Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822)
Творчество Гофмана как кульминация немецкого романтиз-ма. Синкретизм искусств: живопись, музыка, литература, театр. Высшее выражение романтического двоемирия и романтической иронии. Поиски синтеза творческих принципов и художественных идей ранних романтических школ – иенской и гейдельбержской. Внимание к реальности. Герой-«энтузиаст» живет не в условном романтизированном мире, а в современной Германии с ее устоявшимся филистерским бытом. Неоднозначность оценочной характеристики «энтузиастов»-романтиков и «обывателей»-фи-листеров. Вера во всемогущество романтического гения разрушается, самая яркая ирония обращена на протагониста-романтика. Обыватели – просто «не музыканты», тоже достойные «блаженства» в своем роде. Тема музыки и образы музыкантов в ранних новеллах «Кавалер Глюк» и «Дон Жуан». Трансформация жанра волшебной романтической сказки («Золотой горшок»). Изображение темной стороны человеческой жизни («Песочный человек»). Политическая и социальная сатира («Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Повелитель блох»). Параллельность и взаимообратимость двух миров в романе «Житейские воззрения кота Мурра». Капельмейстер Крейслер как alter ego Гофмана. Фантастика и гротеск в романе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1990. С. 51–59. Художественный мир Гофмана. М., 1982. Чавчанидзе Д.Л. Романтическая ирония в творчестве Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В.И.Ленина. №280. М., 1967. Корзина Н.А. Некоторые вопросы синтетического искусства в эстетике и художественной практике Гофмана // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин, 1978. Скобелев А.В. Жанровая природа «Фантазий в манере Калло» Гофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его апологеты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978. Дьяконова Н.Я., Чамеев А. Английский романтизм в системе европейских литератур // Национальная специфика произведений зарубежных литератур XIX–XX вв.: Проблемы романтизма. Иваново, 1996. С.17–28.
Уильям Блейк (1757–1827) Блейк – романтик вне романтического движения. Дар художника-графика. Мистицизм, визионерство Блейка, отсюда антирационализм и антисенсуализм (главный философский противник – Локк), апологетика творческого воображения. Лирический цикл «Песни Невинности и Познания» (1789–1794). Невинность как блаженное неведение. Двойственная роль Познания: оно несет не только зло, но и благо. Невинность, пройдя через Познание, обогащается мудростью, сохраняя свою сущность. Символика живой и неживой природы. Система контрастных образов («Агнец» – «Тигр», «Дитя-радость» – «Дитя-горе», одноименные стихотворения с разным пафосом «Нянюшкина песнь», «Святой четверг» и др.) Мифотворчество в «пророческих книгах» («Видения дщерей Альбиона», «Бракосочетание Рая и Ада», «Французская революция», «Америка» и др.) Основные образы: создатель мира Юризен (Urizen), носитель механистического начала. Светлый Лос, превращающийся в деспота. Орк – олицетворение духовного мятежа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962. Жирмунский В.М. Уильям Блейк // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Зверев А. Величие Блейка // Блейк У. Стихи. М., 1982 (текст парал. рус.: англ.) Батай Ж. Блейк // Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994.
«Озерная школа» Полуофициальная дата рождения английского романтизма – 1798-й год, когда вышло в свет первое издание «Лирических баллад» Вордсворта и Колриджа, поселившихся в так называемом «озерном краю» (отсюда название содружества) на севере Англии. Эстетические взгляды Уильяма Вордсворта (1770–1850) в предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» (1800). Требование простоты и прозрачности поэтического языка. Неприятие урбанизации страны, отмирания патриархальных устоев («Майкл»). Демократизм общественных взглядов («Последний из стада»). Пейзажная и натурфилософская лирика («Нарциссы», «Тинтернское аббатство»). Детские образы («Нас семеро», «Люси Грей», «Слабоумный мальчик»). Воображение, познающее суть вещей изнутри, как основной поэтический принцип. Поэт – посредник между людьми и природой. Сонеты Вордсворта. Поэма «Прелюдия» как философско-поэтическая автобиография. Особенности творческого пути Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772–1834). В молодости – поэт, позднее – философ, эстетик, литературный критик (« Biographia Literaria »). Близость к иенским романтикам. Фрагментарность мышления («Кристабель», «Кубла Хан»). Теория поэтического языка, не совпадающая с вордсвортовской. Символика и морализм поэмы «Сказание о Старом Мореходе». Мистический аспект образной системы. Мотивы преступления, наказания и искупления. Формальные особенности: балладный стих. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Элиот Т.С. Вордсворт и Колридж // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев, 1997. Сиповская М.П. К вопросу о творческом методе Вордсворта // Филологические науки. 1987. №6. Уоррен Р.П. Поэма, порожденная чистым воображением. Опыт прочтения [о «Старом Мореходе» Колриджа] // Уоррен Р.П. Как работает поэт. М., 1988. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы