Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вавилония в конце 2 – первой половине 1 тыс. до н.э.
После господства касситов Вавилония вступила в длительную полосу упадка. Вторжения Элама и Ассирии, нашествие арамеев на рубеже II-I тыс. до н.э. сильно ослабили могущество Вавилона, который еще оставался важнейшим торгово-ремесленным центром и источником культурного влияния. Вторжение арамеев сыграло существенную роль в изменении этнической характеристики Вавилона. Значительную часть его населения стали составлять говорившие на арамейском языке халдеи (группа арамейских племен). После падения Ассирии именно халдейский Вавилон вновь вышел на передний план, претендуя вместе с Мидией и Египтом на раздел ассирийского наследства. Правитель Вавилона Навуходоносор II (халдейская династия) подчинял себе Сирию и Палестину. Он разгромил иудеев и увел несколько тысяч евреев в вавилонский плен. Вавилония при этом правителе стала наиболее могущественным государством, а ее столица была превращена в неприступную крепость. Там были собраны люди из разных стран (вавилонское столпотворение). После смерти Навуходоносора среди его преемников началась жестокая борьба за власть, в результате которой правителем стал Набонид. Он выступил с рядом социально-религиозных реформ, суть которых сводилась к ослаблению вавилонского жречества вместе с культами старых богов, начиная с Мардука, и выдвижению на передний план арамейского божества Луны – Сина. Развернувшаяся в связи с этими реформами внутриполитическая борьба сильно ослабила Вавилон и сделала его сравнительно легкой добычей персов, когда в 539г. до н.э. победоносный царь Кир II подошел к стенам Вавилона. Кир сохранил статус Вавилона, его права и привилегии. Иноплеменное население (иудеи) было освобождено и получило возможность вернуться на родину. Вавилонские боги и культы были восстановлены. Социальная структура Нововавилонского царства была весьма сложной, что было вызвано высоким уровнем развития товарных отношений и частно-предпринимательской деятельности. Юридически вавилонское общество делилось на полноправных вавилонян, неполноправных (прежде всего иноплеменников), живших наподобие пленных иудеев – на правах поселенцев и преимущественно находившихся на службе в качестве чиновников и воинов; зависимых земледельцев, обрабатывавших земли царско-храмовых хозяйств на правах потомственных арендаторов (т.е. лишенных собственных участков или прав на общинный надел) и рабов, многие из которых, однако, имели не только права, но и подчас собственное имущество, определенные привилегии, а то и собственных рабов (оставаясь при этом рабами хозяина, получавшего от них немалый оброк – пекулий). Что касается долгового рабства, то оно после реформ Хаммурапи в Вавилонии пошло на убыль. Практика самопродажи и самозаклада почти исчезла (сохранилась только изредка в экстремальных ситуациях, случаи продажи детей). На смену долговому рабству пришла практика наемного труда. Неимущие различного правового и социального статуса объединялись в трудовые отряды, диктовавшие и добивавшиеся хорошей оплаты труда. Возможно эта практика была вызвана к жизни тенденцией к монополизации – в частных руках больших финансово-экономических возможностей (в Вавилоне были крупные торгово-ростовщические дома, которые вели широкую транзитную торговлю, осуществляли крупномасштабные банковские операции, финансировали коммерческие предприятия). Все эти процессы протекали в рамках традиционной восточной структуры. Храмовые и царские хозяйства были важным элементом хозяйственной деятельности, равно как трудовой повинности, но надо заметить, что в условиях развития частнособственнических отношений, которые были свойственны нововавилонскому царству, власть- собственность несколько трансформировалась: храмовые хозяйства подчас выступали на рынке в качестве совокупного собственника, имевшего юридическое лицо, но конкретно эта тенденция остановилась в 6в. до н.э. во время персидского завоевания. С включением Вавилона в империю Ахеменидов экономическое значение и финансовая мощь вавилонских богатых домов стали ослабевать, хотя и не сразу. Правление царя Хаммурапи (конец II тыс. до н.э.). Он основал 6 династию, наиболее выдающийся правитель с истории Древнего Востока. Успел добиться грандиозных результатов в области внешней и внутренней политики. Он искусно использовал как дипломатические, так и силовые приемы, умел беспощадно расправляться с непокорными городами-государствами. Сначала Хаммурапи завоевал Иссин и Урук, а также восточные местности по нижнему течению реки Тигр. После победы над своим сильным противником Римсином, эламским правителем в Ларсе, он провозгласил себя “царем Аккада и Шумера”. Утвердив свое влияние в Ашшуре и Ниневии, Хаммурапи напал на своего союзника Зимрилима, правителя города-государства Мари. Сломив сопротивление Эшнунны, он обеспечил безопасность границ на востоке. Так Хаммурапи удалось создать сильную державу, простиравшуюся от Персидского залива до Сирии. Хаммурапи заботился о процветании страны и ее столицы Вавилона. При нем велось грандиозное строительство, сооружались каналы, дороги. Он привел в порядок управление страной, которой дал свод законов. Законы распадаются на 3 части – введение, заключение и основная часть из 282 параграфов. Первые 5 параграфов кодекса относятся к процессуальным предписаниям. Последующая часть регулирует имущественные отношения. Почти ¼ часть сборника посвящена семейным наследственным отношениям. В заключительной части сборника многие параграфы посвящены уголовным преступлениям, приводятся тарифы оплаты труда, несколько параграфов посвящены положению рабов, в законах отсутствуют такие обобщающие юридические термины как кража, договор купли-продажи, завещание, собственность. Социальная структура. Преобладающую часть полноправных граждан составляли свободные люди, которые занимались сельским хозяйством, ремеслом или торговлей и именовались “авилум”, т.е. человек. Они могли в большей или меньшей мере использовать рабский труд. К верхушке социального строя относились царь со своим двором и высшими должностными лицами. Первый “авилум” в стране – сам Хаммурапи, который стоит во главе централизованной державы. Он верховный правитель, судья, законодатель и военачальник. Он подчинил своему влиянию храмовое хозяйство, царскому двору принадлежали обширные латифундии. Правитель или управлял сам ими, или поручал это дело высшим бюрократам. По наделам они раздавались воинам, ремесленникам за выполнение различных повинностей. Некоторые земельные участки правитель предоставлял земледельцам для обработки за часть урожая. Это давало царю большие доходы. Царские чиновники появлялись и на общинных землях для определения размеров налога. Среди авилумов стало отчетливо проявляться неравенство, ставшее следствием их различного положения в сельском хозяйстве, ремесле и торговле. Это неравенство нашло отражение в законодательстве. Законы Хаммурапи защищают авилумов и регламентируют отношения между ними. Начиная с древнешумерского времени, в месопотамских текстах встречается одна социальная категория, упоминаемая в законах Хаммурапи. Ее нельзя отнести ни к авилумам, ни к рабам. Это “мушкенумы” – от слова “склоняться, преклоняться”. Это зависимое лицо, преклоняющееся перед лицом, занимающим более высокое социальное положение. В источниках мушкенумы приводятся после авилумов, но перед рабами. Не владея собственными средствами производства, т.е. землей, мушкенумы обрабатывали землю, полученную на определенных условиях от дворца или храма. Они обязаны были возделывать этот надел и отдавать ее собственнику часть урожая. Они не имели права покидать эту землю в мирное время, а в военное – выступать в походах царя. Полученная недвижимость могла быть со всеми обязанностями передана по наследству. Очевидно, что мушкенумы – люди, стоящие вне общины, что и объясняет их неполноправное положение в различные периоды древней истории. В нововавилонское время их называли “шушане”. Наряду с мушкенумами были ее люди, которые на определенных условиях получали в надел царскую землю. Это были воины и “платящие налог”. Пользователям этой земли запрещалось продавать ее, отдавать за долговую расписку, завещать. Но эти лица могли иметь и собственную землю, которой распоряжались по своему усмотрению. Вавилон под властью касситов. С севера в Вавилонию хлынули горные племена касситов. Время господства касситов в Вавилонии ранее называли “вавилонским упадком”. Однако по новым источникам это не совсем соответствует истине. Касситы восприняли вавилонское письмо, язык, религию. Хорошие отношения касситы установили с Ассирией. Но в 14в. до н.э. Ассирия нападает на Вавилонию и захватывает часть ее территории. Ассирийцы дошли до самого Вавилона, разорили его. После прекращения существования Хеттской державы касситская Вавилония медленно восстанавливается. В течение последнего десятилетия – усиливается. Подъем продолжался до 12в. до н.э., затем с востока на страну напали эламиты, а в 1155г. до н.э. они нанесли вавилонянам сокрушительное поражение. Но власть все же оказалась не в руках касситов, а местной династии из Иссина, которая освободила страну от последних остатков касситского господства. Вскоре Вавилонию поглотила Ассирия. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы