Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гиксосы – амалекитяне? Гипотезы Иммануила Великовского



 

Как уже упоминалось, радикальную реконструкцию хронологии и истории Древнего Египта предложил американский ученый Иммануил Великовский. Согласно его теории, события египетской истории неверно датируются историками, которые невольно принимают на веру фальсификации или ошибки Манефона и других древних авторов. Если египетскую историю сократить на шесть, а в некоторых случаях на восемь веков, то она будет хорошо синхронизироваться не только с библейской историей, но и с другими письменными памятниками и памятниками материальной культуры древности.

Естественно, вокруг грандиозной по замаху теории Великовского до сих пор кипят страсти. Одни с восторгом отзываются о гениальном энциклопедисте и революционере, бросившем вызов окостеневшему научному истеблишменту, другие же с горечью говорят о зловещей роли этого человека в разжигании ненависти невежественных мракобесов к науке и разуму. Ученые избегают говорить о некоторых поразительных совпадениях предсказаний Великовского с открытиями, совершенными десятки лет спустя. Споры не затихают и сегодня, через много лет после его смерти.

В качестве исходной точки для своей хронологической реконструкции Великовский принял известный Папирус Ипувера, который с 1828 года хранится в Лейденском музее.

Он был найден в некрополе Саккара, около Мемфиса. Начало и конец текста разрушены, в середине также имеются значительные лакуны. Судя по письму и орфографии, его можно отнести к концу эпохи Нового царства (около 1300 г. до н. э.). Язык же текста указывает на время гораздо более раннее: 2000–1700 годы до н. э. Из этого обстоятельства можно сделать вывод, что писец, живший около 1300 года до н. э., скопировал значительно более древний текст. Папирус с сочинением Ипувера неоднократно обсуждался историками и признан ими то ли сборником притч, то ли туманным пророчеством, то ли отрывочной хроникой каких‑то действительных происшествий. В этом памятнике рассказывается о тяжелом потрясении, которое испытала египетская империя накануне ее завоевания азиатами из некоего племени «аму». Сравнив текст этого папируса с «Десятью казнями египетскими», о которых рассказывается в книге Исход, Великовский обнаружил во многом удивительное сходство. Если в папирусе речь идет о периоде, когда Египетское царство претерпело основательное потрясение, то этот период, должно быть, соответствует в библейской истории периоду Исхода Израиля.

Другие специалисты датируют этот папирус по‑разному: одни считают, что он повествует о событиях, относящихся ко времени конца Древнего царства, другие относят его к концу Среднего царства. В советской историографии было принято датировать папирус Ипувера XVIII веком до н. э., временем, предшествовавшим предполагаемому нашествию гиксосов. Однако в западной традиции превалирует мнение, что речь идет о конце Древнего царства.

Первая казнь, как мы знаем из книги Исход, это превращение в кровь вод Нила. Ипувер же рассказывает следующее:

 

«Беда по всей земле. Кровь везде…

Река – кровь. Люди корчатся пробуя… Люди жаждут воды…

Это – вода наша! Это наше счастье! О, что нам делать!..»

 

Многие другие моменты в папирусе Ипувера также весьма сходны с библейским рассказом о Десяти казнях египетских.

Отметим, что Папирус Ипувера – не единственный памятник, рассказывающий о тяжких бедствиях, приведших к катастрофическому распаду Египта. В папирусе, хранящемся в Эрмитаже (так называемый «Эрмитажский папирус», или «Поучение Неферреху»), мудрец по имени Неферреху говорит о внезапной тьме, когда «померкло солнце», когда весь Египет «в перевороте». «Поучение Неферреху» дошло до нас в нескольких списках. Это свидетельствует о том, что содержание его было хорошо известно в Древнем Египте.

О девятидневной тьме, после которой армия фараона отправилась преследовать врагов, но потонула в морском водовороте, рассказывает надпись на гробнице из Эль‑Ариша. В 60‑х годах прошлого столетия в окрестностях города Эль‑Ариш в северной части Синайского полуострова была обнаружена гробница из черного гранита, исписанная иероглифами. Надписи были сильно испорчены, но вот что ученым удалось расшифровать: «Египетскую землю постигло большое бедствие… Никто не покидал дворец в течение девяти [или, по другому чтению, восьми] дней, ибо была такая буря, что ни люди, ни боги не могли видеть лиц стоявших рядом. Его величество [фараон] Том собрал свои полки и приказал следовать за ним, дабы увидеть [небесного] отца Ра‑Хорахти в области света Бахит… Вот, Его величество находит… [слова пропущены] в этом месте, называемом Пи‑Хароти… Когда Его величество воевал против злодеев в этом Месте Водоворота, злодеи не победили Его величества. Его величество прыгнул в так называемое Место Водоворота…» Далее надписи рассказывают о наступлении вражеских полчищ «аму». Наследник престола Геб пытается договориться с «аму», чтобы они покинули страну, но ему это не удается. Наследник престола не вернулся в Он (Гелиополь), а отступил.

Британский профессор истории Древнего Востока А. Ш. Яхуда обратил внимание на сходство событий, о которых рассказывает надпись на гробнице из Эль‑Ариша, с библейским повествованием. В книге Исход (10:22–23) сказано: «И была густая тьма [мгла?] во всей земле Египетской – три дня. Они не видели друг друга, и никто не вставал со своего места три дня». Яхуда писал: «В „Мифе о богах‑царях“, который так же древен, как и сам Египет, сказано, что мир наполнился тьмой, и в тексте написано буквально, что „никто из людей и богов не мог видеть лиц друг друга в течение восьми дней“. Древнееврейский автор был более реалистичным и сократил восемь дней до трех». Согласно толкованию мидрашей к этому стиху, казнь «тьмой» продолжалась шесть дней, а не три. Три дня – «тьма кромешная», и еще три дня – мгла, во время которой «никто не мог встать со своего места» (Исход, 10:22–23).

Примечательная деталь в надписях на гробнице из Эль‑Ариша – упоминание места под названием Пи‑Хароти. Это название упоминается в книге Исход (14:9): «И погнались за ними египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря, при Пи‑га‑Хироте». Пи‑га‑Хирот (с определенным артиклем «га») – это египетское Пи‑Хароти.

Великовский принял точку зрения тех египтологов, которые относят Ипувера к концу Среднего царства или началу правления гиксосов. Исход Израиля совпал по времени с катастрофическими событиями – «десятью казнями египетскими». Затем Египет был завоеван племенем гиксосов, которые правили им несколько веков. На протяжении всего этого периода Египет не был больше мировой державой и даже не обладал собственной независимостью. Вот почему после Исхода Израиля из Египта в течение всего периода их странствования в Синайской пустыне во времена Моисея и вплоть до царя Соломона Египет не упоминается в Священном Писании в качестве реальной политической силы. Израиль вел войны с филистимлянами, амалекитянами, ханаанейскими царями, но ни разу – с египетской армией, которая, согласно стандартной хронологии, должна была в этот период контролировать Ханаан. Согласно же реконструкции Великовского, именно в этот период египетской армии вообще не существовало.

Также американский ученый считает, что гиксосы не только не были раньше евреев в Египте и не только, собственно, не были евреями, но завоевали Египет лишь после того, как Израиль покинул Египет! Гиксосов Великовский отождествил с кочевым племенем библейских амалекитян, которые, как мы знаем из Писания, были заклятыми врагами Израиля. В пользу своего тезиса об отождествлении гиксосов с арабским племенем амалекитян Великовский приводит следующие аргументы.

Египтяне называли гиксосов «аму». В Писании – «амалек», по‑арабски – «амалик». Великовский, пытаясь найти в Библии намек на гиксосов, принял сомнительную этимологию Манефона, который трактует слово «гиксосы» как «цари‑пастухи». В Псалмах (78:49) сказано: «мишлахат мальахе ра'им», «[Наслал на египтян…] посольство злых ангелов». Великовский решил читать эту фразу, как «мишлахат малхе ро'им», «посольство царей‑пастухов». Однако эта манипуляция с текстом Псалмов для оправдания Манефона совершенно неоправданна. Согласно более надежному источнику, известному под названием «Туринский папирус», «гиксосы» – это «иноземные правители», «цари других народов». Но если так, то не является ли слово «гиксосы» переводом семитского имени «Амалек» (ам – «народ», малк, малик – «царь»)?

Египетские памятники ничего не знают об Амалеке, который так часто упоминается в этот период в Писании. В равной степени ничего не известно о гиксосах из других источников, кроме египетских. По сведениям некоторых средневековых арабских писателей Амалек одно время властвовал над Египтом. Были даже династии фараонов из амалекитян.

В классической историографии амалекитяне – это небольшое кочевое племя бедуинов, известное исключительно по библейским источникам и арабским преданиям. В реконструкции же Великовского гиксосы‑амалекитяне контролировали огромную империю и именно они, а не Египет, были главными врагами Израиля в эпоху после Исхода. Амалек был первым, кто в Синайской пустыне напал на Израиль после его Исхода из Египта. Иегошуа Бен‑Нун «ослабил Амалека и его народ» (Исход, 17:13), но не разбил его. Если, однако, Египетская империя только что была расшатана в результате катастрофы «десяти казней» и гибели лучшей части ее армии в Красном море, то следует ли удивляться, что амалекитяне‑гиксосы сумели собрать силы и «захватить страну без всякого сопротивления и войны со стороны египтян» (Манефон).

Гиксосы были семитами, и их имена очень напоминали семитские. Амалекитяне также были семитами, по Библии – потомками Эсава, брата Иакова. Многие из имен потомков Эсава в книге Бытие (гл. 36) ничем не отличаются от имен сынов Израиля: Шауль, Корах, Иегудит и др.

Изгнание гиксосов из Египта, как известно, явилось началом царствования XVIII династии фараонов. Великовский считает, что война царя Саула против Амалека стимулировала освободительную войну египтян против гиксосов. В 1‑й книге пророка Самуила (гл. 15) рассказывается о том, как «Саул дошел до города Амалека… и поразил… Амалека от Хавилы до окрестностей Шура, что перед Египтом». Столица гиксосов Аварис – это и есть «город Амалека», упоминаемый в 1‑й книге Самуила. Тем самым снимается и вопрос, который ставят археологи: откуда у амалекитян, кочевого племени, город? Завладев Египтом, амалекитяне приобщились к укладу этого государства.

Во время правления XVIII династии Египет достиг небывалого расцвета. Согласно Великовскому, почти одновременно, даже немного раньше, начинается Эпоха царей в Израиле. Во времена царей Давида и Соломона, после долгого молчания, Египет снова назван в Библии: царь Соломон вступает в деловые отношения с Египтом, а дочь фараона, приняв иудаизм, становится его женой. Царица Савская, услыхав о славе царя Соломона, пришла из далекой страны увидеть его. После смерти Соломона фараон Шишак совершает военный поход на Эрец‑Исраэль и грабит Иерусалимский храм.

Классическая историография не дает четкого ответа на вопрос, откуда именно пришла царица Савская. Историки, рассматривающие все в рамках стандартной хронологии Египта, затрудняются дать четкий ответ на вопрос о личности фараона, который отдал свою дочь в жены Соломону, или того, который совершил нападение на Иерусалим после смерти Соломона.

Великовский отказался от стандартной хронологии Египта и передвинул события на шесть веков вперед, при этом стало возможным проведение аналогий между древней еврейской историей и соседней, египетской. Это относится к периоду конца XVIII династии. Одним из последних фараонов XVIII династии был Аменхотеп IV, он же Эхнатон. Он, как мы уже знаем, был основателем новой религии, признававшей только одного бога – Атона, который изображался в виде солнечного диска. Многие египтологи считали Эхнатона чуть ли не предвестником библейского монотеизма. «Атонизм», однако, просуществовал в Египте всего лишь два десятка лет. Позднее всякое упоминание о фараоне‑еретике было уничтожено в египетских памятниках. Ученые нашли удивительное сходство в стиле и выражениях между гимнами Атону и библейскими псалмами. Но как могли «авторы» Псалмов копировать гимны Атону, которые в Египте были полностью забыты еще несколькими столетиями ранее? Согласно же хронологической реконструкции Великовского, Эхнатон – современник иудейского царя Иосафата, правившего спустя несколько поколений после Давида – создателя псалмов.

«Монотеизм» Эхнатона был, скорее, несостоявшейся копией иудейского монотеизма, чем его предвестником. Между тем «Атон» очень напоминает древнееврейское Адон («господин», «Господь»). Этим словом в Священном Писании обозначается Единый Бог (Адонай).

И еще один факт. Весной 1971 года в лаборатории Британского музея в Лондоне были произведены радиоуглеродные анализы с целью датировки гробницы фараона Тутанхамона, сына Эхнатона. Анализы в определенной степени подтвердили тезис Иммануила Великовского о необходимости пересмотра стандартной хронологии, дав расхождение между углеродной датой и подсчетами Великовского всего лишь в 6 лет. В реконструкции Великовского находят свое новое место и другие фараоны: Рамсес II – это библейский фараон Нехо, современник и противник Навуходоносора, а фараон Мернепта, или, точнее, «Мернепта‑Хофра‑маэ» – это библейский фараон Хофра, или по‑гречески Априй. Шаг за шагом Великовский показывает, как горькие пророчества Иеремии «сбываются» в текстах египетских памятников эпохи Рамсеса II и Мернепты.

И все же в заключение мы должны отметить – в реконструкциях Иммануила Великовского, несмотря на их кажущуюся стройность, есть множество «исторических изъянов» и нестыковок. Так что брать их безоговорочно на веру, конечно же, нельзя.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь