Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древний Китай: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография



Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь к середине 1 тыс. до н.э. начинается процесс расширения территории, освоенной древними китайцами. На грани нашей эры древнекитайское государство выходит далека на юг за пределы Хуанхэ, хотя северная граница остается практически неизменной.

Мягкие почвы в долине Хуанхэ и ее притоков создавали благоприятные условия для земледелия, поэтому до 1 тыс. до н.э., поселения располагались в непосредственной близости от русла рек (наличие примитивных орудий не позволяло обрабатывать другие земли), хоты часты были разливы. Только с середины 1 тыс. до н.э., когда широкое распространение получило железо, древние китайцы вышли за пределы речных долин.

Древнейший человек появился в бассейне Хуанхэ около 500000 лет тому назад (ланьтяньский человек близ Сиани и пекинский человек в Чжоукодяне). Верхнепалеолитическое население Северного Китая обладало чертами восточных монголоидов. Нет прямых данных о том, на каких языках говорили эти люди: можно лишь предполагать, что создатели культуры крашенной керамики Яншао (5-4тыс. до н.э.) были протосинотибетцами. Вероятно, иньская этническая общность (2тыс. до н.э.) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения; другая, более западная группа протосинотибетцев стала основой формирования чжоуской этнической общности. На базе взаимодействия этих двух групп в 1 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складывается древнекитайский этнос.

Хронология и периодизация. Как и в других странах древнего мира, в Китае не существовало единой системы летоисчисления. Начиная с 1 тыс. до н.э. даты обозначались по годам правления верховного правителя (вана), поэтому установление хронологии наталкивается на определенные трудности. Лишь с 341г. до н.э. в истории Древнего Китая начинается вполне достоверная хронология.

С 1в. н.э. древние китайцы начали использовать знаки 60-ричного цикла, до того служившие для наименования дней. Этот цикл с тех пор используется непрерывно, что устранило возможности серьезных ошибок в датах.

Для традиционной китайской истории была характерна периодизация древней истории по династиям. Так, за эпохой мифических “пяти императоров” следовало время правления “трех династий” (Ся, Шан-инь и Чжоу). Эпоха Чжоу делится на две части – Западное Чжоу (11-8вв. до н.э.) и Восточное (8-3вв. до н.э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (3в. до н.э.) приходит династия Хань, время правления которой делится на Западный и Восточный.

По археологической периодизации эпоха, предшествующая “трем династиям”, относится в неолиту, с шань-инского времени начинается эпоха бронзы; в конце периода Чуньцю (6-5вв. до н.э.) начинается эпоха железа.

По общеисторической периодизации:

1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (2 тыс. до н.э.).

2. Древний Китай в 8-3вв. до н.э.

3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь (221-207гг. до н.э.).

4. Империя Хань (3-1вв. до н.э.).

5. Древний Китай в 1-3вв. до н.э.).

Источники. По древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве достаточно надежно датированные письменные памятники (исторические сочинения, дошедшие до нас в виде книг). Большое значение имеют древнекитайские летописи – летопись “Чуньцю”, составленная в царстве Лу и освещающая события 8-5вв. до н.э. Ее авторство приписывают Конфуцию. С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений – записи речей правителей и их приближенных (“Шаншу”). Особое место занимает “Шицзин” – свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения.

Большую ценность представляют труды древнекитайских философов 5-3вв. до н.э., которые постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого в полемике с противниками. В 1в. до н.э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение “Исторические записки” Сыма Цяня (145-90гг. до н.э.) – всеобщая история страны с древнейших времен до 1в. до н.э. “Исторические записки” состоят из пяти разделов; три из них построены по принципу жизнеописания: “Основные записи” - рассказ о важнейших деяниях правителей различных династий; “Истории наследственных домов” – биографии крупнейших представителей наследственной аристократии; “Жизнеописания” - биографии исторических личностей. Также в “Исторические записки” включены разделы “Трактаты”, посвященные отдельным сторонам жизни, культуры, науки и “Таблицы”, в которых рассматриваются проблемы хронологии.

Метод жизнеописания Сыма Цяня был использован Бань Гу (32-92гг. н.э.) в “Ханьской истории”, которая посвящена истории одной династии – Западная Хань (206г. до н.э. – 8г. н.э.). Бань Гу является основоположником жанра “династийных историй”, к числу которых принадлежит “История поздней династии Хань” Фань Е (398-445гг. н.э.), освещающая события 1-3вв. н.э.

Большое значение имеют эпиграфические источники и в первую очередь “гадательные надписи” 14-11вв. до н.э., впервые открытые в 1899г. Лю Те-юнем и Вн И-жуном. По своему содержанию они отражают социальную и политическую историю эпохи Шан-Инь.

Ценные сведения содержатся и в эпиграфических источниках 10-7вв. до н.э. – чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. К 3в. до н.э. – 3в. н.э. относятся весьма разнообразные по характеру и содержанию надписи, сделанные преимущественно на деревянных планках и представляющие собой различные категории официальных документов.

Историография. Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности:

1. представление о превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов,

2. отождествление мифа с историческими событиями.

Лишь в 20в. складываются предпосылки для развертывания подлинно научного исследования древней истории Китая. В 40-50-х гг. китайскими историками созданы серьезные исследования по истории Древнего Китая (Ху Хоу-сюань – иньское общество; Ян Куань – период Чжаньго; Цзянь Бо-изянь, Хэ Чан-цюнь – важнейшие проблемы истории Ханьского Китая).

История Древнего Китая изучалась и в Японии. В начале 20в. Хаяси Тайсуке одним из первых обратился к анализу иньских гадательных надписей как исторического источника. Кайдзука Сигеки – автор капитальных исследований, касающихся формирования и развития древнекитайского государства.

В Европе большой вклад в историю Древнего Китая сделан французской синологической школой. Э. Шаванн предпринял перевод “Исторических записок” Сыма Цяня, М. Гране посвятил ряд работ проблемам древнейшей истории, Г. Билленстейн опубликовал работы, посвященные различным аспектам политической и социальной истории ханьского общества, он одним из первых обратил внимание на проблемы демографии в Древнем Китае.

В США изучение Древнего Китая получило развитие не так давно, причем со стороны ученых китайского происхождения, живущих в Америке. В конце 60-х гг. в США было создано международное “Общество по изучению Древнего Китая”.

В советской историографии Древнего Китая можно выделить 3 периода:

1. 20-е – начало 30-х гг. – М.П. Жаков, Е.С. Иолк и др. В 1930гг. появилось первое советское монографическое исследование М.Д. Кокина и Г.К. Папаяна “Цзин-тянь. Аграрный строй Древнего Китая”.

2. 40-50-е гг. – можно назвать очерковым периодом. Л.В. Симоновская, Л.И. Думан и др. Была предложена периодизация истории Древнего Китая.

3. 60-е гг. появляется ряд монографий, посвященных отдельным периодам истории Древнего Китая (Л.В. Васильев “Проблемы генезиса китайской цивилизации”, М.В. Крюков, М.Ф. Сафонов, Н.Н. Чебоксаров “Древние китайцы: проблемы этногенеза”, Л.С. Васильев “Аграрные отношения и община в Древнем Китае”, М.В. Крюков “Формы социальной организации древних китайцев”, Л.С. Переломов “Империя Цинь”).

Большое внимание советские историки уделяли изучению и переводу на русский язык древнекитайских письменных памятников.

Древние государственные образования в Китае. Шань-инь и Чжоу

В 5-3 тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ складываются развитые неолитические культуры, самой ранней из которых была Яншао. Племена жили в небольших поселка у речных пойм. Возделывали чумизу, разводили свиней и собак. Керамика обжигалась в специальных печах и ярко раскрашивалась. Во второй половине 3тыс. до н.э. исчезает крашеная керамика, ее место занимает черная или серая посуда, изготовленная на гончарном круге. Культуры этого типа (Луншань) характеризуются прогрессом в земледелии, совершенствованием орудий труда, в погребениях обнаруживается социальная дифференциация.

О политической истории мы можем судить только по дошедшим легендам. В одной из них говорится о том, как власть из выборной стала наследственной (когда-то правил Яо, который избрал преемником не своего сына, а способного Шуня. В его правление случился потоп и он объявил, что передаст правление тому, кто сможет его предотвратить это удалось сделать Великому Юю, который стал правителем. Затем престол занял его сын и власть стала передаваться по наследству). Ци, сына Великого Юя, считают основателем первой древнекитайской династии Ся. Отсутствие достоверных письменных источников не позволяет говорить о том, что представляло собой общество в это время. По преданию, последний правитель династии отличался жестокостью, что повлекло за собой восстание под предводительством Тана, который стал новым правителем Поднебесной. Его стали называть Чэн Тан (Тан-Созидатель). Он был первым правителем династии Шан, впоследствии получившей название Инь (17в. до н.э.). в 14в. до н.э. племя шан переселилось в район современного Аньяна, столицей стал Великий Город Шан. От этого периода (14-11вв. до н.э.) до нас дошли как археологические, так и эпиграфические памятники.

Эпохе Шан-Инь присущи три важнейших достижения: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности, хотя основным копательным орудием остается деревянный заступ “лэй” – двузубая палка с поперечной перекладиной.

В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, для литья использовались высококачественные глиняные формы. Бронза применялась преимущественно для оружия и ритуальных сосудов.

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения – их можно назвать городами. На территории города размещались дворцовые и храмовые здания, поддерживаемые мощными колоннами. В пределах городской стены размещались мастерские. В это время происходит отделение ремесла от земледелия.

Письменность дошла до нас в виде гадательных текстов на костях животных и панцирях черепах. Однако использовались и деревянные планки.

Иньские погребения свидетельствуют о глубоком расслоении общества в эту эпоху. В одних погребениях очень богатый инвентарь, украшения из золота и яшмы, музыкальные инструме6нты, встречаются и повозки, запряженные лошадьми, а также останки людей, которых погребли насильственно (скорее всего это слуги или придворные). В других нет человеческих сопогребений, однако инвентарь очень богат. В третьих присутствуют только грубые глиняные сосуды, иногда орудия труда, сами погребения настолько малы, что еле вмещают останки. К четвертым относятся погребения под фундаментами зданий или вокруг больших захоронений; по характеру скелетов можно судить, что так погребались люди, умершие насильственной смертью: обезглавленные или засыпанные заживо.

Первые могилы принадлежат скорее всего иньским правителям или их ближайшим родственникам, вторые – представители господствующего класса, третьи – могилы мелких производителей, в четвертых хоронили скорее всего подневольных работников, рабов.

Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, “главные дела в государстве – это жертвоприношения и войны”. Поэтому после войн пленных приносили в жертву. И то, и другое отражено в гадательных надписях; детальное изучение их показало, что в них нет специфических терминов, применявшихся для обозначения раба.

Представления иньцев об окружающем мире были эгоцентрическими. По их мнению, в центре Поднебесной находится Великий Город Шан – резиденция правителя, вокруг которого простираются территории, входящие в состав Иньского государства. За пределами живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью государства. Иньское государство не имело какой-либо системы территориального деления, кроме родо-племенной. Это государство возникло, скорее всего, как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их.

Политическое единство иньцев олицетворялось правителем – ваном, который стремился к единоличной власти. Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находящемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял походы против враждебных племен. Если племя признавало его власть, он жаловал вождю титул хоу, бо или цзы, что указывало на то, что племя становится членом иньской коалиции. Вождь племени обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань и в случае необходимости предоставлять войска. Ван был также и верховным жрецом.

Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине (13в. до н.э.), который значительно расширил территории, при нем были построены новые дворцы и храмы. После его смерти дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, что, скорее всего, является попыткой обосновать и оправдать события последней трети 11в. до н.э., которые вошли в историографию под названием “чжоуского периода”.

Первые сведения о племени чжоу появляются в памятниках периода правления У Дина. В это время они были подчиненной территорией. К этому же периоду относятся и данные о военных столкновениях между Инь и чжоу.

Правитель чжоу по имени Чан развернул активную деятельность по распространению своего влияния на ряд соседних племен. Постепенно складывается мощная коалиция западных племен под его руководством. Его наследник У-ван предпринял поход на восток и в битве при Муе наносит поражение иньскому войску (1027г.до н.э.). Чжоусцы быстро переняли достижения побежденных, и в первую очередь бронзолитейное производство. Их инвентарь трудно отличить от иньских изделий. Они также научились изготавливать боевые колесницы, которые были основной ударной силой того времени. Одним из важнейших заимствований была письменность.

После окончательного разгрома иньцев чжоусцы осуществили ряд мероприятий, известных под названием “наследственных пожалований”, в результате которых родственники У-вана и некоторые представители знати получили во владение земли вместе с населением.

В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными территориями.

Социальная дифференциация иньского общества, была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов, определявших всю структуру социального деления.

Все свободное население делилось на 5 групп:

1. Правитель, “единственный среди людей”.

2. Правители наследственных владений (чжухоу).

3. Главы родо-племенных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения (дафу).

4. Главы больших семей, входивших в состав родо-племеннх групп (ши).

5. Простолюдины (шужэнь).

Социальный ранг определял совокупность тех материальных благ, которыми мог пользоваться данный человек (одежда, количество скота и рабов, домашняя утварь, размеры жилища, погребения, убранство жилища, даже пища и слова). Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже.

Вся земля считалась принадлежащей вану, так же как все люди были его слугами. В 11-10вв. до н.э. большое количество пленных, как и в эпоху Инь, приносилось в жертву, однако часть их все же оставлялась в живых и превращалась в рабов, которых использовали на тяжелой и грязной работе (носильщики, конюхи, слуги). Рабы стояли вне иерархии социальных групп. Класс рабов пополнялся также за счет лиц, совершивших преступление.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь