Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Донские казаки в ХХI веке



 

Работа по государственному становлению казачества была продолжена заместителем губернатора Ростовской области по вопросам казачества В.П. Воболацким , избранным 23 октября 1999 года Большим кругом Войсковым атаманом.

Сегодня подразделения Войска действуют на территории Украины, Воронежской области, Липецкой, Калужской, Тульской области, Белоруссии. В полном составе в Войско вошло Резервное казачье войско, Калмыцкое и Астраханское. Поддерживаются отношения с донскими казаками в США, Франции, Германии, Болгарии, Аргентине, Канаде, Австралии и ряде других стран.

ВКО ВВД подразделяется на 16 казачьих округов:

– Верхнедонской – атаман Карташов Юрий Ильич;

– Волгоградский – атаман Селезнев Виктор Николаевич;

– Волжский – атаман Платонов Сергей Анатольевич;

– Восточный – атаман Токин Владимир Михайлович;

– Донецкий – атаман Демьяненко Виктор Леонидович;

– Новочеркасский – атаман Волков Анатолий Панфилович;

– 1‑й Донской – атаман Лыткин Иван Григорьевич;

– 2‑й Донской – атаман Глазков Юрий Николаевич;

– Ростовский – атаман Никитин Евгений Юрьевич;

– Сальский – атаман Коротков Александр Евгеньевич;

– Таганрогский – атаман Шепеленко Александр Иванович;

– Усть‑Медведицкий – атаман Попадьин Владимир Николаевич;

– Хоперский – атаман Князев Сергей Анатольевич;

– Черкасский – атаман Капустин Иван Александрович.

– Калмыцкий округ – атаман Амнинов Юрий Алексеевич (c 2007 г.);

– Астраханский округ – атаман Латышев Андрей Михайлович (с 2006 г.).

Казачьи общества Войска дислоцированы практически во всех муниципальных образованиях Ростовской и Волгоградской областей и насчитывают 457 хуторских, 182 станичных, 17 городских, 58 юртовых, казачьих обществ.

Территориальная структура казачьих округов ВКО ВВД на 1.09.2007 г.

 

Казачьи дружины. ВКО ВВД выполняет обязательства перед государством в части несения государственной и иной службы. Около 1200 казаков в Ростовской и более 150 в Волгоградской несут профессиональную патрульную службу по охране общественного порядка в городах и районах в составе муниципальных казачьих дружин (МКД).

Деятельность МКД регламентируется Законом Ростовской области «О муниципальных казачьих дружинах», принятым в 1999 г., и областным Законом Волгоградской области «О муниципальных казачьих дружинах на территории Волгоградской области», принятым в 2000 г.

Дружины работают в 54 муниципальных образованиях Ростовской области и 20 муниципальных образованиях Волгоградской области. В составе МКД по охране общественного порядка несут службу десять конных взводов.

Практически во всех муниципальных районах региона созданы добровольные казачьи дружины, действующие на безвозмездной основе. Общая численность дружинников добровольных казачьих дружин составляет 834 чел. в Ростовской области и 117 чел. в Волгоградской области.

Дружинники совместно с сотрудниками территориальных органов ВД:

– участвуют в мероприятиях по выявлению и изъятию оружия, боеприпасов, наркотических веществ, выявлению притонов, по предупреждению рецидивной преступности;

– проводят подворные и поквартирные обходы в населенных пунктах обслуживаемой территории в целях регламентации режима пребывания иностранцев и вынужденных переселенцев‑беженцев;

– предотвращают правонарушения в области предпринимательской деятельности и антиалкогольного законодательства.

С учетом складывающейся оперативной обстановки дружинники и казаки ВКО ВВД принимают активное участие в проводимых горрайорганами внутренних дел оперативно‑профилактических операциях: «Розыск», «Блокпост», «Путина», «Вихрь‑Антитеррор», а также обеспечивают охрану объектов жизнедеятельности населения и мест массового пребывания граждан. При участии в мероприятиях антитеррористической направленности казаками и дружинниками совместно с сотрудниками органов внутренних дел обнаружено и изъято большое количество незаконно хранившихся боеприпасов и оружия, как нарезного, так и гладкоствольного.

Дружинники конных взводов ВКО ВВД, кроме непосредственной задачи патрулирования садоводческих кооперативов и недопущения краж и правонарушений на их территории, несут охрану более 20 тысяч садовых участков.

Конные подразделения МКД привлекаются для участия в проведения праздничных, а также конно‑спортивных мероприятий, что имеет огромный положительный общественный резонанс среди местного населения.

Работа МКД ВКО ВВД в целом признана успешной главами муниципальных образований и начальниками УВД (ОВД) ГУВД.

Муниципальные казачьи дружины привлекались к охране водных запасов и биоресурсов, несению службы по борьбе с преступностью и охране общественного порядка в полосе государственной и административной границ, невойсковой охране госграницы, противопаводковым мероприятиям. С учетом складывающейся оперативной обстановки и в связи с имевшими место терактами в городах России дружинники и казаки Войска принимали активное участие в проводимых горрайорганами внутренних дел оперативно‑профилактических операциях, в том числе мероприятиях антитеррористической направленности.

Осуществляется охрана школ, детских дошкольных учреждений, объектов водоснабжения, больниц, храмов, рынков, дискотек, котельных, очистных сооружений, элеваторов, гидрокомпрессорных станций, парков, кадетских училищ, хлебопекарен и других объектов, осуществляется сопровождение электропоездов. Органами внутренних дел используются оперативные возможности членов муниципальных казачьих дружин по знанию местности, населения.

МКД как боевые единицы внесены в планы действий органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств, проводятся совместные тренировки, дружинники знают свои места и порядок действий при возникновении ЧО и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оценивая участие ВКО ВВД в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и общественной безопасности граждан, опираясь на мнение администраций, других органов исполнительной власти, местных жителей, необходимо отметить, что взаимодействие казаков ВКО ВВД с органами внутренних дел в обеспечении общественной безопасности способствует укреплению доверия у населения к правоохранительным органам и казачеству.

Необходимо отметить, что работа по призыву и прохождению службы казаками строится на основании договоров между ВКО ВВД, штабом СКВО и военных комиссариатов Ростовской и Волгоградской области о взаимном сотрудничестве. В ряде случаев заключены договора между ВВД и соединениями армии и флота о негосударственном сотрудничестве по вопросам призыва.

Казаками войска комплектуются 22‑я отдельная бригада спецназа и отдельный мотострелковый батальон 205 МСБР СКВО, подразделения Президентского полка службы коменданта Московского Кремля ФСО России. Казаки ВКО ВВД служат на больших десантных кораблях Черноморского флота «Азов» и «Новочеркасск».

Осуществляется работа по привлечению на контрактную службу в казачьи части и подразделения Минобороны. Специалисты Войска принимают участие в работе призывных комиссий на местах. В ходе подготовки к призыву атаманы казачьих обществ Войска совместно с представителями Минобороны, Минобразования, органов местного самоуправления в хуторах, станицах, юртах:

– ежегодно определяют количество призывников, проходящих подготовку по военно‑учетным специальностям;

– способствуют выполнению программ и установленных заданий по подготовке призывников;

– совместно с военным комиссариатом участвуют в разработке проектов постановлений глав муниципальных образований, в которых анализируется состояние подготовки призывников к военной службе, определяется порядок призыва на службу и материально‑техническое обеспечение;

– оказывают помощь в обеспечении наглядными пособиями по программам подготовки призывников, в подборе руководителей занятий по основам медицинских знаний из числа подготовленных медицинских работников, а также лиц, прошедших обучение по программе медицинских сестер.

Для координации вопросов казачьей госслужбы на федеральном уровне заместитель Войскового атамана Рева А.В. назначен спецпредставителем от казаков в структуре Генштаба.

Военно‑патриотическое воспитание молодежи. Работа по военно‑патриотическому и физическому воспитанию в Войске строится на базе казачьих учебных заведений, в созданной сети военно‑патриотических клубов и спортивных секций. В настоящее время на территории Ростовской и Волгоградской областей активно работает более 80 клубов и секций. Спортивные секции, действующие под эгидой ВКО ВВД, возрождают не только традиционные казачьи единоборства – джигитовку, казачий бой, владение шашкой и нагайкой, но и такие как бокс, греко‑римская борьба, кик‑боксинг. Общее количество тренирующихся в спортивных секциях превышает 20 тыс. человек. Особое внимание уделяется привлечению к занятиям трудных, проблемных подростков, ведется работа по коррекции их нравственных ориентиров и ценностей. Как один из видов спорта активно развивается конный спорт. Практически на всех станичных, окружных и войсковых праздниках проводятся конные соревнования. В составе конных подразделений сегодня более 100 единиц конепоголовья.

Учитывая, что допризывная подготовка в общеобразовательных учебных заведениях не обеспечивает полноценную подготовку казаков к воинской службе, атаманами казачьих обществ организованы дополнительные занятия с привлечением квалифицированных специалистов в летних военно‑спортивных казачьих лагерях с первоначальной военной подготовкой.

С этой целью с атаманами казачьих обществ проводятся сборы с привлечением специалистов заинтересованных организаций, учреждений, на которых рассматривались вопросы:

– получение членами ВКО ВВД начальных знаний в области обороны;

– подготовка казаков по основам военной службы;

– военно‑патриотическое воспитание казачат;

– подготовка призывников по военно‑учетным специальностям.

Для организации работы на местах, кроме штатных сотрудников, в качестве преподавателей привлекались члены ВКО ВВД – офицеры, пребывающие в запасе, имеющие высшее или среднее образование, а также выпускники военных кафедр педагогических общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования, обладающие необходимыми знаниями и морально‑деловыми качествами, а также привлекались пребывающие в запасе прапорщики, сержанты, старшины, солдаты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Военно‑патриотическая работа в ВКО ВВД поставлена таким образом, чтобы наиболее оптимально соответствовать достижению своей основной цели, каковой является, прежде всего, военно‑патриотическое воспитание казачьей молодежи, проводимое в различных формах, в том числе и в форме спорта.

Стали традиционными ежегодные казачьи спортивные соревнования, приуроченные к Всероссийскому фольклорному фестивалю «Шолоховская весна» в станице Вешенской, и соревнования по казачьему рукопашному бою, посвященные войсковому празднику Покрова Пресвятой Богородицы, и конные соревнования в г. Новочеркасске.

Организован Всероссийский турнир на Кубок Войскового атамана Всевеликого войска Донского по армейскому рукопашному бою, в котором участвуют команды казачьих кадетских корпусов и более 20 команд республик и городов Южного федерального округа.

Казачье образование. Деятельность Войска Донского в этом плане направлена на реализацию государственных программ по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, военно‑патриотических молодежных объединений, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, допризывной подготовке учащейся молодежи, развития сети военно‑патриотических центров. В настоящее время в ВКО ВВД:

– 9 кадетских корпусов (более 1700 воспитанников);

– свыше 120 образовательных учреждений, реализующих региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта общего образования (более 20 тыс. учащихся): детские сады, школы, дома детского творчества, лицеи; детские дома; профессиональное училище;

– 9 казачьих молодежных центров военно‑патриотического воспитания (более 2000 тыс. обучающихся);

– казачье молодежное движение «Донцы» (более 20 тыс. человек). Структуры движения созданы при всех казачьих кадетских корпусах, казачьих школах, казачьих молодежных центрах военно‑патриотического воспитания, лицеях и детских домах.

В 2005 году в целях профессиональной подготовки выпускников казачьих школ созданы три казачьих технических кадетских училища.

На встрече с атаманами округов Всевеликого войска Донского 25 мая 2005 года в станице Вешенской Президент Российской Федерации В.В. Путин выразил особую благодарность донскому казачеству за подготовку и обучение детей в казачьих кадетских корпусах и распорядился перевести на государственное (федеральное) финансирование два донских кадетских корпуса.

В ведение Министерства образования и науки РФ передаются государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа‑интернат «Морозовский кадетский корпус» и государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа «Второй Донской императора Николая II кадетский корпус».

В.В. Путин отметил особый воздух шолоховской земли, настоянный на степных травах. Здесь же, в станице Вешенской, Президент встретился с атаманами округов Всевеликого войска Донского во главе с Войсковым атаманом В.П. Водолацким. В.В. Путин сказал, что он в курсе проблем казачества, и коснулся необходимости разработки новой государственной концепции по отношению к казачеству, и такая концепция принята избранным Президентом России Д.А. Медведевым.

Особую благодарность донскому казачеству Д.А. Медведев и В.В. Путин выразили за подготовку и обучение детей в казачьих кадетских корпусах. Приказом Председателя Совета атаманов ВКО России, генерал‑полковника Г.Н. Трошева В.В. Путину присвоен чин казачьего полковника. Ему была вручена казачья форма.

В.П. Воболацкий вручил В.В. Путину удостоверение казака станицы Вешенской, нагрудный Войсковой знак и юбилейную медаль в честь 100‑летия М.А. Шолохова.

Президент, общаясь с казаками в неформальной обстановке, отметил, что «теперь я говорю с вами, как казак с казаками».

ВКО ВВД создало свою систему непрерывного образования и воспитания казачьей молодежи: казачий детский сад, далее казачья школа и казачий молодежный центр военно‑патриотического воспитания, казачьи профессиональные училища, кадетский корпус. По завершении обучения в кадетских корпусах, по направлениям от ВКО ВВД казачата поступают в вузы на те специальности, которые наиболее необходимы казачьим обществам.

Благодаря системе казачьего образования и воспитания, охватывающей не только учебный процесс, но и досуг, формируется менталитет молодого казака, истинного патриота России, готового нести государственную и иную службу, любящего Донской край, знающего историю и традиции своего народа.

В 2005 году нами совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и Ростовским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования разработан проект регионального казачьего компонента государственного стандарта общего образования.

Национально‑региональный компонент является неотъемлемой частью государственного стандарта общего образования. Он способствует формированию у детей толерантного сознания, что особенно важно в регионе с многонациональным составом населения. История и культура Донского казачества являются ведущим фактором, который определяет специфику области в целом и наполнение в качестве регионального казачьего компонента содержания образования. Дети из казачьих семей воспринимают этот компонент как средство формирования ментальности, глубокого осознания своих корней и непрерывной взаимосвязи казачества с российским народом.

Учитывая, что в казачьих школах учатся не только дети казаков, все ученики лучше узнают историю Донского края, где они проживают, будут лучше понимать проблемы современного казачества.

С 2005 года в порядке эксперимента региональный казачий компонент, как составная часть государственного стандарта общего образования, разработанного еще правлением В. Хижнякова, введен в качестве компонента образовательных учреждений в программу обучения в некоторых образовательных учреждениях, имеющих областной статус «Казачьи». После экспериментальной апробации и доработки он будет обязателен для всех образовательных учреждений с областным статусом «казачьи», а в будущем и во всех образовательных учреждениях, находящихся на территории ВКО ВВД.

Упор в разработанном проекте регионального казачьего компонента государственного стандарта общего образования делается на воспитание будущих граждан России, духовно связанных со своей «малой» родиной, знающих и уважающих ее историю, культуру, национальные традиции, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе. В образовательных учреждениях с областным статусом «казачьи» дети знакомятся с историческими традициями жителей Донского края, особенностями культурной, духовной и нравственной жизни возрождающегося донского казачества.

Так, в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе совместно с администрацией города и района, где имеется большой опыт организации системы непрерывного казачьего образования, статус «казачье» имеют 2 детских сада, 6 общеобразовательных школ, дом детского творчества. В городе работает кадетская школа‑интернат «Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус».

Организация летнего отдыха детей является важной составляющей федеральной Программы по борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями подростков. Летом дети из социально не защищенных семей отдыхают в детском оздоровительно‑образовательном лагере «Казачок» на берегу Азовского моря. В основном это сироты, дети из многодетных, неполных, малоимущих семей казаков, которые не могут из‑за материальных трудностей обеспечить своим детям оздоровление и полноценный отдых во время летних каникул. В лагере «Казачок» ребята не только отдыхают, но и знакомятся с историей и традициями казачества по программе «Казачья смена», приобретают навыки верховой езды.

Казачья молодежь принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых ВКО ВВД. В праздновании 100‑летия со дня рождения М.А. Шолохова участвовало более 700 юных казаков, около 2000 учащихся казачьих образовательных учреждений приняли участие в праздновании 200‑летия Новочеркасска, более 500 человек – в Дне казачьей Славы и празднике Покрова Пресвятой Богородицы; 500 человек участвовали в форуме казачьей молодежи «Донцы».

С опытом работы в области образования по реализации регионального казачьего компонента охотно знакомятся представители не только других войск России, но и зарубежных стран.

Культурные традиции. Одним из приоритетных направлений деятельности ВКО ВВД является возрождение, сохранение и развитие самобытной казачьей культуры. Сегодня под эгидой ВКО ВВД активно работают: 167 взрослых и 53 детских казачьих коллектива. Количество участников творческих коллективов более 4 тыс. человек. За три последних года дано около полутора тысяч концертов взрослыми коллективами и более тысячи детскими. Посещаемость концертов более 200 тыс. человек. Работа в этом направлении дает возможность удовлетворять культурные потребности населения. Работают казачьи театры в Новочеркасске и Волгограде. Особое внимание уделяется фестивальному движению. С этой целью стимулируется деятельность самодеятельных казачьих коллективов, как детских, так и взрослых. По результатам отборочных конкурсов на местах на заключительные фестивали собираются коллективы и отдельные исполнители, численность их с каждым годом увеличивается.

Детские фестивали «Веселый курень», «Играй и пой, казачий Дон», взрослый фестиваль «Заиграем песню во станице» стали настолько популярны и известны, что в них принимают участие коллективы из других регионов и областей.

Стал традиционным и войсковой конкурс «Донская казачка года», в котором принимают участие лучшие казачки из всех округов, девушки проходят отборочные туры, показывая свое исполнительское мастерство, смекалку, сноровку, умение владеть собой на сцене, эрудицию и знание казачьих обычаев.

Казачьи творческие коллективы приняли участие в праздновании 100‑летия со дня рождения М.А. Шолохова и 200‑летия столицы донского казачества г. Новочеркасска. В ходе праздничных мероприятий в г. Новочеркасске состоялось открытие казачьего памятника «Примирение и Согласие». На его открытии присутствовало до 30 тыс. казаков казачьих войск России, делегации казаков из ближнего и дальнего зарубежья. В эти же дни состоялся Второй Всемирный конгресс казаков, который принял решение об объявлении г. Новочеркасска столицей мирового казачества. Эти мероприятия стали знаковыми в культурной жизни не только региона, но и всей России.

В праздничные дни, посвященные 200‑летию со дня основания г. Новочеркасска, одним из ярких событий стало проведение межрегионального фестиваля казачьей культуры «Новочеркасск – казачья столица, Новочеркасск – души моей частица!». Это мероприятие собрало творческие коллективы территорий, исторически относящихся к территории Войска Донского, что придавало ему статус межрегионального. Фестиваль прошел большим праздничным концертом, в котором приняли участие 34 казачьих вокальных коллектива и 7 хореографических, как профессиональных, так и самодеятельных.

В рамках празднования 100‑летия со дня рождения великого писателя М.А. Шолохова был проведен детский фестиваль «Здесь гений начинал свою дорогу» в памятном месте, связанном с именем писателя, – станица Каргинская Боковского района. Именно в этой станице прошло детство, начальное образование и становление его как писателя. В фестивале приняли участие 20 лучших детских фольклорных казачьих коллективов из округов Верхнего, Среднего и Нижнего Дона.

Казачьи самодеятельные коллективы представляют донскую казачью культуру на Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, знакомя зрителей других регионов и стран с культурным наследием Дона.

Взаимодействие с органами власти. Для координации работы с казачеством в Ростовской области создан Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области, а в структуре администрации Волгоградской области – Комитет по делам казачества. Департамент и комитет осуществляют государственную политику в отношении казачества и муниципальных казачьих дружин, а также государственную образовательную политику в части финансирования содержания и развития материально‑технической базы кадетских учебных заведений, разработки и реализации казачьего регионального компонента государственного образовательного стандарта в областных образовательных учреждениях, имеющих статус «казачьи».

В настоящее время ряд глав муниципальных образований в Ростовской и Волгоградской областях являются юртовыми (районными) атаманами ВКО ВВД, в муниципальных образованиях введены штатные должности сотрудников по вопросам казачества. В ходе реформы местного самоуправления 136 казаков избраны главами сельских поселений, 386 казаков избраны депутатами представительных органов местного самоуправления.

Губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб является почетным атаманом Войска Донского.

С 2000 г. действуют региональные программы поддержки казачьих обществ, которые предусматривают финансирование мероприятий:

– по организации информационного обеспечения населения области о деятельности казачьих обществ;

– по обеспечению несения государственной и иной службы членами казачьих обществ;

– возрождению культуры казачества;

– развитию образования, патриотическому и нравственному воспитанию казачьей молодежи;

– военно‑спортивному воспитанию молодежи.

Российское же правительство в лице чиновника, определяющего главные подходы ко всему казачеству, как совершенно очевидно, не обладает необходимой взвешенностью. Имеются существенные неясности и в президентском решении о введении реестрового казачества, ибо каждая его составная часть находится в специфических природных, социально‑экономических, политических, национальных, конфессиональных условиях. Вопросы казачьего возрождения на Дону стоят во многом иначе, чем на Кубани или Тереке, в Ставрополье или Оренбуржье, на Урале или Забайкалье, на Амуре.

Сегодня казачество представляет собой реальную социально‑политическую силу, составную часть политической системы Российской Федерации. Как специфический политический институт, оно формируются социально активными российскими гражданами, и пытается сочетать экспектации значительной части населения и собственные групповые интересы на основе последовательного и неуклонного укрепления Российского государства.

 

Современное состояние традиционной культуры: трансформационные и энтропийные процессы, новый социально‑исторический контекст и формы бытования, новые способы трансляции

 

Созданные в процессе движения за возрождение казачьи организации сформулировали конкретные задачи по пропаганде основанной на достоверных фактах истории казачества; возрождению духовности, народных обычаев, праздников, песенного творчества; патриотическому воспитанию молодежи; установлению тесных связей с армией и флотом; созданию военно‑исторических клубов и др.

Более полутора десятков лет, прошедших с момента официального оформления казачьего возрождения, в виде Союза казаков, позволяют оглянуться назад и попытаться ответить на вопрос: оправдались ли надежды казаков на то, что вековые традиции будут воссозданы в новых исторических реалиях, что будет востребован и популяризован огромный пласт казачьей истории и культуры?

По мнению многих авторов, писавших о возрождении, если чаяния казаков и реализовались частично, то это относится к сфере культуры. В 90‑е гг. активными ее распространителями и пропагандистами становятся различные общества, в том числе и территориальные казачьи (в городах, станицах и хуторах). Последние, поставив одной из задач деятельности духовное возрождение, организовали церковные приходы, помогли восстановить разрушенные и возвести новые храмы, способствовали распространению знаний об истории, быте и культурных традициях донских казаков.

Знание истории, говора, песен, владение традиционными военными навыками (верховой ездой, шашкой, борьбой), ношение военной формы становятся важными условиями самоощущения казака. Возрастает роль нетрадиционных способов передачи культурных традиций посредством письменных и других источников информации (литература, сборники документов, сборники песен, аудио– и видеозаписи, информационные технологии).

Значительная часть потомков казаков осознает свою принадлежность к казачьему роду, территории, наследственной деятельности. Это стимулировало архивные изыскания с целью поиска своих корней, описанию родословной. По выражению М.А. Кутузова, «люди пишут собственную историю, создают собственную мифологию, признавая свою персональную причастность всемирно‑историческому процессу. Формируется тип homo historicus – человека исторического». Нельзя не признать, что в этом процессе значительную роль сыграла просветительская и исследовательская деятельность.

Просветительская деятельность. Ввиду практического отсутствия в то время значительных современных исследований по истории и культуре казачества просвещение поначалу ограничивается в основном переизданием работ донских историков, изданных до революции и написанных в эмиграции. В Ростове‑на‑Дону объединение интеллигенции «Шолоховский круг» предприняло ряд шагов к переизданию уникальных работ донских историков А.И. Ригельмана, В.Д. Сухорукова, Е.Н. Кательникова. В Москве выходят работы представителей эмиграции «История казаков» А.А. Гордеева (в 4 частях), «Казачий словарь‑справочник» Г.В. Губарева и А.И. Скрылова. Переиздается, по понятным причинам без указания авторства, созданная в начале XX века книга П.Н. Краснова «Картины былого Тихого Дона».

Ростовское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, осуществило репринтное издание работы Е.П. Савельева «История казачества» (в 3 частях), четырех песенных сборников под редакцией П.Н. Краснова, основных законов Всевеликого войска Донского, записки последнего председателя Донского войскового круга В.А. Харламова, карты Области войска Донского и пр.

Важным направлением просветительской деятельности стали проекты издания казачьих энциклопедий. Доступным и относительно свободным от субъективных точек зрения источником по традиционной культуре казачества может служить статья «Казаки» в энциклопедии «Народы России».

Другим направлением пропаганды традиций казачества является практическое освоение казаками фольклорно‑этнографического наследия в рамках деятельности казачьих обществ, землячеств в крупных городах России, военно‑исторических клубов. Число фольклорных ансамблей, возникших в 70–80‑х гг. на гребне новой «фольклорной волны» и молодежного фольклорного движения, увеличилось. В их работе мог принять активное или пассивное участие (присутствовать на занятиях, послушать) любой казак.

В содержании их деятельности выделяются два направления, ориентирующиеся на аутентичное (то есть близкое подлинному) и стилизованное исполнение казачьих песен, воспроизведение ритуалов, танца. Первое направление представлено ансамблями «Старина» (станица Кумылженская) и «Бузулук» (г. Новоаннинск) – руководители Е. Фирсова и Я. Иванов. Эти коллективы стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций, ведут просветительскую и собирательную работу. Ко второму направлению относятся филармонические коллективы («Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков», рук. А.Н Квасов; «Казачий круг», рук. Л.А. Мельниченко и др.). Они имеют многочисленных последователей в городах и поселках Ростовской и Волгоградской областей. Главной задачей таких ансамблей является создание красочных шоу на материале казачьего фольклора.

Оба направления унаследованы от предшествующих эпох. Они сложились в ходе более чем векового поиска адекватной формы адаптации традиционной культуры к новым условиям. К сожалению, многие коллективы, сформировавшиеся в рамках эстетики аутентики, под влиянием различных факторов, среди которых на первом месте активная концертная деятельность, все более превращаются в сценические («Любо», рук. Ю. Хачатурян, «Православный Дон», рук. Г. Вечеркин», «Станица», рук. О. Никитенко).

Своеобразным опытом адаптации казачьей темы к формам массовой культуры является творчество казаков‑бардов. Здесь путь был показан представителями массовой культуры (Розенбаумом, Малининым, Ундровым и др.). Оно становится достаточно известным благодаря выпуску дисков и песенно‑поэтических сборников. Вполне возможно, что эта форма окажется в будущем достаточно жизненной. Феномен казачьей бардовской песни остается пока неизученным.

В рамках движения возрождения казачества в Ростове, Новочеркасске и Волгограде создаются и профессиональные художественные коллективы (ансамбль «Казачий круг», казачий театр и др.).

Большой вклад в пропаганду донской культуры внесли писатели, поэты, художники, актеры казачьего происхождения: В. Закруткин, Б. Куликов, А. Калинин, В. Фролов, А. Дьяков, Ю. Карташов, Н. Вечеркин, Б. Пустоветов, М. Соколенко, М. Бушнов, Н. Сорокин и многие другие, а также работники радио, телевидения и прессы А. Ансимов, Э. Шлыков, Г. Губанов. С популярными изданиями сотрудничают и донские ученые.

В последнее время пропаганда казачьей культуры вышла на качественно иной уровень. В Москве регулярно выходят два периодических издания: альманах «Казачество» и журнал «Этносоциальные проблемы казачества». Энтузиасты на нескольких сайтах выкладывают литературу о казачестве, изобразительные и звучащие материалы. В разных учреждениях и организациях активно ведется работа по выпуску экспедиционных записей казачьего фольклора на современных носителях.

Огромной заслугой казачьего движения является формирование казачьего образования. Сложилось несколько его видов. Это кадетские корпуса, гимназии, кадетские и казачьи классы.

Следует признать, что единая концепция казачьего образования в полной мере не сложилась. Понятно, что для учебных заведений разного типа не может быть идентичной методики обучения и воспитания, но цели и задачи образования должны быть сформулированы более определенно.

На начальном этапе существования учебных заведений и подразделений задача была сформулирована как воспитание подрастающего поколения на традициях казаков. Затем все более настойчиво о себе заявила идея создания донской казачьей элиты. Решаются и более частные задачи: подготовка кадров для силовых структур, высших учебных заведений.

Открытие казачьих учебных заведений и введение в программу средних и высших учебных заведений в рамках регионального компонента изучения истории и этнографии казачества вызвали к жизни целый ряд учебных пособий и учебников, а также популяризаторской литературы. Среди активно используемых в учебных заведениях следует назвать «Казачий Дон. Очерки истории», «Историю донского казачества» и «Историю казачеств России», «Очерки традиционной культуры казачеств России», «Историю казачества Азиатской России».

Одновременно новое дыхание получает исследовательское направление. Огромный интерес в обществе и научной среде к казачьей проблематике, неудовлетворяемый спрос на литературу стимулировали ученых. Бурному росту числа трудов способствовало соединение таких факторов, как личная инициатива и заинтересованность, разработка научными учреждениями и научными отделами учебных заведений перспективной проблематики, заказы на исследования и финансирование проектов.

Сформировалось несколько направлений изучения казачества.

Первое – социологическое – развивается в рамках правительственных и неправительственных организаций, научных учреждений. Начало этому направлению было положено публикацией в 1992 г. Российской социологической службой «Мониторинг» данных социологических исследований, содержащих сведения о численности казачества, отношении к нему населения, о структуре земледелия, о мировоззренческих установках и политической ориентации населения и казачества, о воинской службе и казачьем самоуправлении. Работа по мониторингу казачьего движения на постоянной основе ведется Министерством регионального развития.

Этнологические исследования по проблемам этногенеза, этническим процессам и этническому составу единичны. Качественный обзор и критика теорий этногенеза содержится в упоминавшемся издании «Казачий Дон. Очерки истории» (А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян). Этнический состав донского казачества и этнические процессы впервые исследованы С.В. Черницыным. В последующие годы он продолжает работать в этом направлении, изучая взаимодействие этнических и конфессиональных групп в составе казачества в XVII–XIX вв. С этой проблематикой связано большинство публикаций автора. Ему также принадлежат статьи по вопросам военной этнографии донских казаков, образования и деятельности казачьих учебных заведений.

На стыке наук – этнолингвистики, фольклористики, этнографии – работает группа сотрудников Ростовского университета, начинавшая свою деятельность под руководством покойного Б.Н. Проценко. Особое внимание уделяется малоизученным сферам духовной жизни, что нашло отражение в обобщающем издании, подготовленном Б.Н. Проценко. Весьма интересен опыт изучения мировоззрения (картины мира, ментальности) казаков через анализ основополагающих понятий словаря казачьей культуры. Последние, по мнению ученого, не обладают той степенью дифференцированности, которая присуща сознанию народа, что позволяет ему сделать вывод о необоснованности тезиса об этническом статусе казаков. Б.Н Проценко участвовал в подготовке научно‑популярных изданий и образовательных программ.

Интересы сотрудницы упомянутой группы Т.Ю. Власкиной связаны с родинно‑крестинной обрядностью, нашими современниками на Дону практически не изучавшейся. В более узком поле этнолингвистики лежат исследования Н.А. Архипенко о мифологических представлениях казаков.

Серьезным шагом в изучении материальной культуры стали труды о традиционном жилище Подонья Е.В. Пьявченко, А.Г. Лазарева и М.А. Рыбловой. Ими осуществлена систематизация, выявлены конструктивные особенности построек, охарактеризована социально‑историческая среда их формирования. По‑разному решается авторами вопрос об исторических прототипах казачьего куреня. В книгах А.Г. Лазарева и М.А. Рыбловой особенно ценна опора на многолетние обследования донских селений.

Некоторые особенности быта одной станицы и обычаев ее жителей содержатся в книге историка В.Н. Королева «Старые Вешки. Повествование о казаках». В главе «Нравы и обычаи» приведены сведения о взаимоотношениях жителей верхнедонских округов и русских территорий, о роли торговли в распространении городской культуры; о церквах и приходах, о новостях и развлечениях, о казачьих праздниках. Мы выделяем эту работу потому, что в отличие от предшественников, считавших Верхний Дон сокровищницей древних исконных традиций казаков, В.Н. Королев показывает его «обрусение» и открытость к веяниям «цивилизации».

Особую группу составляет огромное число научно‑популярных и популярных изданий. Среди них выделяется созданная большим коллективом ученых Дона под эгидой Ростовского университета внушительного объема книга «Донские казаки в прошлом и настоящем». В шестой главе читатель найдет взгляд на культурное и религиозное развитие казаков в прошлом, обобщение сведений о быте, языке, фольклоре. Большое внимание уделено анализу системы образования, конфессиональной характеристике населения. Это издание обладает несомненной ценностью, так как содержит в доступной форме изложенную необходимую информацию обо всех сторонах жизнедеятельности казаков.

В 2000‑е гг., наконец, появляется значительное число обобщающих трудов о казачестве, охватывающих разные направления науки: А.И. Агафонова по историографии донского казачества, А.В. Венкова и В.П. Трута по истории Гражданской войны; Н.А. Мининкова по ранней истории казачества, Н.В. Рыжковой об участии казаков в войнах Российской империи, М.А. Рыбловой о социокультурной модели донских казачьих сообществ, Т.С. Рудиченко об историческом развитии донского песенного фольклора.

Теоретическое обобщение в работах А.А. Озерова, А.П. Скорика и М. А. Кутузова получило и казачье возрождение.

Казачество, как и все российское общество, сегодня существует в новом социально‑историческом контексте, отмеченном противоречивыми явлениями и тенденциями.

С одной стороны, возрождение казачества повлекло за собой рост интереса к традиционной культуре, особенно к той ее части, которая помогает самоидентификации: традиции сходов и кругов с их регламентом, предметной атрибутикой, организационной структурой, церемониалами и всеми составляющими ритуализованного поведения.

С другой – масштабные преобразования, происходившие в связи с изменением государства и переходом к рыночной экономике и вызвавшие резкое снижение уровня жизни, обнищание населения, привели на определенном этапе к стагнации и даже разрушению инфраструктуры культуры. Следствием этого явилась деградация организованных форм (хоры, театры, музеи) в местах традиционного проживания казаков. Постепенное приспособление к новым социально‑экономическим условиям вызвало хотя и неравномерный, экономический рост и повышение благосостояния. Озабоченность проблемами усовершенствования хозяйственных и бытовых условий, технического переоснащения также не способствует духовно‑ценностной ориентации и отвлекает от проблем культуры.

В обществе возобладали технократические тенденции. Опережающее развитие получили информационные технологии, новые средства связи.

Все это подводит к мысли о том, что традиционная культура и уклад жизни казачества объективно становятся областью исторического наследия. Востребованность в дальнейшем исторического и этнокультурного опыта казачества зависит от его успешной адаптации к современной жизни.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь