развития и формы построения музыки. Определять контраст как сопоставление характеров в музыке. Определять форму построения музыкального произведения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трехчастные, рондо, вариации и др.), соотносить художественнообразное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении. Придумывать разный характер исполнения песни (по куплетам), а также сочинять видоизмененный вариант мелодии. Подбирать музыкальные инструменты для ритмического сопровождения песни.Создавать на музыкальных инструментах динамические, темповые, тембровые инструментальные вариации, а также ансамблевую импровизацию. Передавать на музыкальных инструментах услышанные изменения в музыкальном произведении. Дирижировать в такт музыке. Придумывать танцевальные движения под звучащую музыку, соотносить движения с музыкальным развитием и происходящими в музыке изменениями
«На родимой сторонке» 8 От канта до гимна. Гимн — торжественная песня, Народные истоки в творчестве композиторов (П.И. Чайковский, Р.К. Щедрин). Вариативность народной песни. Основатель Великорусского оркестра В.В. Андреев. Современный оркестр русских народных инструментов. Оркестровые группы (бала- лайки, домры, гармоники, духовые и ударные народные инструменты). Репертуар оркестра. Ансамбли народных инструментов однородного и смешанного состава. Интонационные особенности рождественской музыки   Отличать гимн по характерным средствам музыкальной выразительности. Знать гимн России (гимн своего города, школы), передавать художественное содержание гимна через выразительное пение. Находить вариативность в мелодии и в тексте народной песни. Знать историю создания Великорусского оркестра. Узнавать по звучанию и отличать инструменты и оркестровые группы оркестра русских народных инструментов. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов, выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.Создавать инструментальное сопровождение на ударных инструментах к звучащему музыкальному произведению в исполнении оркестра русских народных инструментов. Передавать на инструментах изменения вступления разных групп инструментов оркестра, динамического развития музыки. Передавать художественный образ песни через выразительное пение, драматизацию, придумывание танцевальных движений. Музицировать в ансамбле однородного (ансамбль ложкарей) или смешанного состава музыкальных инструментов. Выявлять отличительные особенности рождественской музыки
«Путешествие в мир музыкальных шедевров»   9 Интонационное богатство музыкального мира. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях различных жанров выдающихся композиторов. Творчество И.С. Баха. Орган. Органная музыка. Творчество В.А. Моцарта. Симфоническая музыка. Л. Бетховен. Песенность в творчестве Л. Бетховена. Ф. Шопен. Интонационно-образная изобразительность в фортепиаяных произведениях. И. Штраус. Танцевальность в музыке И. Штрауса. Н. Паганини. Виртуозная музыка для скрипки. Образ материнства в классических произведениях и в произведениях изобразительного искусства     Формировать умение эмоционально откликаться на звучащую музыку. Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов. Приобретать опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Узнавать по звучанию произведения различных композиторов, сравнивать по применяемым основным средствам музыкальной выразительности. Определять по характерным признакам на слух различные музыкальные жанры: симфоническая, фортепианная, органная, вокальная музыка, марш, гимн, вальс, песня. Создавать инструментальное сопровождение на ударных инструментах к звучащему музыкальному произведению. Дирижировать ритм музыкального произведения, вальсировать под музыку, осуществлять танцевальные импровизации под музыку
«Творческая мастерская 9 Музыкально-образные интонации. Выразительность и изобразительность в произведениях искусства. Богатство и выразительность звучания музыкальных инструментов: народные гармоники, баян, аккордеон (эволюция развития гармоники вмире, сравнительньий анализ лютня и гитара (эволюция развития струнных инструментов в мире, сравнительный анализ инструментов. Музицирование на свирелях. Разновидности оркестров: симфонический, духовой, джазооркестр народных инструментов. Профессия дирижер. Понятия: партитура, дирижерская палочка, ауфтакт, дирижерский жест. Ударный музыкальный инструмент своими руками (трещотка). Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком. Песни военных лет Формирование умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства. Узнавать и определять различные составы оркестров: симфонический, духовой, джазовый, оркестр народных инструментов. Сравнивать различные виды оркестров между собой по группам инструментов, по исполняемому репертуару.Отгадывать на слух или по изображению инструменты, характерные для различных видов оркестров, фрагменты изученных музыкальных произведений и звучания музыкальных инструментов на слух; делать общий музыкальный анализ, сравнивать музыкальные интонации. Получить знания об основах звукоизвлечения на свирели (постановка пальцев, апликатура). Исполнять на свирели несложные мелодии русских народных песен. Уметь играть сольно и в ансамбле, сочетать пение и игру на свирели (свирелях), осуществлять простые импровизации на свирелях на тему исполняемой песни. Создавать разновидности трещоток с опреде- ленным звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование. Исполнять песни и передавать художественный образ песни через выразительное пение. Проводить ценностно-смысловой анализ прослушиваемых песен, написанных в годы Великой Отечественной войны, выделять музыкально-художественные интонации. Использовать возможности информационных компьютерных технологий на уроках музыки

4 класс (34 часа)

Тема Кол-во часов Содержание Требования к уровню подготовки учащихся
«Всегда пусть музыка звучит! » 9 Мелодия в вокальной и инструментальной музыке — интонационно осмысленное музыкальное построение. Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Симфония — жанр оркестровой музыки, особенности построения симфонии. Й. Гайдн — основоположник современного состава симфонического оркестра и симфонии как музыкального жанра. Сюита — особенности музыкальной формы. Балет. Либреттист, композитор, балетмейстер, художник. Строение балетного спектакля. Опера. Либретто, речитатив, ария, ариозо, номер, картина, действие, пролог, эпилог. Интонации народных песен в опере. Мюзикл. Особенности музыкально-сценического жанра. Тема патриотизма в творчестве русских композиторов. Кантата. Композитор — исполнитель — слушатель. Композиторы — исполнители своих произведений (П.И. Чайковский, И.С. Бах, Ф. Шопен, Н. Паганини, С.В. Рахманинов). Авторы-исполнители. джазовая музыка Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Отличать и сравнивать различные виды музыкальных жанров. Размышлять об отличиях музыкальных произведений различных жанров, образно-выразительных средствах. Отличать на слух по звучанию состав камер- ных ансамблей, музыкальных коллективов других составов. Уметь определять на слух голоса солирующих инструментов. Размышлять о создателях, исполнителях и слушателях музыки. Знать правила поведения и слушания музыки в концертном зале. Воплощать художественные образы через музыку, песню, танец в процессе постановки детского мюзикла. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов
«Музыка не имеет границ» 7 Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Музыкальная культура Украины и Беларуси. Сходство музыки славянских народов. Интонационно-мелодические особенности музыкального языка. Музыкальные инструменты славянских народов. Песенная, танцевальная и инструментальная культура прибалтийских государств. Общие черты в музыке Эстонии, Латвии, Литвы. Музыкальная культура европейских государств. Музыкальная культура американского континента. Кантри. Регтайм. Латиноамериканские танцы. Музыка африканского континента. Многообразие восточной музыкальной культуры в песенном, танцевальном, инструментальном жанрах. Армянский дудук. Грузинская лезгинка, азербайджанский народный танец «Яллы». Народные мотивы в современном исполнительстве Азии. Народные мотивы в творчестве русских композиторов и композиторов других стран Воспринимать на эмоциональном уровне профессиональное и народное творчество разных стран мира. Размышлять о явлении »музыка не имеет границ», т.е. язык музыки понятен людям разных национальностей без перевода. Анализировать и соотносить художествен- ное содержание, музыкальный язык, интонационно-мелодические особенности музыки своего народа и народов мира. Находить общее и различия у музыкальных инструментов России, Украины, Беларуси, других государств. Узнавать на слух музыкальные произведения разных народов мира. Передавать художественный образ песен, танцев разных народов, воплощать их художественно-образное содержание через выразительное пение, драматизацию произведения, двигательную активность, импровизированные движения
«Путешествие в мир музыкальных шедевров» 9 Интонационно-образная природа музыкального искусства. Исторические события в музыкальных образах. Знаменитые оперные певцы: Ф.И. Шаляпин, С.Я. Лемешев, д.А. Хворостовский, М. Каллас, Е.В. Образцова. Легенды музыкального искусства: лучшие исполнители и дирижеры (Герберт фон Караян, КА. Гергиев, С. Рих- тер, Э.Г. Гилельс, Г. Кремер, В.Т. Спиваков, Ю.А. Башмет, М.Л. Ростропович). Лучшие музыкальные залы мира, национальные театры: Большой театр, Мариинский театр, «Ковент-Гарденэ, «Ла Скала», «Гранд-Опера». джазовые исполнители и коллективы: Л. Армстронг, Э. Фицджералд, д. Эллингтон и его оркестр. Образ в искусстве. Музыкальные произведения, посвященные женщине: инструментальная музыка, романс, авторская песня Рассуждать об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. давать характеристику услышанным в музыкальных произведениях темам патриотизма, войны и мира, образу женщины и др. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Получать знания о лучших концертных залах в разных странах мира. Рассуждать о значении средств массовой информации в развитии музыкальной культуры. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы. Создавать ритмическое сопровождение на шумовых ударных инструментах для музыкальных произведений, написанных в различных музыкальных стилях и жанрах. Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация)
«Творческая мастерская музыканта» 9 Мастера и изобретатели музыкальных инструментов (Н. Амати, А. Страдивари, И.А. Батов, С.И. Налимов, Т. Бём). Современные экспериментальные музыкальные инструменты. Ударные музыкальные инструменты своими руками (погремушка из спичечных коробков, погремушка из разных видов упаковок, трещотка из линеек и бусин, горшкофон, бутылкофон, ударная установка из консервных банок). Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком слуховой анализ с целью дальнейшего применения в ансамблевом музицировании. Электромузыкальные инструменты и их музыкальные воз- можности. Звукоусилительное оборудование. Воздействие музыки, света и цвета на человека. Светорежиссура и светопостановка в театре, на концертах. Цветомузыка. музыка и классические произведения в современной обработке. Музыкальная обработка. Аранжировка. Эстрадная музыка, эстрадный исполнитель, эстрадный оркестр.Рок-н-ролл. Рок-музыка. Рок-опера. Современные музыкальные произведения об историческом прошлом нашего народа   Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать и распознавать музыку, написанную в различных жанрах и стилях. Уметь находить отличия в звучании симфонического и эстрадного оркестров, музыкального коллектива, исполняющего рок-музыку. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. Создавать разновидности трещоток с определенным звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование, драматизация произведения. Экспериментировать и осуществлять цветомузыкальную деятельность: подбор определенного цвета во время звучания музыкального произведения, показ через выбранный цвет развития музыки, анализ своей деятельности. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов в отдельных музыкальных произведениях и в произведениях различных музыкальных жанров (опера, мюзикл, рок-н-ролл). Участвовать в коллективном музицировании на народных, элементарных и электронных музыкальных инструментах. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении, музицировании, в танцевальных движениях

 8)Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Литература для учителя

1. Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия –пособие для учителя / сост. Д.А.Рытов, - М.: Русское слово, 2013. - 47 с.: ноты.

2. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 1 CD / Д.А.Рытов. - М.: Русское слово.

3. Музыка. 1класс: рабочие тетради-1, 2 части, / авт.-сост. Д.А.Рытов. – М.: Русское слово, 2013.

4. Музыка. 2 класс: нотная хрестоматия –пособие для учителя / сост. Д.А.Рытов, - М.: Русское слово, 2013. - 47 с.: ноты.

5. Музыка. 2 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 1 CD / Д.А.Рытов. - М.: Русское слово.

6. Музыка. 2 класс: рабочие тетради-1, 2 части, / авт.-сост. Д.А.Рытов. – М.: Русское слово, 2013.

7. Золима, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.

9. Курушина, Т. А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков / Т. А. Курушина. - Волгоград: Учитель, 2009.

Печатные пособия:

- комплект портретов композиторов;

- демонстрационный материал: Музыкальные инструменты. Информационно-коммуникационные средства:

Интернет- ресурсы:

· www.1september.ru

· www.uchitel.edu54.ru

· - http: //music.edu.ru/ (музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала)

· - http: //www.classik-musik.ru (классическая музыка)

· - http: //muzyka.net.ru (словарь музыкальных терминов)

· -http: //www. uroki.net/

· -http: //www.karaoke.ru (песни- караоке)

· Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ru. wikipedia.org/wiki

· Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //classic.chubrik.ru

Технические средства обучения:

- компьютер, мультимедийный проектор,

- экран проекционный,

- принтер,

- интерактивная доска, -DVD,

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

- музыкальный инструмент (электронное фортепиано);

Дополнительная литература для учащихся:

1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. М.: Музыка, 1984.

2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

3. Музыка.Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб.: Композитор, 1997.

· Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.music-dic.ru

· Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь