Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На груди великого русского полководца графа Суворова можно видеть две такие награды.



Миниатюры на эмали (особенно жалованные) выполнялись, как правило, по живописным оригиналам (или гравюрам) известных мастеров. Менее трудоёмкие портреты на кости и бумаге писались преимущественно с натуры.

В технике миниатюры работали многие крупные художники.

Как особый вид живописи портретная миниатюра сложилась в эпоху Возрождения и была связана по технике исполнения и стилю с книжной миниатюрой. XVIII — первая половина XIX века — время её расцвета.

Самые прославленные английские мастера второй половины XVI — начала XVII века — Николас Хиллиард и его ученик Исаак Оливер.

Николас Хиллиард (англ. Nicholas Hilliard; ок. 1547 — 1619) — английский художник, ювелир и иллюстратор манускриптов, прославившийся своими портретными миниатюрами с изображениями придворных Елизаветы и Якова I.

По большей части писал маленькие круглые миниатюры, но среди его работ встречаются и несколько крупных (около 15 см.), и по крайней мере два полноформатных поясных портрета королевы Елизаветы. На протяжении своей 45-летней художественной карьере мастеру сопутствовали постоянная слава и одновременно финансовые неприятности. Его работы — одна из лучших иллюстраций к истории елизаветинской Англии, заметно отличающиеся от того, что происходило на континенте. Технически Хиллиард был очень консервативным художником (по сравнению с ситуацией с живописью в Европе), но его портретам присущи такая виртуозность исполнения, свежесть и обаяние, что Хиллиард заслуженно является « центральной художественной фигурой елизаветинской эпохи, единственным английским художником, чьи работы отражают, будто в единой капле, мир ранних Шекспировских пьес »[1].

Портрет Элис Хиллиард, жены художника — пример влияния французской манеры на стиль миниатюриста.

Семья и юность

Художник был сыном Ричарда Хиллиарда (1519—1594) из Экстера, Девон, ювелира и глубоко верующего протестанта, который, кроме того, был шерифом города и графства в 1560 г., и Лоуренс, дочери Джона Уолла, лондонского ювелира. Вероятней всего, в юном возрасте Хиллиард был взят в дом видного эстерского протестанта Джона Бодли (отца Томаса Бодли, основателя оксфордской библиотеки Bodleian). С восшествием на престол Марии Тюдор Джон Бодли отправился в изгнание, и 8 мая 1557 г. 10-летний Хиллиард отмечен в числе сопровождавших его в Женеве домочадцев. Именно в Женеве Хиллиард выучил немецкий язык. Томас Бодли, который был старше его на 2 года, продолжил в столице Швейцарии свое классическое образование у ведущих ученых. Но не ясно, учился ли Хиллиард вместе с ним.

В 13 лет Хиллиард написал автопортрет, и как утверждают, в 18 ему позировала уже Мария Стюарт. Он ушел в ученики к ювелиру английской королевы Роберту Брандону, который был мастером золотых дел и казначеем города Лондона. Предполагают также, что Хиллиард мог учиться искусству живописи у Левины Теерлинк, дочери Симона Бенинга, последнего великого мастера фламандской традиции иллюминирования манускриптов, служившего придворным художником Генриха VIII после смерти Гольбейна. После 7 лет ученичества Хиллиард был признан Мастером Почтенным Цехом Ювелиров в 1569 г. и открыл вместе с младшим братом Джоном мастерскую. Их второй брат также был ювелиром, а самый младший — священником. В 1576 г. он женился на дочери Брандона, Элис, которая родила ему 7 детей

 В изобразительном искусстве Англии, как указывалось, ведущее положение занимал портрет. Портрет зародился еще в средневековом английском искусстве — в скульптурных надгробиях, в книжной миниатюре. Своеобразным реализмом отличались уже портретные изображения в манускриптах 14—15 вв. Из них особенно выделяются портреты в инициалах Бедфордовского псалтыря и часослова (ок. 1430 г.; Британский музей), лишенные какой-либо трафаретности, с индивидуализированными чертами и разнообразием деталей.

Появление в Англии отмеченных реалистическими исканиями станковых живописных портретов относится к концу 15 в. Это портрет Генриха VII, основателя династии Тюдоров, и портрет его матери, Маргарет Бофор, в молодости (оба в Национальной портретной галлерее в Лондоне). Портрет Маргарет Бофор, перекликающийся отдельными своими особенностями с миниатюрой, очень интересен. В этом произведении сохранено многое от внешнего средневекового декорума — молитвенная поза, введение в композицию родового герба, так же как и плоскостная трактовка форм, но совершенно преодолены каноническая неподвижность и репрезентативность образа. В свободном наклоне головы, в экспрессии очерченного хрупким контуром задумчивого лица, не лишенного чувственной прелести, заметно стремление показать живые человеческие черты и порывы.

Портреты конца 15 в. могут служить опровержением распространенного мнения о том, что развитие английской портретной живописи началось лишь с прибытия в Англию Ганса Гольбейна Младшего. Напротив, сам факт приезда Гольбейна в первый раз в Лондон в 1527 г. в поисках заказов доказывает, что интерес к портрету в Англии уже тогда был достаточно велик. При этом первым, у кого встретил поддержку великий немецкий живописец, был Томас Мор; лишь позднее, во второй свой приезд в Лондон в 1531 г., Гольбейн сделался известным при дворе Генриха VIII.

У Гольбейна не было в Англии прямых учеников, но он оставил здесь великолепные реалистические портреты целого поколения, и пребывание его в этой стране не могло не отразиться на развитии ее искусства. Среди множества портретов, созданных в Англии в 16 в. английскими и приезжими мастерами, выделяются своим реалистическим характером те произведения, авторы которых развивают принципы Гольбейна. На одном из таких портретов сохранилась старая наклейка с латинской надписью: « Писал Джон Беттс, англичанин ». В этом портрете ( « Эдмунд Бате », 1545; Лондон, Национальная галлерея) сам тип изображенного человека, простота и спокойное достоинство его облика, наконец, крепость формы — совершенно гольбейновские.

Имена других английских последователей Гольбейна остались неизвестными, но среди их работ есть такие, в которых гольбейновская традиция обогащается новыми особенностями. Таков портрет в рост темнобородого энергичного Томаса Грэшема (1544; Лондон, Мерсерс Холл). У ног Грэшема написан человеческий череп -напоминание о смерти; но, вводя такую деталь, художник лишь оттеняет в образе этого человека волю к жизни, неукротимую жажду действия. Интересен и поколенный портрет лорда Делавара (ок. 1549 г.; Лондон, Национальная галлерея). Знатный молодой человек в берете с пером и в коротком плаще изображен крепко стоящим на широко расставленных ногах; он подбоченился одной рукой, а другой сжимает перчатку и рукоять короткого меча. Силуэт, объем, детали переданы в обоих портретах четко и определенно. Однако в этих образах нет спокойной уверенности персонажей Гольбейна, в них сильнее выражена драматическая напряженность.

Те же особенности характеристики отличают и « Портрет молодого человека в красном » ( ок. 1550 г.; Хэмптон-Корт), в котором помимо трактовки самой фигуры очень интересен и фон: вверху — небо с клубящимися в нем облаками, внизу — широко раскинувшийся пейзаж с домами, холмами, группами деревьев.

Если бы английская портретная живопись развивалась и дальше по пути поисков психологически заостренной, действенной характеристики и жизненной полноты образа, может быть, была бы создана галлерея образов людей шекспировской Англии, достойная сравнения с творениями великих драматургов того времени. Но, к сожалению, развитию этой линии живописи противостояли попытки оживить феодальную концепцию портрета, попытки, особенно настойчивые во второй половине 16 в., то есть в пору, когда английский абсолютизм становится наиболее активным.

При королеве Елизавете в Англии работало очень много второстепенных иностранных живописцев, главным образом фламандцев (Марк Герардс Младший и другие). Свобода художников в трактовке королевских портретов была строго ограничена. Специальный указ запрещал писать королеву иначе как с установленных образцов, а образцы разрешалось делать лишь некоторым мастерам, по выбору самой Елизаветы. В придворном портрете выработался определенный канон, распространившийся на аристократический портрет вообще; он отличался статичностью композиции, безжизненностью лиц, мелочным вниманием к костюму

 Творческие искания во второй половине века более заметны в портретной миниатюре. Англия явилась страной, где эта разновидность портрета приобрела исключительно большое значение. В любопытном документе 16 в., « Трактате об искусстве портрета », приписываемом известному английскому миниатюристу Хиллиарду, говорится, что еще при дворе Генриха VIII работал целый ряд портретистов-миниатюристов. Существуют указания на то, что этот вид искусства привлек внимание Гольбейна. Последнее подтверждают собственные опыты Гольбейна в миниатюре (прекрасный портрет Анны Клевской и другие). Гольбейн сделался признанным авторитетом и в данной отрасли портретного искусства, о чем говорится в том же « Трактате », что не помешало, однако, английской миниатюре в дальнейшем оставаться очень самобытной. Об этом свидетельствует творчество двух знаменитых миниатюристов, современников Шекспира — Хиллиарда и Оливера.

Николас Хиллиард (1547—1619), сын ювелира из Эксетера, был сам золотых дел мастером, а также гравером, медальером и миниатюристом. Эта разносторонность его деятельности может объяснить, откуда в его портретах столько декоративной выдумки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь