Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление казачьего движения на Дону и первые круги



 

Было бы неверным, если сказать, что возрождение Донского казачества началось в начале 90‑х годов проведением Первого Большого круга в Москве и г. Ростове‑на‑Дону 17 ноября 1990 г. Процесс культурного и духовного возрождения Донского казачества начался в середине 80‑х годах ХХ в., и большим толчком к этому стали фольклорные праздники в ст. Вешенской «Шолоховская весна», проводимые в день рождения великого писателя XX в. М.А. Шолохова. Именно на первые праздники съезжались казаки и казачки, чтобы показать богатый духовный песенный и фольклорный мир Донского казачества. Не спетая, а сыгранная песня – на Дону песни играли, а не пели, потекла с Верхнего Дона по хуторам и станицам православного Тихого Дона, теребя сердца и души казаков. И стал Дон наливаться широкой и звонкой казачьей песней, унося в половодье казачью вольницу. Ни одна станица и хутор не остались равнодушными к «Шолоховской весне». И засверкал Дон красными лампасами и цветными шалями, собирая каждую весну новые казачьи коллективы. Колыхнулся Дон, как ковыльная степь, и предстал во всей своей красе.

Через три года фестиваль «Шолоховская весна» приобретает статус Всероссийского, а через два – Всесоюзного. До пяти тысяч участников казачьих коллективов и от 40 до 150 тысяч гостей собирает праздник сегодня.

Изучение духовной культуры казачьего Дона – обычаи, традиции, быт – все больше обращает внимание ученых и общественность на слабую изученность истории Донского казачества, которое немало вписало героических и славных страниц в историю Отечества.

Верхний Дон дал толчок духовного возрождения казачества, и именно здесь весной 1990 г. и был избран один из первых казачьих атаманов Ю. Латышев в ст. Вешенской. Особенность выбирать атамана станицы или хутора на праздниках имела свою тенденцию.

«В хуторе Колундаевском Шолоховского района на центральной усадьбе совхоза был проведен казачий майдан – фольклорный праздник, главной целью которого было возрождение культурно‑исторических традиций Донского казачества.

На площадь в центре хутора въехал гулевой Атаман со свитой, давший знак начинать праздник. Когда начали играть В.А. Лосев и А.В. Колычев, к ним присоединились и многочисленные зрители. Красочное зрелище представлял собой хутор. Несмотря на моросящий дождь, никто не расходился. На улицах были накрыты столы с казачьими кушаньями. Любой желающий мог угоститься кислым молоком с пышками, печеной тыквой, лапшой, квасом, пирогами и домашними напитками. Хорошо поработал в этот день председатель местного сельсовета Е.Л. Гудков.

До позднего вечера звучали над хутором старинные песни, которые завещал сохранить и приумножить великий земляк М.А. Шолохов». Вот так описал Л. Леонтьев Круг и праздник на хуторе. Аналогично проводились круги почти во всех Верхнедонских хуторах и станицах: праздник хутора или станицы сопровождался выбором атамана.

Он же описал и круг в станице Казанской.

«Станица Казанская, одна из старейших на Верхнем Дону, празднуя свой очередной день рождения, в этом году отметила еще одну дату. 250 лет назад ее жители из городка, расположенного на острове, образованном Доном и притоком его Варгункой, перебрались на нынешнее месторасположение станицы. В 1740 году, судя по документам, здесь было катастрофическое наводнение. В «Донских епархиальных ведомостях» за 1894 год о переходе в том году на нынешние и новые места говорится по поводу Вешенской, Мигулинской, Казанской, а также сгинувших во тьме истории Тишанской и Решетовской станицах. Да, многое ушло в небытие, но, судя по всему, не забылись насовсем обычаи и традиции дедов и отцов. Все лучшее хранилось в семьях жителей Верхнедонья, а теперь настала пора возродить и приумножить его.

В прохладное сентябрьское воскресенье с утра над Казанской звучали старинные казачьи песни. Под колокольный звон (к сожалению, записанный на пленку, ибо станичная красавица церковь разделила судьбу многих порушенных храмов) явилась к собравшимся на площади сама Станица (ее роль исполнила Полина Быкадорова) в сопровождении сотни казаков. Станица потребовала от председателя исполкома станичного Совета Виктора Ермакова отчета о том, как жители станицы готовились к своему празднику, порадовалась успехам, укорила их за еще не решенные дела.

В диалоге приняли участие неизменные в донских праздниках деды Щукари – известный Иван Меркулов, постоянный участник фольклорных праздников «Шолоховская весна», и молодой Сергей Рощин.

А в это время в помещении кинотеатра «Родина» собрались представители всех слоев населения, чтобы образовать первичную организацию культурно‑исторического общества «Казачий круг станиц и хуторов Верхнедонского района». Инициативная группа, разработавшая и опубликовавшая в местной газете проект устава Казачьего круга, предложила присутствующим избрать станичного атамана. Им стал ветеран войны и труда Д.И. Андропов.

Ведущий Владлен Перекресный представил участникам торжества нового атамана. Дмитрий Иванович подал команду к началу веселья.

Промчались по живому коридору казаки во главе с «есаулом» Георгием Качкиным, и зазвучала «Песня о станице», написанная В. Перекресным и директором РДК Н. Пальчиковым.

Выступления фольклорных коллективов из станиц и хуторов Верхнедонского района оценивали старейшие жители Казанской, которых пригласила на сцену председатель сельсовета О. Бахтиярова.

Было что посмотреть старейшинам и многочисленным зрителям. Конкурс на лучшего наездника и коня, выступления казачьих хоров и оркестров из хуторов Быковского и Солонцовского, районного Дома культуры. Как всегда, интересную программу представили участники Мещеряковского ДК, очень понравилось выступление самодеятельных артистов из станицы Мигулинской, особенно песни в исполнении детского ансамбля «Ягодка».

На празднике были подведены итоги конкурсов на лучшие дом и улицу, лучший букет «Дары Дона», изделие народных промыслов. Работники кооперативной торговли, угостив взрослых шашлыками и другой снедью, а детей – кулинарными изделиями и мороженым, провели всегда пользующуюся популярностью вещевую лотерею».

Как один из примеров другой формы организации и проведения круга можно привести сход в ст. Мигулинской, на которой приехал уже выбранный атаман ст. Вешенской Ю. Латышев, чтобы поделиться опытом и рассказать о Большом круге в г. Москве.

«Вечером по улицам станицы проехали три всадника в казачьей форме и с казачьим знаменем. Следом шел автобус, из окон которого лилась задорная старинная песня.

– Приходите в Дом культуры, просим вас! – кланяясь, говорил тот, кто держал древко голубого знамени с гербом Войска Донского.

В гости к соседям приехали участники самодеятельного ансамбля «Тихий Дон» под руководством Н.А. Толстова с самим атаманом Вешенского станичного круга Ю. Латышевым.

Вначале выступил Ю. Латышев, рассказав о работе съезда, о тех задачах, которые ставят перед собой общественный казачий круг и донские организации по возрождению лучших культурно‑исторических традиций казачества, восстановлению исторической справедливости. Ответил на вопросы, а затем со сцены полились старинные казачьи песни…»

В городах и поселках городского типа круги проводились по примеру Московского. Так прошел круг 20 апреля 1990 г. в г. Волгодонске, на котором был принят устав организации и выбран атаман. 16 мая Волгодонский горисполком утвердил один из первых уставов донских казаков, подготовленный в соответствии с законом «Об общественных объединениях».

16 июня состоялся Большой казачий круг Первого Донского округа. Однако в связи с тем, что к этому времени в станицах Цимлянской, Романовской, Багаевской шла работа по подготовке станичных кругов, функции окружного круга взял на себя «Донской казачий круг» г. Волгодонска, к нему примкнет и казачий круг станицы Константиновской. Округ, возглавляемый Н. Лукьяновым, составит общей численностью 150 казаков Волгодонска и 100 Константиновского. Основными направления деятельности окружного правления на то время было установление связей с казаками Ростовской и Волгоградской областей на почве борьбы против строительства Ростовской АЭС. Единая позиция по АЭС позволила создать коалицию сторонников против пуска с казачьим кругом Котельникова, ассоциацией «Дон» г. Суровикино, «Казачьим кругом Дона», возглавляемым В.П. Самсоновым, и внести на рассмотрение съезда (круга) казаков Дона отдельную резолюцию по АЭС.

В мае 1990 г. казаками Волгоградской области было заявлено о создании Хоперского казачьего округа. Для организации округа оргкомитет под председательством С.А. Князева собрал 27 мая Межрайонную учредительную конференцию (круг) общественной организации в г. Урюпинске. Конференция состоялась в районном Доме культуры и имела рабочий президиум из состава семи районных атаманов. Основной вопрос о создании общественной организации вызвал жаркие споры не по уставным пунктам, а по названию. Часть делегатов, поддерживая Иловлинский казачий круг (ставил перед собой задачу восстановления территориальной целостности казачества), требовали назвать организацию «Хоперским округом» по историческому аналогу бывшей административной единицы войска. Другие, определяя принадлежность организации к казачеству с ограничением приема в ряды, требовали ввести в название слово «казачий» и только голосование определило название организации «Хоперский казачий округ».

После утверждения устава было сформировано правление в составе атаманов района: от Алексеевского – В.М. Калинин, председатель райкома профсоюзов работников агропромышленного комплекса; от Нехаевского – В.М. Алпатов, председатель исполкома поселкового совета; от Новоаннинского – А.М. Челышев, председатель исполкома горсовета; от Новониколаевского – В.М. Денисов, начальник РОВД, подполковник милиции; от Подтелковского – Г.М. Семенцев, старший научный сотрудник музея; от Урюпинского – В.И. Шульпеков, председатель райисполкома. Окружным атаманом выбрали В.И. Шульпекова, писарем В.Н. Сивогривова, корреспондента газеты «Урюпинская правда».

В заключение участники конференции утвердили план работы организации на время до проведения 6 октября второго круга, который предусматривал регистрацию «Хоперского казачьего округа» в исполкоме облсовета, подготовку программы деятельности с учетом предложений, сделанных делегатами, проведение праздника казачьих фольклорных коллективов «Хоперские забавушки» в станице Добринской 3 июня и выбрали делегацию на Большой круг в г. Москву.

Необходимо отметить, что это первый казачий круг, который учредил общественную организацию в рамках границ бывшего окружного деления Войска Донского, имея полную и юртовую‑районную структуры. Делегаты, получившие первые именные мандаты, поставили вопрос о необходимости создания общественной организации в границах бывшего Войска Донского.

Конференция завершила работу принятием обращения к жителям Алексеевского, Киквидзенского, Нехаевского, Новоаннинского, Новониколаевского, Подтелковского и Урюпинского районов Волгоградской области. В нем говорилось:

«Разбуженная перестройкой активность советских людей все больше обращается к духовным истокам. Общественное сознание народа поворачивается лицом к общечеловеческим ценностям, к тому, что сотни лет накапливалось как богатейший жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Наша многонациональная Родина богата замечательными традициями народов. Достойный вклад в историю внесло и уникальное сословие – донское казачество – носитель свободы, демократических форм самоуправления, активный создатель ратной российской славы.

Общественная организация «Хоперский казачий округ» ставит целью объединить усилия всех, кто желает своим участием в ее работе способствовать сохранению, возрождению и приумножению исторических, патриотических, культурных традиций, военно‑прикладных и спортивных навыков, которыми всегда славны были донские казаки, в том числе наши предки, проживавшие на территории Хоперского округа Области войска Донского.

Наша организация своей деятельностью будет способствовать воспитанию в молодежи верности Родине, чувства интернационализма, уважения к старшим.

Делегаты учредительной конференции «Хоперского казачьего округа» обращаются ко всем, кто желает быть полезным родному Прихоперью, с призывом принять участие в работе этой новой общественной организации и внести свой вклад в дело укрепления нашей Родины (г. Урюпинск, 27 мая 1990 года)».

Приняв обращение, круг первым из всех казачьих организаций на Дону сделал политическое заявление, показав свою зрелость, и определил основные цели и задачи общественной организации «Хоперский казачий округ», направленные на единение всего Донского казачества.

Намного дальше в своих целях и задачах пошел круг в п.г.т. Иловля Волгоградской области. 6 мая 1990 года были собраны на площади поселка казачьи общества станиц Качалинской, Сиротинской, Старо‑Григорьевской, Трехостровской, Новогригорьевской и Иловлинской и был учрежден Устав «ИКК» общества «Иловлинский казачий круг» как юртовое объединение.

 

Главной целью своего общества круг поставил «углубление демократии в стране, развитие самостоятельных форм управления народа, добиваться всеми силами своих членов возрождения на Дону самостоятельной и экономически сильной Российской республики».

Заявление это было не просто смелое, особенно в то время, когда «демократы» выступили за федеративное устройство государства и право народа на самоопределение, а общественно‑патриотические силы усматривали в этом угрозу целостности державы, но и программное к Большому кругу.

Тезис «Донская республика» найдет поддержку и у ряда казаков Ростовской области, однако I Большой круг Дона не включит его в повестку дня и не примет соответствующей резолюции. Но уже с избранием Войскового атамана С. Мещерякова Войсковое правление поставило перед собой главной задачей восстановление незаконно упраздненного государственного образования на Дону в составе России, и депутаты Ростовского облсовета поддержат это требование.

Казачьи праздники. После весенней активности по созданию кругов и по прошествии Большого круга в г. Москве в середине лета 1990 года в движении наметилось небольшое затишье. Делегаты Московского круга вернулись в свои хутора и станицы и занялись агитационной работой по разъяснению целей и задач созданного Союза казаков, формированием оргкомитетов, подготовкой на осень станичных праздников. Часть оргкомитетов и казачьих обществ стали тесно сотрудничать и вступать во «Вседонской круг», признавая его цели и задачи своими программными ориентирами. В начале августа древняя столица донского казачества город Черкасск (ст. Старочеркасская), как и все Донское казачество, готовилась отпраздновать свое 420‑летие. Свой вклад в праздник решили внести и Донской военно‑исторический клуб им. М.И. Платова, Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, «Вседонской круг» и Ростовский областной музей краеведения, учредив Первый Всероссийский конный поход военно‑исторических клубов «Во славу Отечества». По патриотическому накалу все происходящее в походе, как и сам поход, вряд ли с чем можно было сравнить. В нем приняли участие донские, кубанские, терские, амурские казаки, униформированные по полной выкладке в обмундирование казачьих войск на 1914 год.

Появление «белых казаков» в центре города с развевающимися знаменами у Ростовского обкома КПСС вызвало настоящий шок у общественности города. Движение взводных колон началось от гостиницы «Московская» через парк им. Горького по ул. Пушкинской (по центральной ул. Энгельса колонны участников похода пущены не были).

У здания библиотеки РГУ, где располагался в 1918 г. штаб Добровольческой армии Деникина, участники похода склонили знамена и почтили минутой молчания всех погибших в братоубийственной Гражданской войне. Здесь был впервые продемонстрирован Акт гражданского согласия и отданы соответствующие почести другой, «белой», стороне русской трагедии начала века. Впоследствии во втором походе здесь будет установлена мемориальная доска.

На набережной Дона участников марша встретил А.П. Зимин. Пересев на лошадей, предоставленных заслуженным тренером России В. Коняхиным, и погрузив вещи на прогулочный катер, во главе с председателем Донского военно‑исторического клуба И. Карасевым участники похода, подняв впервые трехцветное Донское знамя, пошли рысью по направлению к ст. Аксайской и далее через пойму реки Аксай на Монастырское урочище.

«Среди участников похода было много кадровых офицеров Советской армии, Высшей школы МВД г. Волгограда, воины– афганцы, ветераны Великой Отечественной войны, молодежь допризывного возраста. В местах, где мы проходили, нас встречали восторженно. Задавали много вопросов. Зачем это нужно? Что здесь делают кадровые военные? Ответ прост. Все они стараются возродить лучшие традиции, которые были в русской армии: любовь к Отечеству, патриотизм и высокое понятие воинской чести». Так характеризовал начало похода И. Карасев.

Монастырское урочище – это святыня для каждого казака. Здесь покоятся казаки, героически отстоявшие Азов в 1641 г., а также два поколения русских людей, погибших во время Гражданской и Великой Отечественной войн. До 1919 г. в урочище у часовни проводилась панихида по воинам, «живот свой за веру и Отечество положившим».

«Строй казаков стоял по команде: «Шапки долой, на молитву». У многих наворачивались слезы». После молебна под хор певчих, отдавая все знаки воинской почести, была восстановлена древнейшая традиция донских казаков. Всю ночь казаки не давали погаснуть Огню памяти на могилах героев.

Впереди был круг на майдане и празднование 420‑летия Войска Донского. С раннего утра на Соборную площадь Старочеркасской стали съезжаться тысячи туристов из США, Испании, Мальты, Дании, ФРГ, жители близлежащих городов и поселков.

Круг начался в полдень с прихода на площадь участников похода. На паперть Войскового собора поднялся участник похода, хоперский казак, поэт, автор‑исполнитель Борис Алмазов и войсковой старшина, произведенный в походные атаманы Игорь Карасев. Получив благословение соборного священника отца Виктора (Посохова), круг открыл Б. Алмазов.

«Казаки! Уважаемые гости! Станичники! К вам обращаются казаки России и заявляет о себе с гордостью. Пусть не радуются те, кто считал, что в России с казачеством покончено. Но мы не просто сословие, мы – народ со своей культурой и обычаями. Нас били и резали, расказачивали и раскулачивали, но мы живы и будем жить, ибо нет во всем мире силы, способной убить казачий дух. Нас мало, но мы есть. Мы плоть от плоти Родины нашей – России, и мы клянемся сделать все, что в наших силах, чтобы возродить ее и Дон наш славный и все казачьи края!

– Клянемся! – единым порывом выдыхает площадь».

Перед кругом выступил И. Карасев. Рассказывая собравшимся о целях и задачах похода, он отметил, что «впервые за 80 лет «геноцида» Донского казачества в древнейшей столице Дона – Черкасске поднято Войсковое знамя – знамя возрождения Донского казачества, и он горд тем, что его подняли внуки и правнуки героев Донских степей».

На паперть собора выходили не только казаки, но и русские, украинцы, и все заявили о своем желании служить России вместе с казачеством, даже на майдане была организована запись в казаки. Кульминацией круга стало исполнение казачьего гимна «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон, и послушно отозвался на призыв свободы он». Гимн звучал впервые.

Фольклорный праздник начался в 15 часов с выступления самодеятельных коллективов, а военно‑исторический клуб у Дона показывал джигитовку, рубку лозы, скачки.

Праздник Войска на следующий день переместился в столицу Войска Донского Новочеркасск. Возложение венков и цветов к памятнику герою кавказских войн Я.Г. Бакланову. Сводный казачий полк представителей казачества России под звон колоколов, с развернутым Войсковым знаменем, сшитым казаком П. Молодидовым, вошел в Войсковой Вознесенский собор. Тысячи людей встали на колени при освящении знамени возрождающегося казачества. Здесь, в столице Донского казачества – колыбели всего российского казачества, получило благословение «воинство и оружие во благо защиты Отечества».

Выносили знамя под несмолкаемый звон колоколов и возгласы «Любо!» собравшихся новочеркасцев. Как один из участников этих событий, не скрою, что некоторые горожане подходили с открытыми предложениями идти на штурм Новочеркасского горкома партии. Дух казачий, а особенно трагические события 62‑го года городом не были забыты.

Круг в Старочеркасской многие считают Первым кругом, который прошел на Дону, но лишь одно не вызывает сомнения, что только на этом круге вновь возрождающееся казачество получило широкую поддержку в обществе, о чем писали многие средства массовой информации. С Дона и Старочеркасского майдана пошло выражение: «В России все казаками хотят быть».

Празднества завершились вручением освященных в алтаре Войскового собора крестов, изготовленных А. Зайцевым, участникам похода. Нам бы хотелось поименно назвать тех, кто первый на Дону поднял и освятил Войсковое знамя – Знамя Возрождения: Карасев И.В., Алмазов Б.А., Озеров А.А., Левендорский В.З., Ефремов Е.В., Ефремова И.М., Зайцев А.Е., Колмычек В.Н., Кашехин В.В., Куцемелов В.Э., Борщев А.И., Нельзин О.С., Ребров И.В., Парфенов В.В., Шкуро А.И., Моргунов А.В., Черняховский Д.В., Семикос В.Г., Быкадоров В.Н., Михайлов А.И., Дергаусов С.М., Петухов Б.В., Молодидов П., Ребров И., Сыщенко А.И., Остапенко М.П., Бунин Ф.Г., Горбань А.Е., Демченков А.Л., Востриков С.А., Булдыгеров А.В., Григорьев В.А., Осин В.Е., Иванов А.Е., Говорухин Г.А., Гамов Д.Ю., Федорович В.Ю., Володин В.М., Коробов Д.М., Мельников В.А., Данилов А.Д., Бакомей И.В., Кулешов А.А., Цуканов И.В., Говорухин А.П., Сухов А.В., Скунцев В.И., Шанторенков Н.Н., Бутров В.М., Поярков А.К., Мельников М.В., Трифилов Н., Белов А.К., Таланов А.И., Дерябин А.И., Прищепа С.В., Батанов А.Г., Зорин С.Б., Таланов А.А., Палубнов Д.В., Афанасьев А.А., Абидулаев О.А., Шакиров Р.А., Бочаров В.В., Красильников И.Г., Кузьмин Л.А., Ващенко П.П., Ципляева С.П., Ципляев Ю.А., Корнеев А.П., Гондарев В.Н.

Во время Всероссийского конного похода в монастырском урочище было проведено офицерское собрание Донского военно‑исторического клуба. Обсуждался вопрос о возможном проведении Большого съезда казаков Дона и его подготовке. Многое было за: создание казачьих кругов в хуторах и станицах Ростовской и Волгоградской областях, стали создаваться окружные казачьи общества, Большой круг в г. Москве, широкая поддержка общественности. Но были и сомнения: доверят ли казаки с мест организацию и проведение круга казакам городским, где проводить круг – в г. Ростове‑на‑Дону – административной столице Дона или в столице казачьей г. Новочеркасске, смогут ли объединиться «Вседонской круг» и «Казачий круг Дона» и сформировать оргкомитет по объединению Донского казачества. Все сошлись в одном, что Большой съезд казаков Дона давно назрел, Ростовское отделение ВООПИиК могло бы взять на себя проведение, а «Вседонской круг», объединив все общественно‑патриотические казачьи организации Дона, сформировать оргкомитет.

Свое единство казаки г. Ростова‑на‑Дону вскоре продемонстрировали, проведя на территории ст. Гниловской 14 октября 1990 г., восстановив, Войсковой праздник – Покрова. Связан он был с «Азовским осадным сидением», славным пятилетием 1637–1641 годов защиты г. Азова от турок. В 1641 г. на Покров Богородицы молились казаки всю ночь, испрашивая у Божией Матери заступничества. А когда утром казаки вышли на крепостные стены, то увидели, как турецкая армия уходит восвояси. С тех пор и до 1919 г. казаки праздновали день Покрова Божией Матери.

Подготовка к съезду. 12 сентября 1990 г. в г. Ростове‑на‑Дону состоялось совместное заседание координационного совета культурно‑исторического объединения «Вседонской круг» и правления «Казачьего круга Дона», на котором было принято совместное обращение к казачьим и общественно‑патриотическим движениям Дона о проведении 17–18 ноября Съезда казаков Дона. К началу работы оргкомитета казачьи общества были учреждены в Ростове, Волгодонске, Вешенской, Боковской, Раздорах, Старочеркасске, Новочеркасске, Новошахтинске, Каменске, Белой Калитве, Константиновском, Мартыновском, Каменском и других районах и городах области. Восстановлены казачьи организации I Донского, Хоперского и Усть‑Медведицкого округов. 29 сентября 1990 г. проходит учредительный съезд в Нижне‑Чирской 2‑го Донского округа. В ст. Вешенской создан оргкомитет по созыву казаков Верхне‑Донского округа.

Более сложной была ситуация в Черкасском округе, т. к. часть казачьих обществ тяготели к ростовским организациям, да и казачья молодежь приезжает из г. Новочеркасска на заседание круга в г. Ростов‑на‑Дону.

29 сентября состоялся учредительный Съезд казаков Ростовского округа. В нем приняли участие члены «Казачьего круга Дона», представители общественно‑патриотических организаций, входящих во «Вседонской круг», делегаты из Азова, Аксая, Батайска, станиц Старочеркасской, Гниловской, Елизаветинской, ветераны 5‑го Гвардейского казачьего кавалерийского корпуса. Съезд образовал правление округа, в состав которого после достигнутого компромисса вошли представители всех организаций, участвовавших в съезде. Атаманом округа избрали В.И. Самсонова, председателем совета стариков А.П. Зимина.

В соответствии с утвержденным уставом округ как общественное объединение казаков объявлялся правопреемником Ростовского округа, упраздненного в 1920 г. и входящего в состав Области войска Донского – ныне Ростовской области.

Основными целями и задачами на первое место ставились:

– отстаивать политические, экономические и общественные интересы казачества перед исполнительной и законодательной властями;

– установлении особого режима землепользования на традиционной основе в местах исторического проживания казаков;

– добиваться ликвидации последствий Декрета ВЦИК от 20 марта 1920 г. об учреждений в казачьих областях местных органов власти по общероссийскому принципу, нанесшему непоправимый удар по самобытному русскому этносу – казачеству;

– вместе с другими казачьими организациями добиваться от ВС СССР и РСФСР принятия «Закона о казачестве».

Членство в округе предусматривалось в соответствии с административно‑территориальным делением Войска Донского – станица, хутор, курень. В состав округа предлагалось включить на равных правах Черкасский и Таганрогский округа до восстановления собственных окружных органов.

Впервые вводятся понятия станицы и хутора – органов казачьего самоуправления. Круг объявляется сходом граждан, где и избирается орган казачьего самоуправления. Чтобы решить весьма не простой вопрос, поставленный Гражданской войной, – казаки и иногородние, в устав предлагалось внести, что «на территории округа казачьи круги дополняются секциями крестьян и иногородних на паритетных началах». Был ли реализован этот тезис на практике, нам неизвестно.

Также впервые в устав округа вносится раздел «Окружной атаман», где определяется его статус.

К правам округа были отнесены: представительство и защита законных интересов казаков в государственных и общественных органах СССР; участие в формировании органов государственной власти и управления; осуществление законодательной инициативы; участие в выработке решений органов государственной власти и управления.

Принятый устав Ростовского округа был «революционным» и придавал политическую направленность движению. В этом были специфика округа, и прежде всего стремление объединить и казачьи круги, и общественные организации, которые имели различную политическую ориентацию его членов.

7 октября в 13.00 в помещении Дворца культуры имени Гагарина (в г. Каменске‑Шахтинском) состоялось собрание по созданию Северо‑Донецкого казачьего круга. Но него прибыли гости с Украины – атаман с казаками станицы Луганской (г. Ворошиловград), ст. Усть‑Белокалитвенской, Гундоровской, Мигулинской, ДВИК, хуторов Вишнивецкого, Богданова, Волченская, Донилова.

Собрание началось с минуты молчания в память всех казаков, сложивших свои головы на поле брани и в годы репрессий. По команде «смирно» в зал внесли трехцветное знамя с ликом Христа Спасителя на полотнище и эмблемой казачества – оленем, пронзенным стрелой. Работа круга была начата с обсуждения проекта устава, который был опубликован в районной газете.

Сравнивая проект устава и устав, который был принят на круге, можно только предполагать, какие страсти кипели на круге. Так, в проекте устава в общих положениях предполагалось включить пункты:

– учредителем круга является городской исполнительный комитет народных депутатов г. Каменск‑Шахтинска;

– главная цель СДКК – всемерно содействовать углублению демократии и самоуправления народа, возрождению Донского края, самостоятельной и экономически сильной Российской республики.

В утвержденный устав был включен один пункт: «Учредителем организации является Большой круг (Съезд) Донецкого округа».

В проекте устава намного шире и конкретней определялись задачи круга: «увековечение памяти выдающихся представителей Донского казачества: Болотникова, Разина, Пугачева, Думенко, Миронова», «введение в школьную программу курса по изучению истории донского казачества», «создание конно‑спортивного центра», «организация призыва в Московский кавалерийский корпус», «проведение праздников, вечеров, викторин, конкурсов, массовых игрищ, гуляний, спортивных соревнований».

Принятый устав определял приоритеты в части исторического, духовного и культурного возрождения, земельного вопроса, восстановление и охрана окружающей среды, но выполнение их предусматривалось во взаимодействии только «со всеми демократическими движениями». Это одно из важных заявлений круга, т. к. более 2/3 казачьих кругов отрицали совместную работу с нарождающимся демократическим движением и считали, что у России и казачества свой путь развития, и сотрудничество предполагалось только с общественно‑патриотическими движениями. Здесь во многом играли большую роль принятые документы Союза казаков в Москве.

Приняв такое решение, Донецкий круг заявил о своем самостоятельном политическом выборе. Организационное построение круга, права и обязанности членов ничем не отличались от общепризнанных уже принятых уставных норм.

Круг завершил свою работу выборами из трех кандидатов окружного атамана и отдал предпочтение Г.Н. Зайцеву, беспартийному, имевшему высшее образование. Единогласно решили казаки изменить название организации и наименовать ее «Донецкий казачий круг».

К осени 1990 г. движение за возрождение казачества стало приобретать всесоюзные масштабы. Учреждаются Уральское казачье войско, Ставропольское, Калмыцкое. Заканчивалась работа по подготовке Большого круга Кубанского казачьего войска. Все взоры были направлены на Дон – колыбель российского казачества.

12 сентября 1990 г. состоялось совместное заседание координационного совета культурно‑исторического объединения «Вседонской круг» и правления «Казачьего круга Дона», на котором присутствовали: И.Г Войтов, А.А. Озеров, Е.И. Ребрин, А.И. Геращенко, А.Д. Ансимов, Л.М. Юдин, И.В. Карасев, В.И. Сухаренко, К.Д. Сухаренко, И.И. Анищенко и члены правления ККД В.Н. Самсонов, А.Н. Юдин, В.Н. Кострюков, Н. Атаманова. Заседание вел И.Г. Войтов, который и обратился к собравшимся прекратить взаимные перепалки и обвинения, выплеснувшиеся к тому времени на страницы «Комсомольца», «Донского слова», и объединиться с целью проведения совместной культурно‑просветительной работы. Заседание перешло в другое русло после внесения заместителем председателя Ростовского отделения ВООПИиКа и председателем ДВИКа совместного предложения организации и проведении съезда казаков Дона, создании оргкомитета и подготовки проектов устава и программы движения. Было поддержано и предложение провести оформление Союза в два этапа: проведение в г. Ростове‑на‑Дону съезда казачьих организаций, на котором выбрать наказного атамана и оргкомитет с представительством всех казачьих кругов, тем самым снять недоверие к казачьим организациям г. Ростова‑на‑Дону, и весной 1991 г. Большой войсковой круг в г. Новочеркасске, окончательно принять устав и программу.

Съезд казаков Дона было принято решение проводить 17–18 ноября на базе ВООПИиКа с целью обсуждения вопросов развития движения на Дону (в Ростовской и Волгоградской областях), его союзе с общественно‑патриотическими организациями, земельного вопроса, создания Временного союза казаков и подготовки к проведению Большого круга Дона в Новочеркасске. Единогласно утверждается и оргкомитет по подготовке съезда в составе: А.А. Озеров – председатель (зам. председателя Ростовского областного Совета ВООПИиКа), В.Н. Самсонов – зам. председателя (атаман казачьего круга Дона), И.Г. Войтов – зам. председателя (председатель историко‑культурного клуба «Думенковцы – мироновцы»), Ю.А. Латышев (атаман Вешенского станичного круга), Е.И. Ребрин, К.Д. Сухаренко – секретарь (областной общественный комитет по восстановлению памятника М.И. Платову), А.Н. Юдин, А.В. Венков, Ю.М. Власов, В.П. Малюкин, В.Г. Кострюков («Казачий круг Дона»), А.И. Геращенко (председатель Совета литературного товарищества «Шолоховский круг»), Л.М. Юдин («Шолоховский круг»), И.В. Карасев (председатель Донского военно‑исторического клуба им. М.И. Платова), И.Н.Пономарев (директор литературно‑рекламного агентства «Око»), Ю.И. Маслов (председатель агентства «Памятники Отечества»). По предложению И. Войтова и А. Геращенко работа оргкомитета условно разделялась на два направления: «Вседонской круг» брал на себя теоретическую подготовку съезда, а работа непосредственно в казачьих кругах отводилась «Казачьему кругу Дона». Финансирование круга взяло на себя агентство Ростовского Совета ВООПИиКа «Памятники Отечества».

Оргкомитет формирует комендантскую службу съезда в составе: И. Пономарев, П. Сальников, М. Беспалов, Г. Чернов, А. Мрыхин; службу размещения во главе с В. Малюкиным; секретариат съезда во главе с В. Плохиновым; состав редакционной комиссии съезда – Л. Юдин, М. Шолохов, Н. Коршиков, Н. Глушков, Е. Ребрин. Охранная служба Съезда возлагается на ДВИК во главе с И. Карасевым и в составе – В. Парфенов, В. Быкадоров, Д. Черняховский, Н. Козловский, И. Ефремова, А. Дробязко, А. Гуков, А. Михайлов, В. Гончаров, А. Моргунов, С. Дергаусов, Б. Петухов. Состав Совета стариков предлагается сформировать А.П. Зимину по предложению съезда.

В различное время в работе оргкомитета принимали участие как в самих заседаниях, так и присылая свои предложения: Н. Кисляков (Багаевская), Г. Зайцев (Каменск), И. Васильченко (г. Азов), И. Девяткин (п. Глубокий), В. Мошняков (Суровикино), А. Бережной (ст. Кривянская), М. Кузнецов, М. Матронов (ст. Боковская), В. Лагутов (г. Новочеркасск), С. Зуев (п. Донской), П. Попов (г. Волгодонск), В. Сивогривов (г. Урюпинск), В. Казаков, П. Моисеев (г. Донецк), Г. Говорухин (г. Луганск), М. Рыльщаков (ст. Луганская), А. Реденко (ст. Мечетинская), Н. Задорожный (г. Зерноград), А. Гончаров, И. Кухмистров (ст. Бессергеневская), А. Забейворота (ст. Морозовская), В. Ратиев, В. Семенов (п. Кашары), Г. Алексеев (ст. Калитвенская), М. Канищев (х. Скородумов), В. Приказчиков (п. Соколово‑Кундрюченский), А. Пчелинцев (п. Южный), Н. Гунькин (г. Серафимовичи), С. Кузнецов (г. Усть‑Донецк), С. Приказчиков, М. Астапенко (ст. Старочеркасская), А. Пастухов (ст. Аксайская), В. Олейников (ст. Гниловская), Г. Семенцов (Подтелковский р‑н Волгоградской области), А. Челышев (г. Новошаннинск), Ф. Кузнецов (з/с. Красный Октябрь Волгоградской обл.), Г. Манацков (р.п. Киквидзе), М. Старичков (г. Минск), В. Колычев (п. Нижний Чир Волгоградской области), А. Ветров (г. Енисейск), В. Борисов (ст. Раздорская), С. Дубров (ст. Кривянская), И. Малахов (Нижне‑Чирская), А. Ядыкин (г. Красный Сулин); Н. Молчанов (ст. Заплавская), Е. Солодовников (ст. Семикаракорская), Е. Ткачев (р.п. Веселый), В. Шевченко (ст. Мелиховская), В. Обозин (г. Константиновск), С. Мещеряков (х. Сусат) и другие.

Съезд казаков Дона. 17 ноября перед Ростовом‑на‑Дону предстало «доселе» невиданное зрелище. По городу поползли слухи «о якобы вернувшихся «белых казаках» и собравшихся в областной филармонии для суда над коммунистами». Трудно, конечно, утверждать точно, но то, что происходило в филармонии в течение двух дней, можно сравнить разве что с состоявшимся в 1918 г. Войсковым кругом г. Новочеркасске, но с определенной разницей. Тот круг проходил в преддверии Гражданской войны, когда был поставлен на карту вопрос существования самого казачества. Сегодняшний съезд должен был объединить разрозненные казачьи круги и патриотические организации в единое движение и направить его по пути возрождения. Первый день работы съезда начался с регистрации его участников, на который прибыло 417 делегатов во главе с 74 избранными атаманами со всех округов бывшего Войска и 170 гостей Сахалинского казачьего землячества, Союза казаков Ставрополья и Калмыкии, Терского, Уральского, Яицкого казачьих войск, Брянска, Подольска, Воронежа, Луганска, Харькова и др. Около 70 журналистов центральных и местных средств массовой информации прибыли для освещения съезда.

В 11.00 часов на сцену, украшенную донским казачьим Гербом‑Оленем, поднялся есаулец съезда Е. Ефремов. По команде: «Встать! Смирно!» в зал членами Донского военно‑исторического клуба им. М. Платова вносится освященное в Войсковом соборе трехцветное Войсковое знамя. В исполнении фольклорного коллектива под управлением Т. Рудиченко звучит Гимн донского казачества: «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». После молитвы отец Илья благословляет работу съезда.

По предложению есаульца на сцене занимает свои почетные места Совет стариков – убеленные сединами казаки с боевыми наградами, олицетворяющие честь и мудрость казачьего движения. У многих на глазах слезы.

По предложению старейшины Совета стариков Зимина Андрея Петровича съезд избирает рабочие органы в президиум: председателя съезда (круга) А. Озерова, помощниками Ю. Латышева и отца Илью; редакционную комиссию: М. Шолохов – председатель, Л. Юдина, Н. Глушкова, Н. Коршикова, Е. Ребрина, А. Голубова, В. Мошнякова, Е. Круглова, П. Косова, Г. Зайцева и под председательством В. Плохинова – секретариат. Далее слово предоставляется для приветствия. Звучит звуковое письмо В. Солоухина, поздравления краснодарского писателя А. Знаменского и донского летописца – поэта‑казака Бориса Куликова. В круг по очереди стали подниматься атаманы войск и союзов. Первым донцов с их праздником поздравил В.П. Громов – Атаман Кубанской казачьей рады, который предложил обратиться к народным депутатам РСФСР разработать государственную программу возрождения России. «Что касается работы на местах, то нам, казакам, пора быстрее переходить к конкретным практическим делам, подводить под свою деятельность экономическую базу. А самый коренной и безотлагательный вопрос – восстановление традиционного казачьего землепользования. Через восстановление и обновление казачьей общины возродим и саму нашу землю, которая еще в не столь далекие времена кормила всю Россию», – отметил в своем выступлении В. Громов. Его поддержали П.С. Федосов – атаман Ставропольского союза казаков и М.Г. Джумбуров – атаман Союза казаков Калмыкии. Особую тревогу и озабоченность ситуацией, складывающейся на Северном Кавказе, высказал Н.А. Евдокимов – член правления Владикавказского казачьего круга. «Мы не должны дать увести себя ни «вправо», ни «влево», мы должны твердо идти избранным путем, возрождая казачий дух и традиции, казачье отношение к земле, воинской службе. Единство всего Российского казачества, и на юге особенно, – залог нашего будущего возрождения». О том, что этнические столкновения перерастают в открытые конфликты на национальной основе, рассказал А.И. Подколзин – атаман Сунженского отдела Терского казачьего войска. «В наше «перестроечное» время новоявленные национальные лидеры пытаются окончательно вытеснить казаков с исконно принадлежащей нам земли. Попытки пересмотреть эти права снова столкнут нас с горцами и должны оцениваться как провокация. Издавна на территории Чечено‑Ингушетии казаки жили и трудились бок о бок с горцами. Что же касается съезда в Ростове, то скажу так: если у вас дело пойдет, значит, пойдет и у нас, во всех казачьих регионах. Донцы, вы наша общая надежда!»

После слов поздравления съезд утвердил повестку дня и приступил к своей работе, заслушав отчет оргкомитета по подготовке съезда, Оргкомитет предложил съезду создать общественно‑патриотический «Союз казаков Области войска Донского» на правах самоуправляемой независимой организации с наименованием его в торжественных случаях «Войском Донским» и утвердить его устав и программу.

Основные направления развернувшейся на съезде дискуссии дал доклад председателя редакционной комиссии Л. Юдина, в котором были обобщены предложения, поступившие в оргкомитет по проблемам возрождения не только донского, но и российского казачества. Сегодня этот доклад может представлять большой интерес не только для рядовых граждан, но и для исследователей процессов становления казачества России, так как он заложил идеологическую основу движения, которая позволила объединить в единую организацию весь спектр казачьих и общественно‑патриотических организаций на Дону. По итогам его обсуждения будут приняты основные обращения и резолюции уже Большого круга.

Обсуждение доклада проходило бурно и эмоционально. Уход со сцены каждого выступающего сопровождался громким одобрением: «Любо!». Завершая свой первый день работы, съезд поручил редакционной комиссии подготовить проекты обращений делегатов съезда к жителям Дона и казакам зарубежья, проект резолюции о Ростовской АЭС и внести на следующий день, с учетом поступивших дополнений, проект устава и программы на рассмотрение съезда.

Еще долго не будут расходиться делегаты и гости съезда из здания областной филармонии. Кто‑то останется на концерт Государственного ансамбля песни и пляски «Донских казаков», кто‑то соберет в фойе импровизированные круги и будет спорить над проектами документов, а кто‑то в дружеской беседе будет обмениваться опытом работы своих казачьих кругов, но все сойдутся в одном: «Союзу казаков Области войска Донского завтра быть».

Второй день съезда, после молебна, начнется с выступления Ю. Латышева – помощника председателя круга, атамана станицы Вешенской, в котором он предложил переименовать съезд в Большой круг, далее выбрать атамана, создать организацию и принять ее устав и программу. 393 – за и 24 – против – делегаты преобразовывают съезд в Большой круг казаков Дона.

Совет стариков предоставил от своего имени слово старейшему казаку ст. Вешенской Г.И. Шебуняеву, который внес предложение почтить минутой молчания память великого земляка Михаила Александровича Шолохова и избрать атаманом Войска Михаила Михайловича Шолохова – внука атамана Громославского, кандидата философских наук, полковника, начальника Ростовского филиала академии МВД. А.П. Зимин обратился к залу: «Любо ли, братья казаки, вам имя нашего донского казака, внука атамана и сына казака Шолохова Михаила Александровича – Михаила Михайловича Шолохова?» Под бурные аплодисменты и крики: «Любо!» первым атаманом Союза казаков Области войска Донского избирается М.М. Шолохов.

Приведение к присяге закончилось надеванием на атамана бурки и вручением серебряных шпор, которые привезла на съезд казачка Обливской станицы К.Т. Кадыченкова. Чтобы поздравить Войскового атамана, потребовалось объявить перерыв.

 

После перерыва началось обсуждение устава Союза. Рассмотрев постатейно раздел о членстве в Союзе, редакционная комиссия внесла предложение принять их за основу. Однако делегаты предложили принять устав в целом. Произведя подсчеты голосов, М. Шолохов попросил всех встать и объявил о создании Войска Донского.

«Все встают. Голоса: «Любо!»

Слава съезду казаков!

(Из зала) Слава! Слава! Слава!»

Так приветствовали делегаты учреждение Союза казаков Области войска Донского.

Здесь же на круге единогласно избирают Андрея Петровича Зимина Почетным атаманом и председателем Совета стариков. Заручившись поддержкой Совета стариков, М. Шолохов утверждает Совет атаманов Союза в количестве 35 казаков: П.М. Тарасов – атаман 2‑го Донского округа; Ю.И. Медведев – атаман ст. Иловлинской; П.Н. Станогин – атаман Калачевского круга казаков; И.Я. Малахов – атаман ст. Нижне‑Чирской; Г.Н. Зайцев – атаман Донецкого округа; М. Рыльщаков – атаман ст. Луганской; С.Т. Донцов – атаман ст. Усть‑Белокалитвенской; Г.Е. Белоусов – атаман ст. Цимлянская; В.В. Налетько – атаман Семикаракорского юрта; А.А.Щеглов – атаман г. Михайловки Усть‑Медведицкого казачьего округа; В.В. Приказчиков – атаман Соколово‑Кундрюченской; В.В. Рязанов – атаман ст. Аксайской; И.В. Карасев – атаман I Донской казачьей дивизии; Б.Е. Филимонов – атаман Воронежского казачьего землячества на правах района в Хоперском округе; А.А. Бирюков – атаман Усть‑Медведицкого округа; Н.П. Гунькин – атаман станицы г. Серафимовича; Ю.В.Рябов – атаман ст. Фроловской Усть‑Медведицкого округа; Ю.А. Латышев – атаман ст. Вешенской; Д.И, Андропов – атаман ст. Казанской; В.И. Семенов – атаман ст. Кашарская; О.Д. Панькин – атаман ст. Мешковской; В.И. Шульпеков – атаман Хоперского казачьего округа; А.М. Челышев – атаман ст. Ново‑Аннинской Хоперского казачьего округа; В.М. Денисов – атаман р.п. Новониколаевский (ХКО.); И.Г. Зобнин – атаман ст. Алексеевской (ХКО); Г.М. Семенцов – атаман ст. Кумылженской (ХКО); Г.И. Манацков – атаман р.п. Киквидзе (ХКО); В.М. Алкатов – атаман Нехаевской организации казаков (ХКО); Н.А. Кисляков – атаман ст. Богаевской; Г.С. Колесов – Веселовский районный казачий круг; А.Н. Юдин – казачий круг Дона «Деловой центр г. Ростова‑на‑Дону»; А.С. Воробцов – атаман ст. Мелиховской; Г. Вечеркин – атаман ст. Боковской; В.В. Малюкин – атаман ст. Ростовской. С правом совещательного голоса в состав Совета атаманов Союза включаются представители инициативных групп, где еще велась работа по созданию кругов. Окончательно состав Совета атаманов будет сформирован на Совете атаманов 16 февраля 1991 года в г. Новочеркасске.

Первый Большой круг, во многом трудный и бескомпромиссный, завершит свою работу принятием обращения – «Казачество, просыпайся!» – так называемый манифест возрождающегося казачества. Его, как знамя, делегаты круга понесут в свои станицы и хутора, от куреня до хаты и везде будут взывать:

«Просыпайся, а то не ровен час – все опять решат за нас, а нам оставят одни последствия и «исторические уроки». У нас нет выбора: или продолжать расказачиваться, или взять на себя ответственность за судьбу Дона и России!

Мы более не сироты, ибо атаман думает о нас, старики благословили наш Союз, а Церковь освятила наше трехцветное Знамя. Олень вновь на нашем Гербе. Мы снова поем наш донской казачий Гимн…

Мы стояли и стоять будем на том, что казаки служили и еще послужат Отечеству. Нам не дано иного пути. Ибо единственная наша привилегия – служить Родине, и если надо – первыми умереть за нее. Этого у нас никто не отнимет.

Да процветет казачество!

Да устоит в испытаниях и воссияет Россия!»

Всколыхнулся, взволновался

Православный Тихий Дон,

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

Зеленеет степь родная,

Золотятся волны нив,

И, с простора долетая,

Вольный слышится призыв.

Дон детей своих сзывает,

В Круг Державный Войсковой,

Атамана выбирает

Всенародною душой.

В боевое грозно время,

В память дедов и отцов,

Вновь свободно стало племя

Возродившихся донцов.

Славься, Дон, и в наши годы,

В память вольной старины,

В час невзгоды – честь свободы

Отстоят твои сыны.

 

Войско Донское. Принятые резолюции, обращения, Устав и Программа на первом Большом круге позволили донскому казачеству не только встать в один ряд общественно‑патриотических объединений за возрождение казачества, предложить идеологические ориентиры процесса возрождения, но и заявить, что оно состоялось и в будущем представит весомую политическую силу. В целях и задачах Союза на первое место уже выдвигались не культурные, а политические требования: борьба за ликвидацию последствий передела территории бывшей Области войска Донского, восстановление ее в прежних границах, возвращение ей исторического названия – Донская область – с восстановлением окружного деления и т. д.

Анализ принятых документов позволяет выделить три направления в деятельности Донского казачества, на которых необходимо остановиться поподробнее. Первое касается создания общественно‑патриотического Союза казаков и формирование его структуры. Союз объявляется историческим преемником Войска Донского с его традиционной демократией казачьего круга, традиционной символикой и атрибутикой, на правах самоуправляемой, независимой организации, созданной в соответствии с Законом СССР «Об общественных объединениях» с наименованием его в торжественных случаях и во время военно‑исторических праздников и походов «Войском Донским».

Возрождается традиционная символика и атрибутика. Герб – в голубом щите черный стилизованный степной «Елень (олень) поражен стрелой, поражен, но не покорен». Этот герб изображается на печати союза в круге с подписью кругом: «Союз казаков Области войска Донского». Флаг – состоит из трех продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой, означающих национальные цвета издревле живущих на Донской земле трех народностей: казаков, калмыков и донских крестьян. Гимн донского казачества: «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Ношение традиционной одежды.

В качестве столицы движения круг определяет г. Новочеркасск. С учетом того, что г. Ростов‑на‑Дону является областным административным центром, в нем располагается Правление. Союз распространил свою деятельность на территорию бывшей Области войска Донского (место исторического проживания донского казачества), где созданы или создавались его организации, объявил о поддержке землячеств и своей связи с зарубежными казачьими кругами, а также предоставил право юридического лица всем территориальным и иным казачьим объединениям.

Структурно Союз формировался из окружных, станичных, хуторских, куренных и иных казачьих организаций, военно‑исторических клубов и землячеств. Разрешалась практика формирования территориальных (межокружных) и иных объединений, если они способствовали укреплению движения.

Приводились в соответствие с занимаемым положением и должностями наименования общественных выборных должностей и казачьи звания военно‑исторических формирований. Устанавливалось, что казачьи звания подлежат утверждению правлением по представлению Военно‑исторического отдела. При окружных, станичных и хуторских правлениях создавались картотеки казачьего актива и послужные списки казаков.

Членами Союза признавались потомки казачьих родов по всем линиям независимо от места рождения и проживания, считавшие себя таковыми, ощущающие причастность к донскому казачеству; уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них с сохранением собственной формы одежды, приписанные казаки, а также лица, по духу, роду интересов и практической деятельности связанные с казачеством, желающие возродить его самобытный уклад и культуру.

Прием в Союз осуществлялся исключительно местными организациями, имеющими право установления кандидатского стажа и требования поручителей. Постановка на учет производится местными организациями. Казаку могли отказать в приеме в конкретный круг, если община против.

Разрешается и коллективное членство в Союзе общественно‑патриотическим объединениям, преимущественно казачьим по составу, работающим по Программе и Уставу, созвучным казачьему движению. В них создавались казачьи секции.

Государственным, кооперативным, хозрасчетным и приравненным к ним предприятиям и организациям, не казачьим по составу, но активно содействующим возрождению донского казачества, укреплению его материальной и финансовой базы, предоставлялось право участвовать в работе кругов с совещательным голосом в лице полномочного представителя.

Коллективные члены Союза в данном случае выступают исключительно как хозяйственные подразделения при казачьих организациях и не обладают статусом общественных казачьих объединений. Условия их участия в хозяйственной деятельности Союза регулируются договором.

Прием казаков в круг и исключение из него осуществляются простым большинством голосов; коллективных членов – простым большинством Совета атаманов.

Возраст вступающих ограничивается 18 годами (временем призыва в армию). Для малолетних казаков создаются молодежные казачьи клубы (секции) с приемом в них с 15 лет. Клубы подчиняются Правлению круга и имеют право совещательного голоса в лице своего представителя. При казачьих объединениях могли создаваться женские клубы.

Члены Союза наделяются определенными правами и обязанностями. Так, член союза обязан: соблюдать Устав, подчиняться решениям местных организаций и высшим органам объединения; принимать участие в деятельности организации, морально и материально поддерживать Союз, хранить и развивать казачьи традиции, оберегать честь и достоинство казачьего имени, крепить единство движения, знать и пропагандировать историю казачества, ценить общежитие донских казаков, почитать стариков, отца и мать, укреплять семью, растить здоровое морально и физически потомство, давать отпор любому проявлению антиказачьих и антирусских настроений, уплачивать вступительные и годовые взносы, размер которых устанавливают местные организации.

Члену Союза предоставлялось право: избирать и быть избранным в руководящие органы движения любого уровня; участвовать во всех мероприятиях и предприятиях, организуемых Союзом; пользоваться имуществом объединения в установленном порядке; излагать и отстаивать на казачьем круге свою точку зрения с правом решающего голоса; обращаться с предложениями и протестами во все вышестоящие органы казачьего самоуправления, вплоть до Большого круга; носить традиционную форму одежды и традиционное холодное оружие (кинжал, шашка, пика) с обязательной их регистрацией и соответствующим разрешением. При выходе из круга взносы и материальные пожертвования не возвращались.

Высшим органом Совета провозглашался Большой круг Дона, созываемый не менее одного раза в три года. Наряду с выборами Войскового атамана, первого и второго заместителей‑товарищей атамана, кошевого и походного атамана, заместителя атамана, членов Совета атаманов Дона (Малого круга), членов Правления (исполнительного органа Совета атаманов), контрольно‑ревизионной комиссии Большой круг заслушивает отчет о работе Совета атаманов, Правления и контрольно‑ревизионной комиссии; утверждает Устав и программу Союза (дополнения и поправки к ним); разрабатывает основные принципы и направления работы. Решения Большого и Малого кругов (Совета атаманов) благословляются священником Русской Православной церкви, которому предоставлено право отложить принятое решение, если оно противоречит нормам христианской морали.

Управление Союзом между Большими кругами возлагается на Малый круг – Совет атаманов Дона, в который входят: атаман, его товарищи (первый и второй заместители), кошевой и походный атаманы, заместитель атамана, писарь, старейшина Совета стариков, окружные, станичные (районные) атаманы, атаманы крупных землячеств и объединений и приравненные к ним руководители казачьих общественно‑патриотических организаций и военно‑исторических формирований. Состав Совета атаманов утверждается Большим кругом.

Исполнительную власть Малого круга осуществляет Правление, в нем правом решающего голоса обладают: атаман, его товарищи, кошевой и походный атаманы, заместитель атамана, писарь, старейшина Совета стариков, старшины по направлениям работы, казначей. Остальные подразделения, их общественное штатное расписание формируются по предложению атамана и утверждается Правлением и Малым кругом.

На базе Союза формируется Военно‑исторический отдел Союза казаков Области войска Донского, входящий в Федерацию военно‑исторических клубов СССР. В торжественных случаях – во время сборов, походов, смотров, парадов – вводится наименование: «Военно‑исторический отдел Войска Донского» и «Войско Донское».

Отделу подчиняются все военно‑исторические формирования, казачьи лагеря Союза с обязательной их регистрацией. При нарушении данного положения они исключаются из объединения.

Широкие права и обязанности возлагаются на Войскового атамана. Избранный сроком на 3 года, он представляет интересы движения на всех уровнях государственной власти и в иностранных представительствах, принимает их представителей. Вступает в деловые отношения с другими организациями без доверенности, подписывает все финансовые документы и деловые бумаги, определяет своим приказом круг лиц, имеющих право подписи, лично контролирует работу казначея. Отвечает за всю деятельность Союза, обеспечивает осуществление его Программы, выполнение планов и мероприятий, утвержденных Большим кругом и Советом атаманов. Выдвигает на утверждение Большого и Малого кругов кандидатов в члены Правления, ходатайствует о снятии с должностей членов Правления, не справляющихся со своими обязанностями или злоупотребляющих своим положением.

Товарищ атамана (первый заместитель по оргработе и кадрам) исполняет обязанности атамана в его отсутствие без доверенности с правом подписи. Имеет помощников – старшину по кадрам, старшину по работе с местными организациями, старшину по связям с линейными казачьими войсками.

Товарищ атамана (второй заместитель) отвечает за культурно‑массовую работу, средства массовой информации, издательскую деятельность, социальные вопросы и связи с учебными заведениями. Имеет помощников: старшину по культуре, старшину по средствам массовой информации, старшину по издательской деятельности, старшину по социальным вопросам, старшину по экологии, старшину по казачьему землепользованию, старшину по связям с учебными заведениями.

Кошевой атаман (заместитель атамана по хозяйственной части) отвечает за коммерческую и производственную деятельность, за создание, состояние и развитие материальной и финансовой базы Союза. Имеет помощников – коммерческого старшину и старшину‑координатора.

Походный атаман (заместитель атамана по военно‑патриотической работе) руководит военно‑историческим отделом Союза (Войском Донским), входящим в Федерацию военно‑исторических клубов СССР. Строит работу отдела в соответствии с Уставом Союза и «Положением о возрождении исторических обычаев и традиций Войска Донского».

Отвечает за союз с армией, совместное проведение с ней военно‑исторической работы, за организацию смотров, парадов, походов и т. д. Имеет помощников: старшину по связям с военкоматами и организациями ДОСААФ, старшину по конной подготовке, старшину по физподготовке, старшину дружины.

Заместитель атамана по внешним связям и работе с общественными организациями. Имеет помощников, старшину по внешним связям и старшину по связям с общественными организациями и выработке тактики и стратегии политической борьбы.

Контрольно‑ревизионная комиссия избирается в составе пяти человек сроком на три года (члены Правления не могут входить в комиссию). Осуществляет контроль за поступлением и расходованием денежных средств и материалов, ведением документации. Комиссия подотчетна только Большому кругу.

Совет стариков – неотъемлемая часть традиционной демократии казачьего круга. Выполняет функции мировых казачьих судей. Избирается Большим кругом сроком на три года с учетом того, что вокруг его постоянного состава формируются особо уважаемые (степенные) старики. Кандидатура старейшины предлагается Советом. Общая численность постоянного состава пятнадцать человек. Возрастной отчет ведется, начиная с 55 лет.

Совету стариков придаются функции Суда чести. Совет рассматривает нарушения Устава, конфликтные ситуации, не связанные с нарушением Уголовного кодекса; имеет право вето на Большом и Малом кругах, при повторном обсуждении и голосовании решение считается принятым. Член движения, проявивший неуважение к старикам, обязан покинуть заседание и должен быть наказан, вплоть до исключения из Союза.

Войсковой писарь руководит работой войсковой канцелярии, ведет протоколы Большого и Малого кругов и организационного правления, отвечает за переписку Союза.

Казначей (бухгалтер) – производит денежные расчеты, учет материальных ценностей. Наряду с атаманом несет персональную ответственность за расходование средств, имея право визирования финансовых документов. Решение о расходовании денежных средств принимается Правлением, атаманом и его заместителями.

Правление по своему усмотрению или для решения конкретного вопроса формирует секции по направлениям деятельности. Члены секций не входят в Правление, обладая правом совещательного голоса, являются полномочными представителями Правления при наделении их соответствующими полномочиями.

Структурирование Союза происходит и на уровне округ, станица, хутор. Определяются и их полномочия.

Атаман округа избирается выборщиками (делегатами) от казачьих организаций, расположенных на территории округа, входит в Совет атаманов Дона без дополнительных выборов. Руководствуется в своей деятельности Положением об округе, разработанном на основе данного Устава и Программы Союза с учетом местных условий.

Атаман станицы (на правах районного центра) избирается выборщиками от казачьих организаций юрта и входит в Совет атаманов без дополнительных выборов.

Атаман станицы (без прав районного центра) исполняет, как и атаман хутора, обязанности, близкие обязанностям бывших станичных и хуторских атаманов. Избирается казачьим кругом (сходом) сроком на один год и осуществляет повседневное руководство казачьей общиной. Совместно с есаулом руководит дружиной по охране общественного порядка.

Есаул станицы (хутора) осуществляет руководство дружиной и в отсутствие атамана выполняет его функции.

Писарь станицы (хутора) ведет послужные списки казаков, документацию и переписку. В отсутствие атамана и есаула выполняет их функции.

Совет стариков станицы (хутора) избирается казачьим кругом (сходом), осуществляет функции мировых судей, контроль за поступлением и расходованием денежных средств и материалов, ведением документации.

Атаман, есаул, писарь и старейшина Совета стариков (старик) составляют станичное (хуторское) правление, обеспечивающее выполнение решений казачьего круга (схода), связь с вышестоящим органом.

Атаман куреня избирается казачьим кругом предприятия, учебного заведения и иных экстерриториальных кругов, при условии, что курень насчитывает не менее десяти человек и приравнивается к хуторской организации.

Местным организациям Союза предоставлено право самостоятельно определять свою структуру и принципы управления с учетом местных особенностей, традиции и Войсковых.

Отдельно оговариваются права Союза, который для осуществления своих целей и задач:

– представляет и защищает законные интересы своих членов в государственных и общественных органах СССР и других стран;

– участвует в формировании органов государственной власти и управления;

– осуществляет законодательную инициативу;

– свободно распространяет информацию о своих целях и задачах, принимает обращения к широкой общественности;

– владеет, пользуется и распоряжается своими основными и оборотными средствами;

– заключает от своего имени хозяйственные договоры и контракты с советскими и иностранными юридическими лицами на приобретение и продажу продукции и услуг;

– открывает валютные счета за рубежом;

– строит, приобретает, продает, арендует и сдает внаем, как в СССР, так и за границей, объекты научного, производственного, торгово‑сбыточного, культурно‑бытового, сервисного назначения и прочего движимого имущества;

– берет в постоянное и временное пользование землю;

– устанавливает размер выплаты материального вознаграждения лицам, постоянно работающим в Союзе казаков Области войска Донского либо лицам, привлекаемым на основе срочных или иных соглашений.

Принятие кругом резолюций «К вопросу о статусе донского казачества», «К заявлению Большого круга Союза казаков Области войска Донского «О гражданской и политической реабилитации казачества», «К заявлению Большого круга Союза казаков Области войска Донского «О межнациональных отношениях на Дону», «О казачьем землепользовании на Дону», «О союзе казаков Области войска Донского с армией» – позволили выработать и определить политическую платформу не только донских казаков, но и движения в целом. Поэтому главным направлением в деятельности Союза становится решение вопросов политической реабилитации казачества.

Определяя основные цели и задачи движения и формулируя их в резолюциях и Уставе, Союз на первое место выдвигает политические требования, и это прежде всего:

– борьба за ликвидацию последствий передела территории бывшей Области войска Донского, восстановление ее в прежних границах, возвращение ей исторического названия – Донская область – с восстановлением окружного деления;

– разработка совместно с Союзом казаков проекта закона о Статусе казачества для вхождения в Верховные Советы РСФСР и СССР, на его базе – статуса донского казачества исходя из того, что донскими казаками являются потомки казачьих родов по всем линиям независимо от их места рождения и проживания, возрождение практики приписных казаков;

– участие в государственном и общественном самоуправлении, образование при Советах всех уровней казачьих секций, а на их базе – «Общественного казачьего парламента Дона» с правом законодательной инициативы, совместно с Союзом казаков – казачьих секций в Верховных Советах РСФСР и СССР;

– подготовка предвыборных программ Союза, единого списка казачьих кандидатов;

– разработка стратегии и тактики сотрудничества с русскими общественно‑политическими движениями, выступающими за национальное возрождение, народное согласие и примирение;

– соблюдение приоритета казачьего движения перед любыми политическими организациями;

– требование гражданской и политической реабилитации казачества с выявлением исторической правды о нем и его роли в создании России;

– проведение общественного суда над идеологами расказачивания и раскрестьянивания, других преступлений против казачества; поминовение жертв геноцида и увековечение их памяти, исключение из названий улиц, предприятий и хозяйств, населенных пунктов имен, причастных к репрессиям, в том числе против Русской Православной церкви; восстановление исторических названий;

– право участия в предотвращении межнациональных конфликтов, установление казачьими кругами совместно с местными Советами и правоохранительными органами контроля за стихийной миграцией на Дону;

– признание территории бывшей Области войска Донского местом исторического проживания донских казаков, их права на свободное самовыражение в рамках этой территории с учетом традиционного казачьего землепользования;

– стояние на том, чтобы земля, ее недра, леса и водные ресурсы не передавались в пользование, не сдавались в аренду, не продавались частным лицам, в том числе иностранным, без учета мнения донского казачества и его представителей в лице Совета атаманов;

– прекращение отчуждения и разбазаривания казачьей земли, в том числе и так называемых свободных земель, добиваться создания на их базе (путем ревизии и учета) запасных казачьих земель для образования новых хуторов, наделения малоземельных выходцев с Дона и иных нужд;

– восстановление форм традиционного общинного пользования землей и соединение их с современными сельскохозяйственными технологиями; сочетание семейного (надельного) хозяйствования, не исключая отрубного с казачьими кооперативами и акционерными обществами, при непременном условии, что земельный надел (пай) в любой форме обладания им находится в руках работающего с правом передачи по наследству и сдачи в аренду, но без права продажи и передачи в другие руки, минуя казачью общину. Кооперативы, акционерные общества могут входить, особенно в переходный период, составной частью в коллективные хозяйства на правах юридического лица. Исключение передачи земли мигрирующему населению из автономий и республик, что угрожает самому существованию казачества;

– союз с армией. Участие в ее обновлении, борьба с дискредитацией армии, за запрещение направления воинских частей, воинов запаса для умиротворения населения других республик.

В резолюции № 9 «О союзе казаков Области войска Донского с армией» формулируются предложения делегатов к включению в Закон об обороне СССР и направляются на рассмотрение в Верховные Советы РСФСР и СССР, МО СССР, КГБ СССР.

Предлагается создание воинских формирований в составе Вооруженных сил СССР:

– отдельных Донских казачьих полков специального назначения, предназначенных для ведения глубинной разведки и проведения боевых действий в тылу противника;

– отдельных Донских казачьих пластунских дивизий, представляющих собой организационно‑штатную структуру мотострелковых соединений и имеющих соответствующие задачи;

– в ВМФ – корабля, укомплектованного экипажем (включая офицеров) из уроженцев Дона.

Для укомплектования Донских казачьих частей офицерскими кадрами МО СССР вносится предложение восстановить на базе Новочеркасского Высшего военного училища связи Донское казачье (юнкерское) училище. На его базе создать факультеты: общевойсковой (специальности назначения), артиллерийский, связи, обеспечения тыла, военно‑медицинский.

С целью воспитания малолетних жителей Дона, оставшихся без родителей, а также поддержки лиц допризывного возраста, пожелавших на конкурсной основе получить среднее общегражданское и начальное военное образование, предлагается воссоздание казачьего (кадетского) корпуса, а КГБ СССР выделить участки Государственной границы СССР для охраны их Донскими казачьими воинскими формированиями и создать конные Донские казачьи сотни пограничной стражи.

Третьим приоритетным направлением деятельности Союза становится историческое культурное и духовное возрождение казачества, которое нашло свое отражение в Программе Союза и Обращении «К казакам зарубежья». Прежде всего это:

– восстановление исторической правды о казачестве и его роли в истории России, проведение общественного суда над идеологами расказачивания, поминовение жертв геноцида и увековечение их памяти, восстановление исторических названий;

– участие в сохранении, реставрации и установке памятников славным сынам донского казачества. Приведение в порядок кладбищ. Возрождение праздников и памятных дат Войска Донского. Поиск, сбор и издание документальных материалов, рукописей, воспоминаний, художественных произведений о казаках. Восстановление, накопление и хранение казачьих архивов. Проведение научно‑теоретических конференций «Донское казачество и история России», издание новых учебников по истории Дона;

– создание казачьих издательств, предприятий, собственной полиграфической базы и издания «Донской исторической библиотеки», восстановление казачьих газет, журналов, еженедельников и иных средств массовой информации;

– создание объединения «Казачья культура Дона» и комплексного заповедника «Верхнедонского юрта донского казачества» с центром в станице Вешенской;

– учреждение малых хозрасчетных предприятий по выпуску казачьей символики и атрибутики, пошиву казачьей формы;

– возрождение на Дону казачьего (кадетского) корпуса и лицеев с целью воспитания молодежи в лучших традициях: почитание стариков, отца и матери, крепкой семьи, привитие уважения к хлебу, труду и службе во благо Отечества;

– единение с зарубежным казачеством с целью восстановления исторической правды о казачестве, возрождения национального самосознания и ликвидации разрыва между двумя частями единой казачьей общности.

Одним из официальных принципов построения деятельности Союза провозглашается приверженность Православию и проведение совместно с Русской Православной церковью работы по духовному возрождению донского казачества, восстановлению приходов и храмов, организации центров духовной культуры, проявляя при этом уважение и веротерпимость к исповедующим другие религии.

Не будет обойден вопрос о принципах взаимоотношения с политическими партиями и движениями. Не только в оргкомитете, но и на самом круге вопрос об отношении к КПСС вызовет жаркие споры. Делегаты учитывали, что многие казаки и прежде всего актив негородских казаков являются членами КПСС. Городское же казачество находилось под влиянием различных демократических движений и партий, требовавших запрещения членства в КПСС и в отношении выбранного Войскового атамана.

Раскол все же удалось предотвратить, и не без вмешательства М.М. Шолохова. В конце концов, из шести первоначальных пунктов раздела «Взаимоотношения с политическими партиями и движениями» в Программе круг оставил два:

1. Соблюдение приоритета движения казачества перед любыми политическими организациями.

2. Сотрудничество с общественно‑политическими организациями Дона, стоящими на платформе российского национального возрождения и народного согласия.

Если говорить о возможности участия казаков в новых партиях, то круг напрочь отверг эту идею, акцентируя внимание на том, что у движения есть собственные политические интересы.

В «Декларации к съезду казаков Дона» будет сформулирована позиция донского казачества к партиям и движениям, и принципы взаимоотношения с ними: «мы можем быть едины в общем устремлении, независимо от национальности и партийности», «народное здравомыслие – в объединении всех патриотических сил».

Итогом завершения жаркой дискуссии, развернувшейся на круге, cтало принятие Резолюции «О прекращении гражданской войны на Дону», которая родилась в ходе работы и была беспрецедентной как по названию, так и по содержанию. Как мы уже отмечали, косвенным эффектом от «исторического примирения» и прекращения деления казаков на «красных» и «белых» был невольный намек на прекращение современного разделения на «коммунистов» и «беспартийных», вследствие чего часть радикально настроенных делегатов отнеслась к резолюции настороженно.

 

Принятые документы Союза казаков ОВД намного отличались от документов и программ, уже принятых на тот момент казачьими кругами в России. Это был очередной шаг российского казачества по созданию не столько общественно‑патриотического, а во многом общественно‑политического движения для достижения целей возрождения казачества.

18 ноября 1990 года Первый Большой круг казаков Дона завершил свою работу принятием столь эмоционального и политически выверенного обращения «Казачество, просыпайся» – манифеста возрождения. В нем провозглашалось создание Союза казаков Области войска Донского, признание территории Области войска Донского местом исторического проживания донских казаков, восстановление демократии казачьего круга, объединение в хуторские, станичные и окружные казачьи круги с целью возрождения Дона и России, восстановление традиционного казачьего самоуправления с традиционным землепользованием и землевладением и союз с армией.

Безусловно, среди политических и политизированных течений, представленных на Дону в начале 90‑х годов, движение за возрождение казачества выдвигается на одно из первых мест не только по количественному уровню, но и по степени воздействия на массы. Приняв программные документы своего возрождения, оно обеспечило себе не только социальную базу, но и политическую перспективу, став одним из ведущих движений в России за возрождение казачества. Документы, принятые Большим кругом казаков Дона, будут положены в программы создаваемых казачьих организаций по всей России и СССР.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.299 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь