Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индия в “буддийский период” (4-3вв. до н.э.)



В середине I тыс. до н.э. в Северной Индии насчитывалось несколько десятков небольших и около 16 более крупных государств. В конце 4в. до н.э. Персидская держава захватила области по течению реки Инд, тем самым Индия испытала некоторое персидское влияние.

Наиболее сильными государствами в долине Ганга были Кошала и Магадха. Между ними в основном и развернулась борьба за политическую гегемонию, которую выиграла Магадха, ставшая ядром державы Нандов.

Сведения об империи Нандов скудны и сбивчивы. Создание единой державы, по-видимому, сопровождалось жестокой борьбой с аристократическими родами. Некоторые источники говорят о принадлежности основателя династии к низшим слоям.

Значительные изменения происходят в области идеологии. По стране скитались многие вероучителя, защищающие разные точки зрения – адживики (фаталисты), чарваки (материалисты), джайвы (спасение посредством аскетизма). Некоторые религиозные течения создали свои организации – общины верующих или монахов. Постепенно ведущей становится буддийская община. Со временем “шрамана” (странствующие учителя) начинает обозначать именно буддийского монаха.

В конце 4в. до н.э. внутрь страны вторгается Александр Македонский (327г. до н.э.), подчинив некоторые государства. Другие государства оказали ему сопротивление, из-за чего Александр отступи, оставив в завоеванной части подчиненных правителей и гарнизоны, однако уже в 317г. они покинули страну. Причиной этого были войны между полководцами Александра после его смерти, а также борьба индийцев против завоевателей. По преданию, возглавил эту борьбу Чандрагупта, свергнувший династию Нандов и основавший династию Маурья.

Наивысшего расцвета империя Маурьев достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (около 268-231гг. до н.э.). В это время она охватывает почти всю Индию, за исключением крайнего юга. Главная задача – сплочение в единое целое большого числа народов. Вся империя была разделена на 5 основных областей – наместничеств, управляемых членами царского рода. Наместничества были разбиты на более мелкие административные единицы.

Необходимым было создание единой религии. Постепенно Ашока особенно выделил наиболее влиятельное течение – буддизм – и начал способствовать его распространению. Государственная и религиозная политика Ашоки встретили сопротивление со стороны местного правительства и жречества (брахманского). После его смерти (около 231г. до н.э.) началось ослабление империи. Около 180г. до н.э. последний представитель династии Маурьев был свергнут своим военачальником, основавшим династию Шунга. Государство Шунгов вело тяжелые войны с греко-бактрийцами, некоторые области на северо-западе страны попали под сласть иноземных правителей.

Экономика и социальная структура. В с/х происходит освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. В наиболее передовых областях Сев.Индии в это время развивается частная собственность на землю, которая переходит по наследству. Хозяйствование ведется силами одной (большой или малой) семьи. Внутренняя жизнь деревни регулировалась общинной организацией. Часть земли была в коллективном владении. Споры решались в основном родственниками и соседями, лишь в крайних случаях доходило до царского суда. Во главе деревни стояли деревенские старейшины, которые представляли общину перед государственной властью. В деревне жили также пастухи, ремесленники, обслуживающие нужды общины, арендаторы, наемные работники рабы. Связи деревни с городом были слабыми. Как и в городе в деревне существовало неравенство. Государство не вмешивалось в дела общины, ограничиваясь лишь сбором налогов. Часто государство награждало чиновников тем, что давало им право на получение налогов с определенной территории в свою пользу. Это право давалось как на время, так и на постоянное взимание налогов. Такие пожалования могли переходить по наследству.

С середины I тыс. начинается рост городов. Многие из этих городов существуют и теперь (Паталипутра – совр. Патна, Уджаяни – совр. Уджайн, Варанаси, Матхура). Городские ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы (шрени), работали в основном на заказ. Происходит рост торговли, намечается также естественная областная специализация: Магадха – рис и металлы, северо-запад страны – ячмень и лошади, юг – драгоценные камни, жемчуг и пряности и т.д. Государство способствовало росту торговли, так как имело от этого немалые доходы, некоторые товары под монополией государства. Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. Имеются данные о ростовщичестве, что влекло за собой частичное или полное лишение должника свободы, обращение в рабство.

Основные классы: господствующий класс землевладельцев, придворная и военная знать, жречество, верхушка общинников и классы мелких производителей и рабов. И господствующий класс и класс свободных мелких производителей делились на несколько варн, а внутри варн – на множество каст. Например, в состав господствующего класса входили как представители брахманов и кшатриев, так и вайшьи и шудры. Сословная принадлежность (варна) не всегда совпадала с реальным положением человека в обществе.

Постепенно разница между варнами начинает стираться, идет процесс образования каст (обособление местных групп родов, объединенных общими наследственными профессиональными занятиями, этническим происхождением, социальным положением). Члены каждой касты имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки только с представителями своей касты. Почти все касты считались входящими в какую-либо из древних четырех варн. Однако, существовали касты, занимавшие настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т.е. вневарновыми (чандалы, занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей). Они жили за пределами деревни или на окраинах города, чтобы не осквернять жителей, их по-другому называют “неприкасаемыми”. Рабы не входили в систему варн и каст.

Происходит развитие рабовладельческих отношений (рабы были детьми рабынь, военнопленными, существовала продажа и самопродажа детей). Рабов проигрывали, дарили, продавали, закладывали, передавали по наследству. Однако, у рабов были некоторые права (хозяин не мог присвоить наследство раба, если у того оставались родственники). Рабы составляли значительную часть прислуги, в государственных хозяйствах использовались на полях. К рабам причисляли и попавших в долговую кабалу, однако их нельзя было продать или заложить, наказывать, заставить выполнять нечистые работы, такой человек не терял принадлежности к своей варне. Однако постепенно положение кабальных приближается к положению рабов. Государство принимало меры по ограничению рабства для индийцев: так, в полное рабство можно было обращать только чужеземцев, представителей низших каст и лесных племен. Источники выделяют также отдельную группу наемных работников – батраков, поденщиков, бродячих ремесленников, художников, лекарей и т.д. Их положение было не лучше, чем у рабов и кабальных. Их можно было нанять на определенный сезон, оплачивали их труд только за это время, что было выгодно господствующему классу. Многие наемные работники принадлежали к низшим кастам и могли выполнять те работы, которые не могли выполнять кабальные более высоких каст.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь