Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Секреты очарования Клеопатры
Наверное, одна из самых интересных загадок Клеопатры – это собственно «портрет» легендарной царицы. Легенды и романы рисуют ее ослепительной красавицей. Но, по словам современников, она не обладала какой‑то особенной красотой, однако, что более важно, была очень умна, образованна, утонченна, знала девять языков и блестяще владела искусством обольщения. «Наслаждение слышать ее голос, – говорили о ней. – Ее речь подобна многострунной лире, на каком бы языке она ни говорила». Значит ли это, что «знаменитая и легендарная» Клеопатра VII (перед ней было еще шесть правительниц XXXI династии в Древнем Египте, носивших это тронное имя) вовсе не была красавицей? Во всяком случае, похожее впечатление может сложиться, если посмотреть на «достоверную» компьютерную реконструкцию ее внешности и «подлинные» прижизненные изображения последней суверенной правительницы Египта, предъявленные публике не столь давно. Уже заговорили и о новой, также «подлинной», тайне Клеопатры, заключавшейся якобы в том, что при такой, откровенно скажем, не блестящей внешности, ей каким‑то образом удавалось производить неотразимое впечатление на мужчин. Но не будем спешить с выводами. Относительно внешности царицы мнения современных авторов разделились. Часть из них утверждают, что Клеопатра была прекрасна, как троянская Елена, а также «умна, как Аспазия», и «страстна, как Сафо». Однако встречаются мнения, что царица была не просто некрасива, а очень некрасива (некоторые упоминают даже длинный крючковатый нос). Самое любопытное в этом то, что достоверного описания внешности Клеопатры нет. Античные авторы упоминают лишь, что она обладала необычайным обаянием и привлекательностью, умом, талантом истинного дипломата. Поэтому источником информации современных авторов является, по‑видимому, художественная литература или некоторые сохранившиеся на рельефах, монетах и в статуях изображения царицы, которые поражают своим разнообразием и отсутствием сходства между собой. Слова о «достоверности» и «подлинности» новых фактов взяты в кавычки не случайно. Дело в том, что на самом деле они не являются ни «достоверными», ни «подлинными». То есть, с точки зрения антикварной и археологической ценности, найденные статуи, конечно, являются подлинными и действительно изображают Клеопатру и изготовлены не самыми худшими ваятелями античной Александрии. Но все дело в том, что их нельзя считать исторически достоверными, передающими реальный облик царицы. Европейцы привыкли к такому жанру, как «парадный портрет». На нем важный и богатый заказчик всегда выглядит несколько приукрашено – с гордой осанкой, без брюшка, если таковое имеется, с превосходным цветом лица и т. д. А в Древнем Египте со времен фараона‑еретика Эхнатона дело обстояло иначе. Тогда в египетской скульптуре возникла необычная тенденция, которую иногда называют «гиперреализмом». Странный правитель требовал от своих скульпторов не просто изображать себя – «живого бога» – и простых смертных в их подлинном облике, но, более того, всячески подчеркивать особенности внешности «оригинала», даже если эти особенности были совсем уж малопривлекательными. В своем скульптурном воплощении человек посредственной внешности казался просто уродом, а уж как выглядел от природы некрасивый – и подумать страшно. Фараон ушел в вечность, само имя его прокляли и забыли, а вот скульптурный стиль привился, хотя и в несколько смягченном виде. Поэтому парадные статуи древних египтян после Эхнатона и выглядят хуже, чем «первоисточник». Своего рода «парадный портрет наоборот». Еще яснее ситуация с компьютерной реконструкцией. Особенность «электронного портрета» в том, что он, подобно египетскому «солнечному стилю», всегда несколько выпячивает особенности человеческой внешности, тем более особенности, с точки зрения компьютера, нестандартные. Это «врожденный порок» всех электронных антропологических реконструкций. А если принять во внимание, что компьютер положил в основу своих выводов упомянутые статуэтки, становится понятным, почему «электронный портрет» Клеопатры VII выглядит еще более несимпатичным, чем ее скульптурные изображения. Впрочем, кое‑что подмечено верно. Египетская царица была действительно полноватой женщиной очень маленького роста. Но это с нашей точки зрения, для своего времени она была человеком среднего, а может, и чуть выше среднего роста и нормальной комплекции. Нельзя забывать и об акселерации. Средний рост жителей Древнего Египта не превышал 154 см. К этому можно добавить лишь, что худоба (на современном языке – стройность) тоже является следствием акселерации, и наши древние предки были не только низкорослыми, но и более массивными. Но все‑таки, даже с поправкой на странные традиции египетской скульптуры и на акселерацию, во внешности Клеопатры не было ничего из ряда вон выходящего. Откуда же то потрясающее впечатление, которое она производила на мужчин своего времени? Здесь нужно заметить, что слухи об этом потрясающем впечатлении, вполне возможно, преувеличены. Любили ли Клеопатру Цезарь и Антоний, мы со стопроцентной уверенностью не знаем и уже никогда не узнаем. Зато мы можем утверждать: как бы эти два выдающихся государственных деятеля и полководца Древнего Рима ни относились к египтянке, им был необходим союз с ней, в том числе и союз династический (брачный) для реализации собственных политических и военных планов. Об Антонии сказать труднее, но, насколько можно судить из его биографий, он также стремился к этому союзу. Ибо в жизни этого человека власть и слава играли главенствующую роль… Впрочем, все изложенное совсем не исключает того, что Клеопатра была желанна как женщина для большинства мужчин своей эпохи. И сейчас любая представительница слабого пола знает, что можно сделать из самой банальной внешности при помощи удачно подобранной одежды, косметики, прически и парфюмерии. Особенно, если к этому добавить личное обаяние и темперамент. И две тысячи лет тому назад индустрия «женских прелестей» была немногим хуже нынешней (если вообще была хуже), хотя и не столь совершенной технологически. Во всяком случае секреты многих древних красителей и благовоний не раскрыты до сих пор и, возможно, уже не будут разгаданы никогда. Рецепты выкристаллизовывались в буквальном смысле тысячелетиями, «коллективным разумом» жреческой касты и ремесленных корпораций. Вот, к примеру, один из таких «секретов». Смесь в виде слабого раствора ртути и сурьмы в растительном масле очень вредна для здоровья, но будучи втертой в кожу придает ей, во‑первых, характерный «ртутный» блеск, а во‑вторых (что важнее), создает вокруг женского тела неуловимую, но ощущаемую организмом «микроатмосферу», вызывающую у мужчины непреодолимое влечение к противоположному полу. И это только один из десятков подобных «коктейлей», широко распространенных среди «высшего общества» древности и Средневековья (и пробовать который настоятельно не рекомендуется, так как незнание точных пропорций легко приводит к летальному исходу для неудачливой обольстительницы). В любом случае, была ли Клеопатра неотразимой красавицей или нет, 2 августа 30 года до н. э. в ее лице безвозвратно погиб независимый Египет, хотя его культура и просуществовала еще почти шесть веков. Развалины дворца Клеопатры давно ушли на дно моря при изменениях рельефа. Гробница царицы так и не была найдена. Вместе с прибрежной частью Александрии она медленно опустилась на дно Средиземного моря, которое Клеопатра так любила. Где‑то там под его изумрудными волнами она поныне и покоится, легендарная царица, наследница великих фараонов древности и просто верная дочь египетской земли, всеми силами своего сердца боровшаяся за будущее страны на берегах Нила…
Кто такие гиксосы?
Вопрос об идентификации неуловимых и загадочных гиксосов действительно очень интересен. Энциклопедии сходятся во мнениях по этому поводу в одном: «Гиксосы – кочевые племена, „властители пустынных нагорий“, в переносном смысле – властители чужих земель (гиксосы, греческая форма египетского термина „хека‑хасут“), вторгшиеся в Египет около 1700 гг. до н. э.». Но если прочие феномены египетской цивилизации (пирамиды, храмы, фараоны, зооморфные божества, загадочные мумии, иероглифы и другие таинственные вещи), на первый взгляд, не вызывают сомнений в своей явной «актуальности» и «интересности» (ну кто, например, поспорит, что загадка Сфинкса или пирамид – вещь, действительно, интригующая) – то загадка гиксосов может сразу и не впечатлить. Действительно, кочевники себе и кочевники, мало ли их путешествовало по просторам древнего мира. Но сведения о гиксосских племенах сразу приобретут весомость, если уточнить, что гиксосы не просто вторглись в Египет, но и правили им более 100 лет и даже основали целую династию гиксосских царей.
Информация к размышлению
Напомним, что историю Древнего Египта принято делить на три периода, ранний из которых называют Древним царством; к нему относятся первые десять династий правителей, строивших пирамиды. Этот период заканчивается 2500 годом до н. э. Второй период называют Средним царством; к нему относят время правления XI–XVII династий (2500–1587 гг. до н. э.). Это эпоха больших перемен, именно тогда кочевники‑гиксосы мощным потоком вторглись в Египет из Аравийской пустыни. Они завоевали страну и установили свою власть. Гиксосы были изгнаны основателем XVIII династии Яхмосом I в 1587 году до н. э. С этого момента начинается третий период египетской истории, который принято называть Новым царством; он продолжался вплоть до 1100 года до н. э., когда заканчивалось время правления XX династии, и с этих пор Египет утратил независимость. Время правления гиксосов в истории Древнего Египта принято называть Вторым переходным периодом, или Вторым периодом полицентризма. Длился он почти два века, на него пришлось почти 200 фараонов. Север Египта захватили гиксосы, часть их осталась в низовье, часть группировалась вокруг Мемфиса. Кто‑то из фараонов скрывался в Фивах, кто‑то – в Фаюмском оазисе[45]. Это был очередной период полицентризма, и центров тут было гораздо больше, чем в первом периоде. Есть еще одно название – «самый темный период египетской истории». И как мы увидим далее, это отнюдь не преувеличение. Кто только ни правил Египтом в это время: и полководцы, и аристократия, и потомки фараонов, и иноземцы всех мастей. Причем это началось еще перед гиксосами. Идея полицентризма снова овладела египтянами. Кстати, собрали Египет воедино иноземцы, и начали этот процесс пресловутые гиксосы. Им идея моноцентризма была близка, тем более сами они пришли из маленьких, но унитарных государств.
Вопросы без ответов
Так как такую могучую державу, как Древний Египет, могли завоевать племена кочевников? Кем должны были быть эти гиксосы, чтобы Египет пал перед ними? Кто они? Откуда пришли? На каких просторах взращивали свою военную мощь и почему обрушили ее не на более слабых соседей, а именно на Египет? И наконец после всех вышеперечисленных «как» и «почему» возникает еще один, и вполне закономерный вопрос: а действительно ли гиксосы покоряли Египет? Единственное, относительно чего единодушны все востоковеды вообще и египтологи в частности, так это тот факт, что действительно покоряли и даже господствовали над ним. Что же касается всего остального, то сколько специалистов – столько и мнений. Науке точно неизвестно, ни когда это случилось, ни кто такие гиксосы, также неизвестна причина, побудившая это кочевое племя пренебречь чувством самосохранения и, обходя стороной все ближневосточные страны и народы, напасть на могущественный Египет и… без труда овладеть им. Известно, что вторжение гиксосов в Египет совпало с временами, которыми датируются библейские события (если допускать, что эти события имели место в истории, в том или ином виде). Более того, пребывание гиксосов в Египте сошлось с пребыванием там евреев. То есть период гиксосского правления, по сути, и есть то время, которое описывается в тексте Библии, где речь идет о пребывании евреев в Египте – от Иосифа (приход в Египет) до Моисея (Исход). Упоминание в Библии Египта всегда вызывает особый интерес, в первую очередь потому, что древнеегипетская история достаточно хорошо задокументирована, во всяком случае гораздо лучше, чем древнееврейская. Именно поэтому стоит внимательнее присмотреться к ключевым персонажам текста. Но если имена еврейских патриархов Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея известны всем, многие могут вспомнить названия народов амалекитян, ханаанейцев и других, то народ с названием «гиксосы» в каноническом тексте Библии не упоминается. По поводу взаимоотношений исторических свидетельств и текста Библии существует огромное количество мнений, диапазон которых колеблется от категорического неприятия Священного Писания как источника до более менее лояльных, признающих достоверность отдельных фактов. Когда историки подвергают критике сведения, содержащиеся в Библии, – как относящиеся к этому периоду, так и к более ранним или, напротив, более поздним временам, – у неискушенного человека создается впечатление, будто наука об этих временах знает так же достоверно, как и о дне вчерашнем. Но на самом деле ничего подобного: древняя история – это скорее область догадок и гипотез, чем древнее – тем гипотетичнее. Даже в том случае, если имеется памятник древней письменности, то его интерпретация часто является полигоном для гипотетических предположений и просто фантазии. Библейская критика может принять к рассмотрению вопрос о пребывании в Египте Авраама, Иосифа и Иакова с сыновьями и соплеменниками и вынести свой вердикт на предмет исторической достоверности или недостоверности этих библейских фактов. И чаще ответ отрицательный – не было таких, и все. Но при всем этом критики почему‑то ничего не могут сказать о завоевании этой вполне реальной страны целым народом и притом в то же самое время, когда там были или, как утверждают историки, не были патриархи еврейского народа. Оглядываясь на четыре тысячи лет назад и рассматривая Древний Египет, наука говорит, что никто из библейских лиц не попадает в поле ее зрения. Гиксосы, правда, «просматриваются», но из‑за «плохой видимости» не удается рассмотреть, ни кто они, ни откуда пришли: видно только, что именно они овладели Египтом, – и более ничего. Так откуда же историческая наука взяла сведения о воинственных кочевниках‑гиксосах? Из каких источников? И почему связывает их с евреями в Египте соответствующей эпохи? А может быть, под именем гиксосов скрывается какой‑нибудь совершенно другой народ?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы