Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средняя Азия в 3-1 тыс. до н.э.



    В конце III нач. II тыс. до н.э. на Юге Средней Азии складывается местный вариант древневосточного общества, получивший по наиболее хорошо изученному памятнику наименование культуры Алтын-Депе. Имеющиеся материалы свидетельствуют о социальном неравенстве, общества Алтын-Депе. Здесь чётко выделяются 3 группы населения, различающиеся и уровнем благосостояния, и характером жилья, и продуктами питания. Рядовые общинники жили в больших многокомнатных домах, а также ремесленники и земледельцы. Общинная знать жила в домах, рассчитанных на индивидуальную семью, ведущую собственное хозяйство. Дома вождей и жрецов имеют правильную планировку, с площадью в 80 – 100 кв. м. Возможно, что в хозяйстве крупной знати уже применялся труд рабов. Таким образом, общество равноправных сельских тружеников сменяет социальная система, основанная на неравенстве и эксплуатации.

    В середине II тыс. до н.э. культура Алтын-Депе приходит в упадок, возможно, этому способствовало засоление полей. Произошло перемещение основных жизненных центров на Восток. Так, в дельте реки Мураб, по среднему течению Амударьи, на территории современного Северного Афганистана и Южного Узбекистана, складываются новые оазисы оседлых земледельцев. Широкое освоение земледельцами долины Мургаба и среднего течения Амударьи привело к формированию новых важных центров среднеазиатской культуры в областях, которые в 1 тыс. до н.э. стали именоваться соответственно Маргианой и Бактрией.

    Историческая ситуация на рубеже II – I тыс. до н.э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине 2 тыс. до н.э. идет формирование классового общества и государств в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы. Одновременно на равнинах от Восточного побережья Каспия до отрогов Тянь-Шаньских гор распространяются степные скотоводческие племена, расселяющиеся из северных областей. По ряду признаков, их культура близка памятникам степняков, обитавших в это время в Поволжье и Западном Казахстане. Очевидно, что с расселением по территории Средней Азии степных племен связано и распространение здесь населения индоиранской языковой ветви. В этих условиях взаимодействия степняков и оседлых земледельцев Юга идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети 1 тыс. до н.э. Прогресс в орудиях труда был в это время связан с появлением железа.

    В 10-7 вв. до н.э. в Юго-восточной Прикаспии и в дельте Мургаба появляются сложные ирригационные системы. Среднеазиатское общество 10-7 вв. до н.э.: упоминаются сословные группы общества – жрецы, воины – колесничие, крестьяне – скотоводы, ремесленники. Существовало социальное неравенство. Неоднократно упоминаются и рабы, но рабство еще носило патриархальный характер.

    Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области – "страны", видимо, соответствующие тем оазисам, которые четко вырисовывались по данным археологии. Во главе "страны" – оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой, при чем складывается административный аппарат управления. Прослеживается тенденция к объединению разрозненных "стран" – оазисов в более крупные объединения, во главе которых стоит "владыка над всеми областями". Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей. Таким образом, все что указывает на формирование классовых отношений и государства. Завершение формирования классового общества в Средней Азии приходится на время вхождения ее областей в состав державы Ахеменидов. Длительная и упорная борьба с Бактрией завершилась признанием бактрийцами власти Ахеменидов. После присоединения главных оседлых оазисов Средней Азии персы столкнулись со второй военно-политической силой края – союзом кочевых племен (массагеты). Области Средней Азии были объединены Ахеменидами в сатрапии, которыми управляли члены царской фамилии. Среди этих областей – Парфия (часть южных районов Туркмении и некоторые области северо-восточного Ирана), Маргиана с её ирригационными системами, Бактрия. Над присоединёнными областями Средней Азии. Ахемениды осуществляли контроль через административно-фискальный аппарат и расположенные в ряде мест военные гарнизоны. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и выставляли воинские контингенты. Власть местной аристократии ложилась дополнительным гнётом на народ. Слияние местной аристократии и ахеменидской администрации содействовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий.

    Таким образом, 6-4 вв. до н.э. формирование классового общества и государства завершилось в условиях пребывания ее основных областей в составе огромной монархии Ахеменидов. С одной стороны, чужеземное завоевание нарушило естественный ход исторического развития. Вместе с тем усиление налогов в пользу центральной власти и тенденция к слиянию местной знати и ахеменидской администрации привели к дальнейшей классовой дифференциации. В Среднюю Азию направлялись порабощенные жители из других стран, и на новом месте они обязаны работать на ахеменидов. Целый ряд категорий подчиненных лиц работали в крупных имениях местной знати и представителей персидской администрации. Все это делало классовую структуру среднеазиатского общества сложной и пестрой. Наряду с рабами несомненно имелась категории зависимого населения, эксплуатируемого как государством, так и частными лицами. Основное земледельческое население, объединенное в общины, сохраняло патриархальные традиции, но также было обременено разнообразными налогами и повинностями.

Кушанское государство (1-4вв. н.э.)

    На развалинах Греко-Бактрийского царства постепенно складывается одно из крупнейших политических объединений древнего мира – Кушанская держава. В пору своего расцвета она занимала огромную территорию от границ Ханьского Китая до парфянских владений в Восточном Иране. Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии . Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, а также владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей.

    В 1 в. до н.э. на территории Бактрии проводятся новые каналы, создаются земледельческие оазисы. Вскоре один из правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение, символизирующее тесную связь с кочевниками. Этническое самоназвание этого правителя – он именует себя Кушанцем. Дальнейший рост этого небольшого владения Герая привел в итоге к созданию огромной Кушанской державы. Ее основателем был Кадфиз I, который подчинил 4 небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединенной под властью правителя, который принимает титул царя "Царей". Новая держава направила свои устремления за перевалы Гиндукуша .Дальнейшее расширение кушанских границ произошло при сыне и переемнике основателя государства – Кадфизе II. Он присоединил к Кушанской державе значительную часть Северо-Западной Индии. Территория Кушанской державы охватывала значительную часть Средней Азии, Северного Афганистана, Пакистана и север Индии. Наиболее известен из числа кушанских правителей – Канишка (первая треть 2 в. до н.э.). При нем произошло смещение главного центра Кушанской державы в сторону Индийских владений. Столица – Пешавар. Канишка был известен как покровитель буддизма (определенный политически расчет). Не редки были столкновения на западе с Парфией, а на востоке – с Ханьским Китаем. В 3 в. н.э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. Некоторые возрождения кушан отмечается в 4 в. до н.э., но они уже не достигли былого могущества.

    Экономика и общество: кушаны унаследовали развитое сельское хозяйство Бактрии, основанное на поливном земледелии. Развита как внешняя, так и внутренняя торговля.

    Кушанская держава представляла собой централизованное государства во главе с "царем царей", личность которого иногда обожествлялась. Глава государства опирался на разветвленный административный аппарат, в котором существовало множество рангов и градаций. С ослаблением центральной власти, роль и значение правителей отдельных областей возрастали, что и привело к распаду единой державы.

    Основной производственной единицей в сельском хозяйстве являлась сельская община налогоплательщиков. Но вместе с тем существовали крупные централизованные хозяйства, принадлежавшие храмам и крупным собственникам. Можно предполагать, что в этих хозяйствах значительную роль сыграл труд рабов: скорее всего формы эксплуатации в кушанском обществе были весьма разнообразные, включая различные варианты рабского и полу рабского состояния.

Парфянское государство (3в. до н.э. – начало 3в. н.э.)

    Формирование Парфии как независимой державы по времени совпало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и относится к 250 г. до н.э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами под предводительством Арилака. В своем развитии окраинных владений до могущественной державы, выступившей наследником селевкидов и соперником Рима. Таким образом, первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним Гирканию (область на Юго-востоке от Каспия). В 209 г. до н.э. при Антиохе III была предпринята попытка вернуть восточные сатрапии. Исход военных действий был неудачен для Парфии. Страна сохранила фактическую независимость признав верховенство селевкидов. При Митридате I (171-138 гг. до н.э.) была присоединена Мидия, - власть также распространилась и в Месопотамии, где в 141г. до н.э. был признан "царем" в Вавилоне. Митридату II (123-87гг. до н.э.) удалось локализовать угрозу продвижения кочевых племен в восточной области Парфии, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке – Сакастан (сов. Сеистан). Таким образом Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и Месопотамия. Продвижение на запад неминуемо вело к столкновению с Римом. В результате этих столкновений (сер. 1 в. до н.э.) парфяне были оттеснены к Ефрату, а римский поход на Мидию (в 38 г. до н.э.) закончился неудачей. Начавшиеся в Парфии междуусобицы привели к появлению на парфянском престоле римских ставленников. Но в 11 г. н.э. представители, стремящиеся к стабилизации обстановки приводят к власти младшего Аршакида – Артабана III, который выступает за развитие собственных парфянских традиций, делает попытку централизации власти. ограничивает управление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе. С конца 1 – нач. II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы из-за роста самостоятельности отдельных провинций, возрастает тенденция к сепаратизму отдельных провинций, борьба с Римом. Военные поражения ослабляли Парфию. Былые провинции и вассальные царства превратились в самостоятельные государства. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств – Персиды – было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х гг. III в. аршакидская Парфия покорится силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть – Арташира Сасанида из Персиды.

    Общество: Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношений достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Причём дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации работ были весьма различны. Их труд использовали на рудниках, в с/х поместьях, домашнем хозяйстве. Тяжёлым было и положение рядовых общинников, плативших больше налоги государству. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов, владевший обширными землями и парфянская знать, экономическая самостоятельность, которой во многом обусловила её значительную роль в державе.

    Существующая система эксплуатации требовала чёткой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако, внутренняя структура Парфянского государства отличалась противоречивостью. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Царская власть рассматривалась, как принадлежавшая роду Армакидов в целом, а царя выбирали два совета – племенной знати и жрецов. С расширением границ Парфянской державы в её состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города, Месопотамии и других областей, имеющих по существу, автономию. В результате этого, Парфия не представила мощного централизованного государства, что и было источником её внутренней слабости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь