Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раннединастический период



 

Историю Древнего Ирака, как и его доисторическую эпоху, можно разделить на несколько периодов, для каждого из которых характерны важные политические перемены, а порой и значительные или не такие заметные изменения в обществе, хозяйстве и культуре.

Первый из этих периодов занял часть 3-го тыс. до н. э. Конец ему положило завоевание Шумера Саргоном, семитским правителем Аккада, произошедшее примерно в 2400 г. до н. э. Поэтому его нередко называют досаргонским, хотя чаще (по крайней мере, среди англоязычных исследователей) используется термин «раннединастический».

Когда именно в Ираке началась историческая эпоха? Этот вопрос представляет гораздо больший, чем просто академический, интерес и заслуживает более внимательного изучения. Нам известно, что в основу единственного имеющегося в нашем распоряжении источника, позволяющего судить о хронологии истории Месопотамии, легли отчасти вымышленные, отчасти реально произошедшие факты. Где в нем начинают описываться сведения, в историчность которых мы можем поверить? В какой момент мы перестаем сталкиваться с легендарными героями и начинаем читать о царях, живших на самом деле? Ответ на этот вопрос очевиден: нужно найти надпись, составленную по приказу одного из древнейших правителей Шумера, упомянутых в царском списке. Чем ближе к началу перечня будет расположено его имя, тем глубже в прошлое можно отодвинуть начало исторической эпохи.

На протяжении длительного времени у нас не было подобного источника. До Первой мировой войны знания историков о досаргонской эпохе почти полностью были основаны на результатах раскопок, проведенных французами между 1877 и 1909 гг. в Лагаше (в настоящее время – Телло). Этот обширный холм расположен неподалеку от Шатт-эль-Гарраф, в 88, 5 км к северу от Насрии. Помимо весьма примечательных произведений искусства, в ходе этих раскопок были обнаружены надписи, позволившие в подробностях восстановить историю Лагаша и составить список его правителей с наиболее раннего времени в 3-м тыс. до н. э. примерно до 2000 г. до н. э. К несчастью, эти сведения относились только к одному городу. Еще хуже то, что его правители в Шумерском царском списке не упоминаются (несомненно, так как они, как считалось, никогда не правили всем Шумером). Пытаться реконструировать древнейшую историю Месопотамии по источникам, найденным в Лагаше, – такое же безнадежное дело, как судить об истории Англии по архивам Кентербери и спискам герцогов Кентских.

Зимой 1922/23 г. сэр Леонард Вулли проводил раскопки в Эль-Убейде, неподалеку от Ура, на территории поселения, название которого получил один из периодов древнейшей истории Месопотамии. Помимо некрополя доисторической эпохи, в Убейде была обнаружена платформа, сложенная из кирпича-сырца, на которой некогда стоял небольшой, но богато орнаментированный храм. Само святилище было полностью уничтожено еще в древности, но большое количество фрагментов его убранства, включая превосходные бронзовые статуи и рельефы, было выброшено врагом и лежало под слоем пыли у подножия платформы. Среди этого бесценного «мусора» Вулли обнаружил мраморную табличку с надписью: «Богине Нинхурсаг, Аанепада, царь Ура, сын Месанепады, царя Ура, для Нинхурсаг построил (этот) храм».

Об Аанепаде вплоть до настоящего времени ничего не известно, но исследователям с легкостью удалось отождествить его отца Месанепаду с основателем I династии Урука. Таким образом, впервые было доказано, что один из древнейших правителей Шумера, которого прежде считали мифическим персонажем, существовал в действительности.

Однако впоследствии ученые узнали еще больше. Немецкий ассириолог доктор Д.О. Эдзард обнаружил в Багдадском музее фрагмент большого алебастрового предмета неизвестного происхождения, на поверхность которого очень древним письмом было нанесено несколько слов: «Ме-бараг-си, царь Киша».

Как доказал Эдзард, этот правитель – не кто иной, как Эн-Мебарагеси, упомянутый в Шумерском царском списке (эн – это титул, который вполне можно было опустить), двадцать второй представитель «легендарной» I династии Киша и отец Агги, сражавшегося, как было сказано выше, с Гильгамешем. Более того, через год после этого шумеролог С.Н. Крамер с помощью источника, известного как Туммальская надпись, смог доказать, что Гильгамеш был современником правителя Ура Месанепады.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

1) Гильгамеш, царь Урука и предположительно главное действующее лицо знаменитого эпоса, скорее всего, действительно существовал;

2) Эн-Мебарагеси, правитель Киша, отец Агги и далекий преемник Этаны, является древнейшим из правителей Шумера, в историчности которых мы в настоящее время уверены.

Возможны ли более точные, абсолютные датировки? Хронология 3-го тыс. до н. э. все еще остается крайне неопределенной и противоречивой. Однако, приняв хронологию Сидни Смита, предположив, что Саргон Аккадский правил с 2371 по 2316 г. до н. э., и «отодвинувшись» на несколько столетий назад, мы сумеем определить, что правитель Киша Эн-Мебарагеси царствовал примерно в 2700 г. до н. э. На настоящий момент эту дату вполне можно рассматривать как год начала истории Ирака.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь