Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Песенка про замзава кафедрой физкультуры и другие деревянные предметы



(Текст – С. Сурганова)

 

 

Странно это происходит:

мы растили столько лет

самый мощный и зеленый,

самый темный в мире лес.

Отчего в стране любимой

не хватает древесины?

Дуб на дубе – вот где сила!

Сплавить все – не хватит рек!

Это тело так отменно

вскормлено за много лет

напряженной физработой.

Куроводческих манер

отыскать нельзя как лучше –

загляни в любой наш вуз,

в разговоре вянут уши,

видно сразу: дядя – туз!

О, Мэн! Супермен!

Чувак! Суперчувак!

Ништяк! Но дело дрянь.

Дубизм, куда ни глянь!

Расступись, жара и стужа!

То ли спьяну, то ли сдуру

я иду на физкультуру,

позабыв про все дела,

развивать мускулатуру;

бицепс, трицепс – фурнитуру,

улучшать свою фигуру!

Братья, сестры! Вот дела!

Так налейте ж дигиталис!

Уникален наш спортсмен:

вместо гирус постцентралис

у него тугой безмен.

О, Мэн! Супермен!

Чувак! Суперчувак!

Ништяк! Но дело дрянь.

Физра, куда ни глянь!

Я любила физкультуру,

с ней дружила много лет!

Но, узнав такого Мэна,

Все растаяло, как снег.

Ты разбил мои мечтания,

и пути к возврату нет!

Не грозите мне свиданием,

лучше я уйду в декрет!

 

1989

 

* * *

 

Физкультуру мы, студенты педиатрического медицинского института, искренне ненавидели. Не то чтобы я не дружила со спортом – просто физкультура считалась настолько важным и обязательным предметом, что получить по ней зачет было сложнее, чем сдать анатомию.

Как‑то физкультурник разозлил нас окончательно.

Вот он, результат.

 

Белые люди

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Белые люди в темных аллеях –

как вас немного тут.

Необъяснимо,

на воскресенье,

нелепо

выпал карающий снег.

Эта осень,

апрельская осень.

В доме зябко тебе.

 

Я не знакома с тобой,

но я не оставлю путь,

тот, что ведет к тебе,

раскрепощая суть.

Я не знакома с той,

что обещала жить.

Пленницей и строкой

я все равно буду жить.

 

Белые люди в темных аллеях,

зачем вы тут?

Патриархальным,

неонатальным сном,

непреходящим днем,

лоскутом детства,

странною нежностью к

ому ты дана?

 

Я не знакома с тобой…

 

10.04.1990 (альбом «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА»)

 

* * *

 

Начало прекрасной и вместе с этим сложной эпохи…

 

Ну вот и все

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Ну вот и все.

И я ушла, как первый снег,

под звон оков,

под громкий смех,

под праздность суеты,

где ты

не поглядишь мне вслед.

 

Ну вот и все.

Заносит замки на песке

уставший ветер. Он в тоске

стучится в черное стекло

окна,

где я одна.

 

Ну вот и все.

Мне жаль себя, как жаль и тех,

кто босиком на сквозняке,

сжимаясь, молится теплу,–

закалка эта ни к чему,

не впрок,

уж вышел срок.

 

Ну вот и все.

Мне холодно у этих стен.

Прижавшись к ним, я простужусь.

Под землю в ад, под солнце в степь

куда‑нибудь пойду

и заблужусь.

 

Ну вот и все…

 

28.11.1990

(альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

Мне с тобой не ходить

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Мне с тобой не ходить

этим лесом густым,

мне не плакать тебе в плечо.

Мне не ждать тебя ночью

в свой старенький дом,

не смотреть на тебя в окно.

Мне не гладить шелк

твоих русых волос,

не смотреть в отраженье души.

Мне не ждать, мне не жить,

даже просто не петь –

закрома без тебя пусты.

 

Я впитала в себя

темы песен твоих,

как сухая земля – дождь.

Телефонный звонок,

где‑то скрипнула дверь –

то надежда, что ты идешь.

По земле ли, по небу –

не все ли равно

как приходят к нам ангелы в ночь.

Ты – чужая сестра,

кто‑то брат для тебя,

кто‑то мать, а кто‑то и дочь.

 

Пусть тепло твоих рук

согревает ту,

триединой ставшей когда‑то.

Пусть устанут слова

рассыпаться в устах

незатейливым легким стаккато.

Расхвалила весна

краски мрачного дня,

ну а я‑то поверила ей:

побежала –

в закрытую стукнулась дверь,

но от этого стала теплей.

Я – путник, идущий к восходу звезды.

Ты – принц, ты – ласковый шут.

Мне с тобой не ходить этим лесом густым.

Каждый свой выбирает маршрут.

 

16.06.1990

 

* * *

 

«Белые люди», «Ну вот и все», «Мне с тобой не ходить» – все это могло бы быть лучшим, что случилось в моей жизни, но так и не случилось.

 

Ты мое дыхание

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Ты мое дыхание

облаком белым возьми.

Ветром соленым отчаянным

возьми…

 

Ты мое сердцебиение

остановить не спеши,

глазами разлукой уставшими

не торопи…

Ты как радуга по небу.

Ты – солнце днем, ночью – луна.

Слезы твои – струны ливня теплого.

Ты – луна.

 

Ты – мое присутствие

в отсутствии всяких причин,

раскрепощеньем закованное

без причин.

 

Ты – мое противоречие:

кто может, тот должен летать.

Рожденной летать трудно дышится –

ей должно летать.

 

Ты мое дыхание

нотой несмелой возьми,

стаями птиц очарованных

возьми…

 

11.07.1990 (альбомы «НЕУЖЕЛИ НЕ Я», «ЖИВОЙ»)

 

* * *

 

Оказалось, что одному человеку периодически бывало трудно дышать… отсюда и образ – захотелось пожелать ему здорового и свободного дыхания.

 

Энергетический вампир

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Я пила чай.

Я смотрела кино.

За последнюю тысячу лет

ничего со мной не произошло,

только на руки выпал снег.

Я еще бы жила,

может, год, может, два,

придаваясь иллюзиям века.

Но я вышла во двор.

Ослепила глаза мне луна…

Мой энергетический вампир – ты.

 

Портретом в стене,

имплантатом во мне,

антигеном, возникшим внезапно,

распластала луна мой иммунитет

ко всему, что будет страшным!

Сто тысяч шагов от тебя до меня,

сто тысяч несказанных слов.

Мой убийца со мной, мне теперь так легко

с той бедой, что будет завтра!

Мой энергетический вампир – ты.

 

Быть тенью твоих

предрассудков – смешно.

Я устала кричать в пространство.

Ты поверь, мне давным‑давно все равно,

кто дарит тебе постоянство.

Я спокойна, как смерть,

холод дышит в лицо.

Я – бикфордов шнур у обрыва.

Поднесите свечу, я вам пропою

песню последнего взрыва.

Мой энергетический вампир – ты.

 

Уберите меня c подмостков игры.

Расскажите другую сказку.

Я снова поверю. Пойду туда,

где мне не наденут маску.

Я бы рада идти.

Но дорог‑то нет.

Нет того, кто бы дал мне силу.

Мне светит одна светлым ликом луна,

но только теперь уже – в спину.

Мой энергетический вампир – ты.

 

11.10.1990 (альбомы «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА», «КРУГОСВЕТКА»)

 

* * *

 

Выматывающая, обесточивающая любовь – такое могло случиться только по молодости.

 

Горе по небу

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Горе по небу шагает,

горе по небу плывет,

не осенними словами –

птицей черною зовет.

 

Я пришла к тебе, мой милый,

я пришла тебе сказать:

«Не разлукой, не крапивой

буду свет твой украшать».

 

Казнена и я за верность.

Колокольный слышу звон.

Моя радость, Ваша светлость,

Вы примите мой поклон.

 

Ожиданью нет предела,

сплетням серым нет конца –

вот и ходим по планете –

ты – один и я – одна.

 

04.09.1991

(альбом «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА»)

 

* * *

 

Вероятно, рефлексия на ахматовские тексты.

Тут я совсем женщина, девушка, девочка… За текстом – очень разные люди: образ исключительно собирательный.

 

Когда устанешь

(Текст – С. Сурганова и П. Малаховский)

 

 

Когда устанешь,

скажи, что неправа,

скажи, что осень

вошла в свои права,

что солнце больше

не греет ни черта:

остыли море, берег, горы, ветер

и луна!

 

А нынче белым мелом посыпает в

сё кругом –

зима, одетая в кафтан, расшитый

серебром.

В ее руке –

звенящий бубен,

а в другой –

метла,

она дорожки, что ведут к тебе, все

замела!

 

Когда устанешь,

тетради нотный лист

раскрой, и, может,

ты сочинишь каприс.

Настрой гитару –

принцессу кратких снов –

и не держи комок, в руке зажатый,

нежных слов!

 

А нынче белым мелом…

 

Когда устану, я

в последний свой приют приду,

пусть даже

там никого не ждут,

весенним ветром

влечу в свой рок‑н‑ролл,

в процессе этом позабыв

где потолок, где пол!

 

А нынче белым мелом…

 

22.12.1991

 

Оставь

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Оставь хоть что‑нибудь на память о себе.

Не только тишину седых оград,

не только скорбь губительных утрат.

Оставь хоть что‑нибудь на память о себе.

 

Оставь хоть что‑нибудь на память о себе…

Полтакта не слетевших с грифа нот,

ведь я кричу тебе через закрытый рот:

«Оставь хоть что‑нибудь на память о себе!»

 

Сбавь бег коня – я догоню тебя в пути!

Я долечу сквозь омут расстояний

и расскажу о терпком вкусе подаяний.

Пришпорь коня – я догоню тебя в пути!

 

Оставь раскаянья свои колючей мгле.

И то, что ты есть, – вовсе не ошибка.

Ты подарила мне свою улыбку.

Оставь хоть что‑нибудь на память обо мне.

 

Оставь хоть что‑нибудь на память о себе.

Не только тишину седых оград,

не только скорбь губительных утрат,

оставь хоть что‑нибудь на память о себе.

 

12.06.1991

(альбом «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА»)

 

* * *

 

Зое Михайловне Сургановой, бабушке. Посмертно.

 

Абсолютный сталевар

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Я одинока, как вздох,

как распечатанный конверт.

Под крышу пряча суть

и душу кутая в жилет,

иду над черною водой.

А надо мною звездный рой

предначертал мой путь земной.

 

Так будь со мной!

 

Я одинока, как газ

конфорки кухонной плиты.

Я, может, бритва, может, нож –

я режу мелко на куски

ремни, стесняющие грудь,

ремни, в которых не вздохнуть,

не крикнуть вслед летящей в зной:

 

«Так будь со мной!»

 

Я одинока, как парк,

где притаилась зима.

Я – ржавый чайник со свистком,

в котором выпустили пар.

Я – абсолютный сталевар!

Неугасающий огонь в душе моей,

Он – будет твой.

 

Так будь со мной!

 

Я одинока, как я!

Имею с детства ремесло.

Растила вся моя семья

мое без рамок естество.

Его принять, его простить

ты не смогла – и Бог с тобой,

но все ж получше приглядись

 

и будь со мной!

 

14.09.1991

(альбомы «НЕУЖЕЛИ НЕ Я», «КРУГОСВЕТКА»)

 

* * *

 

Со временем текст был изменен, как и название, – первоначально песня называлась «Регги одиночки». Вновь призыв и вновь – безрезультатно.

 

Где‑то там

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Где‑то там, высоко,

очень далеко,

где пустуют страницы тетрадей,

где сплетение слов,

как зеленый мох,

укрывает замерзшую память.

Где‑то там, в закоулках

мною спетых стихов,

там, где я Вам открыла калитку,

моих снов волшебство

и мечты торжество

обнаружатся вдруг и возникнут.

 

Где‑то там полумрак

мягко, с выдумкой так,

обозначил Вам тень силуэта.

Где качал качели,

словно колыбель,

озорной, но отзывчивый ветер;

погуляйте со мной

по озябшей листве

под ноябрьским мокрым убранством,

где торжественно‑гордо

звучит «ля минор»,

неизменный в своем постоянстве.

 

Где‑то там, высоко,

очень высоко,

где лишь скрипка звучала и флейта,

раскрывался бутон

из седых лепестков

и спадала беспомощность шлейфом,

Вы меня не догнали

когда‑то в пути,

может, это туман помешал Вам?

Так давайте теперь

погуляем одни

по аллеям чуть грустного парка.

 

Ноябрь 1991 (альбом «СОЛЬ»)

 

* * *

 

Просто – музыкальное приглашение на мой день рождения.

 

Звучи, гитара

(Текст – С. Сурганова)

 

 

О, расскажите, как вы меня любили.

Забальзамируйте мне душу, пусть сполна

сегодня льется дождь в безжизненной пустыне

и расцветает в небе желтая луна.

Звучи, гитара,

как звон, как беглая молва!

Звучи, гитара!

Мне нынче тоже не до сна.

Разбиты окна

порывом ветра и стиха.

А мне спокойно,

мне так спокойно без тебя!

 

Не нарушая черед обрядов и мастей,

я в вашу книгу, как класс невиданных зверей,

вошла без стука, страха, соли, мыла, сора и вещей

и тихо вышла, за собой сняв дверь пещерную с петель.

Я – хулиганка,

мне пыль дорог важней пальто.

Я –…вот не надо!

Я тут вам ЭТО, а не ТО.

Сгубили молодость мою

три сильных страсти, три кита,

но я любила разом всех,

притом не чувствуя стыда.

 

Звучи, гитара…

 

О, расскажите мне про Южную Корею,

про Сахалин, про сердцу милый Магадан,

про то, где нам не нанесли маршрутных линий

и где теперь вдвоем с тобой не будем никогда.

Я – негодяйка.

Я не годна ни ТАМ, ни ТУТ.

Я – разгильдяйка,

и в чердаке моем сумбур.

Кладу на музыку слова,

а кто меня об этом просит?

Как снег с дождем, меня заносит

неразгребаема тоска…

 

Звучи, гитара!

 

28.12.1991

(альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

* * *

 

Здесь не обошлось без влияния русского шансона…

Что касается географических отсылов, Южная Корея «засветилась» в песне благодаря моим любимым друзьям – Марине Чен и Валерию Тхаю. А с Магаданом, думаю, все и так понятно.

 

Больно

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Больно,

ты слышишь, больно мне с тобой,

боль…

И, покидая шар земной,

я отправляюсь в новый путь,

а ты все следуешь за мной,

как прежде, боль…

 

Больно…

И нет уж сил лететь с тобой

мне, боль…

Замком на мне висит печаль.

Я открываю двери в сон,

а за дверьми ни ад, ни рай,

а только боль…

 

Больно смотреть в закрытые глаза

и видеть мой осиротевший дом.

А слезы в них, как воск свечи.

Огонь растопит формы дня.

Оставит отзвуком в ночи

слеза моя, боль…

 

Больно

твое отсутствие весной,

жизнь.

Я принимаю год за пять.

Я слышу с ночи до зари

моих любимых голоса,

что от меня ушли…

 

18.04.1992 (альбомы «НЕУЖЕЛИ НЕ Я», «ЖИВОЙ»)

 

* * *

 

Еще одна песня, посвященная бабушке, и – первая радийно‑ротационная песня. Ее взяли на «Наше радио» – несмотря на то что «Больно» не совсем вписывалась в формат. Впрочем, из‑за этой «непохожести» ее, вероятно, заметили… Когда я впервые исполнила эту песню С. Г., у нее по щекам текли слезы. Очень яркий, острый, незабываемый момент. И каждый думал о своем…

 

В этом городе фонарей

(Текст – М. Чен)

 

 

В этом городе фонарей,

мимолетных холодных встреч

ты возьми меня, обогрей,

ты сумей меня уберечь.

 

В этом городе темнота,

и никто меня не поймет,

когда губ твоих немота

мое сердце вдруг обожжет.

 

В этом городе тишина

и старинных домов оскал.

Я кому‑то еще нужна,

меня кто‑то вчера искал.

 

В этом городе уходил

мой последний пустой трамвай.

Средь заросших сырых могил

ты мой новый приют узнай…

 

1992 (альбом «КАПЛЯ ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА»)

 

* * *

 

Этот текст меня просто очаровал. Он очень контрастный: вначале – свет и тепло, потом – холод, пустота, мрак. Эта двойственность очень «цепляет». Хотя победила, конечно, как всегда, любовь:).

 

Добрый Вечер

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Добрый Вечер,

мне так странно

то, что ты пришел в мой дом,–

неприкаянный, желанный,

сероглазый и шальной.

Я забыла все что было.

Я открыла настежь дверь

и впустила Добрый Вечер

на несмятую постель.

 

Гость желанный,

сняв ботинки,

скинув пыльное пальто,

прошептал: «Зажги‑ка свечи,

мы не виделись давно.

Пусть звучат фокстрот и танго.

Все пусть будет как во сне.

Не сердись, друг, что так долго

добирался я к тебе».

 

Добрый Вечер,

ты‑то знаешь

как больнее, когда врозь.

По тебе – как по страницам,

и не вглубь, а только вскользь

без обид и притяжений.

Как с иголочки пришлось

платье цвета шоколада

и фасона в стиле «ночь».

 

Гость желанный и родной мой,

не грусти, а спой мне блюз.

И звучанием наполни

все несказанное вслух.

Улыбнись мне на прощанье.

Знаю, трудным будет путь.

Улетай, но, если сможешь,

возвращайся как‑нибудь.

 

Сентябрь 1992 (альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

* * *

 

Она очень любила блюз…

 

Птицы

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Что вас гонит из города в город?

Кто зовет вас в небесную даль?

Певчие птицы зерна с ладоней

с детства, увы, не приучены брать.

Вьюга за окнами, дождь – не преграда.

Есть в крыльях сила – опять не уснуть.

Вас не влечет ни хвала, ни награда,

Певчие птицы, что гонит вас в путь?

 

В чердачной пыли заброшенных замков

уютней, чем в золоте клеточных спиц.

И если пространства – то не меньше, чем небо.

И если свободы – то не на двоих.

Что вас гонит из города в город:

восторженность яркой, но все же толпы?

Народы? Наряды? Обычаи? Говор?

Непостоянство? И просто коты?

 

Так улетайте ж в ночное созвучье

окон зашторенных и фонарей,

в роскошь безлюдных и вымытых улиц,

в строгость каналов и площадей.

Певчие птицы, так радостно‑больно

мне наблюдать ваш свободный полет.

Но этот полет так похож на скитанье

от «верю» к «не верю» и наоборот.

 

Что вас гонит, что?

 

16.11.1992

(альбомы «ЖИВОЙ», «КРУГОСВЕТКА»)

 

В небе полном звезд

(Текст – С. Сурганова)

 

 

В небе полном звезд – имя твое.

В небе полном любви – нет твоих глаз…

Мы куплены все за сверкающий грош

фальшивых улыбок, бессмысленных фраз.

В небе полном звезд – имя твое.

В мире полном любви – нет тебя.

Возвращаясь в свое пустое жилье,

ты приносишь в ладонях только след дождя.

 

За твоей спиной усталость и боль,

только это все ты не бери с собой.

В ту дорогу, что я приглашаю тебя,

мы возьмем десять струн и четыре крыла.

 

В небе полном звезд ляжет наш путь.

В мире полном любви сможем сомкнуть

квартет наших мудрых и ласковых рук,

забвенью придав все тревоги разлук.

Все та же тональность и те же слова,

но с большей любовью говорю тебе:

«Моя доминанта пусть будет слышна

сквозь шум самолетов и тающий снег!»

 

18.02.1992

(альбом «ЖИВОЙ»)

 

* * *

 

Где‑то между стихами Татьяны Хмельник и песней Аллы Пугачевой «Расскажите, птицы…». Такая широта, такой полет…

 

Вот так нескладно

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Вот так нескладно, вполголоса

ни о чем не прошу тебя.

Только, если возможно, немножечко

посиди тихо возле меня.

Без приставки к себе «осторожно»

и со словом к тебе «нельзя»

я скитаюсь озябшим волчонком

в малахитовой зелени дня.

 

Как жаль, что в жизни нет спроса

с тех, кто может летать.

Как жаль, что нет запроса

на тех, кто умеет ждать.

 

Ритмичность пульсации вправе

сказать, что нет перемен.

Но вряд ли в замочную скважину

увидишь весь мир как он есть.

И сложность не в том, что вы были.

А сложность вся в том, что вы есть,

безумье мое и бессилье –

рядом с теми, кому буду петь

всю жизнь, а может, и больше.

И если вдруг спросит мой друг:

«Малыш, ты был счастлив?»

Отвечу: «Быть может,

и чаще, чем сотни вокруг».

 

Вот так нескладно, вполголоса

себе иногда говорю:

«Не стоит так часто вторгаться в чужое

сознанье со словом „люблю!“».

 

15.05.1992

(альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1 «Вечное движение»)

 

Дождь

(Текст – Ф.‑Г. Лорка в переводе В. Парнаха)

 

 

Есть в дожде откровенье – потаенная нежность

И старинная сладость примиренной дремоты,

пробуждается с ним безыскусная песня,

и трепещет душа усыпленной природы.

 

Это землю лобзают поцелуем лазурным,

первобытное снова оживает поверье.

Сочетаются Небо и Земля, как впервые,

и великая кротость разлита в предвечерье.

 

[…]

 

Роковое томленье по загубленной жизни,

неотступную думу: «Все напрасно, все поздно!» и

ли призрак тревожный невозможного утра

и страдание плоти, где таится угроза.

 

В этом сером звучанье пробуждается нежность,

небо нашего сердца просияет глубоко,

но надежды невольно обращаются в скорби,

созерцая погибель этих капель на стеклах.

 

[…]

 

Тишине ты лепечешь первобытную песню

и листве повторяешь золотое преданье,

а пустынное сердце постигает их горько

в безысходной и черной пентаграмме страданья.

 

В сердце те же печали, что в дожде просветленном,

примиренная скорбь о несбыточном часе.

Для меня в небесах возникает созвездье,

но мешает мне сердце созерцать это счастье.

 

Песня – июль 1992 (альбомы «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА», «КРУГОСВЕТКА»)

 

* * *

 

Одно время я сильно увлекалась творчеством группы «Наутилус Помпилиус». Когда на глаза попался этот текст – стихотворение Лорки в замечательном переводе Валентина Парнаха, – во мне заговорил и запел… сам Бутусов!

 

Друг для друга

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Мы стали друг для друга

чуть больше, чем чужие…

Когда с тобой вдвоем

носили нас мосты,

мы слышали друг друга

чуть больше, чем глухие,

не видя под собой порой

полета высоты.

 

Мы стали друг без друга

чуть больше, чем родные…

Двусмысленность речей теперь

не принесет нам зла.

Не парадоксов дней,

не оттисков печалей,

а золото молчанья

нам осень принесла.

 

Мы стали друг от друга

чуть больше слышать песен,

значенье фраз которых

никак не примем в толк.

He встретиться ли нам,

пусть даже и случайно,

в каком‑нибудь троллейбусе,

идущем на восток?

 

Мы стали друг о друге

светло и нежно думать…

Рассеялись обиды все,

как, впрочем, и мечты.

Мы стали друг для друга

чуть больше, чем чужие,

но кто тебе сказал, что это

повод для вражды?

 

09.01.1992 (Альбомы «НЕУЖЕЛИ НЕ Я», «ЖИВОЙ»)

 

* * *

 

Я за то, чтобы любые душевные перипетии между людьми заканчивались если не постелью, то крепкой многолетней дружбой.

 

Молитва мольберту

(Текст – С. Сурганова при участии А. Балгозиной)

 

 

Не жива и не мертва…

Жизнь уходит от меня.

Что оставлю, что сотру –

об одном лишь попрошу:

иногда в далеком сне

вспоминайте обо мне.

 

Вот усталость, словно старость,

прикоснувшись, обожгла.

То ли мудрость, то ли жалость

вокруг горла обвилась.

Не в укор, а мне в покой

Вы уехали домой.

Не уйду и не останусь.

Буду просто возле Вас.

Не в надежду и не в тягость

кем‑то издан был указ:

быть безликой и немой –

вот портрет Вам мой.

Кабы краску, да к палитре,

а мольберт, да к полотну –

не устал бы мир дивиться

на девичью красоту.

Но остыла твердь земли,

и меня туда снесли.

Вот жива ведь, не мертва.

Жизнь по‑прежнему права.

Что оставлю, что сотру –

я теперь Вам так спою:

«И во сне, и наяву,

только Вами и живу».

 

21.06.1992 (альбом «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА»)

 

Я уйду так же тихо

(Текст – М. Чен)

 

 

Я уйду так же тихо,

как когда‑то пришла,–

ни рыданий, ни крика,

ни взмаха крыла.

Словно снег на ресницах

подсохшая соль,

а в душе затаится

нестерпимая боль.

 

Я возьму и забуду

твоих губ тишину.

Просто плакать не буду –

ведь теперь ни к чему.

Я не стану искать

теплоту твоих рук,

я сумею понять

неизбежность разлук.

 

Уходить надо гордо –

в золоченье побед,

чтоб оставить надолго

в твоей памяти след.

Я ж останусь безлика,

что была – не была.

Я уйду так же тихо,

как когда‑то пришла…

 

1992

 

Весна

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Процент сумасшедших в нашей квартире

увеличится, если ты не придешь.

И весна – не весна, если ты позабыла

свой город дождей, этот садик и дом.

В коммунальной квартире – Содом и Гоморра:

кошки рожают, дети орут,

и посудой гремят соседские монстры –

курят, курят и счастье куют.

 

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

 

Но я понимаю, что все тебе это

давно надоело, и больше, чем жить.

Что нет пустоты – есть отсутствие веры,

что нет нелюбви – есть присутствие лжи.

А март своим безразборчивым бредом

уложит в свой грунт тела молодых,

да так, чтоб не смог реаниматор

в искусстве своем сам себя превзойти.

 

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

 

И что из того, что расторгнуты связи?

И что из того, что молчат провода?

И что из того, что все песни похожи

одна на другую, а та – на тебя?

В моей Преисподней как будто бы людно,

но поздно сшивать рану край в край,

и я разделяю все случаи жизни

на что было до и после тебя!

 

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

Весна, весна идет!

Весне – дорогу!

 

Март 1993

(альбомы «ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ШОПЕНА», «КРУГОСВЕТКА»)

 

* * *

 

«Весна» – сложный конгломерат чувств, судеб, воспоминаний.

Вот одно из них. Я училась на 2‑м или 3‑м курсе, когда по институту разнесся слух: погиб студент. На него напали, избили, госпитализировали, еще живого. В той самой больнице работал его отец – реаниматологом. Сын попал к нему на отделение – и умер. У отца на руках…

 

Коммунальный рок‑н‑ролл

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Возьми ее в руки,

дверь закрой на замок.

Она стены раздвинет

и снесет потолок.

Осторожно,

возможно, постройка стара,

и к тому же соседей

полна конура.

 

Возьми девять лун

на седьмом вираже,

и ты станешь стеклом

в ее витраже.

Осторожно,

возможно, еще цел гобелен.

Смой цвет с полотна

и войди в его плен.

 

Возьми пару нот

на подпиленных струнах.

Кто был – тот теперь

покоится в урнах.

Осторожно,

возможно, скоро лопнет струна…

Кто будет последним

пить с нею до дна?

 

На кухне источник

зимы и сосисок,

живет квартирант мой –

немой холодильник.

Возьми батарею,

спрячь ее под подол.

Мы спляшем на кухне

с тобой rock‑n‑roll.

 

Ноябрь 1993 (альбом «ПРОВЕРЕНО ВРЕМЕНЕМ», часть 1, «Вечное движение»)

 

* * *

 

Коммунальная квартира – явление неоднозначное. Есть у него и плюсы, и минусы, но одно можно сказать наверняка: там крайне сложно остаться незамеченным, когда хочется… моря любви:).

 

Кошка

(Текст – С. Сурганова)

 

 

Я видел таких свободных и чистых.

Я видел таких закубованных в рай.

Я видел таких озадаченно‑гибких.

Я знаю и тех, кто все рвется за край.

Я знаю таких, кто гуляет по крышам.

Встречались и те, кто сидит по домам.

Я в курсе, что снова меня здесь не слышат.

Да я не из тех, кто верит ушам.

 

Ты кошка, которая гуляет сама по себе.

Да, ты кошка, которая гуляет сама по себе.

 

Задержка в пути на срок больше полвека…

Кто мог – отдохнул, кто хотел – опоздал.

Я видел тупиц и отступниц от веры.

Я знаю и тех, кому все пополам.

Я много смотрел, но мало что видел.

Я часто тонул в слишком ярких лучах.

Ты много успел, да, но все же послушай,

тут дело не в крыльях, тут дело в корнях.

 

Но ты кошка, которая гуляет сама по себе.

Ты кошка, которая гуляет сама по себе.

 

Инверсия чувств, как и смена постелей,

привычна для жителей этих широт.

В цене постоянство, но в большей –

потери и сплетен фонтан, извергающий рот.

Я знаю как жить неразменной монетой.

Я видел инстинктов постылую власть.

Я тоже из тех очумевших поэтов,

кто смог так легко в заблуждение впасть.

 

Да, ты кошка, которая гуляет сама по себе.

Ты кошка, которая гуляет сама по себе.

 

Июнь 1993

 

* * *

 

Е. К. подарила мне массу эмоций, и эта песня, безусловно, – ее влияние. Тут я на нее немножко злилась – ревновала, наверное.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.468 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь