Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И.И.Петрункевич, С.А.Муромцев



Опорой либерализма стали земства. Во многих земствах появи­лись тенденции превращения в органы местного самоуправления, низовую ячейку будущего демократического устройства страны. Особенно отличались реформаторс-кими настроениями Чернигов­ское и Тверское земства.

В Чернигове развернулась деятельность одного из видных идеологов и руководителей российского либера­лизма конца XIX-нач. XX вв. И.И. Петрункевича. Будучи с кон. 60-х гг. гласным Черниговского земства, он выпустил брошюру “Основные задачи земства”.

· В земствах он видел основ­ную ячейку будущего демократического устройства России. Для этого, считал он,

· необходимо сделать выборы земств бессословны­ми, без деления избирателей по куриям;

· создать земские органы в волостях с преобладанием крестьянства;

· расширить права земств, превратить их в органы местного самоуправления;

· привлечь зем­ских деятелей к решению общегосудар-ственных вопросов.

Либералы стремились воздействовать на правительство, убедить царя в необходимости  продолжения реформ, чтобы остановить террор.                    

 Одновре­менно они пытались добиться от револю-ционеров хотя бы времен­ного прекращения террора, чтобы дать возможность правительству приступить к реформам.

В декабре 1879 г. по инициативе И.И. Петрункевича было созвано совещание в Киеве. От народни­ков в нем участвовали В. Осинский,  Л. Волькенштейн и др.

Одна­ко революционеры не хотели отказаться от террора. Правительство на увещевания либеральных политиков не

                                                                              реагировало.

С убийст­вом Александра II обстановка изменилась. Либеральное и револю­ционное течения общественного движения окончательно размеже­вались.

Требования либералов стали более умеренными

(они свелись к борьбе за сохроанение прав земств, борьбе с неграмотностью, требованию отменить телесные наказания и                 

                                                                         крест. общину).

     * В конце !879 г. И.И. Петрункевич был арестован и сослан сначала в Вят­скую губернию, затем в Смоленск. После освобождения он про­должал свою деятельность в Тверском земстве.

В пореформенный период ярко проявилась деятельность

Б.Н. Чичерина , крупнейшего ученого, историка государства и права. Первоочередными реальными мерами он считал обсуждение принимаемых законов с участием народных представителей, пре­кращение внесудебных расправ над людьми за выражение ими сво­их политических взглядов. Чичерин был избран гласным Пол­тавского земства и активно участвовал в земском движении. В 1882г. его избрали городским головой Москвы. В приветствен­ном адресе Александру III он упомянул о необходимости единения власти с обществом. Этого было достаточно, чтобы “по высочай­шему повелению” отправить его в отставку.

 

*** Одна из коренных проблем дискуссий того времени — Россия и Запад. Либералы были в подавляющем большинстве западниками. Они призывали использовать для России все прогрессивное, что выработала культура и политическая жизнь Западной Европы, в первую очередь ее демократические принципы и свободы. Но рос­сийские либералы оставались истинными патриотами своей стра­ны, были противниками слепого подражания. Будущее России, ее процветание они видели в осуществлении идеалов свободы и по­рядка, преодолении царящего в стране чиноначалия, бюрократии и произвола.

Конец темы

1. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.) * Педагог, публицист, вместе с Н.А.Некрасовым сотрудничал в «Отеч. записках» В 1862 г. арестован, затем отправлен на каторгу и поселение в Якутию. В 1889 г. умер в Саратове. Вслед за Герценом развивал теорию «русского социализма», которую дополнил идеей создания общероссийской революц. организации. Считал, что для нового общества сначала нужно воспитать нового человека (Рахметов из его романа «Что делать?»). Путь к социализму в России лежит через просвещение, а это долгий путь, возможно в 100 лет. Вместе с Герценом (* «Человек будущего в России – мужик») является идеологом раннего народничества. 2.                   Н А Р О Д Н И Ч Е С Т В О 60-е гг. – зарождается новое направление революцион. движения. Н.: В широком смысле под народничеством подразумевается       обще­ств. движение, основанное на идеях  Герцена, Чер­нышевского и их единомышленников о самобытном пути движе­ния России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий.                                                                                                 В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В 70е – нач. 80х гг. -  начинается новый этап в развитии Н. · Его идеологи выступали за КРЕСТЬЯН. РЕВОЛЮЦИЮ, · за насильственное разрушение существующего полит. и социально-экономического  строя; · призывали создать новое общество социальной справедливости, гарантируемой коллективной (общинной) собственностью.                                                                                                  При этом лидеры нар-ва серьезно расходились в мнениях по вопросам о сроках и методах достижения общих целей.    Особенностью данного этапа стала попытка на деле реализовать идеи движения. Т.о. Н-ВО - более узком смысле,  это революционные под­польные группы  и  организации 60—80-х годов XIX в. Непосредст­венными идеологами и вдохновителями рев. нар - ва были П.Л. Лавров     М.А. Бакунин,          П.Н. Ткачев. Они  представляли   3   идейных   направления в Н. – пропагандистское,  бунтарское,     заговорщическое.
пропагандистское П.Л. Лавров · крестьянин не готов к рев-ции; · молодые интеллигенты должны идти в народ и нести рев. идеи, т.о. готовя его к будущему социальному перевороту; · суть историче­ского прогресса  в совер-шенствовании чел-ка и об-­ва, развитии  идей равенства и справедливости; · носителем общ. прогресса явл-ся крити­чески мыслящая личность, сила личности — в поддержке ее наро­дом. · Лавров считал, что перестройка русского общества долж­на быть проведена самим народом, но народ нужно к этому подготовить, · создать революционную партию, состоящую из энер­гичных, мыслящих, убежденных и преданных делу людей.   бунтарское М.А. Бакунин · крестьянин по своей сути – бунтарь, он готов к рев-ции; · Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крест. бунтов в общероссийс. рев-ю; · гос-во – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить; · вместо гос-ва создается союз самоуправляющихся общин.   * Бакунин — один из теоретиков анархизма. Конечную цель он видел в “освобождении всего человечества посредством восстав­шей черни”, уничтожении бурж. цивилизации, разрушении всех экон., полит., религиозных учреждений, пол­ном и окончательном уничтожении классов, семьи, наследствен­ных прав. **Б. принял участие в рев-ции в Италии и принес идеи АН-ЗМА в Европу. Его учение развивал Кропоткин. *** В к.60х гг. к нему примкнул С.Нечаев, но его идеи вышли за рамки теории Бакунина заговорщическое П.Н. Ткачев · Крестьянин не готов к рев-ции и агитация не даст быстрых рез - тов; · главный лозунг — захват власти небольшой группой революционе­ров, хорошо организов-х и спаянных крепкой дисциплиной. · После захвата власти создается рев. диктатура, которая будет проводить в жизнь главные требования народнической про­граммы: превращение общины в главную ячейку хозяйственной и общественной жизни, установление новых отношений между людь­ми на принципах любви, равенства и братства, постепенное устра­нение функций государства. · Т. верил в необх - сть осуществить как можно скорее рев. переворот, пока только нарождаются новые формы бурж. отн-ний и самодержа­вие не осуществило новые реформы. Быстрый экон.  прогресс и дем. преобразования могут сделать рево­люцию невозможной, момент будет упущен. · Ткачев был уверен, что гл. условие успешного полит. переворота - всеобщее недов-ство и отчаяние - уже на­лицо. Др. условие - дезорганизация власти - может быть обес­печено действиями революционеров,  в первую очередь    террором.

 

В соответствии со своими полит. убеждениями, народники выбирали и способы борьбы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь