Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура народов Древней Месопотамии



На основе археологических находок можно судить, что древние цивилизации Двуречья представляли собой высокоразвитое общество с городской архитектурой, пиктографическими документами, обширными торговыми связями и религией. Древнейшая история Шумера отражена в легендах и эпосе. Важнейшим культурным открытием Шумеров было изобретение клинописной системы письма. Клинопись развилась из пиктографии.

Религия. Очень многие письменные тексты имеют религиозное содержание. Религиозные представления были одним из важнейших факторов в развитии мышления населения Двуречья. В них нашли отражение те явления природы, сущность и действие которых люди не могли себе объяснить. Кроме того, в повседневной жизни человека был тесно связан с явлениями природы. Ему приходилось иметь дело с ее животворящими силами, рождением, смертью всего живого, с явлениями природы, имеющими благотворные и губительные последствия.

Уже с 5 тыс. до н.э. появляется культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-мать. Ей был подчинен бог-мужчина. Сохранились их многочисленные глиняные статуэтки.

Для религии Двуречья был свойственен большой консерватизм. Содержание молитв и культовый инвентарь очень мало изменились за 3 тысячи лет. Переход к земледелию и оседлости способствовал формированию пантеона богов. В 3 тысячелетии до н.э. у шумеров были сотни богов. Главное место в пантеоне играла триада: Ан – бог неба, Энлиль – бог земли, Энки – бог воды. 4-е место занимала Нинхурсаг – мать всего живого. Выделялись также 2 большие группы богов: земные Аннунаки и небесные Игиги. С ходом времени функции отдельных богов расширялись.

С возвышением Вавилона на первые роли выходит бог Мардук. В Ассирии царем всех богов стал Ашшур. В Нововавилонском црстве возвышается Адад, бог погоды. Типично сельскохозяйственный характер носил культ бога растительности – умирающего и воскресающего Думузи. Это божество имело популярность во всей Передней Азии. Было несколько богов подземного мира.

Мифы и эпос. Из всех месопотамских мифов наибольшего внимания заслуживает миф о сотворении мира и людей как шумерский, так и аккадский варианты. Его называют “Энума Элели”. По этому мифу мы можем судить о космологических представлениях шумеров и аккадцев, которые оказали влияние на античность.

Значительные фрагменты шумерской мифологии сохранились в библейском тексте. В отрывках дошло до нас шумерское сказание о братьях-полубогах Эмеше и Энтене, сотворенных богом Энлилем, а в отрывках угадывается библейское сказание о Каине и Авеле. Сохранились также несколько месопотамских повествований о всемирном потопе и рассказ о первом рае.

Из эпических произведений наиболее известна поэма о Гильгамеше, полулегендарном герое и правителе г. Урука. В эпосе отражены многие реалии политической истории Шумера. Существовали и другие литературные жанры: гимны, молитвы, плачи, любовная лирика, дидактические и философские произведения, басни, пословицы, поговорки, сочинения с политической тенденцией.

Архитектура и изобразительное искусство. Близко к литературе стоит такой редкий вид изобразительного искусства, как резьба на цилиндрических печатях. На них обычно вырезались иллюстрации к наиболее популярным мифам и литературным произведениям. Наука о резьбе на печатях называется глиптика.

Древнейшими скульптурами являются глиняные культовые статуэтки плодородия и культовые маски. С началом возведения храмов с 4 тыс. до н.э. в их интерьеры непременно помещают скульптуры богов со зримыми пережитками тотемизма, а иногда с фантастической внешностью.

Для изготовления скульптур в Двуречье привозили из других стран мрамор, гранит, базальт, алебастр, драгоценные и поделочные камни, а также слоновую кость и перламутр. Изображения: крылатые колоссы быков или львов с человеческими головами, крупные рельефы, которыми были облицованы стены дворцов. Обычно изображались сцены из семейной жизни правителей, батальные сцены и мифологические сюжеты.

Храмовое зодчество. Храмы того времени были огромными и величественными зданиями без окон, правильной прямоугольной формы, со стенами, расчлененными нишами. Все сооружения воздвигались во избежание затопления на насыпных платформах. С конца III тыс. до н.э. храмы (зиккураты) приобретают вид ступенчатых башен.

Жители Месопотамии умели строить благоустроенные и красивые города. Их широкие улицы перекрещивались под прямыми углами и были усажены пальмами и другими растениями. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. К городским гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Образование и наука. Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школа называлась “дом табличек”, директора именовались “отцом дома табличек”, а ученики – “сыновья дома табличек”. Кроме обычных школ были и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучались такие предметы как богослужение, астрономия, природоведение, физика, химия, медицина. Школы и училища имели при себе библиотеки “глиняных книг”. Знания в области математики, геометрии, астрономии, появление календаря, познания в области медицины.

Верования Древней Месопотамии оказали влияние на такие религии как христианство, иудаизм, ислам.

Хеттское царство

Первым населением Малой Азии были хатты. Их язык родственен современным адыго-абхазским языкам. Индоевропейские племена застали их в последней трети III тыс до н.э. Они восприняли у хаттов название их страны “Хатти” и переняли у хаттов множество элементов материальной и духовной культуры. Особенно сильно хаттское влияние (в религии, государственном культе, придворном обиходе и других сферах жизни) в эпоху Древнехеттского царства (18-16вв. до н.э.). Начало Хеттской государственности восходит к царской династии из города-государства Куссара. Царь этого города Питхана завоевывает Месу и делает в нем царем своего сына – Анитту. Он подчиняет себе города-государства Бурусханду и Хаттуас. К моменту образования Хеттского царства царская династия из Куссара сохранила свое преобладание. Первые цари короновались в Куссаре.

Связи малоазийцев с представителями более высокой культуры (аккадцы, ассирийцы) ускорили продвижение древних анатолийцев к цивилизации.

История хеттов делится на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Среднее царство обычно называют “темным периодом” в истории хеттов, из-за отсутствия письменных источников. Но известно, что в “темный период” в жизни государства появилось хурритское политическое и культурное влияние.

Основатель царства Лабарна начал свои завоевательные походы, создав государство от Черного до Средиземного морей. Мурсилис I покорил Вавилон, тем самым положив конец I Вавилонской династии (переемники Хаммурапи).

В начальный период хеттской государственности власть царей ограничивало народное собрание и совет знати. Впоследствии, после успешной завоевательной политики наблюдается усиление реальной власти царей. Хеттское царство вело почти непрерывные войны. Они приводили к постоянному притоку в страну военнопленных и угнанного мирного населения. По сравнению с другими странами Передней Азии у хеттов был более высокий уровень использования рабского труда в хозяйстве.

В последующее время Древнехеттское царство на всех границах подвергалось ожесточенным нападениям хурритов. Они нарушили внешние границы и внутренний порядок в стране. Начались смуты в придворной среде с кровавыми исходами. Стабилизация произошла при 8 царе династии Темпинусе: путем упорядочения законного наследования трона был введен порядок в придворной среде.

В “смутном” среднем царстве усилилось хуриттское влияние. Цари имели два имени: одно из них тронное хеттское, второе – собственно хурритское.

Новохеттское царство (около 1400-1200гг. до н.э.) начинается с успешных завоеваний первых малоизвестных царей. А после них очередной узурпатор Суппилулиумас I создает новую мощную Хеттскую державу. К этому времени постоянным сильным противником хеттов становится воинственные племена касков с северо-востока. Хетты установили свое влияние в Северной Сирии и началось хеттско-египетское противостояние. В 1296г. был заключен мирный договор между Рамсесом II и Хаттусилисом III, объединившихся против растущей мощи Ассирии. Самым сильным и опасным врагом на западе были греки-ахейцы.

В конце XII в. до н.э. с Балкан и островов Средиземноморья на страны Передней Азии хлынули полчиа “народов моря”. После разрушения ими хеттской столицы Хаттуаса последний царь Суппилулиумас II был вынужден бежать на остров Кипр. Так перестало существовать Хеттское царство. В итоге эгейского переселения народов этнический состав Малой Азии значительно изменился. Остатки хеттского населения отступили на юго-восток, в Северную Сирию, где образовали небольшие государства. Часть населения отступила на северо-восток в области Закавказья.

Социально-экономический строй. Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкое распространение получило животноводство. Развито ремесло.

Главное общественное богатство – земля – принадлежала государству, либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило уорнями в доклассовую эпоху. Значительную долю государственной земли составляли крупные царские хозяйства. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были обязательная служба царю, уплата натурального налога и трудовых повинностей. В общинном же секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальных характер, а их старейшины наделялись судебной и административной властью. В частно-общинном и в государственном секторах широко применялся труд рабов, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. Все население страны делилось на 2 группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую группу – сословие “свободных” – входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма (чины общин коренных хеттских городов). Вторая группа – “несвободные” – включала всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация (непосредственные производители, сидящие как на государственной, так и на общинной земле или занятые в ремесле). Но в то же время к этой группе относилось и множество должностных лиц, для которых сахханом являлось непосредственно служба царю или храму.

Положение “несвободных” непосредственных производителей вне общины было разнообразным: среди них находились и рабы, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, а также крепостные землевладельцы, богатые и имеющие по нескольку рабов. Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью и некоторыми чертами конфедеративности. Существовала система удельных царств, связанных с центральной властью вассально-союзными договорами. Верховную власть представлял “великий царь”. Важную и самостоятельную роль играла царица, приобретавшая полноту своего статуса лишь после смерти матери своего супруга. Государственности приписывалось сакральное и космическое происхождение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь