Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общественно - политическое движение в России в XIX векеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Общественно - политическое движение в России в XIX веке
Л И Б Е Р А Л Ь Н О Е | Леворадикальное. революционно-демократическое, социал-демократическое, социалистическое | ||||||||
I этап: антикрепостнический; 1) часть: декабристы 1801, 1816 – 1825 гг. | |||||||||
1. Идейные основы этого направления были заложены Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» 1811 г. ИДЕИ: - не реформировать госуд. строй, а назначить на должности частных и талантливых чиновников; - «просвещенный самодержец – благо для России»; - нужно не бороться с КП, а улучшать моральные качества людей и условия их жизни; - ни в коем случае нельзя следовать западным образцам, т.к. России органически присущи самодержавие и власть помещиков над крестьянами. У Карамзина было немало последователей (П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, С.С.Уваров). Карамзин и его последователи во многом определяли общест. атмосферу алекс - кой эпохи. |
Примечательной чертой общественной жизни при Александре I было исключительное обилие разного рода кружков и обществ. В столичных и губернских городах возникали салоны, где обсуждались насущные общественно-политические темы. Власти смотрели на них сквозь пальцы, хотя официального разрешения на это не было. * До 1822 г. в России были разрешены масонские ложи, члены которых именовали себя «братьями», исполняли таинственные мистические обряды. Подобное явление процветало по всей Европе и часто служило прикрытием для радикальнонастроенных граждан. Г. – кружок Д.В.Веневитинова («Общество любомудрия») ИДЕИ: - необходимо ввести в России естественные права и свободы; - необходимо просвещение; - главная цель жизни образованного человека – служение общенародного благу. Из этого кружка вышли представители различных идейных направлений либералов (западники и славянофилы). Кошелев, Киреевский, Одоевский, и др. | Д Е К А Б Р И С Т Ы У декабристов уже появляются идеи, которые станут весьма характерными для российского революционного движения. Это — упование на всемогущее организованное государство, которое жертвует интересами отдельного гражданина во имя “наибольшего благоденствия”, а также ставка на сильную дисциплинированную тайную организацию в борьбе с самодержавием. Надежды на государство в достижении социальной справедливости и материального благополучия иллюзорны, что показывает опыт российской истории как до декабристов, так и после них, особенно в советское время. Эти иллюзии, к сожалению, сохраняются и поныне. | |||||||
I этап: продолжение 2) часть: оформление основных идеологических направлений ОПД | |||||||||
Сер. 20х гг. – М.П.Погодин (профессор МУ, публицист) «Концепция самобытности» ИДЕИ: - в основе рус. духа – отсутствие стремления к полит. борьбе и стремление жить вне насилия; - «русский дух» - это православие и самод-е; - креп. право органически присуще крест-ну. Гг. – - теория официальной народности Сергей Семенович Уваров (министр просвещения при Николае I ) ИДЕИ: - православие есть основа духовной жизни рос. общества с его глубокой религиозностью; самодержавие – политич. основа общества и единственно возможная форма правления для Р.; народность – это, сформировавшаяся за столетия духовная связь народа с монархом.
! Эта теория была идейной основой охранительного направления в течение всего XIX века. Её поддерживали и развивали: М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Н.И.Греч (писатель, публицист ж. «Сев. пчела»), Ф.В.Булгарин (писатель, публицист, критик, автор романа «Мазепа»), М.П.Загоскин и др.
| После поражения восстания декабристов в общественной и умственной жизни России наступила пора реакции и упадка. Но нельзя вытравить живую мысль раз и навсегда, и центрами оживления интеллектуальной и общественной жизни в России в начале 1830-х годов стали кружки Станкевича и Герцена в Московском университете 1. 1831 – 1839 гг. – кружок Н.В.Станкевича (Москва) К.С.Аксаков, Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, М.Н.Катков, Ю.Ф.Самарин (* в будущем они станут политическими противниками: Катков – консерватор, Грановский – либерал, Бакунин и Белинский – социалисты). - интересовались в основном вопросами этики и философии; - изучали философию Шеллинга, Канта, Гегеля; - осуждали крепостничество; - важнейшую роль отводили просвещению, которое должно было «привести к изменению быта общественного»; - критиковали российскую действительность. С отъездом Станкевича за границу кружок распался. СЛАВЯНОФИЛЫ А.С. Хомяков; И.В. и В.П. Киреевские; И.С. и К.С. Аксаковы; Ю.Ф. Самарин; А.И. Кошелев и др. ИДЕИ: а) Исторический путь Р. - Р. имеет особый путь развития, отличный от Запада, но Петр I нарушил естественный ход развития Р.; б) Государственный строй - допускали сохранение самодержавия; однако - требовали полной свободы слова и вероисповедания и - полной независимости от государства личного, общинного и церковного быта, что выразилось в славяно- фильской политичес. формуле: “Сила власти — царю, сила мнения — народу”; - народ высказывает свое мнение на Земском соборе (совещательный сословно- представит. орган); - православие и крест. община – вот основы общества. * В учении славянофилов были точки соприкосновения с теорией официальной народности.
| ||||||||
По крестьянскому вопросу. | Леворадикальное направление группировалось в округ журнала “Современник” и зарубежных изданий А.И. Герцена. · Сторонники этого течения подвергали беспощадной критике весь общественно-политический строй. · На самом крайнем фланге находились А.Н. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский, отвергавшие всякие компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, т.е. действиями правительства. · Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного ига снизу. · Сторонники этого течения были приверженцами социалистических идей, мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда. Первый шаг к установлению нового общественного строя они видели в ликвидации крепостного права и наделении крестьян землей. | ||||||||
Таким образом, все общественные течения сходились на позициях необходимости преобразований. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, “новой пугачевщины” объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей, в настроениях всего мыслящего общества 2-ой пол. 50-х гг.. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к невиданному хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.
| |||||||||
Требования либералов стали более умеренными (они свелись к борьбе за сохроанение прав земств, борьбе с неграмотностью, требованию отменить телесные наказания и крест. общину). * В конце !879 г. И.И. Петрункевич был арестован и сослан сначала в Вятскую губернию, затем в Смоленск. После освобождения он продолжал свою деятельность в Тверском земстве. В пореформенный период ярко проявилась деятельность Б.Н. Чичерина , крупнейшего ученого, историка государства и права. Первоочередными реальными мерами он считал обсуждение принимаемых законов с участием народных представителей, прекращение внесудебных расправ над людьми за выражение ими своих политических взглядов. Чичерин был избран гласным Полтавского земства и активно участвовал в земском движении. В 1882г. его избрали городским головой Москвы. В приветственном адресе Александру III он упомянул о необходимости единения власти с обществом. Этого было достаточно, чтобы “по высочайшему повелению” отправить его в отставку.
*** Одна из коренных проблем дискуссий того времени — Россия и Запад. Либералы были в подавляющем большинстве западниками. Они призывали использовать для России все прогрессивное, что выработала культура и политическая жизнь Западной Европы, в первую очередь ее демократические принципы и свободы. Но российские либералы оставались истинными патриотами своей страны, были противниками слепого подражания. Будущее России, ее процветание они видели в осуществлении идеалов свободы и порядка, преодолении царящего в стране чиноначалия, бюрократии и произвола. Конец темы | 1. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.)
* Педагог, публицист, вместе с Н.А.Некрасовым сотрудничал в «Отеч. записках» В 1862 г. арестован, затем отправлен на каторгу и поселение в Якутию. В 1889 г. умер в Саратове.
Вслед за Герценом развивал теорию «русского социализма», которую дополнил идеей создания общероссийской революц. организации. Считал, что для нового общества сначала нужно воспитать нового человека (Рахметов из его романа «Что делать?»).
Путь к социализму в России лежит через просвещение, а это долгий путь, возможно в 100 лет.
Вместе с Герценом (* «Человек будущего в России – мужик») является идеологом раннего народничества.
2. Н А Р О Д Н И Ч Е С Т В О
60-е гг. – зарождается новое направление революцион. движения. Н.: В широком смысле под народничеством подразумевается обществ. движение, основанное на идеях Герцена, Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения.
В 70е – нач. 80х гг. - начинается новый этап в развитии Н.
· Его идеологи выступали за КРЕСТЬЯН. РЕВОЛЮЦИЮ,
· за насильственное разрушение существующего полит. и социально-экономического строя;
· призывали создать новое общество социальной справедливости, гарантируемой коллективной (общинной) собственностью.
При этом лидеры нар-ва серьезно расходились в мнениях по вопросам о сроках и методах достижения общих целей.
Особенностью данного этапа стала попытка на деле реализовать идеи движения.
Т.о. Н-ВО - более узком смысле, это революционные подпольные группы и организации 60—80-х годов XIX в.
Непосредственными идеологами и вдохновителями рев. нар - ва были
П.Л. Лавров М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев.
Они представляли 3 идейных направления в Н. –
пропагандистское, бунтарское, заговорщическое.
В соответствии со своими полит. убеждениями, народники выбирали и способы борьбы. Бунтарское 1869 -1871 гг. – «Народная расправа» Серг. Г. Нечаев ! Кружок насчитывал немногим более 2-х десятков человек и действовал по принципам строгой конспирации и взаимной ответственности. За подозрение в измене С.Г. Нечаев и его сообщники зверски убили своего товарища по кружку студента Иванова. В 1872 г. был устроен открытый судебный процесс. Н. приговорили к 20 годам каторги. Он умер в 1882 г. в Шлиссельбург-ской крепости. Слово “нечаевщина” стало нарицательным и означает грубое нарушение революционерами общепринятых моральных норм во взаимных отношениях, применение для достижения своих целей лжи, шантажа, убийства. * История нечаевщины побудила Ф.М. Достоевского написать роман “Бесы”, осуждавший цели и методы революционного подполья. Неверно было бы российское революционное движение 70—80-х гг. и последующего времени отождествлять с нечаевщиной . | заговорщическое 1863 – 1866 – «Ишутинцы» + террористич. группа «Ад» Н.А. Ишутин, И.А. Худяков и др. Рассматривали идею организации крестьян. революции; 4 апреля 1866 организовали 1-ое покушение на Александра II в Летнем саду (Дм. Каракозов). | |||||||
Следующий этап народнического движения — создание в 1876 г. единой организации “Земля и воля” 1876 – 1879 гг.) для централизованного руководства революц. деят - ю. В её состав входили молодые революционеры — М.А. Натансон, В.А. Осинский, О.В. Аптекман, будущий основатель российского марксизма Георгий Валентин. Плеханов, а также другие участники движения Софья Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский, Вера И. Фигнер и др. Цель: - подготовка масс, просвещении их, пробуждении в народе политического сознания. - Под руководством “Земли и воли” началось новое движение в народ. На сей раз интеллигенция шла в деревню для просветительской и агитационной работы под видом учителей, врачей, агрономов; в деревне создавались небольшие ремесленные и торговые заведения. - они стремились поднять активность масс посредством коллективных протестов, ходатайств, отказа от уплаты податей. !!! Было организовано несколько рабочих стачек. 6 декабря 1876 г. проведена демонстрация у Казанского собора в Петербурге (участвовали около 200 человек). Молодой революционер Г.В. Плеханов произнес речь, а рабочий Я. Потапов развернул знамя с надписью “Земля и воля”. Критика народничества: 1. Учение М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева и их последователей об особом пути развития России и русском крестьянском социализме было подвергнуто беспощадной критике. 2. Политическая обстановка в России выдвигала на первый план борьбу за политические свободы, демократизацию политического строя. В отличие от большинства народников Г.В. Плеханов и его соратники придавали этой задаче первостепенное значение. 3. В. Плеханов резко критиковал народническую теорию крестьянского социализма. Он был противником идеализации отсталого деревенского быта. Но неверно считать, что Г.В. Плеханов игнорировал крестьянство как политическую силу. Успех этого движения они видели в слиянии его с городским пролетариатом, удовлетворении разумных требований крестьян. Первые российские марксисты считали, что революция в России пройдет в два этапа: свержение самодержавия и демократическое переустройство страны, а затем уже свержение власти буржуазии и установление диктатуры пролетариата. В борьбе за демократизацию российские марксисты 80-х годов были готовы сотрудничать с либерально-оппозиционными течениями и делали практические шаги к такому сотрудничеству. Убеждение в необходимости единства всех противников самодержавия осталось у Г.В. Плеханова до конца его жизни. На этой почве произошло его окончательное размежевание с В.И. Лениным. Рабочее движение На изменения леворадик. лагере повлияли как политические изменения в стране (наступление реакции и разгром народничества), так и существенные изменения в социально-экономическом развитии России. В 809-90-е гг. XIX в.страна вступает во 2-ую стадию промыш. революции – начинается этап индустриализации. В этот период значительно выросла численность раб. класса (за 30 лет в 3 раза, к 1900 г. – раб.кл. – 3 млн. чел.) , а следовательно, и его роль в обществе. При этом рос. пролетариат находился тяжелейших условиях труда и быта, отставая по всем показателям от развитых европ. стран. Все это сделало раб. класс в России новой активной общественно-политической силой. А) Организация забастовочного движения - в 80-е гг. преобладали экономич. требования; - в 90-е гг. политические. · 1872 г. – стачка на Кренгольмской мануфактуре (Нарва); · 1880 г. – Ярцевская стачка (подавили войсками, но её поддержали в М., П., Ярославле) · 1885 г. – Морозовская стачка на Никольской мануфактуре (Орехово-Зуево) Требования: повышение зарплаты, упорядочить штрафы, об увольнении предупреждать заранее. Организатор – Волков. Итог: завершилась только в 1886 г., была подавлена войсками. Состоялся суд над организаторами, но их оправдали. Однако государство приняло закон о штрафах, а за участие в забастовках и стачках можно стало арестовывать на 1 месяц. · 1893 г. – стачка на Хлудовской мануфактуре. Б) Создание рабочих организаций. Общественно - политическое движение в России в XIX веке
Л И Б Е Р А Л Ь Н О Е | Леворадикальное. революционно-демократическое, социал-демократическое, социалистическое | ||||||||
I этап: антикрепостнический; 1) часть: декабристы 1801, 1816 – 1825 гг. | |||||||||
1. Идейные основы этого направления были заложены Н.М.Карамзиным в «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» 1811 г. ИДЕИ: - не реформировать госуд. строй, а назначить на должности частных и талантливых чиновников; - «просвещенный самодержец – благо для России»; - нужно не бороться с КП, а улучшать моральные качества людей и условия их жизни; - ни в коем случае нельзя следовать западным образцам, т.к. России органически присущи самодержавие и власть помещиков над крестьянами. У Карамзина было немало последователей (П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, С.С.Уваров). Карамзин и его последователи во многом определяли общест. атмосферу алекс - кой эпохи. |
Примечательной чертой общественной жизни при Александре I было исключительное обилие разного рода кружков и обществ. В столичных и губернских городах возникали салоны, где обсуждались насущные общественно-политические темы. Власти смотрели на них сквозь пальцы, хотя официального разрешения на это не было. * До 1822 г. в России были разрешены масонские ложи, члены которых именовали себя «братьями», исполняли таинственные мистические обряды. Подобное явление процветало по всей Европе и часто служило прикрытием для радикальнонастроенных граждан. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы