Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Перечень концептуальных положений программы
"Великий Устюг - Родина Деда Мороза" Таким образом. Подводя итог, можно определить в программе "Великий Устюг - Родина Деда Мороза" следующие основные концептуальные положения: 1. Образ северорусского Деда Мороза имеет глубочайшие исторические корни, уходящие в общеиндоевропейскую древность (рубеж IV - III тыс. до н.э.). 2. Прообразом северорусского Деда мороза является древний восточнославянский бог Творец Вселенной Белее - Род, носящий также имя Троян, что значит трехликий. 3. В христианский период в народных представлениях бога Вселенной Велеса - Рода заменил св. Николай (Никола). Аналогичный процесс был характерен и для Западной Европы, где древнего бога Неба заменил Сайта Клаус (св. Николаи). 4. Древнейшим прообразом северорусского Деда Мороза является общеиндоевропейский бог Неба и космического закона Варуна, олицетворением которого было ночное звездное небо. 5. Образ Варуны, как владыки Неба, Ночи, Вод во всех проявлениях, мог сложиться в общеиндоевропейской мифологии (не позднее рубежа IV -Ш тыс. до н.э.) только на древнейшей прародине индоевропейцев в Восточной Европе на широтах не южнее 55-56 ° с.ш. 6. Общеиндоевропейскому богу неба Варуне в древнеиранской мифологии, также сложившейся в своей древнейшей части (Авеста) в северных широтах Восточной Европы, соответствует бог Творец Ахура Мазда (букв. "Господь Премудрый") - еще один прообраз северорусского Деда Мороза. 7. Из текстов древнеиранской Авесты ("Ардвисур - Яшт") явствует, что поклонение Ахура Мазде совершалось у начала священной двойной реки арьев Ардвисуры Анахиты (букв. "Вода двойная могучая непорочная"). Этой же двойной реке, устремляющейся к океану и названной "самой материнской", посвящен один из древнейших гимнов Ригведы (РВ. III, 33 <Вишвамитра и реки>). 8. В настоящее время С.В. Жарниковой доказано, что священная двойная река индоевропейской древности Ардвисура Анахита это Северная Двина, рожденная слиянием двух рек - Сухоны и Юга, и начинающаяся у Великого Устюга. Именно здесь, у слияния двух рек, древние индоевропейцы поклонялись богу неба и космического закона, Владыке Вод Варуне (Ахура Мазде), прообразу северорусского Деда Мороза. 9. Сопровождающая Деда мороза Снегурочка - мифологизированный образ застывших вод Северной Двины. 10. Исходя из вышеизложенного, именно Великий Устюг, и никакой другой город, имеет право именоваться "Родиной Деда Мороза". Это тем более обоснованно, так как символом Великого Устюга является Водолей, т.е. Владыка Вод. Напомним, что Водолей также знак России в целом. 11. Исходя из данных концептуальных положений, а также в связи с тем, что в древнейших индоевропейских мифологических структурах зафиксированы не бинарные, а тринарные оппозиции (трехчастный год, три ипостаси божества, три изначальные субстанции - покой, движение, инерция и т.д.), в рамках программы "Великий Устюг - Родина Деда Мороза" вычленяется программа "Троян". Программа "Троян" предполагает организацию массовых театрализованных зрелищных мероприятий в течение всего годового цикла. Программа строится, исходя из трехчастного индоевропейского года, состоящего из трех четырехмесячных сезонов: Весна - март - июнь; Лето - июль - октябрь; Зима - ноябрь - февраль. В каждом их этих трех сезонов Дед Мороз выступает в различных образах, также имеющих глубоко архаические истоки: 1. Весна - ребенок Троян, юноша Троян. 2. Лето - мужчина Купало, Ладо 3. Зима - старик Дед Мороз. В каждом из этих образов он выполняет определенные задачи, как на уровне космоса, так и на земном уровне: 1. Весна - созидание. 2. Лето - сохранение. 3. Зима - разрушение старого и подготовка к созиданию нового годового цикла. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы