Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О славном индийском боге Ганеше



 

 

1

 

У Шивы, индийского бога,

три глаза и рук много,

синим вся шея окрашена –

Шива, конечно же, страшный.

 

Шива в разных ипостасях может быть наводящим ужас, а может быть и прекрасным (достаточно взглянуть на скульптуру Шивы в Ришикеше, напротив ашрама Пармат Никетан).

 

Зато Парвати, его жена,

прекрасна, словно весна:

глаза – озёра, губы – цветы,

можно ослепнуть от красоты.

 

Так бывает и в нашей природе:

чудо‑жена при муже уроде.

 

Здесь слово «урод» надо понимать как «дикий мужчина» из песни группы «Ленинград», то есть настоящий красивый мужчина с его мужскими, недоступными прекрасному полу интересами.

 

2

 

Шива часто ходил на войну,

и жену оставлял одну.

А Парвати в доме пустом

скучала, мечтая о том,

 

чтобы родить ребенка,

мальчишку или девчонку,

чтобы был, как она, красивый,

и могучий, как сам Шива.

 

И вот однажды взяла

да мальчика родила.

 

Боги, а особенно Шива и Парвати, владеют искусством телесной любви в неизмеримо большей степени, чем мы, смертные, а вот зачатие и роды – для индийских богинь явление редкое. Чаще всего их дети появляются чудесным образом. Так, по одной версии, Парвати вылепила Ганешу из грязи и благовонных масел, которые соскребла со своего тела, по другой – Шива скрутил из ее одеяний куль, и когда она прислонила его к груди, ворох тряпок стал ребенком. В «Вараха‑пуране» излагается другая версия рождения Ганеши: он вырос из сияния величия Шивы, а Парвати, которой это не понравилось, прокляла Ганешу, и он потерял голову. Есть еще несколько версий рождения слоноголового бога.

 

3

 

В индийском раю, на горе Кайлас,

дети растут быстрей нас,

так Ганеша, ребенок Парвати,

однажды стал выше матери.

 

И сказал он: «Теперь я могу

дать отпор любому врагу,

меч сжимая крепкой рукой,

буду я стереть твой покой!

 

Живи, моя мама, спокойненько,

замочу я любого разбойника!»

 

 

4

 

Но приходит с войны отец

и видит: какой‑то малец

стоит у ворот рая

и никого не пускает.

 

«Что стоишь на моем пути,

поскорей меня пропусти,

боятся меня даже боги.

Прочь уходи с дороги!»

 

А Ганеша на этот бред

отвечает, конечно: «Нет!»

 

 

5

 

Замахал Шива всеми руками,

но Ганеша стоит словно камень,

ни на шаг не сошел с пути,

лишь ответил Шиве: «Прости,

 

зря ты руками машешь!»

Тут совсем разозлился папаша,

хвать трезубцем по голове:

капли крови сверкнули в траве –

 

не спас Ганешу ни щит, ни меч,

ничего не осталось выше плеч.

 

 

6

 

Тотчас прибежала Парвати,

начала от горя кричать и плакать:

«Ах, Шива, мой господин,

это же твой родной сын.

 

Теперь он совсем безголовый,

не говорит ни слова!»

Можно жить без рук и без ног,

быть круглым, как колобок,

 

но даже бессмертному богу

без головы очень плохо.

 

«Брихаддхарма‑пурана» излагает еще одну версию потери головы. Дело в том, что, когда Ганеша родился, Парвати пригласила богов на смотрины. И один из них, Шани, не смел поднять глаз на младенца. Он объяснил это тем, что проклят и его взгляд приносит несчастье. Парвати не поверила: «Уж моему‑то сыну ничего не будет!» Шани посмотрел на Ганешу, и у мальчика исчезла голова.

 

7

 

Ответил ей Шива: «Жена,

это правда, моя вина,

но исправить ее легко,

не будем ходить далеко:

 

голов в этом мире много

и любая подходит богу.

Посему горевать тебе нечего,

можно выбрать первую встречную.

 

И я тебе гарантирую,

что легко её демонтирую».

 

 

8

 

Но продолжила плакать Парвати:

«Голова – не костюм и не платье,

и нет лучше той, конечно,

что раньше была у Ганеши:

 

прекрасная и большая,

с глазами, носом, ушами,

вполне соразмерным ртом,

и мудрой была при том!

 

Можно весь мир обойти,

но лучше её не найти».

 

 

9

 

Шива сказал: «Ты, жена, не права –

есть на примете одна голова!»

И слоновью голову к телу

Ганеши он ловко приделал.

 

Очнулся Ганеша довольный,

ему даже не было больно,

только шрам остался на шее

на память… как украшение:

 

для реального пацана

голова любая ценна!

 

Согласно «Брихаддхарма‑пуране» голова принадлежала вовсе не первому встречному, а божественному слону Айравате, вахане Индры. И добыча головы вызвала серьезные разборки среди богов. Но в итоге Айравату окунули в океан и у того выросла голова не хуже первой. Так что в процессе мифа ни один слон не пострадал.

 

10

 

У этой истории нет морали:

я записал, а вы прочитали.

 

Ганеше я уделил столько внимания непроста. Он покровительствует не только торговцам, деловым людям, но и путешественникам и писателям. Именно Ганеша под диктовку мудреца Вьясы записывал Махаб‑харату. А когда у него закончились перья, он обломал бивень и писал им. С той поры у Ганеши сломан один бивень.

 

Есть другая версия поломки бивня. Ганеша охранял покои своих родителей, когда на Кайлас пришел Парашурама, воин и аскет, дабы посетить Шиву и воздать ему почести. Ганеша не пустил героя. Тогда Парашурама бросил в него топором, подаренным некогда самим Шивой. Ганеша не стал уклоняться от отцовского оружия, и топор отсек ему бивень.

 

Ганеша столь популярен, что его можно встретить у входа почти в каждый индуистский храм. Но каково было мое удивление, когда я однажды встретил Ганешу высоко в горах, за Гималаями, у входа в один из буддийских храмов. Оказывается, он просто принял буддизм. Но о том, как боги принимали буддизм, чуть позже, а сейчас предлагаю вернуться в ашрам очень почитаемого в Индии, и не только в Индии, человека – Махайога Пилота Бабы.

 

Изумрудный летчик

 

Его биография достойна целой книги, которая, возможно, уже и написана. В королевской семье Раджи 15 июля 1938 года в городе Сасараме, что находится в восточной Индии, родился мальчик, которого назвали Капилом (полное имя – Кунвар Капил Синга). Мальчик хорошо учился, окончил с отличием школу, затем химический факультет университета города Варанаси. Но вместо пути успешного ученого Капил выбрал карьеру военного и к моменту своего двадцатилетия уже был действующим летчиком‑истребителем. Здесь он также достиг совершенства – об этом говорят и высшие государственные награды «Шаурья Чакра» и «Вир Чакра», и то, что его имя попало в Книгу рекордов Гиннесса, как летчика, летавшего на предельно низких высотах. Это не позволяло засечь его самолет с помощью радара. Он даже получил прозвище Изумрудный Пилот.

На востоке Учитель намного больше, чем просто наставник. Великому Учителю не обязательно физически быть рядом с учеником – он и так всегда рядом с ним. У Капила был великий учитель – Хари Баба. Гуру будущего Пилота Бабы направлял мальчика с самого детства, появляясь перед ним в самые критические моменты жизни.

Так, например, во время войны с Пакистаном, когда самолет Капила был поврежден и посадка казалась почти невозможной, Хари Баба появился перед пилотом и помог посадить самолет. И позже, в тридцать три года, под влиянием своего Учителя полковник Кунвар Капил Синга оставил службу. Он удалился в Гималаи, где провел много лет в обучении у величайших мастеров йоги. Там он получил новое имя Сомнатх Гири Джи (полное его имя звучит как заклинание: Шри Махайог Махамандалешвар Джуна Акхары Свами Сомнатх Шри Джи Махарадж Пайлот Баба).

Говорят, что он достиг «невообразимых высот в медитации, и переход в состояние самадхи для него настолько привычен, как для нас переход из одной комнаты в другую».

 

Самадхи («соединение», «союз») – глубочайшее медитативное состояние в йоге. Понятие самадхи детализируется впервые в йоге Патанджали (классическая йога, основная система индийской йоги). Здесь самадхи – последняя, восьмая ступень йоги, высшая ступень медитативного погружения, временная реализация самости. Считается, что в самадхи изживаются глубинные кармические следы (санскары). В самадхи происходит соединение субъекта и объекта медитации, иногда это соединение понимается в смысле наивысшего блаженства, наступающего от созерцания божества. В самадхи отсутствуют влечения к чему бы то ни было, желания, тревоги, мысли, открывается истинное знание. Самадхи не гипнотический транс, но состояние сверхсознательной ясности, возникающее при прекращении психических «вихрей» обыденного сознания. При этом возникает ощущение того, что достигнут источник подлинного, духовного «я»… При самадхи происходят значительные психофизиологические изменения: торможение процессов коры головного мозга, замедление дыхания (почти до исчезновения), понижение температуры тела. В подобном состоянии опытные йогины могут пребывать сколь угодно долго. Зная время наступления своей смерти заранее, они намеренно вступают в самадхи и уже из него уходят из жизни. Поэтому самадхи иногда отождествляют со смертью (Цит. по: Пахомов С. В. Индуизм, йога, тантризм, кришнаизм (карманный словарь). СПб.: Амфора, 2002. С. 128–129.)

 

Уже не первое десятилетие к нему обращаются за советом министры и президенты, крупные бизнесмены и ученые. Впрочем, для него не важно, кто ищет его помощи, простой ли человек или значимая для этого мира фигура.

Существует много рассказов о чудесах, которые демонстрируют достигшие просветления. Пилот Баба неоднократно демонстрировал самадхи под землей, под водой и в воздухе. Под водой он находился более шести дней, а в герметичном контейнере – тридцать три дня. Эти рекорды были зафиксированы официально, и благодаря им Пилот Баба снова попал в Книгу Гиннесса. Медики называют такое явление «пролонгированной клинической смертью», йогины – наивысшим мастерством. Зачем нужны такие публичные шоу? Самое простое объяснение – показать, что мы не знаем предела человеческих возможностей, в том числе и своих собственных, что есть путь для их развития и для спасения себя и мира.

«Истинное самоотречение, – говорит Пилот Баба, – это достижение состояния без‑эго и совершение всех своих действий как пожертвование Богу. Живущий только ради Бога есть настоящий саньясин… Напоминайте уму о смерти. Это его улучшит. Помните, что придет день, когда смерть заявит о своих правах на ваше тело. Постоянное осознание этого приведет к контролю над умом, и он будет направлен на духовное развитие». С этим можно только согласиться. Сейчас Пилоту Бабе за семьдесят, но он по‑прежнему читает лекции, владеет несколькими языками, компьютерными программами и свободно выходит в Интернет.

Я много раз встречал в Индии русских учеников Пилота Бабы, это действительно очень светлые люди. Впрочем, большинство встреченных мною путешественников по Индии являются таковыми. И прежде чем продолжить рассказ о других великих учителях, с саньясинами которых мне довелось общаться, я хотел бы поговорить о путешествиях и путешествующих.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь