Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.



Конспекты лекций

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Цель: становление политической науки как науки и учебной дисциплины.

Задачи: определить предмет и объект политологии;

рассмотреть разнообразные методы, подходы и парадигмы в исследовании;

становление политологии как науки и учебной дисциплины;

Предмет политологии.

Методы политологии.

Функции политологии.

1. Значение политологии (греч. - учение о политике) определяется важной ролью политики в жизни общества. Начало теоретических исследований о политике закладывается в первом тысячелетии до н.э. с появлением государства и связано с творчеством Платона, Аристотеля (Древняя Греция), Конфуция (Китай). Для них характерно понимание политической науки как науки о высшем благе человека и государства, слиянии их интересов в идеальном государстве. В то время политическая наука развивается еще в лоне философии. Только в XVI веке итальянский мыслитель Н.Макиавелли ставит в центр политических исследований проблему государственной власти, а самой политике отводит роль инструмента для решения реальных политических задач. С середины XIX века политическая наука формируется в современном ее виде. Крупнейшими ее представителями на Западе были Т. Парсонс, Ф. Либер (США), европейские ученые М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс. В России в XIX-XX веках развитие политической науки связано с именами Г.В. Плеханова, В.Н. Чичерина, М. Острогорского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, В.И. Ленина.

В 1948 году по инициативе Юнеско был проведен международный коллоквиум (собрание) ведущих ученых Европы и Америки по проблемам политической науки, где было дано определение предмета политологии и ее границ, а также создана Международная ассоциация политической науки, которая работает и сегодня.

В настоящее время политическая наука представлена в мире в основном европейской и американской школами. Первая из них опирается на европейские традиции политической мысли, ведет свое начало от учений Платона и Аристотеля. Для этой школы характерно исследование общих проблем политики, власти, государства и других политических институтов. Европейская школа разрабатывает в основном проблемы политической философии. Американская школа, напротив, характеризуется практическим подходом к проблемам политической науки. Здесь делается упор на прикладную политологию. Это объясняется тем обстоятельством, что американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Большинство американских исследователей выделяют в политологии, в изучении властных отношений функциональные, поведенческие и психологические характеристики.

Как учебная дисциплина политология преподается в большинстве зарубежных стран как в школах (особенно в США), так и в высших учебных заведениях. В России, где развитие политической науки было практически прервано в 1917 году (она повсеместно заменялась упрощенно излагаемым марксизмом), а сама политология объявлена буржуазной лженаукой, с конца 80-х годов началось ее возрождение как науки и как учебной дисциплины.

Вопрос о предмете политологии, ее сущности сложен и трактуется в современной науке неоднозначно. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что политология представляет весь комплекс знаний о политике, является интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, рассматривает весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом. Предмет политологии включает проблемы: отношение власти и политического господства на всех уровнях управления обществом; политические институты и прежде всего государство и партии; субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; политическое сознание и культуру; политический процесс; внутри- и межгосударственные политические отношения.

Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности политики в обществе, политология должна рассматривать политические явления с многих сторон. Поэтому она включает в себя целый комплекс смежных дисциплин: политическую философию, политическую социологию, политическую географию, теорию политических институтов, политическую психологию. Политология является как бы теоретическим обобщением всех перечисленных наук.

В настоящее время различают следующие уровни исследования в политической науке: теоретическая политология и практическая, прикладная политология. Теоретическая политология (ее иногда называют политической философией) изучает природу политики и ее общие законы. Практическая, прикладная политология базируется в основном на так называемом бихевиоризме (англ. - поведение), целью которого является отслеживание практического политического поведения всех субъектов политической жизни общества (отдельных политических групп, политических институтов, элит, лидеров и т.п.) и анализ этого поведения. Прикладную политологию часто причисляют к точным наукам, поскольку в ее основе лежат анализ реальных фактов и возможность для любого исследователя его повторить.

Прикладная политология может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования политики, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Отсюда следует, что прикладная политология включает:

а) разработку системной методологии изменяющейся политической реальности;

б) методы и политические технологии изучения политических ситуаций и субъектов, например, электоральных систем, избирательных кампаний;

в) структурно-логическое моделирование общества.

Поэтому прикладная политология включает такие дисциплины как имиджелогия, политический менеджмент, политический мониторинг, метод сценариев, политическое прогнозирование. На основе данных практической политологии проводятся широкие социально-политические исследования, составляются карты - «матрицы» поведения различного типа лидеров, определяются рейтинги кандидатов в предвыборной борьбе, оптимальная линия поведения для различных социальных субъектов в различной политической обстановке. Практическая политология имеет широкое распространение в текущей политике.

В последнее время все чаще выделяют третий уровень (часть) политологии: сравнительную политологию. Она основана на сравнении и выявлении преимуществ, недостатков, национальных модуляций в развитии политических институтов, а также иных сходных политических явлений в различных государствах. Сравнительная политология имеет целью разумное «заимствование положительного опыта» передовых стран, выявление «своих» национальных особенностей, преимуществ и недостатков в развитии политической системы. Необходимо подчеркнуть, что все уровни политологии являются неразрывными частями единой политической наук, они взаимозависимы и дополняют друг друга.

Политология как учебная дисциплина в вузе имеет целью изучение предмета на теоретическом уровне и, прежде всего знакомство студента с ос­новными понятиями и категориями политики.

2. Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов, подходов и парадигм в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход. Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения сово­купности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институционалъный метод. Ориентирует на изучение институтов, через действия которых осуществляется политика (государство, партии).

Сравнителъный метод. Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом более ранние по времени события не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Большое значение для политологии как науки о власти и искусстве политического руководства имеют так называемые эмпирические науки (статистика, социологические опросы, наблюдения участников событий и т.п.).

Изучение закономерностей развития мирового политического пространства диктует, с одной стороны, необходимость единого подхода, анализа с точки зрения глобальных общечеловеческих политических проблем. Но, с другой стороны, пестрота, многоликость и многомерность этого пространства обуслав­ливает необходимость дифференцированного подхода в изучении по регионам (например, Запад - Восток) и государствам. Поэтому в настоящее время в целях более глубокого и всестороннего исследования политических процессов и их прогнозирования ученые выдвигают новые подходы, способы исследования или так называемые парадигмы.

Это, прежде всего, три общесоциологические глобальные парадигмы, которые широко используются и в политологии: формационная, цивилизационно-культурная и мир-системная парадигмы.

а) Формационная парадигма (К. Маркс) делит историю человечества, в том числе политическую историю, на пять общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Эта «пя тичленка» разработана в основном на европейском материале и истории развитых государств, почему может иметь лишь ограниченное применение в исследовании мирового политического процесса.

б) Цивилизационно-культурная парадигма (Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда) представляет историю человечества как совокупность относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и упадка. Эта теория является альтернативой евроцентризму, открывает перспективу сближения Запада и Востока на путях духовного обогащения. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости (в том числе - политическая культура).

в) Мир - системная парадигма (Ф. Бродель, И. Валлерстайн) представляет историю человечества как мировую систему, где государства в силу меняющихся исторических обстоятельств влекутся к единому центру, к некоторому единообразию. Например, мир - империя колониального типа с центром в Великобритании, и мир - экономика XX в. индустриального и постиндустриального типа с центром в США. Она позволяет приблизиться к изучению закономерностей, в том числе политических, всего мира как единого целого.

Научное исследование мирового политического пространства в его единстве и многообразии требует комплексного применения всех парадигм политологии.

Только совокупное использование всех методов, подходов и парадигм, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

3. Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию. Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом.

Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки.

Важнейшей функцией является политическая социализация личности, куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и её ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом.

Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции, посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций.

Функция рационализации политической жизни. Политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь - политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов.

При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Что изучает политология?

2. С какими науками политология связана наиболее?

3. Что является объектом политологии?

4. Политика: определение, структура, функции.

5. Какие методы использует политология при ииследовании своего объекта?

6. Связь политики с другими общественными сферами.

7. Становление и развитие политической науки. Основные этапы.

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

 

Политические идеи ХХ века.

Приступая к изучению политологии, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с историей ее возникновения и развития.

Каждая эпоха в жизни человечества ставила свои особые социально-политические проблемы и по-своему их решала. Развитие политической мысли представляет собой поступательный процесс, в котором были взлеты и падения, были гениальные идеи, опережающие свое время, были и повороты вспять. Ставились и такие проблемы, для решения которых требовалось не одно поколение мыслителей.

История политологии может многое дать для решения и современных политических проблем.

Попытки осмысления политики делались еще в глубокой древности. Первые политические идеи появляются с возникновением социального неравенства, с обострением борьбы социальных групп за власть. А поскольку знания о происхождении государства и власти не были еще обобщены, исходной формой политических идей становятся мифы. В них возникновение власти связывалось с богами, которые не только служили источником власти для правителей, но и сами нередко продолжали оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам большинства народов, боги выступали также и в качестве первоначальных непосредственных властителей в созданных ими государствах. (Вавилон, Египет, Греция). Например, по христианской мифологии - «Вся власть от Бога».

Примерно в середине I тысячелетия до н.э. появляются первые политические категории и понятия, а затем и политические концепции. Они носили философско-этическую форму. Отход от мифологических воззрений связан с именами Заратустры и Будды. Заратустра считал, что в мире борются два начала - добра и зла, соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но доступен и силам зла, и поэтому должен своими делами и мыслями бороться против сил зла.

Будда же считал, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей, т.е. дается установка на индивидуальный путь спасения.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественное происхождение власти императора, но отказался от божественного происхождения государства, которое согласно его учения, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Фактически это концепция гуманного управления государством.

В IV в. до н.э. в Китае зародилось новое политическое течение. Его идеолог, Шан Ян, считал нравственное воспитание людей недостаточным и делал упор на строгие законы (именно отсюда наименование этого направления - легизм, от lex - закон). Легисты считали, что целью государственного правления является укрепление власти правителя и осуществление завоеваний. Народ, подданные есть не более чем средство для достижения указанной цели.

Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия Древней Греции. Она, прежде всего, связана с именами Платона и Аристотеля. Для них характерно понимание политики как науки о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве для достижения «счастливой жизни»

Платон рассматривал существовавшие тогда формы правления и резко критиковал демократию (власть народа), тиранию (власть одного), олигархию (власть немногих, богатых), тимократию (власть честолюбцев). Платон противопоставлял им собственный проект совершенного государства основанного на разделении труда. Управлять государством должны философы, защищать - воины или стражи, и третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязаны добросовестно трудиться на благо государства. Вмешательство в дела друг друга, переход из одного сословия в другое - запрещается.

Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Аристотель во многом заложил основы политологии как отдельной самостоятельной науки. Поэтому его называют отцом этой науки. Он выдвинул предположение о естественном, патриархальном происхождении государства, назвав человека политическим существом или животным.

Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количеству правящих и цели правления. В результате получаются три неправильные формы правления (тирания, олигархия и демократия), где цель - личное благо правителей, и три правильных (монархия, аристократия, полития) - цель - общая польза.

Аристотель считает политию наилучшей формой, т.к. она сочетает с себе олигархию и демократию, т.е. объединяет интересы зажиточных и большинства.

Целое тысячелетие охватывает история древнеримской политической мысли. В условиях рабовладельческого строя, где рабы были лишь говорящими животными, политикой могли заниматься лишь свободные. Так, например, выдающийся римский мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон в своих работах и речах отвергал идею имущественного равенства. А о рабстве писал так: «Оно справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно». Цицерон также предпочитал смешанную форму правления в государстве, где власть богатых - сенаторов - сочеталась с властью народных трибунов и единоличным управлением консулов.

После падения Западной Римской империи в Европе развивается феодальное общество. Христианская церковь безраздельно господствовала в духовной жизни Европы. На Ближнем Востоке стремительно развивался ислам. Политическая наука стала простой отраслью богословия и развивается стараниями религиозных деятелей. По мнению христианских теоретиков «нравственное начало должно стать выше, чем юридическое», верующие призывались к смирению и повиновению

Самыми видными социально-политическими мыслителями европейского средневековья были Аврелий Августин, прозванный «блаженным», и Фома Аквинский. Поддерживая библейскую формулу «Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены», Августин видел в истории человечества борьбу двух градов, двух государств: «града божьего», состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства - «великой разбойничей организации», в котором борются за материальные блага и притесняют праведников. Августин стоял за необходимость подчинения светской власти духовной.

Фома Аквинский жил в период позднего средневековья и являлся видным теоретиком церкви в Западной Европе того времени. Он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. То есть государство является божественным установлением. По его мнению, церковь должна обеспечивать потустороннее блаженство людей, а государство заниматься телесно-чувственной жизнью человека. Лучшей и наиболее естественной формой власти Фома считал монархию. Аквинского также считают теоретиком католической инквизиции.

Великий арабский мыслитель Ибн-Хальдун подчеркивал особое влияние на государство условий географической среды. Характеризуя процесс развития государства, Ибн-Хальдун отмечает, что оно возникает как орган всего населения, но позднее превращается в орган над народом.

Следующий период истории политических идей связан с формированием капитализма в Западной Европе.

Субъекты и ресурсы власти.

Либерализм.

Консерватизм.

  1. Социалистические течения.

 

1. Политическая жизнь общества - это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе. Среди множества течений политической мысли выделим наиболее распространенные: либеральное, консервативное, социалистические течения.

Либерализм (от лат. - свободный) представляет совокупность идейно- политических учений, политических и экономических программ, основанных на идеях частной собственности, свободной конкуренции, предпринимательства и ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения индивида. Либерализм не только мировоззрение, но и способ мышления.

Основные мировоззренческие установки таковы: свобода от групповых, классовых и национальных предрассудков, космополитизм, индивидуализм, самоценность личности.

Основные политические идеилибераплов: политическая свобода личности. Это означает.

а) Уничтожение внешних ограничений на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека (ограничением свободы одного человека признается лишь свобода другого человека), признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над установлениями государства.

б) Полное равенство граждан перед законом. В государстве должны властвовать не отдельные лица, а закон. Задача государства - регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые гарантируют свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека.

в) Ограничение деятельности государства, которое играет роль «ночного сторожа»: оно наделено комплексом самых необходимых функций по охране общественного порядка, защите страны от внешней опасности, защите безопасности граждан и социального мира внутри страны. Во всем остальном государство осуществляет полное невмешательство в дела граждан и общества.

г) Развитие правового государства, основанного на разделении властей (законодательную, исполнительную и судебную), что обеспечивает ограничение злоупотреблений властью, установлению тоталитарных политических режимов.

Экономические идеи либерализма основаны на признании незыблемости частной собственности, отмене всяческих ограничений со стороны государства для частной инициативы, конкуренции, предпринимательства.

В настоящее время существуют неолиберальные (нео - лат. новый) доктрины, сохраняющие верность основным принципам либерализма, но считающие их недостаточными, потому что в современных условиях они не могут быть реализованы без постоянного вмешательства государства в дела экономики, а также без усиления социальных функций государства.

Эти теории усиления регулирующей роли государства получили широкое распространение после «великой депрессии» начала 1930-х гг. и второй мировой войны под влиянием кейнсианства (частичное регулирование экономики со стороны государства путем гибкой политики налогов и кредита). Признавая в настоящее время необходимость и даже неизбежность государственного вмешательства, либералы вместе с тем стремятся ограничить пределы этого вмешательства. За последние годы на Западе широкую популярность приобрел лозунг «меньше это лучше», под которым подразумевается

ослабление функций государства, сокращение не оправдавших себя социальных программ, поощрение свободной рыночной конкуренции.

В сфере политики неолиберализм считает недостаточным определение принципа демократии по большинству голосов. Он отстаивает принцип консенсуса (от лат. - единомыслие), принцип национального согласия между властью и всеми социальными группами общества, пропагандирует формы плюралистической демократии и настаивает на более широком участии масс в принятии политических решений.

2. Консерватизм (от лат. «консерво» - сохранять). Как и либерализм, консерватизм считает, что экономической основой общества является частная собственность. Сущность консерватизма состоит в признании приоритета общих интересов (государства, народа, нации) над индивидуальными интересами личности. Свобода для граждан означает необходимость послушания государству, установившему незыблемость институтов власти. Консерваторы стремятся сохранить и поддержать исторически сформировавшуюся государственную и общественную жизнь и, в первую очередь, морально-правовые нормы и традиции нации, религии, семьи, частной собственности. Консерваторы либо решительно выступают против всего нового, в том числе и полезного нового, либо относятся к нему сдержано. Политический консерватизм следует отличать от реакции, стремления к реставрации. Реакционер борется с настоящим с целью возврата к предыдущему этапу, в то время как консерватор стремится сохранить существующее положение вещей.

Обычно консерватизм отражает идеи и идеалы тех классов и социальных групп, положению которых угрожают тенденции нового общественно- исторического и социально-экономического развития. Зачастую во многих современных развитых странах это своего рода защитная реакция средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей сельской местности, которые испытывают страх перед неопределенным будущим, возможным ухудшением социального статуса. Важное место здесь занимают глубинные традиции и ностальгические тенденции, характерные для массовых слоев населения.

Консерватизм, призванный защищать требования стабильности, преемственности должен учитывать те изменения, которые происходят в современном мире, и приспосабливаться к ним. Если в прошлом он интегрировал идеи свободной конкуренции и свободного рынка, то после второй мировой войны консерватизм включает уже в себя идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, правовой защиты личности. Такой «обогащенный» современными идеями неоконсерватизм - сложное и многослойное явление, в котором уживаются разнообразные, часто противоположные идеи и концепции: защита сильной власти и сильного государства, с одной стороны, свобода личности, как высшей ценности общества, конкуренции и рыночных отношений, - с другой.

Выступая в целом за сохранение существующей системы, приоритет интере­сов общности, государства над интересами личности, неоконсерватизм не исключает модернизации, реформы политической системы в целях повышения ее эффективности. Относительно новым течением является технократический консерватизм. Упор здесь делается на техническую рациональность и профессионализм в управлении.

3. Идея социального равенства и справедливости имеет многовековую исто­рию. В начале XX века она приобретает два наиболее четко оформленных направления: коммунистическое и социал-демократическое. В основе коммунистической идеи лежит ликвидация частной собственности, господство общественной собственности на средства производства, полное социальное равенство, народовластие, гармония личных и общественных интересов. Достижение этих целей идет через классовую борьбу, насильственную революцию, диктатуру пролетариата. История показала, что идея коммунизма, по крайней мере, на настоящем этапе развития цивилизации, оказалась утопией. Совершенно негодным оказались пути ее воплощения в жизнь, в том числе господство общественной (государственной) собственности и диктатура пролетариата. На практике это привело к тоталитаризму, отчуждению производителя от средств производства, экономическому развалу. Коммунистическое движение в международном масштабе потерпело в настоящее время поражение. А коммунизм как цель развития общества представляется как утопический идеал.

В программах большинства социал-демократических партий суть современного социал-демократизма вообще и демократического социализма в частности выражена в провозглашении свободы, справедливости и солидарности как основных ценностей социалистического стремления.

Пропагандируя тезисы свободы, справедливости и солидарности, социал- демократы подчеркивают, что в реальной общественной деятельности эти понятия не могут быть абсолютными. Поэтому речь идет не о стремлении к ним как абсолютным ценностям, а о достижении более широкой, чем имеется в настоящее время, свободы, справедливости и солидарности. В основе социал-демократического направления лежит отрицание классовой борьбы, необходимости социалистической революции. Социал-демократы отстаивают идею множественности форм собственности в экономике, в том числе частную собственность, а также предпринимательство и конкуренцию. Они стоят за признание основных прав и свобод личности, демократическое правовое государство, политический плюрализм, обеспечение справедливого распределения национального дохода через регулируемый со стороны государства рынок. Достижение демократического социализма предполагается совершить через непрерывный процесс реформации капитализма.

Оказавшись в результате демократических выборов в ряде стран во главе правительств, социал-демократические партии, поддерживаемые профсоюзами, стали инициаторами многих реформ (национализация ряда монополий в экономике, антимонопольное законодательство, проведение в жизнь социальных программ), что в значительной мере обеспечило экономическое развитие индустриальных стран. Социал-демократии принадлежит большая заслуга в развитии капиталистических государств в сторону социального правового государства, модернизированного общества. Это особенно заметно в «скандинавской» или «шведской» модели, где создана самая развитая в мире система социального обеспечения, здравоохранения, образования, занятости, ликвидирована бедность.

В последние годы международная социал-демократия видит пути развития государства в дальнейшем росте демократизации общества, гражданских инициатив всех социальных групп, что заключается, прежде всего, в ограничении функций государства, передачи многих из них на уровень местного управления. За государством должно остаться лишь решение важнейших внутренних и внешних проблем (федеральные налоги и бюджет, внешняя и внутренняя безопасность).

В настоящее время после некоторого кризиса, вызванного девальвацией социалистической идеи в связи с распадом «реального социализма», СССР и мировой системы социализма международное социал-демократическое движение продолжает развиваться. Социалистический интернационал (существует с конца XIX века) насчитывает в своих рядах 42 партии. Процесс европейской интеграции привел к созданию в 1974 году Союза социал- демократических партий Европейского сообщества. После прямых выборов в Европейский парламент эти партии создали здесь объединенную самостоятельную фракцию. Социал-демократические партии во многих развитых странах периодически приходят к власти в результате демократических выборов (особенно в Скандинавских странах, в Австрии), входят в коалиционные правительства различных стран.

Анархизм (от лат. - безвластие, безначалие) в определенном смысле слова можно считать «заблудившейся ветвью» социал-демократических течений. Он зародился в 1830-40-х гг. странах с мелкотоварным производством. Его идеал - это свободное общество независимых товаропроизводителей, продукты труда которых распределяются между всеми поровну. Переход к обществу будущего связан с тактикой прямого действия, немедленной революцией. В новом обществе нет никаких авторитетов, каждая личность, каждая община автономны. Поскольку на пути личности стоит государство, то оно должно быть уничтожено. Современный анархизм вырождается в основном в экстремистские террористические течения.

В современном мире много и других социально-политических течений: это христианские демократы, многочисленные радикальные, то есть крайние течения: маоистские, фашистские, религиозно-политические и другие. Однако они занимают «промежуточное» положение между рассмотренными направлениями политической мысли. Именно эти последние явились идейно - политической основой для возникновения и деятельности политических партий.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1.Выясните причины появления идеологий?

2.Какие факторы влияют на формирование определенной идеологии в пределах конкретной страны?

3. Что есть общего и разного в концепциях либерализма и консерватизма?

4. Что является новым в идеологической политике мира с появлением неоконсерватизма и неолиберализма?

5. Определите социально-психологические истоки фашистской идеологии?

 

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Політологія. Ч. 4. Хрестоматія: Навч. посібник / В.Ю. Пушкін, М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.І. Чорнобаев: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: Національна гірнича академія України, 2002. – 250 с.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

Громовик В. Г. Консервативная идеология в современном мире. М., 2005.

Гуторов В. А. Современная российская идеология как система и политическая реальность (Методологические аспекты) // Полис. 2001, № 3.

Капустин Б. Г. Что такое либерализм? // Свободная мысль – XXI. 2004. №8.

Либерализм, социал-демократизм, коммунизм. Акад. дискуссия: сборник. Под ред. А. В. Бузгалина, М. И. Воейкова. М., 2005.

Ливен А. Национализм в современном мире // Свободная мысль - XXI. 2005. № 4.

Малахов B.C. Национализм как политическая идеология. Учебное пособие. М., 2005.

Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма: Пер. с англ. М., 2004.

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

Бебик В.М. Базові засади політології: теорія, методологія, практика. Монографія. – К.: МАУП, 2001.

                                                                   

Политические отношения.

2. Сущность, содержание и структура политического процесса.

Политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Существование нескольких партий обусловлено наличием множества интересов у различных социальных групп и необходимостью их удовлетворения.

По своей природе партии являются связующим звеном между гражданским общество и государством. Через партии население может заявить государственным властям свои групповые требования, критиковать руководство, добиваться изменения курса и самой власти. Но одновременно правящие структуры могут использовать партии для обращений к народу за поддержкой в решении тех или иных вопросов.

Место и роль партии в политической системе во многом определяются ее функциями. Функции партии выражают необходимость для нее решения двух групп задач: внутренних и внешних.

К внутренним функциям партии относятся: набор членов, пополнение партийной кассы, регулирование отношений между центральными органами партии и первичными организациями, между лидерами и рядовыми партийцами.

Среди внешних, основных для партии, выделяют следующие функции:

1. Борьба за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения. Борьба за власть - одно из главных назначений партии, ибо только посредством власти она может осуществить свои цели. Партия выбирает или мирный, или вооруженный путь к власти.

2. Участие в формировании политической системы и ее функционировании (избирательные кампании, референдумы, работа в законодательных и исполнительных органах власти - парламенте, правительстве, местных органах).

3. Идеологическая функция имеет две стороны. С одной, это - формирование политических доктрин, программ, идеологии, с другой, - формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан.

4. Кадровая функция - подбор кадров как внутри самой партии, так и подготовка кадров для других институтов политической системы, в том числе для государственного аппарата.

5. Разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями и движениями.

Для осуществления данных функций партия должна обладать необходимой структурой, иметь центральные и местные органы, в партии наряду с рядовыми членами должны быть и люди, занимающиеся партийной работой профессионально, т.е. получать зарплату от партии.

М.Дюверже выделил в структуре партии три концентрические окружности: круг активистов, для которых партия - смысл жизни (к ним относят и лидеров партии); круг членов партии, выплачивающих взносы и имеющих членский билет; круг сочувствующих и избирателей, удовлетворяющихся присутствием изредка на митингах и голосованием в пользу партии. Избиратели, голосующие за партию, в политологии получили наименование электорат партии.

В отношениях к партиям сформировались две противоположные точки зрения. Первая - считает, что партии вообще не нужны, так как именно через них узкий круг людей стремится захватить власть. (Так думают около 20% студентов 4 курса ВГАСУ). Другие считают, что партия только тогда придет к власти, когда она отразит интересы большинства, и поэтому партии нужны (70% студентов ВГАСУ).

Типы партий и партийных систем. Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация, которая возможна на основе множества критериев.

Среди классификаций партий одной из самых старых является деление партий на левые и правые. Это деление пошло со времен Великой французской революции 1789 года, когда представители различных политических партий расселись в Национальном собрании таким образом, что с левой стороны сели представителе революционных слоев, требовавшие ликвидации монархии и установления принципов свободы, равенства и братства, а с правой стороны расселись представители тех сил, которые стремились остановить революцию, защитить короля. Середину зала занимали депутаты, которые колебались то в одну, то в другую сторону, они получили наименование - «болото». Сегодня середина политической жизни именуется центром. Таким образом, исходя из таких критериев, можно выделить крайне левые или ультралевые политические партии, левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые, крайне правые.

К левым обычно относят революционные, коммунистические партии, которые отстаивают идеи социального равенства и общественной собственности, к правым относят партии, защищающие идею приоритета частной собственности, либерального государства, идею невозможности социального равенства, отрицающих путь революционных изменений.

Существует классификация политических партий по классовому признаку, то есть по тому, чьи интересы, какого класса или социальной группы отстаивает партия, кто является основой ее социальной базы. Выделяются буржуазные партии, помещичьи, крестьянские, партии рабочего класса. Иногда выделяются и межклассовые партии, или партии отдельных социальных групп, например, мелкобуржуазные партии.

По критерию - отношение к изменениям в обществе можно выделить такие партии: революционные, которые стремятся коренным образом изменить существующий строй и политическую систему. К ним обычно относят коммунистические партии.

Реформистские - считающие реформы главным методом изменения общественных отношений. Это обычно социал-демократические партии.

Консервативные партии, стремящиеся сохранить, законсервировать существующее положение, не признающие коренных перемен.

Реакционные - стремятся повернуть назад.

Иногда выделяют радикальные или экстремистские партии, выступающие за кардинальные или чрезвычайные меры в политической жизни.

Обычно их деятельность не разрешается законом, и эти партии не регистрируются, но могут существовать, если не нарушают закон, как обычные граждане.

По положению в обществе партии подразделяются на легальные и нелегальные, на правящие и оппозиционные.

Довольно широко распространено в политологии деление партий на кадровые и массовые. Массовые партии включает в себя большое количество членов, которые работают в конкретной парторганизации, партия существует в основном на членские взносы. Кадровые партии обычно немногочисленны, постоянное членство отсутствует. Фактически партия состоит из профессиональных политиков. Кадровые партии действуют преимущественно в период избирательных компаний.

Существует деление партий по идеологии, которую они отстаивают, выделяются.

Ккоммунистические, социалистические, либеральные, консервативные, партии национальной и религиозной идеологии.

По способам приема новых членов в партию, они делятся на открытые и закрытые.

По взаимоотношению со своими последователями партии разделяют на представительские и мобилизующие.

По внутрипартийной жизни партии делят на демократические и тоталитарные.

Существует еще множество других типологий партий, которые и изучает такая наука как партология.

Типология лидерства.

1. Концепция элиты была создана представителями итальянской школы по­литической социологии Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом, Н.А. Бердяевым и др. На основе наблюдения за реальным поведением элиты в политической жизни Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсон создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

а) Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству;

б) Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся исключи­тельными качествами и способностями, осознающую свое превосходство над другими;

в) Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты;

г) Главное предназначение политической элиты - в принятии важнейших политических решений.

Исходя из сказанного, политическую элиту можно определить как сплоченную и привилегированную группу (или совокупность групп), обладающую высоким статусом и влиянием, которые обусловливаются непосредственным участием в принятии важнейших политических решений, связанных с распределением ценностей и ресурсов.

В промышленно развитых странах политическая элита хотя и представляет собой относительно сплоченную группу, ведущую определенный образ жизни, осуществляющую властные функции, однако она неоднородна. В нее входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений. По этому критерию современный индийский политолог П. Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная. Кроме них он выделяет маргинальную элиту, т.е. потенциальных кандидатов в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее.

Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их не так много - от ста до двухсот человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, в группах давления, законодательных органах и т.д. Эта элита неоднородна: внутри нее открыто противостоят группы по интересам. В демократиях западного типа, по мнению П. Шарана, на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В США с населением в 200 млн. человек круг высшей элиты насчитывает 10 тыс. человек.

Средняя элита формируется на основе трех переменных - доходов, профессионального статуса и образования. Средняя элита составляет 5% взрослого населения, объединенного указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

Институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложно организованные социальные системы испытывают потребность в регулировании и управлении постоянно нарастающего многообразия взаимодействий групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне ее. Это обусловливает существование людей, профессионально занимающихся управлением. Принимая важнейшие политические решения, они определяют способы согласования, представительство интересов различных групп населения, формы участия масс в социальных преобразованиях, и потому элитарность сохранится в обозримом будущем.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Исследованию лидерства посвящены многие теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет и практическую значимость. Оно служит выработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить это явление появились в глубокой древности. Античные историки Геродот, Плутарх в своих трудах главное внимание уделяли героям, монархам и полководцам, видя в них подлинных творцов истории.

Сам термин «лидер» происходит от английского leader - ведущий, руководитель. Явления, во многом схожие с лидерством, наблюдаются не только в обществе, но и в природе, в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни (стадо обезьян, оленей, волчья стая). Здесь всегда выделяется наиболее сильная и обычно достаточно умная и решительная особь - вожак, руководящая стадом.

Очевидно, лидерство основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним, прежде всего, относятся потребности в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения жизненности системы.

В человеческом обществе под лидерством понимают один из механизмов групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы исполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия.

Лидерство в обществе взаимосвязано с природой человека, присуще всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством разрешения насущных споров. Можно сказать, что лидер - это не выдумка людей, это природная необходимость, которая обеспечивает порядок, организацию и движение вперед.

Уже на первых порах человеческого существования формировались и взаимодействовали различные модели группового существования. Группы с лидером оказались более устойчивыми и прогрессивными. И это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли более опытные, умные, сильные, более человечные, наконец, люди.

В современной политологии проблеме лидерства посвящены многие научные исследования. Среди них можно выделить несколько основных подходов или определений сущности политического лидерства.

1. Определение лидерства как влияния на других людей. Такое лидерство - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Влияние при этом должно быть постоянным, распространяться на всю группу и быть приоритетным среди других.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений. Занятие должности, связанной с управленческими функциями, и дает человеку статус лидера.

3. Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способной реализовать ее интересы с помощью власти.

4. Политическое лидерство - это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.

Совокупность различных интерпретаций политического лидерства, взаимно дополняя друг друга, дает его картину, чрезвычайно разнообразную по своим проявлениям и функциям, зависящую также от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и ряда других факторов.

Рассматривая проблему политического лидерства, нужно помнить, что основной вопрос лидерства - это вопрос о власти. Исходя из этого, в политологии, в зависимости от субъекта власти и рассматривают формы проявления лидерства.

Двумя основными формами проявления лидерства является индивидуальное и групповое лидерство.

Индивидуальное лидерство - это такое лидерство, когда лидирующее положение занимает личность, ведущая за собой.

Под групповым лидерством понимается такое положение, когда ведущую роль осуществляет группа лиц, организация или социальный институт. Групповыми лидерами могут быть государства, партии, классы, социальные группы.

Государство как лидер может выполнять свою ведущую роль во всем человеческом обществе. При этом его лидирующая роль определяется не только экономической и военной мощью, но и развитием и поддержкой прогрессивных тенденций в развитии человечества.

Лидирующая роль класса или социальной группы объясняется ролью класса или группы в социальной структуре общества и тенденциями развития данной страны.

Но чаще всего в политологии под групповым лидерством подразумевают роль политической партии или политического движения.

Становление лидерства - длительный и противоречивый процесс. Оно не имеет какого-нибудь идеального пути. Ведь доверие и уважение нельзя вменить в обязанность или закрепить специальным декретом.

Нужны годы, может быть, долгие годы, чтобы лидер встал на ноги, выработал программу, цели, характерные методы деятельности, символику и т.д., получившие поддержку в обществе.

Наиболее обобщающей оценкой деятельности лидера уровня его авторитета является выполняемость присущих ему функций. Таковыми являются:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе единство, объединять людей вокруг общих целей и ценностей, играть мобилизующую роль.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений, выработка линии поведения.

3. Социальный арбитраж, защита масс от беззакония, самоуправства, посредничество.

Коммуникация власти и масс, упрощение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства.

Легитимации политического порядка и власти.Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности.

7. Функция оценки ситуации и предвидения будущего.

Так как проблемы группового лидерства во многом рассмотрены в других темах, мы будем рассматривать более подробно индивидуальное лидерство.

Рассматривая проблему политического лидерства, нужно видеть разницу между понятиями: политический лидер, просто лидер, который может быть в любой сфере или области знания, и начальник (руководитель). При анализе феномена лидерства отождествление «лидерства» и «руководства» становится ошибочным. Можно выделить следующие различия между лидером и руководителем. Лидер выдвигается стихийно, а руководитель либо назначается, либо выбирается. Лидер - это непременно личность. Он продукт своего рода «естественного отбора», тогда как руководитель - продукт сознательного подбора.

Руководителю должны подчиняться в силу его положения, а лидеру подчиняются в силу его способности увлечь людей, привлечь к себе их симпатии.

Лидерство не стабильно, ибо право на первенство надо все время подтверждать. Руководство, как правило, стабильно. Руководитель наделяется более или менее строго оговоренными законом правами и обязанностями, которых лидер не имеет.

Для политического лидера обычно характерно наличие собственной политической программы, а руководитель может не иметь какой-либо программы.

В конкретной политической практике соотношение лидерства и руководства в обществе складывается по-разному. Лидер и руководитель могут совмещаться или не совмещаться в одном лице.

Своего рода лакмусовой бумажкой для выявления истинности политического лидерства может служить потеря руководящего поста. Довольно часто, чиновник, потеряв свой пост, перестает быть и «лидером».

Истинный лидер, имеющий и отстаивающий свою программу, остается таковым независимо от своих официальных постов.

 Типология лидерства.

Богатство направлений деятельности лидеров во многом определяет и разнообразие их типологий. Одна из первых типологий лидерства была предложена М.Вебером. В ее основе лежала классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством - способность отдавать приказы и вызывать повиновение, Вебер различал: 1) традиционное лидерство (монархи, вожди племен), основанное на вере в святость традиций и привычек; 2) рационально-легальное или рутинное, основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность; 3) харизматическое лидерство (от греческого харизма - благодать, божий дар), основанное на вере масс в особые качества лидера, его сверхъестественные способности. Лидер способен увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. В основе такого лидерства лежат вера и эмоции масс. Здесь характерна фанатичная преданность последователей лидеру. Харизматический лидер появляется в критические фазы развития страны, когда резко возрастает надежда на чудо, на то, что лидер сможет стать генератором революционного обновления общества.

В зависимости от целей, стоящих перед лидером, выделяются лидеры-консерваторы, лидеры-реформаторы и лидеры-революционеры.

Лидер-консерватор ставит своей целью сохранение существующего положения, опирается на слои общества, не заинтересованные в переменах.

Лидер-реформатор верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает их изменить свое поведение, перестроить общество, не разрушая его основ.

Революционный лидер не только отвергает разные поведенческие стереотипы из- за того, что они противоречат идеалам общества, но и отрицает сами эти идеалы. Революционный лидер стремится разрушить существующее общество и построить новое.

Среди других классификаций типов лидеров можно назвать марксистскую, где по социальному составу последователей, по классовой принадлежности выделяют пролетарских, буржуазных и мелкобуржуазных лидеров.

По принадлежности к органам управления и власти выделяют лидеров оппозиционных и правящих.

Так, например, Г. Лассуэлл различал три типа лидерства:

лидер-идеолог, манипулирующий идеями, концепциями обшественного переустройства (К. Маркс, Мао Цзэдун, А. Линкольн);

лидер-агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы (Ф. Кастро, М.Л. Кинг);

лидер-организатор, манипулирующий ситуациями. Большинство современных политиков выступают в роли администраторов и менеджеров.

Качества лидера обычно проявляются в стиле его деятельности, методах его работы и особенностях его общения с людьми. Двумя крайними противоположностями при этом являются стиль демократический и стиль авторитарный. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете лидером интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

В современной политологии нередко используют типологию М. Херманн, выделившую четыре собирательных образа лидера: знаменоносца или великого человека, служителя, торговца и пожарного.

Лидера-знаменосца отличает собственное видение    действительности

привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы.

Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Такие лидеры живут так, словно руководствуются показаниями радара, вмонтированного в их голову и сообщающего, чего ожидают от лидера его последователи. Иначе их можно назвать лидером-флюгером.

Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их привлекательности и преимуществе, заставить их «купить», а также привлечь массы к их осуществлению.

Лидер-пожарный быстро ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента, эффективно действует в экстремальных ситуациях. Но такой лидер хорош в одних ситуациях, но обычно не может сохранить свое лидирующее положение в других ситуациях.

Конечно, в реальной жизни названные типы и стили лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Какую роль играет в политике отдельная личность?

2. Как влияет социальная мобильность в обществе на процесс формирования политической элиты?

3. Дайте характеристику критериеви назовите классификацию политической элиты?

4. Какова суть и источники политического лидерства?

5. Сколько типов лидерства Вам известны?

6. Чем определяется особенность политического лидера?

7. Какого человека можно считать политическим лидером?

 

Литература:

 

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

Бебик В.М. Базові засади політології: теорія, методологія, практика. Монографія. – К.: МАУП, 2001.

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

 

Конспекты лекций

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Цель: становление политической науки как науки и учебной дисциплины.

Задачи: определить предмет и объект политологии;

рассмотреть разнообразные методы, подходы и парадигмы в исследовании;

становление политологии как науки и учебной дисциплины;

Предмет политологии.

Методы политологии.

Функции политологии.

1. Значение политологии (греч. - учение о политике) определяется важной ролью политики в жизни общества. Начало теоретических исследований о политике закладывается в первом тысячелетии до н.э. с появлением государства и связано с творчеством Платона, Аристотеля (Древняя Греция), Конфуция (Китай). Для них характерно понимание политической науки как науки о высшем благе человека и государства, слиянии их интересов в идеальном государстве. В то время политическая наука развивается еще в лоне философии. Только в XVI веке итальянский мыслитель Н.Макиавелли ставит в центр политических исследований проблему государственной власти, а самой политике отводит роль инструмента для решения реальных политических задач. С середины XIX века политическая наука формируется в современном ее виде. Крупнейшими ее представителями на Западе были Т. Парсонс, Ф. Либер (США), европейские ученые М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, К. Маркс, Ф. Энгельс. В России в XIX-XX веках развитие политической науки связано с именами Г.В. Плеханова, В.Н. Чичерина, М. Острогорского, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, В.И. Ленина.

В 1948 году по инициативе Юнеско был проведен международный коллоквиум (собрание) ведущих ученых Европы и Америки по проблемам политической науки, где было дано определение предмета политологии и ее границ, а также создана Международная ассоциация политической науки, которая работает и сегодня.

В настоящее время политическая наука представлена в мире в основном европейской и американской школами. Первая из них опирается на европейские традиции политической мысли, ведет свое начало от учений Платона и Аристотеля. Для этой школы характерно исследование общих проблем политики, власти, государства и других политических институтов. Европейская школа разрабатывает в основном проблемы политической философии. Американская школа, напротив, характеризуется практическим подходом к проблемам политической науки. Здесь делается упор на прикладную политологию. Это объясняется тем обстоятельством, что американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Большинство американских исследователей выделяют в политологии, в изучении властных отношений функциональные, поведенческие и психологические характеристики.

Как учебная дисциплина политология преподается в большинстве зарубежных стран как в школах (особенно в США), так и в высших учебных заведениях. В России, где развитие политической науки было практически прервано в 1917 году (она повсеместно заменялась упрощенно излагаемым марксизмом), а сама политология объявлена буржуазной лженаукой, с конца 80-х годов началось ее возрождение как науки и как учебной дисциплины.

Вопрос о предмете политологии, ее сущности сложен и трактуется в современной науке неоднозначно. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что политология представляет весь комплекс знаний о политике, является интеграционной наукой о политике во всех ее проявлениях, рассматривает весь комплекс взаимоотношений между человеком и обществом. Предмет политологии включает проблемы: отношение власти и политического господства на всех уровнях управления обществом; политические институты и прежде всего государство и партии; субъекты политики: личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры; политическое сознание и культуру; политический процесс; внутри- и межгосударственные политические отношения.

Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности политики в обществе, политология должна рассматривать политические явления с многих сторон. Поэтому она включает в себя целый комплекс смежных дисциплин: политическую философию, политическую социологию, политическую географию, теорию политических институтов, политическую психологию. Политология является как бы теоретическим обобщением всех перечисленных наук.

В настоящее время различают следующие уровни исследования в политической науке: теоретическая политология и практическая, прикладная политология. Теоретическая политология (ее иногда называют политической философией) изучает природу политики и ее общие законы. Практическая, прикладная политология базируется в основном на так называемом бихевиоризме (англ. - поведение), целью которого является отслеживание практического политического поведения всех субъектов политической жизни общества (отдельных политических групп, политических институтов, элит, лидеров и т.п.) и анализ этого поведения. Прикладную политологию часто причисляют к точным наукам, поскольку в ее основе лежат анализ реальных фактов и возможность для любого исследователя его повторить.

Прикладная политология может быть представлена как совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования политики, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Отсюда следует, что прикладная политология включает:

а) разработку системной методологии изменяющейся политической реальности;

б) методы и политические технологии изучения политических ситуаций и субъектов, например, электоральных систем, избирательных кампаний;

в) структурно-логическое моделирование общества.

Поэтому прикладная политология включает такие дисциплины как имиджелогия, политический менеджмент, политический мониторинг, метод сценариев, политическое прогнозирование. На основе данных практической политологии проводятся широкие социально-политические исследования, составляются карты - «матрицы» поведения различного типа лидеров, определяются рейтинги кандидатов в предвыборной борьбе, оптимальная линия поведения для различных социальных субъектов в различной политической обстановке. Практическая политология имеет широкое распространение в текущей политике.

В последнее время все чаще выделяют третий уровень (часть) политологии: сравнительную политологию. Она основана на сравнении и выявлении преимуществ, недостатков, национальных модуляций в развитии политических институтов, а также иных сходных политических явлений в различных государствах. Сравнительная политология имеет целью разумное «заимствование положительного опыта» передовых стран, выявление «своих» национальных особенностей, преимуществ и недостатков в развитии политической системы. Необходимо подчеркнуть, что все уровни политологии являются неразрывными частями единой политической наук, они взаимозависимы и дополняют друг друга.

Политология как учебная дисциплина в вузе имеет целью изучение предмета на теоретическом уровне и, прежде всего знакомство студента с ос­новными понятиями и категориями политики.

2. Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов, подходов и парадигм в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.

При изучении политической сферы очень важен социологический подход. Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).

Исследование политических явлений требует также применения сово­купности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.

Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.

Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.

Институционалъный метод. Ориентирует на изучение институтов, через действия которых осуществляется политика (государство, партии).

Сравнителъный метод. Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.

Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом более ранние по времени события не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.

Большое значение для политологии как науки о власти и искусстве политического руководства имеют так называемые эмпирические науки (статистика, социологические опросы, наблюдения участников событий и т.п.).

Изучение закономерностей развития мирового политического пространства диктует, с одной стороны, необходимость единого подхода, анализа с точки зрения глобальных общечеловеческих политических проблем. Но, с другой стороны, пестрота, многоликость и многомерность этого пространства обуслав­ливает необходимость дифференцированного подхода в изучении по регионам (например, Запад - Восток) и государствам. Поэтому в настоящее время в целях более глубокого и всестороннего исследования политических процессов и их прогнозирования ученые выдвигают новые подходы, способы исследования или так называемые парадигмы.

Это, прежде всего, три общесоциологические глобальные парадигмы, которые широко используются и в политологии: формационная, цивилизационно-культурная и мир-системная парадигмы.

а) Формационная парадигма (К. Маркс) делит историю человечества, в том числе политическую историю, на пять общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Эта «пя тичленка» разработана в основном на европейском материале и истории развитых государств, почему может иметь лишь ограниченное применение в исследовании мирового политического процесса.

б) Цивилизационно-культурная парадигма (Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда) представляет историю человечества как совокупность относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и упадка. Эта теория является альтернативой евроцентризму, открывает перспективу сближения Запада и Востока на путях духовного обогащения. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости (в том числе - политическая культура).

в) Мир - системная парадигма (Ф. Бродель, И. Валлерстайн) представляет историю человечества как мировую систему, где государства в силу меняющихся исторических обстоятельств влекутся к единому центру, к некоторому единообразию. Например, мир - империя колониального типа с центром в Великобритании, и мир - экономика XX в. индустриального и постиндустриального типа с центром в США. Она позволяет приблизиться к изучению закономерностей, в том числе политических, всего мира как единого целого.

Научное исследование мирового политического пространства в его единстве и многообразии требует комплексного применения всех парадигм политологии.

Только совокупное использование всех методов, подходов и парадигм, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.

3. Функции политологии, как и самой политики, в значительной мере определяют характер развития государства, общества, самого человека как гражданина, как личности.

Адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей и закономерностей позволяет политологии выполнять функцию познания (объяснения и прогнозирования) политических явлений или гносеологическую функцию. Напомним, что гносеологическая функция является основной для всей науки как сферы человеческой деятельности в целом.

Политология не только изучает и стремится наиболее адекватно отразить политическую жизнь общества, но дает также оценку политическому строю, событиям, поступкам людей. Здесь выражается оценочная или аксиологическая функция политической науки.

Важнейшей функцией является политическая социализация личности, куда входит воспитание политической культуры населения, формирование гражданских чувств и навыков, самостоятельности каждой личности и её ответственности за свои решения и действия перед собой и обществом.

Политическая социализация, усвоение политических знаний гражданами влияет на развитие мотивационно-регулятивной функции, посредством которой политология оказывает воздействие на политическое поведение людей и социальных групп, прежде всего путем рекомендаций.

Функция рационализации политической жизни. Политическая наука выступает теоретической основой политической деятельности в обществе, в первую очередь - политических реформ и коренных изменений. На основе рекомендаций ученых создаются оптимальные модели по управлению государством, технологии разрешения социально-политических конфликтов.

При этом необходимо помнить, что всякая наука, в том числе и политология, не может исчерпать всю полноту и многообразие реальной действительности (например, полностью учесть роль интуиции политика), однако непременно должна к этому стремиться.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Что изучает политология?

2. С какими науками политология связана наиболее?

3. Что является объектом политологии?

4. Политика: определение, структура, функции.

5. Какие методы использует политология при ииследовании своего объекта?

6. Связь политики с другими общественными сферами.

7. Становление и развитие политической науки. Основные этапы.

Литература:

Гаджиев К.С. Политология: учебник – М.: Логос, 2013. – 488 с.

Желтов В.В. Основы политологии: учеб. пособие / В.В.Желтов. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. – 544 с.

Кравченко А.И. Политология: учебник/ А.И.Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 448 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

Политология: учебник / Г.Н. Смирнов и др. – М.: Проспект, 2008. – 336 с

Політологія. Навч. посібник. Ч. 5. Політологія у запитаннях та відповідях / М.В. Зєнкін, Л.М. Колосова, В.В. Литвиненко, В.Ю. Пушкін, В.І. Чорнобаєв: За ред. В.Ю.Пушкіна. – 2-е видання перероб. та доповн. – Дніпропетровськ: НГА України, 2002. – 198 с.

Политология для всех. Учебное пособие в двух частях. Часть 2.: Политология в вопросах и ответах. – Днепропетровск ОАО «Днепркнига», 2002. – 246 стр.

Політологія: навч. посібник. / Ю.І. Макар, О.Ю. Докаш, Т.П. Лаврук – Чернівці: Чернівецький нац. ун-т., 2010. – 596 с.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.329 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь