Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гейдельбергский и берлинский кружок (1805–1816)



НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. М., 1958. Т.6.

Карельский А.В. Повесть романтической души // Deutche romantische Novellen. М., 1977. С.5–39.

Иенский кружок (1796–1802)

Первое европейское романтическое объединение, «идеал романтического симпозиума» (Н.Берковский). Основные участники: братья А.В. и Ф.Шлегели, Л.Тик, Новалис, Ф.В.Шеллинг, Ф.Д.Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала «Атеней» (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления.

Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. «Критические (ликейские) фрагменты» и «Атенейские фрагменты». Универсальность – главная характеристика «романтической поэзии» (116 фр.) Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством меща-нской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: «три ведущие тенденции» своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера»). Жанровая теория Ф.Шлегеля. Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. «Люцинда» Ф.Шлегеля как проблемно-философский роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм. Критическое отношение современников к роману.

Жанровый универсализм Людвига Тика (1773–1853). «Белокурый Экберт» (1796) как образец раннеромантической новеллы-сказки. Цикл комедий («Кот в сапогах» и другие, 1797–1800) – пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. «Странствия Франца Штернбальда» (1798) – первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде. Романтизация действительности.

Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг, 1772–1801). Теоретические «Фрагменты», философия «магического идеализма». Любовь к Софии фон Кюн. Автобиографизм «Гимнов к ночи» и их метафизический смысл. «Генрих фон Офтердинген» (1801 – незаконч.) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика «голубого цветка». Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы. Романтическая идея «томления». Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция в романе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

Лагутина И.Н. Образ художника в романах Л.Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер.9, Филология. 1990. №3.

Иванов В.И. О Новалисе // Arbor mundi: Мировое древо. М., 1994. Вып.3.

Ханмурзаев К. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер.9, Филология. 1975. №2.

Генрих фон Клейст (1777–1811)

Трагическая судьба и пессимистическое мировосприятие, ощущение непрочности положения человека в мире. Основная тема творчества – судьба сильного одинокого человека во враждебном мире. Излюбленный мотив – диалектика доверия/недоверия, понимания/непонимания, внешнего/внутреннего. Специфика клейстовского психологизма – отсутствие цельности в герое, раздвоенность его души. Романтическая версия классицистического конфликта страсти и долга.

Столкновение внутренней и внешней сил (притязаний чувства и закона государства) в характере главной героини трагедии «Пентесилея». Сходство и различие характеров Пентесилеи и Ахилла. Возможность психоаналитической трактовки действий героев. Проблема катарсиса.

Новеллистика Клейста. Проверка правомерности притязаний сильной личности в «Михаэле Кольхаасе». Проблема авторского отношения к герою и проблеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. в планах практических занятий)

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его апологеты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

Дьяконова Н.Я., Чамеев А. Английский романтизм в системе европейских литератур // Национальная специфика произведений зарубежных литератур XIX–XX вв.: Проблемы романтизма. Иваново, 1996. С.17–28.

 

Уильям Блейк (1757–1827)

Блейк – романтик вне романтического движения. Дар художника-графика. Мистицизм, визионерство Блейка, отсюда антирационализм и антисенсуализм (главный философский противник – Локк), апологетика творческого воображения.

Лирический цикл «Песни Невинности и Познания» (1789–1794). Невинность как блаженное неведение. Двойственная роль Познания: оно несет не только зло, но и благо. Невинность, пройдя через Познание, обогащается мудростью, сохраняя свою сущность. Символика живой и неживой природы. Система контрастных образов («Агнец» – «Тигр», «Дитя-радость» – «Дитя-горе», одноименные стихотворения с разным пафосом «Нянюшкина песнь», «Святой четверг» и др.)

Мифотворчество в «пророческих книгах» («Видения дщерей Альбиона», «Бракосочетание Рая и Ада», «Французская революция», «Америка» и др.) Основные образы: создатель мира Юризен (Urizen), носитель механистического начала. Светлый Лос, превращающийся в деспота. Орк – олицетворение духовного мятежа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962.

Жирмунский В.М. Уильям Блейк // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Зверев А. Величие Блейка // Блейк У. Стихи. М., 1982 (текст парал. рус.: англ.)

Батай Ж. Блейк // Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994.

 

«Озерная школа»

Полуофициальная дата рождения английского романтизма – 1798-й год, когда вышло в свет первое издание «Лирических баллад» Вордсворта и Колриджа, поселившихся в так называемом «озерном краю» (отсюда название содружества) на севере Англии. Эстетические взгляды Уильяма Вордсворта (1770–1850) в предисловии ко второму изданию «Лирических баллад»           (1800). Требование простоты и прозрачности поэтического языка. Неприятие урбанизации страны, отмирания патриархальных устоев («Майкл»). Демократизм общественных взглядов («Последний из стада»). Пейзажная и натурфилософская лирика («Нарциссы», «Тинтернское аббатство»). Детские образы («Нас семеро», «Люси Грей», «Слабоумный мальчик»). Воображение, познающее суть вещей изнутри, как основной поэтический принцип. Поэт – посредник между людьми и природой. Сонеты Вордсворта. Поэма «Прелюдия» как философско-поэтическая автобиография.

Особенности творческого пути Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772–1834). В молодости – поэт, позднее – философ, эстетик, литературный критик (« Biographia Literaria »). Близость к иенским романтикам. Фрагментарность мышления («Кристабель», «Кубла Хан»). Теория поэтического языка, не совпадающая с вордсвортовской. Символика и морализм поэмы «Сказание о Старом Мореходе». Мистический аспект образной системы. Мотивы преступления, наказания и искупления. Формальные особенности: балладный стих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Элиот Т.С. Вордсворт и Колридж // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Сиповская М.П. К вопросу о творческом методе Вордсворта // Филологические науки. 1987. №6.

Уоррен Р.П. Поэма, порожденная чистым воображением. Опыт прочтения [о «Старом Мореходе» Колриджа] // Уоррен Р.П. Как работает поэт. М., 1988.

Перси Биши Шелли (1792–1822)

Неоднозначная репутация. «Эфирный лирик» и «пламенный революционер». Юношеское прекраснодушие, «страстное восприятие абстрактных идей» (Т.С.Элиот).

Лирика Шелли – слияние философской отвлеченности и исповедальности, общественных и личных чувств («Гимн интеллектуальной красоте», «Ода западному ветру», «Облако», «Жаворонок»). Минорная интонация в интимной лирике («Изменчивость», «Строки»). Природа у Шелли.

Проблема оправданности бунта против тирании, справедливости мести в трагедии «Ченчи» (1819). Образ Беатриче, смысл ее лжи в последнем акте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. Спб., 1994.

Клименко Е.И. Стиль Шелли // Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX в. Л., 1959. С. 215–271.

Элиот Т.С. Шелли и Китс // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

 

Джон Китс (1795–1821)

Раскрепощение эстетического сознания. Роль античных и ренессансных традиций. Стремление возможно полнее выразить в стихах мир чувственных впечатлений. Культ красоты и гармонии. Теория «негативной способности» поэта – умения передавать объективную сущность предмета (красоту), отрешаясь от субъективных впечатлений.

Жанровые предпочтения Китса: сонет, ода (цикл 1819 года: «Ода соловью», «Ода греческой вазе», «Осень» и др.); опыт баллады (« La belle dame sans merci»). Тематическое и стилевое разнообразие поэм: «Изабелла», «Канун Святой Агнессы», «Ламия», «Гиперион»).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дьяконова Н.Я. Китс и его современники. М., 1973.

Шайтанов И.О. Джон Китс // Китс Дж. Стихотворения и поэмы. М., 1989.

 

Проза английских романтиков

Мэри Шелли (1797–1851) и ее роман “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818). Соединение традиций просветительского и готического романа. Проблема ответственности ученого не только перед человечеством, но и перед своим творением. “Роман-предупреждение”. Соединение в главном герое двух личностей: ученого-рационалиста просветительского типа и романтика-индивидуалиста, обуреваемого страстями. Полемика автора с обоими типами мышления.

Вальтер Скотт (1771–1832) – создатель исторического романа. Историческое прошлое – разновидность экзотики, к которой тяготеет романтизм. Шотландский этнографический материал. Первый период творчества – собирание фольклора (“Песни шотландской границы”), создание романтических поэм на его основе (“Песнь последнего менестреля”, “Дева озера”): воспевание средневековья, элемент фантастики, местный колорит.

В романах (с 1814 г.: “Уэверли”, “Роб Рой”, “Пуритане” и др.) – обращение прежде всего к конфликтным историческим событиям (войнам, восстаниям, смутным эпохам). Главный предмет изображения – судьба личности в исторических катаклизмах. Центральный персонаж, с которым связана основная фабульная линия (обычно любовная), оказывается в гуще событий, причем между двух враждующих лагерей. Его функция почти служебная – быть связующим звеном, поэтому в разных романах эти герои очень похожи. Второстепенные герои выписаны более ярко и рельефно, именно в них отражен дух эпохи.

Репутация Скотта, его влияние на развитие европейского исторического романа. Скоттовская модель в произведениях других писателей (например, в “Капитанской дочке” Пушкина). Проблема соотношения в его творчестве элементов романтизма и реализма.

Список литературы

Бельский А. Английский роман 1800–1810-х годов. Пермь, 1968.

Ладыгин М. Романтический роман М. Шелли “Франкенштейн” // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX вв. Иваново, 1982.

Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л., 1965.

Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М., 1987.

Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

 

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Социальная направленность. Парадоксально замедленное развитие романтизма в стране, где произошла революция, давшая толчок всему явлению в общеевропейском масштабе. Причина – необыкновенная устойчивость традиций классицизма во Франции. Лишь свергнув почти насильственным путем устаревшие догмы на рубеже 1820–1830-х годов, французский романтизм стал общенациональным явлением и получил возможность беспрепятственно развиваться в тесной связи с уже возникшим реализмом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История всемирной литературы. М., 1989. Т.6. (гл.5, разд.1–4).

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. М., 1947.

Бондарев А.П. Эволюция французского романтизма: (Из истории французского романа XVIII–XIX вв.) // Художественное осмысление и действительность. М., 1988. С.75–82.

 

Ранний период (1790–1820)

1790–1800-е годы – восприятие романтизма как иноземного явления. Два направления в раннем французском романтизме, по-разному противопоставивших себя просветительскому рационализму.

Франсуа де Шатобриан (1768–1848). Полемика с Просвещением. Резко отрицательное отношение к революционным преобразованиям. Католическая церковь как единственное спасение для изверившегося одинокого человека. «Соблазнение» красотами религии в трактате «Гений христианства» (1802). Повести «Атала» и «Рене» как иллюстрации теоретических положений. «Атала» – антируссоистское изображение природы и «естественного человека». «Рене» – одно из первых в европейской литературе изображений «лишнего человека» и «болезни века» – бездеятельной тоски.

Развитие этого мотива в романе Бенжамена Констана (1767–1830) «Адольф» (1806–1807). Подробный психологический анализ характера современного молодого человека, одержимого страстями, но неспособного к решительным действиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (Эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962.

Затонский Д.В. Романтики и чувство истории // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111.

Бельская Е.А. Роман Шатобриана «Рене»: (О характере исторической и эстетической интерпретации героя) // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1983.

Шрейдер Н.С. Специфика повествования в «Рене» Шатобриана // Вопросы романтизма и реализма в зарубежных литературах. Днепропетровск, 1969.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 276–280 [О Б.Констане].

Шрейдер Н.С. О романтизме и реализме в романе Б.Констана «Адольф» // Метод и мастерство. Вып.2. Вологда, 1970.

Виктор Гюго (1802–1885)

Живой символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг. Слава не только классика литературы, но и общественного деятеля.

1810–1820-е гг. – постепенное освобождение от юношеского консерватизма и роялизма. Переход от классицизма к романтическим позициям. Первый лирический сборник «Оды и баллады» от издания к изданию (1822–1826) очищается от классицистических штампов. Явный романтический перелом в сборнике «Восточные мотивы» (1829). Ориенталистская экзотика. Расшатывание ритмики александрийского стиха. Эволюция от интеллектуальной риторики к поэзии эмоций. Становление таланта и завоевание лидерства в литературе. Кружок молодых романтиков «Сенакль».

Начало карьеры драматурга. Предисловие к драме «Кромвель» – эстетический манифест не только Гюго, но всего французского романтизма. Резкая оппозиционность по отношению к классицизму. Отрицание единств и иерархии жанров. Контраст как основа романтической литературы. Теория гротеска. Программа реформы литературного языка. Историческая концепция происхождения лирики, эпоса и драмы.

Успешная премьера драмы Гюго «Эрнани» 25 февраля 1830 года – ознаменование окончательной победы романтизма над классицизмом в театре. Драматические произведения 1830-х гг.: «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и др. Контрастная структура драм Гюго: основа сюжетного конфликта – поединок между знатным деспотом и бесправным плебеем. Проблема раздвоенности личности. Поэтичность театра Гюго.

Роман «Собор Парижской богоматери» (1830) как образец исторического романа французского романтизма. Попытка воспроизведения общей картины эпохи (конца средневековья), отказ от изображения исторических событий. Переклички с современностью. Система персонажей и образов. Несоответствие внешнего облика и внутреннего содержания натуры человека (Клод Фролло, Квазимодо, Феб). Эсмеральда как воплощение нравственной красоты народа. Образ Собора, его символический смысл. Массовые сцены в романе. Тема исторического прогресса. Ирония и патетика в авторском стиле.

Творческий кризис 1840-х гг. Общественно-политическая деятельность после Февральской революции 1848 г. Декабрьский переворот Луи Бонапарта 1851 г. и эмиграция Гюго. Памфлет «Наполеон Малый». Разоблачительный и героический пафос этапного поэтического сборника «Возмездие» (1853).

«Отверженные» (1840-е – 1862) как полифонический роман, эпопея современной жизни Франции. Социальная проблематика. Политические убеждения Гюго и их отражение в романе. Негативная роль государства в жизни общества и образ полицейского инспектора Жавера.

Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения. Важность для писателя задачи морального урока. «Отверженные» как «эпос души», теория морального прогресса, нравственного совершенствования человека под влиянием «благого примера» («цепная реакция добра»: Жан Вальжан, Фошлеван, Эпонина, Жавер). Идея двух видов справедливости: христианского милосердия (епископ Мириэль) и революционного гуманизма (Анжольрас), противоречащих друг другу, но уживающихся в характерах некоторых персонажей и самого автора.

Публицистичность романа. Роль авторских эссеистических отступлений. Соотнесение вымышленных событий с реальным историческим фоном от битвы при Ватерлоо до баррикадных боев 1832 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Евнина Е. Виктор Гюго. М., 1976.

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Л., 1969.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (любое изд.).

Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

Готье Т. История романтизма // Готье Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. М., 1972.

Резник Р. Снова Гюго // Вопросы литературы. 1979. №10.

 

Жорж Санд (1804–1876)

Общественный имидж Жорж Санд – иллюстрация «эмансипации женщины» в XIX веке. Женская тема – сквозная, хотя не единственная, в ее творчестве.

Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. («Индиана», «Валентина»). Индивидуальная судьба в социальном контексте. Защита прав женщины, протест против законов буржуазного брака. Руссоистская идея самоценности чувства, «голос сердца» как критерий оценки любых человеческих поступков.

Усиление роли социальных мотивов с конца 1830-х гг. Влияние идей утопического социализма. Отрицание революционного радикализма. Идеал: социальная гармония в виде примирения классов. В творчестве – изображение любви, ломающей социальные перегородки. Оформление эстетической концепции позднего романтизма, существовавшего бок о бок с реализмом: принципиальное отстаивание права изображать людей не такими, каковы они есть (прерогатива реалистов), а такими, какими они должны быть.

Осознание индивидуализма как изъяна души. Снятие идеализации пассивно-романтического сознания в романе «Орас» (1842). Противопоставление главному герою-скорбнику и эгоисту, опоздавшему родиться, более деятельных и потому более приспособленных к жизни персонажей.

Тема искусства в дилогии «Консуэло» – «Графиня Рудольштадт» (1842–1844).

Народная тематика социально-утопических романов 1840-х гг. («Мельник из Анжибо», «Грех г-на Антуана» и др.) Народ как «самая здоровая сила нации». Идиллия крестьянской жизни в «сельских повестях» конца 1840-х гг. («Чертово болото», «Маленькая Фадетта» и др.)

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Современники о ее личности и творчестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Моруа А. Жорж Санд. (Любое изд.)

Трапезникова Н.С. Романтизм Жорж Санд. Казань, 1976.

Достоевский Ф.М. Смерть Жоржа Занда. Несколько слов о Жорже Занде // Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.

Золя Э. Жорж Санд // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т.25.

Франс А. Жорж Санд и идеализм в искусстве // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т.8.

 

Альфред де Мюссе (1810–1857)

Ранняя творческая зрелость. Поэтический сборник «Испанские и итальянские повести» (1830). Уверенное владение всеми традиционными приемами романтизма: пылкая страсть, байронический герой, «местный колорит», легкий стиль, ирония. Участие в деятельности кружка «Сенакль». Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Комедия «Венецианская ночь» (1830) как пародия на «Эрнани» Гюго.

Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Попытка основать приемлемое человеческое существование не на возвышенных идеалах, как у других романтиков, а на «банальных истинах». Пьесы-пословицы («Ни в чем не надо зарекаться», «Любовью не шутят» и др.). Жанровая специфика драматургии Мюссе. Сборник «Спектакль в кресле» (1832). Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: «Прихоти Марианны», «Фантазио», «Подсвечник». Тема несчастной любви. Неудачный роман Мюссе и Жорж Санд.

Историческая драма шекспировского типа «Лоренцаччо» (1834). Идея бесплодности романтического эгоцентризма, невозможности плодотворной активности, направленной даже на достижение благой цели. Противоречивость и трагизм образа главного героя.

Роман «Исповедь сына века» (1836). Попытка понять исторические причины «болезни века». Смысл публицистического вступления к роману (глава II). Образ главного героя, оторванного от практической жизни, способного действовать лишь в частной сфере, в любви. Октав как представитель целого поколения. Разочарование в любви – потеря смысла жизни. Безнадежность, утрата веры в идеал, «пустота» настоящего времени, где отсутствует пафос революций 1830-х гг.

Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная пока для Октава. Самопожертвование – единственная для него возможность остаться в границах нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Золя Э. Мюссе // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. М., 1966. Т.25.

Моруа А. Альфред де Мюссе // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

Сент-Бёв Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970

Шевякова Э.М. Семантическая структура романа Мюссе «Исповедь сына века» // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

 

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы после революции и провозглашения независимости на рубеже XVIII–XIX веков. Нативизм – художественное «открытие» континента. Экзотика индейцев, фронтира, «дальнего Запада» (ср. экзотика Востока для европейцев). Земля возможностей. Тема путешествий. «Американская мечта».

Регионализм как важнейший фактор американской культуры. Новая Англия (Север), «средние штаты», «черный пояс» (Юг). К середине XIX века обострение противоречий между демократическим промышленным Севером и аристократическим плантаторским Югом. Гражданская война 1861–1865 гг.

Отсутствие культурных традиций. Тесная связь с Европой и заимствование романтической идеи. Специфика романтического двоемирия в Америке – не конфронтация недостижимого идеала и низкой реальности, а вырождение идеала по ходу его осуществления. Экономические потрясения, политические конфликты конца 1830-х гг. Усиление аболиционистского движения (борьбы за отмену рабства негров). Творчество Г.Бичер-Стоу и ее роман «Хижина дяди Тома».

Переориентация романтического сознания с освоения страны на познание нового человека, homo americanus.

Трансцендентализм (Р.У.Эмерсон, Г.Торо) как философия оптимизма, учение о «доверии к себе». Человек наедине с природой в книге Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).

Поэты-«брамины». Ориентация на сохранение традиций, устоев. Трактовка индейской темы в поэме Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современ-ность. М., 1968.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Эстетика американского романтизма. М., 1977.

Вашингтон Ирвинг (1783–1859)

Раннее творчество. Связь с традицией просветительской сатиры XVIII века. Юмористический альманах «Сальмагунди» (1807–1808).Сатирическая аллегория в комической эпопее «История Нью-Йорка» (1809). Образ Дидриха Никербокера – плод литературной мистификации.

Конец 1810-х гг. – начало романтического периода творчества во время пребывания в Европе. Зависимость от идей европейской романтической культуры, особенно немецкой. Выход сборников новелл «Книга эскизов» (1819), «Брейсбридж-Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824).Использование «бродячих», в том числе фольклорных сюжетов европейской литературы, американизация популярных атрибутов европейского романтизма: «местный колорит», поэтика крайностей, атмосфера зыбкой сказочной таинственности. Смешение серьезного с комическим, пародирование «готических» штампов («Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине»).

Проблематика и поэтика рассказа «Рип Ван Винкль». Герой как символ дореволюционной патриархальной Америки. Критическая оценка изменений в менталитете американцев, привлекательность прежнего безмятежного существования по сравнению с деловитостью и суетностью современной эпохи.

Арабо-мусульманская тематика сборника «Альгамбра» (1832). Серия поэтичных сказок на основе преданий юга Испании. Слияние бытового плана с условно-романтическим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Николаева Е.А. О дискредитации фантастического элемента в ранних новеллах В.Ирвинга // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982.

Староверова Е.В. Литературная сказка в творчестве В.Ир-винга («Альгамбра») // Проблемы зарубежной реалистической прозы  XIX–XX веков. Саратов, 1985.

Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В.Ирвинга // Национальная специфика произ-ведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982.

 

Эдгар Аллан По (1809–1849)

Биография писателя. Приемные родители, воспитание на аристократическом Юге. Материальная зависимость, богемная жизнь, потери близких людей. Неуравновешенность, экзальтированность натуры при развитом рациональном начале.

Эстетические принципы Э.По. Установка на «тотальный эффект», эмоционально-психологическое воздействие художественного произведения на читателя (статьи «Философия творчества», «Поэтический принцип»). Предмет искусства – Красота, прекрасное и возвышенное. Первенствующая роль Разума в создании Красоты и «тотального эффекта». Э.По как редкий пример романтика-рационалиста. Идея внутренней гармонии, пропорциональности частей произведения. Требование ограниченности объема. Функция воображения: принцип необычности, оригинальности.

Ритмико-музыкальное начало поэзии Э.По. Мотив «смерти прекрасной женщины» как основной в его лирике («Аннабель Ли», «Линор», «Улялюм», «Ворон»). Прием звукоподражания («Колокола»). Тема поиска недостижимого идеала («Эльдорадо»). Чувство меланхолии и обреченности.

Соединение эмоции и логики, фантастического и реально-бытового, страшного и комического как важнейшая особенность художественной манеры Э.По в прозе. Жанрово-тематическое многообразие его новеллистики. «Страшные» рассказы («арабески»): «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Черный кот», «Бес противоречия», «Колодец и маятник» и др. Исследование крайних психологических состояний, «ужаса души». Анализ различных форм кошмаров, гибели, пограничных между жизнью и смертью ситуаций. Гротескно-сатирические новеллы: «Черт на колокольне», «Делец», «Разговор с мумией». Э.По как родоначальник детективного жанра: «Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук». Научный подход к предмету изображения в некоторых фантастических новеллах («История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») как предвестие поэтики Ж.Верна и Г.Уэллса.

Судьба творческого наследия Э.По. Роль Ш.Бодлера, французских и русских символистов в его оценке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аллен Г. Эдгар По. М., 1987 (серия ЖЗЛ).

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

Венедиктова Т.Д. Поэтическое искусство США: современность и традиция. М., 1988. С. 37–42.

Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

Апенко Е.М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

 

Натаниэль Готорн (1804–1864)

Пуританские традиции Новой Англии и противоречивое отношение к ним писателя. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник «Дважды рассказанные истории»). Изображение, с одной стороны, фанатизма и жестокости в пуританских колониях («Кроткий мальчик», «Призыв Алисы Доун», «Каменный человек»), с другой – суровых добродетелей пуритан, их героизма в противостоянии английской метрополии («Седой заступник», «Маскарад у генерала Хоу»). Двойственность нравственного видения эпохи, отражение светлых и темных сторон (Эндикотт и красный крест»).

Вневременная, общечеловеческая и метафизическая проблематика в «пуританских» новеллах. Тема скверны, греха, тайной вины и раскаяния («Молодой Браун», «Черная вуаль священника»). Морализирование и дидактизм.

Новеллы 1840-х гг. – исследование психологии современного человека. Действие общих нравственных закономерностей в окружающем мире (сборник «Легенды старой усадьбы»). Увлечение Готорна трансцендентализмом и полемика с ним («Родинка»). Тенденция к эссеистичности стиля, преобладание размышления над динамикой действия («Уэйкфилд»). Фантастические и воображаемые эксперименты как основа сюжета.

Романное творчество Готорна. Эстетическое обоснование жанра в предисловии к роману «Дом о семи фронтонах». Противопоставление romance и novel. Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе «Алая буква» (1850). Проблема столкновения человека и общества. Историческое, нравоописательное, психологическое начала в романе. Соотношение вымысла и реальности. Эстетические идеи и композиционная функция вступительного очерка «Таможня». Система персонажей. Роль детского образа (Пёрл). Символы и метафоры в романе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Коренева М.М. Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Апенко Е. Развитие жанра романтической новеллы в творчестве Готорна // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Проблемы эстетики и поэтики. Иваново, 1985.

Березовская О.Н. Специфика историзма ранних новелл Готорна // Зарубежная литература. Проблема метода. Л., 1979. Вып.1.

 

Герман Мелвилл (1819–1891)

Бурная молодость: плавания на морских и китобойных судах, странствия по островам Полинезии. Первые морские и приключенческие романы на автобиографической основе: «Тайпи» (1846), «Ому» (1847), «Редберн» (1849), «Белый бушлат» (1850). Точное изображение морской жизни и символический план («военный корабль как образ мира»).

«Моби Дик, или Белый Кит» (1851) как романтический эпос, отражающий трагическую фазу современного сознания. Синтез социального, философского и «морского» романа. Перегруженность описательным материалом. Конкретика во вневременном измерении. «Моби Дик» как символистский роман. Сверхзадача автора: поиски во вселенной высших сил, ответственных за судьбу человека и общества, и их соотнесение с этическими категориями. Гносеология Мелвилла, главные персонажи как носители разных типов познающего сознания, от которых зависит значение основных символов (по Ю.Ковалеву). Субъективно-проецирующий тип познания капитана Ахава. Белый кит как воплощение мирового Зла. Титанизм и безумие Ахава. Измаил – протагонист автора, обладающий объективно-созерцатель-ным типом сознания и потому наиболее адекватно трактующий символы. Моби Дик как символ Природы, Вселенной. Отсутствие нравственности в природе, ее враждебность человеку как трагический вывод философской линии романа.

Социальное измерение. Корабль «Пекод» с его многонациональной командой – символ Америки, страны иммигрантов. Его гибель в борьбе с неведомой бездушной силой (Моби Диком) – предощущение социальных катаклизмов, катастрофы гражданской войны 1860-х.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. М., 1972.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 87–150.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Список литературы

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 421–433, 458–462.

Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990.

Он же. Драма немецкого романтизма. М., 1993. С. 192–205.

Бент М. И. Гете и романтизм: (Проблема личности в “Фаусте” и драматургии Клейста). Челябинск, 1986.

Дружинина Г .В. Трагическое в “Пентесилее”// Миропонимание и творчество романтиков. Калинин, 1986. С.149–155.

Подгорная Л. И. “Пентесилея” Клейста// Вестн. Ленингр. гос. ун-та. 1977. № 14. История, литература, язык. Вып. 3. С. 85–91.

Демченко В. Д. Специфика исторического конфликта в “Михаэле Кольхаасе”// Проблемы метода, жанра и стиля. Вып. 2. Днепропетровск, 1975. С.44–48.

Бент М. И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987. С.39–47.

Список литературы

Блейк У. Стихи. М., 1982 (текст парал. рус.= англ.)

Поэзия английского романтизма XIX века. М., 1975 (Сер. БВЛ).

Зверев А. Величие Блейка // Блейк У. Стихи. М., 1982 (текст парал. рус.= англ.)

Глебовская А. Предварение //Блейк У. Песни Невинности и Опыта. СПб., 1993.

Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962.

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

 

 

Список литературы

Моруа А. Альфред де Мюссе // Моруа А. Литературные портреты (любое изд.).

Золя Э. Мюссе // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т.25. М., 1966.

История западноевропейского театра. М., 1963. Т.3. С. 205–225.

 

Список литературы

Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. М., 1972.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 87–141.

Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С. 185–198.

Березняк М. А. Роль художественной детали в создании трагического характера (роман Мелвилла “Моби Дик”) // Трагическое и комическое в зарубежной литературе. Пермь, 1986.

Трубников Н. Н. Притча о Белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА                                                                                                                                (РОМАНТИЗМ)”

 

Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, исторические предпосылки, особенности эстетики.

 

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Эстетика иенских романтиков. “ФрагментыФ.Шлегеля и Новалиса. Понятие "романтической иронии".

Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. “Белокурый Экберт” как раннеромантическая новелла.

Проблематика романа НовалисаГенрих фон Офтердинген”. Символы и аллегории в романе.

Особенности второго этапа немецкого романтизма. Гейдельбергский кружок. Творчество К.Брентано (“Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль”).

Проблема сильной личности в творчестве Г. фон Клейста. Драма “Пентесилея”. Повесть “Михаэль Кольхаас”.

Творчество Э.Т.А. Гофмана. Тема музыки в ранних новеллах “Кавалер Глюк” и “Дон Жуан”. Реальное и фантастическое в новеллах “Золотой горшок”, “Песочный человек”, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”. Тема творческой личности в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Ирония Гофмана.

 

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Своеобразие английского романтизма.

Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”; 5-6 сонетов).

Своеобразие творческой манеры С.Т.Колриджа в поэме “Сказание о Старом Мореходе”.

Лирический цикл У.БлейкаПесни Невинности и Познания” (читать полностью): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.

Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет”). Характеристика цикла “Еврейские мелодии”. Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Тип героя и характер конфликта в поэмах “восточного цикла”: “Гяур”, “Корсар”. Жанровая специфика поэмы “Дон Жуан”. Образ главного героя. Особенности драматургии Байрона (“Каин”).

Основные темы лирики П.Б.Шелли (“Изменчивость”, “Ода западному ветру”, “Индийская серенада”, “Облако”, “Жаворонок”, “Строки”). Нравственный пафос трагедии “Ченчи”.

Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “ La belle dame sans merci ”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”).

Романтическая антиутопия в романе Мэри ШеллиФранкенштейн, или Современный Прометей”.

Историзм в романах В.Скотта (“Роб Рой”, “Пуритане”, “Айвенго”).

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ         

Ранний французский романтизм. Творчество Ф. де Шатобриана (повести “Рене”, “Атала”).

Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).

Творчество Виктора Гюго. Романтическая эстетика Гюго в “Предисловии к драме “Кромвель”. Исторический роман В.Гюго “Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, исторические реалии. Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.

Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).

Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “Индиана”.

 

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Понятие фронтира. Творчество Ф.Купера (“Пионеры”, “Последний из могикан”).

Новеллистика В.Ирвинга ( “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной Лощине”, “Жених-призрак”, “Легенда о розе Альгамбры”).

Новеллистика Н.Готорна (“Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”, “Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Дэвид Суон”, “Родинка”). Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “Алая буква”.

Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор”). “Черные” новеллы Э.По (“Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Король Чума”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”). “Логические” новеллы Э.По (“Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”).

Философские проблемы в романе Г.МелвиллаМоби Дик”.

Индейская тема в поэме Г.ЛонгфеллоПеснь о Гайавате”.

 

Произведения, названия которых не подчеркнуты, читать полностью не обязательно.

ПРИМЕЧАНИЯ

“Фрагменты” Шлегеля и Новалиса см. в кн. “Литературные манифесты западноевропейских романтиков” М., 1980 или в кн. “Зарубежная литература. Романтизм”. М., 1990

Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т. М., 1979

Тик, Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994

Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изданий, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975

Повесть Шатобриана “Рене” см. в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; “Атала” – в сб. “Французская романтическая повесть”.

Большинство текстов программных произведений в электронном виде имеются в компьютере кафедры русской и зарубежной литературы и доступны копированию на электронные носители.

 

Часть 2. РЕАЛИЗМ

Тема 1

Реализм как художественная система. Классический реализм XIX века

Специфика реализма в ряду других художественных систем (классицизм, романтизм, символизм и т. д.). Отсутствие прикрепленности к какой-либо конкретной эпохе. Понятие о реализме Возрождения, XVII века, просветительском, социалистическом, “магическом” и других разновидностях реализма. Различные подходы к термину в науке от распространения на все искусство (“реализм без берегов” Роже Гароди) до полного отрицания (В. М. Толмачев).

XIX век как классический период развития реалистического искусства. Возникновение термина “реализм”. Школа “наивного реализма” Шанфлери и Дюранти.

Роль поздних романтиков (Гофман, Байрон, Скотт, Гюго) в формировании реалистического художественного мышления. Сосуществование романтических и реалистических элементов в поэтике крупнейших писателей XIX века (Стендаль, Бальзак, Диккенс).

Антибуржуазность как общая черта мировоззрения романтиков и реалистов (“социальный романтизм”, “критический реализм”). Разница в способе подхода к неприемлемой реальности: игнорирование у романтиков, исследование у реалистов; в трактовке героя: абсолютно независимого у романтиков, обусловленного средой у реалистов. Осознание реалистами ценности человеческой личности невзирая на ее зависимость от внешних обстоятельств. Аналитический пафос реализма.

Демократизация культуры, развитие позитивной науки и философии в XIX веке. Бытие как материальный процесс. Природная и социально-историческая детерминированность событий и характеров как условие “верного”, реалистического изображения повседневной действительности. Стремление к максимальной полноте охвата наличных фактов, внимание к подробностям, мелочам. Углубление художественного психологизма вследствие открытия взаимосвязи внешних и внутренних факторов в формировании человеческой личности.

Попытки проникновения в суть социальных процессов. Сближение литературы с наукой, познавательная ценность художественного произведения. Значение жанра романа (эпоса XIX века) для классического реализма.

Понятие о литературном типе. Специфика реалистической типизации. Связь с историческими обстоятельствами. Типическое как диалектически сложное единство общего и индивидуального.

“Саморазвитие” произведения, “самодвижение” действия как уникальный феномен реалистического искусства.

 

Литература

Затонский Д. В. Европейский реализм XIX века: Линии и лики. Киев, 1984.

Затонский Д. В. Реализм - это сомнение? Киев, 1992

Карельский А. В. От героя к человеку (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 1830–1860-х годов) // Карельский А. В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

 

 

Тема 2

Литература

Забабурова Н. В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов/н/Д; М., 1982.

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Прево Ж. Стендаль. М., 1960.

Реизов Б. Г. Стендаль: художественное творчество. Л., 1978.

Тимашева О. В. Стендаль. М., 1983.

 

Тема 3

Творчество О. Бальзака

Писательские принципы Бальзака. Общество как основной предмет художественного изображения и исследования. Научная идея единства многообразного органического мира, перенесенная на историю и социологию. Замысел “Человеческой комедии” как совокупности произведений, охватывающих по возможности все сферы и аспекты жизни современной Франции в историческом контексте. Многоуровневая структура. Принцип “сквозных персонажей” – прием, позволяющий создать иллюзию абсолютного соответствия художественного мира реальному.

Отражение в произведениях Бальзака его понимания современной истории и законов общественного развития. Взаимозависимость официального и частного бытия. Убеждение в неслучайности, а значит в некоей высшей оправданности состояния современного общества. “Бальзаковский парадокс”. Соединение критического и утверждающего пафоса в отношении к современности. “Эпос буржуазных судеб”. Эстетизация подробностей жизни. Романтическое понятие местного и исторического колорита в применении к своей стране и своему времени. Тяготение к крайностям в характерологии.

“Гобсек” как портретная новелла. Неоднозначное изображение фигуры ростовщика: хищник и жертва, фанатик наживы и “человек самой щепетильной честности во всем Париже”. Гротескная демонизация и показ человеческой сущности героя. Гобсек как символ практической воли и энергии буржуазного мира (один из основных приоритетов Бальзака).

“Формула нашей жизни” в романе “Шагреневая кожа”: творчество и потребительство, созидание и разрушение. Попытка конкретно-исторического разрешения философской проблемы выбора между жизнью и осуществимостью желаний. Заглавный образ как воплощение закона взаимодействия между человеком и миром. Противоположные жизненные принципы (“желать” и “знать”), реализованные в разных персонажах, отсутствие однозначного решения в пользу одного из них. Абсолютизация власти среды над личностью (образ Рафаэля). Ограничение свободы героя выбором внутри условий, навязанных действительностью. Роль фантастического элемента в поэтике Бальзака.

Эстетическая полемика в повести “Неведомый шедевр”: копирование или преображение, внешние черты или сущность. Отрицание последовательно субъективистского подхода к искусству. Предвосхищение технических принципов импрессионизма и абстракционизма.

“Формула успеха” в романе “Отец Горио”. Полифонизм романа. Трагедия Горио, нарушившего законы общества и поступившего в соответствии с чувствами, а не расчетом. Концепция буржуазного брака у Бальзака. Растиньяк как классический образ молодого честолюбца, главного героя “романа карьеры”, расстающегося с юношескими идеалами. Тема судьбы провинциала в Париже. Образ Вотрена как совмещение непохожих архетипов “благородного разбойника” и “совратителя молодежи”. Общая для всех слоев общества философия цинического имморализма (“Деньги – религия нового мира”).

Синтез и обобщение художественных открытий писателя в романе “Утраченные иллюзии”. Продолжение разработки темы морального выбора в атмосфере разгула эгоистических интересов. Перенос актуальных проблем нравственных потерь на пути к успеху, распада личностных связей, бездуховности общества в творческую среду – писательскую и журналистскую. Изображение духовной деградации Люсьена де Рюбампре и возможности сохранения нравственных принципов вопреки неблагоприятным обстоятельствам истинно талантливыми людьми (Д’Артез, Давид Сешар).

Роль Бальзака в “канонизации” художественной системы классического реализма.

 

Литература

Бахмутский В. Я. “Отец Горио” Бальзака. М., 1970.

Кучборская Е. П. Творчество Бальзака. М., 1971.

Резник Р. А. “Философские этюды” Бальзака. Саратов, 1983.

Реизов Б. Г. Бальзак. М., 1960.

 

 

Тема 4

Творчество П. Мериме

Скептические убеждения, обусловившие специфику художественного мышления.

Ранние мистификации, “игра в романтизм”: “Театр Клары Газуль”, “Гюзла”. “Местный колорит” под маской иронии. Серьезность проблематики (борьба с религиозной догматикой, сословными предрассудками и политическим деспотизмом) в контексте литературной пародии.

Вторая половина 1820-х годов – период увлечения историческим романом во Франции под влиянием творчества В. Скотта. Роман Мериме “Хроника царствования Карла IX”. Основная задача – как можно более объективно выявить причины крупнейшего исторического события (Варфоломеевской ночи). Изображение слабостей и пороков обеих противоборствующих сторон (католиков и гугенотов), ложности разногласий, мешающих взаимопониманию людей.

Мериме как разработчик жанра реалистической новеллы. Две основные тематические группы.

“Экзотические” новеллы (“Таманго”, “Матео Фальконе”, “Кармен”). “Естественный”, наивный, цельный человек в роли главного героя; рефлексирующий “турист” в роли повествователя. Проблема историзма: признание множественности равноправных культур, относительности критериев оценки. Отсутствие идеализации личности, близкой к романтической. Гибельность страстей и поступков. Эстетизация пугающего “примитива”.

“Социальные” новеллы. Психология современного человека как невольной жертвы светских условностей. Гибель слабого героя, лишенного внутреннего стержня, при столкновении с безжалостным миром (“Этрусская ваза”, “Двойная ошибка”). Этическая направленность критицизма. Саркастическое изображение ханжества в новелле “Арсена Гийо”.

Синтез мотивов обоих типов новелл в произведениях с элементами фантастики (“Венера Ильская”, “Локис”).

Изысканный лаконизм стиля Мериме. Ирония как единственное средство выразить авторское отношение к явлению.

Литература

Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990 (стр. 262–284)

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.

 

Тема 5

Творчество Г. Флобера

Исторический контекст 1840–1860-х годов – позднего периода развития классического реализма (“реакция 1848 года вырыла пропасть между двумя Франциями”). Связь общественных взглядов Флобера с эстетическими убеждениями. Безоговорочное презрение к современному буржуазному обществу, “миру цвета плесени”. Уход в сферу эстетических интересов как единственный выход для достойного человека. Возвышение художника над пошлой действительностью, теория “башни из слоновой кости”. Необходимость максимальной устраненности автора из произведения, отрицание за ним права выбирать себе предмет, предельный объективизм. Строгие требования к стилю, мучительные поиски единственно возможной точной формы для выражения каждой мысли.

Анализ и критика романтического сознания в романе “Госпожа Бовари”. Истоки его формирования (оторванное от жизни воспитание в пансионе, увлечение романтическими романами). Трагические последствия попыток воплотить книжные идеалы в действительность. Неоднозначность внутреннего облика Эммы: неутоленность духа, “фаустовское беспокойство” (Б. Г. Реизов) при извращенном сознании, неверно направляющем духовные устремления. Величие в страдании. Не вполне последовательное раскрытие “сокровища человечности” в образе Шарля. Восприятие книги официальными инстанциями, суд над “Госпожой Бовари” за “оскорбляющий стыдливость реализм”.

Обращение “нераскаянного романтика” и “реалиста поневоле” к экзотическому материалу в романе “Саламбо”. “Натурализация” романтической мечты.

Роман “Воспитание чувств”. Судьба не реализовавшего себя поколения. Позднереалистический вариант “романа карьеры”. Сравнение судьбы Фредерика Моро с судьбами героев Стендаля и Бальзака. Аморфность характера. Увлечения, не переходящие в страсть. Отсутствие жизненного успеха при сохранении внутреннего достоинства героев, не испачкавшихся в грязи буржуазного предпринимательства. Критическое изображение революционных событий 1848 года.

Флобер как литературный наставник. Переписка с друзьями и учениками.

 

Литература

Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М., 1955.

 

 

Тема 6

Литература

Ивашева В. Р. “Век нынешний и век минувший”…: Английский роман в его современном звучании. М., 1990. С. 124–180.

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

Михальская Н. П. Чарльз Диккенс: Книга для учащихся. М., 1987.

Пирсон Х. Диккенс. М., 1963.

Сильман Т. И. Чарльз Диккенс: очерки творчества. М., 1970.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975.

Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986.

Честертон Г. К. Чарльз Диккенс. М., 1982.

 

 

Тема 7

Творчество У. М. Теккерея

Раннее творчество. Сатирическая направленность. Соперничество с Диккенсом. Протест против приукрашивания действительности в популярной литературе. Пародии на мелодраматические сюжеты и вычурный стиль. Интерес к нравственной проблематике. Непримиримость к пороку. Стремление “изображать негодяев такими, какие они есть на самом деле” (“Записки Желтоплюша”, “Карьера Барри Линдона”, “Книга снобов” и др.)

Середина 1840-х гг. - осознание сосредоточенности на сатире как искажения действительности иного порядка. “Роман без героя” “Ярмарка тщеславия” как высшее достижение Теккерея-реалиста. Противоречивость и неоднозначность характеров, их детерминированность воспитанием, условиями жизни, историческим контекстом. Отсутствие положительных и отрицательных персонажей, распределение иронии поровну на всех.

Происхождение и смысл образа-символа ярмарки тщеславия (Екклезиаст, Беньян). Значение фигуры Кукольника. Концепция игры, театра как основы жизни. Стоический скептицизм позиции автора.

 

Литература

Вахрушев В. С. Творчество У. Теккерея. Саратов, 1984.

Ивашева В. В. Теккерей-сатирик. М., 1958.

Ивашева В. Р. “Век нынешний и век минувший”…: Английский роман в его современном звучании. М., 1990. С. 181–249.

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

Уильям Мейкпис Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиогр. разыскания. М., 1989.

 

Тема 8

Литература

Ивашева В. Р. “Век нынешний и век минувший”…: Английский роман в его современном звучании. М., 1990. С. 34-80, 250–301

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966. С. 160–179.

Соколова Н. И. Романы Ш. Бронте (Проблемы личности) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1988.

Тугушева М. П. Шарлота Бронте: Очерк жизни и творчества. М., 1982.

Эти загадочные англичанки… М., 1992.

 

 

Тема 9

Литература

Ивашева В. Р. “Век нынешний и век минувший”…: Английский роман в его современном звучании. М., 1990. С. 341–428.

Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966. С. 197–222.

Кузьмин Б. Творчество Джордж Элиот // Кузьмин Б. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке… М., 1977. С. 76–133.

 

Тема 10

Творчество Г. Гейне

Особенности развития немецкой литературы XIX века. Отсутствие великой реалистической традиции, сопоставимой с французской, английской или русской.

Гейне как крупнейший немецкий писатель 1820–1850-х годов. Биография. Литературное ученичество. Романтическое начало. Полемика с романтизмом и возвращение к нему.

“Книга песен”. Лирическое развертывание духовного мира личности. Связь с фольклорными традициями. Проблема жанра. Принцип цикличности. Любовный роман, запечатленный в отдельных, но взаимосвязанных стихотворениях. Концепция любви. Связь личной драмы с мировой дисгармонией. Композиция сборника: циклы и разделы. Особенности версификации: дольник, верлибр.

“Путешествие по Гарцу” (“Путевые картины”). Жанр путевых заметок: документальность и художественность. Автобиографическая основа. Контраст человека и природы. Сосуществование сатирического и лирического пафоса. Фрагментарность. Вставные стихотворения и народные легенды. Гротескное изображение университетского города (Геттинген).

Переезд во Францию. 1830–1840-е гг. в жизни и творчестве Гейне. Художественная и публицистическая проза (“Романтическая школа”). Увлечение политикой. Знакомство с социалистами. Гражданский пафос сборника “Современные стихотворения”. Сатирические поэмы “Атта Тролль” и “Германия. Зимняя сказка”. Фольклорные мотивы. Прием гротеска.

Болезнь 1848–1856 гг. “Матрацная могила”. Сборник “Романсеро”. Трагическое мироощущение. Баллады и стихотворные новеллы цикла “Истории”. Медитативность и исповедальность “Ламентаций”. Эпическая повествовательная манера “Еврейских мелодий”. Разнообразие  интонаций и пафосов.

Восприятие Гейне в России: критика и переводы.

Литература

Гиждеу С. П. Лирика Г. Гейне. М., 1983.

Дейч А. Поэтический мир Г. Гейне. М., 1963.

 

Тема 11

Творчество Ш. Бодлера

Биография. Формирование личности. Ранняя потеря отца, обида на мать, неврозы. Богемная молодость: “дендизм” как стиль поведения и творчества, разврат, наркотики. Эстетизм. Выход сборника “Цветы зла”. Шоковое впечатление публики (“Вступление”, “Люблю тот век нагой…”, “Падаль”, “Литании Сатане”, “Прóклятые женщины” и др.). Суд над “Цветами зла”, запрещенные стихотворения. Репутация Бодлера среди современников; символистов; в наше время.

Поэзия. Романтик-пессимист. Дуализм восприятия. Трансформация традиционного романтического мотива двоемирия: полюса идеала и антиидеала, красоты и мерзости – в душе самого поэта. Самобичевание. Жесткий парадоксализм. Смысл заглавия “Цветы зла”. Мироощущение: отсутствие разницы между адом и раем. Непременная экстравагантность красоты.

Структура книги. Единство циклов, взаимосвязь всех элементов. Книга о самопознании поэта. Основные темы. Обреченность поэта на страдания, облагораживающие его душу. Божественная сущность поэтического таланта. Культ творческой воли. Принципиальное наличие в мире не только бездны ада, но и высшего идеала прекрасного. Любовная драма ввиду причастности возлюбленной к отвергаемому бездуховному миру. Социальные мотивы.

Совершенство формы стиха.

Литература

Косиков Г. К. Ш. Бодлер между “восторгом жизни” и “ужасом жизни” // Ш. Бодлер. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

Нольман М. Ш. Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

 

Тема 13

Творчество У. Уитмена

Биография. Малообещающее начало. Творческий прорыв после 30 лет. Осознание миссии: написать поэтический эпос Америки.

“Листья травы” – единственная книга, пополнявшаяся до конца жизни. Становление новой поэтической формы. Отсутствие сквозного сюжета. Цикличность. Первый образец английского верлибра. Неоднозначное восприятие публикой. От полного неприятия до неофитского полурелигиозного поклонения.

Поэма “Песнь о себе”. Концепция человека. Образ лирического “я”. Отсутствие четких характеристик и координат. Космизм мировосприятия. Способность к абсолютному перевоплощению, растворению себя в другом. Антииерархичность художественного мира. Стихийный обмен энергией всего со всем. Мир бесконечных коммуникаций. Осязательное восприятие вещей. Истинное познание – “химия жизни”. Проблема тела и души. Темы любви, войны, смерти.

Смысл названия книги. Трава как многозначный символ, универсальный знак бытия. “Прорастание” как основной закон жизни.

Литература

Венедиктова Т. Д. Поэзия Уитмена. М., 1983.

 

Практические занятия

Тема 1

Роман Ф. Стендаля “Пармская обитель”

1. Роль Италии в жизни Стендаля и формировании его мировоззрения и нравственно-эстетических ориентиров. Проблема стендалевского психологизма и его реализации в романе. Тема самореализации личности на примере итальянского характера. Сравнение характеров Фабрицио дель Донго и Жюльена Сореля. Причины иронического отношения автора к герою. Концепция любви и женские образы в романе.

2. Тема войны. Прием остранения в описании битвы при Ватерлоо и значение этого эпизода в общей концепции романа. Отзывы Бальзака и Толстого.

3. Политическая сатира Стендаля в описании пармского двора. Проблема революционного насилия (образ Ферранте Палла).

4. Соотношение любовной и политической интриги в сюжете. Особенности композиции.

5. Проблема реализма Стендаля. Романтические элементы поэтики.

 

Литература

Бальзак О. Этюд о Бейле // Бальзак О. Собр. соч.: В 15 т. Т. 15.

Фрид Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1958

 

 

Тема 2

Роман О. Бальзака “Шагреневая кожа”

1. Философская проблематика романа. Проблема смысла жизни и выбора жизненного пути. Основные персонажи романа в свете их отношения к данной проблеме. Смысл надписи на коже и позиции антиквара. Возможные значения символа шагреневой кожи.

2. Социальная проблематика романа. Изображение различных слоев общества. Проблема социальной обусловленности выбора Рафаэля.

3. Особенности бальзаковской фантастики. Реалистическое и романтическое в поэтике романа.

4. Композиционная структура романа. Нарушение хронологической последовательности (рассказ Рафаэля о своей жизни). Принцип диалогизма на разных структурных уровнях. Своеобразие эпиграфа. Смысл эпилога.

 

Литература

Резник Р. А. Роман Бальзака “Шагреневая кожа”. Саратов, 1971.

 

Тема 3

Новеллистика П. Мериме

1. “Экзотические” новеллы. Понятие “местного колорита”. Образы главных героев. Сущность конфликта между “дикостью” и “цивилизацией”. Проблема романтизма Мериме.

2. “Социальные” новеллы. Обрисовка среды. Психологическое мастерство в характеристике типажей светского общества. Элементы социальной критики.

3. Поэтика новеллы Мериме. Историческая поэтика и авторская эстетика жанра. Сюжетно-композиционная организация. “Эллиптическая” новелла. Функция фантастики. Проблема эволюции жанра в творчестве Мериме.

4. Формы авторского присутствия. Ирония и ее амбивалентность. Значимая деталь и ее смысловая наполненность.

 

Литература

Дынник В. Проспер Мериме // Мериме П.: Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.

 

 

Тема 4

Роман Г. Флобера “Госпожа Бовари”

1. Эстетические принципы Флобера.

2. Сюжет и композиция романа. Проблема точки зрения. “Контрапунктный метод” Флобера.

3. Романтическая культура и романтическое сознание в романе. Образ Эммы Бовари.

4. Образ “мира цвета плесени”. Пошлость как эстетическая категория. Образы Родольфа, Леона, Омэ, Лере. Проблема статуса образа Шарля.

 

Литература

Иващенко А. Ф. Флобер: Из истории реализма во Франции. М., 1955.

 

 

Тема 5

Роман Диккенса “Большие надежды”

1. Проблема жанровой принадлежности. Тип романа.

2. Внешняя фабула: возвышение и падение героя. Внутренняя тема: тщета. Скептицизм. Ирония. Тема утраченных иллюзий в сравнении с французским реалистическим романом.

3. Добро и зло во внутреннем мире героев. Оппозиция частного и официального.

4. Динамика внутреннего развития главного героя. Проблема эволюции других персонажей и их восприятие главным героем.

5. Проблема художественного метода Диккенса (сентиментализм, романтизм, реализм). Эволюция творческой манеры. “Большие надежды” как поздний роман в сравнении с ранними.

6. Социальная проблематика романа.

 

Литература

Влодавская Н. А. Роман Диккенса “Большие надежды” и жанровые традиции // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1988.

Потанина Н. Л. К вопросу о своеобразии творческого метода позднего Диккенса (роман “Большие надежды”) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1983.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1982.

 

 

Программа КУРСА ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (РЕАЛИЗМ)

 

Реализм как художественный метод. Философские источники, исторические предпосылки, эстетика, стиль.

Эстетическая программа Фредерика Стендаля. Герой и действительность в новелле "Ванина Ванини". "Естественное" и "социальное" в романе "Красное и черное". Концепция личности и особенности психологизма в романе "Пармская обитель".

Эстетические принципы Оноре Бальзака. Замысел и состав "Человеческой комедии". Стиль Бальзака. Портретная новелла “Гобсек”. “Шагреневая кожа” как философский роман. Тема искусства в новелле Бальзака “Неведомый шедевр”. "Формула успеха" в романе "Отец Горио". Композиция романа, система образов, философский диалог. Синтез и обобщение художественных открытий Бальзака в романе “Утраченные иллюзии”.

       Драматургический эксперимент Проспера Мериме в “Театре Клары Гасуль”. Специфика историзма Мериме в романе "Хроника времен Карла IX". Изображение "естественного" человека в "экзотических" новеллах Мериме ("Таманго", "Маттео Фальконе", "Кармен"). Социальные новеллы Мериме ("Двойная ошибка", "Этрусская ваза", "Арсена Гийо"). Фантастическое в новеллах Мериме ("Венера Ильская").

Эстетические взгляды Гюстава Флобера. Сущность теории "башни из слоновой кости". Тема романтического сознания и способы его дискредитации в романе "Госпожа Бовари". Судьба поколения в романе "Воспитание чувств". Специфика трактовки Флобером темы молодого человека по сравнению со Стендалем и Бальзаком.

 

Английский реализм и его специфика по сравнению с французским.

Творческая личность Чарлза Диккенса. “Вечные образы” в романе “Посмертные записки Пиквикского клуба”. Социальное и сказочное в романе "Приключения Оливера Твиста". Формы условности в романе “Домби и сын” и повести "Рождественская песнь в прозе". Образ молодого человека и интерпретация темы "утраченных иллюзий" в романе "Большие надежды".

Структура характеров в романе Уильяма Теккерея "Ярмарка тщеславия". Смысл подзаголовка "роман без героя". Концепция общественной жизни и способы ее изображения в романе.

Английский женский роман XIX века. Нравоописательный роман Джейн Остен Гордость и предубеждение”. Романтическое и реалистическое в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. “Готическая” поэтика романа Эмили Бронте “Грозовой перевал”.

Викторианское сознание в английском романе 1850-1870-х годов (Энтони ТроллопБарчестерские башни”, Джордж ЭлиотМидлмарч”).

Поэтика абсурда в сказке Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”.

Поэтический сборник Шарля Бодлера (Франция) "Цветы зла" как художественное целое. Основные мотивы, образ лирического "я".

Лирическая поэзия Генриха Гейне (Германия). Характеристика поэтического сборника "Книга песен". Жанрово-стилевые особенности книги Гейне “Путевые картины” (часть 1, “Путешествие по Гарцу”).

Основные мотивы поэзии Уолта Уитмена (США). Поэтика книги "Листья травы". Поэма “Песнь о себе”.

 

Произведения, названия которых подчеркнуты, обязательны для прочтения полностью. Остальные читать целиком не обязательно, но надо знать их содержание в общих чертах – по хрестоматиям и/или пересказам.

 

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. М., 1958. Т.6.

Карельский А.В. Повесть романтической души // Deutche romantische Novellen. М., 1977. С.5–39.

Иенский кружок (1796–1802)

Первое европейское романтическое объединение, «идеал романтического симпозиума» (Н.Берковский). Основные участники: братья А.В. и Ф.Шлегели, Л.Тик, Новалис, Ф.В.Шеллинг, Ф.Д.Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала «Атеней» (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления.

Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. «Критические (ликейские) фрагменты» и «Атенейские фрагменты». Универсальность – главная характеристика «романтической поэзии» (116 фр.) Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством меща-нской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: «три ведущие тенденции» своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера»). Жанровая теория Ф.Шлегеля. Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. «Люцинда» Ф.Шлегеля как проблемно-философский роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм. Критическое отношение современников к роману.

Жанровый универсализм Людвига Тика (1773–1853). «Белокурый Экберт» (1796) как образец раннеромантической новеллы-сказки. Цикл комедий («Кот в сапогах» и другие, 1797–1800) – пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. «Странствия Франца Штернбальда» (1798) – первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде. Романтизация действительности.

Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг, 1772–1801). Теоретические «Фрагменты», философия «магического идеализма». Любовь к Софии фон Кюн. Автобиографизм «Гимнов к ночи» и их метафизический смысл. «Генрих фон Офтердинген» (1801 – незаконч.) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика «голубого цветка». Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы. Романтическая идея «томления». Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция в романе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

Лагутина И.Н. Образ художника в романах Л.Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер.9, Филология. 1990. №3.

Иванов В.И. О Новалисе // Arbor mundi: Мировое древо. М., 1994. Вып.3.

Ханмурзаев К. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник МГУ. Сер.9, Филология. 1975. №2.

Гейдельбергский и берлинский кружок (1805–1816)

Наполеоновская оккупация Германии в середине 1800-х гг. как повод для возрождения национального самосознания. Отказ второго поколения немецких романтиков от индивидуализма иенцев, упование на народное коллективистское мышление. Фольклористская деятельность. Сборник народных песен «Волшебный рог мальчика», составленный А. фон Арнимом и      К. Брентано; «Детские и домашние сказки» братьев             Я. и В. Гримм. Стремление к распространению «народного духа». Увлечение германской мифологией, народным религиозным сознанием. «Религиозное отречение» от книжной культуры как итог этого этапа немецкого романтизма.

Творчество Клеменса Брентано (1778–1842). Годы учения у иенцев, отход от их идей. Любовная и философская лирика. Подражания народным песням («Лорелея»). «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль» (1817) – квинтэссенция позднего гейдельбергского мировоззрения. Чрезмерная забота о личной чести – путь к бесчестью. Здоровое нерефлективное народное сознание: «Не чти честь людскую, чти Господа Бога». Рассказчик – писатель, стесняющийся своей профессии. Система символов в новелле. Роль рока в судьбе героев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жирмунский В.М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Анищук Т.В. Народная песня в эстетике гейдельбергских романтиков // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. 1982. №1.

Аверинцев С.С. Поэзия К.Брентано // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Бент М.И. Лейтмотив и предметный символ в новелле К.Брентано «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль» как выражение внутриромантической коллизии // Филологические науки. 1985. №5.

Генрих фон Клейст (1777–1811)

Трагическая судьба и пессимистическое мировосприятие, ощущение непрочности положения человека в мире. Основная тема творчества – судьба сильного одинокого человека во враждебном мире. Излюбленный мотив – диалектика доверия/недоверия, понимания/непонимания, внешнего/внутреннего. Специфика клейстовского психологизма – отсутствие цельности в герое, раздвоенность его души. Романтическая версия классицистического конфликта страсти и долга.

Столкновение внутренней и внешней сил (притязаний чувства и закона государства) в характере главной героини трагедии «Пентесилея». Сходство и различие характеров Пентесилеи и Ахилла. Возможность психоаналитической трактовки действий героев. Проблема катарсиса.

Новеллистика Клейста. Проверка правомерности притязаний сильной личности в «Михаэле Кольхаасе». Проблема авторского отношения к герою и проблеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (см. в планах практических занятий)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.639 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь