Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ранние патенты и исследования
Эра стереоскопического кинематографа началась по сути в конце 1890-х годов, когда британский первопроходец кинематографа Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стерескопического фильма. В описании процесса указывалось, что изображения с двух плёнок проецируются на экран рядом друг с другом; зритель надевает стереоскоп, который совмещает два изображения в одно целое. Однако из-за того, что метод подразумевал использование слишком громоздкой аппаратуры, использование его в театрах представлялось непрактичным[5]. Фредрик Юджин Ив запатентовал установку для стереосъёмки в 1900 году. Его камера оснащалась двумя объективами, расставленными на расстоянии 1,75 дюйма (-4.44 см)[6]. 10 нюня 1915 года Эдвин Портер и Уильям Уодделл представили в Нью-Йоркском театре «Астор» серию экспериментальных фильмов, снятых по анаглифическому методу (в красном и зелёном цвете); в том числе экспериментальные съёмки с участием Мари Доро. сцены из фильма «Песец Джим» с участием Джона Мэйсона (фильм выпущен в «плоском» формате в том же 1915 году студией Famous Plavers-Lasky. съёмки восточных танцовщиц, а также киносъёмка Ниагарского водопада.[7] Тем не менее, после этих тестов ни один кадр не вошел в фильм для публичного просмотра, как рассказывает Адольф Цукор в автобиографии 1953 «Публика никогда не ошибается: мои 50 лет в киноиндустрии». Примеры систем стереоскопической киносъёмки до 1952 года Считается, что первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично в коммерческом порядке, была кинолента «Сила Любви» (англ. The Pwer of Love), представленная в кинотеатре отеля «Амбассадор» (англ. Ambassador Hotel Theater) в Лос-Анджслссс 27 сентября 1922 года[81[91[ 10]. Установка из двух киносъёмочных аппаратов, собранных на одном «риге», была разработана продюсером фильма Гарри Фейроллом и кинематографистом Робертом Элдером [5]. Каждый аппарат снимал свою часть стереопары на чёрно-белую негативную киноплёнку. Фильм демонстрировался двумя кинопроекторами с двух плёнок позитива в красно-зелёном анаглифе. Таким образом, это был первый случай применения двухплёночной системы и первый случай применения анаглифических очковр I]. При этом неизвестно, использовал ли Фейролл цветные фильтры на объективах или применил тонирование плёнки. После демонстрации фильма прокатчикам и прессе в Нью-Йорке фильм пропал из вида, и его стереоскопическая версия считается утраченной. В начале декабря 1922 года Уильям Ван Дорен Келли, изобретатель двухцветной системы «Призма», решил воспользоваться растущим интересом к стереокинсматографу, возникшему после демонстрации фильма Фсйролла, и снял короткометражную ленту с помощью стереокамеры собственной разработки. Вместо двух ивстоделённых изображений снимались кадры стереопары, которые затем печатались на двухсторонний «дипо-Фильм» по технологии, аналогичной двухцветной печати с тонированием. При этом части стереопары, расположенные с разных сторон «дипо-фильма», тонировалась в красный и зелёный цвета. Это позволяло демонстрировать стереофильм стандартным кинопроектором и рассматривать изображение через анаглифические очки. Позднее Келли заключи! сделку с импрессарио Сэмюэлем Ротафелем о демонстрации первой серии из числа его короткометражек Plasticon «Фильмы Будущего» (англ. Movies of the Future) в нью-йоркском театое «Риволи» (англ, Rivoli Theater)[ 12]. Известно, что в начале 1923 года Келли безрезультатно искал прокатчиков для своей второй ленты серии Plasticon «Сквозь деревья Вашингтон, округ Колумбия» (англ. Through the Trees Washington DC). Фильм представлял собой стереоскопическую кинозарисовку о городе Вашингтон, выполненную шеф-оператором Уильямом Креспинелом112]. Также в декабре 1922 года инженер Лоренс Хаммонд (изобретатель знаменитого электрооргана) и Уильям Кэссиди представили публике свою систему «Телевью» (англ. Teleview'). Процесс представлял собой самый ранний пример реализации «затворного» метода: два проектора поочерёдно, с повышенной частотой демонстрировали части стереопары; встроенные в подлокотники зрительских кресел синхронизированные визоры открывались и закрывались соответствующим образом, так что, эксплуатируя инерционность человеческого зрения, создавалась эффектная стереоскопическая иллюзия. Единственным театром, который установил у себя эту систему, оказался нью-йоркский «Селвин» (англ. Se1щт Theater). По системе «Телевью» был снят всего один полнометражный фильм «Человек с М. А. Р. С. А.» (англ. The Man From M.A.R.S.), 27 декабря 1922 года перевыпущенный под названием «Радиомания» (англ. Radio-Mania). Стоит заметить, что идея самому Хаммонду не принадлежала, но он смог добиться её жизнеспособной реализации [131. В 1923 году Фредрик Юджин Ив и Джэкоб Левенталь начали выпускать стереоскопические короткометражные фильмы, снятые за трёхгодичный период. Первый, называвшийся «Пластиграмз», распространялся на территории США компанией «Эдьюкейшнл Пикчерз» (англ. Educational Pictures) в красно-синем анаглифическом формате. Ив и Левенталь выпустили в 1925 году серию из четырёх фильмов «Стереоскопические серии» (англ. Stereoscopiks Series) для компании Pathc Films: «Zowie», «Luna-су», «The Run-Away Taxi» и «Ouch»ll4]. Конец 1920-х и начало 1930-х время, когда интерес к стереокинематографу практически сошёл на нет, во многом из-за Великой депрессии. Луи Люмьер снял свой первый стереофильм в Париже в сентябре 1933 года. На следующий год он выпустил римейк своего «Прибытия ноезла» 1895 года в анаглифическом формате. В 1936 году Левенталя и Джона Норлинга привлекли к съёмкам серии «Audioscopiks» студии MGM. Плёнки выпускались фирмой «Техниколор» (англ. Technicolor) в красно-зелёном анаглифическом формате. Первый фильм под названием Audioscopiks. был представлен 11 января 1936 года и номинирован на «Оскар» за технологические новшества. Следующий фильм The New Audioscopiks был представлен 15 января 1938 года. Воодушевлённые успехом двух фильмов серии Audioscopiks, MGM выпустила ещё один анаглифический стереофильм Убийство в трёх измерениях (194 П. В отличие от предшествующих лент, эта короткометражка снималась с помощью стереокамеры, построенной внутри самой студии. Пленку в формате красно-синего анаглифа выпускала Technicolor. Хотя ленты для анапшфических фильмов печатались в цвете, ни один из этих фильмов цветным, строго говоря, не являлся, цвет нужен был только для достижения анаглифического эффекта. Появление Polaroid Во время обучения в Гарвардском университете у Эдвина Лэнда возникла мысль использовать поляризацию света для коммерческих нужд (в частности, для защиты от автомобильных фар и от солнечных лучей). К 1929 году Лэнд в своей лаборатории изобрел (и запатентовал) поляризующую (поляроидную) плёнку, которую к J932 вывел на рынок в качестве коммерческого продукта115][ 16]. Хотя изначально Лэнд разрабатывал фильтр для защиты от ослепления автомобильными фарами, Лэнд вполне отдавал себе отчёт, что его изобретение может пригодиться и на рынке стереоскопии. По некоторым сведениям Лэнд провёл в отеле «Уолдорф Астория» (англ, Waldorf-Astoria) первую стереофотографическую выставку с использованием своих фильтров Polaroid. За этим последовала длительная экспозиция в Музее естественных наук в Нью-Йорке. Информации о том, что показывали посетителям упомянутого музея, не сохранилось. Использование поляризационных фильтров означало, впрочем, необходимость разработки принципиально новых проекторов. Две плёнки, каждая из которых содержала свою часть стереопары необходимо было проецировать в строгой синхронизации, что потребовало применение внешнего синхронизирующего мотора. Более того, обычный матовый экран не отражал поляризованный свет, требовалось использовать экран, изготовленный из каких-либо отражающих материалов, или с посеребрённой поверхностью. В том же 1936 году в Италии был снят «Nozze Vagabonde», в Германии «Zum Greifen Nah», за ними в 1939 году последовали немецкий же «Sechs Madel Rollen Ins Wochenend» и американские «In Tune With Tomorrow» (1939) и «Magic Movies: Thrills For You», стереофильмы, снятые с расчетом на демонстрацию с использованием полароидных очков. Съёмки осуществлялись с помощью различных систем камер, разрабатывавшихся самими студиями. В 1939 году начинается Вторая мировая война, и на протяжении всех 1940-х годов интерес кинопроизводителей к стереокинематографу практически исчезает. «Золотой век» (19521955) Считается, что «золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году, когда свет увидела первая стереоскопическая цветная кинолента «Bwana Devil», снятая Архом Оболером. Фильм снимался по технологии Natural Vision, разработанной М. Гунцбергом и его соратниками. Изобретатель предлагал свою камеру сразу нескольким студиям, но заинтересовался ею только Оболер[ 17]. Главные роли исполнили Роберт Стэк. Барбара Бриттон и Найджел Брюс. Как и практически все остальные полнометражные стереофильмы эпохи, «Bwana Devil» демонстрировался с помощью двойного проектора, и предполагал использование поляроидных фильтров. Каждый из проекторов вмещал плёнки не более, чем на один час фильма, в связи с чем возникала необходимость в антрактах (во время которых загружали вторую часть фильма). Эти антракты часто специально прописывались в сценарии и приходились на какой-либо значимый поворот сюжета. В апреле 1953 года Columbia Pictures выпускает стереофильм «Человек в темноте» (Man in the Dark), a Warner Bros. «House of Wax» («Восковой Дом»), второй из которых стал первым в истории фильмом, озвученным в стерео. Благодаря «Восковому дому» актёр Винсент Прайс превратился в звезду фильмов ужасов, а заодно и «королём 3D», поскольку он же снимался в главных ролях и в нескольких других стереоскопических лентах того же времени. Успех этих двух фильмов помог киностудиям в нелёгкой борьбе с телевидением, отбиравшим у кинотеатров в ту пору всё большую часть аудитории. Практически все крупные студии так или иначе оказались причастны к 3D-6vmv, не исключая The Walt Disney Company, выпустившей в 1953 году короткометражные стерсомультфильмы Adventures in Music: Melody и Working for Peanuts. В том же 1953 году, однако, появились первые признаки спада интереса к стереофильмам. Причин к тому было несколько: · Обе плёнки необходимо было проецировать одновременно. · После ремонта обе плёнки должны были сохранять исходные параметры, иначе происходила рассинхронизация. · Сохранение синхронизации требовало подчас усилий сразу двух человек. · Когда либо плёнки, либо затворы на визорах рассинхронизировались, смотреть фильм было практически невозможно. Жалобы на зрительное утомление и головную боль были нередки. Посеребрённые экраны требовали, чтобы зрители находились прямо напротив них, с боковых мест ничего не было видно. Конец 1953-го и начало 1954-го годов, при всём при этом, оказался вполне успешным для стереокинематографа сезоном: свет увидели полтора десятка весьма успешных стереофильмов (в их числе экранизация мюзикла «Целуй меня, Кэт» и фильм Альфреда Хичкока « Очередной упадок начался в конце весны 1954 года: стереоформат не выдерживал конкуренции с широкоэкранным форматом. И хотя фирма Polaroid выпустила новейшие фильтры, которые распознавали сбои в синхронизации и позволяли их исправлять, прокатчики предпочитали более не связываться со стереокинематографом. Последний стереофильм, относившийся к «Золотому веку», стал Revenge of the Creature («Месть твари», 1955 год), по иронии судьбы, ставший весьма популярным у зрителей и показавший отличные результаты по сборам. Новая волна (I9601979), одиоплёночный формат Стереоскопические фильмы в первой половине 1960-х годов появлялись редко; практически все, снятые в эти годы ленты, демонстрировались в анаглифическом формате. В 1961 году, например, студии Beaver-Champion/Warner Bros, выпустили фильм «Маска», большая часть которого была снята в стандартном 20-формате; стереоскопическими оказались только те сцены, где главный герой надевал проклятую ритуальную маску. Эти сцены были напечатаны на плёнке Technicolor в красно-зелёном анаглифическом формате. «Вторая волна» стереокинематографа началась, как и в 1950-е годы, с Арха Оболера, снявшего фильм «Пузырь» (Bubble), применив новую технологию Space-Vision 3D. В случае с этой технологией стереоскопические фильмы печатались на одной плёнке стандартного размера (изображения для левого и правого глаза располагались друг над другом), и для их демонстрации нужны были только специализированные линзы для проекторов. У этой системы было множество достоинств по сравнению с прежними решениями, но был и недостаток: изображение оказывалось более тёмным и тусклым. Фильм Оболера критика разругала в пух и прах, однако у зрителей он пользовался изрядной популярностью, а сама технология стала выглядеть довольно привлекательно для кинопроизводителей, особенно для независимых студий, у которых не было средств на дорогостоящие двухплёночные стереосистемы. В 1970-м году компания Stcrcovision. основанная режиссёром и изобретателем Алланом Силлифангом и специалистом по оптике Крисом Кондоном, выпустила на рынок новое решение для демонстрации стереофильмов. В отличие от Space-Vision 3D, два дополняющих друг друга изображения располагались не друг над другом, а рядом (всё также в одном кадре, будучи «сплющенными» по горизонтали). Для демонстрации требовались анаморфические линзы и поляроидные фильтры на визорах (благодаря чем «сплющенные» изображения растягивались). Компании Sherpix и Stcrcovision выпустили в кинотеатры эротическую комедию «Стюардессы» с бюджетом 100 тысяч долларов. Прокат этой ленты принёс создателям 27 миллионов долларов в одной только Северной Америке (около 114 миллионов долларов в пересчёте на современный курс), даже при том, что фильм шёл менее чем в 800 кинотеатрах. «Стюардессы» оказался самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа, и одним из самых прибыльных фильмов вообще. Впоследствии его неревыпустили в 70-миллиметровым формате, а в 2009 году его планируется перевыпустить в форматах Храп P. RcalD Cinema и Dolby 3D. За последующие 25 лет в формате Stcrcovision были выпущены около 36 фильмов. При этом изрядная часть их относилась к эротическому жанру (а иногда и порнографии), к жанру «хоррор», а иногда -как «Франкенштейн Энди Уорхола» представляли собой комбинацию того и другого. Вершина возрождения (19801984) В восьмидесятые годы своё триумфальное шествие по миру начинает IMAX (крупноформатный 70- мм стереоформат с изображениями, размещёнными друг рядом с другом); преимущественно в формате IMAX выпускаются документальные фильмы, первым из которых был « («Transitions»), подготовленный для выставки Expo'86 в Ванкувере (Канада). Первой художественной лентой, выпущенной в IMAX 3D, оказались «Крылья Отваги», 45-минутный фильм о писателе и пилоте Антуанс дс Сент-Экзюпери. За этим последовала целая череда фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию, в их числе «Челюсти 3», «Пятница. 13-е. Часть 3 в 3D» и множество других. 20032009 годы
В сентябре 2003 года компания Sabucat Productions организовала первый фестиваль «Всемирная Стереоэкспозиния» (World 3-D Exposition) в честь полувекового юбилея первой «стереолихоралки». Фестиваль проходил в театре Grauman's Egyptian Theatre, и за две недели зрителям были продемонстрированы более 30 стереоскопических фильмов «Золотого Века», большая часть из которых поступила из коллекции историка кинематографа Роберта Фурманека, которую тот собирал в течение 15 лет. На показах присутствовали многие из актёров, снимавшихся в этих фильмах, и зрелище забитого до отказа зала многих из них растрогало до слёз. Спустя три года Фонд сохранения стереокинематографа (3-D Film Preservation Fundi провёл второй фестиваль под тем же названием, и на нём демонстрировались старинные стереофильмы, которых никто никогда не видел после их премьеры, а также ряд фильмов, ранее в стереоформате не выпускавшихся. Четыре короткометражных фильма «Carmenesque» (1953), «A Day in the Country» (1953) и две короткометражки Уильяма Келли из серии Palsticon (1922 и 1923 годов производства), продемонстрированные аудитории, считались давно утраченными. В 2003 году свет увидел первый полнометражный стереофильм в формате IMAX «Призраки Бездны» Джеймса Кэмерона. Фильм был снят с помощью системы цифровых камер Reality Camera System, разработанной совместно Кэмероном и оператором Винсом Пейсом. Впоследствии эта же система использовалась для съёмок таких фильмов, как «Дети Шпионов 3D: Конец игры» (2003), «Пришельцы из Глубин IM АХ» (2005) и «Приключения Шаркбоя и Лавы в 3D» (2005). В августе 2004 года рэп-группа Insane Clown Posse выпустила очередной студийный альбом «Hell's Pit», в одной из двух версий которого содержался DVD-диск с клипом на песню Bowling Balls, снятым в 3D в HD-формате! 18]. В ноябре 2004 года мультфильм «Полярный экспресс» вышел в прокат в 66 кинотеатрах 1МАХ 3D. Также он был выпущен в 3584 обычных кинотеатрах. Однако четверть общего дохода фильма поступила именно из сети 1МАХ, и в среднем каждая демонстрация в 1МАХ приносила в 14 раз больше прибыли, чем демонстрация в обычных кинотеатрах. Это в очередной раз подхлестнуло интерес кинопроизводителей к стереоформату. В мае 2007 года начался показ фильма «Шрам 3D». первой полнометражной картины, снятой в США в формате RcalD 3D. Фильм лидировал по сборам с проката во многих странах, в том числе России. В январе 2008 года 3AIity Digital и National Geographic Entertainment выпустили U2 3D, документальный фильм, снятый целиком в цифровом стереоформате на концертах группы U2 (камера и сопутствующее ПО разрабатывалось компание 3ality Digital). 29 мая 2009 года в прокат вышел стереовариант фильма «Вверх» первый стереофильм, снятый студией Pixar. Это лишь некоторые примеры художественных и анимационных фильмов, выпущенных в ЗО/стерсоформате. На фоне падения продаж билетов в традиционные кинотеатры, прибыли от ЗО/стсрсопроката продолжают расти, в то время, как технологии стереосъёмок и конвертации обычного изображения в стереоскопическое развиваются и становятся всё менее проблемными. В июне 2006 года IMAX и Warner Bros, выпустили фильм «Возвращение Супермена» с 20 минутами стерсоматсриала, сконвертированного из оригинальных «плоских» съемок. Джеймс Кэмсрон в конце 2009 выпустил фильм «Аватар» в цифровом стереоформате, как для обычных кинотеатров, так и для IMAX, и собирается снять фильм «Боевой Ангел Алита» таким же образом. Естественно, растёт и интерес к этой области и среди ведущих режиссёров. Ещё в 2005 году Стивен Спилберг заявил, что планирует запатентовать стереокинематографическую систему, которая не потребует от зрителей надевать стереоочки. Стереоскопические фильмы в России и СССР В России первый стсреокинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в марте j.911 года[19]. Здесь демонстрировались 3D картины зарубежного производства, а также цветные фильмы, снятые по технологии «Кинсмаколор». После революции с середины 1930-х годов основные исследования в области стереокино велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ)(41.
Двухплёночная система В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра «Художественный» состоялся демонстрационный показ фильма «Выходной день в Москве» (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков). Съёмка этого фильма производилась на две киноплёнки киносъёмочным аппаратом, специально спроектированным в НИКФЩ20]. Часть эпизодов фильма снималась в цвете по трёхплёночной системе, аналогичной процессу «Техниколор». При этом использовалась комбинация из двух трёхплёночных камер «ЦКС-1», одновременно снимавших на шесть киноплёнок: по три на каждую часть стереопары[21 ]. Для просмотра изображения классического Формата использовалось поляризационное разделение изображений, требующее очков. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы