Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великое Египетское государство в эпоху нового царства (16-12вв. до н.э.)



Борьбу с гиксосами возглавили правители прежней столицы Египта – Фивы. Здесь, на удаленном юге, власть гиксосских царей была слабой, и фиванские правители сочли возможным провозгласить себя фараонами и основали 17 династию, которая правила одновременно с гиксосскими царями. Фараон Камесу возглавил борьбу с захватчиками, а продолжена она была его братом Яхмосом. Гиксосское государство развалилось под уларами египетских войск, и гиксосы были изгнаны из страны. Наступи новый период древнейшей истории – период Нового царства. Период Нового царства продолжался около 500 лет (1580-1085гг. до н.э.) и охватывал правление трех самых могущественных династий – 18-й, 19-й и 20-й.

Изгнание гиксосов вызвало новый подъем военно-политической активности новой 18-й династии, основателем которой стал Яхмос I. Главные направления внешней политики – восточное побережье Средиземноморья, и южное – Нубия.

Была реорганизована египетская армия. Были введены отряды колесничих, возросла роль коневодства, бело перевооружено пешее войско. Для перевозки воинов и грузов был создан военно-морской флот. Египтяне усовершенствовали фортификационное искусство. Кроме собственно египтян, в армию стали набирать наемников таким образом, реформированная египетская армия по своему вооружению была одной из лучших организаций того времени.

Особенно впечатляющими были завоевания египтян на восточном Средиземноморье. Главные соперники Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не лучшие времена и не могли активно вмешиваться в дела Сирии и Палестины. Опасным лишь для Египта оставалось государство Митанни, усиливавшее свое могущество. Митанни поддерживало коалицию мелких сиро-палестинских княжеств в борьбе против Египта. Активность возрастает при фараоне Тутмосе III, талантливом полководце и государственном деятеле. Государство Митанни было вынуждено отозвать свои войска за Евфрат и уступить египтянам территорию Сирии, Финикии и Палестины. На юге Тутмосом III были покорены местные племена вплоть до 4-го нильского порога.

Экономика. После каждого успешного похода египтяне пригоняли по нескольку тысяч человек. Множество этих пленников было переправлено в долину Нила и пополнило ряды основных производителей, работающих на полях, в ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве, ухаживающих за скотом. Большая часть пленников вливалась в царские и храмовые хозяйства, поместья вельмож, но известная часть распределялась между средним командным составом и даже рядовыми воинами, владевшими небольшими участками.

В отличие от прежних времен, когда египтяне довольствовались единовременно захваченной добычей, теперь была организована систематическая эксплуатация завоеванных стран путем взимания ежегодной дани.

Таким образом, приток дополнительной рабочей силы, разнообразного сырья (особенно металлов), различных ценностей стимулировали развитие египетской экономики. Подъему египетской экономики способствовало также совершенствование технической базы и технологии производства. Широкое распространение получила бронза. Развивается металлургия, производство стекла. Совершенствуется сельскохозяйственная техника (плуг с отвесными рукоятками и отверстиями для рук пахаря), ирригационная система. Появляются новые отрасли животноводства (овцы, мулы, лошади) и растениеводства (чечевица, смолистые деревья).

Располагая огромными трудовыми и материальными ресурсами фараоны проводили политику, способствующую оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства (ремонт старых каналов и строительство новых, работы в заболоченной дельте Нила).

Таким образом, в эпоху Нового царства египетская страна располагала солидными запасами материальных ресурсов, солидным экономическим потенциалом, который и позволял фараонам содержать огромную армию для проведения завоевательной политики, а также развернуть грандиозную строительную деятельность, возводить величественные храмы, крепости, дворцы, города и т.д. Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Социальные отношения. Как и раньше египетское общество делилось на три основных класса: господствующий – собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей – земледельцев и ремесленников, добывающих пропитание трудом собственных рук и членов своих семей; класс подневольных и рабов, не имеющих собственных средств, трудившихся на полях, которые им не принадлежали. Однако в этих классах произошли некоторые изменения. Важным изменением в социальной структуре стало распространение, укрепление рабовладельческих отношений. Большая часть рабов, пригоняемых из военных походов, сосредотачивалась в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии, но изменением было появление слоя мелких рабовладельцев, имевших 1-3 рабов. Рабов могли приобретать также и зажиточные землевладельцы и ремесленники. Изменения в сфере господствующего класса – появляется прослойка мелких и средних владельцев, людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетской администрации. Эти люди, обязанные своим положением благодеяниям фараонов и стали их поддержкой и опорой. Также внутри господствующего класса выделяется еще две социальные группы: служилая аристократия и командный состав армии, группирующийся вокруг фараона, наследственная номовая знать и жреческая верхушка во главе с фиванскими жрецами бога Амона. Так, между номовой знатью и фиванским жречеством возникает противоречие по отношению к служилой знати. Пока завоевания были удачными, положение основных производителей было достаточно прочным, но как только ослабла военная мощь Египта, их благосостояние ухудшилось, налоги и поборы увеличились, эксплуатация возросла.

Малозаметные на фоне политического и экономического могущества внутренние скрытые противоречия проявлялись в виде стихийных выступлений отдельных категорий населения (например ремесленников), острых схваток при дворе фараона во времена нестабильности.

Государственное управление. С усложнением функций и объема государственного управления увеличилась численность чиновничества, подразделявшегося на многочисленные звенья. Была установлена четкая иерархия подчинения, подробно регламентированы должностные обязанности. Государственный аппарат в эпоху 18-й династии делился на несколько звеньев. Во главе государства стоял центральный аппарат управления, сосредоточенный в столице и подчиняющийся высшему сановнику везиру. Он делился на несколько палат или ведомств, которые возглавлялись начальником казны, главным домоправителем (податное ведомство, сбор налогов), заведующими пашнями, начальниками над скотом. Среди других сановников, возглавлявших центральные ведомства были: начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты. При особе везира находилось 10 верхнеегипетских сановников, возглавлявших собственные канцелярии. Каждая палата представляла собой обширный штат писцов, секретарей, курьеров со своей системой подчинения.

Следующим звеном был аппарат региональной администрации. Везир назначал чиновников, возглавлявших управление 4-х больших административных регионов. Управители этих регионов имели каждый под своим началом по нескольку ведомств-присутствий, которые копировали структуру центральных учреждений. В период Нового царства центральному правительству удалось вытеснить наследственную номовую знать из аппарата управления, что способствовало централизации государства и подавлению сепаратизма в кругах номовой знати. Центральное правительство ввело должности градоправителей, которые назначались из центра и ограничивали власть местных номархов управление в номах состояло из соответствующих палат и строилось по образцу центральной администрации.

Следующим было звено окружного управления, ведавшего делами более мелких административных единиц, на которые делился ном, и наконец, самым низшим подразделением аппарата управления было управление в деревнях и поселениях, подчинявшихся окружному начальству. Весь этот обширный и иерархически организованный аппарат подчинялся верховному сановнику – везиру, что и обеспечивало строгую централизацию и строгий контроль за армией чиновников.

В период Нового царства одной из важных задач стала организация управления на завоеванных территориях на юге, в Нубии, и на севере, в Азии, систематическая эксплуатация завоеванных стран требовала создания постоянной египетской администрации. Таким образом, этими территориями управляло специальное ведомство во главе с сановником для управления завоеванными областями в Азии. По примеру Нубии была создана египетская администрация во главе с наместником “северных стран”. При наместниках находился штат провинциальных чиновников (писцов, курьеров, военных командиров и т.д.). Царские наместники опирались на египетские гарнизоны.

Таким образом, в эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества, умело защищавший интересы господствующего класса.

Египет при 19 династии. Основатель династии Хоремхев (1334-1306гг. до н.э.).

Задачи: консолидация египетского общества и восстановление внешнего могущества Египетской державы.

Реформы. Реставрация древних культов и привилегий жречества и старой знати, но она не сопровождалась вспышками террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Была проведена податная реформа, регулировавшая сбор налогов с разных слоев населения. Продолжал политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев, пополнявших служилую аристократию. Вел энергичную борьбу против произвола и лихоимства должностных лиц. Были изданы указы, предусматривающие суровые наказания против взяточничества и кознокрадства государственных чиновников. Изменения были проведены в египетской армии, улучшено ее комплектование, привлечены на службу наемные войска. Организационно армия была разделена на два корпуса – северный и южный, которые должны были осуществлять боевые условия действия на основных направлениях внешней политики государства: азиатском и эфиопском.

Хеттское царство – главный соперник Египта. Благодаря дипломатическим достижениям был установлен мир между Египтом и Хеттским царством и поделены зоны влияния – Северная Сирия и Финикия – зона влияния Хеттского царства, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной – Египетского. Союз был скреплен династическим браком Рамсеса ІІ и хеттской царевны. На завоеванных территориях велось интенсивное строительство крепостей, где стояли гарнизоны. Египетская администрация на этих территориях организует систематическую эксплуатацию захваченных территорий.

Интенсивная эксплуатация захваченных земель позволила фараону Рамсесу ІІ проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмов по всему Египту и Нубии. Освоение дельты Нила, которая имела стратегическое значение (связующее звено между долиной Нила и азиатскими землями). Длительное правление Рамсеса ІІ – время расцвета огромного Египетского государства и его культуры, но при его преемнике положение стало меняться. Возникли серьезные угрозы со стороны народов моря – конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья. Религиозная политика, проводимая Мернентахом, приводит к росту напряженности между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Усиливалась самостоятельность отдельных номархов, а центральная власть оказывалась слабой, что и приводит к росту внутренних беспорядков и осмыслению внешнего могущества династии.

Правление 20-й династии. Период общественных волнений, в сложной обстановке. Значительная часть владений в Сирии и Палестине была потеряна, “народы моря” опустошали восточные границы, западная часть дельты Нила стала ареной постоянных набегов ливийских племен. Стабилизировать внешнюю и внутреннюю политику удалось знатному вельможе Сетнахту, который утвердился на троне и стал основателем 20-й династии (около 1200г. до н.э.). Так при Рамсесе ІІІ была восстановлена боеспособность армии и увеличена ее численность. Население Египта было разделено на особые призывные группы, поставлявшие воинов для армии, увеличено количество наемников (их набирали из тех же ливийцев и “народов моря”). Рамсес ІІІ успешно воевал в Сирии и Палестине. Был наведен порядок внутри страны. Щедро одарялись храмы главного бога Амон-Ра, обеспечивающие поддержку фараону. После смерти Рамсеса ІІІ начинается упадок: росло влияние фиванского жречества на юге, власть номархов на местах, Египет утрачивает азиатские владения в Сирии и Палестине. Ливийцы беспрепятственно хозяйничают в западной дельте Нила. Династия прекращает свое существование около 1075г. до н.э. Власть на юге, в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе – в руки некого Смендеса, основавшего 21 династию, которая правила только в Нижнем Египте. Так закончилась блестящая эпоха египетской истории – эпоха Нового царства.

Египет в 1 тыс. до н.э.

С падением около 1075г. до н.э. единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332ггю до н.э.) своей территории. Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н.э. децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. Объединения Египта в это время возникают за счет либо усиления влияния одной из местных группировок египетской элиты (24, 26 и 28 сайсские, 29 мендесская и 30 севеннитская династии), либо установления над страной иноземного владычества (22 и 23 ливийские, 25 – нубийская и 27 персидская династии). Реальное политическое влияние в стране на протяжении всего Позднего периода находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т.к. находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н.э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. За исключением некоторых эпизодов, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, в напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие. В области экономики в 1 тысячелетии до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

В саисскую эпоху возродилось монументальное строительство храмовых и светских зданий. Интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Объектом купли-продажи становилась даже земля. Эквивалент – серебро. Развивается и внешняя торговля (контакты с Карфагеном и Финикией, греческими полисами).

Социальные отношения. Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам. Разорившиеся свободные попадают в кабалу, часто вместе с семьями. Процветают источники рабства, такие как самопродажа на определенный срок, так и “до бесконечности”.

Характерной чертой социальной структуры позднего времени является также усиление сословной замкнутости. Она проявилась в наследственности профессии, традиционных правил поведения, обрядов.

Приток рабов-военнопленных в 1 тыс. до н.э. значительно сократился из-за того, что Египет сам был объектом завоеваний.

Происходят острые социальные конфликты и с целью их разрешения правители Египта вынуждены были проводить радикальные реформы (Теорнахт, Бокхорис, Амасис). Определенной направленностью отличалась идеология позднего, особенно саисского периода. Ее характерной чертой был возврат к древним традициям, архаическим верованиям, обычаям, архаизации титулов, языка, литературного стиля, архитектуры, искусства. Периоды Древнего и Среднего царств представляются как “золотой век”, как политический идеал. Из иноземных влияний – греческое влияние в связи с проживанием на его территории греческих торговцев, наемников, ремесленников, а также установлением прямых политических связей с греческими государствами.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н.э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. До н.э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты. В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г. ливиец Псамметих основал 26 династию на полтора века, объединившую Египет под властью саисских фараонов (Саис в Дельте был их столицей).

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.

Культура Древнего Египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.

Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.

Особенности культуры Древнего Египта.

1. Ранее зарождение классовых отношений и государства.

2. Изолированное географическое положение долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и проникновение культурных заимствований.

Страх перед грозными силами природы воплотился в свирепых божествах, перед всесокрущающей властью фараона. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли – чиновников).

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.

Религия. Она у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Присуще обожествление солнца, Луны, реки Нил, пустыни, животных, а также и угрожающих человеку сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Язык и письменность. Разговорный язык и литературный менялся на протяжении четырехтысячелетней истории народа и прошел 5 последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, т.к. на нем написаны лучшие литературные произведения; новоегипетский язык (16-8вв. до н.э.); демотический язык (8в. до н.э. – 5в. н.э.); коптский язык (3-7вв. н.э.). Соотношение между этими языками было примерно таким же, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. С 7в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей-арабов и постепенно стал забываться.

Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки (остраконы), дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.

Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.

Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения (“Рассказ Синухета”). Поучения – дидактический жанр. “Поучение фараона Аменемхета I”, “Поучения Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара”. Поучения Нового царства – “Поучения Ани”, “Поучение Аменемоне”, а также особая разновидность – поучения мудрецов “Речение Ипусера”, “Речение Неферти”.

Собрание сказок “Фараон Хуфу и чародеи”, “Сказка о потерпевшем кораблекрушение”, “Сказка в Правде и Кривде”, “Сказка о двух братьях”.

Повесть “Рассказ Синухета” и поэтическая “песнь арфиста”.

Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Изобразительное искусство и архитектура. Использовались как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.

Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.

Научные знания. Без них невозможно было строительство сложных ирригационных систем. Высокие знания были достигнуты в трех сферах: математика, астрономия и медицина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь