Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Джеймс Фенимор Купер (1789–1851)
Родоначальник американского романа во многих жанровых разновидностях: исторического («Шпион»), морского («Лоцман»), утопического («Кратер»), сатирического («Моникины»), социально-бытового («Домой», «Дома»). Публицистика: стремление восстановить в правах утраченные идеалы демократии, критика «плутократии». Три основные темы творчества: Война за независимость, море и фронтир. Разработка специфически национальной американской проблематики при сохранении ориентации на европейские образцы (В.Скотт). Мастерство Купера-пейзажиста. Функция детали в поэтике его романов. Пенталогия о Кожаном Чулке («Пионеры», «Последний из могикан» и др.) Образ Натаниэля Бампо, белого человека, бегущего от цивилизации, не находящего себе места в обществе. Соединение философских идеалов просвещения, литературных и фольклорных традиций. Воплощение нравственного отношения к природе. Социально-историческая проблема конфликта между безжалостной цивилизацией и естественным состоянием человека в природе. Тлетворное влияние экспансии белых на индейские племена. Судьба Чингачгука. Отсутствие идеализации краснокожих. Трагизм образа Кожаного Чулка, невольно прокладывающего путь враждебному укладу жизни. Добровольное одиночество героя и его обреченность. Популярность романов Купера в середине XIX века и ее падение к концу столетия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Боброва М.Н. Джеймс Фенимор Купер. Саратов, 1967. Шейнкер В.Н. Романы Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. 1968. Т. 427. Вашингтон Ирвинг (1783–1859) Раннее творчество. Связь с традицией просветительской сатиры XVIII века. Юмористический альманах «Сальмагунди» (1807–1808).Сатирическая аллегория в комической эпопее «История Нью-Йорка» (1809). Образ Дидриха Никербокера – плод литературной мистификации. Конец 1810-х гг. – начало романтического периода творчества во время пребывания в Европе. Зависимость от идей европейской романтической культуры, особенно немецкой. Выход сборников новелл «Книга эскизов» (1819), «Брейсбридж-Холл» (1822), «Рассказы путешественника» (1824).Использование «бродячих», в том числе фольклорных сюжетов европейской литературы, американизация популярных атрибутов европейского романтизма: «местный колорит», поэтика крайностей, атмосфера зыбкой сказочной таинственности. Смешение серьезного с комическим, пародирование «готических» штампов («Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине»). Проблематика и поэтика рассказа «Рип Ван Винкль». Герой как символ дореволюционной патриархальной Америки. Критическая оценка изменений в менталитете американцев, привлекательность прежнего безмятежного существования по сравнению с деловитостью и суетностью современной эпохи. Арабо-мусульманская тематика сборника «Альгамбра» (1832). Серия поэтичных сказок на основе преданий юга Испании. Слияние бытового плана с условно-романтическим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Николаева Е.А. О дискредитации фантастического элемента в ранних новеллах В.Ирвинга // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982. Староверова Е.В. Литературная сказка в творчестве В.Ир-винга («Альгамбра») // Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX–XX веков. Саратов, 1985. Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В.Ирвинга // Национальная специфика произ-ведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982.
Эдгар Аллан По (1809–1849) Биография писателя. Приемные родители, воспитание на аристократическом Юге. Материальная зависимость, богемная жизнь, потери близких людей. Неуравновешенность, экзальтированность натуры при развитом рациональном начале. Эстетические принципы Э.По. Установка на «тотальный эффект», эмоционально-психологическое воздействие художественного произведения на читателя (статьи «Философия творчества», «Поэтический принцип»). Предмет искусства – Красота, прекрасное и возвышенное. Первенствующая роль Разума в создании Красоты и «тотального эффекта». Э.По как редкий пример романтика-рационалиста. Идея внутренней гармонии, пропорциональности частей произведения. Требование ограниченности объема. Функция воображения: принцип необычности, оригинальности. Ритмико-музыкальное начало поэзии Э.По. Мотив «смерти прекрасной женщины» как основной в его лирике («Аннабель Ли», «Линор», «Улялюм», «Ворон»). Прием звукоподражания («Колокола»). Тема поиска недостижимого идеала («Эльдорадо»). Чувство меланхолии и обреченности. Соединение эмоции и логики, фантастического и реально-бытового, страшного и комического как важнейшая особенность художественной манеры Э.По в прозе. Жанрово-тематическое многообразие его новеллистики. «Страшные» рассказы («арабески»): «Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Черный кот», «Бес противоречия», «Колодец и маятник» и др. Исследование крайних психологических состояний, «ужаса души». Анализ различных форм кошмаров, гибели, пограничных между жизнью и смертью ситуаций. Гротескно-сатирические новеллы: «Черт на колокольне», «Делец», «Разговор с мумией». Э.По как родоначальник детективного жанра: «Убийства на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук». Научный подход к предмету изображения в некоторых фантастических новеллах («История с воздушным шаром», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля») как предвестие поэтики Ж.Верна и Г.Уэллса. Судьба творческого наследия Э.По. Роль Ш.Бодлера, французских и русских символистов в его оценке. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аллен Г. Эдгар По. М., 1987 (серия ЖЗЛ). Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984. Венедиктова Т.Д. Поэтическое искусство США: современность и традиция. М., 1988. С. 37–42. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66. Апенко Е.М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.
Натаниэль Готорн (1804–1864) Пуританские традиции Новой Англии и противоречивое отношение к ним писателя. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник «Дважды рассказанные истории»). Изображение, с одной стороны, фанатизма и жестокости в пуританских колониях («Кроткий мальчик», «Призыв Алисы Доун», «Каменный человек»), с другой – суровых добродетелей пуритан, их героизма в противостоянии английской метрополии («Седой заступник», «Маскарад у генерала Хоу»). Двойственность нравственного видения эпохи, отражение светлых и темных сторон (Эндикотт и красный крест»). Вневременная, общечеловеческая и метафизическая проблематика в «пуританских» новеллах. Тема скверны, греха, тайной вины и раскаяния («Молодой Браун», «Черная вуаль священника»). Морализирование и дидактизм. Новеллы 1840-х гг. – исследование психологии современного человека. Действие общих нравственных закономерностей в окружающем мире (сборник «Легенды старой усадьбы»). Увлечение Готорна трансцендентализмом и полемика с ним («Родинка»). Тенденция к эссеистичности стиля, преобладание размышления над динамикой действия («Уэйкфилд»). Фантастические и воображаемые эксперименты как основа сюжета. Романное творчество Готорна. Эстетическое обоснование жанра в предисловии к роману «Дом о семи фронтонах». Противопоставление romance и novel. Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе «Алая буква» (1850). Проблема столкновения человека и общества. Историческое, нравоописательное, психологическое начала в романе. Соотношение вымысла и реальности. Эстетические идеи и композиционная функция вступительного очерка «Таможня». Система персонажей. Роль детского образа (Пёрл). Символы и метафоры в романе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Коренева М.М. Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982. Апенко Е. Развитие жанра романтической новеллы в творчестве Готорна // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Проблемы эстетики и поэтики. Иваново, 1985. Березовская О.Н. Специфика историзма ранних новелл Готорна // Зарубежная литература. Проблема метода. Л., 1979. Вып.1.
Герман Мелвилл (1819–1891) Бурная молодость: плавания на морских и китобойных судах, странствия по островам Полинезии. Первые морские и приключенческие романы на автобиографической основе: «Тайпи» (1846), «Ому» (1847), «Редберн» (1849), «Белый бушлат» (1850). Точное изображение морской жизни и символический план («военный корабль как образ мира»). «Моби Дик, или Белый Кит» (1851) как романтический эпос, отражающий трагическую фазу современного сознания. Синтез социального, философского и «морского» романа. Перегруженность описательным материалом. Конкретика во вневременном измерении. «Моби Дик» как символистский роман. Сверхзадача автора: поиски во вселенной высших сил, ответственных за судьбу человека и общества, и их соотнесение с этическими категориями. Гносеология Мелвилла, главные персонажи как носители разных типов познающего сознания, от которых зависит значение основных символов (по Ю.Ковалеву). Субъективно-проецирующий тип познания капитана Ахава. Белый кит как воплощение мирового Зла. Титанизм и безумие Ахава. Измаил – протагонист автора, обладающий объективно-созерцатель-ным типом сознания и потому наиболее адекватно трактующий символы. Моби Дик как символ Природы, Вселенной. Отсутствие нравственности в природе, ее враждебность человеку как трагический вывод философской линии романа. Социальное измерение. Корабль «Пекод» с его многонациональной командой – символ Америки, страны иммигрантов. Его гибель в борьбе с неведомой бездушной силой (Моби Диком) – предощущение социальных катаклизмов, катастрофы гражданской войны 1860-х. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. М., 1972. Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 87–150.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы